66. Монастырские крестьяне и феодальная рента в Костромском уезде в XVI – начале XVIII в.//Краеведческие записки. Вып. 6. Кострома, 2003. С. 10–18. 67. Вотчина Троице-Алатырского монастыря в XVII – начале XVIII в.//Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2003. 13. С. 4–12. 68. Монастырские крестьяне и феодальная рента в Муромском уезде в XVII – начале XVIII в.//Уваровские чтения – V. Материалы научной конференции, посвященной 1140–летию г. Мурома. Муром, 2003. С. 72–77. 69. Формы расчлененной собственности в вотчине Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв.//Землевладение и землепользование в России (Социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Калуга, 2003. С. 35–47. 70. Культура средневековой Руси: Учебное пособие. Вологда, 2003. 71. Крупная феодальная вотчина России конца XVI–XVII в. (По архиву Троице-Сергиевой лавры). М., 2004. 395 с. 72. К характеристике монастырских архивов России XVI–XVII вв. Ч. 1//Археографический ежегодник за 2003 г. М., 2004. С. 40–56. 73. Грамоты первых Романовых вологодским монастырям//Восьмые Романовские чтения, посвященные восстановлению и увековечению памяти о Романовых. Екатеринбург, 2004. С. 107–110. 74. Монастырские описи XVII в. как источник по истории народонаселения//Историческое краеведение и архивы. Вып. 10. Вологда, 2004. С. 65–78. 75. К вопросу об архиве Вологодско-Пермской епархии в XVI – начале XVII в.//Двинская земля. Вып. 3. Котлас, 2004. С. 206–215. 76. Выкуп вотчин у Троице-Сергиева монастыря в XV – первой половине XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции. М., 2004. С. 36–50. 77. Крестьянская семья в монастырских вотчинах Среднего Поволжья в конце XVII в.//Марийский археографический вестник. 2004. 14. С. 10–17. 78. К характеристике монастырских архивов XVI–XVII в. Ч. 2//Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005. С. 30–45. 79. О формировании монастырского землевладения в Алатырском уезде в начале XVII в.//Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении: Материалы VIII межрегиональной научной конференции/Отв. ред. Ю. П. Смирнов. М., 2005. С. 72–76.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

«Епископ Алексий»: «Отец Кирилл, Вы родились 22 октября 1957 года?» - «Да» - «Вы закончили истфак МГПИ, Московскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию, аспирантуру при ОВЦС?» Я все подтверждаю. «Вас срочно вызывает Святейший – он хочет Вас назначить наместником Троице-Сергиевой Лавры». Ошалев от такой информации, я перестаю что-то соображать. «Епископ» продолжает свой полив, один вопрос следует за другим: «А Вы один служите на приходе? Какие там у Вас проблемы?» - «Людей маловато, как и у многих других» - с трудом выдавливаю я из себя – «Ну все-таки, какие проблемы?» Судорожно соображаю: «Ну да, шестой год идет судебное разбирательство в связи с попытками отторгнуть часть исконно принадлежавшей храму земли, которая использовалась в советское время знаменитым Домом на набережной, и возвращена нам согласно Госакту» - «А юрист у Вас есть?» - «Да, причем, очень квалифицированный» - «А Вы оплачиваете его работу?» Я: «Нам очень повезло – Марья Александровна работает благотворительно. Она прониклась к нашему храму, венчалась у нас и вообще, нам с ней очень повезло. По своему уровню она могла бы вполне успешно работать в структуре Патриархии». «А какова перспектива этого дела?» - продолжает вопрошать человек на другом конце провода. Я: «По словам юриста – процентов 80 в нашу пользу. Возможно, что в мае будет последнее заседание. Вообще, я подробно писал об этой проблеме и Святейшему Патриарху, и митрополиту Григорию». «Епископ»: «Недавно сменился председатель Верховного Суда, я позвоню ему, чтобы он помог решить эту проблему. А где проходят суды?» Я: «В Арбитражном суде Москвы около метро Тульская. Буду Вам благодарен, если позвоните» - «Во сколько Вы приедете? Через час сможете? Давайте я за Вами машину пришлю». Я: «Вы знаете, я уж как-то сам». Договорились, что в 16.30 буду на месте. «А где будет прием у Святейшего?» - «В синодальном отделе». Я: «Наверное, в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре?» «Епископ» подтверждает (хотя Резиденция не синодальная, а патриаршая). Вдруг «секретарь Патриарха» говорит: «Советую Вам приезжать на прием к Патриарху с панагией». Я, с недоумением: «Но у меня с собой нет таких денег» - «Вас подвезут на приход, а потом в магазин, там купите». Я: «Но у меня вообще нет таких денег, по бедности прихода я не получаю зарплату, у меня есть только мелкие деньги на карманные расходы. А зачем вообще Патриарху панагия из Софринского магазина? Наверное, лучше приобрести что-то старинное?» Немного очухавшись по поводу «наместничества в Троице-Сергиевой Лавре», робко возражаю: «Я ведь на приходе более 30 лет служу по старому обряду и вообще, я очень прирос к своему приходу». Потом вдруг ляпнул: «Ну разве если Берсеневский приход сделать подворьем Лавры». «Епископ»: «Вы служите по старому обряду? – мне владыка Григорий об этом не сказал».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/ka...

9 сентября 1918 г. было конфисковано молочное хозяйство Лавры для передачи в организованную тогда советскую ферму 91 . 13 октября 1918 г. Духовный собор Троице-Сергиевой лавры представил Святейшему Патриарху Тихону особый доклад о конфискациях, произведенных осенью 1918 г. 92 Но, несмотря на протесты, конфискации продолжались. 17 октября 1918 г. мастерские Троице-Сергиевой лавры со всем инвентарем и стройматериалами были изъяты в ведение Сергиевского отдела по народному образованию 93 . 23 октября 1918 г. был изъят скот Вифанского скита, преобразованного ранее в трудовую артель 94 . В декабре 1918 г. – январе 1919 г. было конфисковано сено из Вифанской трудовой артели 95 . В январе-феврале 1919 г. бывшие мастерские Лавры были переданы ремесленной трудовой школе им. В. И. Ленина, а материалы мастерских – Сергиевскому совнархозу 96 . С 1919 г. в Лавре были размещены: больница для заразных больных (январь) 97 , общежитие Народного педагогического института (октябрь) 98 , общежитие курсантов Военной электротехнической академии и школы при ней, разместившихся в зданиях МДА (октябрь) 99 . Оставшаяся братия Лавры жила в Певческом и Предтеченском корпусах 100 . На финансовое обложение Троице-Сергиевой лавры пытались претендовать областные органы власти. Так, 14 [?] января 1919 г. президиум Сергиево-Посадского ревкома слушал «отношение областного комиссара по делам московских монастырей от 9-го января 1919 г. за 7 о выделении из среды ревкома не менее трех лиц для присутствия в организуемой им комиссии по взысканию налога с московских монастырей и, в частности, Сергиевой лавры». Однако, заинтересованный в том, чтобы средства чрезвычайного налога поступили в финансовый отдел, Сергиевский ревком дал отрицательный ответ 101 . Так как в результате национализации Лавра оказалась лишенной земли, Духовный собор просил Сергиевский исполком наделить ее землей в количестве, положенном всем монашествующим как частным гражданам. 14 марта 1919 г. был получен ответ: «Наместнику Лавры Крониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Уточья башня Уточья башня – часть укреплений Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. Названа она так в честь металлической уточки, установленной на ее шпиле. Башня стены Троице-Сергиева монастыря имеет восьмигранную форму. Современный вид она получила в конце XVII века при перестройке ее верха. Высота башни до карниза - 22 м, размер по диагонали - 18 м. Она богато декорирована плоскими лопатками, поясками, фигурными бойницами, в стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц. Увенчана стремительно вознесшийся вверх красно-белой надстройкой. Надстройка эта придает необычный вид всему сооружению и представляет значительный интерес как в художественном, так и в конструктивном отношении. Для её опоры от основания на всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем был разобран свод подземной пороховой камеры и нарушены сводчатые перекрытия по всем ярусам. Равная по высоте всему нижнему объему башни, надстройка состоит из четырех своеобразно оформленных открытых ярусов. Так, ее первый ярус, установленный на открытой площадке, образован из восьми пятигранных столбов, сложенных из чередующихся рядов кирпича и белого камня, между столбами перекинуты арки. На каждой из восьми граней следующего яруса, отделенного от первого сложным карнизом, расположены фигурные окна или в виде криволинейного креста, вставленного в белокаменную раму. Выше размещается открытая галерея, огражденная белокаменной балюстрадой и высокими столбами, увенчанными шарами, а над ней еще один ярус в форме своеобразного балдахина. Венчает башню небольшой барабан с каменной утицей на высоком шпиле. К 700-летнему юбилею Игумена русской земли в 2011-2012 г.