Зеленецкий во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра В. Баженова по рис. архит. А. Макушева. 1824 г. (ГПИБ) Зеленецкий во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра В. Баженова по рис. архит. А. Макушева. 1824 г. (ГПИБ) Согласно «Повести...», прп. Мартирий подвизался в Троице-Сергиевском мон-ре на своей родине, в г. Вел. Луки, под рук. духовника иером. Боголепа. Став насельником тихвинского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , прп. Мартирий в поисках уединения решил отправиться в Поморье, о чем уведомил своего ученика мон. Авраамия. В ответ Авраамий рассказал о бывшем ему видении: он, «воззрев на небо ко оной стране, идеже ныне пустыня сия, и виде на небе крест воссиял, светел, аки лучь, иссажен же звездами весь, над оным пустынным местом… Место же то непроходимо бяше, бо во мху стоит» ( Крушельницкая. 1998. С. 48). Помолившись перед Тихвинской иконой Божией Матери и получив благословение настоятеля, прп. Мартирий отправился к указанному месту явления «крестовидной зари». Проводником стал крестьянин Иосиф из дер. Буборино, расположенной в «четырех поприщах» от местности Зелёный Остров. Прп. Мартирий принес с собой иконы Св. Троицы и «Одигитрии» (утрачены). Поселившись на месте буд. мон-ря, он поставил «часовницу и малую хижину» (РНБ. Собр. СПбДА. А I/275; Крушельницкая. 1998. С. 184-197), затем храм во имя Св. Троицы. Позднее на средства Ф. Д. Сыркова († 1570) в З. м. была возведена трапезная Благовещенская ц. Когда собрались ученики, по их просьбе прп. Мартирий в Вел. Новгороде был рукоположен во иерея. В писцовой книге Обонежской пятины Вел. Новгорода за 1564 г., составленной А. Лихачёвым «со товарищи», упоминания о З. м. еще нет; в 1570 г., во время репрессий царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в Новгороде погиб жертвователь мон-ря Сырков, следов., обитель была основана в 1565-1570 гг. Впервые З. м. упоминается в писцовой книге Обонежской пятины за 1583 г.: «Монастырь Живоначальной Троицы зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальной Троицы, да на монастыре ж келья строителя Мартирия, да 2 кельи, а в них живут 2 брата, поп да проскурник; пашни четверть без полу осмины в поле, а в дву потому же, сена 15 копен, а обжи не положено, потому что распахали старцы на черном лесу сами» ( Неволин.

http://pravenc.ru/text/199709.html

На особое значение Троицкого собора, как избранного места прославления Пресвятой Троицы в России, указывает и видение над собором огненного столпа 25 сентября 1608 года. В ночь под память Преподобного Сергия над монастырем разгорелось такое светлое зарево, что думали, начался пожар. Когда иноки вышли из келий, то увидели «над главою церкви Святой Живоначальной Троицы столп огненный, стоящий даже до неба [...]. По малом времени столп огненный начал нисходить, свился в огненное облако и вошел через окно над дверью в церковь Святой Троицы» (1, с. 134). Подобное явление уже было ранее в истории христианской Церкви перед взятием Царьграда турками. Но тогда огненный столп ушел из Константинопольского храма на небо, предвещая этим оскудение благодати и гибель города. Снисхождение огненного столпа на Троицкий собор в день памяти Преподобного Сергия является противоположным пророчеством: если мы идем за Преподобным Сергием, если мы ученики его, то благодать Божия сохранит нас в единстве любви и веры. 3. Учитель богословия Богословием в древности называлось учение о Троице. Троица – единственный предмет богословия. Поэтому те немногие святые, которые получили именование «Богословов», Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов , были богословы как особливые учители Троичности (40). К особливым учителям Троичности можно отнести и святителя Григория Паламу и Преподобного Сергия, хотя именование «Богословов» не закрепилось за ними. Каждый из богословов Троичности внес свою лепту в церковную сокровищницу: Иоанн – откровение неизреченных тайн Превечного Совета Троицы; Григорий – завершительные вероопределения догмата о Святой Троице; Симеон – учение об обожении человека через стяжание благодати Святого Духа и озарение Троическим светом; Григорий Палама – учение об общей благодати (энергии) Трех Лиц Пресвятой Троицы и об обожении человека через причастность Божией благодати нетварному Свету (5). Исследователи указывают, что учение святого Григория Паламы об общей благодати Пресвятой Троицы глубоко занимало «Преподобного Сергия и для осведомленности в нем он посылал в Константинополь своего доверенного представителя, одного из близко стоявших к нему учеников – Афанасия, игумена Высоцко-Серпуховского монастыря» (28, с. 12; 42, с. 14). Но паламизм послужил лишь основой богословия Преподобного Сергия. Область его собственного богословского осмысления тайны Пресвятой Троицы была иная – христианская нравственность в ее соотнесенности с основами веры. Преподобный Сергий своей деятельностью раскрыл, что духовные устои человека коренятся в благодатной причастности жизни Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Существование любого храма предполагает и наличие главного храмового образа. Ранние древнерусские храмовые образы Пресвятой Троицы X-XII веков до нас не дошли, хотя понятно, что Русь на волнах новообретаемой веры могла заимствовать уже сложившуюся к X веку в Византии и на Западе определенную иконографию. Одно из самых ранних сохранившихся письменных свидетельств наличия иконных образов Пресвятой Троицы на Руси находим в Житии преподобного Сергия Радонежского: святой Сергий сразу после поставления игуменом, а также иереем (между 1353-1355 годами) молился перед иконой Пресвятой Троицы в одноименном храме, воздвигнутом ранее его совместными с братом Стефаном трудами. В молитве преподобного, пересказанной в Житии, содержится, быть может, самое раннее, самое краткое и самое глубокое русское богословие Пресвятой Троицы во образе Трех Ангелов за престолом. Созерцая икону, святой Сергий молит Бога, «дабы далъ несуменно смение у престола славы стати Живоначалныя Троица и къснутися рукама Агнца Божия, за мир заколеннаго Христа, Сына Божия» (Там же, стр. 330). Уже позже это богословие мощно разовьют духовные последователи святого Сергия: преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Макарий, митрополит Московский. Непосредственно в живописании образ Живоначальной Троицы боговдохновенно воплотит другой духовный последователь святого Сергия преподобный Андрей Рублев (+1430), а вслед за ним бесчисленные иконописцы всех последующих веков вплоть до нынешнего времени. Любовь и мир предстают в учении преподобного той силой, которая созидает во времени и вечности Святую Русь Молясь перед иконой Пресвятой Троицы после поставления игуменом, преподобный Сергий обращает внимание на главный урок, который люди могут получить при созерцании образа Божественного Триединства: знание о бесконечной любви Божией, нисходящей в мир и взывающей к ответной любви людей. Именно об этом сразу по завершении молитвы сказал новопоставленный пастырь в проповеди, обращенной к братии монастыря, и сослался он на знаменитые слова апостола Павла из послания к галатам: «Павел же к галатом глаголет: “Плод духовный есть любы, радость, миръ ”» (330). Любовь и мир, дарованные от Бога, предстают в учении преподобного пастыря той неодолимой силой, которая созидает во времени и вечности Святую Русь.

