Ансамбль Троице Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития. В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления. Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона. После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект реставрации ансамбля лавры. В ходе реставрации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжалась и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Пытаясь дать Комиссии по охране Лавры большие полномочия, Отдел по делам музеев и охраны памятников 21 сентября 1919 г. подчинил ее Отделу провинциальной охраны (вместо реставрационного) и назначил председателем комиссии Ю. А. Олсуфьева. 7 октября 1919 г. Отдел по делам музеев утвердил Положение о Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. В Положении отмечалось, что в порядке заведывания памятниками Лавры комиссия: «1) хранит их, 2) изучает, 3) описывает, 4) делает доступными для обозрения народом и, наконец, 5) руководит этими обозрениями. В порядке выполнения задач, возлагаемых на нее коллегией, комиссия: 1) подготавливает материал для реставрационных работ коллегии по иконописи, шитью, архитектуре и т. п., 2) изучая памятники, комиссия дает коллегии исторические справки, необходимые для реставрационных работ, 3) комиссия, по поручению коллегии и руководясь ее точными инструкциями, наблюдает за производимыми работами, осведомляя коллегию о ходе работ» 24 . Совершенно исключительна для музееведения тех лет была научно-издательская деятельность Комиссии по охране Лавры 25 . Изданные несколькими сотнями экземпляров описи икон, утвари, панагий до настоящего времени остаются востребованными в научном обороте. Практическое же значение их состояло в том, что ценности Лавры, описанные и изданные, не могли быть бесконтрольно изъяты, как это случилось в других монастырях и церквах. Но планомерная научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры вскоре была прервана. Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) [Обращение. Б. м., 1919.] Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Ее цели и задачи//Музей-5. Художественные собрания СССР. М., 1984. С. 163. Троице-Сергиева Лавра. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (далее: Комиссия...). Сергиев Посад, 1919. Содержание: П. Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры была тесно связана с борьбой за сохранение Лавры как действующего монастыря. Закрытие Троице-Сергиевой лавры осуществлялось поэтапно и по различным направлениям: национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства, вскрытие мощей, выселение братии, прекращение богослужений, расформирование самой комиссии, издание «Декрета...», организация музея, распределение имущества Лавры и др. В одних случаях Комиссия могла заявить и отстаивать свою позицию за сохранение Лавры как действующего монастыря, в других случаях, как и в конечном итоге, Комиссия была бессильна. Конфискация имущества Лавры в ведение Сергиевского исполкома началась сразу после издания Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января/12 февраля 1918 г.) 84 . «Протокол 105 заседания президиума исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов Сергиева Посада от 26 (13) февраля 1918 года. Обсуждали: о монашеских деньгах в Народном банке. Постановили: за контрреволюционную агитацию списать все монашеские деньги, хранящиеся на счетах банков, на текущий счет Совета» 85 . Летом в Сергиевом Посаде происходила борьба между большевистским революционным комитетом и умеренным (эсеровским?) Советом депутатов, и большевистская власть особо заботилась о том, чтобы Троице-Сергиева лавра не была использована политическим противником. «Исполнительный комитет Дмитровского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Июня 27-го дня 1918 г. В президиум Сергиевского городского совета. Настоящим президиум Дмитровского уездного совета предлагает Вам принять меры к недопущению продажи и распространения в районе деятельности Вашего Совета буржуазных и правосоциалистических газет. Означенные меры приняты нами вследствие падения настроения в связи с переживаемым кризисом и носят исключительно временный характер. Товарищ председателя ... Секретарь ... (подпись, печать. Резолюция: «1.VII. 18 