Надп. в евр. тексте (=в халд., в греч. кодд. Ват. и Син., в лат., в толк. Евсевия, в греч. Псалт. 862 г. еп. Порфирия к в Феодорнтовой толковой X в.) имеет одно имя Давида; слав.-русск. перевод с прибавлением пред именем Давида слова «Псалом» соответствует вод. Александр., Библиям Альд. и Компл. и толк. Афанасия и Зигабена. аломъ Двд. а. Сд, Гди, бидщы м, побор борющы м. 1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; в. и щитъ и востани въ помощь мою: 2. возьми щит и латы и восстань на помощь мне; г. изсни мечь и заключ сопротивъ гонщихъ м: рцы дш моей: тво азъ. 3. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» 1–3. Возбуждаемый завистью к славе военных подвигов Давида, Саул обвинял его в измене, в злоумышлении на его жизнь и в домогательстве престола ( 1Цар.18:29; 19:17; 20:30–31; 22:7–19; 24:10–12 ) и искал его смерти. Давид с своей стороны за такие несправедливые обвинения и преследования по закону Моисееву имел право отмстить своему врагу тем же самым, чего тот домогался ( Втор.19:19–21 ), то есть смертию; но как пророк, преобразовавший собою Христа Спасителя, возвышаясь от буквы ветхого – к духу нового завета, он, не смотря на разрешение закона, считал мщение лить дозволенным людям по их жестокосердию (ср. Марк. 10:5 ) беззаконием ( 1Цар.24:14 ) и великодушно отказывался от своего права, предоставляя единому праведному Судии всех Богу разобрать его дело с Саулом, защитить невинно гонимого и воздать должное возмездие гонителю. – Да рассудит Господь между мною и тобою и да отметет тебя Господь т меня; но моя рука не будет на тебя. Господь да будет судиею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей ( – ст. 13–16), – так говорил он Саулу после того, как, имея возможность убить его, пощадил его жизнь и тем ясно доказал, что никогда не имел и не имеет против него злого умысла. Излагая молитвенно пред Богом такие мысли и желания во всем псалме, – в 1–3 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Они говорили, что если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен; – также, если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые (говорил им по этому поводу Господь наш)! Что больше, – золото, или храм, освящающий золото? Дар, или жертвенник, освящающий дар?.. Но как ни печально было умственно-нравственное состояние этой первенствующей иудейской секты, вид добродетели и религиозности, каким прикрывали фарисеи свою духовную нищету, сделал их вождями народа, и они, по свидетельству Иосифа Флавия 2 , снискали себе в народе такое уважение, что все обряды, относящиеся до богопочитания, как молитвы и жертвоприношения, происходили единственно по их предписанию, и все города иудейские с великими похвалами свидетельствовали о них, что они как жизнью своею, так и словами показывают себя последователями одной добродетели. Другой толк, противоположный фарисейскому, составляли саддукеи; но они далеко не имели такого значения, как фарисеи, у иудейского народа. На иудейской почве саддукейский толк представлял отпрыск сухого, бессердечного рационализма, какой подчиняет себе умы, когда в обществе ослабевает или заглушается религиозное чувство. Фарисеи с кучею своих мелочных правил, желавшие подвести жизнь человека под механический закон, навлекали на себя упрек в суеверии; саддукеи напротив давали повод обличать их в неверии. Если у тех было слишком много внешних предписаний, то у этих слишком мало. Они верили в одно Пятикнижие и не допускали никаких аллегорических толкований его, и потому отвергали все, чего нельзя было вывести из буквы писания. Воззрение их на вещи было слишком плоско и безжизненно: мир духовный для них почти не существовал, и они не верили ни в воскресение, ни в вечную жизнь, ни в бытие высших бесплотных существ. Идея самого Промысла Божия им представлялась в туманной дали и неясном полумраке: она отождествлялась у них с представлением слепого рока; потому что в действиях Промыслителя они не видели любви и благой воли, и считали недостойным Его заботиться о частных