Двадцать пятый день. Поучение 1-е. Третье обретение главы св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. (Для чего Господь дарует нетление телам святых?) I. Ныне празднуется третие обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Во времена смятений, бывших в Константинополе по случаю ссылки св. Иоанна Златоустаг о, глава предтечи Господня была унесена обратно из Константинополя в Емессу в Сирии. Когда усилились притеснения от сарацын (в 8 веке) ее из Емессы перенесли в Команы (место ссылки Иоанна Златоустаг о) и по случаю гонений на св. мощи от иконоборцев скрыли в землю. Но по устроению Божию в «третий» раз глава Предтечи обретена была в Команах и принесена в Константинополь после восстановления иконопочитания при императоре Михаиле и патриархе Игнатии около 850 г. и положена в придворной церкви. В день третьяго обретения честные главы предтечи церковь взывает: «яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». II. Итак, в настоящий день свят. церковь ублажает память одного из величайших избранных Божиих, св. Иоанна предтечи и крестителя Господня, коего св. глава, несмотря на троекратное сокрытие ее в земле, трижды была открываема по устроению Божию и явлена верующим, как Божественное сокровище; она хранится нетленною в роды родов среди окружающего тления и смерти, и, как неоскудеваемый источник, источает силу чудотворения и исцелений для всех, приходящих к ней с верою. Для чего Господь дарует такую награду избранным Своим ныне, прежде того дня, который Его же премудростию предуставлен от вечности, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла? Не столько для самих праведников, достигших уже небесного отечества, сколько для нас, странствующих еще на месте пришельствия. Их истинная мзда у Вышняго, и прославление от человеков, которого убегали они в своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той вечной славе, которою прославлены они у Бога; но для нас, земных странников, непрестаемое чудо нетления тел святых угодников Божиих неизъяснимо утешительно и поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Глава св. Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене (Франция) В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна. Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын - Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей. В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна. После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор. В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать. Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно св. Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый - в Амьене, второй - в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

И в жизни, и в смерти святой Иоанн Предтеча остается для всех христиан пророком и учителем духовной жизни. Своей безупречной жизнью он показал нам, как бороться с грехом вплоть до смерти, не только из почитания справедливости и ради соблюдения Закона Божия, но и ради того, чтобы возрастать в добродетели и чистоте сердца. Поэтому всякий разум, очищенный созерцанием Закона Божия, подобно святому Иоанну Предтече, готовит путь Господу в исполненной раскаяния душе, чтобы открыть ей познание спасения (ср.: Лк. 1: 76) . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 11 сентября 2012 г.  Он был сыном Ирода Великого и четвертовластником Галилеи и Переи с 4 г. до P. X. по 39 г. по P. X., то есть именно к нему Пилат отправил Иисуса (см.: Лк. 13: 31). Добиваясь под давлением Иродиады царского титула, он отправился в Рим, но был обвинен в предательстве и казнен в Лионе.  Этот Филипп – не четвертовластник в Итурее и Трахонитиде, упоминаемый в Евангелии (см.: Лк. 3: 1), но другой сын Ирода Великого, единокровный брат Ирода Антипы.  Она была дочерью Иродиады от первого брака и впоследствии вышла замуж за тетрарха Филиппа, своего двоюродного дедушку. Ее имя не упоминается в Евангелии, однако оно известно из «Иудейских древностей» историка Иосифа Флавия (18. 5. 2–4).  Блж. Иероним пишет, что Иродиада набросилась на отрубленную голову и пронзила язык св. Иоанна ножом.  Празднуются три обретения главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе – 24 февраля, третье – 25 мая. Тело св. Иоанна было сожжено во времена Юлиана Отступника, но некоторая часть его мощей была взята из огня и передана свт. Афанасию в Александрию. Оттуда частицы мощей разошлись по всему христианскому миру. Десница Предтечи почитается в монастыре Дионисиат на Афоне, а его левая рука хранится в древнем дворце турецких султанов в Константинополе (Топкапы). На Западе также есть много частиц мощей св. Иоанна, однако подлинность многих из них сомнительна, возможно, за исключением частицы от главы, взятой крестоносцами из Манганского монастыря во время разграбления Константинополя (1204), которая сейчас хранится в сокровищнице Амьенского собора во Франции.  См.: Григорий Палама, свт. Слово на Усекновение главы св. Иоанна Крестителя. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ВАЛЕРИЙ 11 сентября 2014, 12:28 БОГ да помилует нас грешных. Валерий 11 сентября 2012, 20:21 спасибо теперь я знаю про смерть Иоанна Крестителя. Людмила 11 сентября 2012, 15:36 Спасибо за просвещение Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55998.html

