«Царь ввел меня в чертоги свои». «Не говорит: ввел многих в опочивальню свою. Многие остаются вне, в опочивальню входит одна только невеста, чтобы видеть скрытые и потаенные сокровища и возвестить отроковицам: ввел меня царь в опочивальню свою» 4 ( Ориген – Иероним, там же). Между тем отроковицы… по вступлении невесты в опочивальню жениха и во время рассматривания ею там богатств мужа, пока ожидают пришествия жениха, радостно поют: возрадуемся и возвеселимся о тебе. Они радуются о совершенстве невесты. В добродетелях нет зависти. Любовь эта чиста, без порока… Потом, указывая на невесту, жениху: правота возлюбила тебя. Они хвалят невесту, давая ей от собственных ее добродетелей имя правоты» (там же, с. 147). Конец ст. 3, впрочем, не одинаково читается в разных текстах LXX, как и Ориген , – ευθυτης ηγαπησε σε, слав. правость возлюби тя. Vulg. recti diligund te. Но еврейское мешарим в выражении евр. масор. мешарим агевуха, с удобством может быть переведено наречием: " достойно» (русск. синод. перев.) или: «по справедливости» (архим. Макарий), по аналогии с Пс 57:2, 74:3 . Песн.1:4 .  Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Песн.1:5 .  Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей раз­гневались на меня, по­ставили меня стеречь виноградники, – моего соб­с­т­вен­ного виноградника я не стерегла. Песн.1:6 .  Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в по­лдень? к чему мне быть скиталицею воз­ле стад товарищей тво­их? Песн.1:7 .  Если ты не знаешь этого, пре­красней­шая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят тво­их подле шатров пастушеских. Замечание Невесты, обращенное к дщерям иерусалимским: «черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы» (ст. 4) имеет характер как бы некоего оправдания или объяснения, вызванного, быть может, каким-либо насмешливым словом кого-нибудь из «дщерей иерусалимских» по поводу непосредственных восторженных излияний чувств Невесты и высказанного ею некоторого незнакомства с придворным этикетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17: 22–28). Такое общение Бога с язычниками на лоне природы и рисуется образно в Песни так: “ левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня” (Песн. 2: 6). Промысл Божий этим естественным путем восхотел вести язычников ко спасению, и ревнители закона, члены Церкви подзаконной, ведомые к тому же, но иным путем, не должны были тревожить язычников в их религиозном развитии, неразумным навязыванием им своих законных теократических учреждений. “ Не будите и не тревожьте Возлюбленной, – заклинает дщерей Иерусалимских сам Возлюбленный, – доколе ей угодно” (Песн. 2: 7) … Замечание в изъяснение таинственного смысла второго явления в первом действии. – В первой половине рассказа Возлюбленной (Песн. 2: 8–14), – где она описывает свою внутреннюю жизнь под живым впечатлением виденного прежде образа своего Возлюбленного, и испытанного ею сладостного чувства упоения его любовью, а также под жизненным влиянием природы, внутренний смысл явлений которой открылся тогда для ее вдохновленного любовью взора, – в таинственном смысле изображаются религиозная жизнь и религиозное ведение язычников, питаемые и поддерживаемые “через рассматривание творений”, которые говорили им о”присносущной силе и божестве Творца”. “Нет языка, и нет наречия, на котором бы не слышался такой голос их”; но смысл этого голоса понятен был только для тех из язычников, которые через религиозные и иные сношения с Израилем, особенно и именно в век Соломона, узнали о Боге истинном и от самого Соломона, который “наполнил землю загадочными притчами, имя которого пронеслось до отдаленных народов и которому удивлялись страны за песни и изречения, за притчи и изъяснения” (Сир. 47: 17–19), научились изучать природу с истинной религиозной точки зрения и познавать в ее чудесах истинного единого Творца Бога. Такое религиозное направление противно было другому, господствующему и чисто языческому воззрению на природу, по которому разные явления и предметы ее, например, “огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила почитали за богов, правящих миром” (Прем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

