«Как свидетель – современник, должен сказать, что Владыка Питирим, переиздавая в 1969 г. Постную Триодь, сделал совершенно сознательный выбор в пользу старой редакции, руководствуясь не только дореволюционными учеными дискуссиями, но и существующей в церковной среде репутацией двух редакций». Свидетельства современников, конечно же, являются ценнейшим историческим источником, особенно при отсутствии других документальных материалов. Однако в данном случае сохранился и опубликован протокол заседания Календарно-богослужебной комиссии от 11 февраля 1969 года, на котором как раз обсуждался вопрос об издании Постной Триоди. Вот этот протокол: «2)Постная Триодь При издании Триоди Постной предложено было исходить из Триоди, исправленной архиепископом Финляндским Сергием . Произвести чистку отдельных мест, дать объяснение трудных оборотов, подготовить словарь и некоторые нотные приложения. Например «Покаяния...», «Приидите, ублажим...»  Были сделаны пожелания включить в Триодь Постную «Чин прощения», в Неделю сыропустную, поставить в определенное место вечерний Канон о распятии Господнем, читаемый в Великий пяток а повечерие, может быть, исключить. Еп. Питиримом были заданы вопросы: 1. Почему Минеи и Триоди архиеп. Сергия не получили признания? 2. Нельзя ли найти архивы, узнать методы его работы? 3. Каким шрифтом делать вставки в новые издания? Ответ проф. Н.Успенского. 1. Люди привыкли к прежней редакции песнопений Постной Триоди (например, «Сеченное сечется...» а не «Сеченным сечется...», «студными бо окалях душу грехми» . а не «студными бо оскверних душу грехми...»), а изменения нарушали музыкальный ритм песнопений. 2. Архивных материалов не сохранилось . От П.П. Мироносицкого осталась исправленная им Цветная Триодь, хранится в библиотеке ЛДА, а Постной нет . 3. Триодь печатать славянским шрифтом, а примечания в конце книги можно сделать русским шрифтом» . Из протокола видно, что «дореволюционные ученые дискуссии» не могли повлиять на решение Богослужебной комиссии, не имеющей сведений ни о принципах деятельности Комиссии, ни о сохранности ее архивов. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание еп. Питиримом никогда не существовавших исправленных миней .

http://bogoslov.ru/article/1934928

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк. 18:13 ). Т.е., не имея чем похвалиться, он все свое упование полагает на милость Божию. И вот как осмысляет это евангельское чтение Триодь: «Фарисей тщеславием побеждаем, и мытарь покаянием приклоняем, приступиста к Тебе единому Богу: но ов убо похвалився, лишися благих: ов же ничтоже вещав, сподобися дарований…» Т.е. фарисей, похвалившись, лишился благих даров Божиих, а мытарь, ничего не говоря, напротив, сподобился их. И здесь мы можем сказать, что Триодь не совсем точно следует за Евангелием. Действительно в евангельской притче мы видим, что мытарь произносит свою короткую молитву: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!», а Триодь отклоняясь от текста утверждает, что он, «ничтоже вещав». Но это не неточность, не отклонение. Здесь Триодь таким своеобразным и непривычным для нас образом предлагает нам наставление: она хочет сказать, что правильная молитва ведет нас к молчанию. Молитва начинается с языка, а заканчивается ухом, т.е. слухом. В конечном счете важно, не то, что мы скажем Богу, а то, что мы услышим то, что Бог скажет нам. В одном из псалмов Давид взывает ко Господу: «Не будь глух ко мне, не молчи, если Ты не отвечаешь, я подобен нисходящим в могилу» ( Пс. 27:1 ). А услышать Бога можно только в тишине. Молчать, пребывать в тишине – значит забыть о себе, обратиться к Богу до самозабвения, оставив в стороне все свои добродетели и даже все свои грехи, потому что и то, и другое лишь капля в сравнении с океаном Божией милости, премудрости и любви. Фарисей предлагает Богу выслушать свой монолог, и остается с самим собой, а мытарь открывает покаянием свое ухо для слов Божиих, полных милосердия, кротости и «глубочайших помышлений» ( Пс. 91:6 ). Аминь! Дорогие братья и сестры! С сегодняшнего дня мы начинаем готовиться к Великому Посту и впервые за богослужением раскрывается Триодь постная. Читая Евангелие, мы видим, что Господь нередко облекает Свои поучения в парадоксальную форму. Он говорит, что первые будут последние, а последние – первые; кто хочет быть господином, да будет всем слугой и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Триодью (Τριδιον) называются две богослужебные книги, которые содержат в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-и или 8-и песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги ([tριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, а в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая – Цветною Триодью. Триодь Постная Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост , состоящий из Великой Четыредесятницы и седмицы Страстной 239 . