Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Описание: История История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители . В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ. Храмы Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г. Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.). Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.). Святыни Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. XIX в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме). Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244620...

Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию. Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван. Последующая история стала проясняться только в 1990 г. и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. " Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, - говорил Патриарх Алексий II, - мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Первая святыня, которая была возвращена, - мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: " Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас! " Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания. История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется " , - продолжает Святейший Патриарх.

http://pravoslavie.ru/5265.html

В 1788 году дивеевская помещица Жданова пожертвовала общине землю рядом с Казанской церковью, и на ней мать Александра поставила три кельи с оградой. Новую общину опекал Саровский монастырь. Его игумен Пахомий руководил духовной жизнью и обеспечивал их необходимым для жизни, в свою очередь сёстры выполнили посильные работы для саровской братии. В июне 1789 года приблизившуюся к смерти мать Александру соборовали игумен Пахомий и казначей отец Исайя. С ними тогда был тридцатилетний иеродиакон Серафим - будущий преподобный Серафим Саровский. Мать Александра просила отца Пахомия не оставлять общину, собранную по воле Богоматери. Но игумен, ссылаясь на старость и указав на иеродиакона Серафима, сказал: " Духовность его тебе известна, и он молод, ему и поручи это великое дело " . Матушка просила отца Серафима не отказываться от святого послушания Царице Небесной. " Она же и поможет тебе в свое время сделать все необходимое " , - сказала умирающая. 13 июня подвижница скончалась. В общине оставались только три послушницы, а через семь лет собралось уже 52 сестры. В их числе была вдова из Тулы Ксения Михайловна Кочеулова, вскоре ставшая начальницей общины. Отец Серафим уважал мать Ксению, называл её " огненным столпом до неба " , но не одобрял её чрезмерную уставную строгость. Он просил её смягчить устав, из-за которого сёстры уходили из общины, но та решительно отказала, ссылаясь на правила, заведённые при отце Пахомии. Тогда отец Серафим отстранился от дел общины, однако продолжал посылать сестёр в Дивеево. 25 ноября 1825 года батюшка Серафим пробирался через лес к своей дальней пустыньке. И вдруг на берегу Саровки увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. " Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи - монахини Александры? - сказала Богоматерь. - Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой обетованную Мной обитель Мою " . Богоматерь велела взять из Казанской общины восемь сестёр, которых назвала по именам, и с ними начать Ее обитель. Место Богоматерь указала на востоке Дивеева, напротив алтаря Казанской церкви, приказав обнести это место канавой и валом, для обители срубить из саровского леса ветряную мельницу и кельи, а затем построить церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке новый и нигде до того времени не существовавший. Непременным было правило о приёме в обитель одних лишь девиц, о которых Сама Она изъявит Свое благоволение.

