Самые ранние армянские мартирологи носят на себе черты влияния сирийских и греческих памятников. Фаддей, Сандухт, Григорий Просветитель, Рипсимэ и Гаянэ – это обобщенные героические образы, а их двойников легко обнаружить в мартирологах соседних стран. В них трудно заметить какой-либо отпечаток национального, если, конечно, забыть, что местом действия является Армения. В мартирологах этого периода яркое выражение нашло самое важное требование жанра: акцентирование основной черты мученика – героизма. Вся композиция и художественные средства служат созданию образа идейных, целеустремленных героев, не ведающих сомнений в правоте своего дела и готовых погибнуть ради него. В роли героев большей частью выступают чужеземные христианские проповедники. Христианство еще не победило. Примечательная черта упомянутых произведений – синкретизм повествования: сплетение агиографического, эпического и исторического стилей. Агиограф умело использует художественные приемы и средства, характерные фольклору. Близость к эпическому повествованию особенно ощутима в рассказах о чудесах и видениях, которыми изобилуют ранние мартирологи. Эти рассказы носят сказочный характер. Перед апостолом Фаддеем сами собой раскрываются двери темницы, в которой заперта Сандухт, дочь армянского царя-язычника Санатрука, принявшая крещение благодаря проповеди Фаддея. На Фаддея, заключенного в оковы, напускают двух львов, но те ложатся у его ног, лижут сандалии Фаддея и ласкаются к нему. Его бросают в раскаленную печь, но сильный ветер вырывает пламя из печи и опаляет «нечестивых варваров». Поднявший на Фаддея оружие воин им же убивает своего брата, который затем воскресает молитвой Фаддея. Григорий Просветитель тринадцать лет живет невредимым с ядовитыми змеями в глубоком подземелье. Царя Трдата, посмевшего предать мучениям Просветителя, настигает Божья кара – он превращается в вепря, и лишь молитвой Григория раскаявшийся Трдат вновь обретает человеческий облик и т. д. Сплетение нескольких стилей наблюдается и в изображении героев. В сочинениях Агатангехоса, Павстоса Бузанда, помимо исторического, использованы агиографический и эпический стили, причем образы светских деятелей создаются с помощью эпического стиля, а духовных – агиографического. Таковы, например, с одной стороны, Трдат, обрисованный сочными и ярким и красками эпического героя, наделенный богатырской силой и удалью, с другой – Григорий Просветитель, Рипсимэ и Гаянэ, изображенные в агиографическом плане.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

254 «Всеобщая История» Асохика делится на три раздела. Первый раздел – краткая история, нередко – только хронологический список израильских, персидских, птолемеевских, римских, ассирийских, мидийских, парфянских и армянских царей. Второй раздел содержит краткую историю Армении, от правления Трдата до Ашота I. Кроме того, он весьма схематично излагает историю Сасанидов, арабских халифов и греческих (византийских) императоров, помещая список их имен. Сведения для этих двух разделов Асохик черпает, часто дословно, без критики, из трудов своих предшественников, имена которых добросовестно перечисляет в самом начале своего сочинения. Такое отсутствие критического подхода к источникам местами превращает его «Всеобщую историю» в неоправданно затянутое, с многочисленными повторами, повествование. Третий раздел, названный автором «Историей времен, повествуемых им самостоятельно», содержит историю 117 лет от Ашота I до царя Гагика I включительно и доведен до 1004 г. Содержание начальных глав этого раздела, относящееся к эпохе правления первых трех царей Багратуни, почерпнуто им из трудов предшественников. «Самостоятельная часть» «Истории» представляет собой летопись, в которой зачастую отсутствует внутренняя связь, поскольку временами историк подробно описывает события, кажущиеся ему особенно значительными. Эта часть «Истории» Асохика особенно интересна, так как автор приводит довольно много сведений о монастырях, об их настоятелях и выдающихся вардапетах, описывает монастырскую жизнь, ее правила и распорядок, перечисляет новые, только что основанные монастыри. 