Ив. Макарухиным. Губернскому начальству преосвященный Никандр объяснял, что-де, происшествие совершилось на его земле; а так как никаких жертв не было, кроме хозяйственных убытков, о которых в праве заявлять только они – храмостроители, то и различные комиссии для исследования причин катастрофы ни к чему не приведут, а разве только оттянут нужное для возобновления работ время. – Затем, когда Гавриил Вас. Бочарников явился в Москву с докладом о несчастном обстоятельстве к храмостроителю Макарухину, то В. Ив-ч не принял его. Тогда Александр Бочарников обратился к преосвященному Никандру и просил его ходатайства и заступления за себя и за отца. Владыка Никандр принял в Бочарниковых сердечное участие и написал доверенному В. И. Макарухина, о. иеромонаху Никандру, следующее письмо: Преподобнейший Отец Никандр, Возлюбленный о Господе Брат! Письмо ваше получил; за высланные деньги приношу от лица всех будущих обитателей св. обители, устрояемой боголюбезным боголюбцем Василием, сердечную, молитвенную благодарность. – Господь искушает всех нас, приемлющих участие в деле созидания св. обители, каждого противу меры сил, твердости любви ко Господу и крепости упования нашего на Него Премудрого и Всеблагого. – Будем внимательны к ниспосланному на нас искушению, в несокрушимой вере, что Господь благоволительно приявший две лепты вдовицы, не менее благоволительно приемлет многие таланты, пожертвованные по усердию и любви к Нему и к Его Св. Храму, и не дает нам в постигшем нас искушении – искуситися паче, еже можем. – Податель моего письма Александр Гаврилович объяснит вам все по ряду и подробно. – От души мне жалко этого молодого, умного и доброго и притом старательного в порученном ему деле человека. Больно смотреть и на слезы его отца – неусыпного труженика. Примите в них живое христианское участие. Паче всего помирите их с душою нашего приснопамятного и навеки благословенного благотворителя Василия. Господь мира и любви, щедрот и упования – да будет со всеми нами! Преданный и молящийся за нашего благотворителя – Никандр епископ тульский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Гавриил Васильевич Бочарников, по происхождению тульский мещанин, родился в 1804 году 30-го марта, и родился сиротой, когда умер его отец, оставив мать беременною. Самое появление его на свет, по семейному преданию, сопровождалось скрежетом и плачем… Крайняя нужда его матери заставляла желать скорейшей его смерти, но ребенок крепкого сложения возрастал от силы в силу. С первых дней своей жизни он стал под тяжелый гнет нищеты, в прямом и точном смысле сего слова: с сумой и протянутой рукой он собирал подаяния для насущного пропитания, и так до 8 лет. Но, при силе и врожденной энергии, он, однако, нашел себе подходящее занятие. Когда наступил 1812-й год – девятый год жизни Гавр. Бочарникова, он начал зарабатывать небольшие деньги для насущного пропитания оригинальным ремеслом, – он выделывал шапки особого фасона для тогдашних ополченцев: шапки те были высокие и твердые, а для твердости их требовалась обмазка особо приготовленную глиною. Этим Бочарников и занимался до 12-летнего возраста. Усердием в этом деле он обратил на себя внимание тульских купцов Сазыкиных, которые и взяли его к себе для приучения к торговому делу; здесь, в качестве ученика, он пробыл до 24-летнего возраста. А потом в 1828 году 8-го сентября он поступил к тем же Сазыкиным на завод уже по контракту в качестве бухгалтера и с жалованьем 500 р. в год. В 1832 году 10-го октября он отошел от Сазыкиных с аттестатом, удостоверявшим, что Г. Бочарников «во все время в их торговом доме и на заводе торг производил честно, в хозяйственном капитале и прибыльной сумме никакой утайки никогда не делал и, при отпуске, находящийся у него на руках товар и наличную денежную сумму сдал в целости». В это время он женился. От сего брака родился у него в 1833 году сын Александр (будущий архитектор). В том же 1833-м году Гавр. Бочарников поступил к тульскому оружейнику Павл. Мих. Минаеву на завод по производству жестяных и железных вещей в качестве приказчика, на которого, однако, возложено было «главное распоряжение по химическому отделению и под наблюдением которого находились машины, посредством коих вырабатывались металлические вещи для Русской армии, а также – расчет рабочих и заведывание конторой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

