Сторожевые валы и засеки здесь, как и везде, имели назначением предупреждать и задерживать набеги татар, преимущественно Крымских. Тем не менее, время от времени, татары являлись на берегах р.р. Дона, Шата и Упы, подступали и к самым стенам Тульского кремля. Так, в 1552-м году Московский царь Иван Васильевич Грозный предпринял поход на Казань и вместе с войском был уже в Коломне. Тогда Крымский хан Девлет-Гирей, думая воспользоваться этим обстоятельством, в отсутствии царя и войска напасть на Москву и через то отмстить Москве за Казань, шел со своими полчищами по Рязанским пределам к Москве. Но, приближаясь к Рязани, хан узнал, что Московский царь находится еще в Коломне, а потому поворотил на Тулу и решил предварительно взять эту крепость (в то время, после Москвы и Смоленска, одну из сильнейших). Грозный хан 21-го июня приблизился к стенам кремля, а 22-го начал приступ – с юго-восточной стены. Сравнительно весьма малочисленные и плохо вооруженные, но отлично мужественные граждане заперлись в кремле, выдерживали нападение и, под начальством царского наместника, незабвенного князя Григория Ивановича Темкина-Ростовского, геройски отразили приступ татар, так что Девлет-Гирей на утро 23-го числа в страхе отступил на юг по Дедиловской дороге и уходил по 60–70 верст в сутки. На другой день после победы подошло от Коломны к Туле, с целью оказать помощь осажденным Тулякам, царское войско («полк правой руки» казанского ополчения); но ему пришлось уже только торжествовать победу да преследовать врага и разбивать его отряды, не успевшие соединиться с главным войском хана 2 . Как смотрели современники на совершающееся одоление Крымского хана, об этом определенно дает знать летопись. «Царь же (Девлет-Гирей), – говорит летописец, – прииде на Тульские украйны и роспусти воя своя, а сам ста у града Тулы. Божиею милостию и Пречистыя его Матери и чудотворец Русских вниде в него страх и убояся велми, и стоя три дни, и не дождався люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа. Воеводы же великаго князя (Московского царя Ивана Васильевича) многажды ту на Крымских людей исходиша, и много их убиша, и инех же поимаша и к великому князю на Коломну приведоша; и воеводы же великаго князя из украинных мест тульских царя (Крымского) прогнаша, и такоже возвратишася к великому князю. И князь великий возвратися с радостию великою, за еже возвратися царь (Крымский) вскоре и побежа без успеха. И тако повелевает вскоре епископу Коломенскому Спасу и пречистой Богоматери молебная совершати» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Плата за это – 500 р. в год, кроме значительных подарков». – В феврале месяце 1835 года он отошел от Минаева, заручившись также аттестатом «в безупречной честности». С 20-го октября 1834 года и до 20 июля 1837 года он снова служил на заводе купцов Сазыкиных за 500 р. в год по контракту. С 1840-го года более пяти лет Г. Бочарников прожил в Оренбургской губ., Мензелинском уезде, при Батрасовском поташном заводе купца Фирсова в должности приказчика, причем в его распоряжении находилось много построек: церкви, дома, заводы, кроме того – закупка разного товара и продажи поташа, меда, воска, соли, кож и разного хлеба, а также распашка земли, покосы, рыбные ловли, мукомольные мельницы, пчеловодство, устройство разных машин для химических произведений, заведование конторой, торговля чаем, сахаром, разными металлическими вещами и лесными изделиями. Вся сумма оборотного капитала была под его наблюдением. Он неоднократно бывал в Нижегородской, Ирбитской и прочих ярмарках для сбыта и покупки товаров. Доверенные ему поручения исполнял всегда исправно и с пользою. Наконец, сдав вверенные ему заводы, товары, материалы, машины и деньги хозяина в точности, он в 1845 году в мае получил расчет и переселился в Тулу. У Фирсова он получал жалования 1500 рублей, кроме значительных подарков. Но с окончанием устройства монастырских зданий мысль о монастыре не оставляла Бочарникова: она внедрилась в его душе и овладела ею. Гавр. В-ч задумал идти в монахи, хотя еще жива была его жена. – Желание это, по настоянию его жены, не осуществилось при ее жизни; тем не менее, мысль о монашестве не только не оставляла его, но и крепла в нем: не будучи монахом, он приобрел, надел на себя и постоянно носил железные вериги для умерщвления плоти. Когда он снимал свою рубаху из грубой посконной ткани для стирки (что, впрочем, делалось весьма редко), то на ней были заметны следы ржавчины и крови, а при хождении его иной раз можно было слышать легкое бряцание цепей. Вскоре, именно 1-го марта 1865 года, умерла жена Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В нач. 50-х гг. XX в. мон-рь оказался в зоне, примыкавшей к создаваемому Костромскому водохранилищу. Чтобы спасти от затопления вост. часть Костромского р-на, в 1-й пол. 50-х гг. возвели 140-километровую защитную дамбу, с юга оказавшуюся непосредственно у стен обители. В 1956 г. в связи с пуском у г. Городца Горьковской ГЭС уровень Волги поднялся и мон-рь, ранее возвышавшийся над рекой на холме, оказался почти у воды. Под воду ушла Стрелка - коса у впадения р. Костромы в Волгу, историческому ландшафту близ И. м. был нанесен непоправимый ущерб. В 1955 г. из зоны затопления на территорию Нового города И. м. перевезли деревянные, стоящие на сваях Преображенский храм (нач. XVIII в.) из с. Спас (Спас-Вёжи) и 4 бани из с. Жарки. Они положили начало созданию Музея деревянного зодчества. 30 авг. 1958 г. по распоряжению Совета Министров РСФСР в И. м. был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В кон. 50-х гг. из мон-ря началось выселение местных жителей (в 186 квартирах проживало 670 чел.). Во 2-й пол. 50-х - 70-х гг. на территории И. м. проводились ремонтные работы, в нач. 60-х гг. все главы Троицкого собора заново вызолотили, внутри собора реставраторы расчистили и укрепили фрески. В 1984 г. закончилась комплексная реставрация иконостаса. В кон. 50-х гг. на звонницу были установлены 6 колоколов, вывезенных из Никольской ц. с. Николо-Анфимово Парфеньевского р-на Костромской обл., самый большой весил свыше 122 пудов (почти 2 т.). В 1962-1970 гг. был отреставрирован архиерейский корпус. В 60-х гг. XX в. все здания обители были заняты музеем: в братском корпусе разместилась экспозиция истории края периода феодализма, в свечном - периода капитализма, в архиерейском - периода социализма, в бывш. богадельне - экспозиция отдела природы. Большая личная роль в деле восстановления памятников И. м. принадлежит первому директору музея-заповедника М. М. Ореховой. В кон. 60-х гг. было разрушено находившееся близ И. м. здание бывш. монастырской церковноприходской Романовской школы. 1989-2004 гг.