43 . Однако когда они идут возвестить апостолам, Иисус, пожалев ищущих, встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему ( Мф.28:9 ). Вот они удерживают Иисуса, но Он рад, что Его удерживают, потому что удерживают Его верой. Порадовала Его и та женщина, которая дотронулась Него и исцелилась от кровотечения, о которой Он сказал: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня ( Лк.8:46 ). Итак, дотронься, и держи верою, и сжимай верно стопы Его, чтобы сила из Него изошла и исцелила твою душу. И даже если скажет: Не прикасайся ко Мне, – ты держи: Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, – сказал Он ( Ин.20:17 ). Однажды Он сказал: Не прикасайся ко Мне, – когда воскрес, возможно, сказал той, которая думала, что Он тайно унесен, а не воскрес Своею силою. Наконец и в другой книге ты читаешь, что Он сказал тем, которые ухватились за Его ноги и поклонились Ему: Не бойтесь ( Мф.28:10 ). Держи и ты, душа, как и Мария держала, и скажи: Удержала Его и не отпущу ( Песн.3:4 ), как говорили обе: «Удержим тебя!» Иди к Отцу, но не оставь Еву, чтобы она вновь не оступилась. Веди ее с собой, уже не блуждающую, но держащую дерево жизни. Хватай прильнувшую к твоим ногам, чтобы поднималась с тобой. Не оставляй меня, чтобы змеи вновь не влил свой яд, чтобы вновь не стремился ужалить в женскую пяту 124 , чтобы сбить с ног Адама. Пусть скажет твоя душа: Возьму тебя и введу в дом матери моей и в тайное той, которая зачала меня ( Песн.8:2 ), чтобы я познала тайны Твои, чтобы черпала таинства Твои. Итак, прими Еву, уже не смоковничными листьями прикрытую, но облеченную Святым Духом и славную новой благодатью, потому что она уже не прячется из-за своей наготы 125 , но бежит навстречу, словно облеченная в великолепие сверкающей одежды, потому что благодать – одеяние ее. Но и сначала Адам не был нагим, потому что облачением его служила невинность. 44 . Видя ее, прильнувшую ко Христу и восходящую с Ним – ведь по Своей благой воле Он часто выходит навстречу ищущим и спускается, чтобы поднять их, – говорят дочери иерусалимские: Кто та, грядущая из пустыни? ( Песн.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В 6-й главе мы слышим оправдание героини перед девушками Иерусалима — своеобразным народным хором, а потом их удивленное восклицание: кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна… (Песн 6:10). Секрет ее красоты и силы — в опоре, возлюбленном (Песн 8:5). Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн 1:6–7). Здесь юноша однозначно пастух; вопрос девушки и его ответ не составляют сложности для истолкования в прямом смысле: «Где мне найти тебя?» — «Иди за стадами, которые пасут мои друзья, и найдешь». Но в этой истории есть уже обозначенная странность. Обычно юноша проявляет активность, инициативу, он ищет, он проявляет интерес, а девушка с той или иной степенью благосклонности ему отвечает. Оставаясь в поле непереносных значений, можно сказать, что для девушки не всегда правильно занимать выжидательную позицию, иногда необходимо решительно действовать самой. Это кажется тезисом, в корне расходящимся с традиционной этикой, однако Ветхий Завет превозносит женские инициативы — даже неоднозначные, как у Авигеи (см. 1 Цар 25), и откровенно скандальные, как у Фамари (см. Быт 38), признавая за ними не только право на существование, но и указывая, что им сопутствует благословение Божие. Возлюбленный ускользает, его нужно искать, преодолевать трудности, не считаясь с опасностями. Это очень важно в контексте той идеальной ситуации возвращения в Эдем, где оба равны, едины и целостны. На то, что здесь изображается символ Эдема, а не реальный райский сад, указывают трудности, с которыми столкнется любовь. В аллегорическом плане душа ищет Возлюбленного — Творца, она не хочет скитаться возле кого-то другого. Но оказывается, чтобы найти к Нему путь, нужно идти вслед за теми, кто дружен с Богом. Обратись к пророкам, апостолам, Церкви — они приведут тебя ко Мне, говорит душе Бог, сама ты не найдешь дорогу среди тысяч троп.

