Если бы Иосиф пришел к отцу с караваном, отцу ничего бы не оставалось, как просто проклясть остальных детей. Иосиф не идет на то, чтобы отомстить братьям. Книга Бытия, 38-я глава — странная вставка. Рассказ об Иуде, который предложил Иосифа продать. Оказывается, что Иуда не выполнил того, что требовалось по закону левирата, согрешил, и от этого родились двое сыновей. Почему именно в этом месте? Пока нам непонятно. Книга Бытия, 39-я глава. Иосиф отведен в Египет. Опять же, если говорить о том, как Бог участвует в обиде, это не значит, что он освобождает Иосифа, но говорится: «И был Господь с ним». Дальше Иосиф попадает в еще худшую переделку с женой Потифара, и опять говорится: «Господь простер к нему милость». Странная милость у Господа? Потифар. Темница. Иосиф толкует сны и надеется на то, что его вот-вот выпустят. Святитель Иоанн Златоуст обращает тут внимание на интересный момент. Когда Иосифу предложили рассказать о своей судьбе, он говорит: «Меня продали в Египет, и потом я оказался в темнице». Он не обвиняет своих братьев, не обвиняет жену Потифара. Просто констатирует факты. Это тоже кое-что говорит об Иосифе и о том, какая внутренняя работа в нем идет. Книга Бытия, 42-й глава. Начался голод, братья приходят в Египет. Иосиф делает вид, что не узнает их. По мнению свт. Иоанна Златоуста, Иосиф так поступает, потому что хочет выведать, не пострадал ли его брат Вениамин от братьев так же, как он сам. Но Вениамин себя так не вел, с чего бы им к нему так относиться? Значит, что-то другое движет здесь Иосифом. Почему Иосиф братьев своих узнал, но показал, будто не знает их? И говорил с ними сурово, и приставил даже переводчика для того, чтобы те не поняли, что он понимает по-еврейски. А потом отдает их под стражу на три дня. Обратите внимание: яма три дня, и под стражей три дня. Что происходит в этот момент с братьями? Говорили они друг другу: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего. Мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали. За то и постигло нас горе сие» (Быт 42:21).

http://blog.predanie.ru/article/kak-eto-...

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор.13:1—2,13). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства и звено последнее — святитель–мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности, и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из Кадиса – на гору Ор близ земли Едомской, на которую взошедши первосвященник Аарон умер, по повелеиию Господню, в сороковое лето по исходе сынов Израилевых, в пятый месяц, жив 123 года. С горы Ор пришли в Селмон; из Селмона в Финон; из Финона в Совоф; из Совофа в Гай, – за пределами земли Моавитской; из Гая в Девонгад; из Девонгада в Гелмондевлафем; из Гелмондевлафема на горы Аварим, что против Авава; с гор Аварима на Запад Моавский, около Иерихона близ Иордана, и вооружились при Иордане. Станов было сорок три. Здесь, после того как Евреи победили и прогнали за Иордан народы, и умертвили Сиона царя Аморрейского, и Ога царя Васанского, который был исполин, повелевается Моисею отдать земли Рувиму и Гаду и половине колена Манассиина, и постановить, чтобы сыны Израиля давали Левитам, в участках своего владения, города для жительства и предместия городов, и наконец повелевается учредить города убежищ, – три за Иорданом, и три в земле Ханаанской для того, чтобы в них укрываться тому, кто убьет какого-нибудь человека нечаянно, и чтобы не быть ему убиту опрометчиво от родственника убитого человека; укрываться же до тех пор, пока станет пред собрание на суд. – В сей книге повелевается народу сделать воскрилия на одеждах своих, и к воскрилиям присовокупить прядево гиацинтового цвета, чтобы, смотря на это, он не забывал заповедей Божиих. Здесь получают дочери Салпаада участок отца своего, и по сему случаю дается Божие повеление и закон, что тот брак есть законный, когда ужики (νεψις), сопрягаются супружеством; здесь Моисей видел с горы Аварим, то-есть, Авав землю обетованную, и услышал: «ты не войдешь туда за прогневание, бывшее на воде пререкания». Аарон умер 123-х лет, по исходе же из Египта в сороковый год пятого месяца. – Обозревать землю послано было, по повелению Господню, из каждого колена по одному человеку. Имена их следующия: из колена Рувимова – Саламиил сын Закхуров; из колена Симеонова – Сафат сын Сура; из колена Иудина – Халев сын Иефоннии; из колена Иссахарова – Илаал сын Иосифа; из колена Ефраимова – Навсис сын Навин; из колена Вениаминова – Фалтий сын Рафа; из колена Завулонова – Гудиил сын Зуда; из колена Иосифова сынов Манассии – Гаддий сын Сусса; из колена Данова – Амий сын Гамаи; из колена Асирова – Сафур сын Михаила; из колена Неффалимова – Навий сын Навы; из колена Гадова – Гадидудиил сын Маха.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Исчезли барьеры между женщинами и мужчинами. В обычной родословной не было женских имен, но в родословной Иисуса они есть. Старое презрение прошло; мужчины и женщины одинаково дороги Богу и одинаково важны для Его целей. Исчезли барьеры между святыми и грешниками. Бог может использовать для Своих целей и вписать в Свой план даже того, который очень много согрешил. “Я пришел, – говорит Иисус, – призвать не праведников, но грешников” (Мф. 9: 13). Уже здесь, в самом начале Евангелия, есть указания на все охватывающую любовь Божию. Бог может найти Своих слуг среди тех, от которых с содроганием отвернутся уважаемые ортодоксальные иудеи». Зависит ли праведность народа от образа правления? «Евангелист разделил родословие на три части, желая показать: иудеи с переменою правления не делались лучшими» Святитель Иоанн Златоуст предлагает следующее истолкование того обстоятельства, что родословие разделено на три части: «Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1: 17). Златоуст поясняет: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая там показать, что Иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели» v . В наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно: с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) – общинно-родовой, или националистический, период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) – монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий – период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить человека от власти греха. В Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2: 22); и еще: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс. 145: 3–4).

