1 Магеридж об Андре Жиде: " Я отчетливо ощущал в Жиде какое-то зло, и не в том смысле, в каком зло присутствует в каждом человеке, а в определенной концентрации, могущей как привлекать, так и отталкивать. Это не позволило мне по-настоящему оценить его общество… Сегодня не разрешается верить в зло, или же, если зло допускается, оно " возвышается " как имеющее какие-то собственные, неотъемлемые творческие способности, красоту, радость. Однако в Жиде я наблюдал ужасное опустошение зла, полное отчуждение от принципа добра во всем творении; казалось, он был заключен в темноту, как в темницу, как некто ходящий по незнакомой комнате и напрасно ищущий выключатель, или дверь, или окно… Когда я вспоминаю его серое, холодное лицо и его рафинированную речь, возникающую оттуда как прозрачный источник из каменистой почвы, мне больше, чем когда-либо кажется уместным, что дьявол был падшим ангелом… " (англ.). 104 2 " Исповеди и Причастия " (англ.). 105 3 Из стихотворения Г.Адамовича " Без отдыха дни и недели " . Правильно: " Но реял над нами/Какой-то особенный свет,/Какое-то легкое пламя,/Которому имени нет " . 106 1 противоядия (англ.). 107 2 Воспоминания эготиста " . 108 3 порывов (англ.). 109 4 Имеется в виду Св.-Сергиевский православный богословский институт в Париже, основанный в 1925 г . В 1924 г . было приобретено на аукционе здание будущего института, а поскольку в это время в России как раз закрыли Троице-Сергиеву Лавру, то решено было считать институт подворьем Лавры в Париже. 110 5 Крествуд – городок в штате Нью-Йорк (недалеко от города Нью-Йорка), где находится Св.-Владимирская семинария и где у Шмеманов был дом. 111 1 Радиостанция " Свобода " . 112 2 Р. де Дуайе де Сент-Сюзанн " Альфред Луази: Между верой и неверием " . 113 1 " с полной ясностью и воодушевлением он подтвердил абсолютную автономность религиозного чувства, которое проявляется не в рациональной, не в чувственной категории, а в реальности, постулирующей иную реальность, которая возникает в человеке, являет себя ему, но не движет им, в то время как без нее все теряет смысл " (стр.177). … " насколько ему трудно было переносить действующий в Церкви интеллектуальный распорядок, настолько легко ему дышалось в духовном климате Церкви " (фр.). 114

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В виду недостатка или изветшания этих пособий в конце августа 1750 года самим преосвященным было куплено в Петербурге и отослано в лавру для передачи живописному учителю печатных картин искуснейшего мастерства на двадцать рублёв – из денег, незадолго перед тем данных импер. Елизаветой Петровной на Троицкую семинарию 1377 . Через два с половиной года, когда некоторые из учеников Казановича, изучив рисование и живопись, занялись уже иконописанием, взамен старых, неудовлетворительных пособий потребовались новые. В феврале 1753 года, с разрешения Учр. Собора, самим учителем было куплено у Ренберцов в Москве 258 картин и листов, неодинаковых по величине и достоинству, с изображениями: Бога Отца с Св. Духом, Спасителя, Богоматери, апостолов и других лиц, „с разными компердиментами“, ценой на сорок четыре рубля и пять копеек. Все эти картины и листы, оказавшиеся, по освидетельствовании, „самых хороших кунштов“, были отданы в содержание о. Павлу „для лутчего имеющимся в смотрении ево ученикам живописного писания и им с разных кунштов к понятию показания“ 1378 . По ним доучивались ученики Каменского; по —251— ним же начали учиться у него и те десять человек, которые, по приказанию нового архимандрита лавры Афанасия, в ноябре 1753 года были набраны в Троицкой Холуйской слободе „из маловозрастных, 12–15 летних крестьянских детей грамотных, острых и к иконописному художеству надёжных“ 1379 . По счастью чья-то бережливая рука собрала в своё время, как сумела, и переплела в четырёх тетрадях 1380 немногие остатки из множества тех гравированных листов и картин, на которых ученики интересующей нас старой Троице-Сергиевской лаврской живописной школы упражняли свои руку и глаз и воспитывали свой художественный