А что не всякое пророчество было неясным, но только эта часть была прикрыта, послушай Павла, который ясно показывает нам то и другое, т.е., что закон был прикровен, и только в этой части. В послании к Коринфянам он говорит так: «имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор.3:12—14). Слова эти, может быть, неясны; потому нужно пояснить их, напомнив вам саму историю. Когда Моисей, приняв на горе скрижали, намеревался сойти оттуда, то от святого лица его воссияла такая неизреченная и дивная слава, что никто из народа не мог подходить к нему и беседовать с ним. Потому, чтобы не быть совершенно недоступным для народа, он налагал на лицо свое покрывало и таким образом доставлял иудеям возможность безбоязненно обращаться с ним. Он имел это покрывало, беседуя с народом, а обращаясь к Богу, опять снимал его. Это происходило как для того, чтобы законодатель приобрел доверие от тех, которые имели получить приносимый им закон, так вместе с тем и для того, чтобы в нем предначертан был образ истины и преднаписана была причина домостроительства Христова. Так как некоторые имели сказать: почему Христос пришел не с обнаженным Божеством, но облекся плотию? — то задолго прежде посредством лица раба были предупреждены все такие возражения. Если славу раба, впоследствии времени приданную ему, иудеи не в силах были видеть, то как могли бы они потом смотреть на обнаженное Божество?    7. И не только на это указывает нам Моисеево покрывало, но и на то, что и иудеи испытывают тоже в отношении к закону, что испытывали они тогда в отношении к лицу Моисея. Как не созерцали они славы лица законодателя от того, что препятствовала лежавшая завеса, так не могут они теперь видеть и славу закона. Это нужно нам и против еретиков. Подумав, что сказанное служит к осуждению закона, они ухватились за это место послания; услышав, что закон имеет «покрывало» и что он «престает», и приняв это за порицание, они оставили Писания, чтобы водиться собственными умствованиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

Аминь. Поучение 69. О покаянии 1 Иисус Христос, по беспредельной благости Своей к людям, даровал Своей церкви и целительное врачество против всяких недугов душевных, т. е. против всяких грехов. Это таинство покаяния, в котором верующий, с истинным раскаянием исповедуя свои грехи пред священником и получая от него разрешение, невидимо получает прощение своих грехов от Самого Христа Спасителя. Еще прежде Своих страданий и смерти Господь обещал Своим ученикам даровать благодатную власть вязать и разрешать, то есть не отпущать и отпущать грехи, когда сказал: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли; будут разрешена на небесех ( Мф. 18:18 ). По воскресении из мертвых Господь установил таинство покаяния, т. е. даровал апостолам обещанную власть отпущать или не отпущать грехи. Это было так, по изображению евангелиста Иоанна Богослова: В первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите на том останутся ( Ин. 20:20–23 ). Кающийся грешник исповедует свои грехи пред духовным отцом; священник слушает исповедь и, следуя духовному рассуждению, по данной ему от Бога власти, отпущает грехи кающемуся грешнику, или не отпущает, если этого требует качество исповеданных грехов: но в то же время Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий, прощает или не прощает исповеданные грехи. Дивная власть дана священникам! Они, говорит святой Златоуст, – «обитают еще на земле, а допущены управлять небесным, получили такую власть, какой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам. Ибо не ангелам сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Хотя и начальствующие на земле имеют власть вязать, но только тела; а сия власть касается самой души и восходит до неба; ибо что священник определяет долу, то Бог утверждает горе, и Владыка согласуется с мнением своих рабов».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Благонадежно и безбедно это водительство Божье в мире. Праведный Иов не боялся его, но молил Бога о ниспослании ему терпения против спорящих с ним и желающих непременно уличить его в том, что он не без вины, но за грехи свои страдает, говоря к Богу: " Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня? Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им " (Иова 17:3-4). Как бы так говорил он Богу: удержи меня при Себе, и тогда пусть руки всех поднимутся против меня - останусь я невредимым, если и тысячи ударов посыплются на меня - покрываемый Твоей десницей я пребуду невредим. Когда человек вступит на колесницу, управляемую волей Христа, Бога нашего, он удобно войдет в число друзей Христовых, или еще выше, зачислится в круг близкого родства Иисус-Христова по собственному Его изречению: " кто будет исполнять волю Отца Моего небесного: тот Мне брат, и сестра, и мать " (Матф. 12:50). При этом благоразумно возглашает св. Евфимий: " дивная сила исполнения воли Божьей - она сообщает повинующимся беспрекословно Божьему повелению свойство выше человеческое, творит их ближайшими родственниками Христовыми! " Истинно, величайшее в жизни этой добро есть соединение собственной воли с хотением воли Божественной! Святой муж имел обыкновение говорить: " чего ты желаешь, то самое есть твое Я , твое существо, твоя личность. " Ибо воля наша, присоединившаяся искренне и сердечно к Божественной воле, так сильна, что превращает всего человека, т.е. его чувства, его пожелания и действия, в существо чистое, невинное, доброе - одним словом чего мы сильно и сознательно желаем тем и действительно становимся в душе своей. Никто не желает стать серьезно и сердечно смиренным , послушным или щедрым - если он на деле не таков, то он притворяется только желающим быть таковым. Истинное хотение обнаруживается делом. " Если же силы твои недостаточны для совершения великих дел или для пожертвования неимущим, то по крайней мере желай этого. " Ты неимущий бедняк? Однако можешь иметь богатое сердце, которое, если бы имело, охотно бы и щедро наделяло бы неимущих. Ты имеешь недостаточные силы и средства, но можешь так расположить и посвятить себя на жертву Богу и для добра ближним, как бы имел ты в самом себе тысячу душ, а на теле тысячу голов, и все это не отрекся бы положить за Христа и веру в него. Если ты считаешь себя обиженным и несчастным, предавай себя во всем в волю Божью, говоря: да будет воля Твоя надо мной, о Боже мой! И достигнешь величайшего благополучия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Бог вошел в человеческую реальность через воплощение. Бог стал человеком и потому апостол Павел говорит нам: «все ваше, вы же — Христовы» ( 1 Кор.3:22-23 ). Каждый смертный призван быть причастником благодатной жизни во Святой Троице. Эта новая жизнь начинается в таинстве Святого Крещения. Жаль только, что для многих из нас крещение — это лишь формальность. А ведь это таинство — призвание, привилегия, долг. Во Святом Крещении каждый человек становится живым камнем великого здания Церкви Христовой. В нашей повседневной жизни на первом месте должен стоять вопрос: являюсь ли я воплощением правды, каковою является Христос, или как тот евангельский бесноватый говорю Ему: «что тебе до меня… не мучь меня», не лишай меня возможности пользоваться и наслаждаться сомнительными удовольствиями лукавого и прелюбодейного мира сего. Верить во Христа — значит предаться Ему полностью, без остатка и не только исповедовать Его устами, но и творить волю Его. Этого требует от нас Спаситель, говоря: «кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). Все мы, христиане — ученики Христа, Его апостолы. И так же, как тому исцеленному бесноватому, Христос сказал: иди «и расскажи, что сотворил тебе Бог» ( Лк.8:39 ), то же самое Он говорит и нам сегодня устами Церкви, устами пастырей. Христианин должен быть миссионером. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) — призывает нас Господь. Поэтому с помощью Божьей, вслушиваясь в каждое живое непреходящее слово нашего Божественного Учителя, последуем за Ним, чтобы, укрепляемые Его благодатной силой, примером всей своей жизни свидетельствовать миру о Христе. Аминь. Неделя святых Праотец Сегодняшнее воскресенье посвящено святым Праотцам, а следующее будет посвящено памяти святых Отцов. Так установлено для того, чтобы показать, что Христос по плоти является человеком и нашим братом. Приближается великий праздник нашей веры — день Рождества Христова и наша Мать — Святая Церковь — заботливо подготавливает нас к этому дню. С недавнего времени в наших храмах уже слышится дивная песнь: «Христос рождается, славите! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!». В сегодняшнем же апостольском чтении о Христе слышим: «в Нем мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов», «Он есть глава тела Церкви, Он — начало, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Святая Православная Церковь готовится встречать Того, о котором апостол Павел говорит: (Он), «придя, благовестил мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2,17-19 ). Во истину, Иисусом Христом, пришедшим в мир, Его воплощением мы получаем возможность пребывания среди святых.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Бог премудр: что же? Для того ли только Он украсил нас Богоподобными совершенствами и даровал нам все для жизни и благочестия, чтобы это прекрасное создание после нескольких десятков лет вдруг уничтожить?... Бог правосуден: а на земле Его что такое?... Часто и часто здесь путь нечестивых успешен, праведные же срезаются, как колося..., добродетель стонет от горя, порок ликует от радости... О, будет, несомненно будет время праведного суда и воздаяния, когда каждый получи [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 )... Жив Бог, – жива душа моя! Эту отрадную истину с полной силой раскрывает слово Божие и подтверждает история. Вот пророк Даниил говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». ( Дан.12:2 ) Вот Исаия взывает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» ( Ис.26:19 ) Вот Иов размышляет: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». ( Иов.14:14; 19:25 ) А вот и дивное свидетельство пророка Иезекииля: ему суждено было даже видеть образ сего воскресения. Среди поля, усеянного сухими костями человеческими, он видел, как, по слову Божию, кости эти пришли в движение и стали совокупляться одна к другой, каждая к своему составу, как потом появились на них жилы и выросла плоть, как покрылись они кожей, потом вошел в них дух жизни, и они жили и стали на ногах своих в великом множестве. Вслушайтесь еще в слова доблестной матери Маккавеев, исстрадавшейся страшными мучениями своих сыновей- мучеников, в слова, сказанные ею последнему, самому младшему своему сыну: «Умоляю тебя, дитя мое ... будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2Макк.7:28,29) И так, эта дивная мать, впоследствии, после мученической кончины семи сыновей своих, сама потерпевшая ту же кончину, только тем и утешалась, что по смерти своей опять будет неразлучно вместе со своими сыновьями-мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Будучи соединены тесною дружбою между собою, святители Василий Великий и Григорий Богослов во время своего обучения в Афинах избегали появляться в обществе других товарищей, зная, что «легче заразиться чужой болезнью, чем передать свое здоровье». Толстой свидетельствует о себе, что он переделывал некоторые из своих произведений до тех пор, пока, наконец, не начинал их портить. Отсюда видно, что есть предел, до которого можно «перевертывать стиль». Перейдя его, писатель утрачивает остроту внутреннего чутья, помогающего ему установить меру более или менее совершенного в своей литературной работе. Очевидно, здесь сказывается действие общего психологического закона, по которому привычка к знакомым предметам притупляет нашу восприимчивость и интерес к ним и даже порождает временно некоторую душевную апатию. «Говори главное, многое в немногих словах, — советует Сирах юноше. — Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать» (Сир 32, 10). Это правило следовало бы помнить не только юному возрасту, которому непосредственно оно обращено здесь. Далеко не все и зрелые люди умеют хранить меру слова, чтобы сказать всегда не больше и не меньше, чем сколько нужно для данной цели. «Не умея говорить, они не умеют и молчать», по древней римской пословице. Наибольшую бережливость речи соблюдали те, кто сами в изобилии обладали этим драгоценным даром. Таков был, например, митрополит Филарет — эта дивная сокровищница ума и слова, воспитавший целый ряд поколений в сознании высокой ответственности учительства. «Не говори много, — внушал он своим слушателям в одной из своих проповедей, — хотя бы ты мог говорить все хорошее. Ни в каком случае не расточай безрассудно слова, словесная тварь, Слова творческого». «Как часто я жалел о сказанном и никогда об умолченном», — сказал однажды Арсений Великий. Древний мудрец, внимательно наблюдавший судьбы человека на земле, оставил нам в числе других следующий жизненный урок: «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Притч 18, 12).

http://pravoslavie.ru/put/070129113934.h...

