Эпоха Смутного времени принесла обители тяжелые испытания. В 1608 г. монастырь был захвачен отрядами самозванца Л жедмитрия II, которые скоро осаждаются войсками народного ополчения. По всем правилам организуется осада крепости, вокруг стен роется ров. И лишь летом следующего года монастырь освобождается от захватчиков. Во время штурма от взрывов пострадают многие постройки, в т.ч. обе надвратные церкви и Троицкий собор. А уже в феврале 1612 г. Кострома благословит нижегородское народное ополчение, двинувшееся на Москву для окончательного освобождения страны от иноверцев. А в освобожденной столице Земский собор решит звать на царствие Михаила Романова, который пребывал тогда в костромской вотчине Домнино. Именно туда рвались поляки, которых погубил Иван Сусанин, спасая зарождавшуюся царскую династию. Род Романовых был тесно связан с костромской землей, в первую очередь по линии матери, костромички Ксении Шестовой, ставшей в 1590 г. женой москвича Федора Романова. Да и у самих Романовых были немалые костромские угодья под Унжей. По преданию, Михаил Романов со своей матерью, ставшей монахиней Марфой, в период Смуты провел в Ипатьевском монастыре несколько лет. Они жили скромно, в обычных келарских келиях, попав в опалу при Годунове. Позднее, в 60х гг. XIX в., келии будут отреставрированы в стиле древнерусского зодчества и нарядно расписаны по фасаду «в шахматы», превратившись в палаты бояр Романовых. Здесь сохранится посох Михаила Романова и запрестольный крест, с которым московское посольство призывало его на царство. С приходом к власти Романовых монастырь приобретет новых могущественных покровителей. Начинается возрождение наполовину разрушенной обители, починяются храмы и келии. Строится Новый город (новая часть монастыря), которая обносится высокими стенами с тремя башнями и застраивается деревянными строениями. При Алексее Михайловиче настоятель с братией задумали расширить Троицкий собор, для чего обратились с просьбой к царю о возведении храма по подобию собора в московском Новоспасском монастыре, но поведено было устроить его по образцу ярославского Успенского собора, «не больше онаго».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Предстоятель Русской Церкви совершил освящение возрожденного Богоявленского собора Костромского кремля 24.09.2023 24 сентября 2023 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с однодневным первосвятительским визитом в Костромскую митрополию . Из аэропорта Сокеркино предстоятель Русской Православной Церкви направился в Костромской кремль, где совершил чин великого освящения воссозданного Богоявленского собора и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Были освящены четыре престола возрожденного собора: один в верхнем храме — в честь Богоявления Господня — и три в нижнем храме: в честь преподобного Ферапонта Монзенского, мученика Виктора и преподобного Сергия Радонежского; в честь Архистратига Михаила; в честь священномученика Никодима (Кроткова; +1938), костромского епископа. Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня при нем строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском — в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от царских врат). В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка г. Костромы.

http://drevo-info.ru/news/29350.html

Древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени, председатель совета директоров АО «Ай-Теко» А.Б. Ремизов — ордена преподобного Серафима Саровского II степени, председатель совета директоров ОАО «Костромская городская телефонная сеть» А.Г. Клещев — ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Всем участникам богослужения были вручены иконки Феодоровской Божией Матери с Патриаршим благословением. Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня при нем строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском — в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от царских врат). В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка г. Костромы. Свидетельством о внутренней организации строения остались несколько чертежей, которые два костромских архитектора смогли сделать до подрыва костромской святыни. В современной истории России было сделано несколько попыток восстановления Костромского кремля, однако ни одна из них не была удачной. Ситуацию удалось изменить после того, как Костромскую область возглавил губернатор Сергей Ситников. Глава региона и митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт получили благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на возрождение святыни. Проект поддержал известный российский благотворитель, руководитель ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин, который уже имел большой опыт по строительству, восстановлению и реконструкции храмов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6062077.ht...

Статус : действ. Адрес : Костромская обл., Чухломский р-н, с. Ножкино Монастырь находится на берегу Чухломского озера у с. Ножкина, на старом угро-финском городище. Основан не позже 1375 прп. Авраамием Городецким, учеником прп. Сергия Радонежского. Первоначально Покровский. Каменные Покровский собор и Николаевская церковь построены в 1-й пол. XVII в., кельи - в 1-й пол. XIX в., церковь иконы Божией Матери " Умиление " и многоярусная колокольня в русско-византийском стиле - во 2-й пол. XIX в. Закрыт в 1919, образованная в монастыре приходская община ликвидирована в 1928. Постройки заняты детгородком, затем МТС, позже школой, с 1975 пустовали. Возобновлён в 1991. Подробнее... Богородицкий Игрицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1624 Архитектор : 1830-е: Фурсов П. И. - перестройка Статус : сохр. Адрес : Костромская обл., Костромской р-н, д. Песочная Мужской монастырь, основанный в 1624 костромским посадским человеком А. Васильевым со товарищи при пустовавшей с кон. XVI в. церкви Никольского, что в Игрицах, погоста, в которой в 1620 был обретён чудотворный образ Богоматери. В кон. XVII в. отстроен в камне, сильно перестроен в 1830-х. Один из богатых монастырей епархии, с 1866 место пребывания викарного епископа. Закрыт в 1919, до кон. 1920-х - приходская община. Большинство построек разобрано на кирпич в 1930-1940-х военными и колхозом. В уцелевшем келейном корпусе (1832-1835) до 1970-х была школа. До 2000-х остатки построек пустовали. С 2011 восстанавливается как подворье Ипатьевского монастыря. Подробнее... Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь [ править править код ] Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь - православный женский монастырь в Костромской области. Основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Согласно житию, преподобный Пахомий принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново». По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским.

