Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1918 г. б.монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт и передан детдому. С 1932 г. строения заняты НИИ птицеводства, многие старые постройки сломаны. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой лавры, с 2007 г. ведется восстановление старых построек. Источник: Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997 г. Ансамбль Спасо-Вифанского монавстыря по адресу: г.Сергиев Посад, ул.Маслиева, 25, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г. В конце XVIII - начале XIX веков в живописной местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий, подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами лавре. Первым стала мужская Спасо-Вифанская пустынь, немногие сохранившиеся здания которой составляют в наши дни центральную часть микрорайона Птицеград. Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь также начался как пустынь, основанная архиепископом московским Платоном Левшиным (1737-1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, " для успокоения своея старости " и " для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры " . Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалёку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали живописный вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х гг. насыпь железной дороги. Построенная в 1783-1787 гг. по замыслу архимндрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М.

http://sobory.ru/article/?object=06553

Летопись лавры. XIV - XX век. 10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей, бояр, окольничих, дворян и дьяков. Побывав в монастыре, Петр I продолжил путь на Переяславское озеро, избранное им «колыбелью» российского флота. 6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей четвертой части веса колокольной меди для литья пушек, власти Троице-Сергиева монастыря прислали в Пушкарский приказ необходимое число больших колоколов весом от ста пудов и выше. 14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II состоялось освящение возобновленной после пожара 1746 г. надвратной церкви Иоанна Предтечи. 28 октября (10 ноября по н. ст.) 1913 г. Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской (ныне К. Маркса) улицы. На строительство здания пошло 1.679.100 штук кирпича и 4.500 пудов металла в виде балок и кованых связей. Здание, предназначенное для сдачи квартир в аренду и оборудованное водяным отоплением, водопроводом, канализацией и электроосвещением, было самым большим и комфортабельным жилым сооружением на территории Сергиевского посада в начале XX в. 31 мая 1920 года лаврские колокола звонили в последний раз перед закрытием Троицкой обители. 16 апреля 2004 года на колокольню Свято-Троицкой Сергиевой лавры – одну из самых высоких российских звонниц (88 метров) – был поднят самый большой и тяжелый действующий колокол России - «Царь-колокол». Он весит 72 тонны! Его отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Перед подъемом колокол освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. На звонницу «Царя» поднимали при помощи специального строительного крана. Так был воссоздан набор больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году. Впервые голос нового «Царь-колокола» верующие услышали в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Община пользовалась помощью и вниманием императоров Александра III и Николая II. Одним из благотворителей обители был святой правоверный Иоанн Кронштадтский , посетивший обитель в 1894 году. В 1899 году на земле, выделенной обители, был построен первый храм, освященный в честь Преображения Господня, и пустынь приобрела название Преображенской. Старшей сестрой в пустыни была схимонахиня Иоанна (Наталья Борисовна Мансурова). Вскоре, в январе 1902 году, община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный монастырь. Обитель придерживалась правил московских общежительных монастырей. При помощи благотворителей началось сооружение монастырского храма, детского приюта, зданий для насельниц. Вскоре на монастырском попечении находился сиротский приют, монастырская школа, приют для престарелых, бесплатная столовая для бедных. При обители действовали свечной завод, иконописная и швейная мастерские. До Первой мировой войны в обители существовало пять храмов, среди них храм в честь преподобного Сергия (1893 год). Ежегодно в обитель из Псково-Печерского монастыря приносили икону Божией Матери «Умиление». Икона находилась в монастыре с 8 сентября по 5 октября. В русско-японскую войну обитель помогала семьям, потерявшим своих кормильцев, на территории обители был организован госпиталь. В годы Первой мировой войны Рижский Троице-Сергиев монастырь и Преображенская пустынь были эвакуированы в Иверский Выксунский монастырь в Нижегородской губернии. После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумении Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии. В 1917 году обитель пытались закрыть. После образования Латвийского государства и национализации ряда владений Рижского монастыря сестры ревностно принялись за восстановление обители, возрождение благотворительной деятельности.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Спасо-Вифанское подворье Троице-Сергиевой лавры Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1783. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, д. 25 Координаты: 56.287833, 38.177402 Проезд:с Ярославского вокзала до г.Сергиев Посад, далее автобус или маршрутное такси 36 от автовокзала или остановки " Улица Карла Маркса " 3 км к югу от Гефсиманского скита вдоль пруда; Птицеград Изменить описание Добавить фотографии Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html, http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/01/sam.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры.  Устроен в продолжение 1783-1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией. Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны. Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году. Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария.