В послании к галатийским христианам Апостолу опять нужно было защищать свое апостольское достоинство. И здесь для него явились пакостники плоти, аггелы сатаны, лжеучители, какие приходили после него к коринфским христианам. И здесь лжеучители старались подорвать доверие к нему со стороны верующих. Эти лжеучители, так же как и коринфские, старались поколебать веру в учение апостольское о спасении язычников через веру во Христа и внушить им, что мало одной веры, а нужно соблюдать и обрядовый закон, данный через Моисея: закон об обрезании, о хранении субботы, праздников, омовений и прочем. А чтобы поколебать веру в истину апостольского учения как богооткровенного, они старались умалять достоинство святого Павла, утверждая, что он – только ученик апостолов, а не Христов, что учение его не вполне согласно с учением прочих апостолов, которые-де соблюдали и соблюдают Моисеев закон доселе. Поэтому якобы не следует слушать Павла, а слушать их, этих лжеучителей, потому что они учат якобы согласно с прочими верховными апостолами. Такие лжетолкования начали было колебать умы некоторых галатийских христиан; для юной Церкви грозила большая опасность. Сильно встревожило святого Апостола это обстоятельство и побудило его написать им свое послание, в котором он защищает свое достоинство и истину преподанного им учения. Часть этой защитительной речи изложена в нынешнем апостольском чтении. Возвещаю вам, братия, – пишет он к галатам, – что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа ( Гал.1:11–12 ). Значит, неправду лжеучители говорили вам о мне, – как бы так говорил Апостол, – что я не Христов ученик, но только апостольский. Нет, не от апостолов и не от кого-либо другого я узнал Евангелие, которое благовествовал вам, а от Самого Христа, через Его откровение. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, – и вот вдруг я стал иным человеком: стал защищать то учение, которое прежде опровергал; прежде я, по неразумной ревности моей об отеческих преданиях, был жестоким гонителем верующих во Христа, а теперь вдруг изменил образ мыслей и жизни моей. Отчего произошла во мне такая дивная перемена? Кто сделал меня из врага Евангелия проповедником его, из волка – овцой? Значит, со мной произошло что-то внезапное, сильно воздействовавшее на меня, совсем меня изменившее. Да, это действительно так и было: Бог благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам ( Гал.1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В числе указанных лет считается и продолжавшееся по три месяца время правления Иоахаза и Иехонии (из коих один отведен был в Египет, а другой с матерью в Вавилон), так что от начала своего пророчества до пленения Иерусалима, во время которого он и сам был взят в плен, он пророчествовал сорок один год, кроме того времени, когда был отведен в Египет и там пророчествовал в Тафнисе, как об этом говорится в его книге ( Иер. 43, 8 ). Вместо: слова Иеремии, Семьдесят поставили: слово Божие, бывшее к Иеремии, в том, то есть, смысле, что слова Иеремии есть слово Господа. Был же Иеремия из рода священников, которые жили к северу от Иерусалима на третьей мили, и из селения Анафоф. Дивная милость Господа, что при приближении уже плена, когда Иерусалим был обложен Вавилонским войском, Он все-таки призывает народ к покаянию, лучше желая спасти обратившихся, чем погубить согрешающих. Вместо: переселения, как все другие согласно перевели, Семьдесят поставили: пленение. Иезекииль же в Вавилоне тем, кои вместе с ним отведены были в плен, начал пророчествовать в тридцать пятом году после начала пророчества Иеремии. Ст. 4–5. И было слово Господне ко мне, говорящее: Прежде нежели Я образовали тебя во чреве, Я узнал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком у народов поставил тебя. Иеремия освящается в утробе не в том смысле, как предполагает ересь, что он существовал прежде зачатия, но потому, что в будущем предведал о нем Господь, для которого еще не совершившееся уже совершилось, по оному слову апостола: нарицающу не сущая яко сущая ( Рим. 4,17 ). А что он освящается во чреве, это мы должны понимать применительно к сказанному апостолом: егда же блоговоли Бог избравый мя от чрева матери моея, призвавый блогодатию своею явити Сына своего во мне, да благовествую Ею во языцех ( Гал. 1,15 ). И Иоанн Креститель освящается во чреве и принимает Святого Духа, и движется в утробе, и говорить устами матери (Лук. гл. 1). Сказанным же: пророком у народов поставил тебя дает разуметь то, что впоследствии мы будем читать в самой книге пророка, именно, что он пророчествовал не только Иерусалиму, но и многим окружающим народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Ведь другой соборной и апостольской церкви и нет на земле. Будем же беречь наш Корабль Церковный. Не будем никогда покидать Его. В нем для нас все есть. Есть и эта вера дивная, которая и горами двигает, а с такой верой ничего не будет невозможного. И проведет Он нас через бури житейские, и приведет нас к берегу Жизни Вечной. 