8 . Вера такую имеет силу, что не один только верующий спасается, но и спасаются некоторые за веру других. Расслабленный в Капернауме не был человек верующий, но имели веру принесшие его и спустившие через кровлю. А у больного вместе с телом больна была и душа. И ты не думай, что я осуждаю его; в самом Евангелии сказано: видя Иисус веру не его, но веру их, говорит расслабленному: встань (ср. Мф.9:2 ). Принесшие уверовали, а расслабленный получил исцеление. 9 . На следующем примере еще яснее увидишь, как верой одних спасаются другие. Умер Лазарь. Прошел день, другой и третий, разрывались жилы его, и гнилость разрушала его тело. Как четырехдневный мертвец мог уверовать и умолить за себя Искупителя? Но чего недоставало в умершем, то восполнено было родными сестрами его. Когда пришел Господь, то сестра пала к ногам Его, и когда на вопрос, где положили его, ответствовала она: Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе, тогда говорит Господь: если будешь веровать, увидишь славу Божию ( Ин.11:34, 39–40 ); как бы так сказал: недостаток веры в мертвом восполни ты. И вера сестер настолько была сильна, что вызвала мертвого из врат адовых. Таким образом, одни верою своею за других людей могли воскрешать тех из мертвых, а ты, если искренно веруешь сам за себя, неужели не больше успеешь? Да если бы и неверным был ты или маловерным, Господь человеколюбив. Он милостивно примет тебя, кающегося, только скажи и ты чистосердечно: верую, Господи, помоги моему неверию ( Мк.9:24 ). Если же сознаешь себя верным, однако не имеешь всей полноты веры, то и тебе нужно с апостолами сказать Ему: Господи! Умножь в нас веру ( Лк.17:5 ). Ибо если ты сам по себе сколько-то чего имеешь, от Него уже получишь то в большей мере. 10 . Слово вера, одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит ( Ин.5:24 ); и в другом месте: Верующий в Него (Сына. – Прим. Ред.) не судится и имеет жизнь вечную (ср. Ин.3:18, 36 ). Велико человеколюбие Божие! Праведники не иначе как через многие годы могли угодить Богу, но что приобрели они подвигами в продолжение многих лет, то Иисус Христос дарует ныне за один час. Ибо если ты уверуешь, что Иисус Христос есть Господь, и Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься ( Рим.10:9 ) и переселен будешь в рай Тем, Который ввел в рай разбойника. И не сомневайся в возможности этого. Ибо Тот же самый, Который на этой святой Голгофе спас разбойника, уверовавшего в один час, спасет и тебя, если ты уверуешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3. Что значит эта притча? Сказанное в начале не согласно с тем, что говорится в конце ее, но открывает совершенно противное. В ней Господь показывает, что все люди получают равные награды; а не говорит того, что одни изгоняются, а другие вводятся. Но прежде этой притчи и после нее Он говорил противное: «будут первыми последние и последними первые», то есть, последние будут выше и самых первых, которые уже не будут первыми, но сделаются последними. А что таков действительно смысл этого изречения, это видно из присоединенных к нему слов: «ибо много званых, а мало избранных», – которыми Господь вместе и первых укоряет, и последних утешает и ободряет. Но притча не то говорит, в ней говорится только, что последние равны будут мужам уже испытанным и много трудившимся. «Сравнял их с нами», говорится в ней, «перенесшими тягость дня и зной». Итак, что же значит эта притча? Нужно прежде объяснить ее, и тогда мы разрешим указанное противоречие. Виноградом называются в ней повеления и заповеди Божьи, временем делания – настоящая жизнь, а делателями – те, которые различным образом призываются к исполнению заповедей Божьих; утро же, третий, шестой, девятый и одиннадцатый час – означают различные возрасты пришедших и получивших одобрение за труды свои. Но главное дело состоит в том: те первые, которые столько прославились и угодили Богу и весь день с особенной ревностью провели в трудах, не заражены ли сильнейшей страстью злобы, завистью и недоброжелательством? Видя, что и пришедшие после них получили такую же награду, они говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Так они, не потерпев никакого убытка и получив сполна свою награду, досадовали и негодовали на то, что другие пользуются благами, – а это происходило от зависти и недоброжелательства. Но что всего важнее, сам Домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок перед человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и крайней зависти, говоря: «не за динарий ли ты договорился со мной? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; или глаз твой завистлив от того, что я добр?» Итак, чему учат нас такие притчи? Не в этой только, но и в других притчах то же можно видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Подготовка к посту начиналась под знаком пасхальной трапезы. Вспомните притчу о блудном сыне. Она завершается трапезой, ради которой закалается откормленный телец. Поэтому притча о блудном сыне – на самом деле притча о Евхаристии, о последнем и непрекращающемся пире Царствия, на который позван каждый из нас. Это пир не для каждого лично. Пасха – праздник для всех. Поэтому и притча о мытаре и фарисее, и блудный сын, и описание Страшного суда, и многие другие сюжеты, через которые мы проходили Великим постом – о трапезе, которую мы должны разделить не просто с Богом, но и с людьми, которые рядом. Однако не я звал их на этот пир и не от моего желания зависит, с кем посадит меня Господь за эту таинственную трапезу вечности. В пасхальном богослужении замыкается круг образов и знаков, которые мы созерцали Великим постом. Помогает собрать все эти образы воедино Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, уже не одно столетие читаемое в пасхальную ночь. К чтению и слушанию этого важнейшего текста следует готовиться. И даже если вы хорошо знаете Писание, все же, отправляясь на пасхальную всенощную, перечитайте притчу о работниках в винограднике из двадцатой главы Евангелия от Матфея. «Царство Небесное подобно хозяину, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой» (Мф. 20:1). Так начинается притча. Хозяин выходит на торжище еще в третий час, в шестой, девятый и, наконец, в одиннадцатый, и всякий раз нанимает работников, которые отправляются возделывать виноград. Вечером управитель по повелению хозяина выплачивает каждому по динарию, начиная с пришедших позже всех. Работники первого часа ропщут: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:11). Как же эти слова напоминают обиду «правильного» брата из притчи о блудном сыне! Но в отличие от кроткого отца этой притчи хозяин дает обидчивым работникам жесткую отповедь: «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14-15).

http://pravmir.ru/noch-svyatyih-ogney-i-...

Но обрати внимание и на злоухищрение. Так как было невероятно, чтобы кто-нибудь был пьян в такой час и в особенности люди, испытавшие много опасностей и ужасов, то они приписывают все качеству вина, говоря о нем «сладкого». 18 Здесь наглость домогается уже только того, чтобы сказать что-нибудь, а не того, как бы сказать поосновательнее. Поэтому и то, что высказывается ими, неясно полно глупости и безумия. Заметь, как злоба изобличается и временем года и часом дня. Откуда глевкос в дни Пятидесятницы? Глевкосом называется новое вино. 19 Далее, опьянение дает силу говорить на разных языках – опьянение, которое и природного языка лишает! Посмотри, что устрояет Бог . Иудеи отказались бы войти и послушать, если бы не подозревали, что это клевета. Господь допустил клевету, чтобы собрать многих слушателей. Деян.2:14–15 .  Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. Выше видел ты промышление; здесь замечай мужество, потому что если все слушатели удивлялись, то разве не столь же было удивительно и то, что человек простой и некнижный возвысил голос среди такого множества несмотря на то, что были и клеветавшие, и способные убить? Ужели это не выше человеческих сил? Но посмотри: тотчас по возвышении голоса он (то есть Петр) изобличает обман, доказывая, что они не пьяны. Но они и не в исступлении. Что же такое происходит с ним и с одиннадцатью? Петр произносил общее мнение и общий голос и был устами всех, а одиннадцать предстояли тут, свидетельствуя о том, что он говорил. «Возвысил голос свой», то есть начал речь с большим дерзновением для того, чтобы тотчас, в начале ее, почувствовали благодать Духа. Тот, кто не выдержал вопроса слабой рабы, тот самый среди народа и убийц говорит с таким дерзновением. Прежде чем получил дар языков, Петр устрашился, когда спрашивала его одна только рабыня придверница, и говорил: «не знаю Человека Сего» ( Мк. 14, 71 ). Там одна рабыня и великий страх, здесь – неисчислимое множество и голос, полный великого дерзновения. Не сказал: «они не пьяны, как вы» клевещете, но: «как вы думаете», потому что говорит уже более кротко и не желает доказывать настойчиво, что они говорили это по злобе, но приписывает им незнание, а не обличает в нечестии, предуготовляя для них путь к обращению. И что значит возражение, что не в обычае упиваться в третьем часу? Но Петр не остановился на нем, потому что и сами они не так думали об апостолах, но говорили так только по клевете. Деян.2:16–18 .  