В 1516 г. он приехал в Москву для перевода Толковой Псалтыри. По окончании работы Максим Грек не был отпущен из России. Он сблизился с кружком нестяжателей и подвергся обвинениям в ереси, а затем и порче богослужебных книг. Местами его заточения были Иосифо-Волоколамский и Тверской Отроч монастыри (в последнем он имел возможность читать и писать). Последние пять лет жизни Максим Грек провел в Троице-Сергиевом монастыре, где и был погребен у Сошественской (Духовской) церкви. Переводческое и литературное наследие Максима Грека обширно: он переводил сочинения отцов Церкви, жития греческих святых, словари; среди его произведений публицистика, в том числе об отношениях духовных и светских властей, по вопросам критики католичества. Сочинения Максима Грека переписывались до XIX в. См.: Буланин Д. М. Максим Грек//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2. Л., 1989. С. 89–98. 649 ...Дионисий... повел добрымъ доброписцомъ написати книгиразличныя, идже годно ему, тамо разсылаше в монастыри во многия ... – При Дионисии в Троице-Сергиевом монастыре оживилась книгописная практика. 650 ...в книгохранителнице великия первыя церкви предлежатъ... – Собрание книг Успенского собора Московского Кремля. 651 ...святйший Феофанъ, патриархъ святаго града Иеросалима, всеа Палестины... – См. сноску 147. См. также: Фонкич Б. Л. Иерусалимский патриарх Феофан в России//Иерусалим в русской культуре/Сост. А. Баталов, А. Лидов. М., 1994. С. 212– 218. 653 ...о царскомъ величеств, и о отц его и матери его... – Т. е. о царе Михаиле Федоровиче, патриархе Филарете и инокине Марфе Ивановне. См. сноску 52, 138, 148. 654 ...СвятыяЖивоначалныя Троицы образ отирая и окропляя... – Подразумевается икона «Троица» письма Андрея Рублева, находившаяся тогда в нижнем ряду иконостаса Троицкого собора. 655 И в трапезе почествование бысть... якоже и самм царемъ... московским бываетъ на поклонение ко Святй Троиц в празники приходящии. – Имеется в виду традиция царских «троицких походов». 658 Афанасий Ощерин – реальное лицо, он назван конюшим в Сказании Авраамия Палицына. После снятия осады, в 1613/14 г. Афанасий Ощерин дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь книгу «Устав» московской печати (Вкладная книга, с. 138). В «Списке погребенных...» указан год смерти А. Ощерина: 1633 г. 659 О клобук... – В описях Троице-Сергиева монастыря не найдены упоминания подаренного патриархом Феофаном клобука. Не сохранилось в РГАДА и дело о приезде в Москву Феофана. Среди облачений патриарха Филарета в те же годы отмечены греческие клобуки – белые, вязаные или из камки (см. перечни в труде И. Е. Забелина «История города Москвы». Т. I. М., 1902. С. 497:529–530). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 14: Конец XVI - начало XVII века. - 2006. - 758 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троице-Сергиева лавра и Сергиево-Посадская епархия передали пять тонн гуманитарной помощи беженцам 31 марта 2022 г. 18:10 5 марта 2022 года по благословению епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы Свято-Троицкая Сергиева лавра начала сбор гуманитарной помощи для беженцев и жителей Донбасса. За первые две недели общими усилиями монастырь и Сергиево-Посадская епархия отправили в единый центр сбора гуманитарной помощи для беженцев при храме Воскресения Христова в Кадашах г. Москвы пять тонн гуманитарной помощи: продукты питания, средства личной гигиены, бытовую химию, детское питание, канцелярские принадлежности и др. Далее помощь будет направлена в Ростов-на-Дону и передана нуждающимся. Сбор, сортировку и отправку гуманитарной помощи курирует помощник руководителя социальной службы Троице-Сергиевой лавры Анна Галиева. По ее словам, продукты и товары приносят не только прихожане обители и храмов Сергиево-Посадской епархии, но и жители Сергиева Посада. С желанием помочь в социальную службу монастыря также обращаются люди из других городов и республик. Активное участие людей Анна Галиева связывает с тем, что они доверяют Церкви и, в частности, лавре. «Есть люди, которые не могут финансово помочь, но приходят волонтерами, помогают с сортировкой и упаковкой продуктов. Это очень ценная помощь», — отметила Анна Галиева. На складе также трудятся волонтеры социального центра Троице-Сергиевой лавры. Сортируют, раскладывают по коробкам, упаковывают, грузят. Епископ Фома поблагодарил всех причастных за помощь: «Сердечно благодарю всех, кто участвует в этом благом деле. И тех, кто приносит продукты и вещи, и тех, кто организовывает сбор помощи локально в храмах нашей епархии, и тех, кто безвозмездно трудится на складе. Верю, что Господь воздаст вам сторицею за ваши добрые дела и сочувствие к ближнему в это непростое время». Сбор гуманитарной помощи продолжается. Все вещи принимаются только новые, продукты — с хорошим сроком годности. Полный перечень необходимого опубликован на сайте лавры. Прием помощи осуществляется по адресу: г. Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, д. 212Б, ежедневно с 10.00 до 17.00. Телефон для справок: +7 (903) 528-50-42 (Анна). Троице-Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5913742.ht...