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя (воскресение) мытаря и фарисея, Неделя (воскресение) блудного сына, суббота и Неделя (воскресение) мясопустныя, вся седмица (семь дней) сырной Недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й Недели Великого поста – суббота акафиста, Неделя (воскресение) ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Первого и древнейшего типа триоди до нас не дошло: сборники этого типа должны содержать в себе чью-либо одну триодь – или св. Феодора, или св. Климента, или же св. Иосифа, – в чистом виде, или же сь их дополнениями. В рукописях сохранились исключительно сводные типы, представляющие собою соединение перечисленных триодей, преимущественно же триодей свв. Феодора и Иосифа. Но что указанный древнейший типе триоди должен был существовать, это – несомненно из того, что триодь св. Феодора появилась раньше триоди св. Иосифа. Кроме того, в сводных триодях сохранились некоторые следы и действительного существования раздельных триодей. Например, в ватиканской триоди 771 седмичные песнопения 40-цы записаны в таком порядке: сначала помещаются седальны, подобны и обои трипеснцы св. Иосифа, за ними следуют трипеснцы св. Климента и, наконец, – трипеснцы, седальны и подобны св. Феодора. Вероятно, переписчик или имел пред своими глазами две различно расположенные триоди – Иосифову и Феодорову, дополненную песнопениями Климента, или же он списывал свою рукопись с оригинала такого происхождения: он не потрудился даже собрать в одно место однородные песнопения свв. Иосифа и Феодора. Аналогичное же разделание проведено, как было уже указано, переписчиком синайской триоди 734–735 между всеми тремя триодями – Феодора, Иосифова и Климента. Что касается до сводных триодей, то с точки зрения вышеуказанных признаков, их можно классифицировать по месту и по времени: так по месту можно различать типы триодей – восточный и западный. В том и другом можно выделить более частные группы, например, как было показано, – группу триодей с более или менее сильным влиянием студийским: если бы поддавались какому-либо определению анонимные песнопения, то, вероятно, можно было бы определить и другие более частные восточные и западные местные типы триоди. Затем, для каждого местного типа можно установить ряд групп, представляющих последовательную эволюцию этого типа с IX по XV век. Приблизительно до XII века восточные и западные триоди различаются лишь своим составом: западную триодь можно сразу узнать по особенным подобнам и самогласнам страстной седмицы, самое богатое собрание которых дает ватиканская триодь 771 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления». 206 Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Постная Триодь в Неделю о блудном сыне раскрывает его силу: при условии истинного смирения и раскаяния грешника возможно прощение самых тяжких грехов. Но если человек не осознал этого, ему предлагается последняя попытка – Неделя о Страшном суде, накануне которой, в субботу мясопустную совершается поминовение усопших. И это не случайно. Мысль о конце жизни отрезвляет тех, кто забыл о вечности и всей душой прилепился к земному. Гимнограф напоминает таким грешникам о тленности всего земного: тела, славы, красоты и побуждает обратить свой взор к вечному: «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще... и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко не имущия дыха- ния. Во гробы вникнем: где слава, где доброта зрака, где благоглаголивый язык, где брови или где око – вся прахи сень: темже пощади, Спасе, всех нас». 207 По мысли прот. Григория Дьяченко «в службе недели мясопустной собрано все, что есть величественного и трогательного, – все, что только может пробудить человека от беспечности и внушить грешнику страх Божий». 208 Основные темы песнопений этой Недели следующие: • страшные явления и переворот природы в последний день мира; • гнев Судии к грешникам и их трепет; • милосердие к праведникам и их радость; • картины рая и ада; • добродетели, ведущие в Царство Небесное. 209 Воспоминание о Страшном суде совершается для того, чтобы грешник не предавался беспечности о спасении. В богослужебных песнопениях этой Недели изображаются также и следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется, вдовица и дева исправится: и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное». 210 Песнопениями сырной седмицы Постная Триодь подготавливает христиан к подвигу Великого поста и заботится, чтобы они положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

