«Семикратно... днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:164 ). Некоторые – «семикратно» – перевели: многократно. Но и то и другое одинаково обозначает горячую любовь пророка. Он не знал меры прославлению Бога. Так и нам непрерывно нужно восхвалять Бога за Его праведные суды. Более ревностные и благоче­стивые семь раз предстоят Богу ночью и в течение дня. Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным, – когда мы благодарим за окончание дня; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу. «Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна» ( Пс.118:165 ). Кто пламенеет божественной любовью и чрез соблюдение заповедей приобретает мир с Богом, те, хотя бы все люди ополчились на них, проводят приятную жизнь. Об этом сви­детельствует божественный Павел, говоря: «мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). И Господь, послав святых апостолов по всей вселенной как овец среди волков ( Мф.10:16 ), сказал им: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ). Они же и приняли евангельский закон, и проповедали его повсюду. На это именно намекает выражение: «велик». " И нет им соблазна», потому что сатана повергнут под ноги их. «Чаял я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил» ( Пс.118:166 ). Даже угнетаемый несчастьями, я не утратил благих надежд, но продолжал ожидать Твоего спасения и следовать Твоим заповедям, именно потому, что любящие заповеди Божии ищут воздаяния за соблюдение их и свою любовь и ожидают, что им уготовано наслаждение небесных благ. »Хранила душа моя откровения Твои и сильно воз любила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи» ( Пс.118:167–168 ). Зная, что Ты все видишь, и живя как бы под Тво­им наблюдением, я не только исполнил все Твои заповеди, но и сделал это с горячим усердием. Это пророк говорит в назида­ние и наставление нам, чтобы мы соблюдали все заповеди Божии и Его откровения. Итак, кто не по расчету и из корысти, и не для того, чтобы видели и похвалили люди, делает добро, те говорят: «все пути мои пред Тобою Господи». «Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня» ( Пс.118:169 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Хотите, отпущу вам вашего «Царя Иудейского»?» 10Ведь он знал, что первосвященники выдали Его из зависти. 11Но первосвященники стали наущать народ, чтобы просили лучше отпустить Варавву. 12A Пилат снова к ним обратился: «Что же вы хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы зовете «Царем Иудейским»?» 13А они закричали: «Распни Его!» 14A Пилат спросил их: «Что же дурного Он сделал?» А они еще пуще закричали: «Распни Его!» 15Тогда Пилат, чтобы успокоить народ, отпустил им Варавву, а Иисуса отдал после бичевания распять на кресте. 16Воины же отвели его во двор присутственного места, называемого Преторией, и созывают всю когорту, 17и накидывают на Него пурпурный плащ; и сплетя венок из терния, надевают на Него. 18И принялись кричать Ему: «Привет Тебе, о Царь Иудейский!» 19И били Его по голове тростником, и плевали в Него, и, преклоняя перед Ним колени, простирались перед Ним ниц. 20А когда натешились над Ним, сняли с Него пурпурный плащ и надели на Него Его одежды. И выводят Его на распятие; 21и заставляют некоего Симона из Кирены, отца Александра и Руфа, проходившего мимо с поля, нести Его крест. 22И приводят его на место, Голгофа, а в переводе Лобное Место. 23И давали Ему смесь вина со смирной; но Он не стал пить. 24И распинают Его, и делят одежды Его, бросая о них жребий, кому что выпадет. 25А когда распяли Его, был час третий. 26И в надписи была обозначена вина: «Царь Иудейский». 27И вместе с Ним распинают двоих разбойников, одного по правую руку от Него, другого по левую. сбылось слово Писания: «И к злодеям А кто проходили мимо, хулили Его, качая своими головами и приговаривая: «И Ты берешься разрушить Храм и в три дня вновь воздвигнуть его? 30Спаси Самого Себя, сойди с креста!» 31Подобным же образом и первосвященники, глумливо переговариваясь с книжниками, говорили друг другу: «Других спасал, Себя Самого спасти не может! 32Пусть Христос, Царь Израиля, сойдет ныне с креста, чтобы мы увидели и уверовали!» Также и распятые вместе с Ним поносили Его. 33А когда настал час шестой, сделалась тьма по всей земле до часа девятого. 34И в час девятый возопил Иисус громким голосом:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

