196. Волков В.М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра в ее историческом прошлом и Московская духовная академия: (историко-библиографический очерк). Загорск, 1972. 66 с. (Машинопись). 197. Волков В.М. Памяти библиотекаря МДА Константина Михайловича Попова. Б. м., 1974/75. 9 с. (Машинопись). 198. Володихин Д.М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М., 1993. 211 с. 199. Вводный очерк истории образования в России XVII в., включающий оценку деятельности Славяно-греко-латинской академии (с. 9–79). 200. Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905–1911 гг.: Дис.... канд. ист. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2004. 316 с. 201. Воскресенский Г.А. Ломоносов и Московская Славяно-греко-латинская академия: (К 125-летней годовщине Ломоносова): Речь, произнесенная на публичном акте Московской духовной академии 1 окт. 1890г. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1891. 112, 32 с. Оттиск из: ПрибТСО 47. 1891. Кн. 1. С. 3–94 (1-я пагин.); 2. С. 271–320 (1-я пагин.). 202. Всехсвятский П. Организация духовно-учебных заведений по Уставам 1814, 1867–1869, 1884 гг.: Дисс. ... канд. богосл. МДА, 1894 (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 217. Ед. хр. 3). 116 л. 203. Высочайшее посещение Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии 22 мая 1883 года//ПрибТСО 32. 1883. Кн. 1. С. 340–346 (1-я пагин.). 204. Гаганова М.А. Троице-Сергиева Лавра и Сергиев Посад конца XIX – первой половины XX в. в воспоминаниях современника (К вопросу об использовании мемуарных источников в краеведческом исследовании)//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября–1 октября 1998г. М., 2000. Рассматриваются воспоминания Феодора Константиновича Попова, сына библиотекаря К.М. Попова, ценные для истории библиотеки МДА. 205. Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии. М.: Типо-литогр. Товарищества И.Н. Кушнерев и К , 1913. 97 с. 206. Гальковская И.В. Православная академическая антропология: В.И. Несмелов и М.М. Тареев : Дисс. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 1995. 157 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Комиссия по охране Лавры. 277. Экстренный вызов. Сотрудник Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры Павел Александрович Флоренский экстренно командируется в Москву по делам службы, что подписью и приложением печати удостоверяется. Секретарь Дараган. За делопроизводителя Смирнов» 64 . «Комиссия по охране Лавры. 278. В отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Комиссия по охране Троице-Сергиевой лавры считает своим долгом сообщить о состоявшемся от 17-го сего апреля опечатании в библиотеке Лавры издания под заглавием «Троице-Сергиева лавра». Копия заявления библиотекаря прилагается. Секретарь Дараган» 65 . В день издания декрета, 20 апреля 1920 г., в Комиссию по охране Лавры из Отдела по делам музеев поступила телеграмма 59974: «Прибывшие докладом комиссар Кочаровская, член комиссии Флоренский задержаны музейной коллегией в Москве» 66 . Это свидетельствует о том, что священник Павел Флоренский , вероятно, принимал участие в обсуждении окончательного текста Декрета об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры. Помимо общего доклада о положении Комиссии по охране Лавры, он мог указать на необходимость более широкого и ответственного привлечения сотрудников Наркомата просвещения для исполнения декрета. Так, в пункте 4 окончательного текста декрета представительство Наркомпроса было увеличено с 1 до 2 сотрудников по сравнению с проектом СНК, указано на право вызова экспертов – должность, которую вскоре стал занимать при Комиссии по охране Лавры сам священник Павел Флоренский . Вероятно, в Москве священник Павел Флоренский пробыл до 23 апреля 1920 г., после чего вернулся в Сергиев Посад. Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры 67 «1) Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народного комиссариата просвещения. 2) Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства вырабатывает инструкции и вводит в действие положение об управлении зданиями и ценностями, имеющими художественно-историческое значение для использования в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

