10. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. (Опусте всяк град, заключит храм, еже не внити). При обшей всенародной скорби не будет уже и обыкновенного религиозного утешения, столь необходимого и единственного теперь, потому что народ оставит свои дома, но не так, как обыкновенно оставляет, уходя на полевые работы или при распространении заразы и т.п., нет, он оставит их навсегда, и не только свои дома, но и храм Божий, эту дорогую святыню, созданную праотцами, и – навсегда, потому что или падет на поле битвы, или пойдет в рабство, или сгинет под тяжестью уз в подземной темнице (ст.17–19,22). 11–12. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились. (Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отъиде вся радость земли. И останут гради пусти, и домове оставлени погибнут). Прежде, в мирное время, при благословении Божием, все и всюду в святой земле радовались о хорошем сборе винограда и о множестве вина, как необходимом условии житейских радостей (праздник церковный и народный, день рождения, брак и пр.). Так бывало особенно в дни Соломона. А теперь, при проклятии Божием, все и всюду в проклятой земле будут плакать и изливать чувство скорби в грустных песнях, потому что нигде, ни у кого не будет никакой радости – ни церковной, потому что храм будет заперт, ни народной, потому что города будут опустошены, ни семейной, потому что большая часть населения будет истреблена мечем врагов, голодом и т.д. (ст.1,6,17,19,22); а оставленные ими дома погибнут, т.е. вскоре превратятся в развалины. 13. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. (Сия вся будут на земли среди языков: якоже аще кто отрясает масличину, тако отрясут их: и [якоже] аще останет от объимания винограда). «Будет то же», именно – опустошение городов, разрушение домов, погибель народа и прекращение всякой радости на земле будет не в одной земле еврейской (или даже иудейской), а среди языков, разумеется среди всех языческих народов и стран, подлежащих проклятию и предосужденных уже на погибель, стран, о которых особенно и отдельно говорил пророк; а к Иудеи это пророчество относится только по преимуществу. Потрясение городов, опустошение домов и захват жителей в плен, все это совершится подобно отрясению масличных деревьев или обиранию виноградных лоз, когда на их ветвях остается весьма немного плодов, уже незаметных для глаза даже внимательного опустошителя, оставшихся как бы случайно. Так в особенности вавилоняне опустошат города Иудеи, тщательно обыщут все горы и ущелья и соберут всех жителей её.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10. Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. (Делай землю твою, ибо корабли ктому не приидут от кархидона). Когда жители Карфагена узнают о падении Тира и пленении его жителей, то уже не явятся на своих кораблях в его пристани, не привезут ему богатой пошлины и дани: и вот он, как нищий, дабы заработать себе насущный хлеб, вынужден будет обрабатывать землю; а эта участь тем более безотрадна, что гористая, каменистая и лесистая почва Финикии крайне неудобна для хлебопашества. Так, к величайшему унижению финикийцев, этих изнеженных «купцов-князей», им предстоит испытать участь нижайших рабов и силу проклятия Божия, по которому и первозданный человек, за гордость его, приговорен был возделывать бесплодную землю ( Быт.3:17–19 ). 11. Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его. (И рука твоя ктому не укрепеет по морю, разгневляющая царей. Господь Саваоф заповеда о Ханаане, еже погубити крепость его). Разрушенный до основания и обесчещенный, Тир уже не сможет поддержать своей власти на островах и берегах Средиземного моря, где она прежде была так несокрушимо крепка, потому что ей подчинялись свободно и охотно ради великих выгод – богатства и образованности. Прежде она раздражала царей Востока, потому что возбуждала в них зависть и страх, а теперь все увидят только низложение и попрание её. Такова судьба Финикии предопределена и предвозвещена была еще прапраотцу финикийцев – Ханаану, внуку Ноя. Господь устами патриарха Ноя проклял Хама, в лице сына его Ханаана, и определил потомству его быть рабами рабов ( Быт.9:24–27 ). Это непреложное проклятие разительным образом осуществилось и на финикийцах, потомках Хама через Ханаана. 12–13. И сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим, но и там не будет тебе покоя. Вот земля Халдеев. Этого народа прежде не было; Ассур положил ему начало из обитателей пустынь. Они ставят башни свои, разрушают чертоги его, превращают его в развалины. (И рекут: ктому не приложите укаряти и обидети дщерь Сидоню: и аще отъидеши ко китииом, ниже тамо будет тебе покой: и в землю Халдейску, но и та опустела от Ассириан, яко стена ея падеся).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

