Третье ношение язв Господа Иисуса – в боголюбивом сердце, которое, как невидимо, так и неисследуемо и неудоборассматриваемо. Ибо кто может узнать тайны сердца? Два первые образа ношения язв Господа Иисуса – страдание за Христа и самоумерщвление – не для всякого выполнимы, третий же образ – ношение язв Господних в сердце, возможен для каждого христианина, только бы он пожелал этого. Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали из рук мучительских и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа, и не за отвержение Его. Таковые, если благодарят Бога за свои страдания, то носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и сами мученики Христовы. Не для каждого удобовыполнимо и самоумерщвление. Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19:11 ). Если хотя бы отчасти умерщвляли свои страсти, насколько возможно понести, то было бы у мирян, по крайней мере, воздержание! От сердечного же любления Бога никому нет никакого ущерба. Ибо какой труд, какое неудобство в том, чтобы любить Бога? Первый образ ношения язв Господних, то есть мученичество, оставим для неповинно мучимых и оскорбляемых. Да утвердит их Господь в терпении и да сподобит их венца мученического! Другой образ – совершенное самоумерщвление, отошлем в монастырь для чина иноческого. Пусть живет там и пострижется! Третий же образ – ношение язв Господа Иисуса в сердце, то есть любовь к Богу от всего сердца, – рассмотрим, ибо он и для тех двух служит причиной и началом. Ибо мученичество претерпевается ради любви Божией, и умерщвление себя совершается во имя любви к Богу, и «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Носить язвы Господа Иисуса в сердце – значит иметь сердце, уязвленное любовью к Господу Иисусу, уязвленному за нас гвоздями и копьем на Кресте. В Песни Песней я вижу некое лицо, как будто девическое, сидящее под прекрасным садовым деревом, под яблоней, преисполненной прекрасных яблок, и говорящее: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» ( Песн. 2:3 ). И затем опять вижу это лицо как бы изнемогающим от некоей внутренней раны, стонущим, воздыхающим из глубины сердца и говорящим: «Я изнемогаю от любви» ( Песн. 2:5 ), и еще: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13. По появлении ангелов пришел вестником о Себе Сам Иисус, и Евангелие говорит: «И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его» ( Мф. 28:9 ). Они держатся за Него, чтобы исполнилось сказанное: «удержу Его и не оставлю Его». Немощно тело жены, но мужественны мысли. «Большие воды не могут потушить любви и реки не зальют ее». (Песн. Песн. 8:7 ). Искали мертвого, но не угасала надежда Воскресения. И ангел говорит им: «не бойтеся вы» ( Мф. 28:5 ): не воинам, но вам говорю: «не бойтеся». Те пусть боятся, чтобы когда дознают опытом, засвидетельствовали и сказали: «Воистину Божий Сын был» ( Мф. 27:24 ). А вам не должно бояться, потому что «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Иоан. 4:18 ). «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес» и т. д. ( Мф. 28:7 ), и они удалились с радостию, исполненные страха. Ужели и это написано? Второй псалом, возвещая страдание Христово, говорит: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2:1 ). «Радуйтеся» ради Воскресшего Господа, но «с трепетом», по причине землетрясения, и ради Ангела, явившегося подобно молнии. 14. Хотя архиереи и фарисеи, с помощью Пилата, запечатали гроб, однако же жены узрели Воскресшего. И Исаия, зная малодушие архиереев и твердость веры в женах, говорит: «Жены, грядущие с позорища приидите: не суть бо людие имуще смысла» ( Ис. 27:11 ). Архиереи не понимают, а жены видят своими очами. И когда воины пришли во град и возвестили архиереям (первосвященникам) о всем бывшем, говорят, «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф. 28, 11:13 ). Исаия, как бы от лица их предсказал и это: «говорите нам лестное, предсказывайте приятное» ( Ис. 30:10 ). Восстал Воскресший, и даянием серебра убеждают воинов, но не убедят нынешних царей. Тогда воины за серебро предали истину, а ныне цари по благочестию воздвигли сию, сребром и златом окованную святую церковь Воскресения Бога–Слова, в которой мы теперь, и украсили драгоценностями из серебра и золота и дорогих камней. «И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его» ( Мф. 