г. были проведены масштабные работы включающие реставрацию фасадов, реставрация кровли, усиление фундаментов, устройство отсечной гидроизоляции. Луковая башня Прямоугольная Луковая башня расположена на южной стороне крепостной стены Троице-Сергиевой лавры между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Со стороны монастыря ее фасад смотрит на Трапезную палату с церковью Сергия, а наружный обращен к Пафнутьеву саду. Башня была возведена вместе с крепостными стенами в середине XVI в. Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане 10х11 м. В башне было сделано 50 бойниц. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII в. В 2013-2014 г.г. проведена реставрация фасадов, устройство горизонтальной отсечной и вертикальной гидроизоляции и гранитной отмостки.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Опись Соловецкого монастыря б/д – Опись Соловецкого монастыря б/д [не ранее 1799 г.] – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-416. Опись Соловецкого монастыря 1866 – Главная церковная и ризничная опись ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря 1866 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, инв. Рук-1434. Опись Соловецкого собрания 1928 – Опись Соловецкого собрания. Отдел памятники Кремля. 1928 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1928 г., ч. 1–3, д. 69–70. Опись Троице-Сергиева монастыря 1б41 – Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. – Сергиево-Посадский музей, инв. 289. Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923 – Опись историко-художественных предметов Троицкого собора бывш. Соловецкого монастыря. 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г., д. 11. Опись Успенского собора 1841–1843 – Главная описная книга Московского Большого Успенского собора 1841–1843 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 97. Опись Успенского собора 1853 – Главная церковная и ризничная опись Московского Большого Успенского собора 1853 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 98. Опись Успенского собора 1898 (?) – Опись имущества Московского Успенского собора (не ранее 1898 г.) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 108. Опись Чудова монастыря 1772–1777 – Описная книга Московского Чудова монастыря церковного и ризничного имущества. Составлена при передаче его строителю Ираклию 1772–1777 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 1. Опись Чудова монастыря 1813 – Архиерейская кафедрального Чудова монастыря ризничная опись 1813 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 2. Опись Чудова монастыря 1861 – Главная Опись Московского кафедрального Чудова монастыря 1861 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 5. Орешников 1894 – Орешников О. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//АИЗ. 1894. Т. 2, 2. С 44–47. Орлов 1952 – Орлов А/С. Библиография русских надписей XI–XV вв. м.; Л., 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   -Дорогие братья и сестры напоминаю вам, что мы работаем в прямом эфире.    -К нам поступил еще звонок. Мы слушаем вас. Говорите.    -Здравствуйте, благословите, батюшка.    -Бог благословит, матушка.    -Батюшка, вот я из Петербурга. У нас здесь говорят, что в Ивановской области есть такой архимандрит Иоаникий. Вы не могли бы что   -то рассказать о нем? У нас здесь собираются ехать к нему.    -Матушка, вот могут задать такой вопрос: в Ивановской области есть такой отец Амвросий. Вы не могли бы рассказать о нем? Будут там что   -то спрашивать. Ну что я могу о нем рассказать? Что мы вместе с ним жили в Троице   -Сергиевой лавре. Он работал электриком. А потом его рукоположили, и он оказался на приходе. И он там уже, наверное, служит тридцать лет. К нему приезжает народ, он молится. А так, я когда к нему приезжал, ему все некогда беседовать. Ну, правда, один раз он встретил меня, повесил на улице лампочки, принес большой самовар, одел свитер. Давай, говорит, отец Амвросий, чаю попьем из самовара. Я могу несколько кружек из самовара выпить. Ну, такой гостеприимный, добрый человек. А то, что прозорливый    - я не знаю. Как   -то в лавре я на Пасхальной седьмице совершал литургию. Одна молодая женщина подходит и говорит: батюшка, я слышала, что вы прозорливый. Я говорю: да, прожорливый, по две порции ем. На другой день она подходит и говорит: батюшка, вы меня вчера обличили. Я действительно прожорлива. По две порции ем.    Мы что должны? Не искать прозорливых, а искать смиренных. А Господь может, если мы подойдем к любому священнику, с верой помолимся, Господь через него скажет нам, как спастись. Все мы знаем, читая Евангелие, как спасаться, но все что-то выискиваем. Особенно вот женщины говорят: у меня батюшка духовник есть в Троице-Сергиевой лавре. У меня еще есть в Псково-Печерской лавре. То есть у нее несколько духовников по всем монастырям. И начинает тогда искушать Господа. Каким путем? Вот говорит, я спросила в Троице-Сергиевой лавре духовника: менять ли квартиру или нет? Он говорит: меняй.

http://radonezh.ru/text/stoit-li-taschit...

Расследование установило, что упомянутая выше церковная община, с одной стороны, Комиссия по охране Лавры – с другой, свои усилия направляли, в сущности, к одной цели, к сохранению Лавры как монастыря с ее культом, монахами, мощами, ибо, как те, так и другие, будучи по классовому своему признаку безусловно враждебны пролетарской революции, прекрасно учитывали роль Лавры не только в религиозной сфере как затемнителя народного сознания, но и в политической как бывшего оплота старых правящих классов, как уцелевшего обломка былой государственной машины, который может быть в любую минуту использован в контрреволюционных целях. Однако расследованию сделались известны еще и иные факты, а именно, что все вышеупомянутые реакционные группы, стремясь к сохранению Лавры как монастыря и как былого центра политической жизни, вступили не в безуспешные для них сношения с представителями бюро жалоб рабоче-крестьянской инспекции, которые скрывающимся от суда и следствия гр. Попову и Мансурову показывали все нужные последним бумаги, сообщали не подлежащие оглашению сведения и т. д. При обыске в квартире гр. Егорова (упоминаемого авторами доклада) было найдено письмо от 29 декабря 1919 г. от И. В. Попова к П. Б. Мансурову, в коем И. В. Попов, между прочим, пишет: «Первым делом по приезде в Москву было навести справку о движении нашего дела в бюро жалоб. Там встретили меня по-прежнему очень любезно, рассказали все о направлении дела, показали бумаги. Бюро жалоб постановило назначить расследование на месте и для ревизии назначило своего главного юрисконсульта, не того, к которому попал я в первый раз, а совсем другого и гораздо более тонкого юриста. Очень жаль, что не с ним пришлось советоваться сначала». В докладе протопресвитера Н. А. Любимова соединенному заседанию Синода от 5-го декабря 1919 г. читаем: «По совету с некоторыми сведущими лицами Попов счел нелишним обратиться в тот же день за советом в Центральное бюро по приему жалоб и заявлений. Там он имел продолжительную беседу с юрисконсультом того Бюро и рассказал весь ход дела в Тр -Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

К 19181920 годам относится один из важнейших периодов в жизни П.А. Флоренского – участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, в состав которой входили также Олсуфьев, Каптерев, Боскин, Мансуров, Шик, Розанова, Александрова-Дольник и специалисты, приезжавшие из Москвы. 277 За короткий срок ими была проведена работа по разборке, регистрации и научному описанию монастырских ценностей, причем описи икон и древних панагий, подготовленные Ю.А. Олсуфьевым и П.А. Флоренским, вскоре были опубликованы. Интенсивная работа по обследованию достопримечательных мест города и его окрестностей отражалась в докладах Комиссии, и теперь имеющих немалое научное значение. Именно в этот период были разработаны новые принципы музейного дела, когда музей, обладающий самыми различными по типу и хронологии коллекциями предметов, рассматривался как единое целое. П.