Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. М. Малышев. Фотография. 1861 г. Иван Матвеевич (кон. янв. 1802, Сергиевский посад - 30.04.1880, Сергиевский посад), ведущий иконописец Троице-Сергиевой лавры 2-й пол. XIX в., руководитель и преподаватель лаврской Иконописной школы, хозяин собственной иконописной мастерской. С именем М. связано появление особого стилистического направления в иконописи, вобравшего в себя элементы академической живописи, традиций монастырского и палехского иконописания. Иконы самого М. и мастеров его круга находятся в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры, в Илиинском храме Сергиева Посада, в храме свт. Николая в Риме, в нек-рых московских храмах (свт. Алексия на Николоямской ул., в ризнице Данилова мон-ря), в музеях (СПГИАХМЗ) и в частных собраниях. Согласно автобиографии М. (Сокр. биография. 2000), при крещении художник получил имя в честь свт. Иоанна Златоуста. Семья была бедной, входила в штат троицких монастырских крестьян. Отец художника Матвей Иванович был «штатнослужителем» лавры, выполнял различные послушания: был звонарем на колокольне, пек просфоры. В 1819 г. он вместо себя определил в штат лавры младшего сына Ивана (до 1859). Мальчик с детства знал грамоту: чтению его обучил отец, письму - один из лаврских иеромонахов. В 1813 г. М. был взят в келейники к казначею лавры иером. Арсению. Через 5 лет М. определили в иконописную мастерскую, где под рук. иером. Афанасия (Фёдорова) уже трудился его старший брат Николай. Обучение началось с рисования углем на бумаге деталей иконы, затем ученики переходили к писанию масляными красками. М. скоро стал делать успехи в иконописи, и в 1818 г., когда иером. Афанасий принял на себя обязанности наместника лавры, он назначил М. учителем на свое место, хотя тот был еще одним из младших учеников. Иконописание в монастыре в то время находилось в упадке, заказов было мало. Вместе с др. мастерами братья выполняли различные малярные работы (покраску столов, комодов, шкафов и т. д.). Свободное время М. посвящал самообразованию: рисовал с таблиц, копировал картины и иконы, писал портреты с натуры. Весной 1822 г. по поручению архим. Афанасия М. написал портреты игум. Евпраксии (Коротаевой) и мон. Лаптевой в Хотьковом мон-ре. В февр. 1822 г. М. вступил в брак с дочерью бывш. лаврского столяра А. Ф. Дубакина. В 1827-1829 гг. под рук. наместника Афанасия вместе с братом Николаем М. участвовал в росписи Предтеченской ц. лавры.

http://pravenc.ru/text/2561756.html

Сергий (Голубцов Павел Александрович), fr. ЕВ von Kazan’ und Mari SSR Родился 29 апреля 1906 года в г. Сергиевской Посаде (ныне Загорск) в семье профессора Московской духовной академии. Получив среднее образование с 1924 года стал специализироваться в области древне-русской живописи и работал в различных музейных учреждениях в качестве художника-реставратора до начала Великой Отечественной войны, в течение которой он состоял на военной службе. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию, окончил полный курс ее и в 1947 году перешел в Московскую духовную академию. По окончании в 1951 году академического курса он получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве преподавателя церковной археологии. Кроме того, он преподавал Ветхий Завет в семинарии и древне-еврейский язык в академии. Поступив в 1950 году в число братии Троице-Сергиевой Лавры, он был рукоположен во иеромонаха и до последнего времени нес послушание духовника и заведующего приемом иностранных посетителей Лавры. 5 июля 1954 года Святейший Патриарх наградил его саном архимандрита. 30 окт.1955 года хиротонисан во епископа Старорусского, вик. Ленинградской епархии. Хиротония состоялась в храме Московской духовной академии. Чин хиротонии совершали: Свят. Патр. Московский и всея Руси Алексий, митр. Пражский и всея Чехословакии Елевферий, митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий и епископ б. Пряшевский Алексий. 22 ноября 1956 года назначен управляющим епископом Новгородской епархии. С 1959 года правящий епископ Новгородской и Старорусской епархией. 25 февраля 1963 года возведен в сан архиепископа. II мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. «О реставрации стенописи в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры 11 . " ЖМИ» 1950 э 9, стр.60–63. «Отзыв о творчестве Андрея Рублева». (Курсовое сочинение). Речь при наречении его во епископа 29 окт.1955 г. «ЖМП» 1955, 12, стр.23–25. Литература: «ЖМП” 1950, 7, стр.26.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