11я Неделя по Пятидесятнице Страшную картину рисует нам Евангелие сегодняшнего Воскресенья. Начинается оно следующими словами: “Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди этих рабов был один, который задолжал Государю огромную сумму. Сумма эта была так велика, что он при всем своем желании никогда бы не смог ее выплатить. Выход был один: Государь мог продать его, его жену, детей и все, что он имел. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: “Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу.” Государь умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил. Слышите: не отсрочил выплату долга, не уменьшил его, а все, совсем, навсегда простил. Будто бы и ничего не было, все осталось по-прежнему. Началась новая, спокойная жизнь, как прежде. Даже лучше: теперь раб тот знал своего Государя: он видел в нем любящего Отца, а работать для такого Отца – ведь это блаженство. И вдруг произошло нечто ужасное: раб же тот вышел, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему совершенно ничтожную сумму, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне все, что должен. Государь его, узнав об этом, разгневался и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Вот так и мы. Мы все получили от Господа, но оказались неоплатными должниками. И мы просили прощения и получили его. И Господь нас принял в Свою Семью – Церковь Христову, и в ней мы можем переплыть это бушующее море жизни нашей, как в безопасном корабле. Корабль имеет все необходимое, чтобы защитить плывущих в нем от водной стихии: имеет крепкую основу, дно, борты, паруса, весла, руль. Так и Церковь Христова имеет и руль, которым управляет ее божественный Кормчий, наш Господь Иисус Христос, имеет и паруса, весла – это божественные таинства, имеет и крепкую основу – заповеди Христа, из которых главная – это любовь. И если мы будем блюсти эту главную Его заповедь – любовь, то мы будем в Семье Его, т. е. в Церкви и будем радоваться. Сколько Господь говорил об этом в своей прощальной беседе с учениками: “Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас,” ( Ин.15:12 ) “Сие заповедаю вам, да любите друг друга,” ( Ин.15:17 ). Да, невозможно быть в Церкви и не пребывать в Любви Его. Быть в Церкви Христовой возможно только при соблюдении Его главной заповеди, той заповеди, которая легла в основание всей Его Церкви, которая есть благоухание Христово, – а заповедь эта – любовь.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Видишь ли неизбежную опасность? Он вел войну не с отдельным отрядом, не с врагами, прямо стоящими против него, но окружен был со всех сторон, как бы опутан сетью и как бы охвачен тенетами, не от одного, двух или трех, но от всех народов, и, однако, все эти узы расторгнуты надеждою на Бога. « Со всех сторон окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но именем Господним я воспротивился им » (ст. 11, 12). Видишь ли, какие великие он изображает бедствия? Не просто сказал: « окружили меня »; но: « как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях », означая пчелами стремительность нападения, а тернием силу гнева и неукротимость раздражения, потому что кто удержит огонь, попавший в терние? И, однако, этих врагов, напавших с такою силою и стремительностью и окруживших меня, я не только избежал, говорит, но и отразил. Вспомни, как то же самое было и с веществом купины. Огонь пожигал купину, и однако ни купина не сгорала, ни огонь не погасал, но оба оставались вместе и не истребляли друг друга. Что слабее купины? И что сильнее огня? Однако дивная сила Божия чудодейственно сохранила то и другое. Подобное чудо совершилось и тогда (с Давидом). Враги, как огонь, устремились, и как пчелы, напали на него и окружили его, и однако не могли сделать ничего. Оружие непобедимое, помощь непреодолимая, имя Божие отразило всех их. « Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня » (ст. 13). Изобразив великость бедствий многочисленностью, положением, стремительностью и раздражением нападающих, он изображает и тем, что сам потерпел от них. Бедствия, говорит, так угнетали меня, что я был близок к падению и изнурению; ударами их я так был поражен, что готов быль пасть; но когда я уже падал на колени и преклонялся, и все средства человеческие оказались безнадежными, тогда Бог и явил мне Свою помощь. Так поступает Бог для того, чтобы никто не присвоял себе славы Его. Подобное тому, во времена судей, Он сделал с Гедеоном (Суд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010