Не оставили правые этого вопроса и с введением на время войны «сухого закона» . В первые дни войны некоторые из них с удовлетворением отмечали, что одного слова, произнесенного с высоты царского престола, так подействовавшего на психику русского народа и «превратившего его к всеобщему удивлению не только в глубоко убежденного, но прямо в фанатика-трезвенника», оказалось достаточно, чтобы народ возжелал, «чтобы этот высокомудрый и достопамятный царский запрет не был снят по окончании войны» . Более того, правые верили в то, что «русская сила ныне идет в бой трезвая, а тевтонская сила идет пьяная, нечистая...» . Официальная статистика как будто подтверждала эти сведения. В статистическом обследовании за 1915 г. отмечалось благотворное влияние «сухого закона» на благосостояние и нравственное поведение рабочих и крестьян . Член правой группы Государственного совета А. И. Мосолов отмечал, что царский запрет на продажу спиртного позволил, в отличие от событий Русско-японской войны, спокойно и без эксцессов провести мобилизацию. Как следовало из доклада, прочитанного Мосоловым перед Объединенным дворянством, хулиганство в стране прекратилось, семейная жизнь наладилась, «прекратились грабежи, драки и скандалы. Не стало слышно безобразной ругани. На улицах исчезли босяки и нищие стали редким явлением». «Это ли не чудо!» - восклицал докладчик . Более того, утверждал Мосолов, благосостояние протрезвевшего народа, несмотря на войну, выросло, о чем свидетельствует увеличение к 1915 г. банковских вкладов и статистика по Московской губернии. Если до войны, отмечал Мосолов, население губернии потребляло алкоголя на 48 млн руб. в год, то теперь эти деньги остаются в семьях. И надо сказать, что таково было общее мнение. На первых порах «сухой закон» дал впечатлявшие современников результаты. «Все винные лавки закрыты, и вы не узнали бы Петербурга, - писал в частном письме сотрудник " Нового времени " Е. Егоров некоему С. Потехину. - То же самое повсюду, и в деревнях прекратилось буйство, хулиганство, даже самоубийства. Трезвая Россия - только подумайте об этом!» Да и либерал В. Д. Кузьмин-Караваев признавал: «Месяц войны дал поразительную картину народного отрезвления. И, чтобы быть объективным, нельзя не признать, что замечаемое всюду наблюдательно-спокойное отношение к войне, без эксцессов , если не главным образом, то в весьма значительной степени должно быть отнесено на счет изъятия из обращения алкоголя. По единогласному отзыву " отсутствие водки переродило народ " » .

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/10/...

Трезвая Россия Как святые древности, проживающие в центре языческого мира с его невообразимыми пороками и излишествами, служили Богу и преуспевали в духовной жизни? 15 ноября, 2014 Как святые древности, проживающие в центре языческого мира с его невообразимыми пороками и излишествами, служили Богу и преуспевали в духовной жизни? Поначалу я написал такой заголовок: «Как спаивают Россию?». А потом представил ее, Россию, привязанную к дереву, с растрепанными косами в мятой рубашке, и толстомордых недочеловеков, зажимающих ей нос, не дающих дышать, и вливающих в рот отвратительное пьяное зелье, и название переделал. Картина, конечно, трогательная, но как говаривал мой знакомый алкоголик дядя Миша, пить не будешь – алкоголиком не станешь. Сколько живу, такого не помню, чтобы кого-то насильно споили. Предлагать – предлагали. Это было. Но если человек говорил решительное «нет», то этим все и заканчивалось. Искусство трезвости – это не тотальное уничтожение  алкоголя на одной шестой суши, а сознательное воздержание от излишеств и злоупотреблений горячительными напитками каждого проживающего там. А от перекладывания ответственности за свою жизнь на врагов России или житейские обстоятельства  еще никому не  полегчало. Как говаривал апостол: все мне можно, но не все полезно… Сложно? Сложно. Но можно. С помощью  Божией  возможно все. Было бы желание. Станешь трезвым в душе – и мир вокруг перестанет качаться, а  зеленый змий  загнется на дне бутылки. Как святые древности, проживающие в центре языческого мира с его невообразимыми пороками и излишествами, служили Богу и преуспевали в духовной жизни? Они не участвовали в этих пороках и излишествах, их сердца были чуждыми этой грязи и оставались свободными посреди царящего кругом содома. Психология победителей. Но действительно, у нас, в России, предложения намного опережают возможности самых отчаянных романтиков. Взять мой родной Камышлов. На двадцать с небольшим тысяч жителей там семь гипермаркетов:  два «Магнита», две « Пятерочки», три «Монетки», пятнадцать  магазинов местной сети «Торговая Лавка» с винными отделами,  два  алкомаркета «Красное-Белое»,  два фирменных  магазина «Гермес», несколько  магазинов сети «Мария», Торговый Дом «Екатерина»,  магазины «Калинка» и « Провиантъ» с фирменными отделами продажи крепкого алкоголя.