I. Детство и Нижегородское духовное училище Начинаю с первых дней моей жизни, стараясь, однако, быть кратким относительно первого ее периода, до поступления в академию, чтобы поболее посвятить места и времени второму периоду – учения в академии и третьему периоду – академической моей службы, что составляет главную цель моих «Воспоминаний». Родился я в 1836 г., 19 ноября, в Нижнем Новгороде, в приходе преп. Сергия, где мой отец с 1834 г. был диаконом этой церкви (Сергиевской, как она и называлась официально). И замечательное совпадение: начал я жизнь под покровом преп. Сергия и вступил в действительную, как говорят, жизнь, то есть начал службу, также в обители преп. Сергия, в Московской духовной академии, находящейся, как известно, в ограде Троице-Сергиевой Лавры. Сюда же можно отнести следующий случай: у моего отца был знакомый диакон, имевший модель Троице-Сергиевой Лавры, разбиравшуюся и складывавшуюся, в виде отдельных кубиков. Маленьким мальчиком не раз я видал эту модель, которую этот диакон приносил к нам в дом и старался обратить на нее мое особенное внимание, вероятно как на игрушку, интересную для маленького мальчика. Думал ли я тогда, что это было как бы предзнаменованием моей дальнейшей судьбы. Через много лет потом, во время моей службы в Московской академии, совершенно неожиданно, встретил я упомянутого диакона среди братии Троице-Сергиевой Лавры, уже в сане иеромонаха. Подивились мы тогда совпадению настоящего с давно прошедшим. Помню себя в маленьком, принадлежавшем моему отцу, собственном домике, недалеко от церкви, состоявшем всего из двух комнат, включая сюда и кухню, с довольно большим фруктовым садом, по преимуществу вишневым, круто спускавшимся в овраг, – местоположение, не лишенное красоты. И в этом-то крохотном домике, стоявшем на церковной земле 7 , конечно деревянном, довольно уже ветхом, ухитрялись помещаться четверо хозяев, а под конец даже пять человек 8 , да еще иногда прислуга (далеко не всегда она у нас была), и кроме того, насколько помню, всегда два или три человека из семинаристов, по большей части наших близких родственников (трех родных братьев моего отца 9 , впрочем неодновременно; из чужих помню только одного).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Сергиев Посад. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Всех Святых) на Кокуевском кладбище. Покровская Всехсвятская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:1834. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Северный тупик, 12 Координаты: 56.320438, 38.12321 Проезд: От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры ступайте по асфальтовой дороге вниз, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, сверните направо и идите вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идите по улице вдоль берега. Пройти нужно, пожалуй, километра полтора - пока не попадёте ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры ступайте по асфальтовой дороге вниз, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, сверните направо и идите вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идите по улице вдоль берега. Пройти нужно, пожалуй, километра полтора - пока не попадёте на заброшенное кладбище. Выглядит оно как берёзовая рощица; церковь находится тут же, чуть левей, и легко заметна. Или: на автобусе несколько остановок до пруда на Гражданском Посёлке (пруд справа от дороги). Заброшенное кладбище находится тут же, за прудом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В XIX – начале XX века к церкви в честь Обновления Храма Воскресения Христова была приписана кладбищенская церковь в честь Всех святых. Ее построили прихожане Ильинского и Воскресенского приходов в 1834 году в стиле ампир на приходском кладбище, располагавшемся на северо-западной окраине старого Сергиевского Посада. Кладбище это часто называлось Ку(о)куевским, по названию бывшего села, а затем улицы города, входившей в приход Воскресенской (Петропавловской) церкви. Особое усердие в строительстве Всесвятской церкви проявил Кукуевский крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к храму был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал придел наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев).

http://sobory.ru/article/?object=06195

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре ЖМП 7 июль 2022 /  19 июля 2022 г. 16:00 Ящик 33 К 600-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко.  PDF-bepcuя. Решить радикально Одиннадцатого апреля 1919 года решением местного исполнительного комитета (исполкома) в Троице-Сергиевой лавре состоялось вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. Однако этот кощунственный акт не подразумевал их перемещения из Лавры или уничтожения. Еще несколько месяцев верующие могли беспрепятственно помолиться у великой святыни. Священные останки находились в ведении Лавры, но по требованию местной власти были обнажены от покровов и лишь прикрыты стеклом. Раку опечатали, возле нее был поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих в тленности мощей преподобного Сергия. Однако этого сделать не удалось, так как число богомольцев, желавших поклониться радонежскому чудотворцу, вопреки ожиданию властей с каждым днем только увеличивалось 1 . Десятого ноября 1919 года президиум Сергиевского исполкома постановил: «Ввиду необходимости размещения учреждений и общежитий Совдепа и Военного ведомства, Лавру как монастырь ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит...» 2 В ночь с 15 на 16 ноября лампады над гробницей преподобного Сергия погасли, Троице-Сергиева лавра местными представителями советской власти была закрыта, братия выселена, к воротам монастыря был приставлен военный караул, и доступ к мощам преподобного Сергия и в храмы обители был временно прекращен.

