Пришел и Мемфивосфей, не умытый, в грязных одеждах, с отращенною бородою, с большими ногтями, со всеми знаками скорби по случаю войны против Давида. Царь спросил его, почему он не пошел вместе с ним. Он отвечал, что он просил Сиву, слугу своего, посадить его на осла, — а Мемфи­восфей был хром, — но тот не сделал этого. Тогда Давид повелевает ему и Сиве разделить между собою поле. Верзел­лия, который многим снабжал царя во время войны, Давид хотел взять с собою; но тот отказался по старости; потому вместо него Давид взял его сына. Тогда войско разделяется и многие переходят к Савею. Давид посылает Амессу вое­вать против него; но Иоав коварным образом убивает Амессу и осаждает город, в который удалился Савей. Бывшие в городе, по совету женщины, отрубив голову Савея, бросили ее со стены Иоаву и таким образом избавились от войны. Наступает на земле голод; для прекращения голода нужно было выдать гаваонитянам некоторых потомков Сауловых; при этом Давид спасает Мемфивосфея ради клятвы, данной Ионафану. Он выдает сынов и внуков Саула, и погребает Саула и Ионафана во гробе Киса. После того происходят войны. Давида не пускают на войну, чтобы он не подвергся опасности. Тогда он произносит 17-й псалом. Исчисляются заслуги и подвиги начальников Давидо­вых, Иоав получает повеление исчислить народ, и исчисляет. Оказалось израильтян 900000 и иудеев 400000, способных носить оружие. Тогда приходит пророк Гад, предлагая Да­виду выбрать одно из трех наказаний, которому он должен подвергнуться: или три года голода, или три месяца бегства от преследующих неприятелей, или три дня моровой язвы. Он избрал три дня моровой язвы, и умерло, с утра до обеда, 70000 человек. Тогда Давид говорит: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (2Цар.24:17). Наказание прекратилось. Давид получает повеление поставить жертвенник на гумне Орны и принести жертву; он так и сделал. Адония (имя Адонии у св. И. Златоуста читается Орния), сын Дави­дов, угощает приверженцев Иоава и Авиафара, как бы буду­щий царь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердите земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). Господь обещает явить им величайшее из всех знамений – то, что объемлет Его смерть, тридневное пребывание во гробе и Воскресение из мертвых. Обещает им явить такое Божественное чудо, которое озарит путь и цель жизни всего человечества. Так, искушая Мессию, [сыны тьмы] создали Ему как истинному Пророку [прекрасную] возможность предвестить о Себе то, что произойдет с Ним в будущем. Впрочем, не дает сатана покоя своим рабам, но гонит и эксплуатирует их, как арендованный скот, без милости и сострадания, заставляя снова и снова искушать Господа. И стали они подыскиваться к Нему через наушников и доносчиков, строящих из себя праведников. И подослали лукавых людей, которые, притворившись благочествыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя (в серб.:... чтобы предать Его начальникам и власти судьи. – Пер.). Другими словами – чтобы убить Его. Ведь умерщвление Христа никак не выходит у них ни из ума, ни из сердца. И [те] спросили Его с хитростью [и лестью]: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; Позволительно ли (в серб.: Надобно ли... – Пер.) нам давать подать кесарю, или нет? Итак, хотелось бы им придраться к Его слову против римского кесаря, под чьей властью в ту пору находилась страна иудейская, и [как следствие] – обвинить [Иисуса] в государственной измене и, разумеется, казнить. Иисус же, уразумев лукавство ах, сказал им: что вы Меня искушаете? И, попросив принести динарий, задал встречный вопрос: Чье на нем изображение и надпись? Сказали ему: Кесаревы. И тогда объявил Он им: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу... И, удивившись ответу Его, замолчали ( Лк.20:20–26 ). Замолчали, но не надолго. Должны они вновь спешить на работу, повинуясь своему барину, тому самому человекоубийце от начала ( Ин.8:44 ). И вот, один из них, искушая Иисуса, спросил Его, какие заповеди в Законе самые важные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Свое трехдневное пребывание во гробе и Воскресение предвестия Он тогда, когда книжники и фарисеи требовали от Него показать им какое-либо знамение. Тогда [и] ответствовал Он оным коварным людям сими пророческими словесами: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:38–40 ). И еще в другой раз, когда те [же] злоехидные очевидцы бесчисленных Христовых чудес требовали какого-то особого знамения, Он снова повторил им повествование об Ионе как прообразе Своей тридневной смерти и Воскресения ( Мф.16:1,4 ). Своих учеников неоднократно извещал Он, что пострадает от вождей и первосвященников, что убьют они Его и что в третий день Он воскреснет. Все это [предсказывал Он] по порядку не раз и не два. Когда проходили они чрез Галилею... Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились ( Мк.9:30,31 ; Мф.17:22–23 ). И паки в другой раз предвозвестил Он им, что иудеи предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет. Но они (Апостолы) ничего из этого не поняли ( Лк.18:32–34 ). Так говорил Он им обычно после какого-нибудь Своего прославления: после Преображения или некоего чудесного исцеления. Да послужит это и нам уроком, дабы не гордились мы и не хвалились, но помнили и размышляли о последнем часе. Впрочем, немощное человеческое естество с трудом принимает даже столь дивное и ясное назидание. Однажды когда вещал Он ученикам о своих грядущих страданиях и о смерти, пришла же им мысль: кто бы из них был больше? ( Лк.9:46 ). А Он как раз намеренно и говорит о Своих страданиях и смерти всегда после какого-либо Своего торжества, чтобы научить их смирению, и скромности, и страху Божию. О Боже, как немощны были и те, кто стоял так близко к Источнику вселенской и небесной славы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Совершенно иное – Святая Троица христианская. Личные имена здесь и неведомы, и сокрыты. Объявлены человечеству лишь наименования родства: Отец, Рождающий Сына, и Дух, Исходящий от Отца. Отец, Сын и Дух Святой. Никакого упоминания о тезисе, антитезисе и синтезисе. Ни упоминания о столкновении либо расхождении. Ни упоминания о каком-то недоверчивом компаньонстве. Нечто неслыханное и небывалое – или, по крайней мере, забытое – в истории рода человеческого. Это Откровение, это откровение Христово о Святой Троице. И всегда Церковь Христова вспоминает Святую Троицу как Бога единого, а не трех. В противоположность этому триада индийская, как и египетская и эллинская, – это три бога с тремя разными собственными именами, без родственной связи и без единого и одинакового духа. Три разных бога, три разных имени, три разных духа. Так в Индии, так же в Египте, так же в Элладе и Риме. Так во всем языческом мире, где только упоминается некая божественная триада. А сейчас, Теодул, вот тебе указатель пути, чтобы ты отличал Святую Троицу в единстве от несвятой триады в раздоре, истину от лжи, свет от тьмы, жизнь от смертной плесени. Господь Иисус Христос, Сын Превечного Отца говорит: Никто не знает Отца, кроме Сына; и Сына не знает никто, кроме Отца. Я Сын Божий. Я и Отец – одно. Отец во Мне и Я в Отце. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Все, что имеет Отец, Мое есть. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Чего ни попросите у Отца во имя Мое, то вам сделает, да прославится Отец в Сыне. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек: Духа истины. Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, свидетельствуют обо Мне. Как Меня знает Отец, и Я знаю Отца. Отец Мой, Который Меня славит. Я не Сам от Себя пришел, но Он (Отец) послал Меня. Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Дух – то, что животворит; плоть не помогает нисколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Творения. Кн. 1–2. М., 1993. Кн. 1. Главы о любви: первая сотница, 28. С. 99. 79 Святитель Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. М., 1999. Книга 3. Гл. 18, п. 102. 81 У преподобного Макария (Глухарева) в переводе этой пророческой книги читаем: Я как пьяный, как человек, которого одолело вино, от Иеговы, и от слов святости Его. В переводе Л. В. Маневича: Стал я словно пьяный, как человек, которого вино одолело, — перед лицом Господа, из-за слова Его святого! В прочтении церковнославянской Библии: Бых якомуж пиян и яко человек, егоже одоле вино, от лица Господня и от лица благолепия славы Его. 83 Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя, или о совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 85. 89 В пер. Л. В. Маневича читаем: Тут я проснулся, открыл глаза. Сладок был мой сон. В церковнославянском переводе: Того ради востах от сна и видех, и сон ми сладок бысть. 