http://pravmir.ru/trezvaya-rossiya/

Подписная цена на год составляла три рубля. Издателем и редактором значился сам Д.Г. Булгаковский . Журнал должен был печататься в типографии «Труженик» (Вознесенский пр., 55) 354 . Вскоре, однако, издатель решил расширить программу журнала и поменять типографию, о чем сообщил в Комитет по делам печати. 25 ноября ему было выдано новое свидетельство, в котором к указанной ранее программе, добавлялись ещё пункты: 17) дело трезвости в России, 18) школа и школьный алкоголизм, 19) гигиена простого народа, 20) общественная жизнь, 21) политические новости, 22) научные заметки, 23) список вновь вышедших книг по алкоголизму 355 . Местом печати указывалась типография Штаба Отдельного Корпуса Пограничной Стражи 356 . Нужно заметить, что программа журнала в общем не отличалась от программы подобных журналов, например журнала «Трезвая жизнь». Однако, почти не отличаясь по структуре, журнал по замыслу издателя должен был отличаться по содержанию, о чем и было сказано в первом его выпуске. Первый номер «Всероссийского Вестника Трезвости» вышел 6 декабря 1911 года. Во вступительном слове к читателям Д.Г. Булгаковский кратко намечал задачи, направление и цели издания. Он указывал, что задачи его определяются самим названием журнал, а цели те же, что и всякого печатного слова. Что же касается частностей, например, как определить поле борьбы с алкоголизмом, редактор-издатель считал говорить об этом излишним, так как читатель со временем сам увидит это поле. Объяснение причин алкоголизма народных масс, мер и средств борьбы с народным пьянством и тому подобное – все это такие предметы, которым трудно наперёд установить масштаб. «Нельзя скрывать, – писал он, – что борьба с пьянством – дело нелёгкое. Болезнь развивалась веками, глубоко въелась в народный организм; питейные обычаи и предрассудки по части питейной широкой волной вошло в народную жизнь. Поэтому требуется упорная, настойчивая борьба с вековечным врагом. И с этой борьбой надо спешить, потому что жизнь не стоит: она беспрерывно предъявляет свои запросы более и более сложные, не ожидая, когда русский народ очистится от проказы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Вот в чем и жизнь вечная! Вот в чем и от­падение, и принятие томления! Глава шестая О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание 1 . Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, держи все­гда пост и воздержание, не порабощайся плотским сладострастием, чтобы не изнурить тебе всю жизнь твою во тьме бессловесия и волнений и не получить в этом мзды, лишив­шись награды небесной. 2 . Всячески берегись объедения и пьян­ства, ибо в них начало и корень всякому гре­ху, в них побуждение к блуду и нечистоте, в них предуготовление к вечному томлению. Невоздержание рождает все злое; им прадед наш Адам плачевно лишился рая и подпал смерти. От объедения и пьянства происходят: тягота души, помрачение разума, восстание плотской похоти, всегдашняя борьба, удоб­ный доступ бесу и отчуждение от Божествен­ной любви. 3 . От объедения и пьянства происходит не только душе вред, но и телу болезнь; от воздер­жания же и трезвости не только душе польза, но и телу здравие и легкость жизни; объедение и пьянство лишают не только вечной жизни, но и временной – погубляют вместе и душу, и тело; вообще, делают человека непотребным Богу и людям. Временная сласть готовит чело­веку вечную горесть, если кто к ней безумно прилепляется. Жизнь воздержная и трезвая – рай на земле, а жизнь растленная и грехов­ная – ад на земле и превеликое томление. 4 . Побеждай сласти и обладай ими, что­бы они не побеждали тебя и не обладали то­бой, если хочешь свободно достигнуть вечно блаженной жизни. «Побеждающему, – сказал Господь, – дам ясти от древа жи­вотного, сущаго посреде рая» ( Апок.2:7 ). И еще: «делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живо­те вечном, плоть бо не пользует ничтоже» ( Ин.6:27, 63 ). Потому не слишком полагай в том свое утешение, что дано тебе на весьма малое время, но ищи истинного утешения в Боге, которое пребудет с тобою вечно. 