http://blog.predanie.ru/article/pesn-pes...

Встречи (второй момент истории любви) Мессии с народом Божиим, Соломона с Суламитой, это, – по кн. Песнь Песней, только радость и счастье. Посмотреть в этом аспекте на евангельскую историю, описавшую эту встречу от воплощения до разлуки, – вознесения Господня, или хотя бы до Гефсимании и Голгофы, – глубоко назидательно. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених...» ( Мф.9:15 ). Конечно, это было время счастья. Голос возлюбленного», спешившего по горам и холмам к церкви избранных, зовет ее вместе с собой стеречь виноградник. «Встань, выйди, зима прошла, время пения настало, все расцветает». Исполнилось время, приблизилось Царствие Божие. Все приготовилось, только лисицы портят виноградник. ( Песн.2:8–15 ; Мк.1:15 ; Лк.1:78 ; Ис.5:4 ; Мф.21:33–46 ). Возлюбленный, Новый Соломон, Мессия-Христос приходит к народу Своему и созерцает во внешней красоте Израиля, изображающей страну его, внутренние благодатные дары, свойства и духовные качества, превращающие его в новозаветную церковь . – «Вся ты прекрасна и пятна нет на тебе», – говорит Мессия о своей «славной Церкви, не имеющей пятна или порока». – «Сотовый мед каплет из уст твоих, мед и молоко» – это Слово Божие проповеди её. «Любезные ласки» – непрестанная хвала Богу, плод уст, прославляющих Имя Его. ( Песн.4:6–11 ; Еф.5:25–27 ; Пс.118:103 ; 1Пет.2:2 ; Евр.3:15 ). Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник». Суламита, дочь Сиона, дева Израилева, представительница ветхозаветной церкви, как лилия «между девицами» (– тернами, Песн.2:2 ), указывает на другое лицо, олицетворяющее новозаветную Церковь , на первую из её состава, на Деву Марию, – «благословенную между женами» ( Лк.1:28 ). Она и есть те «затворенные ворота», чрез которые пришел к нам Эммануил ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Он пришел через нее, и в ней через церковь ветхозаветную. В новом саду – Церкви – «превосходные плоды» добродетелей и семь благовонных растений (даров Святого Духа) – «кипер, нард, шафран, аир, корица, мирра и алой».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

И дальше: «два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» ( Песн.4, 5 ). У Церкви есть два сосца – это Ветхий и Новый Завет , которые как двойня молодой серны, потому что они – Откровение от единого Бога. Ведут они к одной цели, так как и Ветхий и Новый Завет говорят об одной единственной цели – о Господе Иисусе Христе, потому что Он – центр и Ветхого, и Нового Завета. Поэтому и сравниваются с двойней молодой серны, пасущейся между лилиями. Оба эти Завета двойня одной серны – Христа, и они пасутся между лилиями, потому что ведут человека к благоуханной чистоте. Человек, живущий Ветхим и Новым Заветом, живет в этой чистоте. Но лично для каждого человека два сосца – это двуединая заповедь. Одна единая заповедь, двуедино проявляющаяся, – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Они тоже ведут человека к евангельской чистоте, так что человек становится как лилия – чистым и благоуханным. И дальше Жених говорит: «Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» ( Песн.4, 6 ). Он говорит Невесте: «День еще дышит, дуновение дня только идет, день еще не наступил, еще прохладное время. Дыхание Духа Святого уже сейчас в мире дышит, но тени еще убегают. То есть, мир теней пока еще с нами, поэтому сейчас, в это время я пойду на гору мирровую и на холм фимиама, и ты иди за мной». Господь – Жених говорит Невесте: «Иди за мной. Я пойду на гору мирровую». Какую гору? Гору Голгофу. Мирра – это ароматы, которыми покойников намащивают. «И на холм фимиама» – то есть Я пойду на гору мирровую и в то же время на холм фимиама, холм Воскресения. «Я иду, – говорит Господь, – на Голгофу. Я иду к смерти, которая приводит к Воскресению. И ты иди за