а) Нетление св. мощей убеждает нас, что смерть побеждена. Свет воскресения Христова осветил пред всем миром неисходный мрак могилы. Святые апостолы узрели и проповедали миру, что владычество диавола ниспровергнуто крестом и царство смерти разрушено воскресением Христовым. Но этот немерцающий свет, при окружающем нас мраке, нередко тускнет пред очами нашими. Колеблющаяся вера все еще спрашивает с недоумением: где-ж победа над смертию, когда она сама побеждает всех, когда и после воскресения Христова люди так же умирают, как умирали прежде, и «никтоже познан бысть возвративыйся из гроба?» Господь наш Иисус Христос Своими божественными обетованиями разрешил сие недоумение. «Аз есмь воскресение и живот», говорит Он нам: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут». Но когда будет сие и как будет? Како восстанут мертвии, коим же телом приидут? Подобные вопросы невольно теснятся в душе, когда видишь, что тело человека превращается в горсть праха, развеваемого ветром. Дивно ли, что самые утешительные обетования евангельские в очах маловерия покрываются как бы некиим мраком? Для рассеяния сего то мрака, для оживления в нас веры в обетования евангельские Господь благоволит являть в церкви Своей постоянное чудо нетления среди всеобщего тления и смерти. Теперь один взгляд на бренное, по существу своему, тело, целые веки пребывающее благодатию Божиею нетленным, уничтожает все сомнения; здесь не веруешь только, а видишь, что для Всемогущего вся возможна суть. При сем чуде нет места вопросам: возможно ли и как возможно бессмертие тела? Прииди и виждь, осяжи и веруй! Не какое-либо чуждое, а подобострастное нам тело, по глаголу Божию, пребывает нетленно и по смерти; по тому же всемогущему глаголу, и наше «тленное тело облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в бессмертие», и самая смерть, сколь ни страшна теперь, пожерта будет животом. б) Нетление св. мощей поучает, далее, нас жизни благочестивой в мире сем. Не одна, впрочем, смерть, а и жизнь наша покрыта не малым мраком, для рассеяния которого нужен постоянно свет свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Значительно большее влияние на переработку месяцеслова Пролога оказывали служебные Минеи. Святитель весьма усердно пользовался ими при своей работе. Можно даже сказать, что в некоторых случаях он смотрел на Минеи, как на руководство. К последнему побуждала Святителя задача его великого труда. Эта задача состояла в том, чтобы дать «Малороссийскому» народу назидательные чтения из житий святых на каждый день года. Так как предполагалось, что эти чтения будут иметь не только домашнее, но и церковное употребление, то желательно было, чтобы они согласовались с содержанием дневных церковных служб, т. е. были посвящены тем же святым, которых воспоминала и прославляла в этот день св. Церковь . Для достижения этой цели естественнее всего было следовать в распределении памятей святых по дням года служебным Минеям, – и влияние их, действительно, сильно сказывается на порядке и расположении житий святых, а, следовательно, и памятей их в Четиих-Минеях. Мы видим, что на первом месте стоят здесь всегда памяти и жития тех святых, которым есть служба в Минее. Святитель не отступает от этого правила даже тогда, когда для жития воспоминаемого церковью святого у него не находится материала. В таких случаях он обыкновенно излагает о святом только те сведения, какие можно было почерпнуть из Миней. Чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть Четии-Минеи хотя бы за следующие числа: 15 октября, 8-е января и 23 августа. Здесь порядок дня начинается с небольших житий – Евфимия нового, Георгия Хозевита и мученика Луппа, – которые составлены по служебным Минеям. После жития Евфимия нового находится даже следующее замечание Святителя: «жития сего преп. Евфимия нового не обретохом более нигде же, точию еже от службы в Минеи ему положенной уведети возмогохом, сие зде положихом» 81 . Далее, если в Минее полагалась служба такому святому, житие которого было дано уже ранее, свят. Димитрий никогда не пропускал его памяти в Четиих-Минеях, а всегда ставил на своем месте, указывая, где надо искать житие святого. Так, 2 мая Святитель, начиная день, заносит память св. Афанасия великого , но не дает его жития, а замечает: «житие его зри ианнуария в 18 день» 82 . Или, 25 мая – третье обретение главы св. Иоанна предтечи, – Святитель, указывая празднование, отмечает, что о всех обретениях «пространно писася февруария в 24 день» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