В Московском Кремле открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому 04.10.2022 15:12:27 МОСКВА 23 сентября 2022 года в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля открылась выставка «Преподобный Сергий Радонежский». Экспозиция приурочена к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Выставка раскрывает различные аспекты почитания преподобного Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. Экспозиция охватывает значительный временной отрезок — с первой трети XV по начало XX века. С эпохой московских великих князей связаны серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений преподобного Сергия и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Темного и матери Ивана III. К периоду правления великого князя Ивана III относятся два выдающихся произведения московской живописи конца XV века. Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», выполненная в мастерской Дионисия, — самый ранний житийный образ святого в рост. Вторая икона, «Святая Троица», следует краткому иконографическому изводу, получившему наиболее совершенное воплощение в знаменитой иконе Андрея Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Оба образа происходят из Успенского собора Московского Кремля. На выставке экспонируются памятники, выполненные в кремлевских мастерских в XVI-XVII веках и вложенные русскими государями в Троице-Сергиев монастырь. Среди них блюдо — вклад царя Ивана IV на помин души царицы Марии Темрюковны, золотая церковная утварь, созданная по заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в «дом Пресвятой и Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона». В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была учреждена духовная семинария, а в 1744 году обители был присвоен высокий статус лавры. На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом для Троице-Сергиевой лавры.

http://radonezh.ru/2022/10/04/v-moskovsk...

Варницы. Троице-Варницкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1482. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Ростовский район, поселок Варницы Координаты: 57.202093, 39.377752 Проезд: Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Б ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Борисоглебский. Проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо. Монастырь будет через полтора километра. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен. Монастырь (мужской) и церкви действующие. Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии прп. Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних построек не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в 18 веке монастырь стал обстраиваться в камне. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Монастырь был закрыт в 1919г. Позднее снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии. Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г., сейчас практически закончен. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, сейчас близятся к окончанию работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