вкус. Среди них мы находим десятка два таблиц из руководства к рисованию Иоганна Даниеля Герца 1381 , до полутораста листов из изданий Гильдта 1382 , Марилье 1383 и друг., —252— с именами преимущественно немецких и французских гравёров второй половины восемнадцатого столетия. Внешность этих листов и особенно таблиц, захватанных руками, запачканных чернилами и красками, изорванных и подклеенных, исколотых иголкой по контурам фигур и снабжённых юмористическими заметками школьников 1384 , не оставляет ни малейшего сомнения в том, что они не раз и не два были в руках последних 1385 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С работы в музее бывшей Троице-Сергиевой лавры сняты решительно все монахи. Они отстранены не только от заведования отделами, но даже и от технической работы и охраны. Старший хранитель музея, бывший граф Олсуфьев, будет снят с работы и уволен 16 июня – в день своего возвращения из отпуска. К работе в Московском историческом или каком-нибудь другом музее он привлечен не будет! Уже имеется принципиальное решение об увольнении и заместителя заведующего музея, бывшего барона фон-Дервиза. Его снимут с работы в ближайшие дни. Заведующий Сергиевского музея Свирин освобождается от занимаемой им должности и переводится на положение научного сотрудника. На его место будет прислан коммунист. Для работы в Музее привлекаются также два «безбожника»: Урсанович и Гамза. Последний был лектором МГСПС по антирелигиозной пропаганде». Музей стал наконец боевым участком культурного фронта. По воспоминаниям Е.П. Васильчиковой, в дальнейшей судьбе Ю.А. Олсуфьева и его жены С.В. Олсуфьевой приняли участие А.В. Щусев и И.А. Грабарь. Они выхлопотали командировку по реставрации не то в Новгород, не то еще куда-то. Список осужденных реализует установки XV съезда. Осужденные представляют все типы «отживающих классов». Прежде всего выдержан «курс на ликвидацию капиталистических элементов в народном хозяйстве». Тут содержится и какое-то подобие нэпманов: торговцы, кустари, барышники и даже извозчик (очевидно, этого показалось мало, и ему записали еще и другое определение «активный церковник»). Здесь, конечно, и «кулаки»: «зажиточные крестьяне» и «их пособники» «попы». Приговором звучит характеристика «активный церковник». Священнослужителей не забывали ни при каких видах «чисток» и «дел». Как справедливо формулировала газета: «Наш город (Сергиев Посад. – С.П.) вообще крайне засорен буржуазным элементом, который до сих пор группируется вокруг церквей» (Рабочая газета, 1928, 25 мая). В списке много «бывших» и, иногда, их детей. Список реализует строки резолюции XV съезда о «смычке частно-капиталистических слоев служащих и интеллигенции, кустарей и ремесленников, а также части крестьянства и рабочих, бюрократических элементов советского и хозяйственного аппарата». В силу этого в список внесены юристы, врач, школьные работники, счетовод, даже бывший член ВКП(б). Так что «дело» было явно изготовлено по рецептам XV съезда ВКП(б).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Хавского, В. Бобынина, Н. Степанова, однако, сосредоточившись на математически-астрономическом аспекте творчества Кирика, подает фотокопию и перевод текста не с листа 340, а с листа 342, т. е. публикует «Учение», немотивированно оставляя без должного внимания «хронологическую статью» («От Адама.») 423 . В своей работе «Кирик Новгородец – ученый в.» известный исследователь математического и хронологического знания Древней Руси Р.А. Симонов отмечает, что некоторыми авторами (П. Хавским, В. Бобыниным, А.В. Михайловым , С.П. Обнорским, С.Г. Бархударовым, Е.К. Пиотровской, А.Г. Кузьминым) Кирику приписывается так называемый хронологический перечень и они считают его и «Учение» одним произведением. 424 Поэтому помещенный в данном издании Р.А. Симонова перевод «Учения» по изданию В.П. Зубова и Т.И. Коншиной начинается словами «Бог изначально...». В то же время на стр. 33 монографии Р.