С запада расположено квадратное в плане помещение притвора с крестовым сводом. Помещения храмовой части и трапезной теплого придела пространственно слиты и перекрыты коробовым сводом с лотком и надоконными распалубками, имеющими в храме и трапезной различную высоту. Алтарь придела также перекрыт коробовым сводом с распалубками и лотком. Свод в помещении притвора теплого придела коробовый. Помещение церковной ризницы, освещенное одним окном, перекрывалось сводом. Пространство трехсветного четверика «холодного» храма перекрывалось восьмигранным сомкнутым сводом, имевшим крутую стрелу подъема при низкой закладке пят. В 1882 году все крыши здания были покрыты железом и окрашены в зеленый цвет. В результате проведенного в 1900-1901 годах капитального ремонта церкви в окраске покрытий здания произошли изменения: купола на храме и колокольне, шпиль, а также «зонты» (купола барабанов глав) были выкрашены «медянкой»; главы – ультрамарином с накладкой на них «жестяных, вызолоченных двойником звезд», кресты на обоих храмах и колокольне вновь вызолотили листовым золотом. Первый раз кресты были вызолочены «одинарным» золотом еще в 1858 году. К моменту окончания строительства здание имело размеры в плане 27,06м х 16,02м и по высоте храмовой части вместе с центральной главой и крестом 23,9 м. Колокольня со шпилем и крестом были высотой 31,05 м. Сохранился только первый этаж, перекрытый деревянным перекрытием, новой кровлей. Фундаменты выложены из бутового камня, ленточные глубиной заложения от 2.70 м от уровня пола 1-го этажа. Стены здания сложены из хорошо обожженного красного кирпича размером 28х13х6 см на известковом растворе крестовой системой, толщина стен — 132 см. Стены оштукатурены и побелены изнутри и снаружи. Наружная поверхность стен имеет незначительные утраты. Над оконными и дверными проемами имеются трещины. Перекрытия сводчатое кирпичное в притворе и ризнице. Сохранились крестовые своды алтаря. Своды в Троицком приделе, притворе Благовещенского придела — утрачены. В настоящее время утрачены второй и третий ярус колокольни, а также второй свет четверика храма с завершениями. Декоративное оформление наличников окон сохранилось удовлетворительно, имеются утраты отдельных элементов. Исторические оконные заполнения и деревянные дощатые ставни, утрачены полностью, имеются лишь металлические навесы. В окнах имеются форточки. Металлические решетки кубоватого рисунка сохранились подлинные. Полы трапезной и Троицкого придела покрыты керамической плиткой. В алтарной части и Благовещенском приделе полы дощатые деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=20849

Фельдшер Свияжского приемного покоя К. Мидлев. IV. Исцеление от болезни костоеда Крестьянка гор. Ардатова, Симб. губ., проживающая в гор. Алатыре, Варвара Андреева Палачева заявила: В 1901 году, когда она жила в гор. Казани, у 10-летней дочери её Марии образовалась на большом пальце левой руки небольшая шишечка, которая постепенно увеличивалась, так что ее стало больно. Затем открылось на этом месте рана, из которой шла материя. Мать, не зная, что с дочерью случилось, обратилась в гор. Казани к профессору Стефановскому, который хотя и дал лекарство, но сказал, что болезнь очень серьезная, необходимо сделать операцию, и болезнь признал костоедом. Дочь её Мария испугалась, поэтому операция была матерью отложена. Боль же её ежедневно увеличивалась; мать, не жалея своих средств, много пролечивала денег, но дочь облегчения никакого не получала. В 1902 году пришлось им из Казани переехать в гор. Алатырь, откуда тоже, не переставая, выписывали из Казани лекарства. Но видя, что боль все более усиливается, мать уговорила больную дочь свою опять ехать в Казань. Явились к профессору, и профессор объявил им, что нужно прижечь рану ляписом и сделать операцию, начала плакать и просить мать свою не решаться сделать операцию, а лучше ехать обратно в Алатырь. Приехавши в гор. Алатырь, в продолжение долгого времени лечили болезнь по рецепту профессора Стефановского. Затем мать её вздумала еще обратиться в гор. Алатыре к врачу Ивану Федоровичу Болдыреву, который и был приглашен на дом. Осмотрев больную, врач сказал, что эта болезнь очень продолжительная и серьезная и обязательно требует операции. После отъезда врача мать пришла в великую скорбь и предала болезнь дочери на волю Божию. Слыша, что многие получают исцеления по молитвам схимонаха Вассиана, и возымев горячую веру в помощь угодника Божия, мать дала обещание отслужить по нем панихиду на могиле его. На следующий день, после осмотра доктора, 1903 года 15 июля, придя в пещеру схимонаха Вассиана, дочь её Мария с бабушкой своей Пелагеей Петровой Татариновой попросили отслужить панихиду по схимонахе Вассиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монахов