256 Повествование Аристакеса Ластивертци/Подгот. текста и предисл. К.Н. Юзбашяна. Ер., 1963 (на арм. яз.); Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци/Пер. с др.–арм., вст. ст., комм, и прил. К.Н. Юзбашяна. М., 1968; Манукян Г. Введение/История Аристакеса Ластивертци/Изд. А. Абрамян. Ер., 1971 (на арм. яз.); Aristakes de Lastivert. Recit des malheurs de la nation armenienne/Ed. M. Canard, H. Berberian. Bruxelles, 1973; Видные деятели армянской культуры (5–18 века)/Ереванский ГУ, Центр арменоведческих исследований; ред. Г.Х. Саркисян. Ер., 1982; см. также: Чамчян М. История Армении. Т. 2. Венеция, 1785 (грабар); Зарбаналян Г. История древней армянской литературы. Венеция, 1894 (на арм. яз.); Газикян А. Новая армянская библиология и энциклопедия армянской жизни. Т. 1. Венеция, 1909–1912 (на арм. яз.). Все цитаты приведены по изд. К.Н. Юзбашяна (М., 1968).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появление в Картли просветительницы Грузии св. Нины было обусловлено рядом чудесных событий, в т. ч. касавшихся и Мириана. Когда она бежала из Армении от преследований царя Трдата и остановилась у предгорий Южного Кавказа близ оз. Паравани, ей во сне предстал некий человек, который передал ей запечатанное послание и велел отдать его " царю язычников в Мцхете " . Св. Нина пришла в Мцхету в день главного языческого праздника в честь идола Армази и стала свидетельницей идолопоклоннического служения Мириана. По ее молитве буря разрушила идолов . Поселившись в царском саду, она ждала возможности увидеться с Мирианом, проповедовала и исцеляла. Царь неоднократно становился свидетелем чудес, которые происходили по ее молитвам, однако в течение долгого времени Мириан не обращал на св. Нину внимания. Первыми учениками св. Нины стали царский садовник и его жена Анасто, иудейский свящ. Абиатар (Авиафар) , его дочь св. Сидония и шесть женщин-иудеек. После того как св. Нина исцелила жену Мириана Нану , царь обратил внимание на учение о Христе, стал расспрашивать о вере Абиатара и взял у него книги Священного Писания. Сведения о пришествии Мессии, почерпнутые из них, он сравнил с главной для зороастрийцев " Книгой Неброта " , которая хранилась в царской семье, и был удивлен тождеством знаний о спасении человечества. Позже он беседовал со св. Ниной, однако " смотрел на ее дело все еще с некоторым недоверием " . Спустя год после исцеления св. Наны Мириан задумал истребить всех христиан, в т. ч. и свою супругу, если она не отречется от Христа. Исполнению его замыслов помешало чудо, случившееся с ним во время охоты, которое привело его к обращению в христианство . Как указывают грузинские источники, 20 июля царь направился в сторону Мухнари и поднялся на гребень горы Тхоти осмотреть Каспи и Уплисцихе. В полдень померкло солнце, стало темно, спутники царя рассеялись, всех охватило ощущение " беды и горя " . Царь бродил по горам в лесу и призывал языческих богов. Ему казалось, что он живым находится в аду, он не мог понять, " всю ли вселенную постигла погибель эта " или только его. Спустя какое-то время Мириан вспомнил об исцеляющем " Боге Нино " и взмолился Ему. Показалось солнце, и царь исповедал Христа: " Ты - Бог над всеми богами и Владыка над всеми владыками... Достойно Имя Твое хвалы от всякой твари, живущей под небесами и на земле " . Прибыв в Мцхету, Мириан поспешил к св. Нине, совершавшей с 50 приверженцами вечернюю молитву, назвал ее своей матерью, а ее Бога - своим Избавителем. Святая научила его молиться .

http://drevo-info.ru/articles/13681714.h...

