10–11. Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердцы моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Получиве откровение о величайшей истине и вместе милости Божией, именно – обе искупительной жертве Христа Спасителя, Давид, как праведник и пророк, с восторженной радостью сообщает оное и другим, – даже всей церкви Божией. – «Благовествовал я, говорит Давид, правду в церкви великой», или – откровение об истинном и едином средстве оправданья человека пред Богом, т. е. о замене всех жертв единой искупительной Жертвой. Се, устнам моим не возбраню – не буду препятствовать устам моим или сдерживать свои уста, нет, разумеется, наоборот, еще более и сильнее буду проповедывать об этой величайшей милости Божией. И в этом Давид свидетельствуется именем Божиим: «Ты, Господи, знаешь, – что это истинно так. – Правды Твоей не скрывал я в сердце моем», напротив – этой величайшей радостью своею я делился с другими: истину Твою и спасение Твое, точнее – верность Твою своим обевтованиям об устроении спасения – искупления Я возвещал: не скрывал – не таил я откровения о Твоей этой милости и вместе столь отрадной истине даже от сонма многа – и «от великого собрания», разумеется, воспевал эту величайшую милость Божию в восторженных звуках своего псалма пред великим собранием народа во храме, как это и обыкновенно бывало в великие праздники. 12–13. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. С восторгом, всенародно и столь торжественно исповедуя милосердие Божие в промышлении о спасении человека, Давид молит Господа и о своем собственном спасении. – «Но Ты, Господи, не удаляй щедрот Твоих от меня», именно щедрот, т. е. такой милости и помощи, которой я никак и ни чем не мог заслужить, – никакими жертвами и вообще никакими своими добрыми делами (ст.5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10–11. Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Поникнут гордые взглядычеловека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. (И ныне внидите в камение и скрыйтеся в землю от лица страха Господня и от славы крепости его, егда востанет сокрушити землю. Очи бо Господни высоцы, человек же смирен: и смирится высота человеческая, и вознесется Господь един в день оный). Многочисленные идолы, множество коней и колесниц, несчетное количество золота и серебра, все это не избавит и не искупит жителей Иерусалима от кары страшного гнева Божия, когда Господь откроет над ним свой грозный суд. Когда Господь поведет на Иудею сильное иноземное войско с целью наказать гордый народ, то люди, теперь с открытым взором и гордой поступью, спокойно расхаживающие по улицам Иерусалима, тогда должны будут поспешно оставить свои пышные покои и по глухим тропинкам бежать в горы, скрываться в утесистых ущельях диких скал, и оттоле с рабским страхом высматривать приближение преследующих врагов. Так унижается гордость! 12–16. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. (День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский и на всяко видение доброты кораблей). Высочайшие кедры на склонах гор Ливанских, крепчайшие дубы в заиорданской области – Васане; горы, холмы, крепостные башни и стены, тяжело нагруженные корабли из Фарсиса, все эти предметы наглядно и картинно представляют высоту, славу, силу, гордость, крепость, отвагу, защиту и богатство – царей, князей, судей, военачальников, старейшин, вельмож и купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10–11. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? (Многими путми твоими трудился ecu, и не рекл ecu: престану, креплящийся, яко сотворил ecu сия, сего ради не помолился Ми ecu ты. Кого благопочет убоялся ecu, и солгал Ми, и не помянул ecu Мене, ниже приял Мя ecu во ум, ниже в сердце твое? и Аз тя видя, презираю, и не убоялся ecu Мене). Многими путьми твоими или на многих путях, тобою самовольно избранных, ты потрудился, говорит пророк иудею-язычнику: т.е., много видов идолопоклонения ты перенял и усвоил из многих и далеких стран (ст.9), и много потрудился, принося им многие и дорогие жертвы на многих местах (ст.5,7). И не рекл ecu: престану крепящийся: предавшись идолопоклонству всей душей, умом и сердцем (ст.11), ты не подумал так: «вот, укреплюсь я, удержусь от идолослужения, перестану покланяться богам чужим и ложным»... – Нет, в страхе и перед кем же? – перед ничтожными созданиями своих рук, перед идолами, ты забыл истинного Господа Бога. Создателя своего, т.е. не был верен Ему, хотя быть должен верным, по завету своих благословенных праотцов: ты забыл завет патриархов забыл и Бога отцов своих – И Я, говорит Господь, видя тебя, презираю: видя твое падение до совершенного забвения о Мне, презираю тебя, оставляю тебя в этом твоем гибельном падении, именно, на погибель вечную. 