незаконным и присудил вернуть его василианам. Только вмешательство департамента Сената, куда обратился правосл. еп. Иоанникий, прекратило спор, к-рый длился долгое время: Сенат признал, что суд превысил свои полномочия. Троицкий мон-рь остался православным и был включен в штат первоклассных, что было подтверждено решением Синода в 1842 г. С 1806 г. настоятели были одновременно ректорами Подольской ДС. По штату от 1 янв. 1842 г. в К. м. разрешалось проживать наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам и 5 послушникам. Настоятели служили в сане архимандрита, с 1806 г. они также являлись ректорами Подольской ДС. В этот период над средокрестием Троицкой ц. появился деревянный купол правосл. храма. В 1835 г. епархиальный архит. А. Островский разработал проект перестройки мон-ря со сносом старой Свято-Троицкой ц. и строительством на ее месте 4-столпного храма с большим центральным куполом и 4 угловыми главами-колокольнями в классицизирующем русско-визант. стиле с характерным куполом луковичной формы и такой же формы главами колоколен. По архитектуре и объемно-пространственному решению храм напоминал Десятинную ц. в Киеве (1828-1842; архит. В. П. Стасов). Проект реконструкции Троицкого мон-ря предусматривал перестройку келий и расширение обители на юг. Была присоединена соседняя усадьба с постройками, келии расположились в 2-этажном здании Г-образной формы. Но реконструкция не была проведена из-за недостатка средств, лишь на Свято-Троицкой ц. был возведен каменный купол на высоком барабане вместо деревянного. В 1838 г. в нижнем этаже монастырского корпуса была устроена теплая ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, к-рую в 60-х гг. XIX в. перенесли на 2-й этаж (Там же. С. 30). В те же годы вдоль вост. границы мон-ря, выходившей на Зарванскую ул., построили 2 одноэтажных флигеля, к-рые монахи сдавали в аренду под торговые лавки. Впосл. они были объединены в один корпус. К. м. возглавляли архимандриты: в 1796-1800 гг. Созонт (Сокольский), в 1800-1806 гг.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

В 1917 г. в обители возникли конфликты. Так, 18 авг. 1917 г. часть насельников подала жалобу в Департамент вероисповеданий при Центральной раде на злоупотребления архим. Иувеналия и его помощников, однако ответа не последовало ( Ульяновський В. I. Церква в Ykpaïhcьkiй дepжabi 1917-1920 рр. К., 1997. С. 75). 6 июня 1918 г., когда Киевом управлял гетман П. П. Скоропадский, рядом с К. И. м. взорвались Зверинецкие артиллерийские склады. Возможно, взрывы организовали сторонники большевиков, чтобы дестабилизировать ситуацию в городе. В результате взрывов погибли 12 насельников, по одним данным - на территории К. И. м., по другим - в приписном Зверинецком скиту, находившемся ближе к складам. Из-за взрывов и пожаров были разрушены монастырские здания, часть 1-го яруса строившейся колокольни, полностью уцелел лишь каменный келейный корпус (1895). 27 сент. 1918 г. архим. Иувеналий писал в рапорте Киевскому епархиальному совету, что сгорела также монастырская канцелярия с архивом и документами (ЦГИАК. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Л. 1). Полуразрушенный Троицкий храм впосл. был восстановлен, но колокольня разобрана. Руины строений, примыкавших к обители, были снесены, а местность в июле-авг. 1918 г. очищена под котлованы и фундаменты для новых зданий. Большевики, захватившие Киев, планировали построить на Зверинце правительственный центр, что поставило под угрозу существование обители. Но планы строительства были отменены, чему способствовали и 2 обвала земли в этих местах, обозначившие наличие пещерных галерей на всем пространстве Зверинца. В 1924-1926 гг. в братии К. И. м. состоял иером. св. Иоасаф (Жевахов) , хиротонисанный в 1926 г. во епископа Дмитровского, викария Курской епархии. В 1928 г. настоятель архим. Иувеналий был арестован. Воспользовавшись арестом, 29 авг. 1928 г. президиум Киевского горсовета постановил упразднить К. И. м. и выселить братию из обители. Но реализация данного решения затянулась, а братия зарегистрировалась как рабочая артель «Труд», главой к-рой был избран архим. Иов (Пругло). На 1 янв. 1929 г. в артели, по офиц. данным, числился 51 насельник, в действительности же при обители проживало 214 чел. (вероятно, учитывая также братию приписных скитов). Неск. человек жили в старом келейном корпусе, мн. монахи - на квартирах, в подвалах и сараях, но все собирались на богослужения в Троицком храме, к-рый к 1934 г. стал приходским. В оставшихся келейных корпусах размещались детская исправительная колония, фабричное общежитие, склады и мастерские.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