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

Варницы. Троице-Варницкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1482. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Ростовский район, поселок Варницы Координаты: 57.202093, 39.377752 Проезд: Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Б ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Борисоглебский. Проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо. Монастырь будет через полтора километра. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен. Монастырь (мужской) и церкви действующие. Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии прп. Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних построек не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в 18 веке монастырь стал обстраиваться в камне. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Монастырь был закрыт в 1919г. Позднее снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии. Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г., сейчас практически закончен. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, сейчас близятся к окончанию работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н. 2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове) . Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии , которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) ), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий ), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел ), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл ), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 7.11.1761, Гжатская пристань Верейского у. Смоленской губ. (ныне г. Гагарин) - 2.02.1815, Псков), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог. Род. в семье священника Троицко-Георгиевской ц. г. Вереи Алексея Сергеевича Смирнова. Каменный храм, построенный на месте старого в 1789 г., был разрушен в 50-х гг. XX в. Свящ. Алексей был командирован в «Комиссию для увещания» в Гжатскую пристань, где он служил в Богоявленской (Казанской) ц. (1734-1737), затем - в Александровском у. Владимирской епархии: в Николаевском храме с. Дерюзино и в Николаевской ц. с. М. Алексино (бывш. вотчины Троице-Сергиевой лавры ). В последнем храме (не сохр.) впосл. служил и брат М. свящ. Никита Смирнов, именем которого подписано соч. «История о достопамятном Флорентинском соборе, по части унии, каковая предпринята была для соединения Восточной церкви с Западною… из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула, собранная» (СПб., 1805). Митр. Евгений (Болховитинов) писал, что М. издал эту книгу «под именем родного брата» ( Евгений. Словарь. С. 71). По желанию своего отца, выпускника Троице-Сергиевской семинарии, М. учился в ней в 1774-1782 гг. По указанию Московского митр. Платона (Левшина) поступил в МДА и поселился в московском Греческом во имя святителя Николая Чудотворца монастыре для изучения греческого языка. Митр. Платон стал покровителем М. 25 дек. 1782 г. митр. Платоном пострижен в монашество и рукоположен во диакона. 10 февр. 1783 г. назначен префектом и библиотекарем семинарии, 25 дек. 1783 г. рукоположен во иерея и определен ректором, «богословия учителем» и соборным иеромонахом лавры. По окончании курса 22 авг. 1786 г. определен учителем греч. и евр. языков в лаврской семинарии. Истолковательное, догматическое и деятельное богословие преподавал на лат. языке. В лаврской церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов М. служил на греч. языке.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

23. Св. архиепископ Серапион 160 (с 1506 по1509 г.) На место архиепископа Геннадия, заточенного в Чудовом монастыре, избран был на святительскую кафедру в Новгороде Серапион – игумен Троицкого Сергиева монастыря. Блаж. Серапион родился в княжение Uoahha III в небольшом селении Пехорка (Пехра), в расстоянии 20 верст от Москвы, от благочестивых родителей – поселян. Достигнув семилетнего возраста, отрок Серапион отдан был родителями в научение грамоте. Погрузившись весь в любовь к учению, и внимая божественному писанию, он возгорелся желанием к иноческому житию; но, когда он достиг совершенного возраста, родители принудили его вступить в супружество. Не смея прекословить родителям, кроткий Серапион повиновался им, хотя и вопреки своему желанию, и потом принял сан священства. Через год супруга его скончалась, и тогда, разрешившись от уз житейских, он беспрепятственно мог отдаться давнему влечению своего сердца и принял иноческий образ. Но, для успокоения родителей, он оставался при той же церкви Покрова Б. Матери, при которой был священником. По кончине родителей, боголюбивая душа его пожелала совершенно отрешиться от молвы житейской: раздав убогим доставшееся от родителей имение и отпустив служителей, блаж. Серапион удалился в пустынную обитель Успения Богоматери Стромынскую, что на острове речки Дубенки, которой положил начало преп. Сергий, по желанию в. к. Дмитрия Донского, после одоления татар. Братия с радостью приняла пришельца и скоро полюбила его, ради высокого его жития, так что, по смерти настоятеля, умолила его принять на себя строительство Дубенской обители, с благословения игумена Сергиевской лавры Симона, от которого тогда зависела Стромынь. Здесь преподобный столько прославился духовными подвигами и так много сделал для Дубенской пустыни, что она потом называлась пустынею Серапиона 161 . Тяготясь должностью настоятеля и жаждая безмолвия, Серапион не долго оставался строителем и переселился на общежитие в самую лавру в число ее братии. Но и здесь он не остался в покое; начальственная честь как бы преследовала повсюду смиренного инока. Вскоре после прибытия в лавру, игумен ее Симон был избран на святительскую кафедру всея Руси, а на его место умолен был неотступными просьбами братии, пустыннолюбивый Серапион, и не только мольбами братии, но побужден был и повелением нового митрополита и в. к. Иоанна восприять игуменство лавры (1493 г.), ибо так было угодно Пресвятой Троице и преподобным Сергию и Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010