28:14 ). Но если и убедили их, то не убедите вселенной. Почему не были осуждены блюдущие Иисуса Христа, как осуждены стражи темницы, из которой вышел Петр? На тех произнесено осуждение Иродом, ибо, по неведению дела, не нашли себе оправдания, а эти, знав истину и скрывая ее за серебро, спасены архиереями. Но немногие из иудеев убеждены были тогда в этом, а мир покорился истине. Сокрывшие истину скрылись, а принявшие ее явились, облеченные силою Спасителя, Который не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил с Собою и мертвых. И от лица этих воскресших ясно говорит пророк Осия: «Оживит нас через два дня, и третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

14 . И когда она говорит о Слове, освещаемая блеском Слова, то обращается к Нему: Где пасешь Ты? Где отдыхаешь в полдень? ( Песн.1:6 ). Правильно она говорит: Где пасешь Ты? – потому что Слово Бога царственно; где отдыхаешь? – потому что нравственно; в полдень, – потому что таинственно 61 , так как в полдень Иосиф, когда был со своими братьями на пиру 62 , открыл тайны будущих времен. Но также Давид говорит: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою и суд твой, как полдень ( Пс.36:5–6 ). И сам Павел утверждал, что в полдень осиял его 63 свет, когда от гонений он обратился к благодати. Итак, душа жалуется, потому что она оставлена, потому что из богатой она сделалась бедной: она ведь изобиловала благодатными дарами, но начала нуждаться ( Лк.15:14 ), когда отказалась от изобилия божественного присутствия, и поэтому та, которая прежде как должное воспринимала благодать драгоценнейших родственных уз, просит, чтобы ее приняли хотя бы как наемницу 64 . 15 . Отвечает ей Слово Божие: Если ты не познаешь себя, прекраснейшая среди женщин ( Песн.1:7 ). Хоть бы ты и жаловалась на оставленность, если не познаешь себя 65 , если не раскаешься в своем падении, если не напряжешь всю свою преданность, если твоя вера и чистота не укрепятся, твоя жалоба не поможет. Или так: если ты не познаешь себя, как ты прекрасна, если ты не сохранишь красоту природы своей и если ты не будешь неподвластна телесным соблазнам и свободна от препятствий, нисколько не поможет тебе достоинство лучшего творения. 16 . Итак, познай себя и красоту своей природы и, освободившись от оков, пойди босая, чтобы ты не чувствовала плотского покрова, а телесные оковы не мешали шагу твоего разума 66 , чтобы поступь твоя была прекрасна. Таковы те, кого Господь избирает, чтобы возвестить Царствие Небесное, о них сказано: Как прекрасны... ноги благовестника, возвещающего мир ( Ис.52:7 ). Таков Моисей, которому говорится: Сними обувь твою с ног твоих ( Исх.3:5 ), – чтобы он, собираясь призвать народ к Царствию Божию, прежде отложил плотяные одежды и вступил чистым духом и разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

14. Итак, вы подошли к алтарю, вы получили благодать Христову, вы приняли небесные Таинства. Церковь радуется об искуплении множества людей. Она духовно ликует, видя рядом с собой семью в белых одеждах 58 . Об этом говорится в Песни Песней. Ликующая Церковь приглашает Христа на приготовленный пир, который, кажется, подобен небесному пиру. И потому она говорит: «Пусть придет Брат мой в Свой сад и берет плод с плодоносных деревьев Своих» (ср.: Песн.5:1 ). Что это за плодоносные деревья? В Адаме ты был сухим деревом, а теперь благодатью Христовой вы разрастаетесь, как плодоносные деревья. 15. Господь Иисус охотно принимает приглашение и с небесным почтением, отвечая Своей Церкви, говорит: «Я пришел в Мой сад, собрал мирру с благовониями Моими, поел Мой хлеб с медом Моим, напился вина Моего с молоком Моим. Ешьте, братья Мои и пейте допьяна» (см.: Песн.5:1 ). 16. «Собрал Я мирру с благовониями Моими». Что это за сбор? Узнайте, что такое виноград, и поймете, что за сбор 59 . Сказано: «Ты перенес виноград из Египта» (см.: Пс.79:9 ), речь идет о народе Божием. Вы – виноград, и вы – сбор. Вы подобны пересаженному винограду, приносящему плоды во время сбора. «Собрал Я мирру с благовониями Моими» – это то благоухание, которое вы приняли. 