Сей предсмертной молитве Господа нашего Иисуса Христа Отец внял в полной мере, и ее плоды вскоре явились. Первомученик за веру Христову, святой архидиакон Стефан, во время страданий своих увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян.7:55). А прозорливый апостол Павел пишет, что Бог воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его (Еф.1:20-22). Вот то, что относится к прославлению Господа Иисуса Христа. А что касается духовного единения последователей Его - и сие осуществилось так, как Он молил Отца. Ибо говорится в Деяниях святых апостолов, что все они единодушно пребывали в молитве и молении (1:14); у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (4:32). Однако, как мы отметили, молитва Христова относится не только к апостолам - хотя к ним в первую очередь - но и ко всем, кто уверовал и уверует в Господа по слову их. Эта молитва относилась, таким образом, и к святым отцам Первого Вселенского Собора, память коих мы сегодня совершаем. Соблюди их, - молился Господь Отцу Своему. И Отец соблюл их от заблуждения арианства и Духом Святым вдохновил, просветил и укрепил - и они веру Православную защитили и утвердили. Но эта молитва относится и ко всем нам, крещенным в Церкви Апостольской и узнавшим от апостолов и их последователей о спасительном имени Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О братия мои, подумайте о том, что Господь Иисус Христос две тысячи лет назад пред самой Своею смертью думал о вас и молился о вас Богу! О, да соблюдет и да очистит вас всесильная молитва сия от всякого греха, да исполнит вас радости и да соединит сердца и души ваши! Да будете все едино в прославлении Отца и Сына и Святаго Духа - Троицы Единосущной и Нераздельной, Коей подобает слава ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

http://pravoslavie.ru/46848.html

Что же касается того священника, на которого жалуется народ, то, ежели нет надежных свидетелей, которые могут подтвердить истинность предъявленного обвинения, пусть всякий священник на основании своей присяги будет отпущен без осуждения, но он должен привести в качестве свидетелей своей чистоты и невиновности того, кому все известно и открыто, и так да пребывает в своем прежнем положении. Касательно человека, над которым епископом была совершена конфирмация 103 : да не повторяется над ним это действие. При принесении Бескровной Жертвы следует обращать внимание на то, что Господь наш Иисус Христос преподал Своим святым ученикам. А именно: Он взял одну чашу и дал ее им со словами: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор. 11:25 ). Этому отнюдь не сообразно, если на престол во время совершения мессы ставят две или три чаши. Ты вопрошал об идоложертвенных яствах, можно ли от них вкушать, если верующие осенят их знамением животворящего креста. В качестве ответа довольно будет того, что сказал блаженный апостол Павел: Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести ( 1Кор. 10:28 ). Далее ты вопрошал, если отец или мать отдали своего сына или свою дочь уже в детские годы за монастырские стены для жительства по монашеским уставам, имеют ли они право по достижении зрелости выйти из монастыря и вступить в брак. Этого мы всячески избегаем, поскольку это грех , чтобы дети, посвященные родителями Богу, давали волю своим страстям. Далее ты говорил о том, что некоторые были крещены священниками, нарушившими обеты брака и недостойными, без вопрошания о своем исповедании. Здесь да держится твоя любовь древнего обычая Церкви, что кто был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может креститься еще раз; поскольку он получил сей дар благодати не во имя крестившего, но во имя Троицы. Это должно соблюдаться так, как говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Все-таки мы заповедуем тебе таковым еще усерднее преподавать духовное наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Парфений 418 , отличавшийся, по его словам, «сверх многих других сведений, познаниями философскими и по благонравию и деятельности весьма способный к должности инспектора» 419 . Если таким образом назначался инспектор в академию ради ее блага 420 арх. Филарет, а не Парфений, то понятно, что на него возлагались большие надежды к устройству как самой Академии, так и по постановке в ней учебных занятий. И Филарет, везде и всегда верный самому себе, показал здесь всю