http://sobory.ru/article/?object=06553

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Этой обители, являющейся ныне духовным центром Русской Православной Церкви, принадлежит особая роль в истории афоно-русских отношений. Именно Троице-Сергиев монастырь стал центром исихазма на Руси – учения, которое проникло на Русь почти сразу же за распространением его на Балканах, еще при митрополите Феогносте, обрусевшем греке (1328–1353). Центром безмолвия, созерцания и новых мистических настроений стал Троице-Сергиев монастырь, основатель которого – Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) «Божественныя сладости безмолвна вкусив» 23 . Из этого монастыря вышел главный представитель нового религиозного направления -преподобный Епифаний Премудрый . Преподобный Епифаний, духовник Троице-Сергиева монастыря, автор жития Преподобного Сергия Радонежского, во второй половине XIV века побывал на Афоне, и по его возвращении со Святой Горы в Троице-Сергиеву обитель началась активная деятельность переписчиков, пополнявших монастырскую библиотеку творениями святых отцов Церкви. В то время среди московских и подмосковных монастырей уже выделялся своей библиотекой Троице-Сергиев монастырь, где поселились многие южнославянские книжники. Поэтому не случайным является нахождение южно-славянских рукописных книг в этой библиотеке. При ознакомлении с описаниями славянских рукописных собраний бросается в глаза, что большинство сборников, начиная с середины XIV века и XV века, содержат труды преподобного Исаака Сирина , преподобного Аввы Дорофея , преподобного Симеона Нового Богослова , преподобного Иоанна Лествичника , преподобного Филофея Синаита, преподобного Петра Дамаскина , преподобного Григория Синаита , то есть сочинений, содержащих идеи исихазма в их практической форме. Сочинения многих из этих писателей были известны в русской письменности и ранее, но в полном объеме они стали переходить на Русь в XIV–XV вв. 24 . Интересно отметить, что еще около ста лет тому назад предполагалось само собой разумеющимся, что любое произведение древнерусской, древнеболгарской или древнесербской литературы, если только оно выходит за пределы местной тематики, обязательно должно восходить к какому-либо, может быть, не дошедшему до нас византийскому оригиналу. Очень показательно в этом отношении, например, замечание Ф. М. Достоевского, который в «Братьях Карамазовых» устами Ивана Карамазова во вступлении к «Легенде о Великом Инквизиторе» говорит так: «У нас по монастырям занимались тоже переводами, списыванием и даже сочинением таких поэм, да еще когда – в татарщину. Есть, например, одна монастырская поэмка, конечно, с греческого (разрядка авт.) – «Хождение Богородицы по мукам», с картинками и со смелостью не ниже дантовских» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1697 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Евфимий (1697–1700). В 1698 году на средства Троице-Сергиева монастыря были построены три военно-морских судна для царского флота. А 4 апреля власти и соборные старцы Троице-Сергиева монастыря объявили о невозможности собрать деньги на корабельное строение, поскольку Троицкий монастырь уже внес 7000 рублей на корабельное строение. На средства Троице-Сергиева монастыря в 1698–1699 гг. были построены три военно-морских судна для царского флота. 1690-е годы – возведение каменных Царских чертогов. В 1699 году по указу Петра I Троице-Сергиев монастырь передал 3000 руб. «на ратных людей». 18 июля того же года состоялось освящение надвратного храма во имя Преподобного Сергия. 1700 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Иларион (Властевинский; 1700–1704). В 1701 году, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей четвертой части веса колокольной меди для литья пушек, власти Троице-Сергиева монастыря прислали в Пушкарский приказ необходимое число больших колоколов весом от ста пудов и выше. А 22 февраля из Пушкарского приказа в Троицкую обитель была послана грамота о необходимости оковки еще 50 мортирных и пушечных колес. 10 марта Петр I указал возвратить из Пушкарского приказа в Троицу колокол, отлитый, согласно имевшейся на нем надписи, при игумене Никоне, «и за тот колокол иной меди колокольной или какой не имать, и велеть им тот колокол в монастыре беречь». В том же году по приказу Петра I произведена подробная опись имущества Троице-Сергиева монастыря. 1704 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Сильвестр (Холмский; 1704–1708), впоследствии Митрополит Нижегородский. 