живых существах мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Остаток Израиля (шерит Исраэль) причастен святости Ягве. Страшные потрясения и наказания ожидают народ Божий. Израиль спасется и сохранится только в своем остатке. Если бы Ягве Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре ( Ис. 1:9 ). Такова надежда, возвещенная пророком, рядом с его же сетованием: И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город ( Ис. 1:10 ). От Содома и Гоморры не осталось ничего. Ушли под асфальтовое дно. Над ними мертвые воды Мертвого моря. Так бы за беззакония и отступления и с иудеями случилось, если бы Ягве Саваоф не оставил нам небольшого остатка. Вот в этом остатке и спасение Израиля. Обратимся к разумению пророческих слов святыми отцами церкви. Они говорили о спасении Израиля от халдеев и плена в его остатке, но прозревали в этом и спасение мессианское. Св. Иоанн Златоуст усматривает в словах пророка указание на спасшихся от вавилонского плена: «И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были бехом, и яко Гоморру уподобилися быхом... Но Бог оставил нам семя, – разумеет спасшихся от плена» Толк, на пр. Исаию, гл. 1, п. 4]. При. Ефрем Сирин говорит о том, что Ягве Бог не уничтожил иудеев при Навуходоносоре тотально полностью, как некогда жителей Содома и Гоморры, но оставил им потомство для продолжения рода: «Аще не бы Господь оставил нам оставшегося Семене, яко Содома убо были быхом и яко Гоморру уподобилися быхом. Уподобились бы Содому и Гоморру... так что от них ничего не осталось. И Иерусалим, и его жители уподобились бы Содому и Гоморру, если бы не умилосердился над ними Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 1]. Мертвецы покрыли землю иудейскую после халдейского нашествия, но Ягве оставил остаток, род продолжился, продолжилась священная история. Св. Иустин Философ находит в словах Исаии (1:9) мессианское пророчество. Во-первых, согласно пророку, сама принадлежность к семени Авраамову вовсе не гарантирует спасение: «И кроме того, они [иудеи. – Г.Ф.] обольщают и самих себя, и вас, думая, что тем, которые по плоти происходят от семени Авраамова, хотя бы они были даже грешники и неверующие и непокорные Богу, несомненно будет дано Его вечное царство, – несправедливость чего доказывается самыми Писаниями. Иначе Исаия не сказал бы так: И если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы были бы как Содом и Гоморра ( Ис. 1:9 )» Разг. с Трифоном иудеем, п. 140]. Спасутся не все от семени Авраамова, а только те, кого Ягве Саваоф оставил от семени праотца, да и это еще милость Ягве, а то и вовсе погибли бы все и были бы как Содом и Гоморра.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прп. Ефрем Сирин просто пишет об этом: И изыдет жезл: из корене Иессеева, т.е. от Давида; и отрасль от корене его, т.е. от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии» Толк, на кн. пр. Исаии, 11, 1]. Св. Кирилл Александрийский , толкуя текст Ис. 11, 1–3 , говорит: Таким образом, жезлом от корене Иессеева наименовал он Христа по плоти; а кроме того еще и цветом [таков текст в LXX. – Г.Ф.]. И чрез жезл [так переведено «хотер», отрасль. – Г.Ф.], как это понятно, Он косвенно знаменуется, как имеющий царское достоинство; потому что жезл есть знамение царства... А Он есть еще цвет [так переведено «нецер, ветвь. – Г.Ф.], потому что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Азъ, говорит Он, цвет польный, и крин удольный (Песн., 2:1). Соделался же Он и для нас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца» Толк, на пр. Исаию, гл И, ст. 1–3]. Подобным образом толковали этот текст и другие отцы. 5.3. Место рождения Мессии и Его происхождение Откуда ждать Мессию? Где Он родится? Каково Его происхождение? Видимо, не раз задавали себе эти вопросы ожидавшие Мессию Иудеи. Когда волхвы с востока пришли в Иерусалим, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: Где должно родиться Христу? ( Мф. 2:3 ). Книжники ответили Ироду, ведь уже давно все изучавшие пророческие Писания обратили внимание на слова пророка Михея, изреченные еще в VIII в. до Р.