Но они не смогли ограничиться [устным повествованием] и вынуждены были написать для верующих заповеди Божьи. И, как уже было сказано, израильтянам письменность была дарована Богом через первопророка Моисея, с помощью которого по велению Божьему они получили [древние] заповеди. В новое же время лишь нам были дарованы Богом письмена – через св. Саака, имя которого значит «радость» 122 , и великого Месропа, что значит «серафимовидец» 123 , блаженных мужей, которые соединились духовной любовью друг с другом и, связанные любовью к святому, с мольбой обратились к Богу, который укрепил эту [духовную] связь, подобно крепкой и нерушимой связи Моисея с Аароном, Иисуса 124 с Финеесом 125 , Давида 126 с Ионафаном 127 , Петра 128 с Павлом 129 , Иоанна 130 с Иаковым 131 , Константина 132 с Сильвестром 133 , Трдата с Григорием. Они явились преемниками их добродетели и наследниками их благости, проявившими стойкость, и Бог прославился в их помыслах, ибо прославляющий вечно прославляет славящих [его]. Давайте и мы, собравшиеся и прославляющие увенчанных славой святых отцов наших, восславим их прославителя Христа вместе с Отцом и св. Духом, которого благословляют, славословят и которому поклоняются все его создания, ныне, присно и во веки веков. Житие Степаноса Сюнеци Выдающийся армянский ученый, философ, богослов и переводчик Степанос Сюнеци (род. ок. 688 г., умер в 735 г.) своим разносторонним богатым литературным наследием занимает почетное место среди армянских авторов. Он известен и как крупный средневековый армянский композитор. Сын протоиерея города Двина Саака Степанос получил солидное для своего времени образование. Он воспитывался и обучался в доме патриарха Армении, затем был отдан в монастырскую школу Макенеац (в области Гехаркуни Сюникской провинции) «к великому учителю Согомону». Дальнейшее свое образование он пополнил в известном в то время научном центре – Сюникской школе, затем в Афинах, Константинополе и Риме, где изучил «всю философскую науку внешних мудрецов» и постиг тексты Св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вахтанг царь, Грузинский, св. - житие В начале 4-го века персы полонили царя Картли, Мирдата, который умер в Багдаде в заточении, и в стране угасла православная вера и возродилось язычество. Три года спустя с Востока на персию напали враги , этим воспользовались Картлийские вельможи и на Картлийский престол возвели Арчила, сына Трдата. Арчил заключил союз с греками и с их помощью возродил и христианство. Сын Арчила Мирдат также отличался любовью к православной вере. В политических целях он заключил брак с дочерью князя Ранов ,Барзабода- Сагдухт. Царице Сагдухт полюбилась вера мужа и она по своей воле приняла православие и даже выстроила храм- Самшвилдский Сион. У царской четы было трое детей: царевны Хваранзе и Мирандухт и царевич Вахтанг (по персидски его имя звучало :Варанг-Хвасротанг) . Царевичу было 7 лет, когда умер его отец, и его мать, дочь князя Ранов, упросила своего отца не мстить стране за дела своих мужа и свёкра, и не чинить препятствий Православию. Барзабод хотя и хотел в гневе на зятя напасть на Картли, но слёзы дочери утихомирили его гнев и он поставил лишь одно условие- что в Картли поставит жреца- служителя огня, что бы желающие могли покланяться пламени. Однако жрец всячески переманивал несведущий народ в язычество. Видя это, царица вызвала из греции священников, которые начали обращать народ в Православие.Вскоре Барзабод умер и на престол возвели его сына, Вараз-Бакура. Когда царевичу было 10 лет, на Картли напали осетины, и взяли множество пленных, а также похитили 3-летнюю сестру царевича- Мирандухт. В тоже время греки заняли Абхазию. Когда царевичу исполнилось 15 лет, он взял власть в свои руки, сперва вызволил из плена сестру, три года спустя вернул Абхазию. Взял в жёны дочь персидского царя, который дал ей в приданное Сомхитию (Армения) и Царства Кавказские, а также просил помощи в борьбе против Кесаря. Вахтангу тогда было 22 года. Во время похода на греков , Царь запретил своим воинам убивать православных.Когда греческий священник Петр и монах Самуил пришли поблагодарить его за снисхождение к христианам, он спросил, доволен ли Бог его поступками? Священник Петр отвечал:

http://pravicon.com/info-1961