103 Митрополит Ефесский Марк Евгеник (1391 2—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. 104 Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце». 105 Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище. 106 Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. 107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453). 108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. 109 Прп. Дионисий Радонежский (Зобниновский, † 1632, память 12 мая), в миру Давид, Архимандрит, Настоятель Троице-Сергиева монастыря. В 1605 г. был посвящен в Архимандрита и стал Настоятелем Старицкого монастыря, откуда в 1610 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру. После смерти Патриарха Гермогена продолжил его дело, рассылая по городам грамоты, в которых призывал народ подняться на защиту Отечества. Эти воззвания имели решающее значение для сплочения патриотических сил и формирования второго ополчения под командованием К. Минина-Сухорука и князя Д. Пожарского. В 1616—1618 гг. по повелению Царя Дионисий занимался исправлением богослужебных книг вместе с Иваном Наседкой, монахом Арсением Глухим и библиотекарем Лавры Антонием. По навету был обвинен в ереси и отправлен на смирение в Новоспасский монастырь. Был освобожден ввиду приезда Патриарха Иерусалимского Феофана. На Соборе, созванном Патриархом Филаретом, Дионисий был оправдан, награжден и снова назначен Настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Сюда вскоре прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, который возложил на голову Дионисия свой клобук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Вернемся к датировке царского оклада на Рублевской «Троице». Из изложения Повести о Казанском взятии следует, что царь приезжал молиться в Троице–Сергиев монастырь накануне выступления в поход на Коломну. Дата выступления известна — 16 июня  . Таким образом, приезд царя в монастырь состоялся в первой половине июня 1552 г. — и в это время драгоценный оклад уже украшал икону Рублева. Привезти новый золотой оклад Грозный должен был в одно из посещений монастыря. Между ноябрем 1547 г. и июнем 1552 г. источники фиксируют только два пребывания царя в Сергиевой обители, и оба раза в 1548 г. — в июне и сентябре (на память Сергия). Значит, драгоценный оклад должен был быть возложен на икону «Троицы» в одно из этих хождений на богомолье, причем вероятнее всего — в июне 1548 г. (о чем может свидетельствовать необычность выбора самого времени богомолья): «Месяца (июня) 21, в четверток четвертые недели Петрова поста, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии со многим желанием и с великою верою поиде пешь к Живоначалной Троице в Сергиев монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи и царица и великая княгини Анастасии. У Живоначялныя Троицы слушав всеношново и заутрении и молебна и божественыи литоргии, и учредив игумена и братью милостынею и кормом доволно, и прииде на Москву того же месяца 28, в четверг» . Если оклад «Троицы» датируется 1548 г., то факт необыкновенной царской «милостыни» должен был быть известен участникам Стоглавого собора 1551 г. Поэтому упоминание в решениях собора (гл. 41) в качестве образцовой иконы «Троицы», которую «писал Ондрей Рублев», несомненно, должно связываться с иконой, стоявшей в соборном храме ТроицеСергиева монастыря. Таким образом, мы получаем наиболее раннее свидетельство об авторстве Андрея Рублева в отношении «Троицы». Чем объяснить особое почитание Иваном Грозным именно «Троицы» Рублева? Иван был крещен в Троицком соборе в 1530 г. После процедуры крещения младенец был возложен на мощи святого Сергия, и тем самым Сергий считался покровителем и охранителем будущего царя  . Но важно подчеркнуть и другой момент: игумен Иоасаф взяв младенца Ивана у восприемников и «шед с ним во святый олтарь царьскими дверьми и знамена его у святого престола, таже и у образа Живоначальныя Троица и у образа Пречистые Богородицы» . Невозможно себе представить, чтобы царь Иван, «знаменованный» при крещении у некоторой иконы «Троицы», в 1548 г. украсил роскошным окладом другую икону «Троицы» из того же собора. Естественно напрашивается вывод, что в 1530 и 1548 гг. икона «Троицы», сыгравшая особую роль в жизни Грозного, была одна и та же — Рублевская. Так мы пришли к положению, что «Троица» Рублева, находившаяся в Сергиевом монастыре в 1548 г., стояла там уже в 1530 г. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Непрекращавшееся бегство крестьян вызвало поток челобитных на имя правительства и судебные тяжбы между светскими землевладельцами и монастырями, а также одних монастырей с другими . Указом 1597 г. всем землевладельцам, светским и духовным, предоставлялось право через суд требовать возвращения крестьян, сбежавших не более пяти лет назад и поселившихся в других имениях; те крестьяне, которые сбежали более пяти лет назад, уже не подлежали возвращению на старое место и могли оставаться у новых землевладельцев. Таким образом возникли так называемые «урочные лета», которые сыграли важную роль в истории крестьянства Московского государства до Уложения 1649 г. и оказали определенное влияние на развитие монастырского землевладения. Указом от 9 марта 1607 г. урочные лета продлевались до 15-летнего срока . Сразу после Смуты монастыри начали обращаться к правительству с челобитными о продлении для них урочных лет . Так, Троице-Сергиев монастырь в 1614 г. получил право возвращать крестьян, бежавших из его владений за последние 9 лет, а в 1615 г. урочные лета были для него продлены до 10-летнего срока. Такую же привилегию получил Иосифо-Волоколамский монастырь в 1619 г. Эти привилегии вызывали недовольство служилых людей — особенно потому, что, например, Троице-Сергиев монастырь возвращал своих беглых крестьян даже и по истечении 10 урочных лет,— и они обращались к правительству с челобитными об отмене этой привилегии. Но указы 1637 и 1642 гг. подтвердили 10-летний урочный срок для Троице-Сергиева монастыря . Не исключено, что челобитные служилых людей повлияли на позднейшее законодательство. В 1646 г., в связи с введением переписных книг, в предписаниях для переписчиков было сказано, что крестьяне и их дети, внесенные в эти книги, «будут крепки» земле без всяких урочных лет. Через два года урочные лета были официально отменены, и Уложением 1649 г. (гл. 9, § 3; 15, § 3) окончательно устанавливалось прикрепление крестьян к земле и землевладельцу, а землевладельца к крестьянам. Экономическим интересам монастырей вполне соответствовало то обстоятельство, что переписные книги 1646 г. стали основой для прикрепления крестьян к земле, и таким образом крестьянские дворы, расположенные на монастырской земле, оставались во владении монастырей, что и было официально подтверждено Уложением 1649 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436552/