приложимость своих научных, религиозных, моральных, экономических, административных и тому подобных знаний. Он работал здесь так много, что даже мало спал. «Служение в Моск. Академии, – говорил он о себе, – стоило мне особенно великих трудов, которые и были вполне благоплодны» 421 . Эта продуктивная работа Филарета в Академии была засвидетельствована многими лицами. Так, сам арх. Августин, который был против назначения Филарета в Академию, через 2 месяца его службы о нем писал в Петербург митрополиту: «О. инспектором архимандритом я очень доволен» 422 . Две ревизии академии, одна во время инспекторства Филарета 423 , а другая во время его ректорства 424 , свидетельствуют о нем с достаточной ясностью как об инспекторе, так и ректоре. «Благочестие и строгая жизнь Филарета Амфитеатрова , читаем мы в отзыве о нем ревизора еп. Филарета Ревельского (Дроздова), дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих» 425 . И еще: «Общий характер Академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием характера Филарета» 426 . Наконец, назидательное 427 , беспримерное и ревностное 428 прохождение служения Филарета в званиях инспектора и ректора Академии было отмечено Св. Синодом и государем императором. Св. Синод присвоил ректору Филарету лично степень настоятеля первоклассного монастыря, а затем в 1817 г. назначил его действительным настоятелем первоклассного монастыря Ставропигиального Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим 429 . Государь же император сопричислил Филарета к ордену Анны 2-й степени 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 4 февраля за 337, с уведомлением о получении возвращенной Советом рукописи под 927 („Сборник“ XVI в.). ж) Правления Вологодской духовной семинарии, от 22 марта за 423, с уведомлением о получении возвращенной Советом рукописи семинарской библиотеки под 16 („Обиходник Глушицкого Дионисиева монастыря“). з) О. Наместника Кирилло-Белозерского монастыря, от 24 марта за 48, с уведомлением о получении возвра- —102— щенной Советом рукописи монастырской библиотеки под 13 („Правила св. Апостол“). и) Канцелярии Комитета Попечительства о трудовой помощи, от 7 февраля за 1568, с уведомлением о получении книг, возвращенных Советом Академии при отношении от 24 января за 42. Совета Императорской Казанской Духовной Академии, от 31 января за 237, с препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий профессорского стипендиата иеромонаха Иеронима (Чернова), книг: 1) Μ. I. Ménant. Annales des Rois d’ Assyrie и 2) I. Furst. Kultur– und Literaturgeschichte der Iuden in Asien. к) Совета Императорской Казанской Духовной Академии, от 7 февраля за 433, с препровождением, для того же лица и на тот же срок, книг: 1) Неппе – Am Rhym. Kulturgeschichte des Iudentums и 2) Hildebrandt. Iuda’s Verhältniss zu Assyrien in Iesaia’s. л) Императорского Московского и Румянцовского Музея, от 6, 24 и 27 февраля и 4 марта за 197, 280, 298 и 331, с препровождением: 1) греческой рукописи из собрания Григоровича под 818:2) греческого старопечатного сборника различных служб, изданного в 1741–42 г.г. в Мосхополе, 3) рукописи из собрания Пискарева под 474 („Кормчая“) и издания – „Статьи по славяноведению“, т. III. м) Императорской Публичной Библиотеки, от 30 января, 11 и 26 января за 349, 585 и 760, с препровождением, на трехмесячный срок, – 1) разных книг и журналов (русских) в 19 томах; 2) книг – Acta societatis scientiarium fennicae. t. ΧVIII, и Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica. Edidit Carolus de Boor. 1880; 3) книг – Winckler. H. Keilinschriftliches Textbuch ztim Alten Test. и Records of the Past. Vol. V, VII, IX.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19) Никита Петрович Гиляров-Платонов – 2-й магистр XVI курса. Сын священника г. Коломны, учился в Москов. семинарии и Академии, которую окончил в 1848 г. Магистерское сочинение написано было им на тему: «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого». По окончании курса, как бакалавр, читал лекции по герменевтике и учению о вероисповеданиях, ересях и расколах. Был выдающимся преподавателем; его слушали, «затаив дыхание». В 1854 г. закончилась его профессорская деятельность. Это зависело от воли м. Филарета. В 1855 г. вышел из духов. звания, причем духов. начальство все-таки аттестовало его «исправным и надежным». В Москве сошелся с кружком