http://pravenc.ru/text/673737.html

С своей стороны мы находим необходимым немного пополнить это объяснение. Название «Ахтырь» или «Белый Яр» действительно татарское и дано этой низине потому, что она представляла собой, да и теперь еще представляет сплошное море белого сыпучего песку. Не так еще давно этот песок во время бурь и сильных ветров целыми тучами поднимался в воздухе и переносился с одного места на другое, нагромождаясь местами довольно значительными по высоте холмами. II если сейчас не такт, заметно это, то благодаря лишь тому, что во многих местах сделаны насаждения хвойного леса и других древесных пород, укрепляющих сыпучие почвы. Гора Ахтырь из всей цепи сродных ей холмов, идущих отсюда по всему побережью Ворсклы дальше на северо-запад, ближе всего подходит к Ахтырской котловине, почти вплотную прилегает к ней и, очевидно, повторим, благодаря этому, приобрела себе и название «Ахтырь». Состав почвы её суглинисто-песчаный, даже каменистый. Внутри горы залегает большое количество камня песчаника, который выступает местами громадными глыбами наружу, свидетельствуя тем самим и о составе горы и о её происхождении. В некоторых местах каменные глыбы составляют довольно значительные нагромождения. К важной особенности горы Ахтырь нужно отнести еще и то, что она совершенно изолирована от остальных холмов и отделена самой же рекой Ворскла, которая к северу от неё прорывается сквозь сушу порядочным проливом, через который вода из главного русла с особой быстротой устремляется к горе и, раздвоившись при подходе к ней вилообразно, обвивает ее, как поясом, со всех сторон, оставляя для входа на гору лишь незначительный лентообразный проходи, с южной стороны. В прежнее время вход на гору представлял узкую тропу, по которой можно было пробираться только пешеходом и с немалым трудом приходилось проезжать туда при особой нужде на подводе, а во время весенних и других разливов Ворсклы он совершенно закрывался окружавшей гору водой, и доступ к монастырю пресекался. Теперь же, благодаря обмелению реки и значительному наносу мула, он несколько расширился внизу и постоянно свободен для прохода и проезда. Вода, выходя из русла Ворсклы, устремляется главным образом по восточной стороне холма и уносится на юг, с западной же стороны образуется только залив, который с каждым годом все более и более мелеет, уменьшается, и, нужно думать, не далеко то время, когда от пего не останется и следа.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Над мощным четвериком колокольни до её разрушения поднимались ещё два восьмигранных яруса. Верхний ярус, с небольшой главкой на глухом барабане, был столпообразным, что зрительно увеличивало высоту колокольни. Северный братский корпус, 2-я треть; сер. 19 в. Образец скромного жилого монастырского здания, почти полностью утратившего фасадный декор в результате многочисленных переделок. Двухэтажное каменное, оштукатуренное здание, состоящее из двух разновремённых прямоугольных объёмов под вальмовыми кровлями, имеет Г-образный план. Часть верхнего этажа занимали покои настоятеля, одно из помещений предназначалось для казначея, в остальных были устроены братские кельи. По периметру здания проходит простой междуэтажный пояс, и завершает стены профилированный карниз с широким гладким фризом. Оси прямоугольных окон обоих этажей, как правило, совпадают. Все проёмы без обрамлений, но на южном торцовом фасаде более позднего восточного объёма над некоторыми окнами уцелели полукруглые нишки. В корпус ведут несколько входов. В обоих этажах здания неплохо сохранилась характерная для жилых монастырских построек коридорная система планировки, с помещениями по сторонам продольного и поперечного коридоров. Перекрытия