http://pravoslavie.ru/72311.html

Впервые за много столетий! Литургия в храме XII века. День Святой Троицы, Псков Впервые за много столетий в Псковском кремле на фундаментах древних храмов XII–XIII веков совершена Божественная литургия в день Святой Троицы. Древний Псков еще со времен Великой княгини Ольги, уроженки этого города, носит имя «Дома Пресвятой Троицы». 7 июня 2020 г. скрыть способы оплаты Комментарии Михаил 12 июня 2020, 11:06 служба проходила на фундаменте престола Воскресения Христова? Марина 8 июня 2020, 14:26 Дорогой Владыко Тихон! Спаси Вас Господь! Как прикипела душа моя к Вам! Не зная Вас лично с 2008 года я все время с Вами! Благодаря сайту Православие.ру стали все родными. Каждый день читаю новости сайта! В курсе всех событий! Теперь в курсе всех новостей Псковской митрополии! Насельники Псково Печерского монастыря стали родными благодаря воскресным карантинным Богослужениям. Остается посетить обитель, что бы увидеть своими глазами дорогих сердцу братий! Читательница (Подмосковье) 7 июня 2020, 22:00 В великий праздник Святой Троицы, день рождения Церкви Христовой, на родине Великой княгини Ольги, на берегу реки Великой совершилось самое великое дело жизни каждого человека - Божественная литургия и Причастие Святых Христовых Таин. Летопись великой России, которая «начинается здесь», на псковской земле, пополнилась еще одной замечательной страницей, написанной верой и любовью митрополита Псковского и Порховского Тихона, ему сослуживших и помогавших в реализации этой удивительной идеи. Потрясающее видео! Спаси, Господи! С Праздником! Виктория 7 июня 2020, 19:28 Низкий Вам поклон, дорогой владыка Тихон, за такое дивное торжество в день Пятидесятницы – Божественную литургию в Доме Пресвятой Троицы! Благодарность всем, кто организовывал и проводил трансляцию! Анна 7 июня 2020, 17:49 Благодарим за возможность поучаствовать в такой замечательной службе! Да ещё и на таком месте! 12 лет назад, впервые попав в Псковский кремль, я и представить себе не могла, что через несколько лет буду смотреть онлайн-службу на Праздник Св. Троицы именно оттуда! Ощущения невероятные, как будто мы там с вами и молились в Довмонтовом городе, а не дома. Благодарим Владыку и всех, кто организовал и совершение богослужения, и трансляцию - в данный период для тех, кто находится в самоизоляции, это - большое утешение! Спаси вас всех Господь!

http://pravoslavie.ru/131676.html

234 – 174. Иза Брянска Пречистые Богородицы Свинскава моностыря игумен Карнилей и в сына своего духовного места 344 келаря Иева руку приложил. 235 – 175. Того же монастыря строитель Варсунофей р. В экземпляре Оружейной Палаты 1 – 1. Смиреный Ефрем, Божиею милостию, митрополит Казанскый и Свияжскый. 2 – 2. Божиею милостию смиренный, Кирил, митрополит Ростовскый Ярославскый. 3 – 3. Смиренный Иона, Б[ожиею милостию, митрополит] С[арскии и Подонскии]. 345 4 – 4. Божиею милост[ию, смиренный Гераси]м,[архиепи]скоп [Суждалскии и Тору]скии. 5 – 5. См[иренный Феодорит, Божиею милостию, архиепископ Рязанскии и М]ур[омскии]. 6 – 6. Смиренный Арсений, Божиею милостию, архиеп[ис]коп Архангельскии. 7 – 7. Сми[ренный Иосиф, Коло]менскы и К[оширс]кый. 8 – 8. Смиренный Селивестр, еп[ископ Корелскии и Орешскии]. 9 – 9. [Рожественного монастыря архимарит Исаия]. 10 – 10. Ч[юдо]ва монастыря ар[химарит Аврамей]. 11 – 11. [Живоначалные Троицы Сергиева монастыря келарь старец Аврамей]. 12 – 12. Симонова монастыря архимарит Павел. 13 – 13. Свияжской архиморит Корнилей. 14 – 14. [А]н[д]рониковской архимарит Сергей. 15 – 17. Кирилова монастыря игумен Матфей. 16 – 15. С Костромы Ипатцкого монастыря архимарит Кирил. 17 – 16. Из Нижнева Печерского монастыря архимарит Феодосей. 18 – 18. Из Ростова Богоявленского монастыря архимарит [Иосиф]. 19 – 19. [С Костромы Богоявленского монастыря игумен Арсении]. 