г. Запросить Московский губернский совет [о том], как по этому вопросу поступлено в Москве. П. председателя А. Никольский . Секретарь [неразборчиво]»)» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«1. Произвести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они ни находились; 2. Взять на учет находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц монументальные памятники, собрания предметов искусства и старины, а также отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение» 4 . Поскольку Троице-Сергиева лавра имела совершенно особое значение, Сергиево-Посадская революционная власть проявила к ней свой интерес даже до издания Декрета об отделении Церкви от государства. Еще 9 ноября 1917 г. президиум солдатской секции Московского совета рабочих и солдатских депутатов послал в Сергиевский военно-революционный комитет письмо с предложением не допускать входа в древлехранилища ризницы Троице-Сергиевой лавры и подобные помещения без особого разрешения 5 . 29 ноября 1917 г. Военно-революционный комитет Сергиево-Посадского совета постановил предложить Городской думе избрать комиссию по приему монастырских земель и домов в Сергиевом Посаде. 28 октября 1918 г. Сергиевский ревком издал постановление о регистрации и приеме на учет памятников искусства и старины, не исключая церквей, молитвенных домов и монастырей. 22 октября 1918 г. Московская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению поручила комиссару Отдела народного образования при военно-революционном комитете Сергиево-Посадского совета Д. М. Гуревичу образовать Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры в составе: Д. М. Гуревича, П. А. Флоренского, Ю. А. Олсуфьева, И. Е. Бондаренко, Н. Д. Протасова , М. В. Боскина и П. Н. Каптерева 6 . Поскольку Н. Д. Протасов и И. Е. Бондаренко являлись сотрудниками Московского отдела по делам музеев, а инициатива приглашения П. А. Флоренского и других лиц из Сергиева Посада исходила также из Московского отдела по делам музеев, можно предполагать, что создание Комиссии по охране Лавры как учреждения местного и подчиняющегося Сергиево-Посадскому ревкому с самого начала замышлялось в качестве временного обходного маневра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Поскольку веру свою Александр не скрывал, в наступившее хрущевское время это вызвало реакцию – в газете «Шахтерская правда» напечатали статью о том, что недопустимо, когда молодой человек ездит по монастырям и ведет религиозную пропаганду. С этим надо покончить как можно быстрее, завершалась статья. «Я прочел», – рассказывал позднее отец Амвросий, – «осенил себя крестным знамением: «Слава Богу за все! А насчет того, чтобы покончить, так это не в ваших руках, а в Божиих…». В 1965 году Александр поступил в Московскую духовную семинарию. Когда он учился во 2-м классе, прозорливой старицей ему было предсказано, что Божие благословение ему – монашество: «Когда будешь в четвертом классе, рукоположат в иеромонахи». Так оно и было. Отец Амвросий позднее писал: «В христианстве есть три рода подвига, к которым Господь особо призывает: юродство, пустынничество, монашество … а кого Господь призывает, тому и помогает, дает силы, хранит». 8 октября 1968 года Александр Юрасов был зачислен послушником Троице-Сергиевой лавры. 6 декабря 1968 года был пострижен в монашество с наречением имени Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского в Троице-Сергиевой лавре. 19 декабря 1968 года в Троице-Сергиевой лавре был рукоположён в сан иеродиакона. 21 мая 1969 года в Троице-Сергиевой лавре был рукоположён в сан иеромонаха. Служил в Лавре. В 1970 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения». В 1976 году по благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина) был переведён в Почаевскую лавру, где был возведён в сан игумена. «В Почаевской Лавре я прожил пять лет. Это самое прекрасное время в моей жизни…», – вспоминал отец Амвросий. «Мое послушание – ежедневная исповедь, иногда – служба и экскурсии по 2-3 в день… Говорил открыто о Боге, о вере, о потустороннем мире, рае и аде. Тысячи людей прошли передо мной за это время. Люди приезжали каяться из России, Белоруссии, Восточной Украины…»

http://radonezh.ru/2020/06/15/sorok-dney...