образ Г. П. встречается редко, т. к. в Римский Мартиролог имя святого было включено только в 1837 г., при папе Григории XVI (среди festa pro aliquibus locis), хотя текст Жития Г. П. был переведен на лат. язык в X в. При этом Г. П. был хорошо известен в лат. мире благодаря почитанию его мощей, сохранявшихся в Неаполе, а затем в Риме (в 2000 переданы в собор во имя свт. Григория Просветителя в Ереване), существованию разветвленной арм. диаспоры в Европе, а также уний с Римом Армянского Киликийского царства в 1198-1375 гг. и большой группы армян-католиков с Римско-католической Церковью в 1742 г., образованию Армянского католического Патриархата Киликии и деятельности арм. католич. ордена мхитаристов, основанного в 1701 г. Самый обширный цикл со сценами из Жития Г. П. в западноевроп. искусстве Нового времени находится в ц. Сан-Грегорио Армено в Неаполе (основана в 930, перестроена в 1574-1580, архит. Дж. Б. Каванья; фрески Л. Джордано, 1679) и включает основные сцены из Жития святого: заточение Г. П.; безумие Трдата, обращенного в вепря; прошение Трдатом исцеления у Г. П.; крещение Трдата Г. П.; видение Г. П.; основание церкви Г. П.; поклонение Трдата Г. П.; Г. П.- первосвятитель Армянской Апостольской Церкви; успение Г. П.; перенесение мощей Г. П. 3 греч. монахами в Неаполь. В алтаре храма - 3 картины с образом Г. П. худож. Ф. Фраканцано (1635) («Григорий Просветитель на троне», «Григорий Просветитель с царем Трдатом, обращенным в вепря», «Освобождение св. Григория Просветителя из темницы по повелению и в присутствии царя Трдата»). Живописный цикл Жития Г. П. был создан в 1737 г. Ф. Цуньо для арм. мон-ря мхитаристов на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции (картины с основными сценами: Г. П. в заточении; крещение Трдата; исцеление Трдата) ( Pilo G. M. F. Zugno//Saggi e memorie di storia dell " arte. Venezia, 1958/1959. N 2. P. 323-356. Il. 3). Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 430-432; Der Nersessian S. Les portraits de Grégoire l " Illuminateur dans l " art Byzantin//Byz. 1966. T. 36. P. 386-395; Каковкин А.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела , секретаря арм. царя Трдата IV. Наиболее известная арм. версия сочинения, т. н. История Армении Агафангела, или Vulgata (Aa), сохранилась более чем в 30 рукописях (самая ранняя Х в.). В эту версию включено соч. «Вардапетутюн» (Учение св. Григория Просветителя ), связанное с трактатом «О вере» Псевдо-Ипполита и игравшее впосл. важную роль в арм. богословской традиции (см. Кник Хаватой , Комитас католикос ). С арм. были сделаны греч. (Ag, изд. Г. Лафонтеном), араб. (Aar, открыт и опубл. А. Тер-Гевондяном) и сокращенный древнегруз. (изд. И. Абуладзе) переводы. Очень рано на христ. Востоке появилась краткая версия (без «Вардапетутюна» и «Истории ранних Сасанидов», стоящей в начале Аа) в греч. (Vg) и араб. (Va) изводах. Известны также сир., араб. (каршуни) и эфиоп. (геэз) эпитомы, сделанные на основе редакций как первого, так и второго типа. Фабула «А.» развивается вокруг судьбы св. Григория и царя Трдата; после вводной «Истории ранних Сасанидов» рассказ переходит к отцам Григория и Трдата - Анаку и Хосрову. Отец Григория, вступив в сговор с персами, убивает царя армян Хосрова, но затем погибает и сам; сыновья того и другого бегут в Римскую империю, где Григорий принимает христианство и поступает на службу к Трдату. Затем они вместе возвращаются в Армению, где Трдат пытается принудить Григория приносить жертвы и соблюдать языческие обряды, на что тот не только отвечает отказом, но и, несмотря на то что его уже подвергли пыткам за отказ отречься от веры во Христа, ухудшает свое положение, открывая царю, что он сын Анака, убийцы его отца. Трдат заточает святого в темницу в Арташате, где тот находится в течение 13 (или 15) лет. Затем «А.» повествует об истории мученической смерти святых Рипсиме ( Рипсимии ) и Гаяне ( Гаиании ). Неожиданно происходит обращение Трдата в христианство, он освобождает св. Григория, и далее следует история обращения Армении: обретение мощей, исцеление Трдата от поразившей его болезни, епископская хиротония св. Григория в Кесарии, Крещение соседних стран, разрушение идолов в Армении и обращение юж. провинций страны; Трдат вступает в переписку со св. Константином Великим , и св. Григорий едет в Рим. В эпилоге рассказано о погребении св. Григория.

