XV в. в Сковородском мон-ре), Ст. Ладоги, Пскова, Ростова, Ярославля, Вологды, Костромы. Констатировав недостатки реставрационной техники 10-х гг. XX в., разрабатывал и испытывал новые способы укрепления красочного слоя для живописи разного времени. Помимо музейной работы и реставрационной практики занимался теоретическими исследованиями: онтологией иконного образа, вопросами стиля и художественных школ в древнерус. живописи. Неоднократно обращался в исследованиях к иконе «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва, которую рассматривал как «лучшее произведение лучшей эпохи» и «воплощенную идею прп. Сергия». Полагая, что художественный язык иконы лишен случайности, особое внимание уделял проблеме устойчивых особенностей формообразования, характерных для иконописи различных периодов. Арестован 24 янв. 1938 г., расстрелян 14 марта, реабилитирован в 1989 г. Избр. соч.: Опись Троице-Сергиева мон-ря 1641 г.: Рукопись, подгот. к печ. С. Н. Дурылиным, Ю. А. и М. Ю. Олсуфьевыми в 1919-1922 гг./Предисл.: Ю. А. Олсуфьев//РГБ ОР. Ф. 173. II. 225; Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII-XIX вв. Сергиев, 1920; Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1921; Символы Горнего: Анализ икон Троице-Сергиевой лавры как опыт иконологии. Вып. 1: Иконы до XV-ro в. Серг. П., 1922 (совм. с свящ. П. А. Флоренским)//ГТГ OP. Ф. 157. Л. 1-20; Искусство XIV и XV вв.: Кат. наиболее выдающихся произведений этой эпохи в Музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924; Опись древнего церк. серебра б. Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Сергиев, 1926; Амвросий, троицкий резчик XV в. Сергиев, 1927 (совм. с свящ. П. А. Флоренским); Иконописные формы как формулы синтеза. Сергиев, 1926; Схема визант. основ теории творчества. Сергиев, 1926; The Development of Russian Icon Painting from the XIIth to the XIXth Cent.//The Art Bull. N. Y., 1930. Vol. 12. N 4. P. 347-373; Вопросы форм древнерус. живописи//Сов. музей. 1935. 6. С. 21-36; 1936. 1. С. 61-78; 2.

http://pravenc.ru/text/2578353.html

В Житии святого повествуется о том, что его родителей звали Косма и Стефанида. В возрасте 8 лет он осиротел и обрел себе наставника - свящ. Бориса, принявшего после смерти жены постриг с именем Боголеп и ставшего строителем Троице-Сергиева мон-ря в Вел. Луках. В автобиографии М. сообщает, что был пострижен в этой обители иером. Боголепом, пробыл в мон-ре 7 лет, выполняя послушания келаря, казначея и пономаря, имел ученика Авраамия. Возымев настойчивое намерение жить отшельником, М. тайно ушел из мон-ря, взяв себе в спутники монастырского повара-мирянина. На расстоянии 60 верст от Вел. Лук они поселились в безлюдном месте, выкопав землянку. Первый опыт пустынножительства оказался трудным, и повар вскоре покинул М., сообщив о его местопребывании некоему местному жителю, к-рый стал приносить отшельнику пищу. Через нек-рое время М. отправил послание к иером. Боголепу, прося у него благословение жить в пустыни. Но Боголеп благословения не дал и приказал вернуться в общежительный мон-рь. Тогда М. покинул пустынь и пошел в Смоленск на поклонение иконе Божией Матери «Одигитрия». В Смоленске ему во сне явились преподобные Авраамий Смоленский и Ефрем с повелением жить в пустыни, где укажет Бог. Изыскивая место для пустынножительства, М. направился в новый Тихвинский Успенский мон-рь (основан в 1560), намереваясь далее идти в Поморье. В Тихвинской обители М. встретил своего ученика Авраамия, к-рый рассказал о находящемся среди болот Зеленецком о-ве. Над этим местом Авраамий видел сиявший на небе крест. М. поселился на острове, вскоре собралась братия и образовался Троицкий Зеленецкий мон-рь. В Житии есть некоторые подробности прихода М. на Зеленецкий о-в: получив благословение тихвинского игумена, он взял с собой 2 иконы - Св. Троицы и Тихвинский образ Божией Матери «Одигитрия». Проводником ему служил крестьянин Иосиф из с. Буборины, находившегося в 4 поприщах от Зеленецкого о-ва. В своей «памятце» М. упоминает о том, что принял сан игумена в Новгороде, и рассказывает о своих мистических видениях. После одного из видений государев дьяк Ф. Д. Сырков пожертвовал средства на строительство в мон-ре деревянной трапезной ц. в честь Благовещения.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ (кон. XIV - нач. XVII в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Стромынский. И. назван в Белозерских святцах (РНБ. Кир.-Бел. 516/773. Л. 15 об., 1626 г.) под 21 марта: «В тои ж день преподобных отець Иякова, иже на Костроме, и другаго Иякова, иже на Стромыни, новых чюдотворцев». Очевидно, что память И. (вместе с ним упом., видимо, прп. Иаков Железноборовский († 11 апр. 1442), канонизированный во 2-й пол. XVI - 1-й четв. XVII в.) помещена под 21 марта не потому, что это был день кончины святых, но в связи с празднуемой в этот день памятью св. исп. Иакова Нового , еп. Катанского. В святцах РНБ. Кир.-Бел. 493/750. Л. 54, сер. XVII в., память И. помещена под 21 марта без определения его как «нового чудотворца», но с указанием на то, что он был игуменом «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни». И. не упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.), в старообрядческих святцах, аккумулировавших данные о рус. святых до сер. XVII в. По источникам известен один мон-рь «на Стромыни» - Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы , основанный прп. Сергием Радонежским по повелению вел. кн. св. Димитрия Иоанновича на р. Дубенке (приток Клязьмы), в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиева мон-ря. 1 дек. 1379 г. в мон-ре была освящена ц. Успения Пресв. Богородицы, 1-м настоятелем обители стал прп. Леонтий Стромынский, ученик прп. Сергия (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137-138; см.: Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 86-87). В 1616 г. Стромынский Дубенский мон-рь был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю ( Зверинский. Кн. 2. 1212. С. 348). Этим обстоятельством, вероятно, объясняется сообщение в святцах об игуменстве И. в мон-ре «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни», к-рое, т. о., должно датироваться не ранее 1616 г. Архим. Леонид (Кавелин) писал об ученичестве И. у прп. Сергия, по всей видимости отождествляя его с прп. Иаковом Радонежским. С этим мнением не были согласны Е. Е. Голубинский и еп. Никон (Рождественский) ( Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. М., 1989р. С. 232-233). По позднему церковному Преданию, мощи И. почивали в соборе Успенского Стромынского мон-ря ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144). В 1764 г. мон-рь был упразднен, в 1785 г. Успенский собор был разобран и перевезен в с. Капотня Московского у. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) .

