На отдельные книги Свящ. Писания можно указать следующие толкования. Ветхий Завет 1. Пятикнижие Моисея. Св. Василий Великий («Шестоднев»), св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирии и др. Филарет, митр. Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Библия. М., 1867; Властов Г. Священная Летопись первых времен мира и человечества как путеводная нить при научных изысканиях. Т. 1–3 с картою и рисунками. 1879; Виссарион, еп. Толкование на паремии. Т. 1. СПб., 1894. 2.  Книга Иисуса Навина. Св. Ефрем Сирии, блаж. Феодорит, Ориген и др. Законченных толкований нынешнего времени на эту книгу нет. Несколько отрывков истолковано у Г. Властова. Священная Летопись… Т. 4. СПб., 1893. 3.  Книга Судей. Св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, блаж. Августин. О русской толковательной литературе на эту книгу приходится сказать то же, что и про книгу Иисуса Навина. Отрывки объяснены у проф. И. Троицкого. Религиозное общественное и государственное состояние евреев во время Судей. СПб., 1886. 4.  Книга Руфь. Блаж. Феодорит. Статья «Библейские женщины»//Православное Обозрение, 1889. 5.  Первая и Вторая книги Царств. Св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит. На русском языке толковательных трудов нет. 6.  Третья и Четвертая книги Царств. Из святых отцов те же. Экзегетических монографий у нас нет. 7.  Первая и Вторая книги Паралипоменон. Блаж. Феодорит. На русском языке и здесь никто ничего не изъяснил. 8.  Первая книга Ездры. Интерес к этой книге ни в ком еще у нас не возбудился. 9.  Книга Неемии. Нужно сказать то же. 10.  Книга Есфирь. У православных экзегетов нет объяснений и на эту книгу. А у инославных, кстати сказать, много. 11.  Книга Иова. В святоотеческий период книгу Иова толковали 24 греческих ученых отцов и толковников. В настоящее время сохранились лишь отрывки из святых Ефрема Сирина, Августина, Иеронима и др. Троицкий Н. Книга Иова. Последовательное изъяснение славянского текста. Тула, 1880. 12.  Псалтирь. По подсчету трудолюбивых инославных экзегетов Калмета и Лелонга, уже в XVIII веке толковательная литература на Псалтирь определялась тысячами. Из отеческих толкований остались отрывки или краткие комментарии святых Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаж. Феодорита, Кирилла Александрийского, Амвросия Медиоланского и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

На соборах русской Церкви вопрос о каноне не поднимался. У русских богословов XVIII в. было некоторое колебание в его решении. Довольно резко осуждали авторитет неканонических книг Феофан Прокопович (Христ. Прав, богословие), Ириней Фальковский (Догмат. Богословие. 1795 г.), Сильвестр Лебединский (Compend. theol. classicum. 1799 г.), автор «Догматик. Христ. Православной Вост. Церкви» (М. 1831 г.). Более благоприятный взгляд с частыми цитациями их высказывали: Стефан Яворский , Димитрий Ростовский . Более определенный и единодушный взгляд на них стали высказывать русские богословы со времени митр. Филарета. В Катихизисе митрополита Филарета и во Введении архим. Макария ветхозаветный канон ограничен еврейским каноном, неканонические ветхозаветные книги признаны полезными и назидательными, назначенными для чтения оглашенных. Согласно постоянной церковной практике, эти книги всегда помещались в славянских изданиях Библии: в Геннадиев-ском, Острожском и Елизаветинском. В русском переводе по благословению Св. Синода они также всегда помещаются, кроме изданий, назначаемых для Британского библейского общества. Приведем дословно выдержку из катихизиса, из отдела «о Священном Писании в особенности». Вопр.: Сколько священных книг Ветхого Завета? – Святый Кирилл Иерусалимский , святый Афанасий Великий и святый Иоанн Дамаскин считают