18. Между тем Он говорил: «Чему подобно Царство Божие, и с чем сравнить его? 19. Оно подобно тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял в саду своем, а оно проросло и сделалось как дерево, и птицы небесные свили гнезда в его ветвях». 20. И еще сказал Он: «С чем Мне сравнить Царство Божие? 21. Оно подобно тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто».   22. И проходил Он по городам и селам, давая поучения и направляя путь Свой к Иерусалиму. 23. И какой-то человек спросил Его: «Господи, правда ли, что лишь немногие спасутся?» А Он сказал им: 24. «Приложите все силы, чтобы пройти в узкую дверь; потому что многие, говорю вам, будут силиться войти, но не смогут. 25. А когда хозяин дома встанет и дверь закроет, если вы останетесь снаружи, то будете стучаться в дверь и говорить: " Господин наш, открой нам! " , — а Он скажет вам в ответ: " Не знаю, кто вы и откуда! " 26. Тогда вы станете говорить: " Мы с тобой ели и пили, и на наших площадях Ты поучал " ; 27. и скажет Он вам: " Не знаю, кто вы и откуда: отойдите от Меня все, кто творит неправду! " 28. Будет там плач и скрежет зубовный, когда вы увидите, что Авраам, Исаак и Иаков и все пророки вошли в Царство Божие, а вы изгнаны вон! 29. И придут с востока, и с запада, и с севера, и с юга, и возлягут на пиршестве в Царстве Божием. 30. И вот, есть среди последних такие, что будут первыми, и среди первых такие, что будут последними».   31. В этот самый час некие фарисеи подошли и сказали Ему: «Ступай и уходи из этих мест, потому что Ирод замыслил Тебя убить!» 32. И сказал Он им: «Ступайте, скажите от Меня этой лисе: вот, Я изгоняю бесов и творю исцеления сегодня и завтра, а на третий день дело Мое приходит к концу. 33. Однако и сегодня, и завтра, и на третий день должен Я продолжать путь, ибо не бывает такого, чтобы пророк был умерщвлен иначе, как в Иерусалиме. 34. Иерусалим, Иерусалим, что убивает пророков и каменьями побивает посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, — но вы не захотели. 35. Вот, дом ваш будет оставлен и пуст. Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не скажете:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

20И еще сказал Он: «С чем Мне сравнить Царство Божие? 21Оно подобно тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто». 22И проходил Он по городам и селам, давая поучения и направляя путь Свой к Иерусалиму. 23И какой-то человек спросил Его: «Господи, правда ли, что лишь немногие спасутся?» А Он сказал им: 24«Приложите все силы, чтобы пройти в узкую дверь; потому что многие, говорю вам, будут силиться войти, но не смогут. 25А когда хозяин дома встанет и дверь закроет, если вы останетесь снаружи, то будете стучаться в дверь и говорить: «Господин наш, открой нам!», – а Он скажет вам в ответ: «Не знаю, кто вы и откуда!» 26Тогда вы станете говорить: «Мы с тобой ели и пили, и на наших площадях Ты поучал»; 27и скажет Он вам: «Не знаю, кто вы и откуда: отойдите от Меня все, кто творит неправду!» 28Будет там плач и скрежет зубовный, когда вы увидите, что Авраам, Исаак и Иаков и все пророки вошли в Царство Божие, а вы изгнаны вон! 29И придут с востока, и с запада, и с севера, и с юга, и возлягут на пиршестве в Царстве Божием. 30И вот, есть среди последних такие, что будут первыми, и среди первых такие, что будут последними». 31В этот самый час некие фарисеи подошли и сказали Ему: Ступай и уходи из этих мест, потому что Ирод замыслил Тебя убить!» 32И сказал Он им: «Ступайте, скажите от Меня этой лисе: вот, Я изгоняю бесов и творю исцеления сегодня и завтра, а на третий день дело Мое приходит к концу. 33Однако и сегодня, и завтра, и на третий день должен Я продолжать путь, ибо не бывает такого, чтобы пророк был умерщвлен иначе, как в Иерусалиме. 34Иерусалим, Иерусалим, что убивает пророков и каменьями побивает посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, – но вы не захотели. 35Вот, дом ваш будет оставлен и пуст. Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не скажете: «Благословен Приходящий во имя Господне!» 