А. Симонова воспроизводится рисунок (фотокопия) начала «Учения» Кирика по Погодинскому списку XVI в., где читается окончание хронологического трактата Кирика. И все же все последующие публикации «Учения», равно как и исследования его религиозно-философского содержания, осуществляются на основании текста «Учения» (РНБ, собр. Погодина, 76, л. 342–346), 425 но не включают хронологическую статью (РНБ, собр. Погодина, 76, л. 340 об. – 341). Е.К. Пиотровская отмечает, что до сих пор не выполнен полный текстологический анализ дошедших четырех списков (РНБ, собр. Погодина, 76, л. 342–346; СПб ФИИ РАН, собр. Археогр. Ком., 245, л. 45 об. – 50 об.; РГДА, собр. Мазурина, ф. 196, 1069, л. 115–116 об; РГБ, собр. Румянцева, 35, л. 1–4). 426 В одной из своих статей 427 она сопоставляет тексты Хронографикона (известного в древнерусской письменности как «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора) и сочинения Кирика. Исследовательница осуществляет сравнительный анализ хронологических выкладок по редакции «Летописца...» (Нераспространенной: РГБ, собр. Троице-Сергиевской лавры (Ф. 304), 207, вторая пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

—333— лице он был бы совершенно иным. Рассмотренная полемика даёт нам возможность более пристально вглядеться в самобытный облик нашей Академии и осмыслить ту роль, которую сыграло в её истории соседство с Троице-Сергиевой лаврой. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Источники А) Архивы ОР РГБ – Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 78 (Личный фонд А. В. Горского). Картон 19. Единицы хранения 7–9 («Материалы по делу о статье Д. Касицына»). ЦИАМ – Центральный государственный исторический архив Москвы. Фонд 229 (Московская духовная академия). Опись 4. Дела: 1645 (личное дело студента Д. Касицына, 1862), 1817 (личное дело студента Д. Ф. Косицына, 1860–1867), 5090 (личное дело преподавателя Касицына Д. Ф., 1871–1908). Б) Печатные материалы Беляев 1916 – Беляев А. А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. Вып. II. СП, 1916. Замечания 1868 – Замечания на проект Устава Духовных Академий. СПб., 1868. К вопросу о перемещении 1869 – К вопросу о перемещении Московской Духовной Академии в Москву//ПО. 1869. Декабрь. С. 453–469. К. П. 1869 – К. П. Мнение одного московского гражданина по вопросу: должна ли оставаться Московская Духовная Академия и на будущее в Сергиевской Лавре?//Московские епархиальные ведомости. 47. 1869. С. 11. Касицын 1869. I – Касицын Д. Должно ли оставаться Московской Духовной Академии и на будущее в Сергиевском Посаде?//Современная летопись. Воскресные прибавления к «Московским ведомостям». 37. 5 октября 1869. С. 7–11. Касицын 1869. II – Касицын Д. К вопросу о перемещении Московской Духовной Академии в Москву//Современная летопись. Воскресные прибавления к «Московским ведомостям». 40. 26 октября 1869. С. 1–3. Катанский 1914 – Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. Вып. I. СПб., 1914. О переводе 1869 – О переводе Московской Духовной Академии из Сергие- —334— вой Лавры в Москву//Московские епархиальные ведомости. 46. 1869. С. 10–12. Отзыв 1869 – Отзыв на статью «Современной летописи»: «Должна ли оставаться Московская Духовная академия и на будущее в Сергиевском Посаде?»//ПО. 1869. Октябрь. С. 485–494.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При храме должна быть постоянная библиотека или при церковной школе. Но для нее требуются средства, и в селах, особенно в тех приходах, которые состоят из нескольких приписных деревень, необходимо обзавестись летучими библиотеками. Народ теперь интересуется событиями, жаждет объяснения всего того, что говорят и пишут в газетах, а потому устройство читален и библиотек составляет потребность времени. Но у нас никогда нет денег, в России – библиотеки же стоят дорого. Поэтому надо до времени изобрести возможность снабдить села и деревни таким чтением, которое составляет потребность времени. Возможно это при помощи летучих библиотек. Оне должны состоять из листков, брошюр и книжек, которые бы отвечали на все современные и духовные запросы народа. В каждой библиотечке можно иметь от 30 до 40 