их двадцать две, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке. Афан. Посл. 39 о празд.; Иоан. Дамаскин. Богосл. Кн. 4, гл. 17. Вопр.: Почему достойно внимания счисление евреев? – Потому что, как говорит апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской. Рим. 3, 2 . Вопр.: Как же исчисляют ветхозаветные книги святый Кирилл и святый Афанасий? – Следующим образом: 1) Книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) Иисуса Навина, 7) книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, как две части одной книги, 9) третья и четвертая книга Царств, 10) первая и вторая книги Паралипоменон, 11) книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому наименованию, книга Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст его же, 17) Песнь Песней его же, 18) книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О том же говорит и ее собственное нахождение вне канона. Так как писатель ее, судя по сопоставлению себя с пророками( Сир.24:36 ), был лицом, в высшей степени авторитетным, а писание его, судя по обещанию блаженства за чтение его ( Сир.50:30 ), было, в высшей степени, чтимое, то невнесение ее в канон нельзя объяснить ничем иным, как только тем, что при написании ее, что было, как сказано, за 300 лет до Рождества Христова, канон священных книг был уже заключен. На основании всех этих указанных данных нужно признать, что канон священных книг составлен был непосредственно после возвращения иудеев из плена, при жизни последних пророков, при содействии Ездры, Неемии и мужей синагоги, за 400 лет до Рождества Христова. В состав этого канона всегда входили следующие двадцать две книги: 1. Книга Бытия, 2. Исход, 3. Левит, 4. Числа, 5. Второзаконие, 6. Книга Иисуса Навина, 7. Книга Судей и вместе с нею, как прибавление ее, книга Руфь, 8. Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги, 9. Третья и четвертая книги Царств, 10. Первая и вторая книги Паралипоменон, 11. Первая книга Ездры и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии, 12. Есфирь, 13. Книга Иова, 14. Псалтырь, 15. Притчи Соломона, 16. Екклесиаст его же, 17. Песнь Песней его же, 18. Книга Пророка Исаии, 19. Иеремии, 20. Иезекииля, 21. Даниила, 22. Двенадцати малых пророков. Так, в таком именно числе, и приняла их от церкви Иудейской Церковь Христианская. Как наследница вверенного ей Богом достояния, она, в лице пастырей и учителей своих, тщательно старалась узнать все относящееся к священной письменности и вот какие свидетельства давала она от самого начала своего. „Должно знать, говорит знаменитый знаток Св. Писания Ориген , что книг Ветхого Завета, как передано от Евреев, двадцать две“. Перечисливши потом самые книги, он замечает: „вне их находятся книги Маккавейские“ 148 . „Двадцать две книги (Ветхого Завета) читай, говорит Св. Кирилл Иерусалимский , но не знакомься с писаниями, непризнанными в церкви“ 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

9 . Глаголев А. А., свящ. Комментарии на книги: Руфь, Вторую Паралипоменон, Третью и Четвертую Царств. – СПб., 1908. 10 . Дзичковский Г., диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Курсовое сочинение. Машинопись. – Загорск, 1971. 11 . Кастелло Дж. Первая и Вторая книги Паралипоменон. Пер. с англ. Машинопись. 12 . Лебедев П. Чтение об исторических книгах. Священное Писание Ветхого Завета. – Тверь, 1866. 13 . Лопухин А.П. Толковая Библия. Т. 2. – СПб., 1905. 14 . Михаил, еп. (Лузин). Библейская наука. Книга 3-я. Исторические книги Ветхого Завета. – Тула, 1899. 15 . Мэли Ю. Первая книга Царств. Пер. с англ. Колледжвилль, 1970. 16 . Питер, Эллис Ф. Третья и Четвертая книги Царств. Введение и комментарии. Пер. с англ. – Колледжвилль: Литуржикал пресс, 1966. Машинопись. 17 . Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви на мессианские места Библии. – СПб., 1914. 18 . Рубинский В.П. Комментарий на книги Ездры и Неемии. – СПб, 1907. 19 . Троицкий И. Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей. – СПб., 1907. 20 . Хант И. Книги Иисуса Навина и Судей. Предисловие и комментарии. Пер. с англ. Машинопись. 21 . Херасков М. , прот. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. – Владимир, 1908. 22 . Царевский А. Происхождение и состав Первой и Второй книги Паралипоменон. – Киев, 1878. 23 . Юнгеров П. Неканонические книги Ветхого Завета. – Казань, 1907. 24 . Юнгеров П. Частное и историко-критическое введение в Священные ветхозаветные книги. – М., 2004. Пророческие книги 1 . Афанасьев Д. И. Толкование на книгу пророка Исаии. – Ставрополь, 1894. 2 . Бриллиантов А.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. – Могилев, 1914. 3 . Виссарион (Нечаев) . Толкование на Паремии из книг пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии. – М., 1892. 4 . Лопухин А. II. Толковая Библия. СПб, 1909. Т. VII. – 1910. 5 . Михаил (Лузин) , еп. Библейская наука. Книга 5. Пророческие книги Ветхого Завета. – Тула, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Цари Иудеи и Израиля    Цари Иудеи и Израиля (Третья книга царств 2:12) Дом Божий    Дом Божий: прежде и сейчас (Первая книга Паралипоменон 17,14) План храма Соломона    План храма Соломона (Вторая книга Паралипоменон 3,1) Соломон воздвиг храм на горе Мориа, к северу от «города Давидова». Храм был построен в соответствии с планом, полученным некогда Давидом от Господа и переданным им Соломону (1 Пар. 28:11–13,19). Разделение на святилище и Святое в святилище отражает разделение скинии на святилище и Святое святых. Времена Ездры, Неемии и Есфири    Времена Ездры, Неемии и Есфири (Кина Ездры 8,36). Персидские цари эпохи восстановления, 559—404 гг. до Р.Х.    Персидские цари эпохи восстановления, 559—404 гг. до Р.Х. (Книга Неемии 2,1). Господь говорит Иову    Господь говорит Иову (Книга Иова 42,1). Премудрость взывает    Премудрость взывает (Книга притчей Соломоновых 8,1) Путь мудрости    Путь мудрости (Книга Екклесиаста 12,14) Мессия и Его Царство    Мессия и Его Царство (Книга пророка Исаии 11,1) Страдающий Слуга     Страдающий Слуга (Книга пророка Исаии 53,12) Иисус исполнил пророчество Исаии о страдающем Слуге. Призвание Иеремии     Призвание Иеремии (Книга пророка Иеремии 1,9.10). Трагический характер призвания Иеремии подтверждает принцип: когда Бог призывает человека к труду, Он дает все необходимое для этого. Как Иеремия, мы перечисляем наши слабости и ограничения. Но Бог обещает Свое присутствие, дарующее способности. Как Иеремия, мы опасаемся тяжелых ситуаций. Но Бог обещает Свое освобождение. Бог не призывает нас выполнять задание, в котором Он не может помочь. Путь к обновлению    Путь к обновлению (Плач Иеремии 5,21). Храм Иезекииля     Храм Иезекииля (Книга пророка Иезекииля 40,5). Восстановленный Иезекиилем храм – это не реальный объект, а видение, выражающее чистоту и духовную жизненность идеального места поклонения и поклоняющихся в нем. Видение не предназначено для земного, материального, исполнения, но подчеркивает истину, заложенную в имени нового города: ГОСПОДЬ ТАМ (Иез. 48:35). Бог будет обитать в новом храме и среди Своего народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2Цар.7:12–17 . Пророчество Нафана об утверждении дома Давидова После укрепления Иерусалима – столицы объединенного Израильского царства – Давид воодушевился благим намерением достроить Храм. «Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром», – делится царь своими мыслями с пророком Нафаном и получает одобрение от него. Но Господу было неугодно принять