Митрополит Святогорский Арсений — о почившем старце Кирилле (Павлове) 20 февраля 2017 года на 98-м году жизни отошел ко Господу духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). 21 февраля братией Святогорской Лавры соборно была отслужена панихида по новопреставленному старцу. Перед заупокойным богослужением митрополит Святогорский Арсений сказал слово по случаю кончины архимандрита Кирилла. Отец Кирилл особо не любил рассказывать о своем прошлом. Не говорил он никогда, и не давал повода, чтобы о нем думали с какой-то значимостью. Он всегда кротко, смиренно с тихой улыбкой, тихий голос проповеди. Но когда выходил отец Кирилл говорить проповедь, то весь огромный трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры и Успенский собор, где стояли тысячи молящихся, замирал. Люди боялись пошевельнуться или каким-то звуком прервать его проповедь, настолько люди стояли и внимали каждому его тихому слову. Он имел великие благодатные дары – дар прозрения, дар рассуждения, дар молитвы. Этот дар многие те, кто приходили к нему за советом, вспоминают и вспоминают, как будто они общались с одним из величайших старцев древности. Отец Кирилл не любил говорить о своей подвижнической молодости, ведь молодость тогда для всего его поколения – была война Великая Отечественная. Однажды он дал интервью, в котором рассказал некоторые подробности, о которых старался больше умалчивать по своему глубочайшему смирению. Он сам родом был из Рязанской области, как он говорил, был простым пареньком сельским. Во время Великой Отечественной войны он был одним из защитников Сталинграда. Ему пришлось защищать один дом, который по сегодняшний день называется Дом Павлова – это как раз в честь отца Кирилла (это распространенный миф — Ред.) . Он – Герой Советского Союза за оборону этого дома. Он звезду эту золотую никогда не надевал, и только один раз за всю жизнь, как говорят братья из Троице-Сергиевой Лавры, он надел звезду Героя Советского Союза – это, когда закрыли Киево-Печерскую Лавру, стоял вопрос о закрытии Почаевской Лавры, она стояла на грани. И при Хрущеве в 1963 году был поставлен вопрос о закрытии Троице-Сергиевой Лавры. Тогда отец Кирилл надел звезду, поехал на прием и добился, что Лавру оставили в покое. Почаев тогда ЮНЕСКО защитил, а Троице-Сергиеву Лавру защитил отец Кирилл.

http://pravmir.ru/za-lyubov-ego-nazyival...

М.И. Вострышев Атака на ТроицеСергиеву лавру В России к 1917 году существовало четыре лавры и около тысячи двухсот штатных и заштатных монастырей, пустынь, киновий, скитов, общин. Они владели миллионом десятин земли, имели свои мельницы, кузницы, тележные и колесные мастерские, кирпичные, смолокуренные и гончарные заводы, скотные дворы и стада молочных коров. Монахи занимались рыболовством и овощеводством, разводили пасеки и фруктовые сады, не брезговали портняжным и сапожным искусством, изготовляли церковную утварь и печатали церковные книги. Всероссийская выставка монастырских работ, открывшаяся в 1904 году в Петербурге, поразила своим разнообразием и подлинным мастерством не только русских обывателей, но и заморских ценителей искусства. Все это с сатанинской ненавистью было порушено в первые же годы господства Советской власти. Православные монастыри были признаны «нелепым и уродливым анахронизмом» и передавались под тюрьмы, гаражи, антирелигиозные музеи, театры, казармы красноармейцев. За первые три года правления большевиков в России уничтожили 673 монастыря. Остальные, находясь под бдительным оком «комиссаров по монастырям», доживали последние дни. Не обошел злой рок и главную обитель земли Русской – ТроицеСергиеву лавру, над которой нависла угроза закрытия, а над святыми мощами преподобного Сергия Радонежского – кощунственного осквернения и уничтожения. Русская Православная Церковь , ослабленная казнями и судебными процессами над духовенством и верующими мирянами, ненавистью и своеволием со стороны атеистической власти, ослабленная числом, но не духом, в лице патриарха Тихона пыталась спасти лавру и почивающие в ней останки преподобного. 