20 – 20. [Богоявленской игумен Семеон из Ветошного ряду]. 21 – 21. Из Ярославля Спаского монастыря архимарит Феофил. 22 – 22. [Чюдова монастыря келарь старец Мисаило]. 23 – 23. Из Боровска Пафнутьева монастыря игумен [Иона]. 24 – 24. С Волока Иосифова монастыря иг[умен Арсении]. 25 – 25. [Спа]ского монастыря из Суздаля архимадрит Ми[трофан]. 26 – 26. С Резани Спаской архиморит Рофаил. 27 – 27. С Вологды Каменого монастыря архимарит Питирим. 28 – 28. Из Ростова Борисоглебской игумен Петр. 29 – 29. С Р[еза]ни [Сол]отчинского монаст[ыря Трифон]. 30 – 30. С Вологды Прилуцково монастыря игумен Кирил. 31 – 31. Ис Кашина Колязина монастыря игумен Феодосей руку пр[иложил].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Таким образом он взял себе соляные озера, ежегодно приносящие ему большой доход, тогда как патриархи, бывшие до него, рыбу и соль приобретали покупкой. Он также воспретил всякому, кто этим торгует, платить пошлину – и все это в силу хрисовула. При продаже лошадей в столице и во всяком другом городе, царь получает две копейки с рубля, а монастырь Св. Троицы одну копейку; такой порядок во всей стране московской: из пошлины один архонт берет для царя две части суммы, а архонтъ 476 монастыря Св. Троицы одну часть. Но патриарх Никон взял себе половину дохода монахов, так что его ежедневный 477 доход составляет, как говорят, 20.000 рублей. Доход его с церквей этого города и окрестностей составляет 14.000 рублей в год; со всякой церкви (взимается), по числу ее прихожан, с самой бедной – рубль. Также получает он ежегодный сбор со всех церквей и священников своей области, который они вносят ему и своему архиерею. Доход монастыря Св. Троицы равен трети царского дохода, но патриарх Никон присвоил себе половину этого дохода, говоря: „патриарх имеет на это больше права“. Он взял также большую часть царских сокровищ монастыря (Св. Троицы), как мы потом увидели: – из них ни одного не было в патриаршей церкви, они даны в нее патриархом – облачения, обильно украшенные драгоценными каменьями и жемчугом, сосуды и пр. Монахам же осталось немного. Как человек с острым умом, Никон возвысился над положением иерарха и стал ведать государственные дела, и все начали его бояться. Тогда как (прежде) всякий архимандрит поставлялся и сменялся только по приказанию царя, патриарх Никон уничтожил этот закон: стал ставить и сменять их без спроса. Причина заточения келаря была следующая: до сведения патриарха дошло, что келарь брал взятки с богатых ратников монастыря, чтобы им не идти в поход, и посылал вместо них бедных, у которых не было средств (содержать себя), ибо монастырю св. Троицы цари дали в пользование четыре полка ратников, каждый в 600 человек 479 , дабы они по очереди держали стражу в нем и охраняли его интересы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

299 . (72). Псалтирь, напеч. в Москве, 1632 года, в лист, с подписью на первых листах внизу: Лета 7141 (1633) году апреля в 4 день, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря при архимандрите Дионисии, при келаре старце Александре, при казначее старце Иасафе, сия книга Псалтырь дана в книгохранительницу книгохранителю старцу Иасафу Кирьякову. 300 . (73). Псалтирь, напеч. в Москве, 1634 года, в большой лист, на полях оной от руки сделано множество изображений, олицетворяющих текст псалмов. По листам внизу, начиная с первого, подпись: Лета 7167 (1659) году сию книгу Псалтырь дал вкладом в дом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря бывшей келарь старец Симон Азарьин по себе и по своих родителех в наследие вечных благ и будущего ради покоя. 301 . (55). Апостол, Московской печати 1597 или 1606 года, в лист, с тремя подписями: 1) Книга предела святого мученика Феодора Стратилата (в Успенском соборе лавры). 