Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИН [арм.- ], древний город в Армении. Здесь находились резиденции царей из династии Аршакидов (30-е гг. IV в.- 428), марзпана (иран. наместника) Армении (не позднее 481/2-633) и управляющего пров. Эрминиат (Арминия) Арабского халифата (683(?)-IX в.). В IX-XIII вв. Д.- центр Двинского эмирата. С 80-х гг. V по нач. X в. был резиденцией католикоса Армянской Церкви. В VI - нач. XIII в.- один из крупнейших торговых центров Закавказья и Ближ. Востока. Прокопий Кесарийский (VI в.; Procop. Bella. II 24. 6, 7; 25. 1-5) и ряд араб. географов и историографов (IX-X вв.) отмечают многолюдность города и окружающих его селений, плодородность земли, развитость ремесел и важность Д. для международной транзитной торговли. Излагая события 2-й пол. IX в., когда город был под властью арабов, католикос Ованнес V Драсханакертци (898-928) называет Д. городом-матерью ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 272, 273, 320, 321, 332, 333). План центрального квартала Двина План центрального квартала Двина Д. основан в 30-х гг. IV в. в гаваре Востан пров. Айрарат Вел. Армении. По Фавсту Бузанду ( Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: А. Малхасян. Ереван, 1987. С. 32-33 (на арм. яз.)), Д.- название холма, на к-ром был основан город, согласно Мовсесу Хоренаци ( Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ. и коммент.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 152), название города по-персидски означает «холм», что принято совр. наукой (В. М. Варданян; см. в кн.: Товма Арцруни. 1985. Примеч. С. 127). Сведения о строительной деятельности в Д. (с момента основания новой царской резиденции до нач. VIII в.) содержатся в источниках, датируемых не ранее 2-й пол. V в. Сын Трдата III Аршакуни царь Хосров II Котак (ок. 330-338) велел высадить там 2 дубовых леса, вблизи одного возвел царский дворец. В сер. V в. в Д. существовал зороастрийский храм, но горожане, восставшие в 476 г. против персов, разрушили его и возвели на его месте собор св.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Книга, подобная этой, предлагается взору многоуважаемого читателя, как кажется, впервые, и должна быть для него весьма интересной, как в плане церковно-историческом, так и в агиографическом, ибо в ней приведены факты, рассыпанные по многочисленным источникам и впервые соединённые вместе, об истории утраты Арменией Православной веры, и, кто знает, возможно, новому обретению её. Книга расскажет о многих блаженных отцах и святых мучениках Армянской Церкви в период её Православия. Правдивые и горькие уроки истории, перенесённые моим народом, доказывают, какой непоправимый урон нанесли лжеучители. Армянская пословица гласит: «понимающему один раз скажи, непонимающему же, тысячу и один раз». Всё изложенное в данной книге есть результат внимательного изучения и наблюдения за жизнедеятельностью Армянской Церкви, отчасти же плод того небольшого личного опыта и переживаний, которых Господь сподобил автора данного труда в лоне Матери-Церкви Православной. И если эта книга расположит хотя бы немногих армян, не состоящих ещё в Православной Церкви, переосмыслить свою жизнь и подвигнуть их к изучению собственной истории, к познанию истины Христианства, то ведь какая радость будет как в Царствии Небесном по слову Евангельскому ( Лк. 15; 7 ), так и на земле! Тогда можно было бы считать, что данный труд не оказался тщетным. Много ещё можно рассуждать и говорить об этом весьма волнующем и интересующем нас предмете, но думаю, для желающих делать соответствующие выводы достаточно и сего сказанного: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит глас Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3; 20 ). Иоанн Казарян. Тбилиси, 2006 г. Период первый (I–III века) История Христианства в Великой Армении своими корнями уходит в глубокую древность, туда, где царил мрак языческого идолобожия в его греко-римском варианте. Это период правления армянских царей из парфянской династии Аршакидов (Аршакуни) 1 . Армянские Аршакиды первых трёх веков Христианской эры, воспринявшие учение Христово, стали незыблемым фундаментом, заложенным святыми апостолами во славу и ради будущего торжества Христова учения в Армении, и утверждённым впоследствии проповедническим подвигом св. Григория Просветителя и трудами царя армянского св. Трдата Великого, бывших потомками всё тех же Аршакидов. Сии