62 Св. Церковь празднует троякое обретение главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе 24 февраля и третье 25 мая (см. службы в минее месячной). Ср. Прот. Гр. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви, изд. 7, т. 1, стр. 289, сл. «От земли воссиявши Предтечева глава лучи испущает нетления, верным – исцелений, свыше собирает множество ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную восслати славу Христу Богу» (тропарь 24 февраля). В Византии 7 января, вдень собора Предтечи, праздновалось также перенесение десныя руки Крестителя из Антиохии в Царьград, а 12 октября празднуется перенесение ея же с о. Мальты в Гатчину (а позднее в Петроград в церковь Спаса нерукотворного образа). 63 «Христов пророк же и апостол, ангел же и Предтеча, божественнаго воплощения Креститель, и священник, и мученик верен, проповедник же сущим во аде ты был еси, и девствующим правило, и пустыни житель» (Служба 25 февраля, кан. п. 9, тр. 2). 65 «Деисис – икона, изображающая Иисуса Христа в царском или архиерейском облачении, по правую сторону Его Божия Матерь, по левую Иоанн Предтеча; иногда три отдельные иконы с теми же священными изображениями. Обыкновенно ставится в 3 ярусе иконостаса над иконою «Тайная Вечеря». Такое название произошло, по предположению, оттого, что под этой иконой молитва подписывалась по-гречески: Деисис (Δησις), и не знающие греческого языка стали принимать это слово за название иконы; кроме того, название могло получиться и от того, что Божия Матерь и И. Предтеча изображаются в состоянии молитвенного обращения ко Господу. Иногда Деисис называется весь ряд икон, в котором помещен Д.» (Правосл. богосл. эниикл.). 68 Выразительна в этом отношении история потопа. Здесь сказано в начале, что, видя развращение человеков, «раскаялся Господь, что создал человека, и воскорбел в сердце Своем (слав, пер.: и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли). И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил., от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт. 6, 6–7 ). Однако этот суд Божий и «скорбь Божия» и «раскаяние Божие» относятся не к творению как к таковому, но к данному состоянию мира, и тотчас же описывается спасение Ноя и сродников его, а также и животной твари через ковчег, и после потопа Господь сначала радугой, а затем и прямо дает обетование: «Не буду больше проклинать земли за человека... и не буду больше поражать живущего, как Я сделал» ( Быт. 8 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

– в храме святого: тропарь храма, тропарь святого, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого 373 (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала поются прокимены, Аллилуиа и причастны святого, затем – дневные). Апостол и Евангелие – рядовые и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала следует чтение святого, затем – рядовое). Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и празднуемого святого. §3.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в седмичный день в период пред- или попразднства Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности можно найти в Типиконе в последованиях 11 января (преподобному Феодосию Великому) и 9 августа (апостолу Матфию). Подобный устав имеют полиелейные праздники, случившиеся в период пения Цветной Триоди (см. 25 мая – Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи; 30 апреля – апостола Иакова Зеведеева). Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника 374 – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа 375 . Прокимен дня. В первый день попразднства Господских праздников поется великий прокимен («Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…») 376 . Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами 377 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Храм великомученицы Екатерины был построен в 20-х годах XVII века. Тогда он был деревянным. Первоначальный Екатерининский храм не отапливался. В 1732 году деревянный Екатерининский храм сгорел, но был возобновлен. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 годы. В 1800 году вокруг храма была устроена ограда. К 1813 году был пристроен правый Предтеченский придел в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1824 году по благословению правящего архиерея престольным праздником Предтеченского придела стал день Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. В 1835 году была устроена новая паперть, а в 1852 году – перестроена колокольня. В 1901 году были выполнены иконостасы в приделах храма. В 1906 году в правой башне ограды была устроена часовня в честь преподобного Серафима Саровского. В 1932–1933 годах после ареста последнего настоятеля храма – протоиерея Николая Вологодского – храм был закрыт. В 1960-е годы была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 года. В 1993 году при храме было открыто подворье Вознесенского Оршина женского монастыря. В 1996 году подворье получило статус самостоятельного Свято-Екатерининского женского монастыря. В 2001 году восстановлена колокольня. В монастыре один соборный храм – святой великомученицы Екатерины и три приписных: в честь святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты. В монастыре имеется два келейных корпуса: в одном проживают сестры, в другом действуют православные Богословские курсы. Третье монастырское здание реставрируется. Храм во имя великомученицы Варвары в Казани Церковь святой Варвары была построена в конце XVIII века. На месте церкви до 1774 года стоял дом казанского вице-губернатора Кудрявцева. В это время – в 1780 году – вся Казань заново отстраивалась после пугачевского разорения. На церковном антиминсе стояла дата – 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

223. ИоанноПредтечев , мужской, ныне архиерейский дом, в губерн. гор. Туле, на берегу р. Уны, к вост. от Тайницкой башни, которая по м-рю называлась Ивановскою. Основан в 1552 г. тульскими гражданами в память славной обороны гор. Тулы, наместником царя Иоанна Грозного, князем Темкиным-Ростовским, против Крымского хана Девлет-Гирея. По писцов. книгам 1587 г. в м-ре были церкви Третье обретение главы Иоанна Предтечи и теплая Похвалы Богородицы с приделом св. Николая, да „келья – игумен Ефрем да 2 священника да дьякон черных, да 13 келей, а в них 13 братов, около м-ря огорода, замет да ворота светые створчатые, а в них деисус на бели, а другие воротцы маленкие. Да у м-ря же слободка, а в ней живут м-ря крестьяне пашенные». При издании штатов в 1764 г. положен в 3-й класс; в 1799 г. при переводе коломенских епископ. в Тулу обращен в архиерейский дом и назван церковью Похвалы Богородицы. “Ист. Росс. Иер.”, V, 621; VI, 1040; Ратшин, 527; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 1, 178; “Опис. монаст.”, 1817 г., 90; Афремов, “Ист. обозр. Тульск. губ.”, 46, 67, 68, 75, 137, 142, 148, 151; “Памят. кн. Тульск. губ. на 1871 г.”, Отд. III, 124; “Полн. собр. Закон.”, штаты, 19156; Бакмейстер, “Топогр. извест.”, 219; “Матер. для ист-статист. опис. Тулы”, вып. I, св. храмы, 1, 23, 50–56, 58; “Тульск. губ. в.”, 1864 г., 45 (кратк. опис. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 792, 2; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел крест. 64 двор.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановление 1681 г. о содержании архиереев), Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1073, 1087, 1208; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 148 (в 1744 г. имел 81 душ. крест.); 1874 г. I, смесь, 181 (архим. Иосиф, с 1758 г. настоят. в Высокопетров. Моск. м-ре); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); VI, 1726 г., 337 (доношение о нестроении на землях м-ря штабных дворов; архим. Дионисий); VII, 1727 г., прилож., CXV, VIII (при м-ре была школа); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 626 (межевая книга 1692 г. вотчинной земли м-ря села Ярославы), 632 (межев. кн. 1700 г. вотчин. земли м-ря в диком поле у Татинской дороги, по Красному Околку); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г., V, 31 (пустырь Тульского м-ря подворье, Барашской слоб. земля по Узской улице); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1886 г., XI, исследов., 1–38 (церковно-археол. памятники, хранящ. в ризнице Тульск. архиер. дома).