А. Флоренский совместно с П. Н. Каптеревым в 1919 году создали первый проект музея Троице-Сергиевой Лавры. Однако наиболее полно идея создания «живого... музея» была изложена им в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Павел Александрович раскрывает также сложившееся в нем еще в студенческие годы понимание значимости древнего места на горе Маковец как сердца России: «При туристском обходе Лавры, беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от неё. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в цело м русской государственности, и какая-то, труднообъяснимая, но непреклонная мысль: здесь в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Это-то всестороннее, жизненное единство Лавры, как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, дает Лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое». 278

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание, посвященное 10-летию Попечительского совета Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии 17 апреля 2015 г. 17:56 17 апреля 2015 года в Большом актовом зале Московской духовной академии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, почетный председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии, возглавил торжественное заседание, посвященное 10-летию Совета. В юбилейном заседании участвовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, помощник Президента РФ И.Е. Левитин, члены Попечительского совета. Участникам заседания был продемонстрирован краткий видеофильм о Попечительском совете. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам собрания со словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл благословил на труды новых членов Попечительского совета: Участников заседания с юбилейной датой поздравил Ю.Я. Чайка, Генеральный прокурор Российской Федерации, первый председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии в 2004-2006 гг. Было оглашено приветствие Г.С. Полтавченко, губернатора г. Санкт-Петербурга, председателя Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии в 2006-2011 гг. На заседании выступил А.Д. Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии с 2011 года. Сообщение о вкладе Попечительского совета в восстановление и развитие Лавры представил заместитель председателя Совета, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

http://patriarchia.ru/db/text/4044391.ht...

Оштрафован пилот, который посадил вертолет с депутатом Л. Слуцким на территории Троице-Сергиевой Лавры 4 июля, 2011. Новостная служба Причиной наказания летчика стало «нарушение пилотом воздушного судна запрета выполнения полетов над населенными пунктами и посадок в них без разрешения соответствующего органа местного самоуправления. К виновнику правонарушения применена мера административного наказания в виде штрафа», сказано в сообщении надзорных органов; размер штрафа не уточняется. Москва. 4 июля. ПРАВМИР — Госавианадзор применил штрафные санкции по отношению к пилоту вертолета, на котором в Троице-Сергиеву Лавру прилетел первый заместитель председателя комитета по международным делам Государственной Думы Леонидом Слуцким. Причиной наказания летчика стало «нарушение пилотом воздушного судна запрета выполнения полетов над населенными пунктами и посадок в них без разрешения соответствующего органа местного самоуправления. К виновнику правонарушения применена мера административного наказания в виде штрафа», — сказано в сообщении надзорных органов; размер штрафа не уточняется. 11 июня вертолет Robinson R44 с Л. Слуцким на борту приземлился на территории монастыря во время Богослужения, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом, при том, что в Лавре нет оборудованной площадки для посадки летательных аппаратов. Депутат уже принес извинения за свои действия и пообещал не использовать больше вертолет для полетов в Лавру. Как пояснил Л. Слуцкий, он принял решение воспользоваться воздушным судном из-за «гигантской автомобильной пробки», благодаря которой его коллеги «оказались заблокированы» в потоке машин и «опоздали на два часа». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/oshtrafovan-pilot-koto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010