70 к., а с вышеписанными – всего 4349 руб. Получено же им в число сей суммы по 20 января 1835 г. – 3 736 р. 50 к., так что ему следует получить еще 612 руб. 50 к. При этом иеромонах Филарет дополнил, что действительное движение дел началось с 6 июня 1832 года и кончилось 5 февраля 1835 г.; следовательно, делопроизводство продолжалось 609 дней, в которые расходу никогда не было менее 5 рублей: расход иной день достигал от 10 руб. до 25, 50, 100 руб. и более, хотя и очень редко; бывали и такие дни, когда им употребляемо было до 300 руб. и даже до 500 руб. Этот расход не только для Лавры не обременителен, но и вовсе ничтожен, потому что Лавра за столь маловажную сумму приобрела: 1.) от возобновления границ дачам до 50 десятин, которые до сего времени находились или во владении крестьян или лежали впусте и которыми ни Лавра, ни Вифания не могли пользоваться по случаю уничтожения от времени межевых знаков. 2.) Садковский луг с прудками не только возвращен Лавре во владение, но сверх того предоставлено взыскать понесенные Лаврою убытки; кроме того, по мнению о. депутата, следует взыскать с Думы или Посадского Головы Ерофеева за волокиты и за то, что Лавра в течение 4-х лет не пользовалась ни травою, ни рыбною ловлею, 499 р. 60 к. 3.) Оспариваемая лавочниками земля не только возвращена Лавре, но предоставлено взыскать с лавочников за происки и волокиты 257 руб. Затем иеромонах Филарет описывает в своем объяснении предположения о выгодах Лавры от приобретения сей земли. Свое объяснение он оканчивает присовокуплением, что он, исполнив требование о. наместника и показав, сколько мог припомнить, свои издержки, осмеливается ласкать себя тою справедливою надеждою, что расход, произведенный им, после такого приобретения Лаврою выгод, покажется очень удовлетворительным и что расход этот мог бы быть еще и более удовлетворительным, если бы Собор, на основании резолюции Его Высокопреосвященства от 9 декабря 1832 г., снабдил его доверенностью, а вместе с тем и приходо-расходною книгою, в которую он мог бы записывать издержки, но так как он ни того, ни другого не имел, то ни о чем более и не думал, как только о том, чтобы скорее достигнуть цели, к которой с такою поспешностью стремился, и, как добрый земледелец при возделывании своей нивы не жалеет ни пота, ни трудов, и он в течение пятилетнего занятия не жалел ни трудов своих, ни спокойствия; мысль о выгоде никогда ему не приходила в голову; труд его был без видов, а единственно по усердию к великому Угоднику Божию, под кровом которого он находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Судя по остаткам болгарского правописания некоторых списков Иерусалимский Патерик переведен в Болгарии в XIII веке. – Русский перевод первой редакции Иерусалим. Патерика издан в 1850 г. редакцией «Душеполезного Чтения», в Москве под заглавием «Древний Патерик». II. Египетский Патерик Египетский Патерик (Лавсаик) в 178 главах, произведение епископа Палладия, посвященное некоему вельможе Лавсу, переведен тоже у юго-восточных славян в XIV веке. У нас встречается редко, в списках XV-XVI веков. См. список библиотеки графа Уварова, в числе рук. Царского, на бомбицине XV века, 363. Список Троице-Сергиевой Лавры, 710, 1493 г. – «Лавсаик» в рукописи библиотеки графа Ф. Толстого, (ныне в Император. Публич. библиотеке), 1648 г., II, 129. Русский перевод издан в Петербурге 1850 года. III. Азбучный Патерик Азбучный Патерик переведен, вероятно на Афоне в XIII веке, встречается в списках XIV-XVII веков. – См. Румянцев, музей CCCVII, 1570 г. Троице-Сергиевой Лавры 701, 1469 г.; 702, 1628 г. Полнейший издан в прошлом столетии раскольниками (в Гродно?). Русский перевод азбучного Патерика, под заглавием «Душеспасительные сказания о подвижничестве св. отец», издан Московской Духовной Академией в 1846 году. IV. Скитский Патерик Скитские Патерики, неопределенных редакций, разнообразны и между собой иногда не сходны. Их можно разделить на три разряда: самые полные 300 и более глав; средние 200 и более (211, 203…), малые 100 и более (115…). Список Царского (Уваровская библ.), 293, XVI в., (310 гл.), один из самых полных. Троице-Сергиевой Лавры, 704, XV в., (203 главы), средний. Список Царского (библиотеки графа Уварова), 294, (115 гл.), малый. Переведен в России в XIV веке. V. Римский Патерик Римский Патерик или беседы св. Григория Двоеслова , папы Римского, о жизни итальянских отцов, переведен в России с латинского языка. См. список Троице-Сергиевой Лавры, XVI в., 153. Троице-Сергиева Лавра, декабрь 1890 г. Архимандрит Леонид. Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Подвожу итоги. Лавра собою объединяет, в жизненном единстве, все стороны русской жизни. Мы видим тут великолепный подбор икон всех веков и изводов; как же можно представить себе лавру без школы иконописи и без иконописных мастерских? Лавра – показательный музей архитектуры; естественно организовать здесь школу архитектурную, а может быть и рассадник архитектурных проектов, своего рода строительную мастерскую на всю Россию. В лавре сосредоточены превосходнейшие образцы шитья – этого своеобразного, пока почти не оцененного изобразительного искусства, достижения которого недоступны и лучшей живописи; как необходимо учредить здесь, на месте, общество, которое изучало бы памятники этого искусства, издавало бы атласы фотографически увеличенных швов и воспроизведения памятников, которое распространяло бы искусство вышивки и устроило соответственную школу и мастерские. Превосходнейшие образцы дела ювелирного в лавре наводят на мысль о необходимости устроить здесь учреждение, пекущееся об этом деле. Нужно ли говорить, как необходима здесь певческая школа, изучающая русскую народную музыку, с ее, по терминологии Адлера, «гетерофонией» или «народным многоголосием», это зерно прорастающей музыки будущего, идущей на смену гомофонии средневековья и полифонии нового времени и их в себе примиряющей? Нужно ли напоминать об исключительно-благоприятном изучении здесь, в волнах народных, набегающих ото всех пределов России, задач этнографических и антропологических? Но довольно. Сейчас не исчислить всех культурных возможностей, столь естественных около лавры, нельзя и предвидеть те новые дисциплины науки, сферы творчества и плоскости культуры, которые могут возникнуть и, наверное, возникнут с свершившимся переломом мировой истории – от уединенного рассудка ко всенародному разуму. Скажу короче: мне представляется лавра, в будущем, русскими Афинами, живым музеем России, в котором кипит изучение и творчество, и где, в мирном сотрудничестве и благожелательном соперничестве учреждений и лиц совместно осуществляются те высокие предназначения – дать целостную культуру, воссоздать целостный дух античности, явить новую Элладу – которые ждут творческого подвига от русского народа. Не о монахах, обслуживающих лавру и безусловно необходимых, как пятивековые стражи ее, единственные стильные стражи, не о них говорю я, а о всенародном творчестве, сгущающемся около лавры и возжигающемся культурною ее насыщенностью. Средоточием же этой всенародной Академии культуры мне представляется поставленное до конца, тщательно, с использованием всех достижений русского высокостильного искусства, храмовое действо у священной гробницы Основоположника, Строителя и Ангела России. П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Он же нам все даст, что нужно и полезно. Пишешь, что мало приносишь пользы общественной… Для нашей души, гораздо полезнее смиренно сознавать себя беспомощной, никчемной, пустоцветом, нежели думать о своих дарованиях, способностях, талантах, положении и т. д. Самое скромное послушание пономарское, клиросное, поварское и всякое другое ценно, полезно и высоко в очах Божиих, когда оно проходится с сознанием своего недостоинства. Тогда Сам Господь и возвышает, и умудряет и указует нам путь спасения. Еще раз приветствую с великим, радостным праздником Успения Пречистой Богоматери. Праздник этот особенно является радостным для нас, монашествующих, ибо подтверждает, что смерти нет. Сколько храмов Божиих, скитов, обителей, устроено иночествующими именно в честь и память Успения, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра Успенская, Троице-Сергиевская Лавра с Успенскою церковью. Девять дней празднуется сей Праздник Св. Церковью , дабы мы монашествующие, могли насытиться от богатой духовной трапезы его. Какие чудные, содержательные песнопения, стихиры, тропарь, кондак, светилен! Какие умилительные молитвы, напевы. – «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не Оставляющая». Да не оставит Она и нас и да избавит от смерти души наши! А что основа истинного монашества – прежде всего молитва – это совершенно верно. Чем спасались, озарялись, просвещались и других просвещали наши старцы-подвижники простецы – чем, как не молитвой? И внутренние силы даются той же молитвой, было бы только твердое желание, настойчивость, терпение со стороны молящихся. Дай Бог всем нам – монашествующим в особенности – этих внутренних сил, чем подкрепляются и физические. Запись: Со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма. Радуюсь твоему доброму, светлому настроению, твоей любви к святому храму и благоговейному участию в церковном пении и чтении во время Богослужения, когда одновременно невидимо присутствуют и воспевают славу Божию и силы небесные, " невидимо служат». Да сподобит Господь не точию здесь, но и в веке грядущем, вместе с небесными силами, славословить Господа, поя Ему " Аллилуия».