5 . Блюдись во всем безмерия и умаления; храни во всем правую и разумную веру. Если хочешь удобно найти душевный покой, имей всегда и во всем воздержание. Напротив, ни­когда ни найдешь мира и покоя в невоздер­жании. Знай, что, если бы самая сладкая пи­ща была растворена ядом, ты не ел бы ее, ес­ли не желал бы с нею вкусить смерти, даже не захотел бы и прикоснуться к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Никогда нам не следует быть беспечными, и в счастье тем более, потому что беспечность для души опаснее нежели бедствие для тела; счастье, нанеся вред человеку, отнимает у него силу для перенесения испытаний. Господи, прости нас за то, что в счастье мы бываем беспечными. И не замечаем, что беспечность для души опаснее, нежели бедствие для тела. Прости нас, Господи, и научи видеть вред, который наносит нам счастье, отнимая у нас порой силу для перенесения испытаний. Объядения и пьянства дóлжно всячески блюстись, ибо они суть начало и корень блуду и нечистоте, ходатаи и приготовители вечной муки, от них тяжесть души, помрачение ума, воспаление плотской похоти, возгорание гнева, удобный приступ к нам бесу, а божественной любви отчуждение. Напротив, жизнь воздержанная и трезвая есть рай еще на земле, тогда как растленная и греховная есть величайшее томление души и ад на земле. Господи, прости нас, что не блюдемся от объядения и пьянства и тем привлекаем в свою жизнь томление души и ад на земле. Пошли нам, Господи, жизнь воздержанную и трезвую, ибо она есть рай уже на земле. Во всяком деле, и в деле спасения одной добродетели недостаточно. Каждый да возьмет крест свой, то есть крест, сообразный со своей духовной нуждой и со своим нравственным состоянием. Каждый должен исправить или умертвить в себе или волю тщетную, погруженную в земные расчеты, или ум кичливый и высокомерный. Тогда и только тогда он может истинно последовать Господу и, не соблазняясь Крестом Христовым, видеть во Христе Распятом Божию силу и Божию премудрость. Господи, Ты даешь нам через Преподобного отца возможность обратить внимание на правильность доброделания. Господи, прости нас, что при доброделании мы не берем креста, сообразного с нашей духовной нуждой и нравственным состоянием. Прости, Господи, и за отсутствие желания исправлять тщетную, погруженную в земные расчеты волю и умерщвлять свой кичливый и высокомерный ум. Сподоби, Господи, истинно последовать за Тобой и видеть в Тебе, Христе Распятом, Божию силу и Божию Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Старец: Объедения и пьянства всячески должно блюстися, ибо они суть начало и корень блуду и нечистоте, ходатаи и предуготовители вечной муки, от них тягость души, помрачение ума, воспаление плотской похоти, возгорение гнева, удобный приступ к нам бесу, а Божественной любви отчуждение. Напротив, жизнь воздержная и трезвая есть рай – еще на земле; тогда как растленная и греховная – есть величайшее томление души и ад на земле. Вопрос 66. Как думать, когда иные ради множества грехов своих отчаиваются? Старец: Если бы, от чего сохрани Бог, всякую меру превзошел грех наш, и тогда не должны мы отчаиваться и безнадежно скорбеть, поскольку нет греха, побеждающего милосердие Божие. Все наши грехи не сравняются с бездною щедрот нашего Господа, Который спасает нас туне милосердием Своим. Вопрос 67. Сегодня скончался в нашей обители брат. Что можем мы сделать полезного для души его? Старец: Можем принести отраду его душе милостынями и молитвами за него, а паче – бескровной жертвой, приносимой за него. Хотя душа преставившегося обретается на время в некотором месте в удержании за свои прегрешения (которых у кого нет?), но совершаемые Церковью молитвы сильны искупить его от долгов, и мы, грешные, сим брату нашему поспешествовать можем. Вопрос 68. Что есть жизнь наша? Старец: Жизнь наша есть море, постоянно воздвизаемое бурею напастей, страстей и соблазнов; продолжение жизни – непрерывное плавание, ежеминутно сопряженное с великими опасностями. Опасность в плавании по ней производят ветры искушений, внезапные приключения. Много путей в многобедственной жизни сей, и на каждом встречаются свои скорби; на пути добра нужна борьба со злом. Утешительно для нас то, что не попустит нам Бог искуситься сверх наших сил, но дарует Свою помощь, чтобы искушения могли мы перенести. Вопрос 69. Как поступить должно при виде соблазнов? Старец: Если ты видишь соблазны вокруг себя, то обращайся от них к святилищу твоего духа, и они легко останутся вне тебя. Гнетут ли сердце твое обиды, обращайся к живущему в тебе Духу благодати, и они составят евангельское блаженство. Затрудняют ли путь твоей жизни мрачные обстоятельства, держись «помазания, которое имеешь от Святаго», и оно «научит тебя всему» (ср.: 1Ин. 2, 20 ). Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегать к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах. Вопрос 70. Часто бывает, что ты, отче, по окончании чтения Библии даешь мне отеческие наставления; преподай мне краткое наставление относительно сей святой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Musat...