14/27 февраля 1920 года Святейший Тихон обратился с письмом к председателю Совета народных комиссаров В. И. Ульянову: «До моего сведения дошли тревожные вести еще об одном готовящемся оскорблении религиозного чувства верующего русского народа – предполагаемом в ближайшие дни изъятии и вывозе из Сергиева священных останков преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество в Троице-Сергиеву лавру с отцом Александром Шумским Или «новые апрельские тезисы» 13.04.2011 1653 Время на чтение 6 минут В минувший понедельник, 11 апреля, мы с отцом Александром Шумским, его женой - матушкой Ольгой и сыном Федором совершили паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Это было замечательное путешествие - ровное, спокойное, пропитанное мирным духом и верою. Накануне я приехал к Шумским в их квартиру недалеко от Сретенского монастыря. Дверь мне открыла дочь Наташа. Вообще у отца Александра есть сын, семь дочерей и один внук. Все они живут в одной квартире и довольно сильно похожи друг на друга. Поэтому, когда я ходил по дому, у меня все время было ощущение «дежа вю», так как из разных комнат по очереди выходили девочки и здоровались со мной, а я не мог отделаться от ощущения, что я уже здоровался с ними и испытывал неудобство, что не знаю их имен... Пока мы дожидались отца Александра, который соборовал своих прихожан в праздник прп. Марии Египетской, гостеприимные дочери предложили мне чаю, а с сыном Федором и старшей дочерью Лизой у нас завязалась беседа о компьютерах, РНЛ и творческом процессе. Оказалось, что все дети отца Александра и его жена помогают ему в его журналистском делании - матушка вычитывает тексты, Федя публикует, Лиза набирает, Наташа следит за комментариями. Так что автор «священник Александр Шумский», которого мы знаем по публикациям на РНЛ - это плод работы целого коллектива - семьи отца Александра! Кроме того, на всех членов семьи возложено и хозяйство. Интересно было наблюдать, как одновременно на кухне находятся 4 девушки и, не мешая друг другу, что-то чистят, убирают, варят... Мне, как человеку, воспитанному в малодетной семье и никогда не жившему в многодетных, все это было удивительно и, одновременно, радостно. Когда пришел отец Александр, все уже было готово к ужину, а прихожане передали священнику свежайшего камчатского краба, которого мы и ели в этот воскресный постный день. Отец Александр - очень благодушный и добрый человек с искрящимися веселыми глазами. Несмотря на то, что многие считают его жестким и прямолинейным, я могу сказать, что одно другому не мешает. Во многих вопросах нужно быть жестким и прямолинейным, что совершенно не отменяет добродушности и любви к ближним. В отце Александре это прекрасно сочетается.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/13/pa...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.3 из  5) Давний христианский обычай ходить на богомолье к святым местам по северной московской дороге обрел постоянство и силу в XIV в. вместе с ростом и укреплением Троице-Сергиева монастыря, вместе со всенародной, всероссийской славой его основателя – преподобного Сергия Радонежского . Особо прославила монастырь по всей Руси его героическая оборона в начале XVII b. Мощи преп. Сергия Радонежского Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе – по-разному называли древний богомольный путь. Начинался он у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу. Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (в 1744 г. ему присвоено звание Лавры) всегда занимало особое место в сознании русского общества. В середине XIX в. Троицкая дорога уже выложена камнем, а затем (1862 г.) строится первая на Руси частная железная дорога Саввы Мамонтова. Главные города по Ярославской дороге по пути в Сергиеву Лавру – Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Вдоль этого пути исстари строили храмы, ставшие светлыми вехами для богомольцев. Богомольный путь от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры С незапамятных времен, от самой зари православия на Руси стал Троицкий путь дорогой паломников и богомольцев. Сначала к святыням Ростова и Суздаля , потом Владимира и Переяславля-Залесского , а с конца XIV столетия – к стенам Сергиевой обители. В память о подвижнике, который, как известно, никогда не ездил верхом, многие шли пешком. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Одни шли поклониться чудотворным иконам и святым мощам, другие – испросить здоровья, удачного свершения дел. Со временем обустроилась дорога, и возникли на ней красавицы-церкви, ставшие путеводными вехами для многих поколений русских богомольцев. Строительство Ярославской железной дороги и особенно безбожное XX столетие подорвали, ослабили древнюю традицию. Тем не менее встречаются трехдневные пешие походы в Сергиев Посад и в наше время.