Белокуров С.А. , историк – 466 Бернини Л., архитектор – 603 Богданов А.П., историк – 466 Болотов Дмитрий, собиратель древних рукописей – 489 Большаков Т.Ф., собиратель древних рукописей – 489, 497 Бон-Фрязин, итальянский архитектор – 581 Борис, калужский поп – 405 Борис Годунов, русский царь – 581 Браманте Д., итальянский архитектор – 603 Булавин Кондратий, донской казак, предводитель восстания – 618 Булгаков Иван, судья – 375 Булгаков М.А., писатель – 395 Бутурлин А.Б., генерал-аншеф, сенатор, владелец рукописи – 492 Бычков А.Ф., историк и археограф – 483, 491, 494 Бычков В.В., искусствовед – 456 Бычков И.А., библиотекарь – 491, 500, 516 В аза, королевская династия в Швеции и Польше – 572 Варвара, киевская княгиня – 569 Варвара, св. мученица – 139, 255, 569 Варлаам Леницкий, писатель-путешественник – 485, 594 Варлаам Ясинский, киевский митрополит – 410, 568 Варсонофий, писатель-паломник – 435 Варсонофий, священноинок – 385 Варух, ученик пророка Иеремии, библ. – 106, 223, 224, 348, 501, 614 Василий (см. Кичибей) Василий, «гость», писатель-путешественник – 503, 506 Василий, московский купец (см. Пути-мец В.Н.) Василий Великий , церковный проповедник, св. – 496 Василий Македонский, византийский император-581 Василий III, великий князь Московский – 563, 571, 609 Васильев Иван, крестьянин – 385 Васильев Иван, священник – 391 Вахромеев Гурий, архитектор – 621 Велешанин, исследователь – 623 Венгеров C.A., историк литературы – 625 Венедик Савва, грек – 61, 177, 303 Виноградов В. В., историк языка – 472, 479 Виньола Д., итальянский архитектор – 603 Вирсавия, жена царя Давида, библ. – 105, 222, 347, 606, 612, 613 Вишневецкий Иеремия, князь, украинский и польский магнат – 574 Владимир I, киевский князь, св. – 573 Власий, священноинок – 385 Власов И.В., археограф – 490 Воронцова A.B., историк литературы – 626 Востоков А.Х., собиратель и исследователь древних рукописей – 483 Вургафт С.Т., историк – 626 Вышатин М.И., вязниковский подьячий, выговский старообрядец – 409 Вязмитин Родион (Иродион), посадский человек – 11, 132, 248, 423, 524, 534

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Божественный Павел, по словам святого Иоанна Златоуста , действительно отождествляет Христа и Церковь : «Церковь и Христа, говорю, что они – одно» 966 , и поэтому вслед за ним мы кратко можем повторить, что Церковь это – Сам Богочеловек Христос в Своей Богочеловеческой Полноте ( Кол. 2:9–10 ). В заключение мы считаем необходимым подчеркнуть, что Великая Тайна Христа и Церкви превосходит всякий разум ангельский и человеческий, как это всегда признавало Православное богословие. Для православного церковного богословия Церковь – «ризница неизреченных тайн» 967 и, согласно божественному Павлу, есть Тайна Божия во Христе и Премудрость Божия, тайная, сокровенная ( 1Кор. 2:7 ). И поэтому она, как таковая, по ученику апостола Павла святому Златоусту, «повсюду проповедуется, но Её не знают те, кто не имеет истинной веры. А открывается она не мудростью (человеческой), но Духом Святым ( 1Кор. 2:10 ), насколько нам возможно вместить» 968 . Богу в Троице слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь! ( Еф. 3:21 ) 621 Омилия 29, 3 на 1 Послание к Коринфянам (61, 244); Ср. Омилия 86, 3 на Евангелие от Иоанна (59, 471). 625 Ср. В. Лосский. νθρωπος κα κκλησα, в " Σνορο«, 30/1964, 88: «Две икономии, Сына и Духа, неотделимы одна от другой, одна определяет другую, одна немыслима без другой». Ранее мы видели, что не существует «двух Икономий», но только одна. 627 Ср. св. Иоанн Златоуст . Беседа на Пятидесятницу, Омилия 1, 1 (64, 417): «Принявшим Иисуса надлежало принять и сошествие Духа для того, чтобы учение богопознания шло по совершеннейшему пути. Приняв человеческую природу и свойственный людям образ, Иисус приготовил людей к принятию Духа». 