Вместе с этим оно доставляло ему и целый ряд духовных скорбей. Вместо сравнительно спокойной жизни в благоустроенной им Сергиевой пустыне, ему пришлось вникать в нестроения чужих обителей, тяжелые и, подчас оскорбляющие чистоту монашеского настроения, проступки и преступления. Вместо созерцательной духовно-аскетической жизни и сосредоточенной кабинетной работы над близкими его: сердцу «Аскетическими опытами», Архимандриту Игнатию пришлось исписать кипы бумаг, написать почти книги по разбору и расследованию своеобразных ересей и противонравственных преступлений, рекомендовать ряд мер к устроению жизни обуреваемых злом людей, проявлять отеческую к ним строгость, плакать о гибели людского духа, молиться о людских невежествиях. Архив Троице-Сергиевой пустыни за время настоятельства Игнатия Брянчанинова , наполовину состоит из дел по благочинию монастырей С.-Петербургской епархии. По этим обстоятельно изложенным и в порядке содержащимся делам можно с удобством писать историю монастырей и духовной жизни С.-Петербургской епархии за XIX век. Трудолюбие, аккуратность и канцелярский талант П.П. Яковлева в делах благочиния монастырей нашли себе надлежащее приложение и выразились во всей полноте. Советы и мнения по делам строительным, указания по вопросам внутренней монастырской и богослужебной жизни обителей, разъяснения по вопросам отчетности, умиротворение враждующих, обследование заблуждений и преступлений, проектирование мер взыскания и вразумления, исходя из настроения Игнатьева, содействуя упорядочению монастырской жизни, обогащали дух его новыми переживаниями, увеличивали жизненный опыт, упрочивали взгляд на жизнь. Но, как на всех почти, подобного рода должностях в благочинии приходилось более всего сталкиваться с отрицательными сторонами человеческой жизни, вызывавшими скорбное чувство пастыря благочинного. Не считая своей задачей полное изображение монастырской жизни за время исполнения благочиннической должности Игнатием Брянчаниновым , отметим некоторые примеры подлежавших его вниманию дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В своей работе о. Арсений касается вскользь некоторых фактов биографии художника. В статье Г.П. Черкашиной «Иконописное дело Троице-Сергиевой лавры 1764–1917 гг. иконописец И.М. Малышев назван «наиболее ярким представителем Троицкого иконописания середины – второй половины XIX Автором статьи опубликована одна из икон Малышева, дан ее искусствоведческий анализ. Каких-либо фактов биографии художника в статье не приводится. Отрывочные сведения о Малышеве были обнаружены в изданиях Императорской Академии Художеств: в юбилейном справочнике Академии есть упоминание о И.М. Малышеве как вольноприходящем ученике Академии, получившем в 1859 г. диплом Академии и звание свободного (неклассного) художника по миниатюрной В Сборнике материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за 100 лет ее существования, в III томе, также встречается упоминание о рапорте профессора Горностаева который ходатайствует о присвоении Ивану Малышеву, «заведывающему живописною и рисовальною школою в Троицкой Сергиевой Лавре», звания В биографии художника подробно описывается детство и начало учебы. Иван Матвеевич пишет, что родился в 1802 г., в последних числах января: «…дня рождения не знаю, а тезоименитство – 30 января». Семья, в которой он родился, была крайне бедной, входила в штат Троицких монастырских крестьян. Художник очень подробно и ярко описывает голодное детство, убогое жилье, в котором обитали, ранний труд по домашнему хозяйству, но в его повествовании нет ни слова ропота. Они пронизаны простотой и твердой уверенностью в Евангельских обетованиях. Отец его Матвей Иванович был штатнослужителем лавры и трудился на разных послушаниях – в просфорне, звонарем на колокольне, а в 1819 г. определил вместо себя в штат лавры своего второго сына Ивана, который пробудет в этом качестве в течение 40 лет, до 1859 г. С детства Иван был обучен грамоте. Начальные навыки мальчику дал его отец, научивший его чтению по азбуке и Часовнику. Для овладения письменной грамотой с Иваном, по просьбе отца, занимался один из монастырских иеромонахов.