1708 год – укрепление Троице-Сергиева монастыря земляными «фортециями». Настоятелем монастыря стал архимандрит Иоасаф (1708–1710). А 1 марта Иван Моторин отлил для Троице-Сергиева монастыря колокол весом 161 пуд. Новый колокол, названный «Баран», был перелит из колокола времен преподобного Никона, возвращенного монастырю в 1701 году и повредившегося от пожара.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подробные результаты анализа вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1673 г. отражены в таблице, которая охватывает период с 1600 по 1686 гг. По ней можно проследить развитие конюшенного хозяйства монастыря в правление архимандритов Иоасафа (1605–1610) гг., Дионисия (Зобниновского) (1610–1633 гг.), Нектария (Вязлетина) (1633–1640 гг.), Адриана (1640–1656 гг.), Иоасафа (1656–1667 гг.), Феодосия (1667–1674 гг.) и Викентия (1674–1694 гг.). Информационные возможности таблицы также могут быть использованы для дальнейшего исследования не только русского средневекового монастырского хозяйства, но и конного наследия России. © Фрольцова П. А., 2019   Савич А. А . Соловецкая вотчина в XV – XVII вв. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на русском Севере в Древней Руси). Пермь, 1927; Прокофьева Л. С . Вотчинное хозяйство в XVII в. (По материалам Спасо-Прилуцкого монастыря). М.; Л., 1959; Борисов А. М . Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI – XVII вв. Петрозаводск, 1966; Тихомиров М. Н . Монастырь-вотчинник XVI в.// Тихомиров М. Н . Российское государство в XV – XVII вв. М., 1973; и др. Черкасова М. С . Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV – XVI вв. М., 1996; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI – XVII вв. М., 2004. Филимонов К. А. Конный двор: история и перспективы//Вперед. 1990. 22 сентября. С. 3; Филимонов К. А. Из истории конюшенного хозяйства Троице-Сергиевой лавры XV–XIX вв.//Труды по истории Троице-Сергиевой лавры: Сборник статей. М., 1998. С. 112–119; Филимонов К. А. Конные дворы Сергиева Посада//Вперед. 2005. 20 декабря. 142 (14399). С. 3. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Клитина Е. Н. Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 26. СПб., 1971. С. 287–293; Стрельников С. В. К изучению источников вкладных книг XVI–XVII вв.: вкладные грамоты.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2008. 2. С. 21–29; Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь в XVI – начале XVIII в. Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

42)       Надгробный камень на могиле Шемячича. Гр М.В. Толстой. Там же за 1864 г. стр. I, стр. 222–224. 43)       О вотчиных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя преп. Сергия. Иером. Арсений. СПб. 1877 г., в тип. бр. Пантелеевых, 8°, 37 стр. (100 экз.). 44)       Троице Сергиев монастырь в первой половине XVII в. Историко-топографич. описание. Статья Π. А–го. Чтения в Об. любителей духовн. просвещения 1872 г., 3, стр. 185–198 и 4, стр. 271–277. 45)       Описание иллюминаций в Троице-Сергиевой лавре, напеч. в Москве 1744 года в лист (Ундольский 1989). 46)       Описание крестного хождения из Троице-Сергиевой лавры с иконою преп. Сергия, изображенной на гробовой его доске, в Хотвкове монастырь, в с. Радонеж и др. окрестные места по случаю эпидем. болезни. Соч. M. A., М. в Университ. типографии, 1849 г., 8°, 15 стр. с рисунком. (Березин-Ширяев в. III, стр. 60. 2-е издание – ? 3 изд. на сорочке: Свято-Троицкая Сергиева лавра. М. 1850. На титуле тоже, что выше. М. в Университ. типографии, 1850 года, 8°, 14+7+6 стр (с присоединением 2-х слов свящ. Евг. Попова и с гравиров. копией древяняго образа преп. Сергия). 47)       Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей св. Троицкой Сергиевой лавры. Составлена библиотекарем Троицкой Сергиевой лавры иеромонахом Арсением. СПб. в типографии А. Траншеля, 1868 г., 8°, стр. 71. 48)       Троице-Сергиева лавра 26–28 ноября. Д. Касицын. «Москов. Ведомости». 1867 г. 191. 49)       25 и 26 сентября 1880 года в Троице-Сергиевой лавре. Ст-ва. «Москов. Ведомости». 1880 г. 271. 50)       Критич. обзор сведений о свято-Троицкой Сергиевой лавре, сообщаемых в книге «Опыт изследования об имуществах и доходах наших монастырей». М. 1876 г., в тип. А. Гатцука, 8°, 32 стр. (Напеч. 1,200 экз.). Отзыв в «Москов. Ведомостях» за 1876 г. 215. (Ср. «Москов. Ведомости» 1872 г. 83 ст. архим. Евстафий). 51)       Историко–топографич. Описание к плану Троице-Сергиевой лавры и ее окрестностей. Сост. М. Рудольфом. Изд. М. Неронова. M., в тип. А. Семена, 1859 года, 16°, 39 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Кириаков Иван; † 27.07. 