Х.: И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Михей 5:2 ). Таргум, Талмуд, Мидраш на Плач также относят пророчество Михея к рождению Мессии. Это общепринятое понимание иудеев. Весь текст 5-й главы описывает картину Мессии и Его Царства. Мы рассмотрим только 2-й стих, указывающий: место рождения Мессии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скорбни бдете: греч-. λυπηθσεσϑε могло бы также значить: «прогневаетесь». кв. и воззртъ на нбо гор, и на землю низ призртъ, и се, скдость тсна и тьма, скорбь и теснота и тьма, коже не видети: и не скдетъ в теснот сый даже до времене. 22. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. 22 . И воззртъ ... призртъ, ища помощи или места, где спастись можно. Скдость тсна 70 толк. πορα σεν=бедность тесна, т. е. беда жестокая, тяжкая. Слово «тма»=бедствие, несчастье ( Пс.87:7 ср. Ис.42:7 ). И не скдетъ в теснот сый=теперь бедствующий не будет бедствовать (οκ πορηϑσεται) – даже до времене. Благоденствие, имеющее наступить после бедствия, представляется не бесконечным – не согласно с Ис.9:6–7 . Русск. перевод, не заключая в себе намёка на окончание благоденствия, имеющего наступить после бедствия, говорит только о предстоящем прекращении бедствия: но не будет мрака там, где теперь он огустел. Частица но в начале могла бы быть заменена словом: «по истине» – так же, как в Ис.7:9 (ср. толков.). Даже до времене (ως καιρο). Не читалось ли сначала у 70 толк. ς καιρς (=, ср. Иер.25:18 )? Глава IX а. прежде скор твор, страно Завлн и земл и при мори и об он стран зыквъ. 1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 1 ст. по евр. тексту относится к предыд. главе. прежде чашу гнева Божия (ср. Иер.25:15 и сл.) прежде чем (ст. 2) свет воссияет... Русск.: как прежде время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову ср. 4Цар.15:29 . Более правильное разделение слов по предложениям, предлагаемое масоретами: прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, а последующее (ср. 2:2 «последние дни») возвеличит (их), – приморский путь, заиорданскую страну, Галилею языческую», буквально область язычников. Не только заиорданским областям, но и коленам Завулонову и Неффалимову, всей Галилее языческой обещается, после бедствий настоящего времени, наступление лучшего времени в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному. Сие предвозвестил и Господь в священном Евангелии; ибо говорит: будут знамения на небе, в солнце, и луне, и звездах ( Лк. 21:25 ). Днем же великим и просвещенным пророк называет второе пришествие Спасителя нашего; потому что в первое пришествие Он родился от бедной Жены в вертепе, по рождении положен в яслех, и пока не начал творить чудес, многим был неизвестен; тогда же узрят Его грядущим на облацех ( Мф. 24:30 ), тьмы тем будут предшествовать Ему и тысящи тысящ песнословить Его» ч.V, Толк, на пр. Иоиля, гл. 2]. Славянский толкователь отмечает, что пророк Иоиль возвещает бедствия иудеям, современным ему, за их согрешения, но в этих бедствиях предвозвещаются и грядущие суды дня Господня: «Здесь начинает пророк увещавать иудейский народ к покаянию... Купно же возвещает и тяжчайшыя казни на будущее время: ибо не довольно того, чтоб люди были чувствительны к настоящим бедствиям, но чтоб боялися и впредь» Толк, на 1, 15]. И далее этот толкователь, вполне следуя древним отцам, разъясняет пророческие слова и в отношении ветхозаветных иудеев, и в отношении кончины времен, когда Господь придет на суд. Пророчество Иоиля о дне Ягве, как дне излияния Духа Святого на всякую плоть И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего... прежде нежели наступит день Ягве, великий и страшный ( Иоиль 2, 28–29. 