Песн.7:10 .  Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомлен­ных. Песн.7:11 .  Я при­надлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Песн.7:12 .  Приди, воз­люблен­ный мой, выйдем в по­ле, по­будем в селах; Песн.7:13 .  по­утру пойдем в виноградники, по­смотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли по­чки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Песн.7:14 .  Мандрагоры уже пустили благо­воние, и у дверей наших всякие пре­восходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой воз­люблен­ный! В ответ на пышные и частию неумеренные похвалы совершенствам невесты, она спешно и порывисто заявляет, что она со всеми своими достоинствами и совершенствами всецело принадлежит другу своему (ст. 10б-11), которого она теперь настойчиво зовет на лоно природы, чтобы насладиться ее красотами и произведениями (ст. 12–14). При этом благовоние, разливаемое в саду мандрагорами – этими «яблоками любви», – символизирует силу и жизненность ее любви к своему другу (ст. 14а), а ее мудрая заботливость о нем и житейская ее опытность свидетельствуются обилием и разнообразием сбереженных ею для него прекрасных плодов (14б). Мандрагоры, евр. дудаим, – известное на древнем и современном востоке растение Atropa Mandragora или Mandragora vernalis из породы Белладонны, с небольшими бледно-зелеными и красноватыми цветками на стволе величиною до 1 метра; в мае или июне на нем появляются маленькие желтые, сильно пахнущие яблоки, которые, по свидетельству Плиния, у арабов употреблялись в пищу, хотя и производили снотворное действие. Древний и новый восток, классическая древность и все средние века да новейших времен приписывали мандрагорам чародейную силу искусственного возбуждения половой любви и также оплодотворения бесплодных дотоле супружеств. Это верование служит основанием рассказа Быт 30.14–16 . В устах же невинной Суламиты это упоминание о мандрагорах (как вместе и о плодах) есть простой символ истинной любви, силу которой она затем ( Песн 8.6–7 ) неподражаемо изображает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почему удостаивается слышать: как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая (Песн. 7,2), то есть, о царская дочь: ибо имела прекрасные ноги, которыми пользовалась, не обуваясь, хотя и покрывая их, так как возвышенна будучи, стопы свои направляла куда хотела, без всякого вреда или разувалась, как сделал Моисей, которому сказано:сними обувь твою с ног твоих (Исх. 3,5). Итак, праотец Надав, начальник народа, восклицает, обращаясь к тебе: Слыши, дщерь, и смотри... И возжелает Царь красоты твоей! (Пс. 44,11-12). Как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедер твоих как ожерелье (Песн. 7,2), то есть, постоянные твои в делах благодушие и умеренность равны великим триумфам. По причине твоей умеренности и миролюбию Галлии не тягостен был враг, и Италия прогнала своего неприятеля, приближавшегося к границам ее. Ведь несомненно, что золотая цепь является наградой за победу: ибо храбро подвизавшимся на войне дается она. Живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лилиями, Шея твоя, как столп из слоновой кости; глаза твои озерки Есевонские (Песн. 7,3,5). Превосходный пуп души, который принимает все добродетели, как чаша, наполненная самим виновником веры, ибо премудрость в чаше растворила вино свое, говоря: идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное (Притч. 9,5). Ибо этот пуп, украшенный добродетелями, исполнен всякого растворения. Чрево его также наполнено было не только правдой, как пшеницей, но изобиловало, как лилия, приятностью. Шея его покорена была игу Христову. Голова его увенчивалась кровью Господней более, нежели царскими диадемами. Поэтому справедливо, как царь и победитель греха, в небесной короне восходит, и душе его Бог говорит слово: украсилася еси, и усладилася еси любы в сладостех своих (Песн. 7,6) Украсилась красотой добродетели, усладилась же благодатью. Высока как пальмовое дерево, которое наградой бывает побеждающего. Навстречу этой восходящей душе исходит Грациан и, обняв, говорит ей: Я принадлежу Другу моему, и ко мне обращено желание его (Песн. 7,11). Или желая быть вместе с ним, или как ходатай предстоя, по любви к брату, восклицает, что обращение его должно предпочтено быть самой его благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

Пусть не подумает кто-либо, что из-за ранней смерти уменьшились их добродетели. Восхищен Енох, да не изменит злоба сердце его. Иосия на восемнадцатом году царствования своего так праздновал пасху Господню, что всех прежних царей превзошел своим благочестием, однако из-за веры своей он не дольше прожил; но, так как Иудейскому народу предстояла тяжкая гибель, то праведный царь прежде восхищен. Почему надлежит мне боязнь: не ради прегрешения ли нашего какого-либо изъят ты от нас, чтобы тебе на восемнадцатом году царствования твоего как праведнику избегнуть жестокости наступающего зла? Но время уже обнять любезный мне труп и предать его гробу. Валеитиниан мой, возлюбленный мой бел и румян, имей в себе образ Христов! Такими словами Церковь в песнях взывает ко Христу. И это не сочти за обиду: ибо знамением Господним знаменуются рабы, именем же императора запечатлеваются воины. Сам Господь говорит: Не прикасайтеся к помазанным Моим (Пс. 104,15). Вы - свет мира (Мф. 5,14). И Иаков сказал: Иуда! тебя восхлалят братья твои (Быт. 49,8). С этими словами обращался он к сыну и этим открывал Господа. Об Иосифе же сказал: сын возвращен Иосиф, сын возвращен мои ревностный (Быт. 49,22), и этим означал он Христа Почему можно и мне знаком Господним запечатлеть раба: возлюбленный мой бед и румян, избран от тем (Песн. 5,10) Избран сын мой, когда по смерти отца в малых летах потребован на царство. Голова его - чистое золото; ...