После смерти Сталина в 1953 году меня взяли послушником в Троице-Сергиеву лавру в Загорске. Послушанием моим было отчитывать бесноватых. Их жалко было, кто им поможет? Начал отчитывать не понимая, что для болящих это попущение Божие. Были и некрещеные, многие женщины делали аборты, убивали детей во чреве. Я, конечно, их отчитывал. Привели ко мне одну бесноватую, когда я стал ее кропить святой водой и мазать маслом, она увидела огонь, испугалась и говорит: «Я такого никогда не видела». Я ей ответил: «Теперь ты убедилась, что есть злые духи, которые мучают людей». Однажды вызвали меня к уполномоченному по делам религии. Он говорит: «Что ты делаешь? Это сумасшедшие, а ты их отчитываешь. – Я сказал: какие они сумасшедшие? Я по требнику отчитываю. – Он говорит: Не хочу верить этим вашим требникам, этих людей ученые не могут вылечить, а ты вылечил. – А я ему: «После отчитки многие из них работают воспитателями в детских садах, врачами в больницах, есть и учителя». Он не поверил, позвонил Патриарху Пимену, и меня в 1974 году перевели в Псково- Печорский монастырь, и наместник архимандрит Гавриил благословил меня заниматься отчиткой». Старчество издавна являлось крепостью монастырской. Можно в монашестве и затворе прожить долгую жизнь, но не стать старцем. Старчество есть Божий дар. Старец непременно должен обладать даром рассуждения и прозорливости, которые дают ясную картину и помогают отличать добро от зла. Старцы ведают не только о том, что мы делаем, но и что думаем: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (Кор.1.14). Известны в церковной истории Валаамские, Саровские, Оптинские старцы, к которым за советом, благословением и утешением стекались народные реки страждущих: «...Вопроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ) Информационная служба Псковской епархии, по благословению владыки Евсевия, обратилась с вопросами к архимандриту Адриану (Кирсанову), надеясь что ответы его станут утешением для многих верующих людей, которые не могут, по тем или иным причинам, посетить старца. Обращаться к старцам – традиция древняя: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу». Но в наше время мы более живем по своей личной воле, скорее, по своему своеволию, а это редко бывает полезно нашей душе, а значит, нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему добрые дела творить сложнее      Часто можно услышать такой вопрос: «Почему плохие дела делать легко, а хорошие, наоборот, трудно?» Проблема известна всем поколениям. Апостол Павел от лица всех людей говорит об этой немощи: Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7, 18-19). После грехопадения Адама человеческая природа стала удобопреклонна ко греху. Грех распространился и стал очень живуч и жизнеспособен. Он подобен сорняку: произрастает без всяких усилий. Чтобы вырастить полезный злак, нужно поливать его, рыхлить и удобрять почву, словом, ухаживать за ним. А сорная трава лезет сама и без всякого труда вырастает в человеческий рост. Так и грех. Творить его легко, но последствия его весьма печальны. Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). Да, совершать плохие поступки легко и просто, но будет ли легко потом? Нет, не будет, за все в жизни придется платить. Только наши добрые дела принесут нам пользу и настоящую радость и пойдут с нами в вечность. Даже маленький ребенок должен обязательно бороться с плохими желаниями и побуждениями. Он должен понуждать себя, как бы это ни было трудно, на хорошие дела. Этому учит нас Бог. Конечно, будет непросто, на этом пути нам будут мешать враги нашего спасения, темные силы, но Господь обязательно поможет. Другого пути нет.      