2) Лета 7119 (1611) генваря в 30 день сию книгу Апостол тетр дал вкладу в дом Живоначальные Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону того же Троицкаго Сергиева монастыря келарь старец Аврамей Палицын в наследие вечных благ. 3) Лета 7178 (1669) декабря в 13 день, Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря при властех: при архимандрите Феодосие, да при келаре старце Леонтие Дернове, да при казначее старце Киприане, дана сия глаголемая книга Апостол из книгохранительныя казны в пустыню чюдотворцовых Сергиевых родителей в церковь Рождества Христова. 302 . (56). Апостол, Московской печати 1621 или 1623 года, в лист. На л. 16 подпись, повторенная далее по листам внизу: Лета 7133 (1625) сию книгу Апостол дал в дом святого Богоявления Господа Бога на Москве подле царева двора и патриарша чернец Иосиф Ерофеев по отце своем игумене Евфимии и прочих родителех. 303 . (57). Апостол, напеч. в Москве, 1631 года, в лист, с двумя подписями по листам внизу: 1) Сия книга взята Троицкой десятины Переславскаго уезду Залескаго села Дерюзина из церкви Николая чюдотворца. 2) Лета 7143 (1634) месяца ноября в 26 день положена сия книга Апостол тетр. Положила сию книгу вдова Анна Олександрова дочь Языкова Григорьевская жена Монастырева – Смольянина, положила Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря в отчине в селе Хрептове в церкве Воскресения Христова и у великаго чюдотворца Николы на богомолие, что по ней стоит служить и Бога молить. А дана сия книга при священнике при Прохоре. И кто впредь будет у тоя церкви священник, и по ней служить, и тоя книги от Воскресения Христова не относити, ни отдати, ни продати, ни в заклад не положити ея, ни другу ни отдати, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ярославль. Церковь Троицы Живоначальной в Смоленском. Троицкая церковь в Смоленском Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Святой Троицы п. Смоленское г. Ярославля первоначально построен в 1669 г. игуменом Толжского монастыря Гордианом, но в 1832 г. по ветхости с самого основания перестроен отчасти усердием прихожан, а более – граждан. Расположен храм на месте Смоленского мужского монастыря, основанного игуменом Толжского монастыря Иоилем в 1642 г. Один из трех монастырских храмов: Святой Троицы, Смоленской иконы Божьей Матери, Всех святых. Монастырь упразднен в конце 17 века. В 1932 г. Смоленский и Всехсвятский храмы переданы Долматовскому сельсовету и позднее снесены. В храме Святой Троицы п. Смоленское находятся чудотворная икона Божьей Матери «Ярославская Смоленская» и Животворящий Крест с частицей Московских, Новгородских, Ростовских и Ярославских угодников. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы Построен в 1832-1835 гг. на средства прихожан и благотворителей на месте Смоленского мужского монастыря, основанного в 1642 г. и упраздненного в конце XVII в. Небольшой каменный храм трапезного типа выполнен в духе позднего классицизма. Южный и северный фасады четверика украшены пилястрами без капителей. При этом они даже не образуют портик: антаблемент неполный, фронтон или аттик отсутствуют. Завершение основного объёма барочное – криволинейная конфигурация крыши имеет два перелома. Венчает храм луковичная главка с перехватом на восьмигранном барабане. Прямоугольные окна без наличников, но на четверике над проёмами расположены квадратные ниши, а на трапезной и алтаре – прямые сандрики, чередующиеся с полукруглыми нишами. Над небольшим притвором устроен купол с миниатюрной луковичной главкой. Престол в храме один — во имя Святой Живоначальной Троицы. Особенно почитались иконы Божией Матери — Смоленская и Святогорская. По преданию, Смоленская икона Божией Матери, находившаяся в келье архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Адриана, 12 октября 1642 года чудесным образом перенеслась в Смоленский монастырь, поставленный в ее имя.