номеров, и число таких библиотечек неодинакового содержания должно соответствовать числу отдельных частей прихода. Так как в каждой деревне должен быть избран член миссионерского кружка или приходского совета, то следует ему и препоручить библиотечку. Он будет раздавать для чтения листки и брошюры в своем селе или деревне и собирать их. По прошествии известного срока, который священник определит, но не менее месяца, члены, держащие у себя библиотечки, должны меняться ими, передавая в определенном порядке их друг другу, чтобы все эти библиотечки разного содержания обошли весь приход. Возвращаясь наконец к священнику, каждая библиотечка должна быть им осмотрена, изорванные и замаранные листки и книжки заменены новыми, и вообще составлена вновь, чтобы она соответствовала цели и назначению. Дабы приобрести такие листки и брошюры, не требуется больших средств. Можно выписывать на церковные деньги. За листками и брошюрами следует обращаться самим священникам или чрез благочинных в Троице-Сергиевскую, Киевскую и Почаевскую Лавры, в Московскую синодальную типографию, в редакцию «Правда и знание» – Петроград, Екатерининский канал, кв. 5 к редактору-протоиерею П.НЛевашеву, в книгоиздательство «Верность» – Москва, Лихов переулок, епархиальный дом, в склад отдела распространения духовно-нравственных книг при Обществе любителей духовного просвещения – Москва, Петровка; г) выставить на ограде храма, на колокольне или на самом храме снаружи рамы со стеклами, в которых прикреплять для чтения народу листки более важные, большие листы с напечатанными воззваниями или разъяснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Весьма плодотворная и энергичная деятельность о. Анто­нина в Афинах снискала ему благоволение такого мудрого и прозорливого Иерарха русской церкви, каким был при­снопамятный митрополит московский Филарет. Последний еще в Декабре 1859 года рекомендовал обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому «не без пользы» для дел церковных перевести о. архимандрита Антонина в Константинополь 50 и возлагал большие надежды на его плодотворную деятельность и на этом более ответственном посту. Совет мудрого архипастыря был принят к сведению и 18 Сентября 1860 года состоялся перевод о. Антонина настоятелем русской посольской церкви в Кон­стантинополь или в Византию, которая, по его собственному признанию, «неодолимо влекла» его к себе. В Константинополе о. архимандрита Антонина ожидала живая, кипучая 51 церковно-политическая деятельность и настоятельная необходимость встать в близкие живые сношения с главою Великой Церкви, вселенским патриархом, высшим восточным духовенством, почтеннейшими пред­ставителями греческой национальности в Константинополе, как напр., придворный врач Стефан Карафеодори и др. и нашим русским дипломатическим корпусом, без содействия и энергичной поддержки которого немыслима ни какая плодотворная деятельность на православном Востоке. О. архимандрит volens nolens попадает в дипломати­ческую школу, и вынесенные из неё горьким опытом уроки в последующей его деятельности принесли ему не­сомненную пользу. На о. архимандрита возлагаются в это время Св. Синодом: посредничество пред патриархом константинопольским Иоакимом II по делу о болгаро-униатском епископе Иосифе, 52 (проживавшем и скончав­шемся у нас в Киеве, в Китаеве) и вообще по греко-болгарским делам, 53 по поводу вступления на вселенский престол патриарха Софрония 54 , относительно поднесений патриархам и архиепископу синайскому изданного в свет пресловутого синайского кодекса Библии , 55 справки на Афон по поводу поднесения самого кодекса Императору Николаю I 56 и др.; следственные поручения на Афон в 1863 году и в Иерусалим в 1865 году по поводу возмущений членов тамошней миссии против своего начальника архимандрита Леонида Кавелина (1863–1865), впоследствии наместника Троице-Сергиевской лавры в посаде и др. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Были и есть митрополиты, архиереи, проповедники слова Божия, получившие высшее образование в этой академии. Из духовных семинарий выходят большею частью священники, но обучают в семинариях непременно лица, получившие образование академическое. Этим-то способом сильнее всего высшее училище, или академия, распространяет и поддерживает православную веру. Говоря о Московской академии, не забудем, что и в её устройстве принимали живейшее участие особы Царствующего в России дома. Никто не дорожит так и не дорожил религиозным просвещением русского народа, как наши государи; понятна, потому и забота их об училищах вообще и о высшем в особенности. Задумал устроить Академию еще царь Феодор Алексеевич двести слишком лет тому назад, вместе с патриархом (высшее духовное лицо у нас в старину) Иоакимом, а через несколько лет при царях Иоанне и Петре Алексеевичах академия была уже и открыта. После отечественной войны 1812 г., когда Москва была разорена, академия перемещена в Сергиевскую Лавру, где и ныне. И посмотрите, какое громадное это заведение; сколько корпусов, служб, садов! И все это – в обширных стенах той же Лавры. Многие образованные люди не забывают зайти в один из уголков сада академии и помолиться на могилах замечательных людей, учивших в академии и скончавшихся в ней же. Лавра занимает очень большое место. Потому-то в стенах её мы и встречаем все, что встречается в большом поселении. Так, есть целых четыре кладбища. На кладбищах этих погребены иноки, умершие в разное время, а также много именитых людей: князь Трубецкой, освобождавший вместе с князем Пожарским Москву от поляков. Прокопий Ляпунов и другие. Уважая святую обитель при жизни, многие считали для себя за наибольшее счастье остаться там и после смерти. Вот почему и стремились многие к тому, чтоб умереть в Лавре и там быть похороненными. Они оставляли завещание, делали богатые вклады и, как говорится, покупали себе место. Бывало, что погребения совершались в Лавре по повелению царей, которые желали этим почтить прах доблестного труженика для отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие серьезные грехи требуют серьезного и длительного покаяния. И тогда священник запрещает причастие на определенный срок и накладывает епитимию (покаянные молитвы, поклоны, воздержание в чем-либо). В других случаях — священник должен получить от кающегося обещание – не повторять более греха и только тогда допустить к причастию. Поэтому к общей исповеди нельзя приступать в следующих случаях: В таких случаях исповедник должен после всех прочих участников исповеди подойти к священнику и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести. Можно считать допустимым (по нужде) участие в общей исповеди лишь тех, кто исповедуется и причащается достаточно часто, проверяет себя по временам на отдельной исповеди и уверен в том, что те грехи, которые он скажет на исповеди, не послужат поводом к запрещению для него Причастия. При этом необходимо также, чтобы мы участвовали в общей исповеди или у своего духовного отца, или у священника, хорошо нас знающего. Исповедь у старца Зосимы О возможности в некоторых случаях глухой (то есть без слов) исповеди и о том, как к ней надо готовиться, говорит следующий рассказ из жизнеописания старца Зосимы из Троице-Сергиевской Лавры. «Был случай с двумя дамами. Идут они в келью к старцу, и одна всю дорогу кается в своих грехах -“Господи, как я грешна, вот то-то и то не так сделала, того-то осудила и т.д. …прости же Ты меня, Господи». …И сердце и ум как бы припадают к стопам Господа. «Прости, Господи, и дай силы больше так не оскорблять Тебя». Все грехи свои она старалась вспомнить и все каялась и каялась по дороге. Другая же спокойно шла к старцу. «Приду, поисповедуюсь, во всем грешна, скажу, завтра причащусь». И затем она думает: «Какую бы мне материю купить на платье моей дочурке, и какой бы фасончик ей выбрать, чтобы шло к ее личику…» и тому подобные мирские мысли занимали сердце и ум второй дамы. Обе вместе вошли в келью к батюшке Зосиме. Обращаясь к первой, старец сказал: - Становись на колени, я сейчас отпущу тебе грехи. - Как, батюшка, да ведь я вам еще не сказала?..