прославленные мужи, исполнив «благоуханием проповеди » Евангелия всю Армению, сами явились Востоком и лучом духовного, мысленного Солнца правды Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смольному собору передана икона святого Григория Просветителя сентября 2023 Смольному собору 23 сентября была передана изготовленная в Палехе икона святого Григория Просветителя. Это дар храму от фонда Грачьи Погосяна. Настоятель собора протоиерей Петр Мухин освятил образ и сердечно поблагодарил благотворителя, напомнив, что летом этого года он также подарил храму икону преподобного Серафима Вырицкого. Теперь эти две большие иконы светильников Божиих будут встречать верующих. Это особенно важно в наши дни, когда люди обращаются за помощью к великим молитвенникам. " Это означает, что небо и земля совершают примирение. Мы уповаем и надеемся на то, что Господь все-таки направит в нашу жизнь мир и благоденствие " , - сказал отец Петр. Палех - это небольшой поселок Ивановской области, родина уникальной школы иконописи и лаковой миниатюры. Он стал центром иконописного промысла в XVII веке. Палехские иконы отличаются тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент образа Григория Просветителя блестят золотом - символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре - не просто техника письма. В христианской символике именно свет - прообраз божественной благодати. Григорий Просветитель - один из самых почитаемых святых. Именно он сумел обратить в 301 году в христианство армянского царя Трдата III, а тот в свою очередь - весь армянский народ. Основатель Армянской Церкви широко почитается и Русской Православной Церковью, придел в его честь есть в самом центре Москвы, в знаменитом соборе Василия Блаженного. Это было сделано по приказу царя Иоанна Грозного, поскольку в день памяти святого, 30 сентября 1552 года, была взята крепостная стена Казани. Это позволило русскому войску одержать победу. ИА " Вода живая " 23.09.23 Поделиться Упоминания в новостях 14 апреля 2024 2 апреля 2024 19 марта 2024 29 февраля 2024 25 января 2024 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 16 октября 2023 3 октября 2023 27 августа 2023 10 августа 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В отличие от большинства памятников средневек. Армении и визант. мира в целом фасады З. были украшены антропоморфными рельефами, располагавшимися под роскошным виноградно-гранатовым фризом (т. е. между архивольтами). Часть изображенных держит в руках строительные или садовые инструменты, поэтому одни исследователи считают их строителями храма ( Тораманян. 1942. С. 249; Аракелян. 1949. С. 75; Халпахчьян. 1966. С. 221; Дурново. 1979. С. 41), другие - ктиторами ( Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 130-134), третьи - садовниками ( Токарский. 1961. С. 136). Согласно недавно выдвинутой версии, это изображения царя Трдата III Аршакуни, свт. Григория Просветителя и др. деятелей Церкви, к-рые в арм. хрониках именовались «строителями» ( Акопян. 2006. С. 84). Образы в контексте райского сада, а также их аналоги в рельефах с изображением апостолов на барабанах собора Эчмиадзин (ок. 620) и апостолов или пророков (?) на барабане собора св. Апостолов в Карсе (30-е гг. X в.) позволяют видеть в них пророков, апостолов, евангелистов и даже равноапостольных святых Армянской Церкви. Ключи в руке одного из них (как и на аналогичном рельефе Эчмиадзина) указывают на то, что это может быть ап. Петр. На данный момент обнаружено 12 изображений, но всего их могло быть 28; лики ни одного из них не сохранились. Убранство интерьера также отличалось исключительным богатством. Профилированные базы колонн установлены на кубовидные пьедесталы, ионические капители колонн экседр имеют корзинообразную, оформленную плетенкой нижнюю зону. Арки над ними дублированы архивольтами. Рельефы с изображениями орлов на капителях диагональных колонн, как и весь декор храма, отличаются пластичной прорисовкой, подчеркнутой выразительностью образов. Резные детали были раскрашены: на капителях сохранились следы красной краски. Остатки красочного слоя на боковых сторонах пилонов и в центральном пространстве свидетельствуют о том, что своды и стены храма были расписаны. При раскопках церкви обнаружены мозаичный крест из смальты и живописный фрагмент, имитирующий поверхность мрамора. Мозаика могла покрывать конху апсиды, под к-рой обнаружены фрагменты и кубики.