Спортивные волонтеры Троице-Сергиевой Лавры помогут болельщикам во время ЧМ-2018 18 июня, 2018. Новостная служба Они встречают группы туристов-болельщиков в Паломническом центре Лавры 18 июня. ПРАВМИР. В Троице-Сергиевой Лавре гостям и участникам Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 помогают спортивные волонтеры. На территории обители добровольцы начали дежурить с 14 июня, сообщает пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры. Волонтеры встречают гостей ЧМ-2018, помогают им ориентироваться по монастырю и городу, объясняют, как добраться до гостиниц и где можно пообедать. Добровольцы встречают прибывающие группы туристов-болельщиков в Паломническом центре Лавры, а также сопровождают индивидуально путешествующих туристов, имеющих при себе нагрудный паспорт болельщика. «Не все иностранцы понимают, как нужно вести себя в Лавре: могут и закурить, и на газон присесть. Наши ребята также будут контролировать и такие моменты, в вежливой форме объясняя туристам особенности поведения в святых местах», – рассказала руководитель проекта «Волонтеры ГТО» (Сергиев Посад) Мария Каменева. Всего на территории Лавры работает 20 спортивных волонтеров со знанием иностранных языков. Чемпионат мира по футболу 2018 года пройдет с 14 июня по 15 июля . Матчи состоятся в 11 городах России седи которых Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Саранск, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Калининград, Екатеринбург. В преддверии Чемпионата Патриарх Кирилл призвал православное духовенство и мирян быть гостеприимными с гостями чемпионата. Болельщиков Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 приглашают посетить монастыри и храмы Подмосковья. Информация о них опубликована в  официальном туристическом путеводителе болельщика . Посетителям чемпионата предлагают посетить  Ново-Иерусалимский монастырь, Троице-Сергиеву лавру, соборы и церкви Коломенского и Дмитровского Кремлей, Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимову Пустынь, наро-фоминский храм Святого Николая, Никольскую церковь села Каменского и соборный комплекс Бронниц.

http://pravmir.ru/sportivnyie-volonteryi...

Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов На цветной гравюре 1825 г. «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь» гравера И. Зубова (см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Ил. 606) над изображением мон-ря представлены в облаках 2 группы святых, созерцающих Благовещение Пресв. Богородицы. М. Г.- в левой группе, за прп. Сергием Радонежским, рядом с прп. Михеем Радонежским. Образ М. Г. есть и на подобной композиции литографии 1845 г. «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (СПГИАХМЗ), где М. Г. изображен за преподобными Никоном и Дионисием Радонежскими, в правой группе, в молении иконе Св. Троицы. Образ М. Г. помещен в нижнем фризе с изображением просветителей на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутого в Новгородском кремле в 1862 г. (скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер, В. А. Гартман). Он представлен сидящим, сверяющим текст книги по длинному свитку, перекинутому через правую руку и свисающему с правой стороны. На правом колене - раскрытая книга, на которую М. Г. поставил указательный палец, отмечая место сверки с текстом на свитке. На преподобном подрясник, полумантия, клобук. Его широкая борода волнистыми прядями спускается чуть ниже груди. Появившиеся после общецерковного прославления святого в 1988 г. иконы с его образом в основном повторяют иконографию, сложившуюся в XVII - нач. XX в. Это иконы с поясным изображением М. Г.: у него в левой руке раскрытая книга, правая рука развернута вовне ладонью (напр., иконы кон. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры; нач. XXI в., ц. Иверской иконы Божией Матери на Всполье в Москве; 2000, из Благовещенского собора г. Павлодара (Казахстан); 2002, собрание Иконописной школы при МДА и др.). На нек-рых иконах книгу заменяет закрытый свиток (напр., на иконе 90-х гг. XX в., иконописная школа МДА; на крышке раки М. Г., выполненной в 2001 В. А. Звёздкиным); нередко встречается изображение развернутого свитка с текстом на нем, как на ранней иконе, написанной в кон. XX в. греч. иконописцем Х. Лиондасом. Она стала образцом для мн. совр. икон этого типа, причем на этой иконе появляется новый элемент иконографии М. Г.- в правой руке преподобного мученический крест.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010