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/bogomoln...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Петров: Человек-космос Удивительные истории про Гагарина, Сергия Радонежского и клавесин Рахманинова 12.04.2017 849 Время на чтение 13 минут Этому человеку делали официальный выговор на службе за «попытку втянуть в религию первого космонавта планеты». Он возил слушателей Центра подготовки космонавтов в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в советское время, когда любое упоминание о религии могло стоить должности. Благодаря ему в 1988 году с земной орбиты прозвучало поздравление с Тысячелетием Крещения Руси. В День космонавтики мы публикуем на сайте «Фомы» интервью с Валентином Петровым, полковником ВВС в отставке, доцентом Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Зачем космонавты берут на борт корабля иконы, как Гагарин оказался в Троице-Сергиевой лавре и действительно ли он произносил фразу «в космос летал - Бога не видел». Гагарин у мощей преподобного - Валентин Васильевич, а как Вы познакомились с Гагариным? - Вначале я познакомился с Германом Титовым, а уже на XIV съезде комсомола в 1962 году он познакомил меня с Гагариным. Юрий Алексеевич знал, что я иногда привожу в Лавру слушателей моего курса по философии в Военно-воздушной академии и космонавтов, которые интересовались православной культурой. С Юрием Алексеевичем мы никогда не говорили о вере: в нашей среде эта тема была под запретом. Поэтому, когда в 1964 году у него возникло желание на свое 30-летие посетить Лавру вместе с однокурсником по училищу Николаем Копыльцовым, мы поехали все вместе. Мы приехали в Лавру в «гражданке» - в то время нам, военным, в форме нельзя было появляться в храмах. И сразу в монастырь хлынул поток народа - ведь Гагарина в любой одежде узнавали. В той поездке, как и во всех остальных, нам очень помог будущий ректор духовной Духовной академии - владыка Филарет Мы ведь толком ничего не знали о вере и Церкви. Владыка всегда давал в качестве экскурсовода замечательных преподавателей, которые рассказывали нам о церковной жизни, вере и Боге. Эти рассказы трогали душу и навсегда оставили самые теплые воспоминания о Лавре.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Китайцы, японцы и тибетские монахи — о самых необычных паломниках к преподобному Сергию Экскурсоводы лавры о самых замечательных гостях преподобного 21 июля, 2014 Экскурсоводы лавры о самых замечательных гостях преподобного Каждый день в Троице-Сергиеву лавру приезжает множество паломников, туристов. В будние-то дни, особенно летом, в лавре бывает тесновато, а что уж говорить о выходных и праздниках! Кто эти люди, которые стремятся в обитель преподобного? Предлагаем устные и письменные рассказы экскурсоводов – тех, кто ежедневно по нескольку раз в день общается с гостями лавры. Из записной книжки экскурсовода Отец Павел Флоренский сравнивал лавру с зеркалом, в котором отражена вся русская история. Сегодня, в XXI веке, в ее отражении можно увидеть не только свою страну: Тулу, Нижний и Великий Новгород, теплую Астрахань. Лавра – излюбленный туристический объект для всех земных континентов. Ворота лавры открываются в пять утра. И с этого момента заканчивается та самая молитвенная тишина, ради которой монаху не жаль всей своей жизни с красивой молодостью и талантами. Но никто из братии не ропщет за украденный покой. Понимают, что придя в лавру, они должны послужить преподобному Сергию и всем тем людям, которые ведомыми одному Господу путями придут в обитель преподобного. Первыми посетителями оказываются самые усердные молитвенники, желающие вместе с монахами попасть на братский молебен у мощей преподобного Сергия. Среди первых богомольцев и паломники из дальних регионов. Едут порой в автобусе больше суток, лишенные каких-либо необходимых средств цивилизации. Чаще всего – это простые женщины с натруженными руками и обветренными на солнце лицами. Тяготы, житейские скорби и желание прикоснуться к самой великой русской святыне придали им сил преодолеть все тяготы пути. Суетятся, волнуются, истово молятся или просто тихо рыдают пред дивными иконами великого Андрея Рублева. И так часто случается, что не ложится историческая справка об исключительном историческом и культурном значении Троицкого собора с иконами Андрея Рублева на память этих людей, но что-то очень важное и великое независимо от знания или незнания происходит в их сердцах и в жизни тех близких, о ком они здесь молятся.