эту жертву из рук воинственного Давида, что и было открыто пророку Нафану. Пророк пересказывает царю откровение и поясняет, что Господь не нуждается в рукотворенном храме, «кедровом доме». Но за ревность о славе Божией Господь дает Давиду через Нафана обетование об утверждении дома Давидова на веки (7:12–17). Так как пророчество это произносилось в конкретной исторической ситуации, то отчасти слова пророка Нафана могут быть отнесены к сыну Давида – Соломону, но лишь отчасти: Соломон строит Храм Иерусалимский, и благоволение Божие до времени пребывает с его царством. Однако во всей силе и полноте великие обетования Божии, данные Давиду, могут относиться только к грядущему Мессии. В качестве подтверждения укажем на следующее: 1) Вечное царствование и утверждение престола Давида на веки не может быть обещано Соломону; 2) «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» – эти слова цитирует апостол Павел в Послании к Евреям (1:5) и относит их ко Христу. 3) В благовестии Архангела Гавриила Деве Марии повторяются слова обетования Божия: «И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Израилеве во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Сам Давид предвидел исполнение слов обетования не на ближайшем своем потомстве, а «вдали» ( 2Цар.7:19 ). 6. Третья книга Царств Книга содержит 22 главы, повествующие о восшествии Соломона на престол в Израиле, о славном периоде правления Соломона, о разделении его царства на Израильское и Иудейское после его кончины. Далее излагается параллельная история обоих царств, рассказывается о первых четырех царях иудейских и первых восьми царях Израильских. Таким образом, третью книгу Царств условно можно делить на 2 части:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

– Великая Суббота (III) 51; 13, 1–3, 10–12, 14–16; 22, 29 – 2 фев.: Сретение Господне (I) – 13 окт., 12 фев.: Иверской иконы Пресвятой Богородицы (III) 20–22; 14, 1–32; (15, 1–19) – Великая Суббота (6-я паримия) 15–18,21–23, 27–29 – 6 янв.: Святое Богоявление (II) 22–27; 16, 1 – Честного и Животворящего Креста (I); 14 сент.: Воздвижение Креста Господня; 6 янв.: Святое Богоявление (III, на вечерне); 10 июля: Положение ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (I) – Великий Четверг – см. 12, 51 и далее – Общая на праздники Господни (I); 6 авг.: Преображение Господне (I) – Великая Пятница 11–23; 34, 4–6,8 – 6 авг.: Преображение Господне (II) 1–5,9–10, 16, 34–35 – 21 нояб.: Введение во храм Пресвятой Богородицы (I) 1–4, 6, 8 – 2 фев.: Сретение Господне (I) 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 – 1 сент.: прп. Симеона Столпника и церковное Новолетие (II) – 2 фев.: Сретение Господне (I) – На благословение колокола или звона 16–17, 24–29 – Неделя Пятидесятницы (I) 2–3, 5–9,17–18 – 25 дек.: Рождество Христово (II, на вечерне) Второзаконие 8–11, 15–17 1,6–7,9–15 – Общая на праздники Господни (II); 16 авг.: Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (I) 1–7,9–10, 23–26, 28; 6, 1–5, 13, 18 – Общая на праздники Господни (III); 16 авг.: Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (II) Книга Иисуса Навина 7–8, 15–17 – 6 янв.: Святое Богоявление (IV, на вечерне) – Великая Суббота (V, на вечерне) – Святых Бесплотных Сил (I) Книга Судей израилевых 2, 7, 11–24 – Святых Бесплотных Сил (II) – 6 янв.: Святое Богоявление (X, на вечерне) 13–14, 17–18, 21 – 24 июня: Рождество св. Иоанна Предтечи (II) – 5 сент.: св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы (II) Первая книга Царств – 5 сент.: св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы (III). Третья книга Царств 51; 8, 1, 3–7, 9–11 – 21 нояб.: Введение во храм Пресвятой Богородицы (II) 22–23, 27–30 – На обновление храма (I); 13 сент.: Обновление храма Воскресения Христова (I); 21 мая: Свв. равноап. Константина и Елены; 15 июля: св. блгв. равноап. вел. кн. Владимира (I); 16 авг.: Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (III)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