Тайна святости Иоанна Предтечи 06.07.2023 11:48:35 Сергей Комаров Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Богородицы. В честь его установлено семь праздников (больше, чем какому-либо святому): зачатие, рождество, усекновение главы, Собор Иоанна Крестителя, первое и второе обретение главы, третье обретение главы, и праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину. Об историчности Иоанна Предтечи не спорил никто никогда. Он упоминается во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Большинство исследователей считают эти свидетельства аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Интересно, что наименование «предтеча» в Новом Завете применяется к Иисусу Христу, но не к Иоанну Крестителю. «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20) – пишет апостол Павел. Иоанн же впервые назван «Предтечей» во втором веке у гностика Гераклеона. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них вошло в церковный обиход. О жизни Иоанна до появления с проповедью из пустыни ничего не известно. Предполагают, что он мог воспитываться в общине ессеев. Так назывались представители иудейской секты аскетического толка. Согласно Евангелию, в начале проповеди Христа еврейский народ почитал Иоанна гораздо выше, чем Иисуса. У Иоанна было больше привлекающих народ аспектов: он родился от неплодной матери, был сыном священника, всю свою жизнь проводил в пустыне, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (под акридами традиционно понимают вид саранчи, но есть и другое мнение, что это слово может означать плоды рожкового дерева). Иисус же происходил из незнатной семьи, Его чудесное рождение не было известно никому, Он воспитывался в обычном доме и носил обычную одежду. Потому образ Иоанна поначалу был гораздо более внушительным по сравнению с образом Господа. Первые ученики Христа были какое-то время учениками Иоанна Крестителя, а уже потом перешли к Иисусу. Об этом мы читаем в Евангелии: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Эти первые ученики Христа были Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.

http://radonezh.ru/2023/07/06/tayna-svya...

город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. мешок из дерюги или веретья, рубище, власяница. седмица — так называется в Церковном Уставе средняя (четвертая) неделя Великого поста; эта же седмица называется и крестопоклонной. южное отделение алтаря, в котором устрояется место для хранения священных вещей, состоящих под ведением диакона, как-то: риз, священных сосудов, напрестольных евангелий и крестов, дарохранительницы и проч. обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. По показанию архимандрита Маркелла, св. глава открылась ему 18 февраля, изнесена епископом Уранием в диаконник церковный 24 февраля, а 26 октября того же 452 г. перенесена в церковь в честь его имени созданную. Метафраст — известный церковный писатель Х в. († 940 г.), составитель и собиратель житий святых; его труды в этой области послужили впоследствии главным источником для четьих миней св. Димитрия Ростовского. Матрона скончалась около 492 года; память ее празднуется 9 ноября. город в провинции Понте, на северо-востоке Малой Азии. супруга византийского императора Феофила иконоборца. По смерти последнего она правила государством совместно с сыном своим Михаилом. Император Muxauл III царствовал с 842 по 867 год; вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 г. управляла мать его, царица Феодора. На Константинопольском соборе 842 г. при царице Феодоре было восстановлено иконопочитание и установлено торжество православия, совершаемое в первую неделю св. четыредесятницы. третье обретение главы Крестителя было около 850 года; празднуется Церковью 25 мая. Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В праздник обретения главы Иоанна Крестителя митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Предтеченском храме поселка Гульдала 7 июня 2021 г. 14:29 7 июня 2021 года, третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в храме в честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна в поселке Гульдала (Красное поле) Алма-Атинской области. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); благочинный Отеген-Батырского церковного округа, настоятель Адриано-Наталиевского храма поселка Отеген батыр иеромонах Хрисанф (Коноплев); ключарь Вознесенского кафедрального собора Южной столицы Казахстана, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов; настоятель прихода протоиерей Георгий Харлов; настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетыген Алма-Атинской области протоиерей Вадим Алексеев; член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта , клирик Вознесенского собора игумен Филипп (Моисеев); настоятель Иверского храма поселка Боролдай игумен Филарет (Петроченко); благочинный Талдыкорганского церковного округа, настоятель Благовещенского храма Алма-Аты иеромонах Клавдиан (Поляков); настоятель Димитриевского храма села Байсерке протоиерей Александр Юркин; руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров. Пел мужской хор епархии под управлением К. Быкова. Для духовного укрепления верующих в храм на праздничную службу по благословению митрополита Александра был доставлен ковчег с частью десницы Крестителя и Предтечи Иоанна. Великая святыня была передана в дар главе Митрополичьего округа приснопамятным митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием  — хранителем десницы Предтечи Господня, пребывающей ныне в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия и читалась молитва об избавлении Казахстана от губительной эпидемии. На заупокойной ектении прозвучали молитвы о новопреставленном архиепископе Елевферии . Проповедь по запричастном стихе произнес игумен Филипп (Моисеев).  