628 Ср. В. Лосский. Мистическое богословие (греческий перевод), стр. 206 и 217. Ср. И. Кармирис. κκλησιολογα, стр. 64–65: «В Церкви совершенно особое и центральное место занимает Святой Дух, Его присутствие и действие необходимо в ней... Поскольку она основана, и воскрешена, и завершена Христом, Церковь называется, и по сути является, Церковью Христовой... Но Церковь создана и в Духе Святом, Он одухотворил, оживотворил её в День Пятидесятницы, и она может быть охарактеризована и как Церковь Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

615. Голубинский Д.Ф. Воспоминания о математических занятиях профессора протоиерея П[етра] С[пиридоновича] Делицина//ПрибТСО 34. 1863. Ч. 22. С. 696–713 (1-я пагин.). 616. Проф. Московской духовной академии, прот. Петр Спиридонович Делицин: Некролог//ПрибТСО 1863. 22. 5–6. С. 684–695 (1-я пагин.). И. Д. Мансветов 617. Смирнов С, прот. Проф. Московской духовной академии И.Д. Мансветов : [+ 16 декабря 1885 г.] (Некролог)//ПрибТСО 1886. 37. 1. С. 1–13 (5-я пагин.). Е.В. Амфитеатров 618. Славский В.М., свящ.; Соколов В.А. ; Субботин Н.И. ; Заозерский Н.А. ; Татарский И.А.; Тихомиров Н.И.; Казанский П.И. Памяти Е. В. Амфитеатрова : Некролог; Слова при погребении: [Проф. Московской духовной академии по кафедре словесности]//ПрибТСО 1888. 42. Кн. 3. С. 191–246 (1-я пагин.). Протоиерей С.К. Смирнов 619. [Корсунский И.Н.] Протоиерей С.К. Смирнов: [Некролог о ректоре и профессоре Московской духовной академии/Перечислены печатные труды]//ПрибТСО 1889. 43. Кн. 2. С. 678–738 (1-я пагин.). 620. К. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов, бывший ректор Московской духовной академии. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1889. 61 с. 621. Казанский П.И. Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Смирнов: Некролог; Речь при гробе//ПрибТСО 1889. 44. Кн. 3. С. 220–234 (1-я пагин.). 622. Орлов С. Речь при гробе проф. Московской духовной академии Александра Петровича Смирнова//ПрибТСО 1889. 44. Кн. 3. С. 235–239 (1-я пагин.). 623. Соколов В.А. Речь при гробе прот. С.К. Смирнова//ПрибТСО 1889. 44. Кн. 3. С. 214–219 (1-я пагин.). В.Н. Потапов 624. Корсунский И.Н. Профессор В.Н. Потапов: Некролог//ПрибТСО 1890. 46. Кн. 3. С. 142–176 (1-я пагин.). В. Д. Кудрявцев-Платонов 625. В.С. [== Соколов В.А. ] Памяти наставника нашего В.Д. Кудрявцева – Платонова января 1891г.]. [Некролог]//БВ 1892. С. 161–165 (2-я пагин.). 626. Антоний (Храповицкий) , архим., ректор академии; Беляев А. Д. , доц.; Борисовский П., студ.; Голубинский Д.Ф., проф.; Громогласов И. , студ.; Заозерский Н.А. , доц.; Мещерский В., студ.; Николин И. , студ.; Преображенский Ф., студент; Соколов В.А. , проф.; Соколов Π.П. доц.; Соколов Л. , студ.; Успенский И. [Памяти наставника нашего В.Д. Кудрявцева – Платонова. Речи, слова и стих при погребении]//БВ 1892. С. 166–214 (2-я пагин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

7.623 Третья седмица Великого Поста 6482. АМВРОСИЙ, игум. В Неделю Крестопоклонную. – 1989, 4, 32. 6483. ПЕЛИХ Т., прот. В Неделю Крестопоклонную. – 1987, 3, 41. 6484. СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) , митр. Слово в Неделю 3-ю Великого поста. О несении креста ( Мф. 8, 34–37 ). – 1997, 4, 61. 7.624 Четвертая седмица Великого Поста 6485. ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН) , архим. Слово в Неделю 4-ю Великого поста. (К перенесению святых мощей Святейшего Патриарха Тихона). – 1994, 4, 14. 6486. ОБЪЕДКОВ С., свящ. Лествица восхождения. (Слово в Неделю 4-ю Великого поста). – 1984, 3, 41. 