31 июля 2013 г. 15:05 Посвященные 110-летию прославления Серафима Саровского торжества достигают кульминации В Нижегородской епархии начинаются главные торжества, посвященные 110-летнему юбилею прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Сегодня на подходе к Дивееву встретятся несколько крестных ходов, которые к четырем часам пополудни войдут в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . Затем в Троицком соборе обители будут отслужены малая вечерня с чтением акафиста преподобному и праздничное Всенощное бдение. Крестный ход с мощами преподобного Серафима по местам его служения и молитвенного подвига, как сообщили в пресс-службе Нижегородской митрополии, вышел из стен Дивеевского монастыря в понедельник, 29 июля. Рака с мощами была поставлена на носилки, в точности копирующие использовавшиеся при канонизации Серафима Саровского ровно 110 лет назад. Миновав села Яковлевка, Хвощи и Цыгановка, где у часовни осталась молиться основная часть паломников, вечером того же дня крестоходцы прошли через контрольно-пропускной пункт и оказались на территории закрытого города Саров. Здесь, возле колокольни Свято-Успенского мужского монастыря , они встретились с крестным ходом по Сарову во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием . Затем в сослужении секретаря Нижегородской епархии митрофорного протоиерея Игоря Пономарева, наместника Успенской обители игумена Никона (Ивашкова), других клириков благочиния правящий архиерей совершил Всенощное бдение. В Серафимовском храме Успенского монастыря святые мощи Печальника Земли Русской, как издавна называют православные преподобного Серафима, пребывали до сегодняшнего утра, когда отправились обратно в Дивеево. На подходе к этому селу произошла встреча с еще одним крестным ходом — стартовавшим 17 июля, в день памяти царственных страстотерпцев, из Нижнего Новгорода также по благословению высокопреосвященного Георгия. Это шествие митрополия ежегодно организует в преддверии дня памяти Серафима Саровского, а его маршрут традиционно пролегает через села с разрушенными или преданными забвению храмами.

http://e-vestnik.ru/news/serafim_yubiley...

В 1933 году 78-летний митрополит был уволен на покой. Последние годы жизни он провел в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги, продолжая труды над богословскими и аскетическими сочинениями, проводя время в молитвах и приуготовляя себя к встрече со Христом. В ноябре 1937 года тяжело больного святителя вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. Священномученик Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский (память 13/26 августа) Священномученик Серафим (Звездинский) Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника. В 1902 году он неизлечимо заболел, но чудесным образом исцелился по молитве перед образом еще не прославленного старца Серафима Саровского. Этот образ сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. 26 сентября 1908 года он принял постриг с именем Серафим – в честь преподобного Серафима. По окончании Московской духовной академии трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря. В 1918 году, когда представители новой власти закрыли Кремль, епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. На полтора года они нашли приют в киновии в лесу близ Серафимо-Знаменского скита, которую устроила для них схиигумения Фамарь, духовная дочь владыки Серафима. 3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Дмитровского. Архипастырское служение стало претворением в жизнь его любви ко Христу и ближним. Святитель и в Бутырке совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди 12 декабря 1922 года последовал первый арест. После окончания допросов владыку перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Епископ Серафим утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой. Он и здесь совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял. По приговору отбывал два года ссылки в Зырянском крае, где совершал Литургию ежедневно.

http://pravoslavie.ru/90295.html

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Трапезный храм Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя св. блгв. князя Александра Невского. О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). В храме служили в основном зимой. Обычно пищу разносили по корпусам, на общую трапезу сестры собирались только по праздникам. Трапезный зал вмещал одновременно до 1600 человек. В западной части здания находилась кухня. В советское время в здании располагались клуб, библиотека и кинотеатр. Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря На Соборную площадь монастыря выходят южный фасад Троицкого собора и главные фасады Преображенского собора и трапезного храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Новая каменная трапезная была построена при игумении Марии (Ушаковой) в 1895 году вместо сгоревшей 21 января 1890 года. Как многие храмы тогда в России, трапезный храм был посвящен небесному покровителю царя Александра III в память о чудесном избавлении Царской семьи во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года около станции Борки. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 14/27 ноября 2000 года храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. В 2001–2002 годах храм был расписан Палехской иконописной мастерской «Лик». Площадь росписи – более 1200 кв.м. Основными сюжетами росписи являются: фреска «Успение Пресвятой Богородицы» на западной стене трапезной и две фрески на восточной стене, посвященные преподобным и священномученикам Дивеевским. На северной стене изображены Нерукотворный образ Спасителя и Архангелы Михаил и Гавриил, на южной – святой благоверный князь Александр Невский. Свод потолка расписан орнаментальной композицией, включающей в себя 25 поясных медальонов с изображениями святителей, преподобных и мучеников.