http://sobory.ru/article/?object=18374

И хощу аз тебе место дати покойно за твое смирение и кротость у живоначалныя Троицы, иже где преподобный Серги препочивает, у любезного твоего друга архимадрита 861 Артемия, место покойно будет у него. А Святую гору не взирай во свою обитель итти, но у живоначалныя Троицы и кости свои положити, но токмо вселенстии патриарси тебе нам даша вечно. И поклоняется преподобный великому государю и глагола: буди Господа Бога моего, царя небеснаго воля и твоя государева, а не моя; буди тако по глаголу твоему государеву. Исполнишася вся пророчествия (л. 58 об.) великих отец о мне, что кости мои скрыются перстию во обители живоначалныя Троицы, иже Сергиево обитание быша. И тако глаголаста со великими слезами пред государем и много беседоваше с государем о ползе душевней и о телесней, и великому государю вся беседы старча в ползу ему быша и во спасение и в радость быша. И великий государь одари преподобнаго дарми многими, и отпущает его во обитель живоначалныя Троицы, и посылает от себе своего любимаго и славнаго думного дьяка Ивана Васильевичя Самороскаго. И глагола великий государь ко своему дьяку: Иванне! Отдай сего преподобнаго инока Максима архимадриту 862 Артемию, и чтобы ему велию честь воздавал за его (л. 59) великое смирение. И отпустиша их любезно. О приходе во обитель живоначалныя Троицы преподобьнаго отца нашего Максима. И прииде во обитель живоначалныя Троицы в Сергиев монастырь преподобный отец наш и многострадалный Максим во обитание свое в лето 7057 году месяца сентября в 20 день. И входит в монастырь, и возвестиша архимадриту Артемию о приходе преподобна Максима. И выходит архимандрит 863 Артемий ис кельи своея, и приимает его с честию, и любезно целовастася и глаголаста по апостольскому словеси: приимите друг друга любезно, и тако исполните закон Христов. И вси иноцы услышася о приходе преподобнаго славнаго отца нашего (л. 59 об.) Максима, и стекошася токмо и не вси иноцы и смотряще на красоту возраста его, а наипаче веселящеся духовно, таковаго отца, и учителя, и проповедника и страдалца сподобихомся видети.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ангелы предсказали Аврааму чудесное, вопреки биологическим законам, рождение Исаака. Под видом ангелов-странников Аврааму явилось само троичное божество. Изображение события приобрело необыкновенную актуальность после принятия догмата о триединстве на II Вселенском соборе (881 г.). Изображение Ветхозаветной Троицы стало рассматриваться как демонстрация единства трёх лиц, их равнозначности и единосущия их, и одновременно разницы ипостасей. В новозаветной традиции трапеза у Авраама Троицы Ветхозаветной – прообраз будущей искупительной жертвы и евхаристической трапезы. Поэтому явление трёх ангелов Аврааму и вкушение ими агнца – закланного Авраамом тельца, воспринимаются в контексте космического домостроительства Господня, и предвечного совета Троицы о судьбах мира и человечества. Первые сведения об изображении Троицы относятся к 314 г. Композиция практически обязательна в составе раннехристианских и ранневизантийских декораций (мозаики церквей Санта Мария Маджоре в Риме, Сан Витале в Равенне). На протяжении средне-византийского периода «Ветхозаветная Троица» – сцена, входящая к евхаристические циклы (фрески храмов Св. Софии Киевской, Св. Софии Охридской, XI в.). С обновлением литургической дискуссии на тринитарную тему и конце XII в., сцена вновь начинает изображаться как самостоятельная композиция (фрески капеллы монастыря Иоанна Богослова на Патмосе, ок. 1200 г.). Новый интерес к этому сюжету возникает в конце XIV – начале XV столетия. На этот период приходится монументальное изображение Св. Троицы во фресках Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, целая серия византийских и русских икон со Св. Троицей, включая знаменитую икону Андреи Рублева. По-видимому, эта новая актуализация композиции связана с исихастской традицией, в которой изображение Троицы – образ грядущего преображении и обновления всей твари и космоса на основах единства и просветлённой гармонии, присущей самой Троице. Именно так трактует этот образ преподобный Никон, заказчик рублёвской иконы, призванной «побеждать страх ненавистной розни мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010