Вот одна реальная история об этой борьбе. Священник Олег Стеняев работает с людьми, пострадавшими от тоталитарных сект. Как-то после долгих бесед он привел в православие одного кришнаита. Но не все было так гладко, вскоре начались трудности. Бывший кришнаит пришел к священнику и спросил: «Батюшка, почему, когда я поклонялся синему Кришне, бил в бубен, ел прасад, ходил в сари, меня не мучили страсти блуда и винопития? А сейчас, когда я стал христианином, я страшно страдаю от них и ничего не могу с собой поделать. Я стал мучиться от блудной страсти и предаюсь пьянству. Почему? Отец Олег послал юношу к старцу Кириллу в Троице-Сергиеву лавру. Отец Кирилл дал ему такой ответ: «Когда ты был кришнаитом, бесы помогали тебе справляться с пьянством и блудом, так как ты и так был в их власти. А теперь мучают тебя, чтобы погубить». «Сколько же будет продолжаться эта борьба!» — воскликнул молодой человек. «Всю жизнь», — ответил старец. 7 августа 2017 г. Рейтинг: 7.8 Голосов: 493 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104747.html

В Москве появились указатели исторического паломнического маршрута в Троице-Сергиеву лавру 01.12.2021 18:31:06 МОСКВА В Москве установлены специальные указатели по маршруту «Дорога в Лавру». Паломничества к Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались еще в XIV веке: знать и простые люди шли сначала к преподобному Сергию Радонежскому, позже — в Троицкий храм Лавры. Совершая паломничество, дорогу преодолевали пешком. По прошествии почти семи веков этот путь привлекает не только верующих, но и туристов и спортсменов. Наибольшей популярностью пользуется маршрут, включающий посещение достопримечательностей в Москве и Подмосковье. Его протяженность составляет около 120 километров, 23 километра проходят по улицам столицы. На преодоление всего пути пешком требуется от трех до пяти дней, на велосипеде это расстояние можно проехать в среднем за два дня. Чтобы паломникам, туристам и спортсменам было удобнее планировать путешествие, по инициативе Комитета по туризму города Москвы в столице установили указатели по маршруту, ведущему в Лавру. Раньше подобные указатели встречались только на территории Московской области. На каждом из указателей есть QR-koд, ведущий на одноименную страничку цифрового туристического сервиса Russpass , где размещена информация об истории зарождения паломнического маршрута в Троице-Сергиеву лавру, а также опубликована подробная карта и Подорожная грамота — памятный документ для паломника, который можно распечатать. В грамоте путешественник может отмечать посещение каждого храма, также ее получают в начале маршрута — в Иверской часовне на Красной площади. Путешествие по городу проходит по территории Центрального и Северо-Восточного административных округов столицы. Маршрут берет свое начало в историческом центре города, возле здания Государственного исторического музея на Манежной площади, где находится отметка нулевого километра. Далее дорога ведет на северо-восток. По пути можно посетить множество достопримечательностей — храмов, музеев, дворцов и памятников. Путешественникам предстоит пройти по одной из старейших улиц Москвы Никольской, а также по Бульварному кольцу; можно посетить храм Тихвинской Иконы Божией матери в Алексеевском по адресу: пр-т Мира, д. 130, где ранее находился путевой дворец, в котором делали первую остановку русские цари и императоры, когда совершали паломничество в Троице-Сергиеву лавру. В настоящее время дворец не сохранился, однако подобная остановка может стать данью традиции.

http://radonezh.ru/2021/12/01/v-moskve-p...