6487. ОРЛОВ М. , прот. Лествица добродетелей. – 1993, 4, 52. 7.625 Пятая седмица Великого Поста 6488. БОГОЯВЛЕНСКИЙ А., прот. Слово в Неделю 5-ю Великого поста. – 1990, 4, 40. 7.626 Шестая седмица Великого Поста 7.627 Проповеди и размышления за Пассией 6489. АФАНАСИЙ, еп. Слово на пассии. – 1985, 3, 39. 6490. ВЛАДИМИР, митр. Слово на пассии. – 1988, 4, 43. 6491. МИХАИЛ, архиеп. “Вечери Твоея Тайныя”. (Слово на пассии). – 1984, 3, 38. 6492. СТАРК Б., прот. Слово после пассии. – 1991, 2, 43. 6493. ШПИЛЛЕР В., прот. От земли к Небу…(Проповедь прочитана на Пассии Великого поста 26 марта 1972 года). – 1994, 3, 46. 7.628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 6494. АНТОНИЙ, архиеп. Слово в Великий Пяток. – 1984, 4, 31. 6495. ЕВЛОГИЙ, архим. Великое знамение Божественной любви. (В Великий Пяток). – 1986, 3, 36. 6496. ИОАНН (СОКОЛОВ) , еп. На вечерне Великой пятницы. – 1988, 3, 39. 6497. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена перед Святой Плащаницей. – 1986, 4, 40. 6498. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена после выноса Святой Плащаницы. – 1985, 4, 26. 6499. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена после выноса Святой Плащаницы. – 1987, 3, 35. 6500. СВЯТЫЕ отцы о прчащении Святых Таин Христовых. В Великий Четверток. – 1985, 4, 33. 6501. ФЕОФАН (ГОВОРОВ), еп. Слово в Великий Пяток. (К 90-летию со дня кончины). – 1984, 3, 40. 7.629 Проповеди о покаянии и причащении 6502. А.И. Таинство Покаяния. – 1987, 5, 76; 6, 76. 6503. А.И., НЕФЕДОВ Г., прот. Таинство Покаяния. – 1987, 7, 75; 8, 73; 9, 76; 10, 76; 11, 76; 12, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Издания сказаний о чудесах: Житие Николая Чудотворца: Изд. по ркп. XVI в., из МПиРМ (Folio 15). СПб., 1882 (Чудеса о Димитрии, о Симеоне, о крестьянском Агриковом сыне Василии, о хромом Николае, о митилинском пресвитере, о ковре, о гробнице, о схоларии Петре, о Епифании, Похвальное слово на перенесение мощей «Присно убо…», Чудеса о патриархе, о половчинине, слово о милостыне, о детище, о 3 христианах; 2 чуда о царе Стефане Сербском, Чудо о сарацине); Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса свт. Николая, архиеп. Мир-Ликийского, Чудотворца: Памятник древней рус. письменности XI в.: Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной ркп. исхода XV в. б-ки Троице-Сергиевой лавры. 9). СПб., 1888. С. 1-61 (ПДПИ; 72). (Чудеса о Симеоне, о хромом Николае, о крестьянском («Агриковом») сыне Василии, о юноше Николе, о митилинском пресвитере, о схоларии Петре, о ковре, о Епифании, о 3 христианах, о Димитрии, о гробнице, о 3 девицах, о срацинине, о детище, о половчинине, о патриархе); ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 625-689 (Чудо о Димитрии, о Симеоне, о хромом Николае, о крестьянском сыне Василии (фрагм.), о юноше Николе, о митилинском пресвитере, о ковре, о патриархе, о гробнице, 2 чуда о царе Стефане Сербском; «Деяние о стратилатах»; Чудеса о схоларии Петре, о Епифании, о 3 девицах, об утопшем детище, о половчинине, о 3 христианах); Макеева И. И. «Сказание чудес Николая Мирликийского»//Лингвист. источниковедение и история рус. яз., 2002-2003. М., 2003. С. 248-310 (по ркп. ГИМ. Хлуд. 215); Троицкий список Жития свт. Николая Мирликийского (по ркп. РГБ. Троиц. 9, кон. XIV - нач. XV вв.)/Подгот.: М. С. Крутова//Свт. Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии. М., 2006. С. 335-368, 403-433; Лопарев Хр. М. Слово о св. «патриархе Феостирикте»: К вопросу о 29-м февр. в древней лит-ре//ПДП. 1893. Вып. 94. С. 17-31 (Чудо о царе Синагриппе); Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 68-69 (Сказание о «литовских» чудесах); Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собр. рукописей. М., 1968. С. 191-192 (Сказание о «литовских» чудесах); Geronimi V. La Vie d " Etienne de Deani en Russie et le cycle de St. Nicolas: La Vie du roi serbe Etienne de Deani par Grégoire Tsamblak en Russie et son intégration dans le cycle des légendes de saint Nicolas (XVIe-XVIIe s.). [P.], 2010 (2 чуда о Стефане Сербском).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