глаза его - как голуби при потоках вод (Песн. 5,11,12). Там сидели мы и плакали (Пс. 136,1), сказали пришедшие оттуда. Живот его - как изваяние из слоновой кости (Песн. 5,14), да примет слова Писаний и сможет сказать: Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего (Иер. 4,19). Как пророк воскликнул. Ибо это говорит подражатель Христов. Щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растении (Песн. 5,13). Губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами (Песн. 3,13,14). Ибо в словах его сияла правда, в делах же - благотворение и человеколюбие, разговоры его исполнены были добродетели и царской важности, постоянство его не преклонялось перед страхом самой смерти, исправление нравов и дел было непрестанное: ибо всякий добрый делатель есть рука Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

31. Какая же сила озарила тебя, разбойник? Кто научил тебя поклоняться пренебреженному и Распятому с тобою? О, вечный свет, просвещающий омраченных! Поэтому справедливо сказано тебе несомненно надейся, не потому что по делам своим можешь иметь твердое упование, но потому что с тобою – щедродаровитый Царь. Хотя прошение было о том, что приобретается долгим временем, но благодать исполняет эта весьма скоро: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лук. 23:43 ), потому что, ныне услышав глас Мой, не ожесточил сердца своего ( Пс. 94, 7:8 ). Скоро произнес Я приговор Адаму, скоро милую тебя. Ему сказано: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:17 ). Ты днесь послушлив стал вере, днесь тебе и спасение. Тот чрез древо пал, а ты чрез древо введен будешь в рай. Не бойся змия, не изринет тебя, потому что пал он с небес. Не говорю тебе: ныне пойдешь в рай, но «ныне со Мною будешь». Смело надейся, не будешь изринут, не бойся пламенного меча: он чтит Владыку. Какая великая и неисповедимая благодать! Не вошел еще верный Авраам, и входит разбойник. Не вошли ни Моисей, ни пророки, и входит беззаконный разбойник. И прежде тебя удивлялся этому Павел, сказав: «а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим. 5:20 ). Не вошли еще понесшие дневный зной, и вошел пришедший в единодесятый час. Никто да не ропщет на Домовладыку; ибо говорит: «Друг, я не обижаю тебя» ( Мф. 20:13 ). Не имею разве власти «в своем делать, что хочу» (15)? Разбойник желает творить правду, но предваряет его смерть. А Я не дела только жду, но приемлю и веру. Пришел «в цветники ароматные»; «пришел, чтобы пасти в садах» (Песн. Песн. 6, 1:2 ). Обрел Я погибшую овцу, подъемлю ее на рамена Свои; ибо верует, так как сам сказал: «Я заблудился, как овца потерянная» ( Пс. 118:176 ); «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лук. 23, 42 ). 32. В Песни предвозвестил Я о саде этом невесте Моей, и сказал ей это. «Пришел Я в сад Мой, сестра Моя, невеста» (Песн. Песн. 5 ,/).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

А время это и есть тот первый месяц у евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время это есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля зелень... дерево... приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение, так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Что относится к образу, это человек удержал; а что к подобию, это преслушанием своим исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратит это, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая, в то же время уверовавший введен в него за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т.е. когда цветы показались и время пения настало ( Песн.2:12 ). 11 . Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Я есмь... лоза ( Ин.15:1 ). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом . Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, чтобы исполнилось написанное: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес ( Пс.84:12 ). Что же будет говорить погребаемый в саду? Набрал мирры Моей с ароматами моими ( Песн.5:1 ), и потом: мирра и алой со всякими лучшими ароматами ( Песн.4:14 ). Вещи эти суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: пришли женщины, неся приготовленные ароматы ( Лк.24:1 ). Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя ( Ин.19:39 ). Потом написано: поел сотов Моих с медом Моим ( Песн.5:1 ): вкушал горькое во время страдания и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо подумали, что видят духа ( Лк.24:39 ). На это Он сказал: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк.24:39 ), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Глава 8 1–4. Возлюбленная выражает страстное желание, чтобы ее отношения к Возлюбленному получили характер большей простоты и интимности. 