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

«1. Произвести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они ни находились; 2. Взять на учет находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц монументальные памятники, собрания предметов искусства и старины, а также отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение» 4 . Поскольку Троице-Сергиева лавра имела совершенно особое значение, Сергиево-Посадская революционная власть проявила к ней свой интерес даже до издания Декрета об отделении Церкви от государства. Еще 9 ноября 1917 г. президиум солдатской секции Московского совета рабочих и солдатских депутатов послал в Сергиевский военно-революционный комитет письмо с предложением не допускать входа в древлехранилища ризницы Троице-Сергиевой лавры и подобные помещения без особого разрешения 5 . 29 ноября 1917 г. Военно-революционный комитет Сергиево-Посадского совета постановил предложить Городской думе избрать комиссию по приему монастырских земель и домов в Сергиевом Посаде. 28 октября 1918 г. Сергиевский ревком издал постановление о регистрации и приеме на учет памятников искусства и старины, не исключая церквей, молитвенных домов и монастырей. 22 октября 1918 г. Московская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению поручила комиссару Отдела народного образования при военно-революционном комитете Сергиево-Посадского совета Д. М. Гуревичу образовать Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры в составе: Д. М. Гуревича, П. А. Флоренского, Ю. А. Олсуфьева, И. Е. Бондаренко, Н. Д. Протасова , М. В. Боскина и П. Н. Каптерева 6 . Поскольку Н. Д. Протасов и И. Е. Бондаренко являлись сотрудниками Московского отдела по делам музеев, а инициатива приглашения П. А. Флоренского и других лиц из Сергиева Посада исходила также из Московского отдела по делам музеев, можно предполагать, что создание Комиссии по охране Лавры как учреждения местного и подчиняющегося Сергиево-Посадскому ревкому с самого начала замышлялось в качестве временного обходного маневра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

9 сентября 1918 г. было конфисковано молочное хозяйство Лавры для передачи в организованную тогда советскую ферму 91 . 13 октября 1918 г. Духовный собор Троице-Сергиевой лавры представил Святейшему Патриарху Тихону особый доклад о конфискациях, произведенных осенью 1918 г. 92 Но, несмотря на протесты, конфискации продолжались. 17 октября 1918 г. мастерские Троице-Сергиевой лавры со всем инвентарем и стройматериалами были изъяты в ведение Сергиевского отдела по народному образованию 93 . 23 октября 1918 г. был изъят скот Вифанского скита, преобразованного ранее в трудовую артель 94 . В декабре 1918 г. – январе 1919 г. было конфисковано сено из Вифанской трудовой артели 95 . В январе-феврале 1919 г. бывшие мастерские Лавры были переданы ремесленной трудовой школе им. В. И. Ленина, а материалы мастерских – Сергиевскому совнархозу 96 . С 1919 г. в Лавре были размещены: больница для заразных больных (январь) 97 , общежитие Народного педагогического института (октябрь) 98 , общежитие курсантов Военной электротехнической академии и школы при ней, разместившихся в зданиях МДА (октябрь) 99 . Оставшаяся братия Лавры жила в Певческом и Предтеченском корпусах 100 . На финансовое обложение Троице-Сергиевой лавры пытались претендовать областные органы власти. Так, 14 [?] января 1919 г. президиум Сергиево-Посадского ревкома слушал «отношение областного комиссара по делам московских монастырей от 9-го января 1919 г. за 7 о выделении из среды ревкома не менее трех лиц для присутствия в организуемой им комиссии по взысканию налога с московских монастырей и, в частности, Сергиевой лавры». Однако, заинтересованный в том, чтобы средства чрезвычайного налога поступили в финансовый отдел, Сергиевский ревком дал отрицательный ответ 101 . Так как в результате национализации Лавра оказалась лишенной земли, Духовный собор просил Сергиевский исполком наделить ее землей в количестве, положенном всем монашествующим как частным гражданам. 