Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 года жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года объявить об избрании Михаила на царский престол. Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. После нормализации обстановки в стране с 1621 года началось восстановление монастыря. В 1621–1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных в Смутное время. В 1642–1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. В 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны. В конце 1652 года на месте разрушенного взрывом был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор. Начавшиеся было работы по росписи Троицкого собора были прерваны, вероятно, из-за морового поветрия 1654 года и возобновлены только три десятилетия спустя, в 1685 году. В XVII веке в стенах монастыря было написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Феодоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В Смутное время архимандрит обители Феодосий принес присягу Лжедмитрию II. В монастыре обосновался патриарх Филарет. Именно в кельях Ипатьевского монастыря в 1612 году жил Михаил Романов со своей матерью, монахиней Марфой. Именно сюда прибыло посольство Земского собора, избравшего юношу царем. В 1613 году в Троицком соборе Ипатьевского монастыря совершили торжественный обряд призвания на царство. Новая династия тоже покровительствовала монастырю. В середине XIX века провели масштабную реконструкцию – ею руководил знаменитый архитектор К.А. Тон. В 1913 году в нем широко праздновали трехсотлетие дома Романовых. В советское время монастырь упразднили, материальные ценности национализировали, большую часть забрав в Москву. Оставшееся передали Костромскому краеведческому музею. В здании монастыря устроили общежитие для рабочих, сделали танцплощадку и стадион. В 1934 году разрушили храм Рождества Пресвятой Богородицы. С 1950-х годов в монастыре создали Костромской государственный историко-архитектурный музей-памятник. Первое богослужение в наши времена состоялось в ноябре 1989 года. Окончательно в пользование Церкви монастырь перешел в 2005 году, музей стал существовать параллельно. Недавно музей получил новое хранилище. Директор музея Наталья Павличкова говорила: «Нормы хранения никаким образом не выдерживали потому, что фондохранение бывшего музея уплотнено настолько, что нам даже сложно делать какие-либо выставки. Практически все музеи нашей страны хранят фонды в приспособленных помещениях, которые являются памятниками архитектуры. Специально построенных зданий фондохранилищ единицы, и одно из них сделано для нас». Ансамбль Соборной горы и Благовещенская церковь Смоленск, Соборная гора, 5 Соборная гора в начале XX века Укрепление фундамента Реставрация кирпичной кладки, архитектурных деталей северо-восточного участка ограды Планировка территории, устройство дорожек и бордюров из гранита Мощение дорог и площадок брусчаткой Смоленск, западный бастион России, немыслим без ансамбля Соборной горы. В его создании принимали участие многие известные архитекторы. Доминанта – Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, который пощадили и французы, и большевики, и фашисты. Очарованный красотой собора, Наполеон приказал приставить к нему охрану. То же распоряжение дал Гудериан, командующий немецкой танковой группой, уже в 1941 году. Но именно в военные годы собор безвозвратно утратил свою главную святыню – первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

http://pravmir.ru/creative/voskresshie-o...

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 селами. На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители. Смутное время [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Ипать...

В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском – в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от Царских врат). Ко второй половине XIX века Богоявленский собор стал тесен для богомольцев, поскольку население Костромы увеличивалось; в церковные праздники Богоявленский собор наполнялся молящимися так, что, по свидетельству клириков собора, даже свечи в нем гасли от духоты, и в некоторых случаях доступ в собор приходилось ограничивать с помощью полиции. Чтобы устранить эти неудобства, епископ (с 1868 года архиепископ) Костромской и Галичский Платон (Фивейский), управлявший Костромской епархией в 1857–1877 годах, предпринял расширение Богоявленского собора пристройкой к нему с севера и юга обширных приделов. Закладка приделов состоялась 4 сентября 1866 года, и уже 10 ноября 1868 года архиепископ Платон совершил освящение правого (южного) придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Выбор святых для посвящения придела объясняется тем, что это – небесные покровители императора Александра II и Осипа (Иосифа) Ивановича Комиссарова; таким образом, в посвящении придела отражена была историческая память о покушении Каракозова на императора Александра II и спасении государя (по официальной версии) костромичом, уроженцем села Молвитино (ныне поселок Сусанино) О.И. Комиссаровым. Левый (северный) придел собора – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, родился Павел Фивейский – будущий архиепископ Платон, а святой мученик Платон стал его небесным покровителем в монашеском постриге) – был освящен архиепископом Платоном 3 марта 1873 года. После пристройки приделов Богоявленский собор стал вмещать до 6000 молящихся.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 года. В алтаре храма - изображение Пресвятой Богородицы по песнословию " О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь " . На стенах храма фресками изображены события Священной истории - вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого собора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой - воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 годах в царствование Алексея Михайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 года царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Российского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными украшениями, высокое - наподобие остроконечной короны древних царей - с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=05167

К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления Петра так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. Почти на столетие (с 1744 по 1835 год) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 году епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей. В 1747 году в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней. В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ изгнаны, а все имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 года, продолжалась служба в соборах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест. За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым. Читайте также: Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде? Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы .

http://pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bo...