31 ). Сионская горница. Иерусалим. День Пятидесятницы, третий час дня. 102 Огненными языками Дух Святой сошел на апостолов. Христос с неба крестил Своих учеников Духом Святым. Людям они кажутся пьяными, но они не пьяны. Исполнилось предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог: излию Духа Моего на всякую плоть. Апостол Петр объяснил все это собравшимся на праздник в Иерусалим. С тех пор Дух Святой действует в церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им, разве только смотреть своими глазами? Вот иносказание, касающееся жертвоприношений: « С умножением блага умножаются от него вкушающие – когда приносят много доброхотных жертв, умножаются священнослужители, которые едят от них. И каков толк для его владельца пред Пресвятым? Кроме видимого глазами Его – кроме того, что Он сказал, и воля Его исполняется» [там же]. " Сладок сон служителя Богу, мало ли, много ли он съест . Мало или много лет жизни ему доведётся вкусить, вознаграждение мало прожившему, как если бы он прожил много … [ мидраш Танхума]. А сытость богача , обладающего преданием, то есть Учением, передаваемым от учителя к ученику, не даёт ему спать в могиле. Как сказано: в движение приводит уста спящих ( Песн. 7:10 ) – когда произносят слышанное из уст какого-либо мудреца умершего, уста его шевелятся в могиле» [там же]. Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть. Св. Григорий Чудотворец : «Бедный, хотя бы он был и раб и не переполнял своего чрева, однако пользуется приятным отдыхом во сне. Сильное же желание богатства соединено с бессонницей и томлением души» 5]. А он (богач) во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. «И, коротко сказать, для такого человека дни – мрак, а жизнь – скорбь» [там же]. От чего пытался уйти накоплением богатства, в том и пребывал во все дни свои. Св. Киприан Карфагенский , говоря о том, что «не должно пристращаться к имуществу и деньгам», ссылается на «Соломонову книгу Екклесиаста: любяй серебро не насытится сребра » Три книги свидетельств против иудеев, кн. 3, гл. 61]. Св. Василий Великий говорит о том, что любовь к богатству отвлекает от любви к Богу: «Так и в душе, сколько расточается любви к чему не должно, столько по необходимости оказывается недостатка в любви к Богу. Ибо кто однажды начал любить сребро, тот изливает на сие всю любовь свою. Ибо любяй сребро не насытится сребра » Толк. на прп. Исайю, гл. 1, 23]. Невозможно немного полюбить серебро, а потом Бога. От серебра не оторвёшься.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ягве говорит Моисею: Я поставил тебя богом фараону; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить (ему) всё, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону... ( Исх. 7, 1–2 ). Итак, он (Аарон) будет твоими (Моисей) устами; а ты будешь ему вместо Бога ( Исх. 4:16 ). Об Аароне, как об устах Моисеевых, как о пророке Моисеевом говорит прп. Ефрем Сирин : «У Моисея, как у безмолвного Бога, Аарон был вещим пророком» Толк, на кн. Исход 4, 12]. Бог безмолвствует среди людей. Люди не слышат Его слов и речей, не понимают Его. И вот тут-то и нужен пророк. «Пророк есть истолкователь Божий», – как говорит св. Иоанн Златоуст [Толк, на 1 послание к Коринфянам, Беседа 36]. Пророк несет бремя своего дара, как непраздная женщина, уже не вольная в своем бремени, она несет его и в свое время должна родить. Так и пророк может даже устать от своего пророческого бремени, но он должен сказать, чего не могут удержать его уста, ибо он – уста Божии. Река должна в устье вырваться из берегов в океан. Пророк – это человеческие берега, посредь, которых пробивается, извиваясь, струится и стремится к устью река Божественного откровения, Божественных слов и видений. Будучи изреченной пророком, эта вода вырывается из реки в океан людской. 32 Сотворив людей, Бог связал Себя с ними. Люди ничего не могут без Бога, но ведь и Бог ничего не делает без них! Так бывает только у друзей, или ещеё более – у супругов. Адонай Ягве 33 ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам ( Амос 3:7 ). Ничего значимого не произошло в истории, и нет требований Божиих, о которых бы Ягве не возвестил, заранее не сказал бы пророкам. А потому: Ягве посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал... ( Иер. 25:4 ). 