http://pravenc.ru/text/182733.html

В 60-х гг. IV в. иран. войска, вторгшиеся в Армению, разрушили В. до основания (Фавстос Бузанд). Город был восстановлен при католикосах Нерсесе Великом (353-373) и Сааке Партеве (387/88-439), в правление к-рого на рубеже IV-V вв. страна испытала кратковременный подъем: ок. 406 г. усилиями этого католикоса, Месропа Маштоца и царя Врамшапуха (389-414) создана арм. письменность, в 406 г. в В. открылась 1-я арм. школа. Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в В., так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль В. сохранилась, в 484 г. кн. Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил 1-ю в Армении б-ку. К V-VI вв., вероятно, относятся руины 2 однонефных церквей, одна к востоку от совр. ц. прмц. Рипсиме, др. недалеко от ц. Шогакат. На протяжении VII в. строительство в В. велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвел церковь-мартирий дев Рипсимид (см. ст. Рипсиме церковь ) и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630-641) выстроил церковь-мартирий прмц. Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641-661/62) возвел круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи В. на месте знаменательной встречи освобожденного из неволи свт. Григория и царя Трдата III. Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и др. кочевниками привела к разрухе и упадку В. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского Собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в В. Покупка В. католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443-1465/66) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во 2-й пол. XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/153815.html

Дважды за время своего анахоретства преподобный, оставив уединение, приходил в Александрию: впервые – в 308 году, в разгар гонений Галерия, для утешения и укрепления духа узников, и затем 30 лет спустя – когда он своим авторитетом поддержал православных против еретиков-ариан, в руках которых тогда оказалась государственная власть. В это же время он побывал в Нитрийской пустыне и основал там вместе с преподобным Амоном Нитрийским монашеское поселение в Келлиях, ставшее очагом монашества в пустыне, расположенной к западу от Нила в его нижнем течении. За советом и наставлением к преподобному приходили не только анахореты, но и епископы, чиновники разных рангов, люди состоятельные и неимущие, копты и греки. Его самым знаменитым гостем и собеседником стал предстоятель Александрийской Церкви святой Афанасий Великий, составивший его житие на греческом языке, которого не знал преподобный, так что беседовать они могли лишь по-коптски. Изречения преподобного Антония и некоторые подробности его жития известны также из «Лавсаика», из книги блаженного Иеронима «О знаменитых мужах», из церковных историй Сократа и Созомена, из древних коптских текстов. Преподобный Антоний отошел ко Господу около 356 года, прожив более 100 лет. В историю Церкви он вошел как первоначальник и основатель монашества. Святитель Григорий Армянский На рубеже III и IV веков произошло событие, предвосхищавшее и упреждавшее издание Миланского эдикта, который даровал христианам свободу и открыл путь к вступлению империи в союз с Церковью. В 301 году христианство стало государственной религией Армении – буферного государства между Римской империей и Ираном. Проповедь Евангелия в этой стране восходит, по преданию, к апостолам Варфоломею и Фаддею. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие особенно тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит Апаком, которого подкупил Ардашир. В отмщение за это злодеяние Апак, его сыновья и родственники были казнены. Спасся лишь младший сын убийцы, которого его кормилица-христианка унесла на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Он был там крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание.

http://pravoslavie.ru/42070.html

219 О торговых сношениях Византии см. Worth Ch. Trades Routs and Commerce of the Roman Empire. Cambridge, 1924. R 76 и сл. По сведениям Космы Индикоплова, христиане были в Кеилане (Zakythinos D. Activite apostolique et politique etrangere & Byzance//La Revue du Caire. n°92, juillet 1946. P. 179–197. 221 См. гл. 3: «Миссионерская деятельность византийцев», а также публ.: Διγησις περ βρων, πς λθον ες θεογνωσαν [Повествование об иверах, как они пришли к богопознанию]//Νος λληνομνμων. Т. 17. Σ. 36. 222 Предание доносит до нас, что христианство появилось в Армении с апостольских времен, но по-настоящему возобладало с деятельностью Григория Просветителя (t332), который привлек к вере армянского царя Тиридата (Трдата) III, проповедовал по всей Армении и организовал Армянскую Церковь (Petit L. Armenie/Dictionnaire de Theologie Catholique. Paris. T. I). Евагрий Схоластик упоминает, что при Юстине к Церкви присоединились многие жители Персидской Армении: «Так называемые армяне-персы присоединились к христианам: поэтому-то и разразилась война с персами» ( Евагрий Схоластик . Церковная история V, 7. PG 86. Col. 2805). 223 Прокопий. Персидские войны II, 15, 27, 22. На 680 г. известны два епископа Лазики – Петрский Феодор и Фасидский Иоанн: они приняли участие в VI Вселенском Соборе. До XIII в. Лазика была отдельной митрополией, затем она была подчинена Трапезундской митрополии, и митрополит Трапезундский до последнего сохранял титул «ипертима и экзарха всей Лазики». 