III. Смерть, братия, неизбежна. Итак, будем памятовать о ней всегда; памятуя, будем приготовлять себя к ней; приготовляясь, не дадим ослеплять себя временным благам и забавам. (Извлечено из «Проповедей» Иннокентия, архиепископа Херсонского, т. II, стр. 60). Двадцать пятый день Поучение 1-е. 3-е обретение главы св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна (Для чего Господь дарует нетление телам святых?) I. Hыhe празднуется третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Во времена смятений, бывших в Константинополе по случаю ссылки св. Иоанна Златоустого, глава Предтечи Господня была унесена обратно из Константинополя в Емессу в Сирии. Когда усилились притеснения от сарацин (в 8 веке), ее из Емессы перенесли в Команы (место ссылки св. Иоанна Златоустого) и по случаю гонений на св. мощи от иконоборцев скрыли в землю. Но, по устроению Божию, в третий раз глава Предтечи обретена была в Команах и принесена в Константинополь после восстановления иконопочитания при императоре Михаиле и патриархе Игнатии около 850 г. и положена в придворной церкви. В день третьего обретения честной главы Предтечи Церковь взывает: «Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». II. Итак, в настоящий день Св. Церковь ублажает одного из величайших избранных Божиих, св. Иоанна Предтечу и Крестителя Господня, коего св. глава, несмотря на троекратное сокрытие ее в земле, трижды была открываема по устроению Божию и явлена верующим, как Божественное сокровище; она хранится нетленной в роды родов среди окружающего тления и смерти, и, как неоскудеваемый источник, источает силу чудотворения и исцелений для всех, приходящих к ней с верою. Для чего Господь дарует такую награду избранным Своим ныне, прежде того дня, который Его же премудростью предоставлен от вечности, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла? Не столько для самих праведников, достигших уже небесного отечества, сколько для нас, странствующих еще на месте пришельствия. Их истинная мзда у Вышнего, и прославление от человеков, которого убегали они в своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той вечной славе, которой прославлены они у Бога; но для нас, земных странников, непрестаемое чудо нетления тел святых угодников Божиих неизъяснимо утешительно и поучительно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 99, 100. Иоаким и Анна – св. и прав. Богоотцы, родители Пресвятой Богородицы. Память их 9 октября, 9 декабря – зачатие св. прав. Анной Пресвятой Богородицы и 25 июля – успение св. прав. Анны. – 285. Иоанн – Пророк, Предтеча и Креститель Господень. Церковью празднуется: 23 сентября – зачатие Иоанна Предтечи, 24 июня – его рождество, 29 августа – усекновение честной главы, 7 января и 24 февраля – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 25 мая – третье обретение, 12 октября – перенесение десной руки Крестителя Господня из Мальты в Гатчину. – 73, 74, 76, 77, 157, 180, 185, 261. Иоанн Кассиан Римлянин – преподобный. IV в. † 435. Память 29 февраля. – 62, 87, 88, 89, 90, 210, 282. Иоанн Карпафийский (Карпафский) – преподобный. V в. Достоверных сведений о нем не имеется. Вероятно, родился или подвизался на острове Карпаф между островами Родос и Крит. Возможно, был современником св. Диадоха, епископа Фотики , и преп. Нила. Оставил «Утешительное слово к монахам, находящимся в Индии», состоящее из 100 глав. Это сочинение вошло в русское Добротолюбие, о нем упоминает Патриарх Фотий. Явился наставником подвижников в скорбях и искушениях. – 81, 273, 282. Иоанн Лествичник – преподобный, игумен Синайский и учитель подвижничества. Около 525 † нач. VII в. Память 30 марта. – 27, 43, 49, 62, 65, 76, 86, 88, 89, 90, 115, 122, 134, 163, 179, 196, 207, 209, 211, 212, 262, 312, 319, 321. Иоанн Пророк – преподобный, палестинский подвижник, ученик и духовный друг св. Варсонофия Великого. IV в. Жил в первой келлии своего учителя, недалеко от монастыря, расположенного близ г.Газы, где безмолствовал 18 лет, вплоть до своей кончины. По свидетельству игумена монастыря, никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, был смущен или без слез приобщался Св.Таин. Сподобился благодатных даров прозорливости и пророчества, исцелил одного мужа, избирал достойных для рукоположения, предузнал день своей смерти. В духовных дарованиях был равен св. Варсонофию, который отсылал к нему приходивших за разрешением своих недоумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но прежде этого Суда у нас есть еще свой суд, суд совести. Давайте ее разбудим и спросим, зададим ей вопрос: «Похож ли я, похожа ли я на христианина или на христианку? В настоящем, полном смысле этого слова?» И ответ будет для нас печальный. Нет, мы еще далеки, бесконечно далеки от этого. Будем же, дорогие, стремиться изменить свою жизнь. Если мы не решим ее изменить сегодня, то так и умрем в наших грехах, так и проживем напрасно жизнь. Так и вернем Богу все дары, которые он нам дал, в