14 И было, когда пришел Он в субботнее время к одному весьма важному фарисею домой к трапезе, они наблюдали за Ним. 2И вот, напротив Него человек, больной водянкой, 3И обратился Иисус с вопросом к законоучителям и фарисеям:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Братия! Судя по тому, что сказано нами о вере, как легко, по-видимому, верить! К вере влечет человека его природа. Вера есть самое желанное явление в человечестве. Вера имеет на своей сторон всевозможные свидетельства своей истинности. Вера столько дает и еще более обещает дать человеку. Что же значит, что вера святая не везде есть, где есть сердце человеческое, где есть дух богоподобный? Во-первых, значит то же, что значило столько раз встречающееся в Евангелии неверие учеников Господа. Не во всей ли полноте и ясности говорила им за себя святая вера и словом, и делом их Учителя? Не достаточно ли было, по-видимому, и одного из бесчисленных чудес Его, чтобы довериться Ему совершенно? Но только в редкие минуты восторженного порыва ума и сердца они высказывали свою веру в Него. А прямо и единогласно исповедали это уже только в последний вечер своего блаженного общения с Ним. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел ( Ин.16:30 ). Но и тогда они еще обманывали себя. Учитель сказал им: Теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного ( Ин.16:31 ). Так и случилось. Сколько раз прежде Своей смерти Он говорил им, что Его убьют и что Он воскреснет в третий день. И что же? Не только никто не ждал этого, но никто и верить не хотел тому, что Он действительно воскрес в третий день. Что же это за ослепление было очей чувственных и умственных? Это была крайняя немощь природы человеческой, до того оземленившейся, осуетившейся, уничижившейся, что ей уже как бы невозможно стало возвышаться до крепкой, полной и живодейственной веры в самое решительное и непререкаемое откровение Бога. Той же немощью одержимы и все мы. Не пойдем далеко за примером. Представим себя на месте апостолов, собранных вкупе на горе Галилейской, или представим, что Галилея эта здесь, в этом собрании верующих. Господь предстает перед нами и показывает нам руки и ноги и ребра Свои… Мы не затруднимся сказать, что подобное явление перед нами Иисуса Христа вызвало бы в нас и глубочайшее благоговение, и теплейшее умиление, всесвятое, благое и совершенное.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Для чего хозяин нанимает работников? – Чтобы работать в винограднике. Кто понесшие труды и зной дневной? – Люди работающие Господу со дня вступления в Церковь , – с ранних лет своей жизни, и до конца дней своих. Какое значение имеют часы: первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый? – Отрочество, юношество, возраст зрелый, старость и глубокую дряхлость. Кто призванные в одиннадцатый час? – Обращенные незадолго до смерти. Относится ли это только к старым людям? – Нет, это относится ко всякому возрасту. Возможно ли и в короткое время много сделать для Бога, или для спасения души своей? – Конечно, – по примеру многих святых, которые хотя и поздно обратились ко Христу, но обратились с истинным раскаянием и живым упованием на заслуги Христа Спасителя, и при помощи Божией, в короткое время успели совершить много великих подвигов. Могут ли и дети работать в винограднике Господнем? – Могут разными средствами, или выражениями своей веры, надежды и любви. Что означает динарий? – Награду в жизни вечной, обещанную от Бога всем верующим. Кто это ропщущие на господина? – Вероятно иудеи, которые были в большом негодовании за призвание язычников: ибо святые Божии неспособны к ропоту. Будет ли разница в наградах небесных? – Без всякого сомнения будет; ибо и звезда от звезды разнствует во славе; но сия притча ясно показывает, что мы не сами по себе заслуживаем этих наград: они зависят от единой благости Божией и даруются по заслугам Иисуса Христа. Следственно мы должны с покорностью, деятельно исполнять наши обязанности, пока настанет день нашего покоя, предоставляя Господу судить о наших делах, и о том, какую милость благоугодно будет Ему даровать нам. XI. Притча о неплодной смоковнице. Лк. 13:6–9 Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее; на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом; не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Этот евангельский эпизод обычно называют историей о Луке и Клеопе. Имя Клеопы здесь действительно названо (ст. 18), но о себе самом Лука явным образом не говорит. Тем не менее, часто полагают, что вторым путником, направлявшимся в Эммаус, был сам евангелист. Каковы основания для этого? Во-первых, в