Московский Митрополит Иоаникий в конце 1884 года направил донесение в Св. Синод, где прямо говорилось, что училище «за десять лет своего существования в Москве мало послужило выполнению предположенной благой цели». Далее он предложил перевести епархиальное училище иконописания в лавру, поскольку «предположенная при открытии училища иконописания цель удобнее может достигаться, если оно будет перемещено из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» . Объяснялось это тем обстоятельством, что в лавре давно существуют и хорошо устроены различные мастерские: и собственно иконописная, со всеми необходимыми для иконописания принадлежностями, и ремесленные мастерские – портняжные, кузнечные, токарные и фотографические, поэтому там есть куда определить учеников, оказавшихся неспособными к искусству иконописания. Видимо, отвечая на чей-то вопрос, в новом представлении, в феврале 1885 г., митрополит Иоаникий объяснил, что училище помещается уже не в доме, пожертвованном г-ном Хлудовым, а во вновь построенном здании. Здесь также надо отметить, что, предлагая перевести училище в лавру, Высокопреосвященный Иоаникий решил также еще одну административную задачу: было решено в освободившиеся помещения училища иконописания перевести женское Ризоположенское училище, до этого располагавшееся в арендуемом частном доме за дорогую плату, а также без надлежащих школьных удобств . Рассмотрев донесения Митрополита Иоаникия, Учебный Комитет при Св. Синоде определил перевести училище в Троице-Сергиеву лавру на изложенных основаниях. Ризоположенское училище перевели на Ордынку, переименовав его в Мариинское епархиальное женское училище с трехклассным курсом обучения, взамен бывшего ранее двухклассного. Перевод епархиального училища в лавру несколько всколыхнул устоявшееся течение жизни лаврской школы, но, как мы увидим, все же не внес в нее никаких принципиальных изменений, на которые очень рассчитывали радетели этого перевода. Более того, этот шаг не только не улучшил постановку обучения в епархиальном училище, на что надеялись, а, как мы увидим в последующее десятилетие, даже несколько снизил ее. Посмотрим, почему такое оказалось возможным.

http://bogoslov.ru/article/1219210

В результате переговоров председателю ВЦИК М. И. Калинину 6 апреля была подана записка с просьбой издания распоряжения о приостановке исполнения постановления президиума Московского губисполкома от 26 марта и назначения в Лавру уполномоченного отдела по делам музеев П. Ю. Киселиса 56 . По настоянию Отдела по делам музеев СНК издал особое постановление «О приостановлении перемещения имущества Троице-Сергиевой лавры»: «Совет народных комиссаров в заседании от 8-го апреля 1920 г., рассмотрев вопрос о национализации Троице-Сергиевской лавры, постановил: Впредь до разрешения вопроса о национализации Троице-Сергиевской лавры в Совете народных комиссаров – приостановить действия Московского губисполкома в отношении перемещения имущества Троице-Сергиевской лавры. Слушание дела назначить на 14.IV.1920 г. с вызовом соответствующих докладчиков. Секретарь А. Афанасьева» 57 . 9 апреля М. И. Калинин вернул записку от 6 апреля с постановлением СНК и своей резолюцией: «Предлагаю к исполнению и руководству. Пред ВЦИК М. Калинин» 58 . В тот же день Московскому губисполкому, исполкому Сергиева Посада и А. С. Кочаровской, которая осталась комиссаром Комиссии по охране Лавры, были высланы копии постановления СНК от 8 апреля и особое распоряжение председателя ВЦИК М. И. Калинина: «Настоящим сообщаю распоряжение председателя ВЦИК товарища Калинина о приостановлении приведения в исполнение постановления Московского губисполкома (по п. 5 раздел И-й) от 26.III с. г. и впредь до разрешения этого вопроса в Совете народных комиссаров все должно быть сохранено в прежнем порядке, но в каждом отдельном случае, требующем экстренной выдачи какого-либо имущества соответствующим учреждениям, вопрос может быть разрешен на месте уполномоченными центра т. Киселисом или комиссаром Троице-Сергиевой лавры т. Кочаровской» 59 . Увидев, что в споре о судьбе Троице-Сергиевой лавры чаша весов склоняется в сторону Отдела по делам музеев, Сергиевский исполком и общее собрание Сергиевского городского подрайонного РКП принял резолюции, обвинявшие Лавру в контрреволюционности, Комиссию по охране Лавры – в бездействии, а саму А. С. Кочаровскую – в даче ложных показаний. Одновременно Сергиевский исполком решил предложить свой проект «Декрета о национализации художественных ценностей Троицко-Сергиевской лавры».