http://pravenc.ru/text/63198.html

Рипсиме и 32 ее подруги погибли в северо-восточной части Вагаршапата, их наставница Гаяне вместе с двумя другими девами – в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне. Предание относит гибель рипсимеянок к 300/301 гг. Мученическая смерть дев, которую они героически приняли, вызвала у царя сильнейшее душевное потрясение, от которого он тяжело заболел. Β V в. в народе эту болезнь прозвали «свиной», поэтому в последующие времена скульпторы изображали Трдата со свиной головой. Сестре Трдата Хосровадухт приснилось, что Трдата может исцелить чудом выживший в темнице Григор. Он немедленно был освобожден из заключения и торжественно препровожден в Вагаршапат, где собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем 66 дней проповедовал христианство царю, после чего исцелил его. Царь и все его придворные приняли крещение, а христианство было провозглашено государственной религией Армении. Вскоре на местах мученичества святых дев были построены три часовни. Григор Лусаворич отправился в Кесарию Каппадокийскую, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Себастии Петр совершил обряд возведения Григора на престол в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в Аштишате, где уже издавна существовал епископский престол. По возвращении в Вагаршапат Григор Лусаворич приступил к строительству кафедрального собора. Согласно Преданию, ему было видение: небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. Позади них был виден образ человеческий с золотым молотом в руке. Там, где ударил молот, земля разверзлась, и из глубины ее раздался страшный вопль. Затем на этом месте поднялся золотой пьедестал в виде жертвенника, от него восходил огненный столп с облачным покровом, над которым блистал крест. Явившийся Григору ангел объяснил, что «образ человеческий – есть Господь; здание, увенчанное крестом, означает Вселенскую Церковь , пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни здесь церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

175 Тураев Б.А. Египетская литература. С. 327. В.В. Болотов , со своей стороны, ссылается в разделе «Эфиопская литература» исключительно на Иоанна Никиуского (7 в.), отмечая при этом, что «этот важный труд есть только переводное достояние эфиопской литературы, которая питалась по- преимуществу переводами с коптского и арабского» и «для церковной истории дает очень немного» (Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4–х т. Т. 1. С. 206–208). 176 Например, придворный священник Бахрей составил небольшое беспристрастное сочинение о галласах, написанное зимой 1595–1596 гг. Автор спрашивает, почему сравнительно немногочисленные галласы побеждают абиссинов, и находит объяснение в том, что те воюют все, тогда как из его единоплеменников не боится войны только десятая часть, остальные под разными предлогами от нее уклоняются, – это или монахи, или евнухи, или певцы, или купцы и т.