запачканном, искалеченном виде. Но если мы захотим этой перемены, если мы откроем Слово Божие и вчитаемся в него, поймем, что же требует от нас Господь, и всей душой, всем своим сердцем, всей своей волей и разумом захотим жить именно так, то Бог поможет нам! Благодать Христова каждого может поднять, как бы глубоко он ни упал. И тогда мы сможем уже сейчас почувствовать то, что вы слышали сегодня в апостольском чтении, — что не своей силой мы движемся и живем, а живет и действует в нас Христос, Который преображает нашу падшую и тленную плоть, падшую и грешную душу, потому что Его сила преображает все! Его сила преодолевает любые преграды, ибо «Он есть Бог, творящий чудеса». Аминь. На обретение главы Иоанна Предтечи 9 марта Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня празднуется второе и третье обретение главы Иоанна Крестителя. Этот праздник должен напоминать нам о том, что в жизни каждого христианина могут быть потери; могут быть такие дни, и иногда даже месяцы, а быть может, и годы, когда благодать Божия, которая касалась нас так близко, поддерживала нас так осязаемо, так явственно, которая всю нашу жизнь озаряла светом, — вдруг нас покидает, и мы больше не чувствуем непосредственной помощи Божией. Мы больше не чувствуем такого подъема, вдохновения, не чувствуем прилива душевных сил, которые дает нам Господь. И кажется нам, что то, что было, уже отошло навсегда и потеряно безвозвратно, что уже нет для нас возможности снова воскресить тот полет души, который у нас был, что жизнь наша потускнела, увяла и больше никогда не вернется благословение Божие. В таких случаях мы не должны поддаваться унынию и отчаянию, не должны думать, что все уже кончилось, что источник благодати закрылся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Кондак, гл. 8. Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси: приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвенниче о душах наших. Мучч. стратилата, Стефана, и с ними 1.218 воинов, с женами и детьми, пострадавших при Антонине в Галатии. Св. Мелетий, родом из Галатии, за разрушение капищ со своим воинами, был подвергнуть жестоким мукам и скончался повешенным на дереве, а все прочие свв. мученики были усечены мечом. Мучч. Египтянина, волхва, еодра и Фаста, пострадавших со св. Мелетием. Свв. Серапион, обращенный ко Христу твердостью св. Мелетия, и Калликик были усекнуты мечом. Свв. Феодор и Фавст были сожжены. 25 . В. Третье обретение честной главы честного и славного пророка Предтечи и Крестителя Во время волнений в Константинополе по поводу ссылки св. Иоанна Златоуста , честная глава Предтечи (см. 24 февр.) была унесена в Емесу. В VIII в., во время притеснения от Сарацын, ее перенесли (около 810–820 г.) в Команы и, по случаю гонений на св. мощи со стороны иконоборцев, скрыли въ земле. По восстановлении иконопочитания, во время ночной молитвы св. патриарху Игнатию было видение о месте, где сокрыта св. глава. Святитель сообщил об этом царю, и оба послали посольство в Команы, где св. глава в указанном патриархом Игнатием месте и была обретена (около 850 г.) в третий раз. После этого обретения св. глава Иоанна Крестителя была принесена вторично в Константинополь и здесь 25 мая была положена в придворной церкви. Ныне часть св. главы находится в церкви папы Сильвестра в Риме; есть часть ее в Афонском мон. Дионисия и Угровлахийском мон. Калуи. Тропарь, гл. 4. Яко Божественное сокровище сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече: еси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими. Кондак, гл. 6. Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся, и взывающих: Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

За все таковые подвиги да упокоит Господь Бог душу раба Своего со святыми в небесном царствии Своем. Устав скитский Сподобивыйся уведети себе, лучший есть сподобльшагося увидети Ангелов ( Исаак Сирин Сл. 4). Относительно Устава скитского, по внутреннему содержанию, можно сказать, что он имеет целью своею: при единодушном жительстве, глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное, при том, со внимательным рассматриванием самого себя, и постоянною молитвою, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира, – сообразно с учением и опытами Св. Отец, прославленных в Христианской Церкви. Во внешнем же отношении, живущие в скиту братия руководствуются правилами устава Коневской обители, введенного в Оптиной пустыни грамотою Преосвященного Филарета в 1824 году. Согласно с сим уставом, церковная служба в скиту бывает еженедельно – в субботу и Воскресенье. Во все дванадесятые и в два храмовые праздника обители: 1 Мая Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца, и 22 Октября – день Казанския иконы Пресвятыя Богородицы, – скитская братия по заведенному порядку, ходят ко всенощному бдению и к литургии в монастырь, и после литургии, в знак духовной любви и единения, разделяют с монастырскою братиею их трапезу. Сверх еженедельной