За то весьма определенные положения мы с детства заучиваем в Православном Катихизисе Преосвященного Филарета. «В. Сколько священных книг Ветхого Завета? – О. Св. Кирилл Иерусалимский , св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин считают их – 22, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке. См. Афан. посл. 39 о празд. Иоанна Дам. Богосл. кн. 4, гл. 17. В. Почему достойно внимания счисление евреев? О. Потому что, как говорит Ап. Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от ветхозаветной церкви Еврейской. Puм. III, 2 . В. Как-же исчисляют ветхозаветные книги св. Кирилл и св. Афанасий? – О. Следующим образом: 1) книга Бытия... 6) книга Иисуса Навина, 7) Судей, и вместе с нею, как бы прибавление, кн. Руфь; 8) 1 и 2 кн. Царств, как две части одной книги; 9) 3 и 4 Царств, 10) 1 и 2 кн. Паралипоменон, 11) кн. Ездры 1, и вторая его-же, или, по греческому написанию, книга Неемии; 12) Есфирь; 13) кн. Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь Песней, его-же; 18) кн. пр. Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) кн. двенадцати пророков. – В. Почему в сем исчислении ветхозаветных книг не упомянуто о кн. Премудрости с. Сираха и некоторых других? – О. Потому что их нет на еврейском языке. – В. Как должно принимать сии последнии книги? О. Афанасий В. говорит «они назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь ». Далее предлагается деление священных книг на 4 разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие 526 . В журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» за 1876 год, месяц май, помещена статья: «О книгах так называемых апокрифических. Из академических чтений Филарета митрополита Московского» с эпиграфом, характеризующим отношение преосвященного Филарета к неканоническим книгам: Вся права разумевающим и права обретающим разум ( Npumч. VIII, 9 ). В этой статье мы читаем следующие параграфы. § 1. Вступление. Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Все книги Священного Писания по своему содержанию делятся на: 1) законоположительные – главные книги Ветхого и Нового Заветов, содержат закон богоугодной жизни и благую весть о Христе. К ним относятся пять книг пророка Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие (Пятикнижие); 2) исторические – это история ветхозаветной и новозаветной Церкви. К ним относятся: Книги Иисуса Навина, Книга Судей, Руфь, первая и вторая Книги Царств, третья и четвертая Книги Царств, первая и вторая Книги Паралипоменон, первая и вторая Книги Ездры, Есфирь; 3) учительные – это книги, раскрывающие основы вероучения. К ним относятся: Книга Иова, Псалтирь царя Давида, Притчи Соломона, его же Екклезиаст, его же Песнь песней; 4) пророческие – это книги, хранящие древние предсказания о Спасителе и откровения о будущих судьбах церкви. К ним относятся: книги великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12 малых пророков. Книги Ветхого Завета написаны задолго до рождения Спасителя. В них говорится, как Бог сотворил мир, как люди согрешили, как Бог изгнал их из рая, когда придет на землю Сын Божий, наш Спаситель Иисус Христос. Книги Нового Завета написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя. Люди, которые их писали, сами Его видели или жили среди тех, кто Его помнил. Главных книг Нового Завета четыре. В них описывается жизнь Спасителя на земле, Его учение, Его страдания, смерть и воскресение. Это – Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Слово «Евангелие» греческое, а