славянофилов и был ближайшим сотрудником «Рус. Беседы», «Дня», «Москвы» и позднее «Руси»; вместе с Ю. Самариным переводил богословские сочинения Хомякова, изд. за границей, на русск. язык. Участвовал и в «Рус. Вестнике», потому что не чуждался и других течений общественной мысли, помимо славянофильских. С 1856–63 г. был цензором Моск. комитета, причем широта его взглядов, смелое направление мысли, дисциплинированное духовной школой, делали то, что многие повременные издания и литературные работы держались и видели свет только благодаря отваге цензора, в существе дела благонамеренного, хотя и не всегда согласного с конкретными требованиями высшего цензурного начальства. 11 августа 62 г. Гиляров принужден был оставить цензорство и получил назначение на должность чиновника особых поручений при Министерстве Народн. Просвещения. В этой должности он работал над выработкой нового цензурного устава. В августе 63 г. получил место управляющего Моск. Синод. типографией, где упорядочил библиотеку, реставрировал типограф. палаты, которые старался охранить от использования в коммерческих целях. Не сойдясь во взглядах с новым об.-прокур., графом Д. А. Толстым, в 1867 г. Гиляров оставил казенную службу навсегда, чтобы посвятить себя исключительно публицистической деятельности. 1 декабря 67 г. вышел 1-й Гиляровских «Соврем. Известий», которые после того издавались в течение 20 лет. За это время журналист-философ, христиански и научно образованный, честно поработал обществу, сближая его с жизненно-церковной областью, освещая своим православно-русским миросозерцанием общественные вопросы, разбирая и указывая ложные стороны теорий социализма, утилитаризма, индивидуализма и т. д. Выдающийся талант среди современных публицистов, отличавшийся богатством мысли и слова, честный воспитанник духовн. школы, Гиляров скончался в бедности и нужде 13 окт. 1887 г. и погребен на кладбищ Новодевич. монастыря. Сборник его сочинений издан в 2 х томах К. П. Победоносцевым (1899–1900); в сборнике помещен ряд статей по преимуществу церковно-исторического и философского характера. Здесь же помещены и автобиографические записки автора «Из пережитого», ярко характеризующие духовную среду и школу, какую прошел автор 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако если у цветов прекрасна, как правило, только внешность, то этот православный храм пленяет и своим внутренним интерьером. А первым делом - масштабом и простором. Неслучайно в отзывах посетителей нередко можно встретить оценку: красивый снаружи, просторный внутри. И очень красочный! Попасть в храм можно через массивные двери входных порталов, сооружённых в романтических арочных проёмах. Помимо дерева для дверей и парапетов использовано кованое железо. Из него изготовлены и детали необычной винтовой лестницы внутри собора, ведущей вверх, в подкупольные области основного объёма здания. Её изящные, но крутые изгибы придают внутреннему пространству здания сходство с интерьерами старинных средневековых замков. Аналогичное впечатление производят тяжёлые каменные своды, местами нависающие над посетителями, притом что общая высота пространства храма впечатляет. Сразу же после того как входишь в храм, под ногами чувствуется ровный и весьма красивый пол. Между тем в пору ремонта в этом здании тяжёлой сельхозтехники в 1930-е годы стальные тракторные гусеницы почти полностью разрушили напольную плитку и так назваемые тепловые ходы централизованной системы отопления храма, находившиеся под полами. А с ними вместе, в соборе были разрушены иконостасы и многие элементы церковного убранства, испорчены, а большей частью полностью стёрты уникальные росписи на стенах, уничтожены либо похищены иконы - многие были в дорогих окладах. Сегодня здесь " тепло зимой и прохладно летом " благодаря тому, что в 2008 году была закончена трудоёмкая работа по монтажу тёплых полов. Ранее, в 2001-м тогдашний Президент Республики Татарстан, а ныне её Государственный советник Минтимер Шаймиев организовал сбор пожертвований для собора Софии, Премудрости Божией, передав в итоге 500 тысяч рублей, в том числе из собственных средств. Благодаря этой весомой поддержке удалось восстановить три иконостаса и четыре киота, а с финансовой помощью ряда предпринимателей из Казани был расписан центральный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=20636