http://pravenc.ru/text/200181.html

С новоизбранным царем Михаилом Феодоровичем насельники мон-ря установили тесные связи. Одним из проявлений особого расположения нового правителя к обители стало приглашение троицких монахов к книжному исправлению (редактированию книг, прежде всего богослужебных). В 1613 г. правительство Михаила Феодоровича восстановило Печатный двор, а в окт. 1615 г. по царской грамоте началась сверка богослужебных книг для переиздания Требника 1602 г. В Москву из Троице-Сергиева мон-ря были вызваны известные своей ученостью справщик мон. Арсений Глухой и книгохранитель обители Антоний (Крылов). Последний предусмотрительно отказался от поездки, сославшись на старческую немощь; вместо него в Москву отправился Н. Арсений настоял на привлечении к работе прп. Дионисия. По просьбе последнего и Н., к-рый жаловался, что в мон-ре у него остались жена и дети, редактирование было перенесено в Троице-Сергиев мон-рь. Исправление Требника началось 8 нояб. 1616 г. и продолжалось полтора года, после чего сподвижники прп. Дионисия приступили к исправлению богослужебных книг. За 1616-1619 гг. была проведена сверка предшествующих московских печатных Служебников, были отредактированы Цветная Триодь, Октоих, Общие и Месячные Минеи, Псалтирь, Канонник. Наибольшей переработке подвергся Типикон 1610 г., изданный с благословения местоблюстителя Патриаршего престола Сарского и Подонского (Крутицкого) митр. Ионы (Архангельского) . Редактором Типикона был головщик Троице-Сергиева мон-ря Логин Корова. Образцом для работы троицких справщиков являлись древнейшие слав. списки, к-рыми располагали мон-рь и книжные собрания Москвы. При необходимости работы с греч. оригиналами справщики обращались к настоятелю Архангельского собора Кремля греку архиеп. свт. Арсению Элассонскому. Кроме того, справщики обратились к наследию правосл. книжников Речи Посполитой. Ими была привлечена «Книжица в шести отделах» (Острог, 1599) и, возможно, др. сочинения. Готовые тексты в мае 1618 г. были представлены митр. Ионе. Результаты деятельности троицких редакторов вызвали у него большие сомнения, что не в последнюю очередь было порождено их критикой изданий, осуществленных с благословения самого митрополита.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в., г. Старица - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец. Мать Г. в миру звалась Мария, отец в иночестве носил имя Иона. В нач. XVII в. свящ. Георгий Тулупов служил в Сретенской ц. Старицы, об этом сообщает запись на переписанном им между 1599 и 1605 гг. Евангелии (Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Вып. 1. С. 120-121). Из записи явствует также, что свящ. Георгий занимался в это время перепиской книг на заказ - Евангелие написано для церкви в имении В. А. Брашевитинова. Между 1597 и 1602 гг. Г. дал вкладом в старицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского, упоминаемое в переписной книге обители 1607 г. (Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115-1607 г.//Тверская старина. Старица, 1911. 