14 марта 1919 г. был получен ответ: «Наместнику Лавры Крониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Новости Наместник Троице-Сергиевой лавры: Мы не хозяева святынь, но на нас лежит ответственность за их сохранение 09.04.2010 18:28 Сергиев Посад, 9 апреля. Наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност считает, что в вопросе возвращения икон из музеев в храмы приоритетной должна быть сохранность святыни. " Мы не хозяева святынь, но на нас лежит ответственность за их сохранение " , - сказал архиепископ Феогност в пятницу в беседе с журналистами в Московской духовной академии, сообщает " Интерфакс-Религия " . Он полагает, что все вопросы, связанные с реставрацией церковных памятников, должны решаться " коллегиально, совместно " с представителями музейного сообщества. Однако в Троице-Сергиевой лавре, как подчеркнул архиепископ, " последнее слово в этом вопросе остается за представителями Росохранкультуры " . Архиепископ выразил большую благодарность сотрудникам музея, много лет работающим в стенах лавры, за их бережные усилия по сохранению церковных ценностей и отметил высокий уровень их " самоотвержения " . " Без опыта сотрудников ризницы мы бы все это не сохранили " , - подчеркнул наместник. Он считает также, что в вопросе передач икон из музеев в храмы " важнее сохранить святыню, конечно, а не обеспечивать ее доступность любой ценой " . Владыка Феогност отметил высокий уровень доверия в диалоге насельников лавры и музейных работников. " Когда мы узнали друг друга, мы просто полюбили друг друга " , - сказал наместник. Присутствовавшие на встрече с представителями СМИ музейные работники также заявили, что " по всем видам музейной деятельности в Троице-Сергиевой лавре найдено взаимопонимание " , и выразили надежду, что оно сохранится и впредь. Они сообщили, что сегодня лавра и музей проводят много совместных мероприятий, научных конференций и выставок, издают научные сборники. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Шлёнов Дионисий, игумен Московская духовная академия и Троице-Сергиева Лавра в стихах В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Начальные строфы Поэзия и молитва Смысл поэзии Молитва вылилась стихами Из сердца прямо в белый лист – Недаром мы молились в храме, Чтоб дух был трепетен и чист! Когда душа чиста предельно, А сердце словно тетива, То плач молитвы не бесцельно Себе отыскивал слова. Но слов игра или плетенье Утешит разве на чуть-чуть – Как одолеть в душе сомненья, Удастся ли продолжить путь? Идти, сложив стихи в котомку, С молитвой, не смотреть назад, Когда душа просила звонко О восполнении утрат! Стихов утешила стихия – Слова легко собрались в ряд. Туда их поведет ветия, Где в тишине заговорят! 28.07.2014 Ночь в обители Тихо наступила ночь в обители – Тьма кругом, но страха вовсе нет. И готовы Ангелы-хранители Души ограждать, даруя свет. Свет горит всю ночь в оконце келии. Не уснет никак кто в ней живет – Чует благолепье Божье велие И ответ душа от Бога ждет. Отверзает душу с чуткой совестью, Умоляя вновь Того, Кто чист. Скажет он своей о жизни повестью, Чтобы стать потом белей, чем лист. Пишется про все, что в сердце сложено. Буквы так и пляшут впопыхах. Все былое под чистую скошено – И c уныньем предано во прах. Пишется, что слышится, с молитвою И о том, куда придти с мольбой, А душа готова перед битвою Выдержать за правду малый бой. Ночь бежит, душа нерасторопная Еле поспевает жизни в лад. Но пока случилась схватка пробная Та, которой несказано рад… 20.12.2013 Поток стихов Все пишутся и пишутся стихи – Но если их поток в душе иссякнет, То даже если писарь от сохи, Он без стихов немедленно зачахнет. Стихи − зерцало ищущей души. Давно уставшей от вседневной прозы, Душе любые рифмы хороши, И не страшны нападки и угрозы. Все пишутся, слагаются быстрей – Не успевает записать их нищий. Он обойдет чреду монастырей, Пока свой жребий наконец отыщет. Стихи! Куда я только вас ни клал? Вы постепенно заняли все полки, Уже для вас парадный тесен зал,

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010