периодические издания 2768–2788 персоналии 103–109, 495–504, 788801, 962–1034, 1122–1130, 1748 – 1766, 2891, 2978–3001 Писание см. Библия покаяние, исповедь 2070–2083, 2112–2114 политическое устройство общества 1642–1645 Польская Православная Церковь 617–618 Поместные Православные Церкви и современность 2409–2424 пост 2120–2124 поэзия 3002–3026 право церковное 2371–2424 Православная Автономная Церковь в Финляндии 634 Православная Церковь в Америке 626–633 Православная Церковь в Китае 637–642 Православная Церковь в Чехии и Словакии 620–625 православное единство 573–588 Православное палестинское общество 768, 769 Православный Свято-Тихоновский богословский институт 1071 праздники (эортология) 2217–2221 , 2340–2364 см. также: Пасха, Рождество празднование тысячелетия Крещения Руси 895–901 предание 1390–1393 примат папы Римского (догмат) 1874–1876, 2414–2415 приходская жизнь 2084–2086 приходы, приходская жизнь 643, 646, 743, 866, 879, 885, 887, 1011, 1067, 1156, 1167, 1170, 2087, 2088, 2239, 2735, 2762 см. также: духовенство приходское проза 3027–3028 проповедь см. гомилетика протестантизм 1889–1940 психоанализ 2093 психология 3096–3099 Пятидесятница 2356–2357 расколы: 304, 538–539, 562, 567, 608, 609, 628, 640, 693, 694, 730–734, 1150, 1203, 1207–1209, 2403, 2405 см. также: обновленчество растения 1704 , 2941 религиоведение 1767–1818 религия и общество 2854–2866 см. также: социология реставрация 2624–2628 реформатство 1900–1939 реформы 740, 741, 744, 871, 2423, 2678, 2718, 2909 рецензии 2789–2825 римо-католичество 1819–1940 см. также: примат папы Римского Рождество Господне 265, 270–273,289, 321, 322, 338, 363, 1547, 2217, 2218, 2271, 2276, 2343–2347, 2513, 2515, 3011, 3026, 3042, 3065 рукоположение женщин 2399–2400 Русская духовная миссия в Иерусалиме 770–775 Румынская Православная Церковь 61–-612 Русская Православная Церковь 650–1209 , passim Русская Православная Церковь Заграницей 1203–1209 русский язык 220, 1504, 2957–2961 см. также: перевод, церковнославянский язык

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 .In sanctum baptisma, 423–44. 14 .In ebriosos, 443–64. 15 .De fide, 463–72. 16 .In illud In principio erat Verbum (Joan,, I. 1), 471–82. 17 . In Barlaam martyrem, 483–90. 18 . In Gordium martyrem, 489–508. 19 . In quadraginta martyres, 507–526. 20 .De humilitate, 525–40. 21 .Quod mundanis adhærendum non sit, 539–564. 22 .De legendis libris gentilium, 563–90. (Variæ lectiones cod., Paris. 1831–44 at in nova ed. sunt mutationes ab ima col. 1833.). 23 . In S. Mamantem martyrem, 589–600. 24 . Contra Sabellianos et Arium et Anomæos, 599–618. Prævia institutio ascetica, 619–26. Sermo de renuntiatione sæculi, 625–48. Sermo de ascetica disciplina, 647–52. De judicio Dei, 653–76. De fide, 675–92. Moralia, Regulæ, 1–80: 699–870; Index, 691–700, Sermo asceticus, 1–2: 869–82; 881–88. Regulæ fusius tractate, 1–55: 889–1052; Index, 901–06. Regulæ brevius tractatæ, 1–313: 1051–1306; Index, 1051–78. Po_enæ; in monachos delinquentes, 1305–14; in canonicas, 1313–10. Constitutiones asceticæ, 1321–1428; Capita 1315–20. Tomus III (32). Liber de Spiritu Sancto, 87–218. Epistolæ, 1–366, 219–1112. Ordo novus cum vulgato comparatus, 1395–1402; vulgatus ad novum reductus, 1401–08. Index alphabeticus epistolarum seu eorum ad quos scripsit В., 1409–12 [id.]