Литургия завершилась славлением Светлому Христову Воскресению и Крестителю Господню Иоанну. Митрополит Александр поздравил прихожан с праздником Пасхи и днем памяти «величайшего из рожденных женами, пророка Ветхого и Нового Заветов», после чего произнес проповедь. Верующих архипастырь окропил святой водой. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Совершенно ясно, что он ничего не понял, потому что спросил: - Майка? - Какая майка? – Я ещё не знал, что «майка» это по-румынски «матушка». Но он уже ушёл. Задёрнул засов изнутри. Но ушёл, сделав знак рукой, вроде того, что подожди. Не впустил, но и не отказал. Вскоре вернулся с монахиней, которая тоже не говорила по-русски, но пригласила войти. Я шагнул за железные ворота и помню, как распахнулось пространство. Конечно, взгляд взлетел вначале по ярусам колокольни к небу, которого здесь было очень много, потом устремился по аллее к храму, к кельям слева к маслинам справа. Куда вела майка-матушка, не знал, тут я не командовал. Привела в трапезную, в церковь святого Филарета Милостивого, это всё потом узнал. Меня посадили за стол вместе с рабочими и начали кормить. Я сказал: «Ангела за трапезой, - сказал: - Добрый день», - но понят не был. То есть русских среди рабочих не было. Обед был замечательный! А хлеб был такой, что всегда-всегда помнил его вкус и аромат. Разломил ломоть (о, сейчас только обратил внимание, что «ломОть» от слова «ломАть», не резал же Спаситель хлеб ножом), разломил и вдыхал, насыщаясь уже одним только запахом. Потом никто никуда не сопровождал, и я свободно ходил по монастырю. Особенно поразило место, обведённое полукруглой металлической решёткой, место, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Предвечного Сына. Более всех страдала она при Кресте и теперь более всех полнилось Её сердце счастьем. Вот тут, именно тут, были и апостолы, окончательно уже и безповоротно поверившие в то, что их Учитель – Бог Господь. Отсюда возвращались они, как замечает евангелист, «с радостию великою» (Лк. 24, 52). Приложился к месту Обретения главы святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Как-то даже не заметил узора мозаики на полу, видел только округлое углубление, в котором в давнюю пору хранился глиняный сосуд с главой. На Елеоне было поместье царя Ирода и неудивительно, что Иродиада здесь спрятала главу обличителя своей преступной жизни. Но благочестивая Иоанна, жена Хузы, приставника (домоправителя) Ирода сумела извлечь сокровище и перепрятать. По преданию, обретение главы свершилось в дни правления Константина Великого, равноапостольного. Далее следуют странствия главы Иоанна Предтечи, Второе, Третье Обретение её, но нам важно именно то, что несколько веков Елеон освящался этой православной святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

вторник прп. Симеона Столпника. Встреча Крестного хода у храма блгв. Кн. Михаила Тверского. Крестный ход к Вознесенскому собору. Литургия в Вознесенском соборе. Крестный ход к Предтеченской церкви. Всенощное бдение в Предтеченской церкви. Молебны, акафисты всю ночь среда Третье обретение главы Иоанна Предтечи. Литургия в Предтеченской церкви. Транспортировка иконы в храм Трех Исповедников. Всенощное бдение в храме Трех Исповедников. Молебны, акафисты всю ночь. четверг Обретение мощей прп. Макария Калязинского. Литургия в храме Трех Исповедников. Транспортировка иконы во Владимирскую церковь. Всенощное бдение во Владимирской церкви. Молебны, акафисты всю ночь. пятница Обретение мощей прп. Нила Столобенского. Литургия во Владимирской церкви. Обед. (Владимирская церковь). Транспортировка иконы в мк-н Южный на площадку к Закладному кресту. Всенощное бдение у Закладного креста. Молебны, акафисты всю ночь. 10 июня суббота Троицкая родительская суббота. Литургия у Закладного креста на открытом воздухе. Транспортировка иконы в Скорбященскую церковь. Всенощное бдение. Молебны, акафисты всю ночь. 11 июня воскресение День Святой Троицы. Транспортировка иконы в собор Белая Троица. 8.00 - 10.00 Литургия в соборе Белая Троица. Речной вокзал. Отправка Крестного хода от Речного вокзала. Калининский район. Оршин м-рь Встреча Крестного хода. Всенощное бдение. 12 июня понедельник День Святого Духа. Литургия в Оршином монастыре. Проводы Крестного хода. Конаковский район. Ответственный -Благочинный протоиерей Валерий Ильин т. 8-910-640-76-71 Конаково Встреча Крестного хода. Вечернее богослужение. 13 июня вторник Ап. от 70-ти Ерма. Божественная литургия в домовой церкви. Проводы Крестного хода. Кимрский район. Ответственный -Благочинный протоиерей Евгений Морковин т. 8-903-750-70-93 Встреча Крестного хода у центрального причала. Крестный ход по городу. Всенощное бдение в Преображенском соборе. 14 июня среда Мчч. Иустина Философа и иже с ним. Прп. Агапита Печерского. Литургия в Вознесенской церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=176...

