иеромонах Иов (Гумеров) Девство должны сохранить до брака как невеста, так и жених. Священное Писание определяет блуд (плотские отношения вне брака) как непотребство, равно запрещенное как женщинам, так и мужчинам. Блудники и блудницы не допускались среди народа Божия: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» ( Втор. 23:17 ). Блудника в библейские времена сравнивали с псом: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» ( Втор. 23:18 ). В Новом Завете блуд назван среди тех смертных грехов, которые лишают человека вечной жизни: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6: 9–10 ). Библейский взгляд на блудников и блудниц как на нравственно нечистых усвоен был святыми отцами. Определяя многолетнее наказание за блуд, составители канонов не различают мужчин и женщин. Вина и наказание равные. «Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению» ( Василий Великий ,святитель. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1901. Ч. 4. С. 147). Согласно 59-му правилу святителя Василия Великого : «Блудник семь лет да не причастится святых таин: два года да плачет, два да слушает, два да припадает и один год да стоит только с верными, в восьмой допущен будет до святого причастия» (Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. 2. С. 438). В святоотеческих творениях есть еще одна особенность: в них подробно говорится о том, насколько блуд является опасным для нравственного здоровья. Он, как сильный яд, отравляет духовный организм, оскверняет весь его состав: «Всякое рабство греху бесславно, ибо бесчестит благородство души; но блудодей есть самый бесславный раб греха, ибо, осужденный им выгребать свои нечистоты, он собирает кучи скверн и исправляет нечистую работу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наверняка были самые разные причины, вполне каноничные, вполне правильные, почему Стефан решил покинуть гору Маковец, на которой сейчас и стоит Троице-Сергиевская лавра. Но Варфоломей привязался всем сердцем к этому месту. Как говорили по-славянски – «прилепился» к этому месту. Далее мы читаем следующую заповедь блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5,5). Когда Святые Отцы дают истолкование на эту заповедь, они говорят – наследуют землю уже в этой жизни. Имеется в виду не только новое Небо и новая Земля. Уже в этой жизни будет то благословенное место, где они будут жить, или благословенное место, где их похоронят.   За кротость преподобный Сергий, а тогда еще отрок Варфоломей, получает влюбленность в эту гору Маковец, он привязывается к этому месту, потому что это место, где есть часовня Живоначальной Троицы. Как можно покинуть Троицу? Куда можно уйти от Троицы? Это практически невозможно. Если открыть Псалтырь, например, 138-й псалом, с 7-го стиха и ниже: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138,7-10). – Рука Божия, как мы прочитали («и удержит меня десница Твоя»), удержала отрока Варфоломея и он не покинул этого места. Варфоломей принимает решение остаться на этом месте. Он проявляет кротость перед своим братом. Нельзя сказать, что он не почтил своего брата призывом покинуть это место, но он смиряется. Многие люди, которые тогда уходили в дремучие леса, они говорили, что причина их ухода в том, что они считают себя недостойными жить среди других людей. Такой аргументы всегда воспринимался положительно, и человеку не мешали пребывать отшельником в добровольном затворе. С другой стороны, мы знаем, какую роль сыграет преподобный Сергий в судьбе нашей страны в период противостояния с татаро-монгольским игом. Возникает вопрос, если преп. Сергий был настолько кротким, как он сможет потом проявить качества, которые помогут сплотить русские земли, русских людей вокруг московского князя Димитрия Иоанновича,  и благословить Куликовскую битву.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Об устроении человека. СПб., 1996. С. 12–13. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 36–37. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 38. Святитель Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега. 4 (18). М, 1998. С. 83. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Св. Тихон Задонский . Творения. Сокровище духовное. М., “Русский духовный центр”, 1994. С. 274. Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 25–26. Св. Григорий Богослов. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает свое удаление в Понт. Собрание творений в 2х томах. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