1.3. Способы получения пророческих откровений Различны были способы, которыми пророки получали вести от Бога. Различны были ступени их восхождения к Богу. В исключительном положении и выше всех стоял Моисей. Бог Сам свидетельствует, что не так, как другим пророкам, открывался Он Моисею:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – 11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. И Епископ Петр (стр. 231 ч. II) указывает, что в 11 стихе говорится о слове Евангельском, а по мнению блаж. Иеронима, приводимому в толк. Спб. Дух. Акад. (стр. 848), под Словом Господним разумеется и самое Ипостасное Слово, которое „совершило дело, которое Отец поручил Ему“ (Господу нашему Иисусу Христу, см. Ин. 17:4 ). В этом смысле мы и понимаем стихи 10 – 11 в совокупности с предыдущими стихами. Ср. о хлебе жизни, Ин. 6:33 ; о схождении с небесе Ин. 6:38–40 ; об исполнении воли Отца Ин. 6и Мф. 26:39,42 . 12 . Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. Заметим, что в гл. 48-ой ст. 20-й Исаия, говоря о будущей радости Израиля, еще указывает на исход из Вавилона, но по мере просветления и вознесения пророческой мысли, событие прообразовательное принимает более возвышенный характер, и в главе 52 ст. 11–12, говоря также об исходе „людей, которых Господь спасает“, пророк не говорит уже о Вавилоне, а о другом таинственном событии. (Ср. наши зам. на 52 главу). Веселье природы, как бы одушевленной человеческим разумом, и поющей и плещущей руками, имеет особое таинственное значение. В гл. 44 (см. стихи 22–24), говоря о ликовании глубины земли, гор, лесов, он указует причины тому: „изглажу беззакония твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя“.... „искупил Господь Иакова.... Так говорит Господь, искупивший тебя.... Я Господь, Который сотворил все“. Ликование природы, по прекрасному замечанию Шмидера (in loco Seite 117) связуется с искуплением человека, ибо после греха „терны и волчцы стала произращать земля человеку“ (Быт. 3с прим. в Св. Лет.); но творение Божие получает прежнюю красоту и славу с просветлением и очищением духа человеческого. Эту же мысль и выражает ст. 13-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11.И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И посемъ продолжит Бгъ человки, и умножатс на земл. 12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 11–12. Грешный народ, испытанный в своей преступности, не может остаться без наказания ( Иер.25:29 ). Как, избирая иудеев в Сбой собственный народ, Господь давал Ему особенно плодоносную землю ( Исх.6:7–8 ; Иер.11:4–5 ): так, отвергая его, не считая его более достойным имени «Его собственного народа», Господь высылает его из земли, данной ему при избрании (ср. Иер.7:15 см. толк.). Великое запустение на этой земле, т. е. в Иудее, по тем чертам, которыми оно описывается, может быть отожествлено с опустошением, описанным в Ис.1:5–8 , т. е. с опустошением, произведённым в Иудее сириянами и израильтянами, а также филистимлянами и идумеями. Тогда иного иудеев отведено было и в плен в чужие земли ( 2Пар.28:8:17 ). Вместе с тем, особенно имея в виду содержание ст. 13, можно под «опустошением этой страны» разуметь разорение и израильского царства Салманассаром и Саргоном и уведение последним жителей этого царства в плен: ср. Ис.28:1–4 . ... продолжитъ: греч. μακρυνε можно было бы перевести также:.. «удалить» и таким образом согласовать слав. перевод с еврейским текстом, не расходясь и с греческим. И умножатс последнее слово соответствует еврейскому , буквально значащему: оставленная, оставленное, опустевшая земля. По смыслу евр. т., в Иудее будет много пустырей. И на ней дестина, и паки бдетъ въ коже и к желдь, испадетъ из плюски свое: см сто 13. И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её. 13 . Десятая часть, имеющая остаться в стране после опустошения последней, может быть всего лучше отожествлена с тем, что другой пророк называет «остатком Израиля» ( Иер.6:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010