мною». Потому что человек не распятый никогда не воскреснет. В раю нет не распятых, в раю лишь те, кто любили Бога, забывая о себе. И вот поэтому Господь говорит: «Иди за мною туда». И дальше Он говорит: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн.4, 7 ) К Церкви это относится, конечно же, напрямую, потому что Церковь действительно свята и непорочна, как говорит Священное Писание . А душа человеческая становится прекрасной, и пятна нет на ней, когда она с Богом, а как только она от Бога отходит, на ней возникает много-много разных грязных пятен, которые нужно немедленно очищать.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И дальше невеста говорит: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» ( Песн.4, 16 ). И тогда, когда у человека душа расцветет, тогда он должен звать Христа к себе: «Приходи ко мне и вкушай сладкие плоды, которые я вырастила для тебя». Глава 5 И дальше Господь говорит: «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» ( Песн.5, 1 ). Так, Господь откликнулся на призыв и пришел. Он говорит: «Сад Мой, и мирра Моя, и ароматы Мои, и соты Мои, и мед, и вино – Мои, и молоко Мое, все, что ты Мне даешь, – Мое, Я в Тебе сделал, чтобы ты не думал, что ты своими силами добился этого». Но здесь еще более важно, что Господь приходит в Свой сад, берет вино, молоко и мед и говорит: «Пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» А еще лучше сказано в греческом тексте: «Пейте и упейтесь, возлюбленные!» Что же это за вино, которым нам предлагается упиться? – Кровь Господня, Святое Причастие, которое действительно является Вином вечной радости, Кровью Виноградной Лозы, как говорит Св. Писание, – это Вино, которое действительно делает человека пьяным. Святые Отцы говорят, что есть пьянство греховное, злое. Почему такая сильная страсть – пьянство? Человеку бывает наплевать и на семью, и на детей, и на мнение окружающих – из-за пьянства. Почему? Потому что оно паразитирует, оно является искажением, извращением доброго желания человека – желания жить в бесконечной радости. Пьянство, как любая сильная страсть, – это извращение, искажение доброго качества. Бог создает человека не для алкогольного пьянства, не для того, чтобы человек спивался, деградировал, а для того, чтобы человек добыл мир в экстазе радости, охваченный радостью от Святого Причастия, от Крови Господней, которая похищает его от этого мира. Он забывает обо всем, потому что Бог охватил его. И дальше, когда человек находится в этом состоянии, он говорит, как невеста говорит: «Я сплю, а сердце мое бодрствует…» ( Песн.5, 2 ). Это очень важно. Дело в том, что есть очень много людей, которые живут молитвой, дышат молитвой, постепенно молитва у них становится самодвижной, то есть человек доходит до такого состояния, когда молитва в нем непрерывно начинает действовать сама. Человек начинает дышать молитвой, молитва продолжает действовать даже во время сна. Именно об этом говорит апостол Павел: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5, 17 ). Он не говорил: непрерывно пребывайте в молитвенном настроении, как многие неверно пытаются сейчас истолковать эти слова. Он говорил: «Непрестанно молитесь» – то есть непрерывно молите Бога. Это очень важно на самом деле, но многие эти слова неверно понимают. Об этом говорит и книга «Песни песней»: «Я сплю, – даже физически сплю, – а сердце мое бодрствует», – оно стоит перед лицом Бога. Это происходит тогда, когда человек живет Святым Причастием, живет молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И увидел народ Человека . Того, который был до грехопадения, Того, который будет в вечности. Того, который вышел из рук Творца. Того, который восходит ко Отцу. Того, о котором мечтали и будут мечтать поколения. Того, которого искали философы и воспевали витии и риторы. Того, которого