98 См.: Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:1–4). 102 Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Огласительное поучение двенадцатое. С. 168. 105 Святитель Григорий Римский Великий Двоеслов. Творения. М., 1999. Беседы на Евангелия. Кн. 2. Бес. 22. С. 192. 106 Пассия от лат. passio — ‘страдание’, ‘мучение’ (ср. гл. pamior, passus sum, pami — ‘терпеть’, ‘претерпевать’, ‘переносить’). 109 Святитель Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. Три книги свидетельств против иудеев. Кн. 2. П. 15, 20. С. 117, 122. 113 Святитель Феодорит Кирский. Творения. Ч. 6. Толкование на пророчество божественного Иеремии. М., 1859. На гл. 11. Ст. 19. 114 Преподобный Ефрем Сирин. Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

    «Что может быть безумнее и нечестивее этого желания? — восклицает святитель Златоуст. — После столь многих знамений фарисеи говорят так, как будто бы ни одного из них не было: «хотелось бы нам видеть от Тебя знамение!» И смотри, как слова их полны ласкательства и притворства: вот только что поносили Его, а теперь льстят Ему; только что называли Его беснующимся, а теперь величают Учителем. А потому и Спаситель обличает их теперь весьма строго. Когда они грубо предлагали Ему вопросы и поносили Его, Он отвечал им кротко, а когда стали льстить Ему, Он изрекает против них слова поносные, показывая тем, что как тогда не могли они рассердить Его, так и теперь своей лестью не могут расслабить Его». НО ОН СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: РОД ЛУКАВЫЙ И ПРЕЛЮБОДЕЙНЫЙ ИЩЕТ ЗНАМЕНИЯ с неба, и Я мог бы показать вам и такое знамение, но Я знаю, что и знамение с неба только временно поразит вас, но вера не найдет места в сердцах ваших, зараженных злобой и завистью. Сколько чудес и знамений с неба явил Отец Мой роду вашему от времен древних! И сколько раз вы, народ Им избранный, как невеста Ему обрученная, изменяли Ему, обращались к идолам, как непотребная любодейца! Как изменяли вы Моему Отцу, так не верите теперь и Мне. Если бы и явил Я вам знамение, как вам хочется, вы не уверовали бы, и это знамение только послужило бы вам к сугубому осуждению, а потому И ЗНАМЕНИЕ НЕ ДАСТСЯ ЕМУ, этому роду лукавому и неверному! Не для славы людской, не ради любопытства праздной толпы творю Я чудеса, а по человеколюбию, во славу Отца Моего и во спасение людей. Я оказал вам тысячу благодеяний, но ни одно из них не привлекло вас ко Мне. Поэтому вы узнаете Мою силу из дел противных, когда увидите ваш город, разоренным до основания, и храм, обращенным в развалины, когда будете скитаться повсюду, как беглецы и бездомные. А теперь другого знамения не дастся этому роду лукавому,КРОМЕ ЗНАМЕНИЯ ИОНЫ ПРОРОКА; ИБО КАК ИОНА БЫЛ ВО ЧРЕВЕ КИТА ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, ТАК И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БУДЕТ В СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ, в глубине гробовой пещеры, ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ (Иона 2:1—2). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не сказал ясно, что Он воскреснет, потому что они стали бы смеяться над этим; а предвозвестил это прикровенно, впрочем так, чтобы они могли поверить, что Он знал это еще прежде. И они точно поняли смысл Его предсказания, как это видно из их слов к Пилату: «обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну»  (Мф. 27:63), между тем как ученики Христовы, будучи менее их сведущи, не уразумели этого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:1–3 ). Во время этого явления Авраам получает подтверждение того, что именно от Сарры меньше чем через год, родится сын. Святитель  Амвросий Медиоланский  считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы,– кажется, это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин полагал, что это были просто три ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это  Иустин Философ ,  Ириней Лионский , святитель Иоанн Златоуст – считали, что это было явление двух ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа»  ( Быт. 18:22 ). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы в Писании и связывается имя ангела. Мы увидим подтверждение этому в последующих книгах. Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поскольку Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» 78 . Неслучайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета. 3.10. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры В связи с историей гибели Содома и Гоморры хочется сделать следующие замечания. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» ( Быт. 18:17 ). Эти слова проливают свет на тайну пророческого служения. Почему бы и не утаить? Такова Его воля. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто ( Сир. 3:22 ). Три добродетели «Нищета, скорбь и рассуждение – вот работные орудия монашеской жизни… Ибо сказано в Писании: еще будут сии три мужа: Ной, и Даниил, и Иов… ( Иез. 14:14 ). Ной изображает собою нестяжательность, Иов – терпение, Даниил – рассудительный суд. Если сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем» (авва Пимен). Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору ( Сир. 3; 31 ). Осмотрись «Слышим часто, что люди людям в различных случаях говорят: осмотрись. Христианине и монаше! Тебе наипаче прилично сказать слово сие: осмотрись. Отрекся ты сатаны и злых дел его: не обратился ли паки к нему злым и развращенным житьем своим? Осмотрись! Обещался ты работать верою и правдою Христу Господу, умершему и воскресшему за тебя, но вместо того не работаешь ли греху?. . Осмотрись! Всем нам подобает стать пред судищем Христовым: суду тому – суду Божию, а не человеческому – предстанешь и ты. Поминаешь ли страшный день оный и имеешь ли светильник горящий и елей в сосуде, и готовишься ли к сретению грядущего оного Судии? Осмотрись… Осмотрись, душе моя, како живешь, како обращаешься. Как поступаешь, говоришь и мыслишь?» (святитель Тихон Задонский ). Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня ( Ис. 65:1 ). Евангелие «Что пластырь живительный, – говорит святитель Тихон, – язве или ране телесной, то душе грешной, страхом суда Божия и печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие… Не бойся, грешная и кающаяся душа, веруй только во Евангелие и почувствуешь в сердце твоем животворность его. Рассуди сам: ради кого Христос Сын Божий в мир пришел? Ради грешников. Не так отец, не так матерь над болящим чадом своим умилостивляется, как милосердый Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении сердца к Нему вздыхающим… Имей убо сокрушенное сердце – и Евангелие будет тебе вместо пластыря». Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи ( Сир. 6:6 ). Крупицы духовной мудрости

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

84 Там же. 85 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 5, 132. 86 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI. 5, 132 — 6, 133. С. 134—136. 87 Отпуст часов и вечерни во Святый и Великий пяток. 88 Последование погребения мирских человек, 2-й тропарь на «Благословен еси, Господи». 89 Быт.3:6. 90 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 1, 127. С. 128. 91 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 2, 127—128. С. 128—130. 92 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 3, 128—129. С. 130. 93 «Икона, без сомнений, есть подобие и образец, и оттиск чего-либо, показывающий собой то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу, то есть изображаемому лицу или предмету; ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается». См.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 3, XVI/Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. [Б.м.:] Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1993. С. 100. Святые отцы догматически положили, что честные иконы должны полагаться к поклонению — поскольку «чем чаще при помощи икон» Христос, Пречистая Его Матерь и все святые «делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах» (см.: VII Вселенский собор. Деяние 7/Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 590—591), и когда мы, «припав, поклоняемся не веществу, но Тому, Кто изображается ...и честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз» — см.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 4, XVI (89)/Иоанн Дамаскин, преподобный. Источник знания. [Б.м.:] Индрик, 2002. С. 313. 94 Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 2, XX. С. 59—60. 95 «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно: 96 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»: 97 «Диавол ...был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи»: 98 Отпуст Святых страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010