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Когда Константинопольское совещание 1923 г. предложило всей Церкви перейти на григорианский стиль, то Русская Церковь , при патриархе Тихоне, подражая Константинопольской, в этом 1923 г. также ввела новый стиль с тем, чтобы церковные и гражданские события отмечать по новой календарной системе. А перед этим, 26 января 1918 г., декретом Совета Народных Комиссаров в России был введен новый стиль, и 1 февраля стало считаться 14 февраля. При рассмотрении оказалось, что такие события, как Благовещение (25 марта), третье обретение главы Иоанна Предтечи (25 мая), преставление преподобного Сергия (25 сентября), явление новой эпохи (25 октября), Рождество Христово (25 декабря) приходится отмечать, когда Солнце еще не завершило свой годичный путь по небесной эклиптике, то есть не через астрономический год (365 дней 5 часов 48 минут 47 секунд), а через 352 дня. Тогда решили эти события отмечать 7 или 8-го числа следующего месяца, а в Русской Православной Церкви отказаться от нововведений и сохранить юлианский календарь. В 1902 г. на обращение Вселенской Патриархии по вопросу о реформе календаря все Автокефальные Церкви Православные высказались за сохранение старого юлианского календаря. В 1923 г. Российская Православная Церковь подтвердила свое решение хранить церковную пасхалию неизменной. Божественную истину мы должны определять общецерковным преданием. И эта истина в вопросе пасхалии примиряет человеческую действительность с Божественной правдой. Евангелие нам открывает образы этих людей – носителей своих истин: это фарисеи – гордые, надменные люди; саддукеи – богатые жестокие люди, не признающие ни Ангелов, ни Промышления Божия, ни воскресения; иессеи – мистики, язычники, книжники. Перед нам встают евангельские образы: Иуды, Анны, Каиафы, Ирода, Пилата, простого народа, кричащего: «Осанна в Вышних!» – и позже: «Распни!». Также по-своему оценивали истину и время Диоклетиан, любители олимпиад, Мухаммед, Наполеон, современные фарисеи, саддукеи, мистики и книжники и др. Но истина одна, и если силы души человеческой стремятся к возвышенному: разум – к истине, воля – к добру и чувствования – к чистоте и святости, то это говорит о том, что закон Бога живет в духе человеческом. И сам Бог тогда призовет эту душу к познанию Высочайшей Вечной Истины, которая открывается нам в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Наконец, что самое главное, должно вам чаще, дети малоуспевающие, прибегать к Богу с молитвою о том, чтобы Он ум ваш просветил, очи открыл, память дал и благодатью Своею вас покрыл!.. Примером в этом опять пусть будет тот же св. отрок Симеон. Раз, в праздник Пятидесятницы, он возвел очи свои на небо и стал молиться так: «Господи, – говорил он, – пославший Духа Твоего Святого на Твоих учеников и апостолов, пошли дар от Твоея благодати и на меня и вразуми меня, чтобы я научился заповедям Твоим. Поскольку Ты силен и из уст младенцев совершить Тебе хвалу, то соделай так, чтобы и я говорил глаголы живота вечного». И когда так молился Симеон, тотчас Дух Святой, как свеча горящая, сошел на него и наполнил премудрости и разума сердце его, и стал говорить после сего Симеон от Божественного Писания многое, и никто не мог противиться жившему в нем Духу премудрости. И не только устами, но и писаниями он многих поучил и многое из Священного Писания объяснил, и все дивились его разуму. Итак, вот вам помощь от нас на первый раз, дети малоуспевающие! Памятуйте непрестанно о Боге, старайтесь непременно угождать Ему и имейте в сердце страх Божий. Меньше или лучше – и вовсе не думайте о лакомствах, сластях и гостинцах; бегайте как огня лености и усерднее молитесь Господу, чтобы Он просветил ум ваш к продолжению учения. При вашей доброй жизни и усердном труде, несомненно, и молитва ваша будет приятной Богу; и Он Сердцеведец услышит ее и даст вам смысл и премудрость к усвоению Его святой истины. Аминь. 