здания деревянные. Южный братский корпус, 1903 г. Двухэтажный каменный, с лицевой кладкой фасадов южный братский корпус (1903 г.) выстроен в эклектичных формах кирпичного стиля. В нём размешалось 10 келий, трапезная и кухня с подвалом. Прямоугольный объём, с широким выступом на южном фасаде, под пологой вальмовой кровлей расчленён прямоугольными проёмами в равномерном ритме. Углы корпуса и некоторые из фасадных членений отмечены двухъярусными пилястрами, над которыми проходят раскрепованные междуэтажный и венчающий карнизы. Окна первого этажа (с замковыми камнями в лучковых перемычках) помещены в плоские прямоугольные ниши с зубчиками в верхней части. Точно такой же пояс зубчиков проходит под профилированным венчающим карнизом. На северном и восточном фасадах оконные проёмы второго этажа с рамочными наличниками, массивными профилированными подоконниками и щипцовыми сандриками. В здание ведут два входа с деревянными крыльцами, расположенные на поперечной оси здания. Главный вход устроен в середине северного фасада, а дворовый – на противоположной стороне. В нижнем этаже поперечный коридор делит здание на две равные части (трапезную и кухню), а между ними в середине коридора установлена лестница на второй этаж, где небольшие помещения келий расположены по сторонам продольного коридора. Перекрытия здания деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=08281

В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища. Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года. Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы. В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.). В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

Основной объём церкви – высокий двусветный четверик, с небольшими щипцами над средней частью стен четверика, под четырёхскатной кровлей с глухим барабаном и главкой в завершении. К четверику храма примыкают пятигранная апсида и трапезная с двумя симметричными приделами, трёхгранные алтари которой частично закрывают фасады храма. Углы на всю высоту четверика отмечены огибающими пилястрами, над которыми проходит широкий раскрепованный профилированный карниз, повторяющий крутую форму щипцов. Нижние прямоугольные окна четверика (по два на боковых фасадах) обрамлены профилированными наличниками с арочным завершением и плечиками по сторонам. В середине боковых фасадов во втором ярусе помещены небольшие арочные окна. На южной стороне такое окно обрамлено штукатурным профилированным наличником с завершением лучковой формы. Углы трапезной и крайние оконные проёмы на боковых фасадах приделов подчёркнуты филёнчатыми пилястрами. Крупные арочные окна трапезной и приделов обрамлены штукатурными наличниками. Завершают стены приделов широкие треугольные фронтоны. В профилированные карнизы алтарей церкви включён пояс поребрика. Высокое бесстолпное пространство храма перекрыто куполом, опирающимся на паруса. В алтарь и трапезную храм открывается большими арочными проёмами. В средней части трапезной цилиндрический свод, откуда в приделы (с цилиндрическими сводами и лотками с западной стороны) ведут по две широкие арки с каждой стороны. В главном и придельных алтарях церкви – гранёные конхи. Более поздний западный притвор трапезной перекрыт сводиками по балкам. В храме частично сохранилась неоднократно поновлённая живопись вт. пол.19в. Монохромная орнаментальная роспись украшает стены вокруг оконных проёмов второго света, края и внутренние поверхности арок. В куполе помещена фигура Пантократора, на парусах – евангелисты, под восточной и северной арками на стенах четверика – небольшие композиции на евангельские темы. В настоящее время в церкви установлены новые иконостасы. Пол выложен метлахской плиткой.