http://sobory.ru/article/?object=00902

В обители существуют две церкви: соборная – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», и вторая – во имя Всех Святых. Святынь и достопримечательностей монастырь не имеет. При нем вне ограды устроена странноприимница. Главный труд монахинь – рукоделие и земледельческие занятия. Управляет Николаевской обителью игуменья. Община «Отрада и Утешение» в Ардатовском уезде. Община сия находится при селе Шейн-Майдане. Мещанка Феодосия Цыпина пожертвовала землю для устройства женской обители, и, по определению Св. Синода, таковая здесь и была основана в 1903 г. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь в Ардатовском уезде. Нештатный общежительный Серафимо-Дивеевский монастырь находится при селе Дивееве. В прежнее время здесь находилась женская община, основанная вдовой полковника Мельгуновой при церкви Казанской иконы Божией Матери села Дивеева. Потеряв мужа, она начала ходить по свв. местам. Однажды, когда она шла в Саровский монастырь, то увидела во сне Божию Матерь, которая повелела ей построить храм. В скором времени она выполнила это повеление Богоматери: приобрела небольшой участок земли и построила каменный храм в честь Казанской Божией Матери, при котором тогда же основала женскую общину. Начальницей общины была поставлена мать Александра, управлявшая ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. После смерти последнего по его завещанию, в судьбе общины принял деятельное участие прп. Серафим Саровский , пологая сестрам общины как указаниями, так и своими скудными материальными средствами. В 1812 году описываемая община была соединена с Мельничной общиной, устроенной прп. Серафимом Саровским . Эти две общины составили одну женскую общину–Серафимо-Дивеевскую; впоследствии она была преобразована в монастырь. В обители находятся пять храмов: соборный, во имя Св. Троицы, с четырьмя приделами, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в честь Тихвинской иконы Божией Матери, кладбищенский, во имя Преображения Господняя, и домовый, при богадельне, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Глава Нижегородской митрополии принял участие в открытии объездной дороги у села Дивеева 16 октября 2021 г. 13:38 В селе Дивееве Нижегородской области завершено строительство северо-восточного обхода. Новая дорога позволяет вывести за пределы населенного пункта транзитный транспорт, в том числе большегрузы. Дорога была построена в рамках развития туристического кластера Арзамас — Дивеево — Саров . «По прогнозам, ежедневно этой дорогой будут пользоваться около 1700 автомобилистов. Это те машины, которые не пойдут через Дивеево, создавая дополнительную нагрузку на дорожную сеть села. Развивая Саровско-Дивеевский кластер, мы делаем его не только привлекательным для туристов, но и, в первую очередь, удобным и красивым местом, где будет комфортно жителям», — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. По словам главы региона, стоимость строительства — 732,6 миллионов рублей, из которых 706,6 миллионов рублей — средства федерального бюджета. Общая протяженность обхода составляет 4,9 км, он включает в себя строительство двухпролетного моста через реку Вичкинза длиной 50,2 метров. В процессе строительства было уложено 282 погонных метра водопропускных труб, установлены шумозащитные экраны протяженностью один километр, уложено 2,5 километра сетей ливневой канализации, установлены локальные очистные сооружения. 14 октября в торжественной церемонии открытия дороги приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов, заместитель полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин, директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов, глава местного самоуправления Дивеевского района Сергей Кучин. Освятив дорогу, глава Нижегородской митрополии сказал: «Сегодня большое историческое событие не только для села Дивеева и Нижегородской области, но и всей Русской земли. В Дивееве находится четвертый удел Матери Божией — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь . Сюда ежедневно прибывает огромное количество паломников. Труды попечительского совета в рамках работы нашего паломническо-туристического кластера " Арзамас — Дивево — Саров " направлены на то, чтобы еще больше людей смогли побывать в этом святом месте. Новая объездная дорога снимет нагрузку транзита с села Дивеева и послужит одним из элементов развития территории. Это одно из направлений нашего общего большого труда. Я благодарю Правительство России, полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе, правительство и губернатора Нижегородской области за то, что совместными усилиями мы осуществляем большое дело в развитии целого региона. Всех поздравляю с этим благословенным большим событием».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Автор проекта реставрации архитектор В.В. Коваль. В настоящее время реконструкция интерьеров пустыньки полностью завершена и создана большая мемориальная экспозиция. Неоценимую помощь в работе над проектом реставрации оказали встречающиеся в библиографических документах 1890-х–1926 г.г. описания планировки пустыньки, порой противоречащие друг другу. 23 октября 2022 года состоялось освящение нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря – Благовещенского. Накануне в новосозданном соборе при закрытых царских вратах перед алтарем состоялась служба Обновления храма. Богослужение совершил клирик обители игумен Серафим (Дубровский). Новый собор является воплощением пророчества преподобного Серафима Саровского, который благословил поставить собор внутри Канавки, на одной линии с Троицким собором и колокольней. С тех пор минуло почти два столетия, и в наше время это благословение исполнилось. Новый Благовещенский собор уникален своим внутренним убранством. Весь его периметр, который включает два храма: верхний – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и нижний – в честь Ее Успения, украшен мозаичными композициями площадью восемь тысяч квадратных метров. Строительство собора началось в 2012 году. За архитектурную основу был взят соборный храм московского Заиконоспасского монастыря. Этот стиль, близок к русскому барокко, которое было характерным для архитектуры начала XVIII века. В этом же стиле выстроен и первый дивеевский храм – Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены золотым поясом Спасителя, длина которого 1,2 метра, и составляют двадцать поясов в ширину (двадцать четыре метра), тридцать в длину (тридцать шесть метров), пятьдесят в высоту (шестьдесят метров). На трех уровнях Благовещенского собора разместились двенадцать престолов. Начиная с 2015 года, одиннадцать постепенно были освящены.