http://bogoslov.ru/article/2489669

Долго обсуждался вопрос относительно решения рабочих контролировать все операции завода. Ораторы соглашались, что можно допустить контроль лишь при производстве свечей, но наблюдение за торговлей маслом и вином является попыткой со стороны рабочих захватить все торговое дело завода в свои руки. Группа торговцев – поставщиков воска, вина, ладана и масла сделала категорическое заявление на съезде о том, что в случае допущения контроля со стороны рабочих, они прекращают все сношения с заводом. Согласно постановления съезда была избрана примирительная комиссия из 6 лиц: о.о. протоиереев Н.И. Сахарова, В.Ф. Воздвиженского и о. Певницкого и 3 мирян. Ей поручено выработать условия соглашения с рабочими, а для этого собраться во вторник совместно с делегатами от рабочих и о результатах этого совещания доложить съезду на заседании, назначенном на сегодня, в 10 часов утра 237 . Московский листок. 1917. 29 ноября. I.26. Заявление Сергиево-Посадского ВРК в Президиум Московского Совета по вопросу описи монастырского имущества в Троице-Сергиевой лавре Не позднее 29 ноября (12 декабря) 1917 г. 238 В Президиум Московского Совета р[абочих] и с[олдатских] д[епутатов] Военно-революционный комитет Сергиево-Посадского совета р[абочих] и с[олдатских] д[епутатов], выслушав доклад т. Федотова, нашел заявление генерала Артамонова провокационным и не отвечающим действительности, так как в Троицко-Сергиевой лавре производилась не конфискация, а только лишь опись монастырского имущества с целью конфискации в будущем, если в этом встретится надобность, и эта опись производилась не какой-то вооруженной бандой, а членом В[оенно]-рев[олюционного] комитета совместно с представителем Александровского совета р[абочих] с[олдатских] и к[рестьянских] д[епутатов] в сопровождении 2–3 солдат, и, наконец, самая ризница и ее богатства не только не описывались, но даже не осматривались названной комиссией по той простой причине, что тут требовались прежде всего особые специалисты и, кроме того, драгоценности Лавры, хранимые в ризнице, комитет находил и находит, должны быть осмотрены особой комиссией из центра, как составляющие национальную собственность и народную святыню. Только книги в количестве восьми экземпляров (8), содержащие в себе опись главной и дополнительной ризниц, были взяты для проверки в комитет и в тот же вечер были возвращены обратно в целости под расписку ризничего архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересна практика пострижения в монашество запасных воинских чинов. Уволившись со срочной воинской службы, обыватели Российской империи на пятнадцать лет попадали в списки «запаса», то есть в случае мобилизации подлежали призыву в первую очередь. Поэтому, занимаясь обычной деятельностью, они состояли в ведении уездного воинского начальника своего уезда (аналог нынешних военкоматов) и обязаны были извещать его о своих перемещениях в другое место жительства и т.п. Однако некоторые из них постригались в монашество, что потребовало принятия дополнительных правовых актов. Например, когда тульский крестьянин Николай Пушкин решил поступить в число братии лавры (1912 год), на основании «соглашения с Военным министерством» Святейшего Синода от 1904 года, об этом был поставлен в известность воинский начальник Богородицкого уезда. При этом «неуказной послушник» Пушкин был поименован как «бомбардир 3-й батареи 10-й артиллерийской бригады»; исполняющий дела Богородицкого воинского начальника ответил, что не имеет препятствий к этому, и просил лишь уведомить его официально о факте пострижения — для соответствующей отметки в списках запасных воинских чинов. В самые последние годы перед закрытием Троице-Сергиевой лавры во время гонений XX века письменных обращений о принятии в ее братство не стало, хотя в самой обители и подведомственных ей монастырях постриги послушников продолжались вплоть до ее закрытия. Разные факторы повлияли на количество письменной корреспонденции такого рода. И если почтовые отделения в годы войны и в революционный 1917 год работали неплохо, то железная дорога в период разрухи — с большими сложностями. Об этом повествует один из документов в «Бумагах разного содержания»: желая узнать, добрался ли отец до монастыря в 1917 году, сын не смог сам выехать из-за положения на дорогах, поэтому писал в лавру. За три месяца до закрытия монастыря старший дворник лаврских арендных домов Андрей Михайлов Филиппов прислал большое письмо начальствующим лавры о том, что окрестные жители методично били стекла в лаврских заведениях в Сергиевом Посаде, «хвалились» этим и называли его самого «монашеский буржуй».

http://patriarchia.ru/db/text/5716821.ht...