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

21 февраля Михаил Феодорович был провозглашен царем в Большом московском дворце в присутствии, внутри и вне, всего народа из всех городов России. Избравши на царство Михаила Феодоровича, который тогда с своей матерью инокиней Марфой жил в костромском Ипатьевском монастыре, великий земский собор отправил к нему высших духовных и светских лиц с предложением царской короны. После неоднократных отказов умоленный высокими московскими послами шестнадцатилетний Михаил Феодорович 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря возведен на московский престол и принял царский скипетр для спасения России от ига иноверных врагов и для водворения в ней прочных начал государственности. В отношении этого общегосударственного уклада бесспорно величайшую для России бессмертную заслугу оказал Д.М. Пожарский, который при короновании Михаила Феодоровича в московском Успенском соборе был пожалован саном боярина, а К. Минин возведен в думские дворяне. Не имея возможности поименно перечислить костромских участников нижегородского ополчения и изобразить славную боевую их деятельность в великом деле очищения Москвы и России от поляков, мы обратим внимание на сохранившиеся в Костромской губернии, хотя немногие, памятники о высоко-патриотическом подвиге князя Д.М. Пожарского. В память о благополучном совершении патриотического предприятия князь Пожарский по благочестивому чувству своему устроял храмы Божии и делал разные богоугодные пожертвования. Так, во исполнение своего обещания он, как уверяет народное предание, построил в городе Кинешме храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Подтверждением предания служит показание писцовых книг города Кинешмы 1629 года о том, что на площади «на посаде» отдельно существовала « церковь Дмитрия Селунскаго древяна клецки». Быв построена в начале двадцатых годов XVII века, церковь эта со временем подверглась разрушению. Однако не исчезла память о ней, как о том свидетельствует то, что при Крестовоздвиженской церкви города Кинешмы в память о бывшей Димитриевской церкви устроен придел во имя великомученика Димитрия Солунского и в нем доселе сохраняется старинная икона этого святого. Во владении же этой церкви, между прочим, находится та земля около города Кинешмы, которая по прежним межевым планам значится землей князя Д.М. Пожарского. Эта земля им самим завещана в церковь, а поступила сюда уже в XVIII веке от родственников Пожарского Собакиных. Затем, князем Д.М. Пожарским в благодарность за молитвы о нем в костромском Богоявленском монастыре (бывшем до 5 декабря 1847 года мужским ) пожертвованы в 1613 году сохраняемые доселе два драгоценных оплечья к священнической ризе, вышитые сплошь жемчугом по черному бархату, фон же вышит золотым фризе. Эти оплечья в ряду многих древних памятников обители обратили по своему изяществу и ценности особенное внимание многочисленных членов бывшего в 20–31 числах июня 1909 года IV областного историко-археологического съезда в посещение монастыря 23 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Нужно отметить еще два знаменательных факта - брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич был женат на княгине Ульяне Дмитриевне Палецкой (местночтимая вологодская святая). А ее двоюродными братьям были князья Палецкие, которые упоминаются в духовной грамоте Семена Пешкова Сабурова. Связи Рюриковичей и Сабуровых были очень тесными. Во-вторых, после смерти князя Юрия Васильевича многие Годуновы перешли на службу царевичу Федору Ивановичу - младшему сыну Ивана Грозного. До смерти своего старшего брата Ивана Ивановича он не был наследником престола, и ему был выделен земельный удел. Если раньше младшим братьям правящего Рюриковича в удел выделялся Углич, то Федору был выделен Суздаль - город, где родился сын Соломонии Сабуровой. Все это говорит о том, что отношение к Сабуровым и возвышение Годуновых непосредственно связывалось царем Иваном Грозным с памятью о первом браке его отца Василия Третьего. Карьера Дмитрия Ивановича Годунова была блестящей - он стал постельничьим царя Ивана (это одновременно секретарь, охранник, ближний человек царя), затем окольничьим и боярином. Двор Дмитрия Ивановича находился в Кремле - напротив Никольских ворот, рядом с подворьем Симонова монастыря. Поразительна широта его натуры - он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства. У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки. Так Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне... в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк. А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель. К 1560 году, стараниями Годуновых, вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря - Захария Чет, живший 250 лет назад, и около сорока его потомков - включая сына Александра (убит в 1304 году), внука Дмитрия Зерно (первым из рода служил московским князьям), правнука Ивана Красного, праправнуков Даниила Подольского, Ивана Годуна (основателя рода Годуновых), а также Дмитрия Семеновича и Семена Дмитриевича Пешковых Сабуровых и других. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