тексте (ст. 13) указано, что это были «двое из них», т. е. из учеников Иисуса. При этом (во-вторых) эти двое были не из числа Двенадцати (теперь уже – Одиннадцати) – см. ст. 33. Наконец (в-третьих), этот сюжет встречается у одного лишь Луки. Понятно, что строгим доказательством подобные рассуждения служить не могут, однако при их помощи можно обосновать приведенную выше гипотезу. Но это не единственное решение: спутником (точнее, спутницей) Клеопы вполне могла быть его жена Мария (мы ее знаем как раз под таким именем: Мария Клеопова – см. Ин 19:25). Сегодняшний фрагмент Евангелия от Луки читается не только на воскресной утрене раз в одиннадцать недель, но и представляет собой литургийное чтения вторника Светлой седмицы. И это довольно странно, поскольку, за редчайшим исключением (одно из двух таких исключений – Вознесение, но там причины вполне понятны), в период от Пасхи до Пятидесятницы на литургии читается Евангелие от Иоанна. Трудно сказать, чем был продиктован выбор именно такого чтения для Светлого вторника. Возможно, здесь дело в употребленном учениками выражении «третий день» (ст. 21) – а вторник как раз и представляет собой третий день, если первым днем считать воскресенье. Но очевидно, что у Луки отсчет ведется не от дня воскресения Христа (о воскресении ученики еще не знают), а от дня распятия; и в Эммаус ученики идут именно в первый же день по воскресении Учителя. Рассказ о двух учениках, шедших из Иерусалима в Эммаус, – это одна из наиболее ярких страниц в Евангелии от Луки, причем не только в богословском плане, но и в отношении литературного мастерства автора. Об этом сюжете за двадцать веков написано очень много. Мне хотелось бы обратить внимание лишь на одну его сторону.

http://pravmir.ru/iz-ierusalima-v-emmaus...

Иудеи неистовствовали против Него, а Он все знал, и предсказал нам имеющее быть с Ним, и тридневное Воскресение Свое, и место, где увидим Его, и второе пришествие Свое с великою славою, когда Он придет судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Поучая в храме, Он обличал архиереев и их злодейства и беззакония. Те, не снося этого, схватили Его ночью и предали Пилату, правителю Иудеи. Пилат, исследовав и узнав, что они предали Его ему из зависти, хотел отпустить Его, но архиереи закричали:«Если отпустишь Его, ты не друг кесарю»( Ин.19:12 ), «кровь Его на нас и на детях наших( Мф.27:25 ). Пилат исполнил желание их: Сына Божия распяли, без прекословия с Его стороны, потом положили Его в новый гроб, запечатали гроб и приставили к нему стражу, потому что Он сказал: «В третий день воскресну». Ночью, на рассвете третьего дня, Он воскрес, оставив свидетелями о себе погребальные принадлежности. Ангел, отвалив камень гроба, сидел на нем, обумертвив стражей сном. Из среды нас женщины поспешно пошли ко гробу с благовониями и услышали от ангела: «Воскрес Господь, скажите ожидающим ученикам, чтобы шли в Галилею, там они увидят Его, как Он предсказал им» ( Мф.28:6,7 ). Мы многократно видели Его, Воскресшего из мертвых, и ели и пили с Ним в продолжении сорока дней. Он повелел нам проповедовать во имя Его покаяние и оставление грехов во всех народах, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, и в глазах наших, в третий час дня, поднялся от земли, вознесся на небо и сел одесную Отца Своего. Мы ожидаем Его при кончине века, и теперь именем Его воскрешаем мертвых, изгоняем бесов и исцеляем всякую болезнь». Когда Андрей высказал это, весь народ воскликнул: «Святой Дух в теле твоем; поистине ты апостол святого и благого Бога: поспеши спасти нас». Андрей, по обычаю, помолился, возложил на них руки и отпустил их. Поступая так и уча целые два года и постановляя законы и исцеляя людей, Андрей разрушил идольские капища, обратил синагогу в церковь , и, устроив в ней алтарь и наименовав её Богородичною, крестил множество народа и рукоположил пресвитеров, диаконов и Драконтия в епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