Говоря о национальной идентичности и способах достижения национального единства, А.Д.Степанов подвёл к необходимости формирования законодательной инициативы о роли и месте русского народа в России. Эти и другие предложения Пятых Калязинских Чтений будут доведены до руководства России. Проведение выездной конференции в Калязине ежегодно сопровождается организацией встреч гостей с местной калязинской общественностью. Так, параллельно с пленарным заседанием в Калязинском колледже им. Н.М.Полежаева состоялся разговор мастеров кино со студентами на тему «Влияние киноискусства на русское мировоззрение». Во встрече приняли участие: почётный гость Анатолий Дмитриевич Заболоцкий, кинооператор-постановщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР; генеральный директор студии «Троица», кинорежиссёр и сценарист Виктор Егорович Рыжко и директор «Тверьгосфильмофонда» Иван Владимирович Демидов. Студентам были показаны отрывки из документальных фильмов, которые привезли с собой авторы. Первый день работы конференции завершился торжественным творческим вечером в Доме культуры Калязина. При полном зале зрителей выступили К.Г.Ильин и А.Д.Степанов. Были показаны отрывки из документальных фильмов А.Д.Заболоцкого и В.Е.Рыжко, которые авторы представили сами. Трогательный клип «Возрождение духовности на Калязинской земле» режиссёра Сергея Козлова предварил большой творческий подарок для всех зрителей - выступление Мужского Братского хора Троице Сергиевой Лавры под руководством регента иеродьякона Михея Соррэ. Были озвучены приветственные слова регента участникам конференции «Русского Собрания»: « Говоря о русском народе, о его истории и государственности, мы всегда говорим о преподобном и Богоносном отце нашем Сергии, игумене Радонежском и Всея России, как об истинном патриоте своего Отечества, стоявшем у истоков формирования российской государственности. Деятельность преподобного Сергия и его учеников стала источником собирания русского народа в единую духовную целостность, которая в последствие получила наименование Святая Русь. Говоря об учениках Преподобного в широком смысле этого слова, мы поминаем не только его современников, которые основали множество монастырей по всей Руси. Со времени Преподобного Сергия по наши дни обитель Преподобного воспитывает учеников, которые подобно птицам разлетаются из родного гнезда по всем уголкам Святой Руси и далеко за её пределы, неся послушания на разных поприщах. Один из учеников периода ХХ - начала ХХ I веков архимандрит Матфей Мормыль - талантливейший регент, уставщик и композитор - музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Этот человек посвятил всю свою жизнь восстановлению церковной певческой традиции, утерянной во дни лихолетий ХХ века. Собирая по крупицам сохранившиеся рукописи, записывая с ещё живых носителей церковные напевы и произведения, он сформировал современную певческую традицию Лавры, которая является наилучшим образцом церковного пения для всего русского Православного мира ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/16/go...

В 1788 году Московская Синодальная контора обратилась в Святейший Синод с рапортом от 19 февраля следующего содержания: «Сего февраля 9 дня Святейшего Правительствующего Синода конторе синодальный член Преосвященный Платон, митрополит Московский, письменно предлагал, что в Троице-Сергиевой Лавре отправляются почивающему там преподобному отцу Сергию, Радонежскому чудотворцу, во дни святых его памятей моления по напечатанным службам в Минеи, так как и при гробе цельбоносных его мощей исправляются акафисты, но по книжицам письменным, а напечатанных не имеется, а как де он, Преосвященный, прилагаемые при сем два акафиста рассмотрев и исправив и не нашедши в них ничего сомнительного, желает, чтобы оные церковной печатью в прославление Божие и угодника и во удовольствие усердных христиан были напечатаны, того ради да благоволит Св. Синода контора Московской Синодальной типографии предписать тех акафистов книжиц напечатать церковной печатью». Далее указывается потребное количество экземпляров (1200), из которых нужно «половину напечатать со службой празднуемой ему, чудотворцу, сентября в 25-й день, включив оные акафисты с молитвами в каноне по 6-й песни, а другую половину одних акафистов с молитвами без службы». При этом ставится условием, «чтоб при печатании последний лист для корректуры приносим был к нему, Преосвященному». По справке в конторе Святейшего Синода оказалось: «Разосланными из Святейшего Синода во все епархии и монастыри прошлого 1787 года сентября 25 указами велено: ежели кто из духовных чинов пожелает сочинения свои или переводы напечатать, то бы преосвященные архиереи и ставропигиальных монастырей архимандриты, как собственные свои, так и подчиненных своих сочинений рассматривая, оные представляли прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Святейшему Синоду или в контору оного, а без того как сами собой, так и посредством других для издания в печать никуда ни под каким видом не отдавали; когда же кому и какую именно книгу от конторы Святейшего Синода дозволено будет издать в печать, о том ей в то же время рапортовать, и по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода конторой определено: оные приложенные при предложении и исправленные синодальным членом Преосвященным Платоном, митрополитом Московским, и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом 83 преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу, два акафиста отослать (и отосланы) в Московскую типографскую контору при указе, и велено прописанное в предложении его Преосвященства число акафистов с службами и без оных церковной печатью напечатать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Погребение тела ее совершалось в Сергиевой пустыни митрополитом Григорием. Здесь вторично архипастырь подтвердил свою волю настоятелю, чтобы переменить Царские врата. Вскоре скончался преосвященный Григорий, и батюшка еще более мучился совестью, что не смог исполнить его приказания. Господь не замедлил успокоить его. В самый сороковой день кончины митрополита приходит к настоятелю родной брат его ризничий иеромонах Платон и говорит, что видел во сне покойного митрополита. «Владыка сидел посреди церкви на амвоне, – сказал о. Платон, – а я выходил из алтаря и нес мешок с хлебами; преосвященный подозвал меня к себе и сказал: раздайте эти хлебы на помин моей души, а ты скажи своему брату, чтобы окончил Царские врата, не изменяя их». Удивленный и обрадованный батюшка возблагодарил Бога, что покойный Владыка развязал его совесть, и тут же рассказал брату, предварительно ничего не знавшему, о своем затруднении. Царские врата немедленно были окончены. О. архимандрит после освящения сделал описание Сергиевской церкви, в котором изложил духовный взгляд и значение всего, выраженного в постройке храма. В следующем году написал еще маленькую статью под заглавием: «Путь праведных и путь нечестивых». Впоследствии написал еще пространную статью в защиту монашества и краткие жизнеописания русских святых по векам. Замечательно, что без научных познаний батюшка умел неподражаемо верно излагать мысли и передавать факты; слог его отличался простой, ясностью с необыкновенной теплотою чувств. Он умел, как в разговоре, так и в писании, в кратких словах выразить сущность дела, не увлекаясь бесполезным красноречием. Слово его сообщалось сердцу и действовало внушительно. – Хотя я и безграмотный, – говорил он, – а все же нет, нет да и напишу что-нибудь, сердце не терпит. Статья его о монашестве дышит ревностью исповедника. В то время много писали в журналах против монашества, грозили истреблением монастырей, и немного находилось защитников. Батюшка не мог выдерживать равнодушного молчания и заговорил безбоязненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