http://sobory.ru/article/?object=05362

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Проект первой монастырской церкви Рождества Христова был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: " Слушайся его во всем; у него ум светлый! " Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу. Храм Рождества Христова был пристроен ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Храм Рождества Христова был холодным. Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления. После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были пристроены приделы с южной и северной сторон. Они освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Информация с сайта Серафимо-Дивеевского монастыря Церковь Рождества Христова - первый храм Мельничной девичьей общины. Чудесным участием Матери Божией ознаменовано строительство церкви Рождества Христова. Царица Небесная велела преподобному Серафиму пристроить новый храм к паперти Казанской церкви. Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

http://sobory.ru/article/?object=16531

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью После постройки Рождественских церквей преп. Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. Брату ее, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки пятиглавого собора, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!» Впоследствии Михаилу Васильевичу пришлось вести борьбу с Иваном Тихоновым, желавшим заложить собор по своему усмотрению. 5/18 июня 1848 года все же состоялась закладка на месте, указанном великим Старцем. Строительство собора почти не велось до 1865 года, пока игумения Мария не смогла привести в порядок хозяйство монастыря. Из-за смуты деньги, пожертвованные на собор, в обитель не попали, и постройку продолжили на малые средства. Неподалеку устроили завод на монастырской земле и стали делать свой кирпич. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Что на это было изволение Божие, подтвердилось особым знамением, когда при воздвижении креста в 1874 году на виду всех присутствующих над крестом в вышине вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, видели над собором необыкновенный свет. А в 1875 году преосвященный Иоанникий неожиданно для обители решил освятить собор лишь с тремя необходимыми иконами. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской - 28 июля/10 августа. В честь этой иконы был освящен в 1880 году 2/15 июня правый нижний придел. 3/16 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день - левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение 28-ти лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен. Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик академика К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом.

http://sobory.ru/article/?object=05359

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Поселившись в Дивееве, первоначальница обители матушка Александра сначала занялась перестройкой старинной деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и пристроила к ней теплые приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (1772 г.) и в честь святителя Николая (1776 г.). В своих горячих молитвах матушка Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной. Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь в честь Казанской Ее иконы именно на том месте, где Она явилась матушке Александре, - рядом с деревянной. Строительство началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. В начале 1780 года саровский строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь свт. Николая. Однажды, когда мать Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, она услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана». На подоконнике кельи обрела матушка чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.Впоследствии еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово. Новая каменная церковь была приходской, однако преп. Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05361

Патриарх побывал в храмах в честь Сошествия Святого Духа, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и в пещерном храме свв. Антония и Феодосия Печерских. В завершение посещения Саровской Успенской пустыни Предстоятель Русской Церкви побывал в часовне на месте захоронения преподобного Серафима, после чего направился в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . У Святых врат Предстоятеля встречали настоятельница монастыря игумения Сергия, иерархи Русской Православной Церкви, духовенство Нижегородской епархии. Проследовав в Преображенский собор, Святейший Патриарх приложился к мощам преподобного Серафима Саровского, после чего преподал собравшимся Первосвятительское благословение. Затем в Патриарших покоях обители состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с архиереями епархий , расположенных в пределах Приволжского федерального округа. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Саров. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Поклонение святыням Саровской Успенской пустыни. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Встреча с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа.   10 сентября В праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского и Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. По совершении Божественной литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Кирилл выехал в Арзамас. По дороге Святейший Патриарх сделал небольшую остановку в деревне Ореховец, где побеседовал с местными жителями и благословил их. В Арзамасе у Свято-Воскресенского кафедрального собора Его Святейшество встречали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, мэр города А.Н. Мигунов, благочинный Арзамасского округа священник Димитрий Ивин.