5–7. Пламенное исповедание Суламиты несравненной силы истинной любви. 8–10. О сестре Суламиты. 11–12. Воспоминание ее о своем первобытном состоянии. 13–14. В заключение она вновь зовет своего друга, слыша и от него соответствующий призыв, – стремиться на лоно природы для всецелого наслаждения блаженством любви. Песн.8:1 .  О, если бы ты был мне брат, сосав­ший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Песн.8:2 .  Повела бы я тебя, при­вела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я по­ила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков мо­их. Песн.8:3 .  Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Песн.8:4 .  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, – не будите и не тревожьте воз­люблен­ной, доколе ей угодно. Нормальная половая любовь, хотя и отлична по природе и характеру от любви по крови и свойству, но в отношении интимности, простоты и непосредственности, первая естественно берет за образец вторую; и потому как Жених книги Песни Песней не раз именовал Невесту сестрою ( Песн 4.12 ), так и Невеста, не удовлетворяясь положением своим – первой из цариц ( Песн 6.8–9 ), жаждет теснейшего невозбранного общения с своим Женихом – наподобие ласк сестры и брата. При этом главенствовать должен Жених-брат – он должен учить Невесту-сестру (ст. 2), а она должна дарить ему беззаветную любовь и преданность. Ст. 3 повторяет сказанное в Песн 2.6 . По объяснению проф. Олесницкого, в рассматриваемых стихах «земля, совершившая свой летний труд и сдавшая свои плоды, выражает желание, чтобы солнце было ее братом, т. е., неразрывно пребывало вместе с нею для того, чтобы ее виноградники и гранаты непрерывно цвели, чтобы старые плоды немедленно сменялись новыми. Песнь опять оканчивается обращенным к дочерям Иерусалима заклинанием не нарушать царствующей в природе любви и гармонии» (цит. соч. с. 377).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если ты не надеешься на свои слабые силы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», укройся во Мне от лица вражьего. Если ты стыдишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» ( Еф. 4:13 ), Я – Мать, питайся молоком Моим. «Я стена и столп» по крепости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, достаточные для питания всех чад, притекающих ко Мне. «Я – стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов». Много столпов мы находим в Священном Писании , и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу. Первый столп – ливанский: «Нос твой – столп Ливанский» ( Песн. 7:5 ). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда издавала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, издавала сладчайшее благоухание духовных добродетелей. Второй столп – Давидов: «Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» ( Песн. 4:4 ). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щитов» – это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Марии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных». Третий столп – из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» ( Песн. 7:5 ). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценится у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыблемой стойкостью и крепостью против врагов, достойна пред Богом, Ангелами и людьми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» ( Песн. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

И душа обращается к ангелам, которые показали, а не просто теоретически объяснили, – теоретически мы все всегда знаем, а вот на практике мы этого часто не ощущаем в сердце. И тогда душа кричит, обращаясь к дщерям Иерусалимским, то есть ангелам, говорит: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви» ( Песн.5, 8 ). Скажите, что я изнемогаю от любви, которую Он сам во мне зажег, пусть Он мне откроется. А ангелы спрашивают душу: ««Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?»» ( Песн.5, 9 ). Вот, посмотри теперь, почему ты любишь Христа. Это очень важно. Почему они так спрашивают? Чтобы посмотреть, любит ли она Христа ради Христа или ради той радости, которую Он дает, любит ли она Христа ради тех даров, которые Он дает. Это ошибка часто бывает у человека, когда он смешивает Христа с Его дарами, когда человек ищет Бога для того, чтобы получить от Него какую-нибудь мелочь. Как говорил святитель Николай Сербский , люди просят у Бога мелких вещей: здоровья, жизни, просят у Него счастья в семье, – и Бог со скорбью дает им такую мелочь. А искать нужно большего, искать Самого Бога ради Него. И вот ангелы спрашивают: «Смотри, чего ты ищешь: ищешь что-то от Бога или ты ищешь Самого Бога? Чем Он прекрасней других? Ответь нам». И вот отвечает Невеста: «Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других» ( Песн.5, 10 ). Почему как-то странно – бел и румян сразу? Бело-красный – как это так? Он бел, потому что Он Бог, а румян, потому что покрыт Кровью, как Человек. Понимаете? Он и бел, и покрыт Кровью как Человек. Божество – бесстрастно, а кровавые раны на руках и на ногах – следы пламенной Его любви. Кровавые раны – знак любви к нам. И Он «…лучше десяти тысяч других». Он лучше всех сыновей человеческих, прекраснее всех. «голова его – чистое золото» ( Песн.5, 11 ). А голова Христа Кто? Если всякой жене голова муж, мужу голова – Христос, а Христу голова – Бог Отец. Бог Отец, Его Глава – чистое золото, то есть Он абсолютно нетленный. Его Отец – не так, как у других тленные отцы, Отец у Него нетленен и драгоценен, как золото.