. Appendices ad tomos 1–3 : Dubia, Spuria, Versiones: Tomus I (30). Homiliæ 1–2, de hominis structure, 9–38, 37–62. (Variæ lectiones, 1147–86.) Homilia 3, de paradise, 61–72. (Varies lectiones, 1155–6.) Homiliæ in Psalmos, 1–4 (in Ps. 28, 37, 15, 132 ): 71–118. In Isaiam prophetam, c. 1–16: 117–667. De vera virginitate, 669–810 est Basilii Ancyrani. Sermo de contubernalibus, 811–28. Argumenta contra Arianos, latine, 827–32. De sancta et orthodoxa fide (Basilii et Gregorii Theologi) latine, 831–36. Fg. arabicum latine de primatu Petri, 835–6, Tomus II (31). Homilia de Spiritu Sancto, 1429–38. Homilia dicta in Lacizis, 1437–58. In sanctam Christi generation em, 1457–76. De pænitentia, 1475–88. Adversus calumniatores de S. Trinitate, 1487–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Издание ПсковоПечерского монастыря, 1994, с. 30 – 32. И.И. Соколов, указ. изд., с. 267. Изречение это, конечно, подразумевает послушание как трудное внутреннее делание, исполнение обета, отсечение собственной воли, а не как синоним ежедневных трудов, в каковом смысле чаще всего употребляется начальством. Впрочем, может есть рациональное зерно и в старом правиле: до пострига – работай, а потом молись; может, тогда больше стремятся в храм, научаются дорожить богослужением; для нынешней молодежи молитвенный труд, т.е. основное делание монаха, куда менее привлекателен, чем беготня по послушанию, утомительная, зато понятная, конкретная и не требующая душевных усилий; поэтому, думается, привычка к почти неисходному пребыванию в храме является более ценным приобретением, и конечно не только в старости. И.И. Соколов. Преподобный Феодор Студит. Лекции по истории Грековосточной Церкви, т. II , СПб, 2005, с. 300 – 305. И.И. Соколов. Состояние монашества в Византийской Церкви. указ. изд., с. 279. И.К. Смолич, указ. изд., с. 29 – 53. Записки и письма игумении Таисии. М., 2000, с. 139. Рим. 2, 8. Ю. Максимов, Е. Максимова. Паломничество с Sindesmos ’ом: святая гора Афон, святая гора Осса. В журн. «Альфа и омега» 2 (43), 2005, с. 155. Зырянов, указ. изд., с. 59. Древние иноческие уставы, указ. изд., с. 209. Быт. 3, 16. Цит. по: игумен Петр (Пиголь). Образец православной цивилизации. В сб. XII Международные Рождественские чтения. Церковное предание и святоотеческое наследие. М., 2004, с. 24 – 48. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Указ. изд., с. 194. Древние иноческие уставы. Указ. изд., с. 17. 1 Кор. 3, 6. Перевод Г. Шмакова. Радость моя. О преподобном Серафиме, Саровском чудотворце. М., 2002, с. 624 – 625. Древние иноческие уставы, указ. изд., с. 276 – 277. И.К. Смолич, указ. изд., с. 29 – 53. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма. Собр. соч., т. VII , М., 2001, с. 153. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М., 2001, с. 61.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

603 . Фесенко Е. И. По поводу запросов по Афонскому делу. Одесса 1914. 52. 604 . Филарет (Дроздов) , митроп. Об Именах Божественных//Святитель Феофан Полтавский Новый затворник. Творения. СПб. 1997. 683–725. 605 . Философ в роли критика внутренней миссии//Колокол. 15.05.1914 (2410). 606 . Философов А. Д. Афонская распря//Русское слово. 29.05.1913 (122). 607 . Философов А. Д. Церковные дела//Ежегодник газеты «Речь» за 1913 г. СПб. 1914. 330–350. 608 . Финал дела Булатовича//Новое время. 17.05.1913 (13354). 609 . Флегонт (Лебедев), иеродиакон. Собрание о имябожниках. Афон 1913. Рукопись. Библ. Русика, 5 из келейных книг, 2 т. 610 . Формула обращения для возвращающихся к учению Православной Церкви имябожников//Церковные ведомости. 