17. «Я поел Мой хлеб с медом Моим». Ты видишь, что в этом хлебе нет никакой горечи, но всякое наслаждение. «Я напился вина Моего с молоком Моим». Ты видишь, что это такая радость, которая не омрачена никакой грязью грехов. Ведь всякий раз, когда ты пьешь, ты получаешь отпущение грехов и «пьянеешь» в Духе. Об этом говорит и апостол: «Не упивайтесь вином, но наполняйтесь Духом» (см. Еф.5:18 ). Ведь тот, кто опьянен вином, качается и шатается, тот же, кто «опьянен» Духом, укоренен в Христе. И это «опьянение» прекрасно, потому что производит трезвость ума 60 . Таков наш краткий обзор Таинств. 18. . Что может быть превосходнее молитвы? И не считайте маловажным для добродетели знать, как следует молиться 61 . Святые апостолы сказали Господу Иисусу: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил своих учеников». Тогда Господь произнес молитву: «Отче наш, Который на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого» (ср. Лк.11:1–4 ; Мф.6:9–13 ). Смотри, как кратка молитва , но она полна всевозможных достоинств. Как велика благодать первого слова!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

15. Дивись судимому Господу: терпит Он, ведомый и влекомый воинами; Пилат сидит и судит, а Селящий одесную Отца предстоит и судим. Народ, избавленный Им из земли Египетской и многократно избавляемый в других случаях, вопиет против Него: «возьми, возьми, распни Его» ( Иоан. 19:15 ). За что же распять Его, иудеи? За то ли, что исцелил ваших слепых, сделал, что хромые ваши стали ходить и оказал вам прочие благодеяния? Поэтому Пророк с изумлением говорит о том: «над кем вы глумитесь? Против кого расширяете рот, высовывая язык?» ( Ис. 57:4 )? И Сам Господь говорит у пророков: «Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу, возвысил на Меня голос свой, за то Я возненавидел его » ( Иер. 12:8 ). Не Я отверг их, но они Меня отвергли. Поэтому справедливо говорю: «оставих дом Мой» (7). 16. Судимый молчит, почему Пилат сожалеет и говорит: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» ( Мф. 27:13 ). Сожалеет не потому, что знает Судимого, но потому, что был приведен в страх сновидением жены, о котором известила она. И Иисус молчит. Так говорит Псалмопевец: «И стал Я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» ( Пс. 37:15 ). И еще: «А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» ( Пс. 37:14 ). Об этом слышал ты и прежде, если только помнишь. 17. Но воины, окружив, ругаются над Ним. Господь для них – посмешище, Владыка ими поруган. «Увидевши Меня, кивают головами своими» ( Пс. 108:25 ). Виден однакоже образ царского сана. Ругаются, но и преклоняют колена, распинают воины, но облекши прежде в порфиру и на главу Его возлагают венец. Ибо, что до того, если венец и терновый? Всякий царь провозглашается воинами; надлежало, чтобы и Иисуса прообразовательно увенчали воины; поэтому-то Писание говорит в Песнях: «Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать» (Песн. Песн. 3:11 ). Но и венец был тайною, потому что служил разрешением грехов, отменением приговора. 18. Адаму произнесено осуждение: «проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

31 . Какой силой вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобой Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! Посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Поскольку сегодня услышал ты голос Мой и не ожесточил твоего сердца (см. Пс.94:7–8 ), я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змея, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю Я тебе сегодня: отойдешь ты, но: ныне со Мною будешь ( Лк.23:43 )». Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Как велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся этому и прежде тебя Павел, говоря: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: друг!., не обижаю тебя ( Мф.20:13 ). Не имею ли Я власти располагать Моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (см. Песн.6:1–2 ). Обрел Я овча погибшее ( Лк.15:4–5 ): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: Я заблудился, как овца потерянная; помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Пс.118:176 ; см. Лк.23:42 )». 32 . «Я предвозвестил в песнях о винограде невесте Моей, и эти слова говорил ей: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). На том месте, где Он распят, был сад ( Ин.19:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