http://sobory.ru/article/?object=11691

28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

По его занятию, которое с юношеских его лет перешло к нему от его деда и отца, у него бывало до семидесяти и более человек мастеровых, в числе которых было не мало невоздержанных, буйных и никогда не было слышно, чтобы он предавал кого-либо из таковых суду и жестокому наказанию. Смолчит, стерпит, – и дело идет обычным порядком». По поводу этих слов о. Речминского должно заметить, что в отношении к рабочим В-й Ив-ч не только проявлял свою кротость и терпеливость, но и прямо действовал на них воспитательно. По словам очевидцев, рабочие Макарухина нередко видали своего хозяина за книгой: следуя его примеру и по его указанию, сами собирались в кружок, где один кто-либо читал, а остальные слушали; так обыкновенно бывало под или на праздник. Обычай этот напоминает древние русские товарищества иконописцев и храмоздателей, проникнутых церковностью. – «Мастерство его, – продолжает о. Речминский в том же письме, – церковная медная утварь – подсвечники, паникадила, чаши, купели и всякие вещи, нужные для священнослужения, по их прочности, чистоте отделки, изяществу и по сходной цене, сделались известными в самых отдаленных краях России, так что он многим вынужден бывал отказывать в их заказах. На все означенные вещи он сам делал чертежи и рисунки: для отца своего он был незаменимый художник и неутомимый мастер». Относительно того, в какой мере были довольны Макарухиным его заказчики, имеется документальное «Свидетельство Московского Городского Общества», в котором читаем: «Вследствие состоявшегося минувшего 28 мая сего 1852 года приговора мещанского общества, по коему в присутствии г. Московского Городского Головы на собрании мещанского общества, как вы изволили сделать на собственном своем заведении бронзовые высеребренные подсвечники по заказу вам от оного общества для Воскресенского, именуемого «Новый Иерусалим», монастыря, которые вы сделали добросовестно, в весьма отличном виде и прочной лучшей доброты, как и самый рисунок оных заслуживает особенного внимания и уважения, а посему мещанское общество определило вызвать вас в присутствие дома Городского Общества и от лица оного объявить вам благодарность, в удостоверение чего за подписанием присутствующих выдать в том сие свидетельство» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И с этого времени особенно заметна была решительная перемена в душе о. Германа: прежнее упорство и раздражительность, не терпевшая сопротивлений, сменились послушанием и глубоким смирением. Это очень резко обнаружилось в следующем случае. Вскоре после рукоположения о. иеромонаху Герману пришлось быть у своего сына А. Г. Бочарникова. Все дети подошли к дедушке принять благословение, а старший внук Н-й, по юношеской заносчивости, не желал принять благословение, просто по-светски протянул руку; а когда старец-иеромонах хотел осенить его благословением, то внук, отдернув свою руку, сказал: «мне не нужно этого». Семидесятитрехлетний старец, прежде не терпевший никакого противления и ослушания, был смущен и возмущен настоящей дерзкой выходной внука, но крепко сдержал себя и, к общему изумлению, повергся пред юношей на землю и, касаясь челом лица земли, сказал: «ну, простите же меня, грешного!» Такое столь неожиданное и неподдельное смирение глубокого старца поразило легкомысленного юношу и на всю жизнь послужило ему решительным уроком благонравия. Александр Бочарников не получил достаточного школьного образования. Будучи шестнадцати лет, он поступил в Туле к некоему г. Волосатову в чертежники; жил у него бесплатно в качестве ученика; но вскоре зарекомендовал себя и стал получать жалование в размере десяти рублей в месяц. В 1856 году 7 января, на 23 году свой жизни, Алекс. Г. Бочарников женился на Марии П. Троицкой с благословения своего отца, в доме которого и проживал. К этому времени он получал уже 16-ть рублей в месяц, притом состоял уже помощником городского архитектора, и в таком звании пользовался некоторыми доходами. Приобретя здесь значительное знание по архитектуре, А. Бочарников задумал выступить на свою самостоятельную дорогу. По инициативе знавших и любивших его академика архитектуры Дмитриева и губернского архитектора Ф. В. Громова, он приступил к выработке проекта для представления в Императорскую Академию Художеств для получения звания архитектора. Труд этот занял у него времени около года, так как он работал в то же время и у Волосатова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010