110 Положиша грешницы сеть мне,/и от заповедей Твоих не заблудих. 110 Устроили грешники мне западню,/но я от заповедей Твоих не отклонился. 111 Наследовах свидения Твоя во век,/яко радование сердца моего суть. 111 Унаследовал я свидетельства Твои вовек,/ибо они – радость сердца моего. 112 Приклоних сердце мое,/сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. 112 Склонил я сердце моё, чтобы исполнить повеления Твои/вовек, ради воздаяния. 113 Законопреступныя возненавидех,/закон же Твой возлюбих. 113 Законопреступников возненавидел/а закон Твой я возлюбил. 114 Помощник мой, и Заступник мой еси Ты,/на словеса Твоя уповах. 114 Помощник мой и заступник мой – Ты,/на слова Твои я уповал. 115 Уклонитеся от мене, лукавнующии,/и испытаю заповеди Бога моего. 115 Отступите от меня, творящие зло,/и буду исследовать заповеди Бога моего. 116 Заступи мя по словеси Твоему и жив буду,/и не посрами мене от чаяния моего. 116 Поддержи меня по слову Твоему, и буду жить,/и не постыди меня в ожидании моём. 117 Помози ми, и спасуся,/и поучуся во оправданиих Твоих выну. 117 Помоги мне, и буду спасён,/и буду вникать в повеления Твои всегда. 118 Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих,/яко неправедно помышление их. 118 В ничто Ты вменил всех отступающих от повелений Твоих,/ибо неправедно помышление их. 119 Преступающия непщевах вся грешныя земли:/сего ради возлюбих свидения Твоя. 119 Преступниками счел я всех грешников земли,/потому возлюбил свидетельства Твои. 120 Пригвозди страху Твоему плоти моя,/от судеб бо Твоих убояхся. 120 Пригвозди страхом пред Тобою плоть мою,/ибо от судов Твоих я убоялся. 121 Сотворих суд и правду,/не предаждь мене обидящим мя. 121 Сотворил я суд и правду,/не предай меня обижающим меня. 122 Восприими раба Твоего во благо,/да не оклеветают мене гордии. 122 Прими раба Твоего ко благу,/чтобы не оклеветали меня гордые. 123 Очи мои исчезосте во спасение Твое,/и в слово правды Твоея. 123 Изнемогли очи мои ради спасения Твоего/и слова правды Твоей. 124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей/и оправданием Твоим научи мя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

118 Быт.4:4. 119 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII. 5, 155. С. 163. 120 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162. 121 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем Сост. игумен Марк (Лозинский). М. СПб.. 1995. С. 92 29). 122 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162. 123 Приведем одно из авторитетных мнений: «Моисей не говорит ясно, почему две жертвы не одинаково были приняты, а только, упоминая о неодинаковом их успехе, обращает внимание сперва на приносивших, а потом уже на приношения, и тем дает разуметь, что Бог по расположениям сердец судит внешние действия благочестия. Согласно с сим, апостол полагает преимущество жертвы Авелевой в вере, которою он получил свидетельство в том, что он праведник (Евр.11:4). Посему несовершенство жертвы Каиновой состояло в том. что дух его не был жертвою Богу; что он не веровал в жертву Искупителя и что мнил обрести правду не в вере и усвоении правды Господней, но в себе и делах своих» [Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.4:3—5. С. 129]. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 164. 125 Быт.4:4—7: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господ Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»: 126 Также см.: Окружное послание единой Святой. Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.), § 17 (где речь идет о «самом теле Церкви, то есть самом народе» церковном)/Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. [Б.м.:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 233. 127 Прежде всего, потому, что Божественная литургия «сама по себе есть одно из величайших общественных богослужений нашей Церкви, как показывает и самое наименование ее — «общественное дело», «общественная служба " ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