по-русски оно значит «благовестие», т. е. хорошая весть о том, что Спаситель Иисус Христос пришел на землю, чтобы открыть людям путь для вечной жизни. Библия – наиболее читаемая в мире книга. Она становится настольной книгой как в семьях простых людей, так и среди интеллигентов. Распространение Библии особенно возросло в ХХ веке. Библия по переводам на другие языки занимает первое место в мире. На протяжении XIX века Библия выходила на 400 языках, а в течение XX века Библия или ее отдельные книги были переведены еще более чем на 1400 языков. К концу XX века Библия была переведена на 1928 языков.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Метатрон занимает исключительное место в небесном мире, он высочайший среди архангелов, князь и правитель над всеми князьями царств и сынами небес (3 Енох 10. 3-6). Подобно Богу, Метатрон восседает на престоле и председательствует на небесном Суде (3 Енох 16. 1). Его исключительное положение в небесном мире кратко выражено в титуле «малый Яхве» (3 Енох 12. 5, 48с. 7; 48d. что, возможно, является реминисценцией Исх 23. 20-21, где говорится об ангеле Господнем, в к-ром пребывает Имя Божие (ср.: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b). Небесный Суд в Е. т. к. описывается не в эсхатологической перспективе, а как разбирательство, к-рое происходит каждый день (3 Енох 28. 7, 9; 26. 12). Собрание судей состоит из 72 князей царств и князя мира, обвинителями являются сатана и его представители Саммаэль, кн. Рима, и Дуббиэль, кн. Персии (3 Енох 26. 12). Образ Метатрона как участника Божественного Суда связан с представлениями о Енохе-книжнике, записывающем дела людей ко дню Суда (см. ст. Енох ). Антропология В Е. т. к. уделяется большое внимание человеку, его душе, происхождению и посмертной участи (3 Енох 43. 1 - 44. 7). Люди подразделяются на 3 группы: праведных; тех, кто находятся в промежуточном состоянии, и нечестивцев. Души праведников после смерти восходят к Престолу Славы Бога и пребывают в Его присутствии, летая над Престолом (3 Енох 43. 2). Находящиеся в промежуточном состоянии очищаются в огне шеола , а затем, по-видимому, получают возможность присоединиться к праведным. Нечестивцы низводятся в шеол, где наказываются огнем в геенне . Описание их последней участи отсутствует (3 Енох 44. 3). В Е. т. к. встречается идея предсуществования души: созданные еще в начале творения души нисходят с небес для телесного рождения на земле (3 Енох 43. 3), души нерожденных считаются праведными (3 Енох 43. 1). Идея бессмертия в Е. т. к. не связана с верой в телесное воскресение мертвых. Литературные связи В основе образного ряда Е. т. к. лежат ветхозаветные тексты. Описание вознесения Еноха (3 Енох 6. 1) схоже с описанием взятия на небо прор. Илии (4 Цар 2. 11). Основные элементы представления о Божественной колеснице и Престоле Славы (3 Енох 1. 1; 1. 12; 5-7; 20. 2; 26), вероятно, сформировались на основе видений пророков Иезекииля, Даниила и Исаии (Иез 1; 3. 12-15; 22-24; 8. 1-4; 10. 1-22; 43. 1-7; Дан 7. 9; Ис 6. 1-3). Кроме того, в Е. т. к. заметно влияние 3 Цар 22. 19, где говорится о видении Господа, «сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное… при Нем, по правую и по левую руку Его». Описания огня и подобного радуге сияния вокруг Престола Божия в 3 Енох 22с. 4-7 основаны на Иез 1. 28. Рассказ о небесном Суде (ср.: 3 Енох 18. 19-21; 19. 4; 26. 12; 28. 7-10; 30. 1 - 33. 2; 33. 4; 36. 1-2; 37. 1) напоминает 3 Цар 22. 19-22; Пс 82; Иов 1. 6-12 и Дан 7. 10 (ср. описания в раввинистической традиции: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b; мидраш Шмот Рабба 30. 18; Вайикра Рабба 24. 2).

http://pravenc.ru/text/189991.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010