225 Прокопий. О постройках III, 6. При Алексии Комнине Аланская митрополия была соединена с Сотириупольской епископией, на границе Авасгии и Алании, с титулом Мелитинской. Митрополиты Мелитинские упоминаются вплоть до 1590 г. 226 Tisserant Е. L’figlise Nestorienne/Dictionnaire de Theologie Catholique. T. VI. Paris, 1931. P. 209. Среди развалин Турфана наряду с отрывками на литургическом языке Несторианской Церкви – сирийском – были обнаружены другие фрагменты рукописей христианских текстов на согдийском и тюркском языках (Sachau Е. Litteratur Bruchstucke aus Chinesisch-Turkistan U Sitzungsberichte der KGL. Preussen Akademie der Wissenschaft, 1905. S. 964–973). В начале VIII века упоминается, что князь Касгар был христианином с греческим именем Сергиан (Tisserant. Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Самые ранние документальные свидетельства притязаний Армянской Церкви на апостольское преемство от ап. Варфоломея датируются лишь VII веком 948 . Что же касается традиции, согласно которой Евангелие было принесено в Армению ап. Фаддеем, то она восходит к самым ранним письменным источникам Армянской Церкви, датируемым серединой V века. Эти сведения, кроме того, подтверждаются удивительным совпадением древних традиций соседних церквей Сирии и Месопотамии, в которых неизменно упоминаются имена либо одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Фаддея (иногда называемого Иудой Фомой), либо Аддая, который был или одним из семидесяти учеников, или одним из соратников ап. Фаддея 949 . Совершенно очевидно, что на заре формирования Армянской Церкви главное влияние на нее оказывали три традиции, проистекавшие из трех центров христианской религии: Кесарии Каппадокийской на западе и Эдессы и Иерусалима на юге. Связь армянской традиции с Кесарией объясняется не только соседством последней с исторической Арменией, находившейся на востоке Малой Азии, но и тем, что свт. Григорий Просветитель, обративший в христианство армянского царя Трдата III (298–330) в начале IV века, получил епископский сан от митр. Леонтия Кесарийского. Так Армения была включена в юрисдикцию Каппадокийской епархии. Некоторые из евхаристических молитв Армянской Церкви, которые в целом представляют собой образцы сирийского литературного стиля, распространенного главным образом в Константинополе, Каппадокии, северной и западной Сирии и Палестине, судя по всему, являются переводами с греческих оригиналов. Одна из них – самая ранняя из сохранившихся версий евхаристической молитвы свт. Василия Кесарийского . В результате раздела Армении в 387 году между двумя соперничавшими сверхдержавами того времени, Персией и Римом, Кесария утратила контроль над Армянской Церковью. Примерно в 389 году на престол св. Григория взошел католикос Сахак I, который никак не был связан с Кесарией. Эдесское влияние на формирование богослужебного обряда Армянской Церкви в ранний период ее истории отражено в армянском таинстве Крещения, поразительно схожем с западносирийскими аналогами. Кроме того, раннеармянская церковная терминология восходит главным образом к иранскому или сирийскому богослужебному лексикону. Также филологи подтвердили правоту свидетельств армянской святоотеческой литературы о том, что переводы Библии начала V века основывались на сирийских текстах, привезенных из Эдессы. Впоследствии, на втором этапе перевода, в них вносились изменения в соответствии с греческими текстами, привезенными из Кесарии. Таким образом, сплав семитских и эллинистических элементов, имевший место при зарождении литургической практики Армянской Церкви, отражен в самом переводе Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Галерий Гай Валерий Максимиан, 250–311 н. э., римский император в 305–311 гг. В христианской традиции именно он изображается инициатором «великого» гонения на христиан при Диоклетиане (хотя жена Галерия была христианкой). Галерий продолжал преследовать христиан и после того, как он стал августом восточной части Римской империи после отречения от власти Диоклетиана. В 311 г. Галерий скончался от тяжелой болезни, обнародовав перед смертью свой эдикт от 30 апреля 311 г., которым официально разрешалось исповедание христианами своей веры 52 Гамлет, главный герой трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» 65 Георгий Победоносец, святой великомученик, ему посвящена глава 9 настоящей книги 4–6, 94,102,128,131–144,149–152,154–183 Геродот, ок. 484 – ок. 425 до н. э., выдающийся древнегреческий историк, считающийся основоположником истории как науки 16,17 Глеб (Наримонт), ок. 1294 – 1348, князь полоцкий, позже – пинский, сын великого князя Литовского Гедимина 164 Гордини Дж., итальянский историк, исследователь истории христианства в эпоху античности 58 Григорий, 239–325 (326), священномученик, просветитель Великой Армении, основал духовный центр Армянской Церкви – монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапат. По преданию, место строительства кафедрального храма указал Господь. Основные сведения о жизни святого приведены в «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III 85 Григорий 1, 540–604, папа Римский в 590–604 гг. В 596 г. отправил миссию во главе с Августином на Британские острова для крещения язычников – ютов, англов и саксов (прибыла в Кент в 597 г.) 85, 87 Григорий VII, папа Римский в 1073–1085 гг. В1075 г. выступил с «Диктатом папы», где утверждалось, что только папа Римский является главой Церкви, имеет право свергать императора и королей. Известен своей борьбой с германским королем Генрихом IV, воспротивившегося запрету папы назначать епископов. Григорий VII не только отказался короновать Генриха императором, но и отлучил его от Церкви. Генриху пришлось униженно вымаливать у папы прощения в замке Каносса. В дальнейшем же Генрих захватил Рим, а Григорий VII бежал и умер в изгнании 100

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010