д. 177 Эфиопы здесь представлены как избранный народ, новый Израиль; они выше Рима, ибо во главе их стоит старшая линия Соломонидов, и они не впали в ересь и потому хранят свою святыню (похищенный из Иерусалима Ковчег завета) до скончания века. 178 Армянские писания. Т. 1–24. Венеция, 1853–1861 (на арм. яз.); см. также: Назарянц С. Беглый взгляд на историю гайканской литературы до конца 17 столетия/Уч. зап. Казанск. Ун–та. 1844; Зарбаналян Г. История древнеармянской письменности (4–13 вв.). Венеция, 1886; он же. История древнеармянской литературы. Т. 1. Венеция, 1897 (на арм. яз.); Библиографический указатель армянской старопечатной книги 1512–1800. Ер., 1963 (на арм. яз.); Neve F. L’Armenie chretienne et sa litterature. Louvain, 1876; Абегян M. История древнеармянской литературы. Ер., 1975. 179 Это – устоявшееся название сочинения Агатангехоса; на древнеармянском труд называется Хайоц патмутюн – «История армян». Весьма пространное и витиеватое «Предисловие к истории Агатангехоса», которое должно было бы дать ответ на эти вопросы, запутанно и изобилует повторами. Об авторе в нем, в частности, говорится: «Прибыл приказ ко мне, Агатангехосу, родом из города из Великого Рима, сведущему в отечественной науке, римской и греческой литературе и немало сведущему в деле письма, явившись ко двору Аршакуни в годы храброго и доблестного, могучего и воинственного Трдата, прославившегося храбростью более, чем все его предки... взяться за повествование... И вот получил я повеление от великого царя Трдата взять на себя труд летописца, рассказать сначала о делах отчих и храбрости храброго Хосрова и о достойной отца храбрости Трдата».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на средства торговца Тиграна Оненца (надписи сделаны на груз. языке, что указывает на то, что храм был армяно-халкидонитским), в алтарной апсиде среди святителей представлены помимо Г. П. 2 его сына, Аристакес и Вртанес, последовательно сменявшие отца на первосвятительском престоле Армении. В зап. части кафоликона - 16 сцен из Жития Г. П., в т. ч. с изображением мучений, к-рые он претерпел по приказанию Трдата, мученичество св. Рипсимии, крещение Трдата и царей Грузии, Абхазии и Кавказской Албании, сцена «Видение св. Нины» (чудо основания ею храма) дана в пару к «Видению св. Григория Просветителя», основавшему собор Эчмиадзин; включение этих сцен в цикл должно было подчеркнуть роль Г. П. как святителя всего Кавказа и тесные связи между Армянской и Грузинской Церквами ( Каковкин А. Живопись церкви св. Григория Тиграна Оненца (1215) в Ани: Иконографическая композиция и основная идея//Вестн. Ереванского ун-та. 1983. 2. С. 106-114). В апсиде собора Аствацацин армяно-халкидонитского мон-ря близ Ахталы (между 1205 и 1216; обл. Лори, Сев. Армения) изображение Г. П. помещено в верхнем регистре святительского чина наряду со святыми Григорием Богословом, папой Римским Сильвестром, Кириллом Александрийским, папой Римским Климентом, Амвросием Медиоланским, Иоанном Златоустом и др. ( Lidov. 1991. Pl. 11). Образ Г. П. есть также и в др. халкидонитских храмах Армении и Грузии (Бетаниа, Гареджи, Самтависи) ( Меликсет-Бек Л. M. Об армяно-грузино-латино-рус. версиях гомилий, связываемых с именем Иоанна Богослова//ВВ. 1960. Т. 17. С. 72). Вне житийного цикла распространенным сюжетом была сцена крещения царя Трдата, где святитель представлен обычно: в епископском облачении, в митре и с посохом (на миниатюре из «Истории Армении» Агафангела (Матен. 1920, 1569 г.) - Г. П. темноволосый, без митры, с посохом, с омофором; Трдат изображен диким кабаном); в неск. памятниках, созданных в среде армян-католиков в Зап. Европе (на миниатюре из Лекционария (Venez. Mechit. 1306, 1678 г.) - рядом с коленопреклоненным перед Г.