Вознесение Креста ангелами. Роспись купола кафоликона мон-ря Ишхани Вознесение Креста ангелами. Роспись купола кафоликона мон-ря Ишхани Живопись кафоликона И. отличается богатым насыщенным цветом, доминирует интенсивная лазурь. В апсиде был представлен Иисус Христос на троне, фланкированном ангелами; ниже находились изображения апостолов в полный рост, под ними был помещен святительский ряд. По мнению Такаишвили и Амиранашвили, роспись алтаря была схожа по стилю с визант. мозаиками X в. В медальонах, на своде вимы, были изображены поясные жен. фигуры, сохранились обрывки надписей: грузинской (более полная) - в левом и армянской (неразборчиво) - в правом. По мнению Такаишвили, в левом медальоне была изображена супруга царя св. Мириана царица св. Нана, в правом - супруга царя Трдата, 1-я арм. царица-христианка Ашхавнар (Ашхен) ( Такаишвили. 1952. С. 37-38. Рис. 14, 15). Считается, что эти изображения - доказательство религиозного и культурного общения грузин и армян-халкидонитов. На стенах алтаря были помещены фигуры святых Иосифа Аримафейского, Саввы Освященного, ап. Филиппа, ап. Варфоломея, композиция «Уверение ап. Фомы». В жертвеннике изображены стол, ангелы и купольная церковь, сохранилась часть подписи: «Раскройте врата, праведные, и внемлите Создателю неба и земли». Над окном диаконника помещалась композиция «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене в надписи читается слово «Капернаум». Роспись барабана кафоликона мон-ря Ишхани Роспись барабана кафоликона мон-ря Ишхани Лучше всего сохранилась роспись купола с композицией вознесения Креста ангелами (аналогичные композиции в росписях Пархали , Манглиси , Никорцминде и др.). На синем фоне, усеянном звездами, в медальоне представлен богато декорированный, равноконечный, почти белый крест. Медальон держат 4 ангела в хитонах и гиматиях разного цвета (использованы белый, голубой, синий, зеленый) и с крыльями розово-коричневого цвета. Рукава креста украшены камнями, из перекрестия выходят лучи, мандорла окружена радужным облаком. Вирсаладзе отмечает, что «горизонтально развернутые фигуры летящих ангелов, красиво заполнившие свод купола, способствовали впечатлению его ширины и мощи и поэтому охотно изображались художниками XI в. (Манглиси, Ишхани, Хахули, Атени?)» ( Вирсаладзе. 2007. С. 245).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Храм был восстановлен Исидором Младшим, племянником Исидора из Милета. При реконструкции храма столпы были укреплены, большие подпружные арки были сведены заново, причем боковые были чуть расширены к центру, а высоту купола пришлось увеличить на 20 футов, чтобы сделать его более прочным, пусть и менее красивым 25 . Восстановленный храм был освящен 24 декабря 562 г. Через несколько дней на празднике в честь этого события свой экфрасис произнес Павел Силенциарий 26 . Св. София после Юстиниана I К юго-западу от храма во второй половине VI в. был выстроен патриарший дворец 27 . От него частично сохранился парадный зал (у турецких умывальников), а также так называемый малый баптистерий – вероятно, изначально еще один приемный зал дворца 28 . Дворец был соединен с церковью двухъярусным переходом. Он был устроен, вероятно, при Юстине II (565–578), украшен мозаиками в вв. и частично сохранился по сей день 29 . На втором его ярусе находится так называемый секретон (или Большой секретон) – зал над южным вестибюлем нартекса, предназначавшийся для закрытых патриарших собраний. В VII в., при патриархе Фоме, дворец был расширен, эти части стали называться Фомаитами 30 . Новая конструкция купола оказалась достаточно устойчивой, так что он, с несколькими ремонтами, существует и по сей день. По мнению У. Пешлова, Св. София пострадала от землетрясения 740 г., как и соседняя Св. Ирина, однако точно места повреждения выявить не удается. Ничего не известно и об изменениях в храме в эпоху иконоборчества, но, вероятно, были удалены изображения Христа и святых с престола и алтарной преграды. Император Феофил (829–842) сделал бронзовые врата со своими монограммами для южного входа в нартекс церкви 31 . Следующие повреждения Св. Софии нанес пожар 859 г. В 865 г. венецианский дож Орсо I подарил церкви девять (или двенадцать) колоколов, для которых, возможно, была построена звонница над западным фасадом 32 . 9 января 869 г. землетрясение повредило западную подпружную арку, которую восстановил Василий I 33 . Весной 912 г. загорелись свечные лавки у Св. Софии, но пожар нанес урон больше патриаршему дворцу, чем церкви 34 . Сильное землетрясение 25 октября 989 г. обрушило западную подпружную арку и западную часть купола. Они были восстановлены под руководством армянского архитектора Трдата, который также укрепил храм контрфорсами 35 . Обновленный и украшенный новыми мозаиками храм был открыт 13 мая 994 г. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Багаван [от парф. баг - идол и арм. аван - город], мон-рь св. Иоанна Крестителя (по др. версии - св. Григория), располагавшийся у сев.-вост. подножия горы Нпат в обл. Багреванд пров. Айрарат Вел. Армении; по араб. версии Жития св. Григория арм. историографа Агафангела, «царский город» арм. Аршакидов у р. Евфрат ( Агатангелос. § 810-819); после первой мировой войны на территории Турции (дер. Уч-килисе в иле Агры). Б. был культовым центром дохрист. Армении и местом погребения верховных жрецов. Здесь, в водах Евфрата, в 301 г. произошло крещение царя Трдата св. Григорием Просветителем, со временем это место было отмечено множеством крестов, высеченных в прибрежных скалах. Вблизи Б., на вершине горы Нпат, были часовни и места молений католикоса Нерсеса Великого (353-373), откуда он, по преданию, наблюдал за битвой армян с персами на поле Дзирав. Агафангел в «Истории Армении» рассказывает о том, что в IV в. св. Григорий Просветитель основал в Б. храм над мощами святых Иоанна Крестителя и Афиногена (посвящение не указано, однако в источниках он упоминается то как храм св. Иоанна Крестителя, то как храм св. Григория) и установил празднование их памяти. Лазар Парпеци (V в.) считал эту постройку мартирием (часовней) равноап. св. Григория, историограф X в. Ованнес Драсханакертци называл обителью св. Григория. Вероятно, на месте древнего храма при имп. Ираклии был возведен новый храм, основанный, согласно надписи, 15 июня 631 г. и завершенный 9 июля 639 г. «на местные средства во всем, при зодчем Исраеле Горагчеци». По мнению И. А. Орбели, надпись, стертая при ужесточении борьбы с халкидонитами, изначально содержала имя ктитора Католикоса Езры (в грецизированной форме - Езрас). С. Х. Мнацаканян считает, что в надписи упоминалось имя еп. Нерсеса Таеци до его восшествия на патриарший престол в 641 г. Во 2-й надписи указано, что в 88 г. по арм. летосчислению было закончено строительство храма. В XIX в. Б. получил тур. название Уч-килисе (3 церкви), что может как отражать трехапсидную структуру храма, так и свидетельствовать об одновременном существовании здесь 3 церквей. Б. становится епархиальным центром областей Багреванд и Аршаруник. Самыми знаменитыми епископами здесь были Езник Колбаци и Мовсес Хоренаци.

http://pravenc.ru/text/77312.html

В Святом Эчмиадзине начинается трехдневный чин мироварения 14 сентября 2008 г. 19:09 14 сентября, в день праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня (Хачверац), после вечернего богослужения в Первопрестольном Святом Эчмиадзине начинается трехдневный чин мироварения. «Церемония мироварения будет сопровождаться чтением молитв, пением псалмов и шараканов (армянских духовных песнопений) в присутствии многочисленных паломников», — отметили в пресс-канцелярии. 40-дневный период подготовки к чину освящения Святого Мира начался 19 августа. Чин освящения Святого Мира будет совершен 28 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. Справка (по материалам сайта Седмица.ru ) Святое Миро — одна из главных святынь Армянской Церкви. По преданию, освященный Иисусом Христом елей принес в Армению апостол Фаддей. Он построил монастырь и спрятал там сосуд со священным маслом. Святой Григорий Просветитель нашел его и смешал елей со своим освященным миром. С того времени только Католикос всех армян имеет право освящать Миро и смешивать старую закваску с новой. Из Первопрестольного Эчмиадзина Святое Миро развозится по всему свету, где живут армянские диаспоры. Основной компонент Мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных ладанов, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так Миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения Мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое Миро вливается старое. За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. В день освящения Мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви — пронзившее Господа копье, частицу Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Миро варят и освящают один раз в 7 лет. Очередное освящение Святого Мира состоялось в сентябре 2001 года, в день празднования 1700-летия принятия Христианства Арменией. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/459814.htm...