5. С. 37), не исключено, что также своего письма (дата вклада определяется тем, что он уже был отмечен в «прежних» переписных книгах и помещен перед Апостолом (1597), Минеей общей (1600) и Служебником (1602) «московской печати»). В Старице свящ. Георгий вместе с мон. Гурием Ржевитиным учил грамоте юного Давида Зобниновского (см. Дионисий (Зобниновский) , прп.), о чем сообщает Житие прп. Дионисия, составленное Симоном (Азарьиным) (ГИМ. Син. 416. Л. 17-17 об.; автограф Симона (Азарьина)). (Время рождения Г. определяется, исходя из этого факта: поскольку прп. Дионисий род. ок. 1570, его учитель, к-рый был по крайней мере на 12 лет старше, род. в 50-х гг. XVI в. Возможно, родственником Г. был житель Старицы И. И. Тулупов, рассказ о явлении к-рому в 1609 Богородицы и патриарха св. Иова изложен в «Истории о первом Патриархе Иове» - РИБ. Т. 13. Стб. 940-943. Необоснованным является предположение о принадлежности Г. к княжескому роду Палецких-Тулуповых (из стародубских князей).) Возможно, после 1619 г. (после оправдания прп. Дионисия в связи с проводившейся им в 1616-1618 правкой книг) свящ. Георгий перебрался в Москву, служил, по-видимому, во Власьевском приделе ц. в честь Зачатия Иоанна Предтечи в дворцовой Конюшенной слободе (район Белого города в Занеглименье, по обе стороны ул. Знаменки). Георгий назван власьевским священником во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (ВКТСМ. С. 214) и предтеченским иереем в записи на вложенном им в Троице-Сергиев мон-рь в 1626 крюковом Стихираре (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 1). 1 окт. 1626 г. свящ. Георгий в Троице-Сергиевом мон-ре принял постриг с именем Герман, при этом он дал вкладом 10 р., печатное Евангелие и упоминавшийся уже крюковой Стихирарь. (Возможно, одна из инокинь, упоминаемых в послесловиях к переписанным Г. книгам,- Акилина или Анисия ( Понырко. С. 197) - была его женой и приняла монашеский постриг одновременно с Г.)

http://pravenc.ru/text/164777.html

в молении расположена справа от центрального образа Св. Троицы (в одеждах, стилизованных под древние образцы), слева помещен образ прп. Сергия Радонежского. В иконостас храма прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой пуст. Х. Г. Прохоровой написана икона И. в рост в епископском облачении древнего типа (без палицы и панагии). В С.-Петербурге (2007, иконописец В. Михайленко) и в Алатыре (2007, иконописец О. Норкина) написаны ростовые иконы И. с храмом в руках: это Воскресенский собор Троице-Сергиевой пуст. и собор Иверской иконы Божией Матери Николо-Бабаевского мон-ря. Святитель облачен в крещатую фелонь и омофор, на др. иконе - в архиерейскую мантию и клобук. На образе, исполненном в 2007 г. в Пскове мон. Алипием (Оборотовым), он показан прямолично в рост в богослужебном облачении (на голове митра), с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Ковчегс частицей св. мощей и иконой И. хранится в Николо-Угрешском мон-ре. Первая житийная икона И. выполнена по заказу Вологодской епархии Масюковой в иконописной мастерской МДАиС (1999, находится в Димитриевом Прилуцком мон-ре, см.: Марк (Лозинский). 2007. Вкл.) в стиле рус. житийных икон XV-XVI вв. Она представляет святителя в архиерейской мантии, с развернутым свитком в левой руке. Средник окружают 17 клейм с сюжетами жития святителя: 1. Рождество святого. 2. Уединение и молитва отрока Димитрия. 3. Исповедание перед царем желания Единому Богу служить. 4. Следование за прп. Львом (Наголкиным). 5. Образ древнего послушания. 6. Видение во сне Креста и чудесное исцеление. 7. Монашеский постриг святого. 8, 9. Иноческая жизнь святого в мон-рях. 10. Поставление И. во игумены Троице-Сергиевой пуст. 11, 12. Наставление иноков и братская любовь И. 13. Хиротония святого во епископа Кавказского. 14. Святитель управляет Кавказской епархией. 15. Благословение братии Николо-Бабаевского мон-ря. 16. Труды святителя по написанию поучений современному иночеству. 17. Погребение И. Другая икона создана к торжествам 200-летия со дня рождения святого в стиле древней синайской иконописи с.-петербургским худож.