К этому празднику направил Свои стопы в Иерусалим и Спаситель. В пути Он, в третий раз, беседует с учениками, с более ясными подробностями о том, что он будет предан первосвященникам и книжникам, что осудят Его на смерть и предадут язычникам; что язычники поругаются над Ним, будут бить Его и Он будет распят, но на третий день воскреснет. По пути в Иерусалим Христос остановился в любимом селении, в Вифании, где Его с любовью ожидало благочестивое семейство, из мертвых восставший Лазарь с сестрами. За трапезой происходит беседа и эта беседа приводит к признанию Христа Мессией еще нескольких знатных иудеев, которые пришли лично убедиться в совершенном над Лазарем чуде. Во время этой беседы Мария, исполненная благодарности за своего брата, живого свидетеля мессианского всемогущества Христа, почувствовала непреодолимую потребность выразить Христу свою благодарность, свою любовь и благоговение пред Ним. Встав, она взяла вазу, наполненную индийским драгоценным миром, и, тихо подойдя сзади к Спасителю, разбила вазу и полила драгоценное благоухающее миро на главу и ноги Его, вытирая Его ноги локонами своих распущенных волос. На выраженное Иудой негодование, Спаситель ответил: «Оставьте ее, она сделала доброе дело... она сберегла это миро на день Моего погребения». Слух о том, что в Вифании Христос обратил к вере в Себя еще несколько знатных иудеев, быстро дошел до Синедриона. Злоба врагов возрастала. А Спаситель, зная, что приближается час Его крестных страданий, доселе говоривший о Себе, как об обетованном Мессии, только частным образом, ныне Своим торжественным входом в Иерусалим, открыто заявляет, что Он истинный Мессия и сын Давидов: доселе он вступал во св. Град пешком, теперь Он входит в Иерусалиме сидя на осле, именно так, как не раз вступал в Иерусалим Его предок по плоти – царь Давид. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се царь твой грядет, праведный и спасающий, сидящий на молодом осле», – так взывал еще в 6-м веке до Рождества Христова пророк Захария, в этих словах предсказавший вход Спасителя в Иерусалим и обличавший вождей народных в увлечении обманчивой надеждой на Мессию, как на политического вождя, за что и был ими убит «между храмом и жертвенником».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Когда настал третий месяц, бывший пленник, отрок тот, стремился безо лжи сотворить любовь Божию и идти обратно, ибо это и есть любовь истинная, если кто положит душу свою за брата своего, и шел отрок полем много дней до назначенного места того, и поспел в срок, и, придя туда, ждал басурмана два дня, и думал уже, что тот не придет. В третий же день увидел отрок, пристально глядя в сторону Казани, – он на высокой горе влез на дерево: вот едет полем один человек со стороны Казани на двух быстрых дорогих конях, едет к месту тому и очень торопится. Отрок же узнал друга своего, басурмана, и спрятался от него, чтобы его проверить. Басурман же прискакал на место то и, не увидев отрока, подумал, что тот обманул его и не пришел в назначенный день и час. И бросился с коней своих ниц на землю, и плакал так горько, что мог бы и камень заставить плакать вместе с собой, и не мог от плача утешиться, хотя по возрасту было ему уже лет пятьдесят. Тогда быстро отрок вышел к нему. Он же, увидев отрока, бегущего к нему с горы, узнал его, и побежал к нему навстречу, и, обняв, упал ему на шею, и целовал его, и плакал горькими слезами, и говорил ему: «Чем я отплачу тебе, любимый мой брат, не обманувший меня друг и верный посланник мой, много потрудившийся для меня, за все, что ты для меня, поганого, сделал!» Отрок же, взяв суму из-за пазухи, раскрыл ее, и вынул из нее грамоту, и дал ему. Басурман же принял ее, и прочел со многими слезами, и вопил непрестанно голосом мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному, беззаконному преступнику! Боже, очисти меня от грехов и помилуй меня!» И простер руки свои к небу и сказал: «Боже щедрый, благодарю тебя, человеколюбца, милостивого к грешникам, что сподобил меня, окаянного, получить прощение моему беззаконию от первого из пастырей!» И затем внезапно тихо упал на землю, и ноги свои, как живой, протянул, и умер. Отрок же долго был в ужасе и убедился, что тот умер. И снял с него дорогие одежды и всю сбрую с коней, и одел его в свои смиренные одежды, выкопал могилу, и предал его погребению со слезами, и ночь ту спал у могилы его. Тимофей же явился ему во сне у своей могилы и благодарил его: «Так как благодаря тебе принял я от Бога прощение грехов своих, то возьми моих коней, со всем, что есть на них, за труды свои, и иди отсюда на Русь, и поминай меня до конца своей жизни в молитвах, и милостыню и прощение твори».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010