http://pravenc.ru/text/168061.html

В тоже время, Евсевий Кесарийский зримым образом указывает причины этой войны, называя армян «ревностными христианами». Здесь было бы нелишне вспомнить и о том, что мученичество в Армении святых римских дев Рипсимии, Гаиании и 36-ти с ними пострадавших, датируется 304 г., а это, в свою очередь, согласуется с латинскими источниками, ибо именно в 303–304 гг. Диоклетиан и начал жестокие преследования христиан Империи, и само житие святых дев наглядным образом свидетельствует о том, что именно в Диоклетианово гонение они покинули Рим и прибыли в Армению. В 304–305 гг. (после мученичества святых дев, и как гласит о том житие их) был вызволен изо рва (брошенный туда царем Трдатом в 288–289 гг.) св. Григорий, тогда же обратились к Христианству царь Трдат и его окружение. В том же 305 г. Диоклетиан сложил с себя полномочия императора, и вполне вероятно, что именно отставка Диоклетиана, друга и покровителя Трдата 16 , развязала руки последнему, и Трдат провозгласил Христианство государственной религией в 305 или 306 гг., и уже спустя несколько лет в 312–313 гг., армяне, во главе с царем их Трдатом, с оружием в руках, защищали свою веру от нападок нечестивого Максимина. Как известно, св. Григорий происходил из рода Аршакидов, царей парфянских 17 . Отец его, Анак, из дома Сурен-Пахлава, убил армянского царя Хосрова 18 , отца Трдата, по повелению персидского царя Арташира 19 , искавшего престола Великой Армении. Царь Хосров, испуская последний вздох, приказал предать смерти Анака со всем его семейством. Св. Григорий, избежавший смерти, был двух лет от роду увезён братом своей кормилицы, Евфалием, в Кесарию Каппадокийскую 20 , где получает христианское воспитание и, естественно, принимает истинную веру. Под наблюдением главы Кесарийской Церкви, епископа св. Фирмилиана (230–268 гг.), св. Григорий усердно изучает греческий язык и культуру Эллады. Здесь же он в дальнейшем женится на сестре Севастийского епископа св. Афиногена († ок. 303–304), Марии. От этого союза родились у них два сына Вртанес и Аристакес (Аристарх).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По великой милости Божьей и безмерному его человеколюбию мы взялись за изложение истории преосвященного митрополита святого Степаноса, епископа Сюникского, и подарили ее святой и божественной обители Танаатской, святым братьям сего, монастыря. Всех их прошу я помолиться об отпущении грехов моих, за мое преступление и дерзость, за что и вас да удостоит Господь, щедрый на даяния, прощения и милости. В 180 году армянского летосчисления г.], когда католикосом был владыка Давид Арамонеци 149 , занявший патриарший трон после Иоанна Одзнеци 150 , греческий император Лев 151 и патриарх Флавиан 152 с горячей мольбой [обратились к Господу] и с помощью спасительного креста Христова разбили в море могущественные войска тачиков 153 амирмома 154 , поведав о славе Божьей и его могуществе. После них власть захватил Шала-хешм 155 , который восстановил врата Александра 156 , разрушенные Сулейманом 157 , во дни [правления] которого в Армению прибыл Херд и произвел перепись населения 158 . И был страшный голод в стране Армянской и мор, и нечестивый перс Бабан 159 уничтожил в Гехаркуни 15 тысяч человек и сжег святой монастырь Макенис 160 , являвшийся кафедрой сюникских епископов. Не было в те дни ишханов армянских, ибо главные армянские ишханы были сожжены, 800 [человек] в городе Нахичеване 161 и 400 [человек] в селении Храм 162 . Святой Степанос появился в то время в городе Двине, что по-персидски означает «холм», построенном царем армянским Хосровом 163 , сыном великого Трдата. Святой Степанос, будучи сыном протоиерея города, был отдан в святой монастырь Макенеац в ученики к великому отцу Согомону 164 , составившему Тонакан [Торжественник]. Затем, в 701 г., он стал учеником владыки Мовсеса Сюнеци 165 . Был у него и сотоварищ, священник из того же города, некий Григор из святого монастыря Айриванк 166 , построенного св. Григорием 167 в начале ущелья, у городка Гарни. Оба они были избранными и чудесными, преуспевали в постижении книг и музыкальном искусстве. Сговорившись, они отправились к философам в Афины, изучили всю философскую науку внешних мудрецов и постигли тексты Св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010