• «давый нам пощения время обратитися и живым быти, и никакоже погибнути». 400 Пост, таким образом, вновь делает человека живым, спасая его от тления. «…Да восприимем нетленный венец» 401 , – призывает гимнограф еще в период подготовки к Великому посту, однако замечает, что нетление даруется только истинным постникам: «…Да получим венцев нетленныя сладости, еже уготовал еси истинным постником». 402 Тем самым достигается цель поста: утраченная в момент грехопадения целостность человеческой души, восстанавливается во время поста, и человек обретает спасение, избегает геенны и наследует Рай . Постная Триодь еще в подготовительное время определяет время Великого поста, как «время воздержания, являющее тебе свет спасения» 403 , а в Неделю сыропустную, в память изгнания Адама из Рая, говорит о том, что постник будет спасен в день Страшного суда: «…Препоясавшеся добрым поста подвигом…Творяй сия, истинный приимет венец от Всецаря Христа в день судный». 404 По установлению Триоди пост – «…душам спасение». 405 Духовный пост помогает избежать «болезни лютыя, вечнующия геенны». 406 Песнописец призывает к посту смиренную душу, обещая избежать геенны: «Смиренная душе моя постися, вжигающи в себе Владычное возлюбление. Имже будущия возможеши избежати геенны» 407 и ставит в прямую зависимость борьбу со страстями и избежание геенны. Он пишет: «И мы постящеся, пещи всех страстей угасим, яко да геенскаго избегнем пламене». 408 Постная Триодь обещает получение великой славы за подвиг воздержания и избавление от геенны: «Великия вернии во время покажем воздержания труды: яко да славу великую получим, милостию Великаго Бога избавляеми пламене геенскаго». 409 Итогом же постного подвига является достижение цели поста – возвращение в райские обители, утраченные прародителями Адамом и Евой: «Снедию древле горькою, изринувшеся из рая, воздержанием страстей потщимся внити». 410 Подводя итог, можно сделать вывод о том, что благодатное значение поста складывается из обретения дарований, которые Господь изливает изобильно на истинно проводящих пост христиан, главным из которых является спасение и наследование Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Минея общая содержит изменяемые молитвословия не каждому святому отдельно, как Минея Месячная, но общие каждому лику святых особо, например, общая служба Апостолам, Мученикам, Святителям и т. д. Кроме служб святым, в ней помещаются также общие последования праздникам Господским, Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам. Общая Минея имеет двоякое употребление: во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым нет написанной отдельной службы в Минее Месячной; во-вторых, в бедных церквах, где нет полного комплекта всех богослужебных книг, Общая Минея служит для замены 12-ти Месячных Миней. Есть еще Минея Дополнительная в которой содержатся службы недавно прославленных святых, не вошедшие поэтому в Минею Месячную. Триодь постная и Триодь цветная Эти две книги содержат молитвословия для подвижных дней богослужебного года, зависящих от того, в какой день года придется Пасха. Называются эти книги так потому, что характерным содержанием их являются неполные каноны, состоящие большей частью из трех (1-ой, 8-ой и 9-ой) песней (по-гречески τριωδιον ­­ «триодион» «трипеснец»), или из четырех (четырепеснец), или из двух (двупеснец). Триодь постная содержит молитвословия подготовительных недель к Великому посту, молитвословия самого Великого поста и молитвословия Страстной седмицы. Первая служба, помещенная в Триоди постной, это служба Недели Мытаря и Фарисея, а последняя служба Великой субботы. Молитвословия Триоди постной в будничные дни заменяют собою молитвословия Октоиха. Из Октоиха берутся только некоторые седальны и светильны, но они печатаются в самой Триоди, так что можно обходиться без пользования самой книгой Октоиха. Только в воскресные дни периода постной Триоди воскресные песнопения берутся для каждого данного гласа из Октоиха. Во время пения Триоди постной пение Минеи не отменяется, но есть некоторые дни, когда и Минея отлагается, а вся служба совершается только по Триоди. Триодь цветная содержит молитвословия начиная с первого дня Пасхи и кончая неделею Всех Святых после Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В Синаксари сырной субботы говорится, что просиявшие в пощении святые мужи и жены, помогут нам в предстоящем посте, «поучающе нас образом сих к добродетелей поприщу, и доблественне на страсти и на демоны вооружитися». Приведя примеры великих постников: Господа нашего Иисуса Христа, святых Ветхозаветных и Новозаветных подвижников, гимнографы, таким образом, укрепляют постящихся на духовные подвиги. 2.3. Правильный постный подвиг Постная Триодь дает ценные сведения о том, как необходимо проводить пост. От образа прохождения поста зависит, достигнет ли постящийся христианин цели поста. Гимнография Триоди дает ответ на вопрос о том, каково должно быть настроение совершающего пост, его состояние души; каким образом надо совершать пост, чтобы достигнуть его цели. Несмотря на то, что время поста является трудным, временем подвига и борьбы, гимнографы описывают настроение, с которым необходимо проходить пост в подтверждение слов Спасителя: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф.6:16 ). Триодь призывает поститься радостно, весело, светло, приятно. «Радостно приимем вернии богодохновенное завещание поста». 253 Песнописец призывает принять Богом завещанный пост с радостью, потому что при помощи поста можно достичь состояния первозданного Адама, чтобы подготовиться к достойной встрече Пасхи и наследовать Царство Небесное. «Время явися благое: придиите, весело приимем». 254 Пост совершается весело, «светло» 255 , «не сетующе» 256 (не печалясь). «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви» 257 . Пост явлется еще и усладой, наслаждением, так как во время поста отлагаются страсти и достигается утешение: «…Постная благодать яве, созывает вся верныя, вопиющи с веселием: придите насладитеся, таинство страстей отложивше, да будущаго сподобитеся утешения». 258 Только с таким настроением проходящий пост христианин, угоден Богу. Гимнография Постной Триоди определяет то состояние души человека, которое подходит для времени поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