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Сухинина, на группу! То ли молилась плохо, то ли просила нерадиво, да только не моя это теперь забота – экскурсовод Троице-Сергиевой лавры 11 июля, 2014 То ли молилась плохо, то ли просила нерадиво, да только не моя это теперь забота – экскурсовод Троице-Сергиевой лавры Редки теперь минуты былого частого счастья. Но сердце щемит, лишь только откроется передо мной красота лаврских соборов и плеснёт в глаза синева его куполов. Зажмурюсь и перестану ограждать свою душу от справедливого стыда и ненужных оправданий. В августе 1992 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла начал свою работу один из первых в России паломнических центров. Вот уже двадцать лет, сотрудники паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры на всех языках мира рассказывают о истории возникновения обители преподобного Сергия, о его подвижническом житии, чудесах и многочисленных учениках. В числе первых сотрудников паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры была известный журналист и писатель – Наталья Сухинина. Именно она первая совершила пешее паломничество в Иерусалим. Вот ее воспоминания о незабываемых днях работы в числе сотрудников паломнического центра Лавры. Стою на Блинной горе, и в мои глаза счастливым потоком льется красота. Мне радостно и страшно. Радостно от того, что могу несколько раз в неделю просто так – «задаром» – вбирать в себя это чудо Божьего присутствия, смотреть с Блинной горки на Троице-Сергиеву Лавру и, перекрестившись, направиться к её святым вратам – на работу. Я экскурсовод. Пока единственный, но уже ходят упорные слухи о создании серьёзного паломнического центра с гидами – профессионалами, владеющими языками и проверенными методиками. Я методиками не владею, языками тоже, есть у меня, правда, солидная, сине-сиреневая корочка подтверждающая, что я – профессиональный экскурсовод, но я знаю истинную себе цену… Единственное, что может меня оправдать, – это большая любовь к Лавре, к преподобному Сергию, чьи молитвы перед Господом не раз и не два выручали меня из растерянности, маловерия и даже духовных катастроф. Любовь эта и есть моя радость. А страх? Почему же тогда и страх? А потому что боюсь, панически боюсь потерять эту радость. Без неё моя жизнь станет тусклой, пресной, обычной до банальности. И я прошу, стоя на Блинной горе, вбирая в себя красоту лаврской ни с чем ни сравнимой панорамы, как Божий подарок не забирать от меня эту радость никогда, ни при каких обстоятельствах.

http://pravmir.ru/suhinina-na-gruppu/

В Москве открылась скульптурная композиция «Паломники, идущие из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру» 11 сентября, 2014. Новостная служба Скульптурная группа «Паломники» — мужчина с котомкой, женщина, ребенок – выполнена в стиле уличной скульптуры — к ним можно подойти, встать рядом, сфотографироваться. 11 сентября. ПРАВМИР. 4 сентября 2014 года состоялось открытие скульптурной композиции «Паломники, идущие из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру». Установка скульптуры в сквере на пересечении Хибинского проезда с Ярославским шоссе осуществлена по инициативе префектуры СВАО и приурочена к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, — сообщает сайт Московской епархии со ссылкой на Пресс-службу Сергиевского благочиния Скульптурная группа «Паломники» — мужчина с котомкой, женщина, ребенок – выполнена в стиле уличной скульптуры — к ним можно подойти, встать рядом, сфотографироваться. За спинами паломников возвышается символическое изображение колокольни Ивана Великого в Кремле, перед ними – колокольня Троице-Сергиевой Лавры. Композицию венчает фигура Ангела. В обрамление группы включены и колокола, в том числе – настоящие, в которые по задумке авторов проекта, может звонить каждый желающий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 февраля, 2016 22 июня, 2014 28 августа, 2023 8 апреля, 2021 26 декабря, 2020 8 октября, 2020 24 сентября, 2020 5 декабря, 2019 22 сентября, 2017 24 февраля, 2016 22 июня, 2014 28 августа, 2023 8 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-otkryilas-sku...