Арцивурий (эллинизированное армянское слово «aratshavorath», в переводе – вестник, осведомитель) – название недели строгого поста у армян в седмицу перед Мясопустной. О происхождении этого поста пишет Иоанн Китрский в своих ответах Константину Кавасиле Диррахийскому: «Они (армяне) постятся и в эту неделю из-за смерти собаки по прозвищу Арцивурий, которая прибегала в город или село раньше учителя Сергия и возвещала о его прибытии. „Арцивурий“ на армянском языке как раз и означает „вестник“. Когда этого пса загрызли звери, Сергий в скорби повелел всем армянам поститься в эти дни из-за смерти собаки, ежегодно пребывать в печали и трауре» (PG l, 864ВС). Версия, изложенная Иоанном Китрским, вероятней всего, недостоверна и носит полемический характер. Существует несколько исторических версий происхождения этого поста. По указанию И. А. Карабинова , восточно-сирийская традиция относит его учреждение ко 2-й пол. VI в., когда постившиеся три дня персидские христиане получили чудесное избавление от чумы. Армянский католикос Нерсес Шнорали в письме византийскому императору Мануилу I Комнину упоминает сирийский обычай и приписывает учреждение Начального поста св. Григорию Просветителю, связывая его с 5-дневным постом наказанных Богом царя Трдата и его вельмож, после которого последовало их исцеление. Согласно комментариям на Лекционарий хореп. Григора Аршаруни, этот пост был посвящен пяти ветхозаветным патриархам и начинался, по-видимому, в субботу (см. об этом подробнее: ПЭ. Т. 3. С. 368). 500 Если пост в среду и пятницу одинаков с постом Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по Лаодик. 52, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь по средам и пятницам ради святости и чести поста, как не подобает делать этого и в Четыредесятницу. Ибо неправильно, с одной стороны, хранить эти посты, воздерживаясь в пище, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Во 2-ю часть входят правила, которые касаются К. лиц, находящихся в смертельной опасности (в т. ч. Лаодик. 47 и правило Иакова Эдесского о К. младенцев), совершения таинства с произнесением формулы «если не крещен» (содержится ссылка на канон Севира Антиохийского), а также ряда других вопросов. 3-я часть содержит указание на необходимость миропомазания после К. (приведены Лаодик. 48, правила Иоанна Телльского († 538; см.: Иоанн бар Курсус ) и Кириака Амидского), а также на ряд обрядовых норм. В частности, со ссылкой на «Учение апостолов» предписывается, чтобы помазание тела крещаемой женщины совершала диаконисса, священник же помазывает только голову (ср.: Const. Ap. 3. 15-16). 4-я часть включает правила, которые касаются времени совершения К.: правило, обозначенное как «апостольское», о совершении таинства в ночь субботы; правило о К. после 3 лет оглашения; Неокес. 6; Лаодик. 45; правило Иоанна Телльского о том, что на протяжении всей Страстной седмицы после утрени баптистерий должен быть открытым и верующие, входящие в него, должны «восхвалять псалмами и песнями матерь жизни» перед днем Пасхи. 5-я часть включает чин К., приписываемый Иакову Эдесскому. Е. А. Заболотный К. в армянской традиции Чин К. называется (мкртутюн, собственно, крещение) или (кник - знамение, печать; лат. sigillum), в древней традиции - (канон крещения) или (канон запечатления). По мнению Г. Винклер, первый термин этимологически связан с глаголом (мкратем, резать), что, по-видимому, имеет параллели с характерным для сир. традиции пониманием К. как обрезания. Второй термин предположительно имеет семит. происхождение: от аккад. kunukku, печать ( Winkler. 1982. S. 332-333). Один из древнейших памятников арм. лит-ры, «Агафангел», и зависящее от него греч. «Житие святого Григория Просветителя», описывая К. арм. царя Трдата и его семьи, упоминают о порядке совершения обрядов христ. инициации: К. совершалось на реке, сначала крещаемого помазывали миром (τ μρ χρσας), миро выливали в воду, после чего совершалось троекратное погружение крещаемого в воду и облачение его в крещальные одежды; при пении псалмов и гимнов новокрещеные отправлялись в церковь и причащались (История Армении. 1909. С. 432-435; Thomson. 1976. P. 365-371; Garitte. 1946. P. 98-100). В этом порядке совершения таинства, отражающем практику Антиохии и Сирии кон. IV - нач. V в., Миропомазание предшествовало К., т. к. освящение Св. Духом понималось как необходимое условие рождения во Христе (ср.: Winkler. 1982. S. 132-168).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