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И увещая других, говорит: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские… не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно… покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно (Песн. 2:3, 7, 14). Таков же и Моисей, восклицающий: яви мне Твой вид, да разумно вижду Тя (ср. Исх. 33:18), которого любит душа моя; искала я его и не нашла его (Песн. 3:2), яко уязвлена любовию аз (Песн. 3:2), ибо крепка, как смерть, любовь. Большие воды не могут потушить любви (Песн. 8:6-7). Такова же и душа Петра, говорящая: Господи! куда Ты идешь? (Ин. 13:36) и: Господи! к кому нам идти? (Ин. 6:68), которому Господь в третий раз сказал: Петр, любишь ли ты Меня? Он же: Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21:17). И вновь Господь говорит Своим ученикам: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Ему же слава во веки. Аминь.    Яркое свидетельство о глубоких корнях православного исихазма еще задолго до так называемых «паламитских споров» XIV века. Здесь ясно говорится и об Иисусовой молитве, и о том, что она совершается в глубине сердца, и о надежде узреть умными очами Фаворский Свет нетварных Божественных энергий, то есть перечисляются главные положения исихастского учения.    Очевидно, речь идет об исихастской практике принуждения своих мыслей к сосредоточенной молитве и к тому, чтобы не рассеиваться помыслами во время нее.    То есть в уме. Слово 129. Об усыновлении    Слава благости Твоей, Владыка человеколюбивый, нищелюбивый, любвеобильный, душелюбивый, благолюбивый, непамятозлобливый Господи, который опорочивших некогда в раю заповедь Твою и омертвевших по причине греха через собственную волю нашу не только освободил, но и Своими чадами назвал, каковые до сих пор неосмотрительно по отношению к заповедям Твоим живем, чтобы на нас исполнилось [сказанное]: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). Кто может изъяснить бездну милосердия Твоего, Долготерпеливый и Попечитель о душах наших, Боже Вседержитель и Господи милости Твоей? Ибо сказал Ты через пророка Осию: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Как говорит святой Серафим Саровский о видении Мотовилову Духа Святого, Которого он видел: такое видение Господь посылает нечасто и ненадолго, потому что иначе душа не могла бы остаться в теле. Смертное тело слишком слабо, слишком немощно для такого сияния. Просто тело вспыхнуло бы, сгорело бы от лица Божия. Единственная, Кто смогла понести в Себе пламень, – это Пречистая Дева. Мы до сих пор поражаемся, как же Дева Мария приняла в Свою утробу пылающий огонь Бога и не сгорела. Действительно, поразительно. И Жених отвечает: «Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада» ( Песн.6, 6 ). То есть, твои мысли (волосы – мысли), как козы, которые сходят с гор, где раньше были идолы, уходят от идолов, но при этом они, прыткие, сравниваются с горными козами, которые могут ходить по горам. Поэтому мысли уже могут ходить выше всех, они уже ушли от идолов, от идолов всяких. Бывают идолы материальные (как Анпилов кланялся с товарищами медной статуе Ленина 1 мая), а есть идолы нематериальные (люди кланяются каким-то своим фантазиям, представлениям, каким-то своим иллюзиям). Но от всех этих идолов человек уходит, когда встречается с Богом. И вот: «...зубы твои (т.е. твои рассудительные способности) – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними» ( Песн.6, 6 ). То есть, твои рассуждения, способность к ним омыты святым Крещением – мы об этом уже толковали. Они порождают естественные добродетели и сверхъестественные, они имеют деятельность и рассуждение при богопознании. Два вида деятельности у человека есть – добродетель внешняя и добродетель внутренняя. Внешняя – милостыню подать, помочь, защитить кого-то, а есть внутренняя добродетель – когда человек очищает свое сердце, чтобы с Богом встретиться. И то и другое одинаково нужно воспитывать в человеке. «как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими» ( Песн.6, 7 ). То есть, твой разум прикрыт такой плотной красной оболочкой, закрыт Кровью Христа. Гранат имеет снаружи плотную оболочку, а внутри – сладкие ягоды. Так и у тебя – ты вся тверда для нападения врагов, так как тебя защищает Кровь Господа, а внутри ты полна сладости – любви ко Христу, сладости Заповедей Господних. И дальше Царь говорит (Христос): «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее» ( Песн.6, 8–9 ). Совершенно удивительные, таинственные слова. В буквальном смысле они относятся, конечно же, в первую очередь к Православной Церкви, единственной и неповторимой, больше нет такой. У Христа только одна единственная Церковь , и другой второй нет церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010