субботней и воскресной службы, в скитской церкви бывает служба в нижеследующие дня: на праздник Пасхи, начиная со втораго дни (в первый, как сказано, скитяне бывают в монастыре), – всю неделю; в праздник Рождества Христова на второй день; в Троицын день; Великого поста – первую и последнюю неделю во все дни, а в остальные седмицы оного, сверх суббот и воскресений, бывает еще одна в неделю литургия преждеосвященная; в праздники храмовые: Собор св. Иоанна Предтечи Господня (7 Января), Рождества Предтечи (24 Июня), Усекновение Главы (29 Августа). Во все эти дни бывает служба соборная; а во дни обретения Главы Предтечевы (первое и второе 21 Февраля, и третье 25 Мая) и Зачатие Предтечи (23 Сентября) полиелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

111 См. Собр. лem. VIII, 121, под 1448-м годом, Собрания грамот и договоров т. I, стр. 139 и 152, Акт. Ucm. m. I, 43, стр. 87. 112 А к прежнее время было еще третье празднование, совершавшееся в одном Троицком соборе Лавры 14-го Августа, в день переложения мощей преп. Сергия в 1585-м году из старой раки в новую, см. Опис. Синод. ркпп. Горск.  и Не в ocmp . л. 160  οб., стр. 382. Мощи преп. Сергия открыты спустя 30 лет после его кончины, следоват. в 1422-м году. По уверению сказания об их обретении, принадлежащего помянутому выше Пахомию Сербину, они найдены были нетленными («открывше чюдотворный гроб, вкупе благоухания и арамат духовных исполнишься и видеша чюдное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святаго тело дело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже спричастина, и вода от обою страну ковчега стояше видима, телесе-же святого и риз его никакоже прикасаема»). Известный путешественник половины XVN века Олеарий пишет о мощах преп. Сергия и ученика его преп. Никона (находящихся под спудом и присоединенных к мощам преп. Сергия, очевидно, по недоразумению): «Русские говорят, что и ныне еще они могут всякому показать главы (Hirnschalen – черепа) сих святых с нетленным в них мозгом», см. Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1868 г. кн. IV, стр. 340. 114 См. сказание об обретении мощей у преосв. Макария в Ист. V, 362.-В описи Новгородского архиерейского дома 1725-го года говорится, что в Софийском соборе, и приделе Усекновения главы Предтечи, на правой стороне, «рака резная золочена деревянная, а в ней ковчег с мощми иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, Новгородского чюдотворца». – Описания документов и дел св. Синода m. V. npuлoжж. col. CCCLXXV. 116 Грозный еще в 1556-м году приказывает, чтобы в день памяти князя и его матери были петы по них панихиды, см. Археологическое описание церковных древностей в Hobropoдe npeocb. I, 82, а по одной матери была пета панихида еще в  ΧV Π веке, – Опис. Синодд. ркпп. Горск. и Невостр. 399, стр. 872.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Припев: Святый великий Иоанне, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас. Праздник молебен Честная Церковь сей, Предтече, светло совершает,/главу твою чтущи и обычно зовущи:/отец наших Боже, благословен еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Провозвестил еси Слова страшное пришествие Божественными игрании,/возвещаеши твоея главы обретение, пророче,/неложными усты тя желающему тепле священнодейственному пастырю.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Девство и рождество паче естества и слова в Тебе стечеся,/Бога бо воплощенна родила еси несказанно, Богородице,/Емуже поем: отец наших Боже, благословен еси.  Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/Богочестивым неистовно разжже/силою же лучшею спасены, сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  Припев: Святый великий Иоанне, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас. Креститель и Предтеча, земный Ангел, беззакония известный укоризник,/Троицы явление прежде видяй, третие являет главу свою всем, любовию поющим:/священницы, благословите, людие, превозносите Христа во веки.  Припев: Святый великий Иоанне, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас. Сретает усердно тебе царь кротчайший вкупе со христолюбивыми людьми, прехвальне,/пастырей же первейший простирает руце к тебе,/и, свои прилагая перси, играет с веселием, и вопиет благодарно:/людие, превозносите Христа во веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Паче злата глава твоя просиявши, Предтече,/сокровиществованна в сребренных сосудех,/яко богатство многоценно, Царскому граду дадеся./Тоя даровании богатея Божественными, усердно поет:/священницы, благословите, людие, превозносите Христа во веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чреве носимому, всяческая носящему,/блаженне Иоанне, поклонился еси, радуяся,/во чреве крыем неплоднем, прехвальне./Егоже, рождшася от Святыя Девы, Агнца Божия проповедая, благочестно возопил еси:/людие, превозносите во вся веки.  Песнь 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-na-tr...

Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Иудейские древности. 18.5:2). Ирод потерпел поражение от своего бывшего тестя, аравийского царя Арет(ф)ы, начавшего войну из-за оскорбление своей дочери. Убиен был св. Иоанн Предтеча во время пьяного веселья, устроенного по случаю дня рождения Ирода. Получив голову ненавистного ей пророка, Иродиада надругалась над ней. Благочестивая Иоанна (впоследствии одна из жен-мироносиц), жена Хузы, домоправителя Ирода, тайно положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе. На этом месте сейчас стоит часовня в ограде русского Спасо-Вознесенского женского монастыря. При св. равноапостольном Константине Великом глава была обретена. После этого в силу ряда обстоятельств она обреталась еще дважды (в 452 и 850 годы). Церковь празднует: первое и втрое (24 февраля/8 марта) и третье (25 мая/7 июня) обретение главы св. Иоанна Крестителя. Тело было взято учениками св. Иоанна и положено близ г. Самарии (впоследствии Севастия) рядом со святыми останками пророков Елисея и Авдия. В 4-м веке св. мощи Иоанна Предтечи были перенесены в церковь , построенную матерью св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Чет. Минее Сказание из различных историков церковных, особенно, из Метафраста и Маркелла (См. Tr. historique du chtf de S. Jean Baptiste, par Ducange. Paris. 1663. 4 , к которому приложены на греч. и лат. 1) Сказание о первом обретении главы Иоанна Крестителя. 2) Маркеллово сказание об обретении ее в Емесе. 3) Слово на первое, второе и третье обретение. 4) Слово Феодора Студ. на 3-е обретение. – Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 65). Март. Р. 24 февр. о первом обретении, 20 авг. о втором. Мес. В. О прочих Предтечевых праздниках см. 7 янв. Есть служба. Преп Еразма, инока печерского. Жил в 12 веке. Чет. Минея из Патерика печерского. 25 Св. отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского. Поставлен в патриарха в конце 784 г. Преставился в 806 г. При нем (787 г.) был Седьмой Вселенский собор, Второй Никейский. «Бяше по всему телу и подобию подобен Григорию Богослову , но не бяше сей вельми сед». Прол. В Чет. Минея Житие, списанное учеником его, Игнатием, епископом Никейским. (Act SS. 25 febr. III. p. 572 sqq. Fabr. X. p. 183.) Мес. В. Март. P. Есть служба. 26 Св. o тц a нашего, Порфирия, епископа Газского. Родился в Фессалонике около 353 г. После подвигов в Ските егип. и служения при Живоиворящем Кресте в Иерусалиме, в 395 году посвящен во епископа Газы, и с позволения имп. Аркадия, исходатайствованного Иоанном Златоустым , очистил оную от идолов. В 415 г. присутствовал на Антиохийском соборе, осудившем Пелагиеву ересь. Скончался в 420 или 421 году. В Чет. Минее Житие, описанное учеником его, Марком диаконом, сокращенно (Act SS. 26 Febr. р. 645 – 661. Mazochii Kal. neapolit. 1. p. 70. Or. Chr. t. III col. 610.) Мес. Вас. 26 февр. и 2 марта. В службе канон Георгия. 27 Преп. Прокопия Декаполита. Исповедник, страдавший за иконопочитание при Льве Армянине, в начале 9 века. Пролог. Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Фалалея, отшельника Сирийского. Киликианин, подвизался недалеко от Гавал, скончался около 490 г. Чет. Минея из Феодоритовой Боголюб. Ист. гл. 27 (Act SS. febr. III. p. 680). Мес. В. 28 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010