От нас это сокрыто. Вот переходим теперь к царям. Вы сделали вертикальную черту в своих тетрадях? И эту вертикальную черту будем продолжать до безконечности, потому что с этими царями не знаю, что и делать. Но я быстро с вами прогоню , потому что когда же будет нам учить? Итак, 3-я Царств. Смотрим в столбик царей Иудейских. Какие вы там вы оставили имена? – Ровоам! И всё? Вот. Ровоам. Смотрите – царствовал семнадцать лет. И посмотрите, что о нём говорится. Открывайте 14-ю главу, 21-й стих, 3-й Царств: «Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь И делал Иуда неугодное пред очами Господа [это персонификация царства – Иудейское царство равно Иуда – одним словом сказать. Под Иудой разумеется не человек, а разумеется царство], и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами [в потомстве умножаются грехи отцов – вот, что это значит], и устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых». А блудники – это известный вам сорт людей однополых, и плюс жрецы. В английском переводе так и говорится. Это слово названо на букву «п», как они называются. Вот. Вот они и развращали, а их почитали. Что это была за религия? Что это за религиозная проституция? Как Ровоам мог рядом с Храмом позволять быть таким культам? Ведь это же вело к погибели, это – к вырождению нации! Вот за эти «хорошие» дела – в 25-м стихе говорится – «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища ». Город-то не разрушил, Господь ему не попустил, а царство разорил, и в первую очередь, видите, разоряли храмы. На первом месте стоит – и взял сокровища дома Господня. Почему это на первом месте стоит? Да в этих храмах несметные скапливались сокровища! Потому что туда и от войн все трофеи складывали и вносили личные завещания. Наши монастыри – Соловки, это, понимаете, Троице-Сергиева Лавра – да там ковшом можно было черпать из бочек изумруды. Столько было их. Они осыпались, их складывали в бочки, и вот эти бочки стояли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. (Рим.1:18-27) " Не стоит забывать, что все видимое и невидимое, все радости, стремления, и прочее необходимое человеку - сотворил Бог. Андрей 7 июля 2015, 21:16 Если в каком-либо государстве, абсолютно серьезно начинают регистрировать браки собачек, кошечек, содомитов и прочего безрассудства, то грош цена этому регистрационному органу и этому государству. Выбор прост, или регистрировать свой брак в одной очереди с собачками, или зарегистрировать свой брак на небесах, в Церкви. Другой вопрос, у кого может возникнуть такой интерес, чтобы обесценить государственность. Светлана 7 июля 2015, 18:54 Страшно, что такое происходит. США - страна лидер. И то, что сейчас происходит там, будет и в других странах. У государства есть сила и власть. Маленький человек им может быть раздавлен. Но, что первично: государство или народ?... Христианам надо реально объединяться. Если мы будем сострадательны, милосердны, будем оказывать посильную помощь друг другу, то сможем противостоять духу времени. Дмитрий 7 июля 2015, 17:33 Господи Спаси нас. Пусть все хорошо будет. Дмитирий 7 июля 2015, 14:47 Все чаще и чаще вспоминаются слова, что люди будут бежать в Россию и тут держаться как некогда держалась Троице-сергиевая лавра Елена 7 июля 2015, 14:23 Спаси Господи, Елена! Ирина 7 июля 2015, 13:57 Согласна на 100% с Еленой по поводу 4-го пункта! Россия-самая лучшая страна для жизни православного человека и не только! Сама в скором времени вынуждена буду возвращаться на свою историческую Родину и понимаю, что ужасно не хочу... Люблю Россию, ее людей, храмы, монастыри, природу...это моя страна. Валентина 7 июля 2015, 13:11 Господи спаси и сохрани Россию от этого ужаса и весь мир. Мария 7 июля 2015, 11:52

http://pravoslavie.ru/80479.html

Преподобный Симеон Новый Богослов в «Благодарении Богу (I)» описывает, как он вымолил себе у Бога духовного руководителя – старца 794 . В «Главизнах практических и богоразумных» содержатся основополагающие мысли преподобного Симеона Нового Богослова о выборе истинного старца и о благоговейном послушании ему 795 . К сущности старческого руководства относятся слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что как «повинующемуся», так и «управляющему» необходимо приобрести такое качество, как «неозабоченность», или «беззаботность» 796 . 351 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. – Репр. – СПб., 1995. С.25. [Далее: Лествица]. 353 Отметим, что именно эти слова Христа стали началом иноческого подвига прп. Антония Великого . Будущий основатель монашества воспринял их как обращение лично к нему и поступил точно по слову Божию: продал свое имение, раздал деньги нуждающимся и начал подвизаться. 356 Цит. по: Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. С.541. 357 См. ( Мф.19.10–12 ): «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». 397 В столп были заключены мученица Ирина при императоре Траяне, мч. Христина (†300) при Диоклетиане, мч. Варвара (†306). 398 Алексий (Кузнецов), иерш. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. [Далее: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество...] 405 Евлогий (Смирнов), архиеп. Православное монашество в служении Церкви и миру: Диссертация на соиск. ученой степени магистра богословия. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1977. С.136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Св. Григорий Палама . Беседы. Часть 2. М., “Паломник”, 1993. С. 190. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., “Канон”, 1995. С. 72–74. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., “Наука”, 1996. С. 207. Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1., М., 1976. С. 149–150. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 72. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 62–63. Св. Максим Исповедник . Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Слова Божия. Творения.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Те, кто выступает против того, чтобы прислушиваться в вопросах религии к голосу разума и богословия, слишком доверяют самим себе, своим «ощущениям» и «мнениям». А чем еще является такая байка: «По словам украинского старца, место чернобыльской аварии опасно тем, что является мощным источником потока адских сил» (Знамение времени//Благовест. Самара, 1999, Был ли там этот «старец»? Беседовал ли с людьми, которые остались жить вокруг Чернобыля? Прер. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла//Творения. Ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с.141 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб..1911, с.568. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6» ( http://www. pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/tihon.htm). Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.7.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Сергиев Посад, 1928. А. Н. Свирин. Корбуха (гравюры В. И. Соколова и В. А. Фаворского). Комиссия... Сергиев Посад, 1925. А. Н. Свирин. Памятник живописного стиля шитья («чин») XV в. в Сергиевском историко-художественном музее (б. Троице-Сергиевой лавры). Комиссия... Сергиев Посад, 1925. А. Н. Свирин. К вопросу о еврейско-португальской торевтике XVI в., в связи с памятниками Сергиевского историко-художественного музея (б. Троице-Сергиевой лавры)//В кн.: Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4. Л., 1925. С. 277–288. А. Н. Свирин. Сергиевский историко-художественный музей. Б. Троицкая лавра. (Подмосковные музеи. Путеводители под ред. И. Лазаревского и В. Згура. Вып. пятый). М.-Л., 1925. А. Н. Свирин. Опись тканей XIV-XVII вв. б. Троице-Сергиевой лавры. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1926. А. II. Свирин. Государственный историко-художественный и бытовой музей в г. Сергееве (б. Троицкая лавра). К Х-й годовщине Октября. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1927. Священник Павел Флоренский . Письмо А. С. Мамонтовой 30 июля 1917 г. //Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 409–410. Священник Павел Флоренский . Храмовое действо как синтез искусств (6–7 ноября 1918)//Маковец. 1922. 1. С. 28–32; Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 370–382. Священник Павел Флоренский . Доклад сотрудников комиссии об осмотре Введенской и Пятницкой церквей, подземелья Троицкого собора и помещений под балконом трапезы (8 ноября 1918 г.)//Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. С. 50–52. Священник Павел Флоренский . Троице-Сергиева Лавра и Россия (12–15 ноября 1918)//Троице-Сергиева Лавра. Комиссия... Сергиев Посад, 1919. С. 3–29; Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 352–369. Священник Павел Флоренский , П. Н. Каптерев . Проект Музея Троице-Сергиевой Лавры, составленный членами Комиссии по охране Троице-Сергиевой Лавры, профессорами П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым по поручению Комиссии (9 декабря 1918)//Собрание сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Источник Содержание Предисловие Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Глава 6. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919г. Глава 7. Выселение братии из Троице-Сергиевой лавры Глава 8. Попытки Наркомата юстиции вывезти из Троице-Сергиевой лавры мощи преподобного Сергия Глава 9. Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. (около 30 марта 1920 г.) Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Приложение П. А. Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Т. Н. Александрова-Дольник. Шитье Ф. Я. Мишуков. Утварь Троицкой лавры М. В. Шик. Митрополичьи покои С. П. Мансуров. О библиотеке М. В. Шик. Колокольня и колокола Список сокращений     Эта книга – уникальное собрание документов и других архивных материалов, которые воссоздают современному читателю картину закрытия Троице-Сергиевой лавры в начале XX века. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Вторая часть содержит материалы о закрытии Лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. В приложении полностью воспроизводится подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 г. сборник «Троице-Сергиева лавра», тираж которого был уничтожен большевиками до выхода из типографии. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010