Предчуствуя новые гонения, патриарх Алексий I в мае 1958 добивается встречи с Н.С. Хрущевым, ставит вопрос о передаче Церкви типографии, о переселении жильцов Троице-Сергиевой Лавры, открытии 13 храмов. Все эти просьбы были отклонены[ ] В это время начинает раскручиваться кампания по борьбе с Церковью. 4 октября 1958 года ЦК КПСС принимает секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам»; «О недостатках атеистической пропаганды». В нем предписывалось общественным организациям «развернуть организованное выступление на религиозные пережитки советских людей». Новое по сравнению с постановлением 1954 года было то, что государственным органам предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин[ ]. В соответствие с буквой и духом этого документа 16 октября 1958 года выходят два постановления Совета Министров СССР: «О монастырях в СССР» и «О повышени налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей». В первом постановлении практически ставился вопрос о уничтожении монастырских угодий и сокращении числа монастырей. Во втором постановлении Церкви запрещалось продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских. Это означало банкротство для большинства храмов, роспуск платных хоров, сокращение персонала и закрытие свечных мастерских. У монастырей отнимались удобные угодья и оставлялись неудобные, которые сами насельники с трудом могли обработать из-за запрета наемного и добровольного паломнического труда, а также из-за запрета принимать лиц моложе 30 лет. Сама по себе цифра 30 лет была выработана в результате беседы Святейшего Патриарха Алексия I c председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Карповым Г.Г. в сентябре 1958 года. Последний требовал от патриарха сокращения числа монастырей и запрещения приема в монастыри лиц моложе 40 лет, патриарх снизил эту цифру до тридцати и не пошел на закрытие монастырей.

http://pravoslavie.ru/37840.html

Разделы портала «Азбука веры» Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии, посвященной вопросу об ИНН В Избранное ( 3  голоса:  3.7 из  5) “Можно сказать, что поставлена точка в вопросе об ИНН. Призрак, увлекавший “овец из церковного стада на съедение волкам” уничтожен. “Спасибо Богу за все”… 19 — 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в стенах Московской Духовной Академии состоялось заседание расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии под председательством Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. На заседании был принят итоговый документ, текст которого полностью приводится ниже. VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия, 19–20 февраля 2001 г. Итоговый документ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), 19–20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран – России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов. В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов – Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам. В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан. Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации: 1. Присутствует ли апокалиптическое число 666 в ИНН и электронных документах, удостоверяющих личность?  2. Является ли ИНН печатью антихриста? 

http://azbyka.ru/apokalipsis/itogovyj-do...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, посвященной вопросу об ИНН. 19 - 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в стенах Московской Духовной Академии состоялось заседание расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии под председательством Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. На заседании был принят итоговый документ, текст которого полностью приводится ниже. VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), 19-20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран – России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов. В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов – Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам . В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан. Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации: 1.

http://zavet.ru/inn-itog.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010