По входе в Троицкий храм, внимание посетителя привлекают настенные фресковые росписи, которыми храм как бы сплошным ковром украшен спустя 34 года после воссоздания его, именно в 1685 году, при архимандрите Ипатьевского монастыря Пафнутии. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу лучших произведений московской стенописи XVII века, отражая на себе наиболее типичные черты последней, как в отношении иконографического содержания, так и стиля, приемов выполнения, а также - распределения их в храме, не без отступлений, однакоже, в частностях. Влияние Москвы или, точнее, Московской иконописной школы в данном случае сказалось особенно сильно главным образом потому, что исполнителями фресковых стенописей были Костромские изографы, во главе с Гурием Никитиным, первостатейным жалованным царским иконописцем, работавшим по преимуществу в Москве и принадлежавшим по характеру своих работ к царской школе Симона Ушакова. По частям храма фресковые живописи распределяются в общих чертах таким образом. В куполе средней большой главы изображены: Господь Саваоф, в юго-восточной главе - Иисус Христос благословляющий, в юго-западной - Господь - Благое Молчание, в северо-западной главе - св. И. Предтеча и в северо-восточной - Знамение Божией Матери. Далее, на плафонах барабанов стенок до парусов в средней, большой главе, находятся изображения архангелов, ниже - патриархов с херувимами между ними, а в малых главах - изображения патриархов и пророков. В парусах, по обыкновению, изображены евангелисты, над арками - явление Аврааму трех странников, Недреманное Око и Благое Молчание; на сводах — двунадесятые праздники. На стенах храма фресками изображены священно-исторические события - вверху ветхого, а внизу - нового заветов; на северной стене храма находятся аллегорические изображения из книги " Песнь песней " , числом 5. В алтаре храма, в глубине сводов - средней апсиды - изображение Богоматери по песнословию " О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь " ..., а под ним восемь изображений святых - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и др.; в своде северо-восточной апсиды - деисис с младенцем Иисусом Христом в чаше, в своде юго-восточной апсиды - деисис с апостолами кругом, внизу преп. Авраамий и семь святителей, а на противоположной стене апсиды - чудеса свм. Ипатия.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Надеевская пустынь, урочище. Николо-Надеевская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1535. (первое письменное упоминание). Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Костромская область, Антроповский район, Словинская сельская администрация, урочище Надеевская пустынь (2 км от д. Паново) Координаты: 58.038034, 43.236384 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые упоминается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь — Никольский погост. В 1826 г. погост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. — самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из мужского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен. Николаевская-Надеевская пустынь имела два храма: Успенский и Троицкий. Первый был построен в 1837 году, второй в 1868 году к востоку от первого. Успенская церковь, зданием каменная, четвероугольная, одноэтажная, о пяти главах, с трапезою, и во оной приделы на южной стороне святителя Николая и северной - преподобного Макария Унженского чудотворцев; с папертью и колокольнею с двумя верхними пролетами. Троицкий каменный пятиглавый собор построен на месте древнего деревянного Никольского храма. Пустынь уже существовала в середине XVII столетия; в 1724 приписана к Ипатьевскому монастырю; в 1816 году отписана к Троицкой-Кривоезерской пустыни, а в 1856 году восстановлена в правах заштатной обители. С 1825 по 1840 год в Надеевской пустыни подвизался преподобный Тимон, где в 1832 году, по благословению своего духовного наставника преподобного Серафима Саровского, приступил к строительству каменного Успенского храма. Одновременно преподобный ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января (ст. ст.) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=24186

Во время обратного пути в Москву Михаил Федорович Романов — спасенный от гибели жертвенным подвигом Ивана Сусанина, великого патриота земли Русской — в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был призван на всероссийское царство. В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Федорович вновь посетил обитель для благодарного поклонения святым мощам преподобного Макария Унженского за свое избрание, освобождение из польского плена отца и за спасение и умиротворение Отечества. Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых монастырей России — «лавру преподобного Макария». В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В 1778 году слобода, существовавшая близ монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище, а во время Первой мировой войны был открыт госпиталь для раненых. В 1919 году монастырь преподобного Макария подвергся закрытию и долгое время пребывал в запустении. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь и в настоящее время возрождается трудами игумении Веры (Моревой), благодетелей и сестер обители. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский почитается православным народом как покровитель плененных и без вести пропавших. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца Ивановской области, в 1990 году были возвращены Церкви и настоящее время пребывают в основанной преподобным Макариево-Унженской обители. Встреча святых мощей преподобного Макария состоится 18 мая в 8.45 на Сусанинской площади города Костромы. После молебна святыня крестным ходом будет перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В Костроме мощи преподобного Макария будут находиться до 28 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 года. В алтаре храма - изображение Пресвятой Богородицы по песнословию " О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь " . На стенах храма фресками изображены события Священной истории - вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого собора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой - воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 годах в царствование Алексея Михайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 года царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Российского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными украшениями, высокое - наподобие остроконечной короны древних царей - с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=05167

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010