В поколении этом было много непокоя и мечтательности. Я простодушно считал, что эти свойства не позволят моему поколению прожить бесславную жизнь и уйти, ничего не свершив, а только, как любил говорить Романин, «начадив на всю вселенную». Несмотря на эту уверенность, я все яснее видел, что рядом с этим поколением интеллигентов и людей, ставивших себя вне какого бы то ни было класса, считавших себя «солью земли», живет напряженной, но пока еще не известной мне жизнью огромный слой народа, миллионы тех людей, что сами называют себя «наш брат рабочий». У них была подлинная жизненная сила, нетерпимость, трезвая правда, выношенная на своем трудовом горбу. Эту правду нельзя было заглушить никакими самыми прекрасными мелодиями стихов и затемнить никакой туманной философией модного в то время Бергсона. Ее присутствие чувствовалось всюду, как некий упорный и напряженный взгляд. И становилось совершенно понятно, что, не определив своего отношения к рабочему классу, к его борьбе, к его чаяниям, уже нельзя спокойно жить и работать в России. Я начал писать повесть о молодом человеке моего времени. Я писал ее долго и медленно. Она странствовала со мной все годы революции и гражданской войны и долго вылеживалась. В конце концов я напечатал ее под названием «Романтики», но это было гораздо позже, в тридцатых годах. Тогда же я написал несколько стихотворений и послал их одному крупному поэту . Я не надеялся, что он мне ответит, но он ответил. Я получил от него открытку. На ней крупным почерком было написано: «Вы живете напетым со стороны». Эта фраза занимала всю открытку. В то время я жил двойной жизнью – подлинной и вымышленной. О подлинной жизни я пишу в этой книге. Вымышленная жизнь существовала независимо от подлинной и добавляла к ней все, чего в этой подлинной жизни не было и быть не могло. Все, что казалось мне заманчивым и прекрасным. Вымышленная жизнь проходила в скитаниях, во встречах с необыкновенными людьми, в удивительных событиях. Она была окутана дымкой любви. Это был, по существу, длинный и связный сон.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

И вот его тоже пригласили на беседу. Приехал, попил чайку, прошло пять дней, в пятницу вечером он нашел себя дома и задумался: «Что-то я не сделал из того, что я очень привык делать». Оказывается, он прошел мимо магазина. Мимо! Но что его отвлекло? На этой беседе прозвучали слова из чинопоследования крещения, одна из молитв совершается новопосвященным воинам Христовым. А этот человек, надо сказать, очень горячего темперамента и действительно по своему характеру воин. Эти слова задели его за живое. И он всю неделю размышлял и так углубился, что совершенно забыл о магазине. Это было настолько удивительно, что он поехал проверить, в чем дело-то. Приехал на следующую беседу, задал вопрос: «Что происходит? Объясните мне, как это работает?» Действительно, кажется, ну что такого, простой разговор. Люди сидят за чаем. Но это на самом деле духовно ориентированное собеседование. Здесь задаются векторы, обозначаются ценности, нередко звучат слова евангельские, выдержки из посланий святых апостолов, подвижников благочестия и мыслителей. Мы сообщаем друг другу иное знание, расширяем узкие границы людей, в которых они находятся, когда употребляют алкоголь. Человеку становится интересно. Некоторые люди уже готовятся к беседе. Ищут: «Так, стоп! Говорили, Феофан Затворник какой-то там что-то сказал. А вообще, что он еще сказал?» Если нет смысла жизни, человек стремится всячески эту жизнь прекратить, потому что если смысла нет, тогда жить эту жизнь очень как-то грустно, скучно. Человек находит замену. Нет счастья? Ну найду себе подделку под счастье такую. Нет радости? Ну вот есть атрибутика радости. Шарики воздушные, застолье, дискотека. Очень часто люди стараются все атрибуты соблюсти, веселье не получается, и заканчиваются очень часто даже самые светлые поводы, такие как свадьба, дракой, а поминки – песнями. А в семейном клубе человеку возвращается радость общения. Меняется главное – восприятие жизни. Вместо врагов и недругов, которые что-то хотят и требуют, он вдруг начинает видеть другое отношение и понимает, что можно друг к другу относиться по-другому. Он говорит, и здесь его слышат.

http://pravmir.ru/vstavat-i-ne-otchaivat...