Да, И. И. Лилеев был не одним учителем, как другие, но вместе и педагогом, учившим нас добру, порядку, любви к труду, приличию и вообще правилам жизни. Как он умел все хорошо растолковать, как умел перево­дить так, чтобы удержать и дух подлинника и соблюсти чистоту своего языка! Замечает в ученике леность – найдется, как возбудить; видит, что иной осла­бевает – приободрит; отличающегося – удержит на его высоте уместной похва­лой. А сколько разумных правил жизни бывало сообщит при объяснении Бургия! Замечательно, что все в нем казалось приличным. Идет ли он под вечер удить рыбу – никто в том его не зазирает; возвращается ли он назад с уло­вом: богатым – все ученики радуются, скудным – все жалеют. Довольно: пришел однажды в класс и сел на кафедру с обвернутым вокруг шеи, вслед­ствие простуды, шерстяным чулком, и никто из учеников не смел улыбнуться при этом, но все видели в этом почтенное доказательство и внушительный при­мер ревностного исполнения обязанностей службы. А какой ревностный был обе­регатель семинарской библиотеки, о том свидетельствует следующий факт. Один из воспитанников семинарии, – помню и имя: Иван Невский, – затерял одну часть стихотворений Державина. Иван Иванович несколько раз напоминал ему о возвращении книги, но все напрасно. Наконец, ревнивый страж книг дождался времени, когда воспитаннику надобно было получить аттестат об окончании курса от ректора (Никанора), жившего в покоях митрополита Платона. И. И. засел в воротах монастыря и, при появлении в них воспитанника, спросил его: «Получил ли аттестат?» – «Получил». – «Покажите!» Тот должен был показать; а И. И. аттестат в карман: «Возвратите, говорит, Державина, тогда и получите документ». Нечего было делать недобросовестному воспитаннику: должен был ехать в Москву – покупать всего Державина; возвратил – и аттестат получил. Да, И. Ив. был не только ревностный служака, но и весьма ловкий и находчивый человек. Словом сказать: И. И. был в свое время красой и славой Вифании. Такого же о нем мнения был и преосвященный Никодим Казанцев, вместе со мной у него учившийся, и сильно негодовал на недостойное обращение с ним мо­лодых учителей, которое он видел во время проезда через Владимир, куда почему-то двинут был Вифанский светильник. Поэтому нахожу совершенно непонятным, как и вы сознаете в вашем сочинении, противодействие покойного митро­полита награждению Лилеева по представлению Поликарпа, тогда как он стоил того, чтобы озолотить его с головы до ног и увешать орденами, как наставника отличнейшего и наиполезнейшего. Полагать же, что митрополит хотел выместить свое неудовольствие на достойном третьем лице, считаю недостойным имени и чести Филарета. Прим. И. Платонова. Ср. Смирнов С. Ист. Моск. Акад., 82–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но требовательный и строгий митрополит Филарет уважал А. В-ча, доверял ему, ценил его труды и знания и отличал перед другими. 19-го января 1837 г. Горский был возведен в звание экстраординарного профессора, а 9-го сентября 1839 г. сделан ординарным профессором Академии 553 . VI. Переписка А. В. Горского с разными лицами, как средство приобретения знаний 11-го октября 1842 года А. В-ч сделался библиотекарем Академии, и он много сделал для процветания библиотеки. Как показывают рукописные каталоги того времени, исписанные большей частью рукой Горского, он выписывал массу книг самых нужных и редких. Пересмотрел он рукописи академической библиотеки и составил описание их. Много хлопотал он перед начальством о передаче в Московскую Академию главнейших рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря, старинных книг и рукописей, отобранных у раскольников в разное время и хранившихся в синодальной библиотеке. По его указанию, в 1847 году дешево куплена в Костроме наиболее ценная часть библиотеки умершего в 1842 г. архиепископа Тобольского Афанасия Протопопова. Своими трудами и заботами он, вместе с Филаретом Гумилевским , много способствовал обогащению академическ. библиотеки. Но это одна сторона дела. Горский не только собирал книги, но и знал и любил их. Большинство книг академической библиотеки того времени испещрены его пометками и замечаниями. Когда у Горского спрашивали одну книгу по какому-нибудь вопросу, он доставал и выкладывал десятки, указывал нужные листы и страницы, ночью без фонаря, ощупью, находил книгу. Библиотекарь он был