1644), уставщик (предположительно с 1617) и книгохранитель (1631/32-1644) Троице-Сергиева мон-ря. Сын протопопа Кириака из г. Балахны, впосл. занял место отца. В 1617 г. сделал вклад в Троице-Сергиев монастырь - Кормчую книгу ценой в 10 р. При И. была составлена первая опись книг обители (1641-1643), включавшая более 600 единиц, из к-рых более 80 книг поступило в период его служения (СПГИАХМЗ. 289. Л. 271-344). Его имя упоминается в публикациях некоторых материалов монастыря. В. М. Ундольским был напечатан «Список надгробий Троицкого Сергиева монастыря, составленный в половине XVII века» по рукописи РГБ. Троиц. 820, где упоминается под 1644 г. «уставщик Иасаф Кирьяков» (ЧОИДР. 1846. 2. С. 33-50). А. П. Голубцов в работе «Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери» пишет о Иване Милютине, к-рый встретился (в лавре в дек. 1631) «с своим земляком - бывшим соборным протопопом тоже города Балахны старцем-книгохранителем Иосафом Кирьяковым» (БВ. 1911. Т. 3. 10. С. 365). Записи И. сохранились в ряде рукописей из собрания ТСЛ: в «Диоптре» Филиппа философа (Филиппа Монотропа) (РГБ. Троиц. 193) - «Иасафа Кирьякова» и «Книга Ивана Кирьякова»; в «Книге Василия Великого о постничестве» (Там же. 132) - «Асафа Киръякова», «Книга Ивана Киръякова сына Протопопова», «Продал сию книгу поп Семеон Николска Ивану Кирьякову сыну Протопопову» и др. Предположительно И. является составителем певч. сборника (РГБ. Троиц. 449). Сборник не содержит полных нотированных книг, но в нем представлены авторские разводы (в частности мастера Логгина (Шишелова) ), разные мелодические версии стихир (на целование плащаницы «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного» и др.), образцы многоголосия, ряд осмогласников и др. Лит.: Горский А. В. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1890. 2 ч.; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 19092; Белоброва О. А. Иоасаф (в миру Иоанн Кириаков)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 129-130; Николаева С. В. Состав монашеской братии Троице-Сергиева мон-ря в XVII в.: (По Описи 1641 г. и Описи 1701 г.)//Труды по истории Троице-Сергиевой лавры. [М.], 1998. С. 34-55; она же. Вклады и вкладчики в Троице-Сергиев мон-рь в XVI-XVII вв.: (По вкладным книгам XVII в.)//Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2. С. 81-107. З. М. Гусейнова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578090.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Александра Абалихина Сергиев Посад 10 мин., 18.07.2017 Город Сергиев Посад ассоциируется со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, о которой написаны горы литературы. Сейчас Лавра — центр притяжения многочисленных паломников и туристов. Как правило, сил на осмотр других достопримечательностей города уже не остается. А зря. Сергиев Посад — уникальный по количеству «интересностей» город, единственный в Подмосковье, внесенный в список городов Золотого Кольца России. Нет нужды сейчас рассказывать о бурной и славной истории Троицкого монастыря. Напомним лишь, что его основание историки относят к 1337 году, когда на горе Маковец Сергий Радонежский основал обитель. Со временем оно превратилось в крупнейший мужской монастырь России. Здесь был крещен Иван Грозный, по повелению которого построены мощные белокаменные стены и башни. За этими стенами во время стрелецкого бунта укрывался Петр I. При Елизавете Петровне, в 1742 году, монастырь получил высокий ранг Лавры. С 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, который возводился b XV–XIX веках лучшими российскими мастерами, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лавра Нет нужды сейчас рассказывать о бурной и славной истории Троицкого монастыря. Напомним лишь, что его основание историки относят к 1337 году, когда на горе Маковец Сергий Радонежский основал обитель. Со временем оно превратилось в крупнейший мужской монастырь России. Здесь был крещен Иван Грозный, по повелению которого построены мощные белокаменные стены и башни. За этими стенами во время стрелецкого бунта укрывался Петр I. При Елизавете Петровне, в 1742 году, монастырь получил высокий ранг Лавры. С 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, который возводился b XV–XIX веках лучшими российскими мастерами, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото Владимира Ештокина В лавре почивают мощи преподобных Сергия Радонежского, Никона, Сергия (Михея) Радонежских, святителя Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека. Здесь находится гробница Годуновых, похоронены Патриархи Алексий I и Пимен.

http://foma.ru/sergiev-posad.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010