16 нояб. 1605 г. кор. Сигизмунд III Ваза предоставил В. м. в пожизненное управление униату архим. Самуилу (Сенчило) с «удалением от заведования» обителью представителей виленской рады. В янв. 1608 г. при В. м. было создано униатское братство, к-рому, по мнению Потея, должны были перейти грамоты и привилегии, дарованные правосл. братству, и т. о. последнее должно было прекратить свое существование (такого рода иски к правосл. братчикам выдвигались униатским братством до офиц. признания кор. Владиславом IV Вазой правосл. братства в 1632). После того как Потей в июле 1608 г. назначил своим наместником в Вильно насельника В. м. иером. Иосифа Вельямина Рутского , известного своим стремлением к окатоличиванию униатов, архим. Самуил выступил против митрополита и в авг. 1608 г. вместе с виленскими приходскими священниками обратился к собранию бурмистров и радцев рус. общины с жалобой на действия митрополита. За незаконное обращение к светскому суду Потей приговорил Самуила к лишению сана и отлучению от Церкви. Троицкий архимандрит подал виленскому правосл. братству просьбу принять его в число братчиков. На собрании 30 нояб. 1608 г. виленские правосл. священники вместе с членами братства решили вернуть архим. Самуилу (Сенчило) настоятельство в В. м. после отречения от повиновения униатскому митрополиту. Последующие полгода были отмечены стихийными стычками между православными и униатами, взаимными исками, направленными в суды разных инстанций. В июле 1609 г. в Вильно состоялось выездное заседание суда при королевском дворе, решением к-рого виленские правосл. братчики были оштрафованы на 10 тыс. злотых, а архим. Самуилу предписывалось покинуть пределы Речи Посполитой. В авг. 1609 г. В. м. окончательно перешел под власть униатов. В ведение настоятеля мон-ря светские власти передали все виленские приходские правосл. церкви. Униатский наместник обители Рутский, а затем и его преемник архим. Иосафат Кунцевич преобразовали мон-рь по образцу лат. монашеских орденов. Городской магистрат, состоявший теперь только из католиков и униатов, вынес постановление, в соответствии с к-рым каждый желающий вступить в купеческое братство или ремесленный цех должен исповедаться в Троицком храме и принести оттуда удостоверение о принадлежности к унии; инициатор этого решения - Кунцевич - бдительно следил за его исполнением. (Т. о. православные лишались средств к существованию, поскольку в соответствии с магдебургским правом после удаления ремесленника из цеха его профессиональная деятельность становилась невозможной.)

http://pravenc.ru/text/158630.html

Понеже град Тула лишен есть, от начала сего столетия, обители иночествующих молитвенников о граде сем, о державе всероссийской, и о всех святых Божиих церквах, и о всех православных христианех. Аминь. Месяца маия в 20 день, на память иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Московскаго и всея России. Господи благослови!!!». Из сей надписи очевидно, что в основании храма была положена еще только надежда на устроение здесь обители. Но надежда была не одна, она была споспешествуема молитвою и усердною молитвою! и сию-то молитву благоволил Господь услышать. Работы по сооружению храма подвигалась быстро, но не без затруднений. Для хозяйственных распоряжений, как известно, был приглашен Гавриил В. Бочерников, которого хорошо и лично знал В. Ив-ч Макарухин и в распоряжение которого вверил нужную и значительную сумму денег, а составление планов и проектов на все монастырские постройки поручено было его сыну Александру – тогда еще молодому, но знающему и способному архитектору. Проекты были составлены тщательно, одобрены Тульской Строительной Комиссией, утверждены и благословением преосвященного Накандра: так дело было налажено, начато и поведено хорошо, но вот когда стали сводить большой купол на главной церкви, то Бочарников-сын, как специалист-техник, находил неизбежно нужным заложить в стены железные связи, а его отец как опытный хозяин, относя это заявление сына к неопытности его, как еще только начинающего практика, находил совершенно ненужным закладывать связи, объясняя, что опытность его, хотя и не техника, дает ему больше прав отменить закладку связей, и на этом своем мнении он решительно настоял, как распорядитель по хозяйственной части, соблюдая интересы экономии. Архитектор Бочарников, как специалист, мог также настаивать на своем требовании и, в крайнем случае, приостановить работу, донеся об