идеальный, знающий, внимательный, предупредительный. Кроме академической, лаврской, синодальной библиотек, А. В-ч был знаком с другими библиотеками и архивами Москвы и окрестностей, и отовсюду черпал полной рукой знания. Но любопытно и заслуживает внимания следующее обстоятельство. А. В-ч редко и мало выезжал из пределов Московской губернии, но знал и интересовался тем, что делается в отдаленных уголках России и православного Востока. Он пользовался каждым случаем, чтобы пополнить и освежить свои знания, и для этого вел переписку с учеными и своими прежними учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Простите моей откровенности! Если бы я не любил вас искренно, то никак не смел бы говорить подобным образом. Пособил здесь и NN тяжестью своего ума и характера! Все московское духовенство как бы заколдовано и дохнуть свободно не может. Жаль, что вы, по той же причине, отказываетесь от участия в добром деле». Бывало, что и осторожность не помогала; владыка иногда говорил с А. В-м очень немилостиво. 22-го августа (год не обозначен) архим. Алексий Ржаницын , рект. М. Д. Академии, запиской предупреждал А. В-ча: «На другие вопрошания (должно-быть, об экзаменах) по письму (Алексия), может быть, и с бранью будет ответ от владыки: не убойтесь выслушать до последнего слова и после сохранно передать мне в той силе, как получили». Бывали и такие разговоры, что слух о них распространялся не только за пределы митропольичих покоев и квартиры А. В-ча, а и за пределы Москвы и посада. 5-го сент. 1846 г. настоятель Волоколамского монастыря и член академич. конференции архим. Агапит (Введенский) писал А. В-чу: «Слышал, что вы получили огорчение от владыки и достаточно обеспокоились. Услышав о сем, я очень пожалел вас и за вас и за себя, потому что эта неприятность случилась вскоре после меня и потому опасаюсь, чтобы вы не заподозрили меня. Но поверьте, свидетельствуюсь Богом, я нисколько не виноват сему, владыка со мной ни слова не говорил. Не огорчайтесь, любезнейший, много, но подавите неприятное чувство вашим мужеством и великодушием и не упадайте духом. Вы знаете владыку, что он щедр на огорчение и скуп на ободрения и благодарности. Знаете также и то, что его огорчение более на словах и не надолго. Потому безо всякого опасения каких-нибудь худых последствий продолжайте с Богом ваше служение и ваши занятия с той же ревностью и в спокойном духе, зная и то, что от тех или других огорчений никуда нельзя уйти и везде их встретишь. А я надеюсь на Господа, что все пройдет благополучно для вас и послужит к вашей славе и вашему счастью. Господь подаст вам за потерпенную скорбь сугубую радость» 643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Задушное. Свято-Духов мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1754 и 1770. Адрес: 303509, Орловская обл., Новосильский р-н., с.Задушное Координаты: 52.98158, 36.98521 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью …Весной 1767 года под руководством настоятеля Свято-Духова монастыря Ювеналия (Войкова) взамен деревянного было начато строительство кирпичного храма Святой Живоначальной Троицы. На окраине села Духово местные умельцы соорудили обжиговую печь. Глину для формовки кирпича брали тут же. В сезон строительных работ на изготовлении кирпича, производстве кладки, заготовке леса и других материалов было занято более ста человек. Дело спорилось. И уже через три года главный соборный храм Святой Живоначальной Троицы в роскошной растительности красовался посреди монастыря. К осени 1770 года были полностью завершены его внутренняя отделка и роспись. Монастырские записи той поры свидетельствуют: «Вышина сего храма от земли до креста - 17 сажен, ширина - 5 сажен, длина - 39 аршин, осмерик увенчан позлащенным прорезным изящным крестом. Внутри храма: пятиярусный иконостас, в верхнем – местные святые иконы в металлических посребрённых ризах. Иконостас вышиною 18 с половиной аршин, ширина его – 10 с половиной аршин. Перед всеми иконами древнего письма теплятся лампады и стоят изящные посребрённые подсвечники. Постенная живопись, орнаментура и обилие света придают храму изящный вид и настраивают к молитве»… Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам... В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной. После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08168

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010