Поражает широта его натуры: он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства. У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки. Так, Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне… в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк. А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно то, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель. К 1560 году стараниями Годуновых вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря – Захария Чет, живший 250 лет назад, и около 40 его потомков, включая сына Александра (убит в 1304 г.), внука Дмитрия Зерно (первым из рода служил Московским князьям), правнуков – Ивана Красного, Константина Шею, Дмитрия Дмитриевича, праправнуков – Федора Сабура (основателя рода Сабуровых), Даниила Подольского, Ивана Годуна (основателя рода Годуновых), а также Дмитрия Семеновича и Семена Дмитриевича Пешковых Сабуровых и других. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы. Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца – это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета. Троицкий собор был взорван в 1649 году – при царе Алексее Михайловиче Романове. В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре – Суздальском Покровском. В 1756 году, при его внучке – императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей.

http://pravoslavie.ru/58844.html

В XVIII в. притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля. Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Интерьер собора очень богат. Высокий иконостас собора был утрачен в XX в., но, к счастью, уцелели фрески 1689 г. работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора - последняя или одна из последних работ мастера. Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную - «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря - «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов. Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV в. - 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391). Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского.

http://sobory.ru/article/?object=00200

Что посмотреть в Костромской земле? На древней Галичской земле (географически она большей частью совпадает с современной Костромской областью) есть на что посмотреть: более 2,5 тысяч исторических, архитектурных и религиозных памятников. Плюс народные ремесла. Плюс заповедники, памятники природы, и так далее и тому подобное… Учтите: иногда нужно сильно исхитриться, чтобы добраться до достойного внимания объекта — прямых дорог здесь немного, часто приходится пересаживаться с поезда на автобус, с автобуса на маршрутку, а то и попутку ловить… Предусмотрительные туристы и паломники выбирают организованные культурно-познавательные и паломнические туры. А если рискнете поехать на своем авто, важно знать, куда свернуть. Начать, конечно, нужно с Костромы. Она не зря входит в Золотое кольцо России… 1 Пожарная каланча Фото Alexxx1979/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 В центре Костромы, на главной Сусанинской площади стоит знаменитая Пожарная каланча. Памятник архитектуры XIX века возведен в 1825 году, выполнен в античном стиле. К музею, открытому здесь, относится не только сама каланча, но также караульные и жилые помещения, конюшни, сараи… Особого внимания заслуживает 35-метровая смотровая вышка. Сусанинская площадь богата интересными местами и зданиями: дом Борщова, Торговые ряды, Здание Присутственных мест… Как добраться : г. Кострома, ул. Симановского, 1. 2 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Фото с сайта Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Он основан в 1330 году. Крупный монастырский комплекс включает себя Троицкий собор с колокольней, Екатерининские ворота, Палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, усыпальницу бояр Годуновых и другие сооружения. На территории монастыря действует церковный музей. Монастырь знаменит прежде всего тем, что в 1613 году именно здесь призвали на царство Михаила Романова — первого из новой и последней царской династии России. Как добраться : г. Кострома, ул. Просвещения, 1. 3 Богоявленско-Анастасиин монастырь Фото kostromamitropolia.ru В XV веке ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского Никита Костромской, бывший настоятель Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Петровского монастыря в Боровске, удалился в Кострому и основал здесь Богоявленский монастырь. Мощи святого находятся в склепе Богоявленского собора монастыря (под спудом). Изначально обитель была мужской. В XIX веке ее заняли насельницы из Анастасиина монастыря, и место приобрело двойное название: Богоявленско-Анастасиин монастырь.