Некоторые считают, что раз «бросить пить/курить никогда не поздно», то они сделают это когда-нибудь потом, что начнут новую жизнь с понедельника, с нового месяца, с нового года. Не надо строить иллюзий! Можно годами выжидать удобного момента, чтобы «завязать», стать лучше. Можно прожить всю жизнь в несбыточных надеждах на чудодейственные средства от пристрастия к курению или алкоголю. Можно прочитать на тему преодоления алкогольно-табачной зависимости гору умных книжек. Результат окажется нулевой, если отсутствует начальное условие – намерение жить трезво. Именно с принятия твердого решения жить трезво трезвая жизнь и начинается. Неужели все так просто – стоит только пожелать обрести трезвость, и страсть уходит? Разве не оказывается зачастую иначе: люди стремятся к добру, а в результате получается. Ничего не получается? Конечно, избавиться от зависимости вовсе не просто. Потому-то преподаватели Школы трезвения видят свою задачу в том, чтобы человек не только нашел тропинку к трезвости, но не угодил в многочисленные ловушки, расставленные на ней. Одной из первых ловушек на пути человека к спасению нередко оказывается убеждение в том, что «я справлюсь сам». Не стоит надеяться отстать от какого-либо дурного пристрастия, опираясь лишь на собственные силы, поскольку легко убедиться, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин., 8, 34). Вот тут-то по мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания, что зависимость – смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек может обрести веру в Спасителя, почувствовать нужду в Нем. Такая вера действительно спасает. Попробуем заглянуть в глубинную сущность проблемы: почему все больше и больше людей становятся зависимыми от алкоголя, сигарет, наркотиков? Из православного опыта утверждения трезвости мы знаем, что алкоголизм и иные формы наркотической зависимости в основном формируются в том случае, если у человека отсутствуют высокие цели, определяющие смысл существования на земле. Изо дня в день смотреть в рюмку или в телевизор да отбывать трудовую повинность на нелюбимой работе – разве в этом заключается смысл жизни?

http://pravoslavie.ru/14607.html

Человек осознает, что это его беда, а не вина. Это то, что отравляет ему жизнь, причем все стороны – это био-, психо-, социо-, духовное повреждение. И даже небольшое потребление вызывает часто не те реакции, которые человек ожидает. Человек думает: «Я чуть-чуть выпью и расслаблюсь, утешусь, мне станет легче». Он действительно что-то пытается употребить немножко, а эйфории этой, которая была в дни начала его употребления – нет. Он выпил чуть-чуть, а у него внутри уже эта страстишка говорит: «Еще!» У него внутри всё начинает гореть, тяга еще больше, еще сильнее, еще, еще. Задача обета – освободить человека от рабства. Это не внешний запрет, а это решение человека об изменении поведения, об изменении образа жизни: «Я решаюсь, что это время я проживу по-другому. Я не знаю, удастся ли это время мне так прожить, но я изъявляю желание и прошу на это помощи Божьей». Если нарушил – скорее всего, потому, что сильно понадеялся на свои силы. Какое может быть возмездие страдающему человеку? Он сам уже наказал самого себя тем, что он к привычному для него чувству вины от употребления алкоголя добавил еще чувство вины от нарушения обета. И так у него всё внутри оборвалось, и он не знает, как вновь быть: «Я же нарушил, что теперь делать?» Конечно, лично я испытываю в таких случаях сочувствие. Вставать и не отчаиваться Еще в древнем патерике мы можем прочитать, когда к одному из старцев пришел молодой монах и исповедался в каком-то грехе. Патерик не приводит название этого греха, но говорит, что это было падение, человек впал в грех, опять упал и говорит: «Что мне делать, отче?» Он говорит: «Вставай». Приходит через некоторое время и говорит: «Отче, я опять пал». – «Вставай». Опять приходит через некоторое время и говорит: «Отче, я опять пал». – «Вставай». И тот уже в изнеможении от своего такого состояния говорит: «Сколько же так может продолжаться?» – «Может и до смерти». Человек может падать и до смерти самой, то есть всю жизнь. Наша задача – помочь человеку подняться, укрепить его, чтобы у него были силы – вставай и опять делай.

http://pravmir.ru/vstavat-i-ne-otchaivat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010