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

25. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский : История рода. Курск: ООО «Мечта», 2007. 108 с. 26. Филарет (Дроздов) , свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. 1831–1867: В 3-х ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 27. «Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни». (Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь).М.: «Отчий дом», 2006. 233 с. 2 Совестный суд – губернский суд России в 1775–1862 годах. Рассматривал гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные (малолетних, невменяемых и т.п.). 3 «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима». М., 2005. С. 51–52. 9 Георгий Павлович, иерей. Клевета на святых и искажение церковной истории//Информационно–аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2006/01/25/Дата обращения 05.06.2013. 10 Сергий, иером. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М.: Университетская тип., 1841. С. 3. 21 Руди Т.Р. Ранние жития Серафима Саровского : вопросы литературной истории//«Труды Отдела древнерус. литературы»/РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/Отв. ред. Д.С.Лихачёв. СПб.: Дмитрий Булавин, 1999. Т. 51. С. 432. 22 «Сказание о жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлечённое из записок ученика его». СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. С. 3–4. 31 «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» [Электронный ресурс]/Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 304.2 198. Житие Серафима Саровского . [Б.м.], XIX в. [web-caйm], http://www.rsl.ru. 50 «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни». М.: Интэкт. 2006. С. 7. 51 «Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С.Мельгуновой »/Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов) . Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь. Нижний Новгород: Изд. Братства св. Александра Невского, 2004. С. 441–442.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии На дальнем плане - комплекс богадельни, состоящий из трёх корпусов, справа на переднем плане - фундамент «Нового собора» (Преображенского, оставшегося неосвящённым), за ним - монастырская водокачка Елена Григорьева 1 июня 1907 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью После объединения двух дивеевских общин в 1842 году И.Т. Толстошеев начинает хлопотать об устройстве в Дивееве монастырской церкви внутри Святой Канавки. Ему удается обосновать необходимость устройства именно этой церкви. Место под строительство Тихвинской церкви было выбрано напротив широкого проезда через Канавку. Для строительства нового собора был заготовлен весь материал, в том числе и триста тысяч кирпичей, но начало работ затягивалось... Заготовленные материалы использовали для Тихвинского храма. Поэтому работы велись быстро, и через девять месяцев храм был готов. Одноглавая церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери была деревянной, но стояла на каменном фундаменте. Освящена Тихвинская церковь 17 июня 1847 года. Главный придел в честь Тихвинской Божией Матери, правый придел - во имя Архангела Михаила и прочих Сил Небесных, а левый - во имя Всех Святых. В нижнем этаже была устроена церковь в честь иконы «Утоли мои печали», которую освятили 13 июня 1850 года. В церкви было заведено правило дневного и ночного чтения Евангелия. Храм был небольшим, но теплым. Служили в нем обычно в зимнее время, а в летнее там проводилась лишь ранняя литургия. После закрытия монастыря в 1927 году в здании Тихвинской церкви устроили паровую мельницу, но в 1928 году она сгорела. А. Агапов. «Саров. Дивеево». - Саров, 2006 г., http://diveevo.biz/ Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте деревянную двухэтажную Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки.

http://sobory.ru/article/?object=58202

Святые мощи батюшки Серафима Саровского, так же покоятся рядом. Богоматерь изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67×49 см. Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного Серафима настоятель Саровской пустыни иеромонах Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители. С тех пор икона действительно стала Верховной Игуменьей монастыря. Настоятельницы считаются наместницами Верховной Игуменьи, и их место в храме — за большим киотом с этой иконой. На почитаемую икону была сделана позолоченная риза. Еще одну драгоценную ризу с камнями подарил Государь Император Николай II при прославлении преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы дивеевские иконописки сделали множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В 1903 году с иконой «Умиление» дивеевские сестры прошли крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного. В 1927 году монастырь закрыли. Икону в драгоценном окладе игумения Александра (Траковская) тайно вывезла в Муром, там она и хранилась. В 1980 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена сестры передали икону на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову. В 1991 году отец Виктор хранившиеся у него икону Божией Матери «Умиление» и оклад с нее передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В благодарственной грамоте Святейшего Патриарха было сказано: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Виктор! Воздавая благодарение Господу Богу и Преблагословенной Божией Матери за чудесное спасение святыни — чудотворной иконы Богоматери и других святынь Свято-Дивеевской обители, приношу вам и матушке Марии Борисовне сердечную благодарность за ваши труды по сохранению великого сокровища нашей Святой Церкви».

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010