Член совета Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса и член ревизионной комиссии Троице-Сергиевской лавры Михаил Сергеев. Заместитель управляющего Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины и член ревизионной комиссии Троице-Сергиевской лавры Л. Кондрашев. Секретарь Сергиевского отдела исполкома Смирнов. Член коллегии Н. Щекотов. С подлинным верно: секретарь Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Лавры как монастыря А. Шведов. Сергиевский Посад Моск губернии. 29 января 1920 года» 45 . Необходимо отметить, что позиция Наркомата юстиции, ВЧК и Сергиевского исполкома по отношению к Троице-Сергиевой лавре складывалась из двух составляющих: 1) антирелигиозная борьба на всех уровнях, от идеологического до социально-политического; 2) пролеткультовская идеология. Если по отношению к антирелигиозности Наркомпрос оставался безмолвным, то с пролеткультовской идеологией старался бороться. Именно это повлияло на то, что фракционные решения межведомственной комиссии не были приняты и осуществлены в полном объеме. 2 февраля 1920 г. Н. М. Щекотов докладывал в Отделе по делам музеев о командировке в Троице-Сергиеву лавру. Было постановлено оставить Комиссию по охране Лавры в прежнем составе, назначив ее комиссаром А. С. Кочаровскую 46 . Полностью решение это осуществить не удалось, но все же из прежнего состава продолжали работать отец Павел Флоренский , Ю. А. Олсуфьев, М. В. Шик. Председателем был назначен священник Павел Флоренский . Сохранились удостоверения личности сотрудников комиссии М. В. Шика (от 2 февраля 1920 г.) и Ф. Г. Андреева (от 4 февраля 1920 г.), подписанные П. А. Флоренским как председателем комиссии, письмо в Нарбанк от 17 февраля 1920 г. с сообщением подписи П. А. Флоренского как председателя комиссии. С 11 февраля 1920 г. Комиссия по охране Лавры стала состоять при Сергиевском подотделе искусств, председателем которого являлся В. И. Соколов , а членами – В. И. Хрустачев и В. Ф. Мей. В то же время историко-художественный музей Троице-Сергиевой лавры находился в непосредственном ведении Отдела по делам музеев как исключительный памятник, имеющий общегосударственное значение 47 . Уполномоченным Отдела по делам музеев по организации музея в Лавре был назначен Н. М. Щекотов. При таком раздельном подчинении комиссии и музея связь и координация действий с Наркомпросом, естественно, разрушилась, а отношения с местной властью еще более ухудшились.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Синод об увеличении штата Сергиевой пустыни. В последствие этого ходатайства, по представлению Свят. Синода определением от 23 мая 1836 года, Высочайшим Указом от 30 мая 1836 года Троице-Сергиева пустынь возведена была в I класс. В определении Свят. Синода по предмету ходатайства об увеличении штата Сергиевой пустыни изложены интересные для характеристики Архимандрита Игнатия мотивы. «Принимая в рассуждение, что Сергиевская пустынь, находясь близь столицы, посещается многими богомольцами и часто знатными особами, что в ней при управлении нынешнего настоятеля, нравственное состояние братии, благочиние и порядок между ними и в самом церковном служении ощутительно улучшаются, и что монашествующие её нередко командируются во флот для морских кампаний. Свят. Синод находит справедливым и полезным, вместо предполагаемого С.-Петербургским Епархиальным Начальством только увеличения в той пустыне числа иеромонахов 6-ю человеками, возвести ее из 2-го в первый класс, с присвоением ей штата людей и содержания, общего для монастырей первоклассных, и тем доставить пустыне способ приготовлять большее число хороших монашествующих, поддержать достоинство её в мнении народа, довольно к ней расположенного» 246 Таким образом, захудалая и опустившаяся, требовавшая чрезвычайных мер для упорядочения своей жизни, обитель за два с половиной года настоятельства и неутомимой деятельности Архимандрита Игнатия Брянчанинова стала первоклассным монастырем, а её достоинство в связи с качествами настоятеля были отмечены определением высшего Церковного