11–12. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. (Горе востающым заутра и Сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют). Благочестивые люди, с древнейших времен, раннее утро и поздний вечер посвящали благоговейной молитве, очищали ум и сердце размышлением о делах Божиих и о делах собственной милости и любви к ближним (ср. Быт.24:63 ); а добрый труд и умеренный обед сопровождали пением священных песен. Не так делали богатые и беспечные современники пророка Исаии, и –подготовляли себе страшное «горе». Не чувствуя потребности трудиться, еще утром эти несчастные опьяняли себя «сикерой» и в полутрезвом состоянии проводили целый день, время, в которое они могли бы много–много сделать добра себе и другим 11 . Но, приходит вечер, и у них – веселый, шумный пир. Сикера возбуждает фантазию; вино горячит кровь; музыка услаждает слух, – полное веселье! Резкие и живые звуки гуслей, приятный тон «певницы» – арфы, звон тимпана и нежный голос свирели услаждают слух пирующих и в опьяненных вином воспламеняют сладострастие 12 . Так начинается, продолжается и оканчивается день плотоугодников. Они уже не вспоминают о      Боге, не слышат откровений пророка: их сердце чуждо благоговейной молитвы, они не присутствуют при утренней и вечерней жертве в храме, не замечают бедных, не помогают страждущим. Пьянство и хищение, вот их дела! Увы, они не замечают, что над ними, уже совершился суд Божий и скоро обрушатся грозные кары Господа! 13–14. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. 13 (Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа, и множество бысть мертвых глада ради и жажди водныя. И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии и губителие их и веселяйся в нем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11–12. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. (И разрушит Бог востающыя на гору Сионю, и враги его разсыплет: Сирию от восток солнца и Еллины от запада солнца, поядающыя Израиля всеми усты. Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока). Царь Ассирийский Феглаффелассар, по воле Божией, ожесточенно и победоносно разбил Рецина – царя Сирийского, с которым был в союзе Факей, царь Израильский. Поэтому и для царства Израильского тем более грозным врагом был Феглаффелассар. И этого-то врага наведет Господь на землю гордого народа, восстающего против святой горы Сиона. Вместе с тем Господь вооружит и наведет против Израильтян самих Сирийцев с востока, а Филистимлян (славян, Еллинов) с запада. При таком отношении Израильтян к своим соседям, им предстоит грустное безвыходное положение. С севера взойдет царь Ассирийский, с востока – Сирийцы, с запада – Филистимляне, с юга – Иудеи, которых они сами сделали своими врагами и через то лишили себя их помощи. Находясь в таком безвыходном положении, все царство Израильское, в полном числе своего населения, сделается добычей неприятелей, как стадо овец, отовсюду окруженное волками: неприятели будут беспощадно и беспрепятственно, в сознании своего победоносного могущества, истреблять народ, осужденный на смерть (ст. 8) и истреблять его столько, сколько им будет угодно, как хищные звери, при полной безопасности, пожирают добычу «полным ртом». Одна челюсть этого рта – Сирийцы, другая – Филистимляне, одинаково кровожадные. Но такое нападение алчных врагов будет только первым бедствием, как бы первым ударом по непреклонной спине гордого и ослушного раба Израиля: и как такой раб не вразумляется и не исправляется одним ударом, поэтому получает другой и третий; так и народ Израильский должен будет получить еще нисколько ударов. Поэтому Господь еще неоднократно и высоко поднимет свою наказывающую десницу для нанесения еще сильнейших ударов Своим гордым рабам – жителям Самарии и всему царству Израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11–12. Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. (Тако глаголет Господь: крепкою рукою не покаряются хождению пути людий сих, глаголюще: да не когда рекут: жестоко: все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть: страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся). Зная, что спасение иудейского царя и народа от врагов существенно и безусловно зависит от совершенной покорности их воли Божией, Пророк и обличает их в непокорности. Но «пути людей сих», обличаемых Пророком, т.