http://pravoslavie.ru/92470.html

К преимуществу последнего мнения, весьма ясно различаются посетители Авраама в следующих словах: два мужа обратились и пошли оттуда в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (XVIII. 22). Под именем Господа в особенности познается Сын Божий, когда Авраам называет Его Судиею всея земли, но сим именем убеждает Его к милосердию (24), ибо таковой суд весь отдан Сыну Божию ( Uh. V. 22 ). Два другие лица узнаются более из наименования Ангелов (XIX. 1) и сами себя открывают Лоту в качестве посланников Господа (XIX. 13). На вопрос о причине троичного числа, в котором Бог явился Аврааму, ответствуют иудеи, что один из явившихся был провозвестник рождения Исаака, другой – избавитель Лота, третий – совершитель суда над Содомом. Но сие разделение неосновательно, по крайней мере, в отношении к двум последним; потому что сии оба вместе приписывают себе истребление Содома (XIX. 13) и оба вместе спасают Лота с его семейством (15 и сл.). Обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Св. Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поскольку Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов. Сие толкование мамврийского Богоявления должно быть весьма древнее, ибо и символические иконы в Церкви древнее исторических. Сидел у дверей шатра. Сими словами повествователь дает разуметь, по какому случаю Бог явился в образе странников. Авраам, по своему страннолюбию, несмотря на зной дня, сидит у шатра своего, желая увидеть путешественника, которому бы мог оказать гостеприимство. Образ Богоявления 2. Он возвел очи свои и посмотрел, и вот, три мужа стоят против него. Он увидел, и побежал им навстречу от дверей шатра, и поклонился до земли. 3. И сказал: Государь мой! если я обрел благоволение пред очами твоими, не пройди мимо раба твоего. 4. Позвольте принести немного воды и омыть ноги ваши; и отдохните под сим деревом. 5. А я принесу хлеба, чтобы подкрепить сердца ваши; потом пойдете: ибо для того и проходите вы близ раба вашего. Они отвечали: сделай так, как говоришь. 6. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три меры крупчатой муки и сделай пресные хлебы. 7. Побежал также Авраам к стаду, и взял тельца молодого и тучного, и дал отроку, который и поспешил приготовить его. 8. И взяв масла и молока и тельца приготовленного, поставил пред ними; а сам стоял пред ними под деревом, и они ели.И се три мужа стоят против него. Стояние на пути близ дома было в обычаях древности скромным прошением гостеприимства (Odys. А, v. 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Прообразом этого вдовства является вдовство и вавилонский плен древнего Израиля, описанные в Ветхом Завете. В ту пору Господь не оставлял своих избранников, утешая Ветхозаветную Церковь через пророка Исаию: «Не бойся, ибо не будешь постыжена! Не смущайся, ибо не будешь в поругании! Ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой. Господь Саваоф — имя Его и Искупитель твой — Святый Израилев, Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена. Говорит Бог твой: На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Исаия 54, 4-7). И это Божие обетование исполнилось. Господь не оставил Своих избранников: плен окончился и Израиль вернулся на свою землю, восстановил Иеросалим и священный храм. Таким же образом, по воле Божией завершилось вдовство Новозаветной Церкви и был восстановлен епископский чин. Пророк Ездра предсказывал, что вдовство Церкви продлится 180 лет, что в Писании образно определено как 180 минут или три часа: «И будет в то время: вооружатся друзья против друзей, как враги, и устрашится земля с живущими на ней, и жилы источников остановятся и три часа не будут течь» (3 Ездра 6, 24). По толкованию святых отец «жилы источников» суть епископы. С 1666 года по 1846 год — 180 лет или три библейских часа — «жилы источников» не текли и Церковь временно пребывала без единомысленных архиереев. Все это время благочестивые христиане надеялись на восстановление епископского чина и уповали на милость Великого Первосвященника Icyca Христа и молитвы сонма древних святителей. Со слезами надежды они взывали к Богу по всей русской земле и в рассеянии. И Христос не забыл Свою Невесту — Святую Церковь! Молитвы наших предков были услышаны. Господь явил им благочестивого и богобоязненного архиерея, святого митрополита Амвросия. Величайшее торжество Православия, присоединение святителя Амвросия к Церкви Христовой, свершилось именно здесь, на земле Белой Криницы, 160 лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/142599.htm...

Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Святой апостол Иоанн Богослов Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1-2, 13). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свечнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства, и звено последнее — святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://pravoslavie.ru/48978.html

Созерцание Да созерцаю грехи царя Иорама и Божию кару (2 Пар. гл. 21), а именно: 1) как Порам перебил своих братьев и восстановил идолопоклонство в рощах и на холмах; 2) как враги ограбили и поработили его страну; 3) как получил он тяжкую болезнь во внутренностях своих и умер неоплаканный . Проповедь о Боге Духе Святом, от Отца исходящем Когда же приидет Утешитель, Которого пошлю Я вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Ин. 15:26 Непостижимы, братья, глубины Божия бытия. Впрочем, Бог не сокрыл их от нас совершенно, равно как и не открыл их нам в[о всей] полноте. Сколько способна носить наша немощь, столько нам открыто; открыто нам столько, сколько нужно для нашего спасения. О Духе Святом открыто нам то, что Он исходит от Отца и посылается Сыном. Пусть никто не требует большего, чтобы не впасть в заблуждение. Раз исходит Он от Отца – значит, с Отцом у Него одно существо; раз посылается Сыном, чтобы продолжить служение Сына, – значит, равен Он Сыну. Свидетельствует о Мне Отец ( Ин. 8:18 ), – сперва сказал Господь Иисус; а теперь говорит Он о Духе истины; Он будет свидетельствовать о Мне . Оба Свидетеля равны, и потому Господь ссылается то на одного, то на другого. И Тот, Кто свидетельствовал, и Тот, Кто будет свидетельствовать, равны в сущности, ведь не оставил бы Господь Свидетеля на будущее меньшего, чем Свидетель из прошлого. Так рассуждаем мы по-человечески, в приложении ко времени, а на самом деле – Три вечно свидетельствуют на небе, по словам евангелиста: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин. 5:7 ). Есть люди, утверждающие, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Кто открыл им это и когда? Мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца, ибо открыл нам это Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Посему отвергаем мы те прибавления к православной вере, которые не согласуются со словами Самого Господа. Однако, чтобы усвоить слова Пречистого Господа, необходима великая чистота сердца. И потому надлежит нам паче всего прочего очистить наше сердце от страстей, нежели покушаться любопытствующим умом и оскверненным сердцем проникнуть в бесконечные глубины бытия Божия, ибо всякий так поступавший впадал в ересь и губил свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Царство Иудейское вполне наслаждалось внутренним и внешним миром, и Царь Давид в благоговейной песне воспел Господу благодарность за освобождение от врагов. Но внезапно гнев Божий снова возгорелся против народа еврейского. Среди всеобщего спокойствия Давид впал в тщеславие и самонадеянность: это внушило ему мысль сделать счисление народа, и он приказал военачальнику своему Иоаву и начальникам еврейским перечислить весь народ и донести о числе подданных. Иоав старался отклонить его от этого и говорил ему: «Да умножит Господь Бог сторицей народ твой! Какая тебе нужда делать счисление его? Не вменил бы Господь это в грех Израилю!» Но Давид не уважил его представлений, и он должен был исполнить повеление царское: он отправился вместе с другими военачальниками иудейскими, произвел народосчисление и, возвратившись через девять месяцев и двадцать дней, донес царю, что, кроме колен Левина и Вениаминова, которых он не перечислял, неохотно исполняя повеление царя, оказалось 1 300 ООО способных носить оружие. Едва было кончено народосчисление, как Давид почувствовал раскаяние и воззвал к Господу Богу: «Я согрешил перед тобой, Господи, но молю Тебя – прости грех сей рабу Твоему: Я поступил безрассудно!» – На другой день, по повелению Божию, пришел к нему пророк Гад и сказал ему: «Господь дает тебе на выбор одно из трех бедствий в наказание тебе: или в царстве твоем три года будет свирепствовать голод, или три месяца будут преследовать тебя враги твои, или три дня мор будет над землей твоей. Итак, подумай и скажи мне, что должен я отвечать Пославшему меня». Давид отвечал ему: «Ужасны все сии бедствия, и я недоумеваю, которое из них избрать; но хочу лучше впасть в руки Господни, нежели в руки человеческие, ибо Господь беспредельно милосерд». Итак, Господь наслал на Израиля язву, истребившую семьдесят тысяч израильтян; когда, наконец, Ангел поражающий простер руку свою над Иерусалимом, чтобы опустошить его, Господь умилосердился и повелел ему удержать руку свою. Давид смирился, принес Богу покаяние, воздвиг по повелению Божию, возвещенному через пророка Гада, жертвенник и принес на нем Господу всесожжение. Господь отвратил гнев свой от Израиля и повелел престать страшной язве. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010