http://sobory.ru/article/?object=00902

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Женские монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский рн, пос. Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской лавры. Однажды ей было видение Богородицы с наказом основать обитель в северных приделах Руси. С благословения старцев Киево-Печерской лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей – Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Еще задолго до прихода сюда в конце XVII b. основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места. Не доходя 12 верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России», – сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила там старинную деревянную церковь. В 1773–1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица, услышав об обители, пожертвовала ей полдесятины своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили и вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В Доме призрения обе сестры прожили до того времени, пока стараниями митрополита Филарета и архимандрита Антония дивеевские дела не вошли в нормальное русло. Тогда они получили возможность вернуться в дорогую им обитель. Когда рассмотрение дел в Дивеево было закончено, митрополит Филарет представил в Святейший Синод свое «заключение». Тогда же Тамбовский Преосвященный святитель Феофан 50 , ведению которого временно поручен был Дивеевский монастырь, привел в исполнение указ Святейшего Синода о восстановлении Елисаветы Ушаковой в должности настоятельницы. 8 января 1862 года митрополит Филарет писал своему лаврскому наместнику: «О Дивееве пишет Преосвященный Феофан: Елисавета восстановлена в начальстве только 17-го ноября. Денег не нашла в монастыре ни копейки. Саровский строитель хотел было отказать Дивееву во всякой помощи, но – благодарность Преосвященному Феофану – он велел помогать» (13, с. 323–324). Вскоре было вынесено окончательное постановление Святейшего Синода относительно Дивеевского монастыря, согласно высказанному святителем Филаретом мнению. Утешенный этим, он писал архимандриту Антонию 16 февраля 1862 года: «Не без участия узнаете Вы, отец наместник, что молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игумении; Гликерию и некоторых непокойных удалить в другой монастырь; старицу, высланную в Ардатов, возвратить в Дивеевский монастырь; скита не строить; Иоасафа обязать подпиской, чтобы не имел сношения с дивеевскими; потребовать от него отчета в каких-то деньгах. Да примут дивеевские и сохранят достойно даруемый мир, чтобы не поколебалась победа, потому что побежденные, вероятно, не оставят оружие хитрости и наветов, которые употребляли доныне» (13, с. 333). Последние годы жизни 10 марта 1871 года исполнилось сорок лет служения отца Антония в Лавре. Лаврская братия захотела почтить этот день особым празднеством, так как по преклонности возраста отца наместника (79 лет) и состоянию его здоровья не было уверенности в том, что он доживет до пятидесятилетнего юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Вот что рассказывает нынешняя игумения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря матушка Сергия (Конкова): Игумения Сергия (Конкова) – Искренней почитательницей игумении Марии была одна из сестер нашей обители монахиня Мария, в миру Елизавета Алексеевна Храмова. Подобно первой игумении, она пришла в монастырь по горячей любви к преподобному Серафиму и его общине. Много лет назад прочитав «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», она решила сразу же, не откладывая, проститься с миром. Приехала в монастырь поздним вечером и постучалась в игуменский корпус. Помню даму в красивом пальто с песцом, в высокой прическе и со слезами на глазах. К груди она прижимала сподвигшую ее «Летопись…». Внезапно она опустилась на колени и произнесла: «Я приехала, чтобы поработать преподобному Серафиму. Не отриньте меня!» Так начался ее монашеский путь. Так же, как и игумения Мария, когда-то прошедшая тяжелые послушания, ее полная тезка-современница, Елизавета Алексеевна, не гнушалась никакой работой. Трудилась она в монастырских теплицах в Нижнем Новгороде, а это послушание не из легких. Постоянно молилась игумении Марии, веря в ее святость, и по вере своей получала помощь во всех делах. У нее и мирское имя было таким же, как у первой игумении, и в постриге она получила имя Мария. Истинно христианской, мирной была кончина монахини Марии Храмовой – 1 сентября 2009 в день памяти горячо любимой ею игумении Марии. В этот же день празднуется Донская икона Божией Матери, которую монахиня Мария тоже особо почитала. У нее была онкология, но она самоотверженно трудилась до последних дней своей жизни, никогда и ничего не откладывая на потом. Однажды даже обмолвилась: «Мне нужно успеть сделать побольше, ведь жить осталось меньше года…». А вот рассказ послушницы Нонны Орловой: – Я была очень серьезно больна. Старица Свято-Казанского монастыря в с. Колюпаново Тульской области, монахиня Ефросиния, не благословила мне делать операцию, сказав, что я могу ее не пережить, а духовник подтвердил ее благословение. Я терпела семь лет, лечилась травами, но болезнь прогрессировала.

http://pravoslavie.ru/155790.html

Это место избрал Бог для того, чтобы оно стало духовным центром русского Православия, чтобы являть всему миру красоту человеческой жизни, человеческого бытия в соответствии с Божественным законом. Такой пример показал нам своей жизнью преподобный Серафим, такой пример дали его ученики и ученицы: протоиерей Василий Садовский, Михаил Васильевич Мантуров, Николай Александрович Мотовилов, игумения Мария (Ушакова), сестры Дивеевской обители, прославленные в лике святых, и благодатные Серафимовы старицы, пережившие годы гонений, новомученицы и исповедницы. Они предстательствуют перед Богом о возрождении Дивеевской обители, а мы здесь — только худые служки и сторожа, призванные охранять монастырь. Алексей Ордынский История Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге начинается 5 октября 1892 г. В этот день указом Святейшего Синода созданный годом ранее Марией Николаевной Мансуровой и ее дочерьми приют для девочек и пожилых женщин был преобразован в женскую монашескую общину. В 1894 г. сестры Мансуровы, оставившие службу при царском дворе, приняли иноческий, а в 1901 г. монашеский постриг. В том же году решением Святейшего Синода рижская община получила статус монастыря, а его первой игуменией стала старшая из сестер — монахиня Сергия (Мансурова; 1861-1926). Во время Первой мировой войны насельницы монастыря были эвакуированы под Новгород, в Савво-Вишерский монастырь, а потом вернулись в Ригу. В 1940-1945 гг. монастырь не закрывался. При отступлении гитлеровцы угрожали монахиням насильственным вывозом, но те категорически отказались покидать обитель. При советской власти у монастыря были изъяты часть земли и строений, а в 1960 г. было принято в итоге не реализованное решение о переселении всех монахинь из Риги в Преображенскую пустынь. В 1962-1964 гг., во время хрущевских гонений, монастырь находился фактически на осадном положении. Благодаря мужественной поддержке православных верующих Риги и сопротивлению насельниц, руководимых игумениями Тавифой (Дмитрук; † 1972) и Магдалиной (Крисько; † 1985), обитель избежала закрытия.

http://patriarchia.ru/db/text/6100906.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010