25-й день 273. Святые угодники Божии являют свои милости только тем, которые обращаются к ним с верою (Третье обретение честной главы святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Чет. Мин. мая 25) Все мы, братие, обращаемся за помощью и заступлением к святым угодникам Божиим, но не все их помощь и заступление получаем. Кто же получает и кто нет? Знайте, что получают лишь те из нас, которые притекают к угодникам с верою, любовью и усердием; тех же, которые идут к угодникам без веры и усердия, тех они своих милостей лишают и своих заступления и помощи таковым не подают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Ни в одном из других, очень многочисленных, Константинопольских месяцесловов оно не встречается. В настоящий раз это могло случиться только при том условии, что составитель был современником события и сделал запись под совершенно свежим впечатлением, будучи очень поражен горькою участью царя и его войска. 3) К этим двум указаниям на современные жизни составителя события можно прибавить еще одно, менее ясное, а именно: Под 20 Октября значится память τν γων νεοφανν μαρ τρων νδρεος, Στεφνος, Παλος, Πτρος κα τς συνοδας ατν. Страдание этих мучеников случилось в 767 г. при Константине Копрониме 8 . Название же «новоявленных» мог придать этим мученикам только современник.– Из сопоставления приведенных хронологических данных видно, что составитель устава упоминает о событиях 767 г. 780, 802 и 811 г., как о современных себе, и что, следовательно, он жил во второй половине V ΙΙΙ в. и в первой четверти IX. В первой четверти IX в. (едва ли позднее) и был составлен им или, по крайней мере, обстоятельно редактирован рассматриваемый нами Устав. Но рядом с этими ясными указаниями на первую четверть IX в. как на время составления Устава мы находим в тексте его и другие указания, которые не мирятся с выведенною сейчас датою. Так мы находим здесь памяти, относящиеся к половине и даже к концу IX в. например Федора Савваита † 840 дек, 27, Евфимия Сардийского † 840 г. дек, 26, Евдокима Константинопольского вельможи † 842 июл. 31, Михаила Синкелла † 843 г. дек. 20, Феофана Никейского † 847 г. окт. 11, Мучеников Сирийских † 847, февр. 6, Третье обретение главы Иоанна Предтечи – 867, мая 25, патриарха Мефодия † 846 г. июня 18, патриарха Игнатия † 878 г. окт. 23. Память патриарха Игнатия есть самая позднейшая из найденных нами в памятнике. От памяти мученика Вакха и времен Ирины она отстоит на столь значительное пространство, что принадлежать одной и той же руке не может. Памяти половины IX века тоже едва ли могут принадлежать первой руке. Необходимо предположить другую позднейшую руку, которая Устав, редактированный в начале IX в., исправляла или дополняла в конце того же века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности ее можно найти в Типиконе в последованиях 30 апреля (апостола Иакова Зеведеева), 25 мая (Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 августа (апостола Матфия). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами 188 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §4.3.3. В случае праздника в честь иконы Божией Матери, совершаемого в соединении со службой святому Богослужение на недвунадесятый Богородичный праздник Устав предписывает совершать в соединении со службой рядовому святому. В частности, на большинство праздников в честь икон Божией Матери полагается совершать полиелей, и устав соединения полиелейной службы Богородице и рядовому святому можно найти в последовании 27 ноября (иконы Божией Матери «Знамение»). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры Богородице – 4; стихиры святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородице. В субботу на «Слава»: стихира Богородице; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии Богородице – 3. Стихиры на стиховне: стихиры Богородице с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородице. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь Богородице. §4.4. Последование великой вечерни, совершаемой в составе бдения Чинопоследование великой вечерни, совершаемой в составе бдения, из­ложено во 2-й главе Типикона 189 . По Уставу всенощное бдение полагается совершать во все воскресные дни, на великие и бденные праздники, а также в случае храмового праздника. Если всенощное бдение начинается великой вечерней (а не повечерием), после 9-го часа совершается малая вечерня, затем по монастырскому уставу полагается ужин (вечерняя трапеза), после которого по истечении небольшого промежутка времени начинается великая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010