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-v-ko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан татарским мурзой Четом. По дороге в Москву из Золотой Орды в 1330 году Чет заболел и на месте будущего монастыря увидел во сне Богоматерь с апостолом Филиппом и святым мучеником Ипатием Гангарским. Видение обещало исцеление. Чет выздоровел, добрался до Москвы, принял крещение (он является родоначальником Годуновых) и основал монастырь. Есть мнение, что монастырь основал в 1275 году князь Василий Квашня. Первой крупной постройкой была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.) В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Иоанновича. Ипатьевский монастырь – характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Дмитрий Годунов внес огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Известно, что Император Николай Павлович очень дорожил отечественными древностями и стариной, заботился о восстановлении и сохранении памятников живописи, зодчества и ваяния. Он основал Археологическую комиссию, Археологическое общество и некоторые другие учреждения, на которые возложены были собрание, хранение и издание старинных документов и летописей, производство раскопок и вообще приведение в известность памятников отечественной старины. Незадолго до своей кончины государь обратил внимание на неудовлетворительное хранение исторических памятников в церквях и монастырях, по преимуществу Московских. В этом отношении замечателен собственноручный рескрипт императора, написанный в марте месяце 1853 г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову следующего содержания: «Дошло до моего сведения, что будто в Москве по монастырям не водится подробных описей церковному имуществу. Отчего многое драгоценное, по древности и исторической ценности, пропадает, любителями таких предметов приобретается разными способами, переходит из рук в руки, и то, что должно бы оставаться церковною драгоценностью, там исчезает и переходит в частные собрания. Находя это в высшей степени неприличным, поручаю вам лично съездить в Москву неожиданно и проверить точно ли так? И ежели, к крайнему стыду и сожалению, окажется, что сих описей нет, то немедля распорядиться завести шнуровые книги за печатью митрополита, в которые все церковное имущество каждого монастыря или церкви внести в точности, со строжайшим запрещением что-либо из оного имущества сбывать в сторону, без разрешения самого митрополита. Н.». Обер-Прокурор тогда же отправился в Москву и вместе с митрополитом Филаретом приступил к обозрению Московских церквей и монастырей и также к обсуждению плана и для ревизии других епархий. Вследствие этого митрополит составил записку, в которой подробно изложил положение настоящего дела и препроводил ее графу Протасову, который сообщил о сем Святейшему Синоду. Святейший Синод, с Высочайшего соизволения, учредил особый капитал, которому было предписано «обозреть церковные хранилища Вологодской епархии в Спасоприлуцком монастыре; Костромской епархии – в Ипатьевском монастыре; Ярославской епархии – в тамошнем соборе и Ростовских монастырях; Владимирской епархии – в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре». Кроме этих мест, имелось еще в виду: Новгородской епархии – Хутынь монастырь, Антония Римлянина монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Софийский собор. Московской епархии – Свято-Троицкая Сергеева Лавра, Иосифов Волоколамский монастырь, Саввы Звенигородский монастырь, Успенский Московский собор, Архангельской – Соловецкий монастырь, Антониев Сийский монастырь; Псковской – Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Патриаршее приветствие участникам закладки собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре 2 октября 2008 г. 14:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие по случаю закладки Рождество-Богородицкого собора в Ипатьевском монастыре города Костромы. Участникам закладки собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Александр! Всечестной отец наместник с братией, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в богоспасаемом граде Костроме для участия в знаменательном событии в духовно-культурной жизни Костромского края и всей России — закладке камня в основание восстанавливаемого собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре града Костромы. Во все века своего существования Ипатьевский монастырь был центром духовной жизни Костромской земли, внесшим неоценимый вклад в сокровищницу культурного наследия Отечества. Древняя Ипатьевская обитель — не только выдающийся памятник церковной истории и культуры. Славное духовное прошлое этого монастыря связано с судьбоносными вехами российской государственности, ибо он хранит память трехсотлетнего пути царственного дома Романовых. Величественный собор Рождества Пресвятой Богородицы — творение выдающегося архитектора Константина Тона, строителя Храма Христа Спасителя в Москве — разделив судьбу многих православных храмов России, был варварски разрушен в годы гонений на Святую Церковь. Убежден, что его восстановление в преддверии исторического события – 400-летия воцарения династии Романовых — послужит не только украшению Ипатьевской обители, но и станет важным этапом в благом деле духовного возрождения древней Костромской земли. Молитвенно призываю на всех, кому предстоит потрудиться над созиданием порушенной святыни, «благословение от Господа и милость от Бога» (Пс. 23:5), Спасителя нашего. + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/468951.htm...