1913. 35. 611 . Хрисанф (Потапьев), монах. Рецензия на сочинение схимонаха отца Илариона, называемое «На горах Кавказа»//Русский инок. 1912. 4. 71–75; 1912. 5. 57–59; 1912. 6. 50–60. 612 . Хрисанф (Потапьев), монах. Отзыв о статье Святогорца «О почитании имени Божия»//Русский инок. 1912. 17. 54–61. 613 . Хрисанф (Потапьев), монах. О новоявленной ереси имябожников и ее распространении на Афонской горе//Русский инок. 1914. 3. 164–172; 1914. 4. 214–225. 614 . Хрисанф (Потапьев), монах. По поводу статьи «Черный бунт»//Истор. вестник. 1915. 140 (4–6). 718–719. 615 . Хроника//Биржевые ведомости. 9.07.1913 (13638). 616 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 21.03.1913 (13458). 617 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 10.04.1913 (13491). 618 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 20.04.1913 (13506). 619 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 26.04.1913 (13516). 620 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 25.06.1913 (13614). 621 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 16.07.1913 (13650). 622 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 21.07.1913 (13660). 623 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 1.08.1913 (13678). 624 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 8.08.1913 (13689). 625 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 10.08.1913 (13693). 626 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 17.08.1913 (13703).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1557 Например, Hefele, В. II, S. 63–64, 508, 598; В. III, S. 1–2, 7 и др. Правосл. Соб., стр. 239, 243, 245, 255, 16, 99, 100, 103 и др. Перечень соборов западных церквей можно читать у Wiltsch’a, см. его труд – Handbuch der kirchlichen Geographien und Statistik. Berlin. 1846. В. I, S. 88–135, 270–398. 1563 Так, решение арльского собора от 463 г. разбиралось на римском соборе из 21 епископа (Hefele, В. II, S.591); определение собора испанских епископов относительно барселонского епископа Иринея папа рассматривает также не единолично, a вместе с другими епископами (Прав. Соб., 243); папа Лев В. отменяет постановление арльского собора от 444 г. на соборе (в 445 г.) (Hefele, В. II, S. 303); см. ещё: Hefele, В. II, S. 87, 615; Ziegler, S. 315 и др. 1566 Hefele В. II, S. 746, 744, ср. Wiltsch. Handbuch der kirchlichen Georgaphien.., В. I, S. 79–83; Hefele, В. III, S. 534. 1571 Таковы, например, собор от 462 г. по делу нарбонского митрополита Рустика (Hefele, В. II, S. 590), римский собор 444 г о прискиллианизме (Hefele, В. II, S. 302); соборы: 493 г. (присутств. 70 еп.) (Hefele, В. II, S. 618–622), 496 (45 еп.), (В. II, S. 692), 499 (72 еп.) (Hefele, В. II, S, 625). 1582 «Мы, – говорят, например, епископы, заседавшие на римском соборе от 601 года, на котором был поднят вопрос о монастырской автономности, – сочувствуем свободе монахов и утверждаем, что высказало ваше святейшество (папа)» (Hefele, В. III, S. 61). 1583 Так, папа Григорий хотел низложить своего легата-пресвитера Григория, но созванный по этому делу собор удовлетворяется лишь раскаянием последнего (Hefele, В. III, S. 405–406). Конечно, италийские епископы на практике естественно могли поддерживать папу при решении им дел других церквей, в особенности со времени приобретения папами политической власти в Италии. Но западные церкви далеко не были склонны принимать близко к сердцу всякое распоряжение римского собора и римского епископа и подчиняться ему (см., напр., Hefele, В. III, S. 315; Правосл, Соб., стр. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010