В исполнении же да удостоверитъ подпискою, о чем немедленно донести мн, дабы дело могло почесться решенным. 19) В сем случае о. Ректору и о. Наместнику рассудить и представить, нужно ли и можно ли что сделать по снисхождению к облегчению объявляемой иеромонахом хозяйственной его запутанности и недостатка. 20) Если же паче чаяния вразумления не будут иметь желаемого успеха: взять от иеромонаха Филарета подписку в том, что резолюцию слышал, и о всём, что произойдет в сем заседании постановить обстоятельный журнал за подписанием всех присутствовавших и представить мне для усмотрения, какие меры окажется нужным принять для приведения иеромонаха Филарета в порядок и для прекращения соблазна непослушания“ 21 . Для выполнения сей резолюции Его Высокопреосвященства Учрежденный Собор указом от 25 февраля 1838 года предписывал иеромонаху Филарету прибыть из Москвы в Лавру, а дело препроводил для предварительного рассмотрения к о. Ректору Академии, но иеромонах Филарет в Лавру не явился, а рапортом от 3 марта 1838 г. просил от Собора уведомления, для выполнения какой именно резолюции он должен прибыть в Лавру? По какому письму? Когда к кому писанному, так как оных было не одно? О сем обстоятельстве Учрежденный собор 5 марта 1838 г. докладывал Его Высокопреосвященству и просил распоряжения, дозволено ли будет Его Высокопреосвященством прописать иеромонаху Филарету в указе всю резолюцию Владыки или настоятельно требовать явиться иеромонаху Филарету в Лавру 22 . Владыка на сем докладе Собора 7 апреля 1838 г. предписал: „Иеромонах Филарет не имеет никакого права ни спрашивать Собор, зачем его в Собор требуют, ни требовать от Собора бумаг себе в Москву, где он проживает своевольно. И как уже о своевольном его проживании в Москве донесено мне от консистории и вследствие того консистории мною предписано принять законные меры к возвращению его в Лавру, то сим настоящий доклад и разрешается. 2) поскольку же до сведения моего дошло 23 , что в приложенной к письму, по которому идет настоящее дело, выписке из законов, которую, как выписку, не находил я нужным и читать от слова до слова, вмешан особый донос: то, отделя сию выписку от письма, прислать немедленно ко мне для особого рассмотрения“ 24 . Учрежденный собор 19 апреля 1838 г. представил Его Высокопреосвященству письмо и выписку иеромонаха Филарета от 21 ноября 1837 г., и Владыка 9 мая 1838 г. изволил положить на сем рапорте Собора следующую резолюцию: „Требовалась приложенная к письму записка, которую и оставить у меня для надлежащего по ней распоряжения 25 , а сие письмо возвратить в Собор для исполнения резолюции 1 февраля“. Между тем благочинный московских монастырей, Высокопетровский архимандрит Гавриил при рапорте 27 марта 1838 г. представил в Консисторию означенного иеромонаха Филарета, как проживающего в Москве без всякого вида для надлежащих о таковых людях распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Утром Захария вошел в келию своего старца. Тот, собираясь пить чай, благословил послушника и твердо и решительно сказал: “Напейся хорошенько чайку, Захария, и собирайся в путь. Вот благословение тебе жить в Москве в Троице-Сергиевой лавре”. Очевидно, старцу Даниилу была возвещена воля Божия, может, и ему ночью явился старец Мельхиседек. Быстро начал собираться Захария. Получив благословение старца, он пошел на родину проведать отца, а оттуда тронулся в путь — в Москву. В Троице-Сергиевой лавре: вещий сон сбылся Когда Захария прибыл в Троице-Сергиеву лавру, то весьма был удивлен, увидев те же ворота, те же иконы, которые видел во сне. Ни одного знакомого человека не было здесь у Захарии, и он остановился в монастырской гостинице. Здесь из разговоров приезжих узнал он о существовании старца Варнавы, который жил в Гефсиманском скиту. К нему ежедневно стекалась масса народа с различными нуждами и вопросами. Захарии посоветовали сходить к о. Варнаве посоветоваться и получить благословение. Молодой послушник немедленно пошел. В Гефсиманском скиту. Предсказание старца Варнавы Приходит и видит: масса народа и не перечесть, все столпились, хотят увидеть старца, но пройти к нему нет возможности. Но вот о. Варнава вышел и, обратясь к толпе, сказал: “Где тут лаврский монах, иди-ка сюда”. Никто не откликался на зов, так как в толпе не было лаврских монахов. Старец сошел по лесенке вниз и говорит: “Дайте, дайте пройти лаврскому монаху”. Подошел к юному послушнику, взял Захарию за руку, ласково говоря: “Ну иди, иди в мою келию”.