http://www.old-churches.ru/ma_000.htm За свою долгую жизнь прп. Макарий основал три монастыря - Макариев Решемский, Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский, Свято-Троицкий Макарьев Унженский. В последнем из них, находящемся на территории современной Костромской области, преподобный окончил свои земные дни, там же доныне покоятся и его мощи. В город Унжу, на берег одноимённой реки, прп. Макарий пришёл уже глубоким старцем. Стоит подчеркнуть, что местные жители с любовью приняли его, и, будь на то его воля, он мог бы основать свою обитель прямо в " черте города " . Но, возлюбив спокойствие пустыни, подвижник попросил унженских обывателей указать ему " место безмолвно " . Горожане исполнили просьбу святого и показали ему красивое место на берегу реки Унжи в пятнадцати верстах от города. Далее всё развивалось по сценарию сколь обычному, столь всякий раз новому и удивительному: " Прииде преподобный и виде и возлюби место и крест постави и хижину малу на пребывание себе устроил " . В тот же год (1439-й) в новой обители были выстроены деревянная церковь и братские кельи - как для тех иноков, кто пришёл с прп. Макарием из Желтоводского монастыря, так и для унженцев, решивших принести монашеские обеты и совершить жизненный путь под руководством преподобного. Вырыл он и колодец, вода в котором считалась целебной. В 1444 году Макарий скончался, тогда же над его могилой была построена деревянная церковь, а позже рядом появилась церковь Флора и Лавра. Долгое время Макариево-Унженский монастырь оставался деревянным. Каменное строительство здесь началось в XVII веке, после водворения на российском престоле царей из династии Романовых, имевших совершенно особое отношение и к прп. Макарию, и к его Унженскому монастырю (первый царь из рода Романовых, Михаил Фёдорович, бывал в Унженской обители дважды - в 1612-м и 1619-м годах). Обитель возвысилась благодаря царской милости. В 1664-70 годах в монастыре был возведён Троицкий собор, в 1670-74 годах - Макарьевская церковь, в 1680 году - Благовещенская церковь с колокольней, в 1685 году - надвратный Никольский храм. В 1754-64 годах в два приёма была построена каменная ограда с четырьмя башнями. В 1735 году, после постройки скромного Успенского храма, архитектурный ансамбль обители сложился окончательно. В это время Макарьев монастырь благоговейно величали " Лаврой преподобного Макария " . Относительно благополучно пережил монастырь секуляризацию церковных земель XVIII века, в XIX столетии Унженская обитель была возведена на степень первоклассных, став, таким образом, вторым по значению монастырём епархии после Ипатьевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00163

В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. При подготовке статьи использованы материалы сайта www.kostroma.ru Смотри также: [object=00521]Костромской музей деревянного зoдчecmba[objecm]. Находится рядом с монастырем, частично на территории самого монастыря. Ипатьев Троицкий монастырь, 1 класса, близ Костромы, при впадении реки Костромы в Волгу. Основан в 1330 году; с 1613 года — ставропигиальный московской патриархии, с 1742 года — Святого Синода, с 1745 года — под управлением епархиального архиерея. Построен татарским князем Четом, предком Годуновых, принявшим крещение по следующему случаю. — Проезжая в Москву через Костромские пределы, Чет заболел и, ожидая смерти, удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Получив по усердной молитве исцеление, он немедленно построил каменную церковь Живоначальной Троицы г приделами апостола Филиппа и священномученика Ипатия, поставил в ней икону, изображающую видение, и основал обитель. В монастыре совершилось принятие Всероссийского престола в 1613 году Михаилом Федоровичем. Палаты дома Романовых сохранились здесь в реставрированном виде; здесь находится портрет Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения юного царя. При входе в ограду монастыря находится колонна, по сторонам которой изложена вся вековая история славной обители, ее достопримечательности, знаменитые события и посвящения ее. Летний Троицкий собор перестроен в 1586 и 1650 годах. Здесь замечателен храмовый образ Святой Троицы в золотом окладе, в 35 фунтов весом, с крупным жемчугом и драгоценными каменьями; к нему привешаны на лентах три золотые медали с изображением короля Карла XI, присланные в 1616 году царю Михаилу Федоровичу на память заключения шведского мира. Особо чтится в монастыре Тихвинская икона Богоматери древнего письма, в дорогом окладе, принесенная, по преданию, Московским посольством в 1613 году.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Состоялись торжества по случаю престольного праздника главного храма Казахстана — Успенского собора в Астане 29 августа 2016 г. 17:24 28 августа 2016 года, в праздник Успения Божией Матери, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил праздничную Божественную литургию в главном храме Казахстана — Успенском кафедральном соборе Астаны. Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион; благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев); благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров; руководитель издательского отдела Казахстанского митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко); ключарь Серафимовского храма Астаны архимандрит Иоасаф (Серкез); клирик Покровского храма Алма-Аты протоиерей Александр Милованов; духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов); ключарь Успенского собора протоиерей Димитрий Байдек; ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр; ключарь Константино-Еленинского собора Астаны протоиерей Сергий Калиев; соборное духовенство и клирики Астанайского благочиния. За богослужением молились: настоятельница женского монастыря Астаны в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители; активисты Астанайского православного молодежного движения; преподаватели и воспитанники центральной воскресной школы. На Литургии присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Казахстан М.Н. Бочарников. Почтить праздник Успения Царицы Небесной собрались многочисленные прихожане. Для молитвенного поклонения и духовной поддержки верующих по благословению митрополита Александра в Успенский собор был доставлен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла доставлена в Астану из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря города Костромы.

http://patriarchia.ru/db/text/4599509.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010