28 сентября в Эчмиадзине будет совершено освящение Святого Мира 18 августа 2008 г. 15:09 Католикос всех армян Гарегин II совершит 28 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине чин освящения Святого Мира, сообщили в субботу агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Св. Эчмиадзина. Как отметили в пресс-канцелярии, в течение предшествующих сорока дней будет проходить подготовка к освящению Святого Мира. Специальные молитвы будут совершаться ежедневно после вечернего богослужения. Сорокадневный подготовительный период начинается 19 августа, когда наполненный оливковым маслом алавастр будет установлен на главном алтаре Кафедрального собора Святого Эчмиадзина и будет совершена первая молитва. Справка (по материалам сайта Седмица.ru ) Святое Миро — одна из главных святынь Армянской Церкви. По преданию, освященный Иисусом Христом елей принес в Армению апостол Фаддей. Он построил монастырь и спрятал там сосуд со священным маслом. Святой Григорий Просветитель нашел его и смешал елей со своим освященным миром. С того времени только Католикос всех армян имеет право освящать Миро и смешивать старую закваску с новой. Из Первопрестольного Эчмиадзина Святое Миро развозится по всему свету, где живут армянские диаспоры. Основной компонент Мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных ладанов, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так Миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения Мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое Миро вливается старое. За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. В день освящения Мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви — пронзившее Господа копье, частицу Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Миро варят и освящают один раз в 7 лет. Очередное освящение Святого Мира состоялось в сентябре 2001 года, в день празднования 1700-летия принятия Христианства Арменией. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449126.htm...

свидетельствуют обнаруженные на некрополе Беленджера остатки 4 церквей, датируемые VI-VIII вв. ( Магомедов. 1994. С. 126-131). Каждая из церквей расположена в центре отдельных групп курганов. Все они построены без специального фундамента, возведены из мелкого камня (ракушечника) на глиняном растворе и отличаются небольшими размерами. Церковь 1, крестообразная в плане, имеет размеры 15×7,5 м. В ней найден крест «мальтийской» (албанской) формы, вырезанный из монолита светлого песчаника (1×0,8×0,12 м). Остатки крестов найдены и в др. церквах. Среди погребального инвентаря обнаружены также керамические кресты, кресты на золотых монетах, крест из золота (все «мальтийского» типа). По мнению М. Г. Магомедова, церкви Беленджера «являются самыми древними сооружениями подобного рода на Северном Кавказе» (Там же. С. 128). В одной из катакомб Беленджера был найден бронзовый медальон с изображением женщины с младенцем на руках («хазарская мадонна»), своего рода симбиоз язычества и христианства (Там же). Подобная же подвеска обнаружена и в районе Кисловодска. В кон. VI-VII в. важную роль в истории Сев. Кавказа играло «царство гуннов», контролировавшее равнинные и отчасти предгорные районы Д. и входившее в состав Тюркского каганата. В 1-й трети VII в. на его развалинах сложились новые гос. образования: в Приазовье и на Тамани - Вел. Болгария, в сев.-вост. части Сев. Кавказа и Прикаспии - Хазарский каганат. Христианство завоевало определенные позиции на хазар. территории - в низовьях Терека и Волги. На территории Д. христианство укрепилось в основном среди городских и высших слоев болг. и гуннской знати. Исповедуемое хазарами христианство было синкретическим и не отличалось догматизмом ( Семенов. 1994. С. 81-82). В 681 г. еп. Мец-Колманка Исраил, посол албан. правителя Вараза-Трдата, прибыл к правителю «гуннов» Алп-Илитверу в г. Варачан в приморском Д. и обратил в христианство «многие страны хазар и гуннов» ( Моисей Каганкатваци. История агван. С. 38; Гаджиев. 2002). Впрочем, уже через 3 года те же «гунны» жестоко опустошили Закавказье.

http://pravenc.ru/text/168606.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010