43:14). Кто делает это, тот помощником имеет Бога, без Которого не дерзал ничего делать. Таким образом, чествуемый призыванием (Бог) воздает обратно честь дарованием успеха в делах. Призывай Сына, благодари Отца; призывая Сына, ты призываешь и Отца, а благодаря Отца, благодаришь и Сына. Будем учиться исполнять это не одними словами, но и делами. Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно: « Имя твое », — говорится, — « как разлитое миро » (Песн. Песн. 1:2). И кто произнес его, тот вдруг исполнился благоухания. « Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым » (1 Кор. 12:3). Вот как столь много совершается этим именем! Если слово « Во имя Отца и сына и Святого Духа » ты произнес с верой, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека, и произвел все прочее, в таинстве крещения. Таким же образом это страшное имя владычествует и над болезнями. Потому, завидуя нам в чести, дьявол ввел подобающее ангелам. Таковы демонские напевы. Но будет ли то ангел, или архангел, или херувим, — не терпи этого; ведь и эти силы не примут тебя, но отвергнуть, когда увидят, что Владыка бесчестится. Я почтил тебя, говорит, и сказал: призывай Меня. А ты бесчестишь Его? Если бы ты пел этот напев с верою, то прогонял бы и болезни, и демонов. А если бы и не прогнал болезни, то не по бессилию, а вследствие того, что (болезнь) полезна. По величию Твоему, говорит, и хвала Твоя. Этим именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран дьявол, отверзлись небеса. Но что я говорю — небеса? Этим именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его, благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). БЕСЕДА 10 « Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

492]. Значит, буквальный текст книги нуждался в своем изъяснении, чего бы не могло быть, если бы кроме буквального значения никакого больше и не было. Понимание книги Песнь Песней во времена Сираха Автор книги «Премудрость Иисуса сына Сирахова» жил при Птоломее Птолемее Лаге (ок. 290 г. до Р.Х.). Внук писателя и переводчик его книги жил при Евергете I (ок. 230 г. до Р.Х.). В этой книге есть указание на таинственно-аллегорическое понимание Песни Песней. О Соломоне пишется: «Соломон царствовал в мирные дни... Как мудр был ты в юности и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами (ν παραβολας ανιγμτων); имя твое пронеслось до отдаленных островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны» ( Сир. 47:15–19 ). Под песнями и изречениями явно разумеются псалмы Соломона. Его притчи – это, конечно, «притчи и изъяснения». В таком случае «загадочные притчи» (παραβολα ανιγμτων) – это явно не «притчи Соломоновы», так как они не могли быть здесь упомянуты дважды, да и не так уж загадочны они и несут в себе достаточно ясные наставления. Так что «загадочные притчи» – это Песнь Песней. О том, что Песнь Песней понималась тогда, как загадочная притча еще яснее убеждает другое место в книге Иисуса сына Сирахова: Сир. 39:1–3 . Там говорится о человеке, который будет: – углубляться в тонкие обороты притчей (ν στροφας παραβολν συνεισελεσεται); – исследовать сокровенный смысл изречений (πκρυφα παροιμιν κζητσει); – и заниматься загадками притчей (κα ν ανγμασι παραβολν ναστραφσεται). Тонкие обороты, или, точнее, строфы притчей – это речь уже о книгах, написанных в поэтической форме (Псалмы, Иов, Екклезиаст), сокровенные изречения – это Притчи, а далее мы вновь встречаемся с (ανγμασι παραβολν), с загадочными притчами, то есть с Песнью Песней [см. 93]. Значит, во времена Иисуса сына Сирахова занимались изъяснением загадки Песни Песней и понимали ее явно не буквально. Третья книга Ездры Третья книга Ездры явно знает Песнь Песней как таинственную аллегорию. Там говорится о Боге: «Из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию (ср. Песн. 2:2 )... из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его» ( 3Езд. 5:24.27 ). И в другом месте: «Вот, придет время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется, – скрываемая ныне землею» ( 3Езд. 7:26 ). Сравните эти слова с « Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди... в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое» ( Песн. 2:13.