Управления. С возведением Сергиевой пустыни на степень первоклассного Монастыря в Штат обители вводилось новое лицо: при настоятеле первоклассного монастыря полагается наместник. Введение в штат нового лица требовало уяснения его прав и обязанностей, а равно вызывало необходимость точного разграничения обязанностей между лицами прежнего состава монастырского штата. По обязанности настоятеля первоклассной Троице-Сергиевой пустыни, не ограничиваясь устными распоряжениями по распределению обязанностей и послушаний между своими ближайшими сотрудниками, Игнатий Брянчанинов составил инструкцию для наместника и казначея Сергиевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

К скорбным страницам жизни Игнатия Брянчанинова за время его пребывания в должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни мы относим, прежде всего, те стеснения со стороны С.-Петербургского Епархиального начальства по вопросу о свободе выезда настоятеля по монастырским делам в Петербург, которые с большой натугой сердечной пришлось пережить Архимандриту Игнатию в связи: а) с его господствующим настроением уединенного созерцания, б) с безупречностью его личной жизни, в) углублением в интересы порученной ему Сергиевой пустыни и г) в виду мелочного характера этих сношений. С дней детства склонный к уединению и созерцательной жизни и чуждый мирской жизни, аскетически строгий в отношении к себе и безупречный в отношении личной жизни, Архимандрит Игнатий получает, неожиданно для себя, ограничительные предписания со стороны С.-Петербургской Консистории по вопросу о поездках в Петербург, хотя эти поездки вызывались для Него исключительно попечением о нуждах монастырских и были кратковременны настолько, что ему, действительно, не было возможности исполнить предписаний Консистории. Обращаясь, по этому вопросу, к «Делам» архива Троице-Сергиевой пустыни, мы можем представить картину столкновений Игнатия Брянчанинова с С.-Петербургской Консисторией в следующем виде. 1 сентября 1834 года, т. е. через восемь месяцев после своего вступления на настоятельство Троице-Сергиевой пустыни, Архимандрит Игнатий получил Указ из С.-Петербургской духовной Консистории, от 28 августа 1884 года, за 3457, при котором, согласно докладу сей Консистории, Его Высокопреосвященством утвержденному, препровождается один экземпляр Указа Святейшего Правительствующего Синода от 10 июня, за 5036 касательно выдачи пашпортов отправляющимся в С.-Петербург по каким бы то ни было надобностям лицам духовного звания с таковым предписанием, чтобы Вы, о. Архимандрит, сами без дозволения Его Высокопреосвященства от места и должности своей сюда в С.-Петербург отнюдь не отлучались, а относительно прочих духовных лиц, в ведомстве Вашем состоящих, поступали при увольнении их сюда в С.-Петербург, по точной силе 1-го пункта, изъясненного в вышепрописанном указе Святейшего Синода и при том, чтобы пашпорты выдавали не на простой, а на гербовой бумаге 50-ти копеечного клейма, и при выдаче сих пашпортов обязывали неупустительно определенного по 4-му пункту вышеупомянутого указа Святейшего Синода подпиской, а неодобрительного состояния, или под судом находящихся, без воли высшего Начальства отнюдь не отпущали». 278 Во второй своей части, по вопросу об отпуске Сергиевской братии в Петербург, изложенный Указ Консистории действительной потребностью не вызывается, потому что, если, с одной стороны, Архимандрит Игнатий вообще не склонен был отпускать братию в Петербург в том справедливом мнении, что монах должен сидеть в монастыре, то, с другой стороны, из дел там более не усматривается, чтобы он отпускал в Петербург духовных лиц, «неодобрительного состояния или под судом находящихся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Его взгляд по этому предмету выразился в официальном его отзыве по вопросу о принятии в Сергиеву пустынь непригодного для неё иеромонаха Богоявленского Костромского монастыря. По этому отзыву Архимандрита Игнатия – в Сергиевой пустыне не могут быть терпимы недостатки, в других местах еще сносные, ибо она стоит на пути, по которому летом ежедневно, а зимой весьма часто проезжают Члены Высочайшей фамилии, первые сановники государства, знаменитые иностранцы, и все вышеупомянутые лица нередко заезжают в обитель, почему и требуется, чтобы братия Сергиевой пустыни была нрава основательного, поведения вполне несомнительного и, не могла подавать повода ни к какому соблазну». 