211 Песнотворцы внушают мысль, что эта седмица есть «покаяния преддверие» 212 , «предпразнство воздержания» 213 , «седмица предочистительная». 214 «Отверзошася божественного покаяния преддверия: приступим усердно». 215 Открывается дверь божественного покаяния, к которому необходимо приступить усердно. «Светлая предпразнства воздержание, светлая предпутия поста днесь» 216 . Наступает светлое время праздника воздержания, начало поста. Гимнографы напоминают, что это время, предназначенное для покаяния: «Сие время есть покаяния» 217 , в течение которого необходимо просить оставления прегрешений и достичь примирения с Богом. «Время святаго поста воспримем вернии, просяще оставления, ихже кийждо согрешил» 218 ; «се время покаяния: востани душе моя, благодетелю и Богу тепле примирися». 219 Триодь напоминает, что в постное время вступать надо в чистоте: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием…но в чистоте помышлений усердно внидем». 220 В подготовительное время гимнограф постоянно напоминает об усердии, которым нужно сопровождать пост: «Введеся время душе моя покаяния, не небрези» 221 ; «пост…потщимся совершати непрестанно». 222 Песнописцы, настраивая готовящегося к совершению постного подвига, говорят о том, что пост надо соблюдать постоянно, что «время пощения», установленное Христом, дается «на побеждение грехов, и очищение спасительное, и дарований приятелище». 223 В конце подготовительных седмиц, в Неделю сырную, Триодь, как бы подводя итог предшествующим песнопениям о подготовке к посту, призывает: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть». 224 Неделя сырная – последняя приготовительная к Великому посту, преддверие поста. В песнях этой Недели Триодь вспоминает грехопадение прародителей Адама и Евы, раскрывает, что оно произошло от невоздержания, и показывает нам, как гибельно невоздержание и как спасителен пост: «…Да еже не сохранив он пострада, погубив нетление, сохранивше мы восприимем постом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот пускай плетут «афинейские плетения» те, которые не признали во Христе Начальника жизни и смерти, те, которые до сих пор не могут увериться самыми явными свидетельствами, вот и пускай объясняют тайну пустого гроба. А гроб пуст. На Великую Субботу в синаксарии такой эпиграф есть: «Всуе храниши гробъ не бо содержитъ рака Присноживота». В переводе: напрасно стережёшь гроб, стража, ибо в нём не находится Начальник жизни. Гробница не держит в себе Начальника жизни, Присноживота. Приводится другое пророчество: иже отъ лвъ, – вот когда патриарх Иаков благословлял перед смертью своих детей, какие слова он сказал Иуде? Открывайте 49-ю главу книги Бытия. В этой 49-й главе речь идёт об Иуде, 8-й стих: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычей сын мой поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» – В переводе, в славянском: «кто возбэдитъ его?». Так вот: иже отъ Спящаго во гроб; уснулъ Владыка, как лвъ. Кто возбудитъ Тя, Слове. Восстани самовластно, какъ отдалъ Себя за насъ добровольно . Вот вам литургическое богословие. Вот лев уснул, кто может возбудить спящего льва? Попробуйте к нему подойти. Сам возбудится. И Христос – Лев от Иуды, Царь от Иуды. Вот Он уснул, кто возбудит Его? Никто. Он Сам пробудится самовластно: воскреснет. Восстани самовластно, как отдавший Себя за нас добровольно. . Это вот всё в стихирах на Великую Субботу. Вот если бы мы внимательно смотрели ! Вот как минимум нам нужно иметь, знаете, дома Октоих в 2-х частях – с 1-го по 4-й с 5-го по 8-й , Триодь Постную, Цветную Триодь – вот эти 4 книги необходимо иметь, потому что Октоих повторяется через каждые восемь седмиц. Цветная Триодь – это буквально всё, что с Пасхи до Вознесения. А Пентикостарион? А Триодь Постная с Субботы Лазаревой по Великую Субботу? И всё это прекрасно раскрыто. А сколько паремий приводится в эти дни, читается? Только что мы не можем в этой сутолоке слушать, да и никто не слушает, потому что и голос, во-первых, нужен сильный, и чтение должно быть неторопливым, потому что и служба одна длиннее, люди устают и, конечно, наше внимание рассеивается. А так, если бы мы внимательно вникали в содержание текстов, то, я не знаю, не замечали бы, действительно, и службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010