19 мая (1 июня). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389 г.). 20 мая (2 июня). Обретение мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1431 г.). 21 мая (3 июня). Владимирской иконы Божией Матери. Равноапостольного царя Константина (337 г.) и матери его, царицы Елены (327 г.). Благоверных князей Константина (Ярослава) (1129 г.) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Собор Карельских святых. 22 мая (4 июня). Память II Вселенского Собора (381 г.). 23 мая (5 июня). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164 г.). Собор Ростово-Ярос-лавских святых. Преподобной Евфросинии Полоцкой (1173 г.). 25 мая (7 июня). Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (около 850 г.). 27 мая (9 июня). Праведного Иоанна Русского (1730 г.). 29 мая (11 июня). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». Июнь I (14) июня. Мученика Иустина Философа (166 г.). 9 (22) июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444 г.). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427 г.). 10 (23) июня. Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609 г.) Собор Рязанских святых. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715 г.). Собор Сибирских святых. II (24) июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы. 15 (28) июня. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461 г.). Пророка Амоса (VIII в. до P. X.). Блаженного Августина , епископа Иппонийского (430 г.). 16 (29) июня. Преподобного Моисея Оптинского (1862 г.). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002 г.). 18 июня (1 июля). Боголюбской иконы Божией Матери (1157 г.). 19 июня (2 июля). Апостола Иуды, брата Господня (около 80 г.). Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607 г.). 23 июня (6 июля). Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. 24 июня (7 июля). Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 26 июня (9 июля). Тихвинской иконы Божией Матери (1383 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Она переносит нашу мысль на 25 мая 1867 года в Париж, где совершено было в этот праздник и в этот день покушение на жизнь Мученика-Царя. Рядом с этой иконой – направо – поставлена икона, изображающая Третье обретение честной главы св. славного Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, память чего творится Св. Церковью 25 мая. Эта икона, вместе с иконою Вознесения Господня на небо, вызывает печальные и радостные мысли и чувства. С одной стороны, изображенная на блюде честная глава Иоанна Крестителя живо воспроизводит удручающее впечатление евангельской истории отсечения её, ради плясавицы иродиадиной, в угоду злой и развращенной Иродиаде. Эта кровавая, потрясающая душу, история развращенной испорченности до мозга костей невольно воспроизводит в памяти другую, подавляющую душу историю – историю покушения на жизнь Мученика-Царя в Париже. Но как ни тяжелы указанные воспоминания, тем не менее, обретение честной главы Иоанна Крестителя доставило радость и утешение истинно-верующим во Христа и чтителям Его Предтечи, – равно как и чудесное спасение жизни Царя-Освободителя принесло в свое время истинную радость всем верноподданным сынам России. Картина Вознесения Иисуса Христа на небо, омраченная позорным событием покушения, снова озарила Помазанника Божия небесным светом божественного покровительства. Радость праздника восторжествовала над мрачным замыслом злодеев и озарила главу Богом сохраненного Венценосца новым светом славы. Налево от Вознесения Господня поставлена икона препод. Иосифа песнописца и творца канонов, память которого совершается 4 апреля. Излишне, кажется, говорить, что эта икона напоминает 4 апреля 1866 г., когда святотатственная рука злодеев в первый раз дерзнула подняться на Помазанника Божия, облагодетельствовавшего всю Россию своими бессмертными гуманными реформами. С того времени начался целый ряд неслыханных злодейств и чудесного проявления Промысла Божия, вразумлявшего нас отрезвиться от нравственного усыпления и решительно выступить на борьбу со злом и окончательное искоренение его с лица земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010