Кончина Преосвященного Вениамина последовала 13 числа июня в 9 час. 20 мин. по полудни в Ипатьевском монастыре в особых покоях, приспособленных к жизни викарного архиерея, где он и жил 22 года. Отпевание и погребение почившего викарного Архипастыря Св. Синодом поручено было совершить преосвященному Назарию, епископу Нижегородскому, который и прибыл с этой целью в Кострому 15 числа в полночь. 16 числа преосвященный Назарий с Костромским духовенством, при многочисленной публике, с губернатором Л. М. Князевым во главе, перенес тело почившего, положенное уже во гроб, из домовой архиерейской церкви свв. Хрисанфа и Дарии 1 в Троицкий (летний) собор Ипатиевского монастыря и отслужил торжественную панихиду. Вечером в 6 часов была торжественно совершена в монастырском соборе заупокойная всенощная. 17 числа, в пятницу, совершено самое отпевание и погребение. В 8 час. преосвященный Назарий, в сослужении двух архимандритов и 6 протоиереев и иереев начал совершение в Троицком соборе литургии, которая кончилась в 11 часов. Во время причастна протоиереем И. Сырцовым произнесено надгробное слово, в котором почивший характеризуется, как безропотный страдалец, шедший в жизни крестным путем... 2 . В 11 часов началось отпевание по чину священнического погребения. На отпевание вышло, с епископом Назарием во главе до 50 протоиереев и иереев, впереди коих стояли два архимандрита: ректор местной семинарии Николай и наместник Ипатьевский Александр. В средине отпевания, после пения «Со святыми упокой» произнесена трогательная речь ректором архим. Николаем 3 , в которой кончина Преосвященного Вениамина представляется особенно скорбной потому, что она последовала вслед за кончиной Преосвященнейшего Виссариона и оставляет Костромскую паству сиротствующею, совсем без пастыря и руководителя во дни усиленной борьбы с опасным врагом веры и отечества. Отпевание, начавшееся в 11 час., кончилось в 2-м час. по полудни. Затем, гроб с почившим, сопровождаемый преосвященнейшим Назарием, духовенством с крестами и хоругвями и публикой, при печальном погребальном звоне и пении, однажды обнесен был вокруг монастырских храмов и торжественно отнесен в храм св. Иоанна Богослова, что за монастырем в Ипатьевской слободе. Покойный Владыка при жизни еще сам назначил себе место упокоения в этом храме, с правой стороны, в боковом приделе свят. Николая, сделав с этою целью в храм значительный вклад (до 2000 р.) 4 . Прежде, нежели гроб был опущен в могилу, он был перевязан крестообразно бичевой и припечатан. В заключение всего, при могиле была еще произнесена местным священником о. Василием Спасским речь, в которой были охарактеризованы добрые пастырские, глубоко назидательные отношения почившего с простым деревенским народом, каждодневно приходившим к нему за советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Во время обратного пути в Москву Михаил Федорович Романов — спасенный от гибели жертвенным подвигом Ивана Сусанина, великого патриота земли Русской — в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был призван на всероссийское царство. В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Федорович вновь посетил обитель для благодарного поклонения святым мощам преподобного Макария Унженского за свое избрание, освобождение из польского плена отца и за спасение и умиротворение Отечества. Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых монастырей России — «лавру преподобного Макария». В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В 1778 году слобода, существовавшая близ монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище, а во время Первой мировой войны был открыт госпиталь для раненых. В 1919 году монастырь преподобного Макария подвергся закрытию и долгое время пребывал в запустении. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь и в настоящее время возрождается трудами игумении Веры (Моревой), благодетелей и сестер обители. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский почитается православным народом как покровитель плененных и без вести пропавших. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца Ивановской области, в 1990 году были возвращены Церкви и настоящее время пребывают в основанной преподобным Макариево-Унженской обители. Встреча святых мощей преподобного Макария состоится 18 мая в 8.45 на Сусанинской площади города Костромы. После молебна святыня крестным ходом будет перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В Костроме мощи преподобного Макария будут находиться до 28 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010