http://pravmir.ru/1kto-priezzhaet-k-prep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИЛИАН (Марченко Михаил Григорьевич; 30.09.1871, с. Поповка Конотопского у. Черниговской губ.- 1938, близ с. Чемолган Каскеленского р-на Алма-Атинской обл.), прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), игум. Из семьи священника. Получил домашнее образование. 4 февр. 1896 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру . 30 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Максимилиан. 5 февр. 1904 г. рукоположен во диакона, 15 апр. 1910 г.- во иерея. С 14 нояб. 1912 г. помощник благочинного лавры. С 5 марта 1913 г. блюститель лаврской ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 25 авг. 1914 г. командирован в Ставку Верховного главнокомандующего с чудотворным образом прп. Сергия из Троице-Сергиевой лавры. Служил священником в церкви при Ставке, окормлял раненых в учрежденном там же лазарете. Как вспоминал протопресв. Георгий Шавельский : «Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и притом со всеми ласковый и словоохотливый, о. Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных, и врачебного персонала» ( Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 228). В апр. 1915 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В том же году вернулся в Троице-Сергиеву лавру. В 1918 г. назначен уставщиком лаврского Троицкого собора. Был возведен в сан игумена. В 1919 г. числился в сельскохозяйственной артели, учрежденной монахами при Гефсиманском скиту. Позднее работал сторожем при музее-заповеднике в закрытой властями Троице-Сергиевой лавре. 22 мая 1928 г. арестован «как бывший монах... не сочувствующий социалистическому строительству». Помещен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по коллективному делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской области», по к-рому было привлечено к следствию более 80 чел. 8 июня того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей.

http://pravenc.ru/text/2561660.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Воспоминания о легендарных старцах Троице-Сергиевой Лавры: Что значит " бояться мира " ?   Воспоминания о легендарных старцах Троице-Сергиевой Лавры: Что значит " бояться мира " ?     Эти воспоминания  о легендарных старцах Троице-Сергиевой Лавры записал монах Симеон Афонский   . Кто бы мог подумать, что русские читатели услышат эти воспоминания с Афона?! - Святая Гора Афон Душа человеческая, познавшая свою немощь, начинает целе­устремленно искать помощь и силу для укрепления и выздоров­ления и находит их в благодати Пресвятой Богородицы. Нет иной другой силы, подобной любви Матери Божией, которая приходит незамедлительно на помощь всякой изнемогающей душе.       Я считал что послушник, как новоначальный, только всту­пил на путь смирения и поэтому имеет его меньше всего. Тот, кто обучился смирению, получает звание иеромонаха, тот же, кто име­ет высокую степень смирения, удостаивается звания архимандри­та, а самый смиренный - это, конечно, Патриарх. Соответственно своему пониманию, я с благоговением испрашивал благословение у каждого иеромонаха и архимандрита и чувствовал себя на седь­мом небе от счастья. Теперь о любимых отцах, которые, вместе с моим старцем, на­всегда запомнились мне. Один из них, русский богатырь, священ­ник Селафиил, отсидевший в концлагерях двадцать пять лет как " враг народа " и снова вернувшийся в Лавру, поражал меня своим жизнелюбием и неиссякаемой добротой. Я уже был взят в экономскую службу и мне приходилось в любую погоду, в дождь и в снег, решать строительные проблемы на территории Лавры. Часто на втором этаже двухэтажного корпуса, где жили самые уважаемые монахи, приоткрывалось окно и огромная ладонь подзывала меня. - Что, батюшка? - спрашивал я, подняв голову, стоя под морося­щим холодным дождем. Из окна доносился знакомый голос: - Зайди на минутку! Огромный старец, не вставая, приветствовал меня улыбкой и, когда я целовал его руку, он другой рукой гладил меня по плечу. Затем открывал настенный шкафчик и, достав маленькую рюмку, наливал в нее немного коньяка:

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Л. Анисов IV глава Отец Платон занимал уже наместническую должность в Лавре, когда приехала к нему любимая мать 24 . Радостно и трогательно было свидание почтительного сына с доброй матерью. Он угощал ее всем чем мог, подарил ей сто рублей, шелковую материю на платье. Старушка была в восхищении. – Довольна ли ты, матушка, подарками? – спросил Платон. – Что ты! Как не довольна! Да у меня этого никогда и в жизни не бывало. – Как же, матушка, не благословляла меня идти в монахи? – Ведь я не знала, – простодушно отвечала старушка, –что ты меня будешь дарить такими дорогими подарками. Было такое: когда архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры придворный проповедник Гедеон (Криновский) 25 узнал коротко Петра Левшина и стал убеждать его принять иноческий чин, матушка воспротивилась тому, склоняла сына вступить в супружество, долго не благословляла его на этот подвиг, но наконец по любви своей к нему уступила твердому его желанию и решимости. Здесь же, истины ради, скажем, именно с ее благословения летом 1758 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру недавний выпускник и молодой учитель пиитики и греческого языка Славяно-греко-латинской академии Петр Левшин. Отправился, получив от архимандрита Гедеона благосклонное приглашение в учителя риторики в Троицкую семинарию. (Матушка и архимандрит, можно сказать, сыграли решающую роль в его судьбе.) Перед самыми стенами Сергиевой обители, по прибытии своем в Лавру, увидел Левшин шедших ему навстречу монахов в облачении, с хоругвями и крестами, в сопровождении множества народа. То был крестный ход 20 июля в Ильинской церкви в Посаде. Через много лет, став настоятелем Лавры, Платон почитал эту встречу «предварительным судеб Всевышнего предзнаменованием». В самом монастыре молодого учителя пиитики первым встретил келарь Иннокентий. Переселившись в Лавру, Петр испытал крайнюю грусть, даже с неделю беспрестанно плакал, хотя и был принят всеми благосклонно и ласково. «Новость места и неизвестность будущего жребия своего приводили его в таковое уныние. Но, мало-помалу ободряясь, начал привыкать и наконец столь привык, что... не было для него милее и любезнее во всем свете места, кроме Лавры», – напишет биограф митрополита Платона И. М. Снегирев 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Источник Аннотация Возрождение Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. обычно рассматривается изолированно от возвращения московской духовной академии в Лавру в 1948 г. Однако, в данной статье сделана попытка представить возрождение Лавры и Московской духовной академии в ней как единый процесс, осуществлявшийся в качестве специальной стратегии Русской Православной Церкви, по замыслу и благословению Святейшего патриарха Алексия I (Симанского). В силу разных исторических причин и неблагоприятных обстоятельств возвращение Академии задерживалось и осуществилось, в конце концов, лишь в 1948 году. 1946 год, ставший годом возобновления богослужебной жизни в обители преподобного Сергия, застал Академию в предверии переезда в Новодевичьем монастыре в Москве. В данной статье, на основе архива Академии, собраны всевозможные свидетельства, подчеркивающие глубокую любовь Академии к Лавре и подлинное желание вернуться в нее – как в идеальное место для молитвенных, учебных и ученых трудов. В 2016 г. наступает 70-летний юбилей со времени первой службы в Лавре, заставляющий переосмыслить взаимоотношения Лавры и Академии на первоначальном этапе послевоенного становления. Этот юбилей оказывается очередной важной объединяющей вехой после масштабного празднования 700-летия со дня рождения основателя ТСЛ преподобного Сергия и 200-летия пребывания Академии в Лавре, отмечавшегося в 2014 году. 19 апреля 2016 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Высокопреосвященнейшего владыки Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, председателя комиссии по монастырям и монашествующим. Заседания проходили в новом актовом зале Московской духовной академии, по Промыслу Божию, именно накануне юбилея: семьдесят лет назад, на Великую Субботу 1946 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была отслужена первая после возрождения монастыря Литургия. На этом заседании рассматривались вопросы истории – возрождение Лавры и Академии, исторически располагавшейся в Лавре с 1814 г., но после Октябрьской революции вынужденной с 1919 года скитаться по Москве до полного прекращения своей деятельности в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010