отступлении от проекта, утвержденного строительной комиссией, начальству, но, будучи характера мягкого и нерешительного, как всегда, так и теперь, он не хотел в столь серьезном деле идти против отца и уступил ему, терзаемый, однако, совестью и страхом за непрочность сооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ежедневно в 12-ть часов ночи он вместе с братией ходил к утрени, которая в будние дни продолжается два с половиною часа и более, а под праздничные дни более трех с половиною часов. После того немного засыпал. В 9-ть часов утра ходил к поздней литургии, а затем в свое время – к вечерне, и эти три службы посещал неопустительно до 1885 года. В этом году он исходатайствовал от архиепископа Никандра распоряжение – совершать раннюю обедню, и для сего сделал особый вклад в 10,000 рублей, чтобы обязательно совершалась и литургия заупокойная – в поминовение его родителей и сродников. В этом году, именно с 1-го августа, началось совершение ранней литургии в 6-ть часов утра (как это и продолжается до настоящего времени). В то же время переменилось и время совершения утрени: вместо 12-ти часов ночи, она стала совершаться с 3-х часов по полуночи. С того же времени и В. Ив-ч изнемог под бременем старчества, стал ходить в храм ежедневно только к ранней обедне и к вечерне. А все остальное время дня он неуклонно проводил за чтением священных книг – Евангелия, Книги Деяний Апостольских и Четьих Миней, причем прочитывал и поучения в них на каждый день по поводу жития святого. – Чтения сменялись молитвой: он любил молиться уединенно, при тусклом свете лампады: стоя на молитве, он как будто не хотел замечать и самого себя… Он молился устно без «молитвенника», с земными поклонами и коленопреклонением, – что, конечно, обнаруживает искренность молитвы, доходящей до умиления, при котором душа молящегося непосредственно обращается к Богу и «молитвенник» становится излишним. Постепенно приближаясь к последнему пределу своего жития, В. Ив-ч постепенно замечал и упадок телесных сил. Так, в 1888-м году он настолько ослабел зрением, что уже не мог иметь высокого утешения – читать любимые книги, о чем сильно скорбел; впрочем, он настолько еще видел, что мог ходить в храм без провожатого. Вместе с тем, он стал часто жаловаться на боль в ногах; страдал от грыжи и геморроя, особенно при перемене погоды, когда он вынужден был уже лежать в кровати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Находясь постоянно в доме родителей, Василий воспитывался в духе богобоязненности и преданности церковным уставам. Он искренно любил посещать храм и старался бывать в нем неопустительно. В своем приходском храме он всегда становился за правым клиросом и, раз устремив взор на предстоящую икону, он уже не сводил с нее глаз до конца службы, – никогда не позволял себе оглядываться по сторонам. – Благочестивой настроенности его совершенно соответствовала и его скромность, проявлявшаяся в самой его внешности. Он никогда, даже и в молодости, не любил щеголять: его одежной был обыкновенный купеческий сюртук, длиннополый, старинного (традиционного) покроя, но статный; поверх сюртука кафтан (по-народному – чуйка), с прямыми полами и рукавами. Иначе говоря, его вкус в этом отношении был чужд так называемого немецкого покроя платья (не сословного и не национального). Вообще, он избегал всякой показности; и этому он был так твердо предан, что не позволял даже снять с себя фотографического портрета, – несмотря на желание и неоднократные просьбы родных и знакомых, которые в последнее время его жизни в Туле желали было достигнуть своей цели при посредстве глубоко уважаемого им Преосвященного Никандра: В-й Ив-ч остался непреклонен, – не изменил своей скромности даже и в таком, по-видимому, невинном деле 10 . Поддержанию благочестивой настроенности Василия немало служило и самое занятие его в родительском доме: оно было унаследовано им и отцом его еще от деда. Это – производство предметов церковной утвари. Назначение изделий храму Божию, без сомнения, постоянно напоминало юному Василию о священном долге его истинно христианской души. А в исполнении своего христианского долга Василий имел руководящие примеры в лице родителей, замечательных своим долголетием. Если, при всех трудах своих, отец достиг 65-летнего возраста, а мать 89-ти лет, то это очевидно свидетельствует об их скромной и воздержной жизни, явно и Богом благословенной. Дело, которому служили Макарухины, требовало усердия и внимательных наблюдений для воспроизведения данных образцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010