— “Я не лаврский монах; я из Белых Берегов”, — возразил Захария. “Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в лавре и будешь лаврским монахом”. Введя в свою келию обрадованного Захарию, старец благословил его, сказав: “Ты живи у преподобного Сергия и ко мне будешь в Гефсиманский скит приходить”.— “А вдруг да меня не примут здесь”, — сказал Захария.— “Примут, иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника дожидаются”. После приема у старца Захария пошел к воротам и, действительно, там стоял игумен и еще два монастырских начальника. Захария попросил их принять на жительство к ним в лавру. Они охотно приняли его, и Захария стал лаврским монахом.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Мансуров: Мы говорим о монахах-сторожах. Ведь о каждом из них можно собрать исчерпывающие сведения. При обсуждении этого вопроса в отделе Н. И. Троцкая стала на ту точку зрения, что монахи, знающие Лавру лучше, чем [кто-либо] другой, могут быть и лучшими сторожами, чем кто бы то ни было. Смирнов: Присутствие в Лавре не только монахов, но и иеромонахов недопустимо, я скорее готов совершенно закрыть Лавру, чем примириться с необходимостью держать в ней монахов в качестве сторожей. Наша задача – борьба с религиозным фанатизмом. А это не достигается. Обратите внимание на список: в нем только пять послушников, остальные иеромонахи или «рясофорные» монахи. Разумеется, охрана с таким составом недопустима. Щекотов: Н. И. Троцкая, решив основать в Лавре дом для выздоравливающих красноармейцев, думала заменить впоследствии охрану из монахов охраной из этих красноармейцев. Председатель: Когда предполагается устройство этого дома отдыха для красноармейцев? Щекотов: В марте, но это зависит от того, насколько исполком пойдет навстречу Коллегии в деле отвода помещения. Смирнов: Я укажу еще на то, что, когда войдешь в Лавру, везде видишь предметы культа, даже над дверями помещения коллегии прибита икона. Все это недопустимо. Комиссия наличность предметов культа объясняет незаконченностью работ и обещает этот пробел восполнить в ближайшем будущем. Председатель: Вопрос о нахождении в Лавре монахов в качестве стражников поднимался в VIII отделе Наркомюста, и я могу сказать, что это явление, с точки зрения революционного правосознания, VIII отдел считает недопустимым. Целый ряд фактов, имеющихся в нашем распоряжении, показывает, что существует в церковных кругах определенное желание использовать Лавру в политических целях. Известно, что монахи Лавры получают от приходских общин 120 000 руб. в месяц. Никаких трудовых коммун здесь не должно возникать, поскольку эти коммуны будут организовываться по религиозному признаку и всей коммун , всецело состоящей из монахов, будет поддерживаться религиозный культ. По признанию самих же представителей церковной иерархии, коммуны – это последняя соломинка, протянутая будто бы Советской властью. Здешняя, например, лаврская община уже рассуждает о том, что сейчас ставится на обсуждение собрания комиссией, она даже колеблется, не следует ли Патриарху выступить с особым посланием по поводу этих трудовых коммун, и только страх, как бы не выпала из рук последняя соломинка, заставляет общину решить, чтобы Патриарх со своим посланием остался бы в стороне. Из переписки игумена одного из монастырей Костромской губернии и из приказа какой-то Первой Сионской 37 канцелярии видно, что образование коммун есть лишь перекрашивание с целью замаскировать истинные планы и действия церковников. Здесь совершенно справедливо указывали, что было бы целесообразнее, чем иметь в качестве сторожей монахов, повесить на двери музея замки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010