любило сердце и к которому воспаряется ум. И увидели люди идеал свой. Се, Человек! И томится душа человеческая. Томится и ищет идеал свой: «Скажи мне Ты, которого любит душа моя: где пасёшь Ты? где отдыхаешь Ты в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей Твоих?... На ложе моём ночью искала я Того, которого любит душа моя, искала Его и не нашла Его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать Того, Которого любит душа моя; искала я Его и не нашла Его» ( Песн. 1:6 ; Песн.3:1–2 ). Тогда вышел пред волнующееся море голов Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се, Человек!» Не на царском престоле, не на колеснице триумфатора, не среди сказочных богатств, не в хламиде философа, а в терновом венце Страдальца явился Тот, Которого так долго ждали, так много искали. Только великие Страдания оказались для падшего человечества тем светом, тем ореолом, высветившим во мгле образ истинного Человека. В терновом венце и багрянице – се, Человек! Со времен падения Адама утратили люди образ Человека, растоптали в себе образ Божий. И стали походить на искусителя своего диавола. И уже не «человек се», но карикатура его населяет землю. Однако калека мечтает о здоровье, хромой о ногах, слепой о зрении. И вот утративший образ Божий уже не человек, уже не народ ( Ос.1:9–10 ; 1Пет.2:10 ; Рим.9:25–26 ), ищет, однако, утраченное. Понимает человек, что не таков должен он быть. Но каков?.. И вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал Пилат: «Се, Человек!». ... И не узнали Его! О, ужас! Не узнали! «В мире был... и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:10–11 ). Искала Суламита Возлюбленного, но когда Он явился ей, не встала Ему навстречу, не открыла сердца своего ( Песн.5:2–6 ). А когда опомнилась, когда взволновалась внутренность её от Него, Он уже ушёл...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо миро излиянное имя Его. Теперь ведомо имя Моисея, известность которого прежде ограничивалась только тесными пределами Иудеи. Ибо никто из греческих писателей не упоминает о нем, и ни в какой истории языческой литературы мы не находим ничего написанного о нем или о других пророках. Но как скоро Иисус воссиял в мире. Он вместе с Собою вывел из неизвестности закон и пророков, и воистину исполнилось слово: «имя твое – как разлитое миро». Так как «Духом Святым любовь Божия излилась в сердца наши» ( Рим. 5:5 ), то и сообразно с этим приводится выражение излияния: «имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» ( Песн.1:2 ). Говоря эти слова, невеста видит отроковиц. Когда она просила отца жениха и обращалась непосредственно к самому жениху, девиц еще не было. Но во время беседы с женихом входит хор девиц и рекомендуется ему словами невесты: «Поэтому девицы любят тебя». Девицы в ответ на эти слова невесты говорят жениху: «За тобою, на благовоние мира твоего, по течем " ( Песн.1:3 ). Какое прекрасное зрелище! Отроковицы, сопровождающие жениха, еще не имеют дерзновения невесты. Невеста идет не позади жениха, а шествует рядом с ним. Она берет жениха за правую руку, и ее рука находится в правой руке жениха. Отроковицы же идут позади его. «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей» ( Песн. 6:8–9 ). Итак, «за тобою, на благовоние мира твоего, по течем«. Ходящим со всякою чистотою сказано: «за тобою на благовоние мира твоего, по течем», согласно оному слову Апостола: «течение совершил» ( 2Тим. 4:7 ), и другому: «бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду» ( 1Кор.9:24 ). Награда есть Христос, и эти отроковицы, о которых мы узнаем, что они, как еще начинающие любить жениха, стоят вне брачного чертога, по оному примеру: «друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» ( Ин. 3:29 ), чувствуют нечто подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010