Но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Скажите, можно ль терпеть подобное неблагообразие в церкви? И какой жалкий предлог: «продаются-де свечи, а не что-нибудь другое, собирается в Божью церковь , или там на бедность». Да разве нельзя то же самое делать где-нибудь отдельно, например, устроивши приличное для этого место в паперти, и собирая деньги при входе или выходе? Ведь и в храме иерусалимском продавались только жертвенный вещи, менялись деньги лишь для покупки этих вещей. Отчего ж кроткое сердце Спасителя переполнилось таким негодованием, что Он выгнал из храма и торговцев, и жертвенные животные, и рассыпал деньги менял? «Дома Отца моего не делайте домом торговли», –сказал Он ( Ин. 2:16 ). Да, в доме Отца небесного, т. е. в Божьей церкви, никакой звук, никакое слово не должны быть слышимы, кроме молитвы и славословия Ему. Святыня храма так велика, что, не говоря уже об разменах и продажах, самая мысль о деньгах нарушает и оскорбляет ее. Храм есть небо на земле, а разве в небе мыслимы денежные расчеты, чего б ни касались они? О, если б и теперь явился к нам Спаситель, как Он приходил в иерусалимский храм, то как многое-многое, и совершенно заслуженно, подверглось бы Его карающему бичу! Час девятый Час девятый. Псалмы: восемьдесят третий, четвертый и пятый. В первом изображаются: ревность – посещать храм Божий и блаженство тех, которые любят делать это. «Коль вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и тело мое рвутся к Богу живому ( Пс. 83:2–3 ). Блаженны пребывающие в доме Твоем, которые непрестанно хвалят Тебя. Блаженны человеки, которых сила в Тебе, и у которых в сердце шествие ко храму». Во втором и третьем – молитва ко Господу, чтобы Он, по своему неизреченному милосердию и долготерпению, удержал гнев свой на грешников, и сам, своею благодатью и всесильной помощью, поставил всех на путь спасения. «Восстанови нас, Боже Спаситель наш, и прекрати Твое негодование на нас. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое дай нам ( Пс. 84:5–8 ). Помилуй меня, Господи, к Тебе взываю весь день. Ты, Господи, благ и милосерд, и многомилостив ко всем призывающим Тебя ( Пс. 85:3–5 ). Покажи мне, Господи, путь Твой, я буду ходить во истине Твоей; прилепи сердце мое к страху имени Твоего ( Пс. 85:11 ). Господи! Боже милостивый и милосердый, долготерпеливый и богатый благостью и истиной, воззри на меня и помилуй меня, дай силу рабу Твоему и спаси сына рабы Твоей, сотвори со мною чудо благости. Да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» ( Пс. 85:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» ( Мк. 14: 33–42 ). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа ( Лк. 22: 43 ), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю ( Лк. 22: 44 ). Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил» 415 . В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» ( Ин. 11: 41–42 ). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Но возвратившись к апостолам, Он нашел их спящими. «Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Сказав это и опять отошед, Христос преклонил колена и снова молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, а как Ты». Возвратившись к ученикам, он опять нашел их спящими. Утомленные чрезвычайными впечатлениями дня и уставшие физически, апостолы уже не находили в себе сил для духовной борьбы. Глаза у них отяжелели, и они не знали, что отвечать Господу. Христос остался один. Отойдя от спящих апостолов в сторону, Он в третий раз упал на колена и молился, говоря: «Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Страшный мрак ада отовсюду сдавил страждущее сердце Иисуса. Все грехи человечества, содеянные во всю многовековую историю земли, упали на плечи Христа ( Ис. 53:5–6 ; 1Пет. 2:24 ; Гал. 3:13 ). И всем этим грехам, и мраку Господь противопоставил в душе Своей покорность Отцу и послушание Его воле . То, что нарушил Адам в раю – послушание Богу, здесь, в Гефсимании, Христос восстанавливал в страшном борении Своего духа. Покорность воле Божией проходила основной линией через всю земную жизнь Спасителя. В день Благовещения, Дева Мария сказала Архангелу Гавриилу, возвестившему Ей о рождении от Нее Сына: «... Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И теперь дух покорности, в величайшей силе, проявился в предсмертной молитве Сына. Может быть, в этот час Пресвятая Дева тайно молилась о Нем. Изнемогая в духовной борьбе, Иисус Христос, будучи Всемогущим Богом, здесь как Совершенный Человек напрягал все Свои телесные и душевные силы. Тогда « явился Ему Ангел с небес и укреплял Его ». «И находясь в борении, прилежно молился и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Окончив молитву, Христос пошел к ученикам. Последние слова молитвы: « Да будет воля Твоя », звучали в душе Его, укрепленной Ангелом, и победивший в душе Своей грехи человечества, как некогда победил искушение сатаны в пустыне, готов был Он идти на заклание: Агнец Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010