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4. Общение есть conditio sine qua поп [необходимое условие] коммуникации. Поэтому никакие взаимоотношения невозможны, с христианской стороны, без своего рода обращения, то есть преодоления всякой конфессиональной гордыни и чувства культурного или исторического превосходства. Такого рода смирение требует христоподобного способа самореализации через другого. Христианское сообщество — очищенное огнем Духа, святое перед Богом, бедное ради Бога, в евангельской немощи — может взять на себя риск давать и принимать с одинаковой простотой. Оно должно воспринимать обращенный к нему вызов как братское увещевание и быть готово признать в нем — даже под маской неверия — смелое отрицание лжи, которую христиане долго не желали или не могли отвергнуть. 5. При такой установке возможна коммуникация. Предлагаемый образ Христа в этом случае будет основан на Его кенотическом самоумалении, на Его исторической реальности и Его словах. Это не только вопрос о присоединении людей к Церкви. Они придут по собственной воле, если только почувствуют себя в ней дома — как в Отчем доме. Важнейшая задача состоит в том, чтобы выявить в других религиях все христологические ценности, указать им на Христа как на объединяющую их силу и на Его любовь как их исполнение. С точки зрения истинной миссии «миссионерская активность» смешна. Наша задача в том, чтобы просто идти путями Христа, которые можно различить в тени других религий. На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его, и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя... Встретили меня стражи, обходящие город: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» (Песн 3:1-3) На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его, и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя... Встретили меня стражи, обходящие город: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» (Песн 3:1-3) Свидетельствовать в нехристианском контексте значит именовать Того, Кого другие уже узнали как Возлюбленного.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

7. Сей Дух Святый действовал на Елисавете. Ибо не дев только знает Он, но ведает и живущих в браке, если только брак по закону. «И исполнися Духа Свята Елисавет» ( Лук. 1:41 ), и пророчествовала, и говорила добрая рабыня сия о Господе своем: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (43)? Так ублажала себя Елисавета! Сим же Святым Духом исполнившись, и Захария, отец Иоаннов, пророчествовал, сказуя и о множестве благ, какие уготовляет Единородный, и о том, что Иоанн чрез крещение – Его Предтеча. От этого Святого Духа и праведный Симеон, имея обетование «не увидеть смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лук. 2:26 ), «прием Его на руку», ясно свидетельствовал о Нем в храме. 8. И Иоанн, «из чрева матери своея» исполненный «Духа Святаго» ( Лук. 1:15 ), на то был освящен, чтобы крестить Господа, и не подателем быть Духа, но благовествовать о Подателе Духа. Ибо говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною..., Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). Почему же огнем? Потому что в огненных языках было сошествие Святого Духа. О сем, радуясь, говорит Господь: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лук. 12:49 ). 9. Сей Дух Святый снисшел, когда крестился Господь, чтобы не оставалось сокрытым достоинство крещаемого, как говорит Иоанн: «Но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестивший Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Но смотри, что говорит Евангелие: «отверзлись небеса» ( Мф. 3:16 ); «отверзлись» по причине высокого достоинства Сходящего. «И се, сказано, отверзлись Ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф. 3:16 ), очевидно нисхождением самодвижным. Ибо, по изъяснению некоторых, начатки и преимущественные дары Святого Духа, сообщаемые крещаемым, должны были сообщиться человечеству Спасителя, подающего такую благодать. В виде же голубя снисшел Дух, как говорят иные, может быть, в избежание Христова человечества, чистого, незлобивого, истинного споспешествующего молитвам о рождаемых чадах и об отпущении грехов; и этим как бы гадательно предрекается, что таким явственно для всех явится Христос. Ибо Писание провозглашает и говорит в Песнях о Женихе: «Глаза Его, как голуби при истоках вод» (Песн. песн. 5:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010