236 Основательность нрава и несомнительное поведение-два требования, которым должен, по мнению Архимандрита Игнатия, отвечать обитатель Сергиевой пустыни. И он держался усвоенной им точки зрения даже в случае невыгодного для него столкновения с другой волей. И с его твердыми решениями и отзывами не могли не считаться. Так в 1843 году, не смотря на желание Консистории, поместить в Сергиеву пустынь капитана Прибыткова, она вынуждена была отказаться от этого намерения в виду отзыва Архимандрита Игнатия: «Поскольку Вы, о. Архимандрит Игнатий отозвались, что не может изъявить согласия на принятие в число послушников оной пустыни просителя капитана Ераста Иванова Прибыткова по особенной склонности его к уединению и задумчивости, и потому, что Сергиева пустынь непрестанно посещается значительной публикой, то ему, Прибыткову в прошении об определении его в число послушников Троице-Сергиевой пустыни отказать». 237 Даже в том случае, когда дело касалось не монашествующих, а штатных служителей обители, Игнатий выдерживал свой взгляд на живущих в Сергиевой пустыни и боролся с софизмами лиц и учреждений, вступавших с ним в прекословие по вопросу о воспитательном воздействии монастыря на его обитателей. 238 Архимандрит Игнатий строго ценил воздержанную жизнь, трудолюбие и усердие к послушаниям, личный пример каждого в своей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Утром Захария вошел в келию своего старца. Тот, собираясь пить чай, благословил послушника и твердо и решительно сказал: “Напейся хорошенько чайку, Захария, и собирайся в путь. Вот благословение тебе жить в Москве в Троице-Сергиевой лавре”. Очевидно, старцу Даниилу была возвещена воля Божия, может, и ему ночью явился старец Мельхиседек. Быстро начал собираться Захария. Получив благословение старца, он пошел на родину проведать отца, а оттуда тронулся в путь — в Москву. В Троице-Сергиевой лавре: вещий сон сбылся Когда Захария прибыл в Троице-Сергиеву лавру, то весьма был удивлен, увидев те же ворота, те же иконы, которые видел во сне. Ни одного знакомого человека не было здесь у Захарии, и он остановился в монастырской гостинице. Здесь из разговоров приезжих узнал он о существовании старца Варнавы, который жил в Гефсиманском скиту. К нему ежедневно стекалась масса народа с различными нуждами и вопросами. Захарии посоветовали сходить к о. Варнаве посоветоваться и получить благословение. Молодой послушник немедленно пошел. В Гефсиманском скиту. Предсказание старца Варнавы Приходит и видит: масса народа и не перечесть, все столпились, хотят увидеть старца, но пройти к нему нет возможности. Но вот о. Варнава вышел и, обратясь к толпе, сказал: “Где тут лаврский монах, иди-ка сюда”. Никто не откликался на зов, так как в толпе не было лаврских монахов. Старец сошел по лесенке вниз и говорит: “Дайте, дайте пройти лаврскому монаху”. Подошел к юному послушнику, взял Захарию за руку, ласково говоря: “Ну иди, иди в мою келию”.— “Я не лаврский монах; я из Белых Берегов”, — возразил Захария. “Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в лавре и будешь лаврским монахом”. Введя в свою келию обрадованного Захарию, старец благословил его, сказав: “Ты живи у преподобного Сергия и ко мне будешь в Гефсиманский скит приходить”.— “А вдруг да меня не примут здесь”, — сказал Захария.— “Примут, иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника дожидаются”. После приема у старца Захария пошел к воротам и, действительно, там стоял игумен и еще два монастырских начальника. Захария попросил их принять на жительство к ним в лавру. Они охотно приняли его, и Захария стал лаврским монахом.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010