е. их образ мыслей и деятельности, их планы и предприятия проникнуты упорной непокорностью даже «крепкой руки», т.е. власти Вседержителя, который столь многократно уже и охранял, и наказывал свой народ. Не смотря на то, народ теперь снова обнаруживает свое недоверие к промыслу Божию и непокорность воли Вседержителя: узнав о заговоре царей-союзников, народ называет их намерение «жестоким», малодушествует, трепещет перед силой врагов, в действительности ничтожных ... (гл.7:2,4). Господь предостерегает свой народ и говорит через пророка, чтобы жители Иерусалима не называли жестоким намерение царей-союзников и не боялись оного, потому что оно, будучи в мысли жестоким, не осуществится на деле... 13. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! (Господа сил, того освятите, и той будет тебе в страх). Для народа страшен могущественный царь, обладающий многочисленным и храбрым войском. Но кто же из царей силен против «Господа сил»? Чье войско многочисленно пред всем воинством небесным? А Бог – царь Израиля есть именно Вождь всех воинств небесных. Его и должно «освятить», т.е. быть в неизменной преданности Ему, по условию вечного завета с Ним, освященного веками и утвержденного не однократной клятвой ( Пс.88:21–38 ). И кто свято исповедует имя «Господа сил», тот должен благоговейно и неуклонно чтить власть и волю Его и не дерзать унижать всемогущество Его перед мнимо-страшной силой ничтожных заговорщиков, Рассона н Факея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11–12. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Господа уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Правый пред Богом, по суду своей чистой совести, Давид тем решительнее признает истинность Своих слов, в коих заключается его свидетельство о своей многострадальной жизни пред Богом (ст. 9). Он говорит: «в союзе с Богом и пред Ним я похвалю глагол» – каждое отдельное изречение, – «пред Господом похвалю слово» – каждое выражение глубокой мысли в слове: разумеется, похвалю потому, что слова эти истинны, строго соответствуют как отдельным обстоятельствам, так и направлению всей жизни. А такая праведность и составляет основу надежды на спасение. – «Я уповаю на Господа, говорит Давид, а потому и не убоюсь всех тех, кто порицает меня, угрожает мне, коварно ищет гибели моей души (ст. 2. 6–7. 14). Что сотворит мне человек? – Враг, как бы он ни был силен, как бы он ни стоял высоко и как бы ни преследовал коварно (ст. 3–5), он, однако, ничего не сделает, ибо он человек и, как плотской – грешный и смертный – он не может идти на борьбу против Бога, защищающего слабых, но преданных Ему, людей (ст. 5. 8–10). 13–14. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил ecu душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господом во свете живых. Давид признает великие милости к нему, столь многократно и разнообразно ниспосланные ему от Господа, и чувствует непременную обязанность благодарить Его, а потому и говорит: во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, – в моей душе молитвы, как бы обеты, которые я должен воздать Тебе с чувством глубочайшей благодарности; эти молитвы как бы Тебе, что так приятно Господу; это – жертва хвалы за то, говорит Давид, что «Ты избавил душу мою от смерти», чем угрожали многие сильные и коварные гонители (ст. 3. 6–7), – за то, что «Ты избавил очи мои от слез», которые я проливал обильно, как воду, в борьбе со врагами, гонимый в пустынях, задержанный в городе Гефе (ст. 1–3, 9), – за то, что «Ты избавил и ноги мои от поползновения или поскользновения», так что я не упал на своем пути и не разбился, т. е. спасся от врагов непреткновенно, беспрепятственно и безбедно ( Пс.49:14–15,23 ). – За все это, говорит Давид, «я буду благоугождать пред Господом во свете живых, или во все дни своей благополучной жизни, вместе со всеми живыми, не сходя во ад, куда Господь низводить во гневе своем только злодеев (ст. 7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11–13. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. (Смиренная и колеблемая не имела еси утешения: се, Аз уготовляю тебе анфракс камень твой и на основание твое сапфир: и положу забрала твоя иаспис, и врата твоя камения кристалла и ограждение твое камения избранная, и вся сыны твоя научены Богом, и во мнозе мире чада твоя). Оставленная и на малое время, Церковь , как безутешная вдова, стала смиренной или бедной и униженной, а жилище её палатка колебалась от всякого ветра, т.е. при разных обстоятельствах... Но, по Своей неоскудевающей милости, Господь даст Своей Церкви, в Новом Завете с нею, наилучшее и совершеннейшее устройство. Для здания церкви Господь приготовляет камень – анфракс (драгоценный камень, на, подобие горящего угля, иначе рубин), а для основания – сапфир (камень темно-голубой, небесного цвета); даже забрала или заборы, стены будут из ясписа, иначе из яшмы, (камень кремневой породы), а врата из кристалла (горного хрусталя), и всякое вообще ограждение из отборных камней. – Речь образная: все эти анфраксы, сапфиры, ясписы и кристаллы, суть добродетели членов новозаветной Церкви. Почему возникнет такое совершенство во внутреннем здании Церкви? – Потому что все сыны новой Церкви будут научены Богом, в Его совершеннейшем законе, и потому будут жить в невозмутимом мире, как если бы их жилище было из твердейших драгоценных камней, как великолепный дворец, окруженный нерушимой стеной крепости. Совершеннейшее устройство церкви и превосходные свойства сынов её, по словам этого пророчества, отнюдь не могут принадлежать ветхозаветной Церкви, ни в какой период её истории, ибо только самые избранные и весьма немногие сыны её были научены Самим Богом, а именно пророки, первосвященники и цари, стоявшие непосредственно под влиянием даров благодати Святого Духа, при своем помазании. Во всей точности пророчество получило значение только в Церкви Христовой. Наученные непосредственно Богом-Словом и наставляемые на всякую истину Духом Святым, сыны новозаветной Церкви явили миру всевозможные добродетели в таком совершенстве, какого не достигал ни один член церкви ветхозаветной, ибо не был в союзе совершеннейшей любви с Богом. Истинная христианская любовь, чуждая привязанности ко всему земному, небесно-чистая, как сапфир, вот – основание, а вера, несокрушимо твердая, как яспис, вот ограждение внутреннего мира души всякого истинного сына новозаветной Церкви. Но, во всем блеске совершеннейших добродетелей своих, Церковь Христова явится в конце времен, как небесный Иерусалим, по пророчеству Апостола-Тайнозрителя, Иоанна ( Откр.21:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11–14. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя. (И помяну дни вечныя: где возведый от земли пастыря овец своих? где есть вложивый в них Духа святаго? Возведшая десницею Моисеа, мышца славы его раздели воду пред лицом его сотвориши ему имя вечно, проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню, и не утрудишася, и яко скоты по полю, и сниде дух от Господа и настави их: тако провел ecu люди твоя сотворити тебе самому имя славно). Оставленный Богом, подвергаясь тяжелым и гибельным бедствиям войны и плена (ст.10), народ вспомнил дни вечные или древние дни, за несколько веков назад; и, при воспоминании о тех днях, размышлял и спрашивал: «где теперь Господь, который некогда вывел из земли пастыря овец своих», т.е. Моисея со своим народом из земли Египетской? – где есть вложивый в них Духа святаго, – а именно, Господь, который вложил дары святого Духа в сердце Моисея, и через него, как пророка и законодателя, сообщил их Аарону, священникам и всему народу, в разной мере и разнообразными средствами? – где та славная мышца или сила Господа, которая вела Моисея за правую руку и разделила перед ним воды Красного моря, дабы сделать свое имя славным во веки? – где та мышца Господа, которая провела их, т.е. Моисея с его народом, сквозь бездну или по дну морскому, как коня через пустыню, – бодро, твердо, непреткновенно (без затруднений) и без утомления, или как стадо скота по полю (которое некогда водил Моисей в земле Мадиамской, у тестя своего Иофора)? – И сниде Дух от Господа и настави их: Дух Господа, пребывавший в сердце Моисея, как народного вождя – пастыря, непрестанно руководил им, а через него и наставлял народ или руководил им на пути его следования по пустыне Аравийской в землю Обетованную. Так Господь вел Свой народ и прославлял Свое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010