http://azbyka.ru/poyasneniya-k-tainstvam...

См.: Памяти Н. Д. Флитнер.//Вестник древней истории. 1959. 4; 75 лет Н. Д. Флитнер//Вестник древней истории. 1955. 1. 201 Флоренский Павел Александрович; (9 января 1882 – 8 декабря 1937). Родился в мест. Эвлах (ныне Азербайджан) в семье железнодорожного инженера. В 1904 окончил Московский университет и в 1908 – Московскую ДА, к. б. В 1911 принял сан священника, 27 июня 1914 защитил магистерскую диссертацию. В 1914–1919 – экстраординарный профессор по кафедре истории философии Московской ДА, редактор «Богословского вестника» (1912–1917). Служил в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде (1912–1921). В 1918–1921 – ученый секретарь Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры и одновременно (с 1919) – преподаватель в Сергиевском институте народного образования. С 1921 проживал в основном в Москве, профессор ВХУТЕМАСа и сотрудник ряда институтов в области электротехники, с 1927 работал в редакции «Технической энциклопедии». Арестован 21 мая 1928, приговорен 8 июня 1928 к высылке на 3 года из Московской губ. Выехал в Нижний Новгород, но в сентябре 1928 возвращен по ходатайству через Е. Пешкову. Продолжил работу в Электротехническом институте. Вновь арестован 26 марта 1933 и приговорен к 10 годам лагерей. В 1934 отправлен в Соловецкий лагерь. Приговорен 25 ноября 1937 к ВМН. Перевезен с Соловков в Ленинград, расстрелян и похоронен на Левашовской пустыни. См.: Голубцов С. , протодиакон. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. М. 1999. С. 104–107. 249, 250, 356 Фомин Н. П. – рабочий. 183 Фомин Федор Иванович; (1884 – ?). Учился в Петрозаводском ДУ. Послушник Яшезерской пустыни – с 26 марта 1900 по 18 мая 1902; с 24 сентября 1902 – и. д. псаломщика Ильинской церкви Масельгско-Паданского прихода Повенецкого уезда; с 1904 – псаломщик Ругозерского Преображенского, а с 24 августа 1905 – Паданского прихода того же уезда. 30 ноября 1906 уволен в связи с призывом на военную службу. В 1911 назначен псаломщиком Кяппесельгского прихода Повенецкого уезда; 1 октября 1911 рукоположен в сан диакона с оставлением на занимаемом месте; с 13 октября 1911 – помощник эконома Олонецкой ДС; 9 декабря 1911 назначен на диаконскую вакансию в Иоанно-Богословской церкви Олонецкой ДС; с 12 мая 1914 – диакон Повенецкого Петропавловского собора; с 13 декабря 1917 – за штатом; 22 ноября 1918 назначен на псаломщическую вакансию в Ильинской церкви Масельгско-Паданского прихода Повенецкого уезда Олонецкой губ. С 1918 – токсировщик ст. Масельская-Суна, с 1920 – конторщик гублеса в Петрозаводске, с 1921 – диакон Ладвинского прихода, 6 января – 15 января 1931 – чернорабочий на железной дороге. Арестован 15 апреля 1931, 28 июля 1931 осужден к 3 годам лишения свободы условно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010