http://pravenc.ru/text/293401.html

Оживление хозяйственной жизни после окончания Смуты дало возможность Д. возобновить в 20-х гг. работы по благоустройству и украшению обители. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная ц. во имя прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом прп. Никона , освященная 21 сент. 1624 г., в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. Украшался и один из главных храмов монастыря - Успенский собор: в 1621 г. были «подписаны киоты верхние над алтарем», в 1625 г. обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Д. «серебра своего прикладывал». Возводились в мон-ре и хозяйственные постройки: в 1624 г. были сооружены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628-1629 гг. после пожара восстанавливались братские кельи. По свидетельству Симона (Азарьина), мн. работы делались потому, что Д. «кормил» в мон-ре мастеров и платил им «от своих келейных достатков». На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615/16 г. (РГБ. Ф. 304/I. 281). В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. 136). Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, сщмч. Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением Д. Сохранился принадлежавший преподобному список Слов свт. Григория Богослова (Там же. 710). Слова свт. Григория Богослова и Беседы на Евангелия свт. Иоанна Златоуста по приказу Д. переписывали и рассылали в различные мон-ри и храмы и даже в книгохранилище «великия первыя церкви» - московского Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 21.10.1774, с. Н. Раковые Рясы (Зенкино) Переяславль-Рязанской пров.- 5.11.1853, с. Троекурово Лебедянского у. Тамбовской губ.), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий). Род. в многодетной семье зажиточных гос. крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. С 7 лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Неск. раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры , др. обители. После смерти деда в 1788 г. вернулся в дом родителей, по настоянию которых ок. 1794 г. женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев, через нек-рое время «в веригах и босым» вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение 4 лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму (Краткий очерк основания Троекуровской жен. общины и некоторые черты из жизни основателя ее блж. затворника Илариона//Тамбовские ЕВ. 1870. Приб. 11. С. 615-625; 12. С. 673-693; Клоков, Найдёнов. 2007. С. 10). Решив навсегда оставить свой дом, ушел в Киев, посетил неск. обителей. Познакомился с буд. старицей Евфимией Григорьевной Поповой из с. Каликина Лебедянского у. Тамбовской губ., предсказал ее дальнейшую судьбу. Поселился в одном из мон-рей Рязанской губ. (Свято-Духовском муж. мон-ре Скопинского у. или Димитрия Солунского великомученика мужском монастыре Ряжского у.). Жена подвижника, узнав от богомольцев о его местопребывании, подала прошение в рязанскую полицию с просьбой вернуть домой мужа, пребывавшего в мон-ре без документов. Покинув обитель и скрывшись в лесу близ с. Каликина, И. жил в сооруженной им келье. Здесь преподобного навещала старица Е. Попова, пользовавшаяся его духовными советами и помогавшая отшельнику. Именно с Поповой подвижник поделился сомнением в необходимости продолжать отшельническую жизнь вдали от людей. Вскоре И. поступил в монастырь. Первый биограф преподобного Ф. З. Ключарёв утверждал, что это была сначала Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , затем - Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь . Ключарёв писал, что постриг в рясофор с именем Иларий подвижник принял в Козловском во имя Св. Троицы мон-ре (ныне в г. Мичуринске Тамбовской обл.), «откуда непонятно по каким причинам» поступил в раненбургскую Петропавловскую пустынь (ныне в г. Чаплыгине Липецкой обл.) ( Ключарёв Ф. З. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Илариона, основателя Владимирской Троекуровской общины. Ркп.//РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 15, 53).

http://pravenc.ru/text/389135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (2-я пол. XIV в.- после 1443 (?), Троице-Сергиев мон-рь ?), прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Троице-Сергиева монастыря, ученик прп. Сергия Радонежского, агиограф. Сведения о Е. П. заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Е. П. принял постриг в ростовском мон-ре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во 2-й пол. XIV в. богатую б-ку. Е. П. писал о своей дружбе в 70-х гг. XIV в. со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского , Е. П. хорошо знал НЗ и ВЗ, Псалтирь, святоотеческую и житийную лит-ру ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92). По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греч. язык. Полученные знания Е. П. использовал в своих путешествиях в К-поль, на Афон и в Иерусалим, о к-рых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Е. П. с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»; см.: Прохоров. 1988. С. 211), путешествия Е. П. мог совершить в 80-х гг. XIV - нач. XV в. Из ростовской обители Е. П. перешел в Троице-Сергиев мон-рь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). (По предположению Б. М. Клосса , Е. П. принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре 12 мая 1375; данная т. зр. не принята др. исследователями.) Став учеником прп. Сергия, Е. П. начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010