12–14. Я покажу правду твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе. Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. (И Аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе: егда возопиеши, да избавят тя в печалех твоих: сия бо вся ветр возьмет, и отнесет буря,: а держащиися Мене стяжут землю и наследят гору святую Мою. И рекут: очистите пред лицом его пути и отъимите претыкания от пути людей моих).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10–12. Страх Господень чист, пребывали в веке века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждшя паче меда и coma. Ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много. Страх Господень – чувство благоговения пред Богом, как законодателем; это чувство, лежащее в основе всецелого подчинения закону Божию, чисто – чуждо всякой примеси каких бы то ни было страстных чувств – гнева, зависти, лести, корысти, самолюбия и других. Такое чувство страха пред Богом пребывает во век века, – потому что и закон Божий, как определение воли Божией, вечен, всецело непорочен и спасителен (ст. 8). Судьбы Господни – определения суда по всецело непорочному закону Божию – истинны: эта истинность судеб Господних непререкаемо свидетельствуется тем, что они оправдываются в жизни каждого человека и в истории всего народа, и не по отдельности, а все совокупно. «Ибо – доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). – Судьбы закона Господня вожделенны более, нежели золото и драгоценные камни, слаще меда, текущего из coma – самого сладкого – потому что все драгоценные сокровища и всякие удовольствия, хотя с трудом, а иногда и с большою опасностью для жизни, добываются человеком или в глубоких подземельях, или в недрах скал или на дне рек и морей; а закон Божий, как откровение вечной премудрости Творца, служащий единственным источником вечно-блаженной жизни, никак не может быть обретен человеком, – он есть сверхъестественный дар Господа Спасителя. Ибо раб Твой – человек, проникнутый чувством истинного страха пред Богом, хранить я – эти определения судов Божиих как в памяти, так и в жизни: потому что за сохранение их воздаяние много, – не только временное благополучие, но и вечное блаженство. Таким неизменным хранителем повелений закона Божия старался быть именно сам псалмопевец – Давид. 13–15. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10, 20). Автор считает недопустимым всякое сомнение в совершенной истинности единой Православной Церкви Христовой; сомнение это может быть следствием или невежества, или греховности. Работа над вопросом о Церкви научила автора с особенной любовью и сердечным волнением читать из «Помянника» молитву о Церкви: «В первых помяни, Господи, Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси Честною Твоею Кровию, и утверди, укрепи, и разшири, умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани, раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святого Твоего Духа обрати». 1912 г., сентября 25. День преподобного Сергия 1. Новозаветное учение о Церкви То была величайшая и торжественная минута в истории человечества, когда Господь Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве возгласил: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня no слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11, 20:21 ). В этих словах молитвы Христовой уже ясно определена сущность Церкви. Христос пришёл на землю, чтобы спасти мир 97 , a потому и христианство не есть только учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собою, что их единение можно уподобить существенному единству Лиц Святой Троицы. О создании из людей такого-то единства, Церкви, и молился Господь Иисус Христос Своему Небесному Отцу. В основу единения людей в Церкви Христос полагает любовь. Указав идеал Церкви в единодушии Лиц Святой Троицы, Он в той же молитве говорил: пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин.17:26 ) 98 . Подражать этой-то несравненной взаимной любви Лиц Святой Троицы и убеждал Господь Иисус Христос Своих учеников в прощальной беседе: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

10. Видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любящи дремати. 10. Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. Ст. 10. Наблюдавшие Его ( ср. 52:8: , объясн.) оказались слепыми и неразумными, подобными дремлющем и не лаящим псам. Бл. Иерон., бл. Феодор. и св. Кир. ал. видят здесь пророчество о духовной слепоте современных Христу Спасителю израильтян, преимущественно же книжников, фарисеев и начальников синагоги, которые не прияли света истинного, не пожелали знать Христа, говорящего: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ) и: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя, во тьме не пребудет (ib. 12:46). “Их слепота, говерит бл. Феодор., была такова, что они в ясный полдень не узнали Солнца правды“. Сам Спаситель о них говорит: буи и слепии, – вожди слепии ( Мф. 23:17:24 ). Кроме слепых, к ним здесь применяется также название “немых псов“ за то, что они, как говорит бл. Иерон., – долгом которых было сторожить стадо Господне, отгонять волков, лаять за Господа (latrare pro Domino), – любят сон и услаждаются демонскими видениями (ср. св. Кир. ал., бл. Феод.). Стоящее в евр. м. т. =в р. с. стражи их (буквально: стерегущие его) 70 читали почему: δετε, ср. слав. 11. И пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукави, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго. 12. Приидите, да возмем вино, и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и злутра, и многа множае. 11. И это псы, жадные душею, незнающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть. 12. Приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра тоже будет, что сегодня, да еще и больше. Ст. 11–12. Подобные бесстыжим и ненасытным псам, злые и неразумные, они заботятся только о своих личных выгодах и исключительно преданы чувственным удовольствиям. В ст. 12, вместо =в р.-с. Я достану, 70 читали: , почему: λβωμεν, ср. сл. Глава 57

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

10. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и объедать ветви его. (Обитающее стадо отпущено будет, аки стадо оставленное: и будет много время в пажить и тамо почиют стада). «Стадо», это – общество идолопоклонников, которое за свое нечестие будет «отпущено» или распущено, как стадо, оставленное своим пастырем – Богом; тогда место его жительства обратится в действительную пажить для скота и на этой пажити стада будут пастись привольно, покойно, потому что не кому будет нарушать их покоя, уже не придет сюда враг-опустошитель, потому что вся земля будет опустошена, а жители отведены в плен (ст.4–5). 11. Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его. (И по времени не будет в нем всякаго злака, занеже изсхнет: жены грядущыя с позорища, приидите: не суть бо людие имуще смысла, сего ради не ущедрит сотворивый я, ниже создавый их помилует). Наконец, те места, где совершалось идолопоклонство, подвергнутся проклятию, на них иссохнет всякий злак; они представят поле ужасного зрелища суда Божия; и женщины, склонные к зрелищам, должны прийти сюда и оплакать погибель страны и народа, который не понимал воли своего Творца, не понимал, потому что поклонялся бездушным идолам. 12. Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; (И будет в той день, заградит Господь от ровенника речнаго, даже до Ринокоруры (града, евр: водо-течи Египетская): вы же соберите сыны Израилевы по единому). Господь, как истинный пастырь своего народа, оградит его, как стадо, от русла реки Евфрата на востоке до потока Ринокоруры, служившего границей Ханаана на юге, со стороны Египта (и потому называвшегося потоком Египетским). Тогда уже не будет доступа во двор Божий – в землю Израильскую ни для Вавилонского, ни для Египетского царей, которые, как хищные звери, нападали на «стадо Божие», содержавшееся здесь. Тогда пророки соберут во двор Иеговы рассеянное стадо Его – сынов Израиля, и оно будет наслаждаться миром (ст.5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10. Ибо человек мира моего, на него же уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание. Скорбь Давида была тем тяжелее и опасность за жизнь тем более, что между коварными врагами его был человек особенно близкий к нему, – по-видимому, главный между всеми, как бы вождь их. Ибо человек мира моего, говорит Давид, т. е. который был всегда со мною в мире, а не во вражде, на него же уповах – на которого, как миролюбивого, я надеялся или полагался с доверием, ядый хлебы моя – который ел мой хлеб, разумеется, как семьянин, за одной трапезой, и должен был быть благодарным, преданным, и такой человек возвеличи на мя запинание – поставил против меня особенно великое препятствие или затруднение. Этот враг, как близко стоящий к Давиду и более знающий его, легче мог воспользоваться его болезнью, более затруднить его выздоровление и ускорить кончину. Из нескольких врагов Давида, столь близких к нему и опасных для него, более всех доставил ему огорчений и затруднений, это – его родной сын и коварный изменник Авессалом. 11–14. Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им. В сем познах, яко восхотел мя ecu, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя ecu пред Тобою в век. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди. Страдая на одре болезни, окруженный коварными врагами, Давид сознает, что все это за грехи его, а потому с чувством сердечного сокрушения и ревностью к правде, молит Бога: Ты же, Господи, помилуй мя – в то время как враги – злодеи, без милосердия к больному, готовы его погубить; и восстави мя – с одра тяжкой болезни, в то время, когда враги готовы низвести его в могилу; и воздам им – воздам им справедливым наказанием за крайнюю несправедливость и злость, особенно тому, кто, будучи столь близким, поступил так вероломно (ст. 10). «В том я узнаю, что Ты благоволишь ко мне, говорит Давид, если враг мой не восторжествует надо мной», – когда Ты помилуешь меня, восставишь меня с одра болезни и снова утвердишь на царском престоле, – когда я увижу, что «Ты воспринял меня, за незлобие мое, под свое державное покровительство и утвердил меня – на престоле Своего царства – пред Тобою, как верного Тебе раба, во веке».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. (И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть). Время жатвы пшеницы и собирания винограда на востоке было всегда веселым, тем более в плодоносной земле Моавитской: тогда всюду слышались песни и звуки музыкальных инструментов (ср. Иер.48:33 ). И это приятное и веселое время исчезнет быстро и безвозвратно; вскоре всюду послышится рыдание, голоса всех сольются в один протяжный стон... 11. Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое – о Кирхарешете. (Сего ради чрево мое на Моава аки гусли возгласит, и внутренняя моя аки стену обновил еси). Пророк Божий глубоко сочувствует грусти Моавитского народа; каждая мысль откровения Божия о Моаве отзывается в сильно возбужденных нервах пророка, каждый звук пророческого слова сопровождается усиленными биением сердца и со стоном вырывается из уст: так пророк представляет собой как бы прекрасную живую цитру, выразительно передающую тяжелое горе певца – самого Господа! Пророк будет громко восклицать, из глубины души, как восклицают в праздничный день по случаю обновлений городской стены (ср. Пс.47; 50:20–21; 29:1,12–13 ). 12. Хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет. (И будет в посрамление тебе, яко утрудися Моав о требищих, и внидет в рукотворенная своя, да помолится, и не возмогут избавити его). Всем дорого свое отечество и его священные места. Так и для Моава в его земле. Устрашенные и разоренные могуществом врага-победителя, Моавитяне с величайшим усердием поспешат в святилища своих богов-идолов, в надежде найти здесь, у жертвенников спасение себе, но – все напрасно: идолы не спасут своих чтителей, напротив, и сами идолы достанутся в добычу врагу-грабителю, как и почитатели их (ср. Иер.48:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и как невесту украсил убранством. 11. Ибо как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем; так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. Ст. 10. Отрок Господень, Глава Сиона (Церкви), возрадуется о Боге, облекшем Его в одежду спасения и меил правды, так что Он подобен жениху в священническом венце, невесте – в ее покрове. Под одеждой спасения и меилом правды бл. Феодор. и бл. Иерон. разумеют одежды крещения (ср. Гал. 3:27 ). Но меил () составлял верхнюю одежду первосвященника, так что, в связи с последующим: яко на жениха возложи на мя венец, т. е. первосвященнический, по евр. , что хорошо перевел Ак.: ς νμιον ερατευμνον στεφν (ср. Иезек. 46:18), здесь следует видеть указание на первосвященническое достоинство Отрока Господня. Под невестой бл. Феод. здесь разумеет Церковь (ср. Пс. 44:10 ). Ст. 11. Как земля производит растения и сад – посеянное в нем, так Господь Бог произведет правду и хвалу пред всеми народами. Этими словами, говор. бл. Феод., ”Он (Бог) показал всю вселенную ставшею единым садом правды“. Глава 62 В 62-й гл. содержится пророчество о вечной милости и промышлении Господа, в отношении к Сиону (церкви) 9 . 1. Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дóндеже яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется. 2. И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е. 1. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет как свет правда его, и спасение его как горящий светильник. 2. И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. Ст. 1. Говорящим лицом здесь, как и в 61 гл., является Отрок Господень, Христос Спаситель. Он не умолкает ради Сиона, т. е., основанной им церкви, доколе, подобно сиянию, не взойдет правда его и, подобно светильнику, – спасение его. Слав. правда моя – согласно с ал. код., альд. и комплют. изд. Библии , но в ват. т., вместо μου (моя), стоит υτς (его); равным образом, слав. спасение мое, что согласно с ал. и ват. т., в некот. греч. рукоп, соответствует τ δ σωτριον υτς (спасение его).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010