10. Греч. ποισει κοπετν — сотворит плач. 11. Змеи обычно тихо свистят и шипят. 12. По изъяснению Иоанна Златоуста, под сиренами здесь (как и у Иов. 30:29) следует разуметь птиц, издающих жалобные протяжные звуки, напр. филин, сова и др. 13. Греч. κατεκατησεν — одержа, приобрела силу и власть. 14. Слав. Иенакимляне соотв. ο ν κεμ по ныне известным греч. спп. или νακμ (Нав. 14:15); по изъяснению Феодорита это — потомки сынов Енака, древних обитателей Палестины. Числ. 13:34; Втор. 9:2; Нав. 14:15. 15. Вместо насмешек над страданиями Иудеев, Филистимляне и Иенакимляне должны плакать и носить траур. Феодорит. 16. Слав. плачитеся соотв. κψεσθε — компл. изд., а об. неопр. накл. κψασθαι; в толк. Феодорита и Кирилла Алекс. неопр. накл. принято и контексту оно соотв., а потому и мы в переводе его предпочитаем слав. повел. наклонению. 17. Оскобл. слав. сущого нет соотв. в греч. т. 18. По изъяснению блаж. Феофилакта и Кирилла Алекс., под Сеннааром разумеется Иерусалим и его безпечные и довольные жители. Они пострадают от жителей Филистимской земли и Иенакимлян. 19. Т. е. Иудею. Слав. кто нача во благая вселившейся в болезнех — при переводе пользуемся пониманием блаж. Феодорита. 20. Бедствие Иерусалима имеет характер военного набега. 21. Жители Лахиса, города на юге в Иудейском царстве, первые заразились нечестием и заразили Иудеев. Феодорит и Ефрем Сирин. 22. Слав. 3 л. даст соотв. δσει — в ват. и др., а в алекс., лук. и исих. спп. 2 л. δσεις; т. е. Иудейское царство отдаст врагам свои дома и города смежные с Лахисом. 23. Греч. ξαποστελλομνους — слав. посылаемыя, — переходящие к врагам и лишающиеся своих жителей; в 91 чит. αχμαλτους — пленных. 24. Слав. Сиона соотв. Σιν в лук. спп., альд. изд., а в алекс., ват. и др. σραλ, также и в евр. т. и вульгате. Весь юг Иудейского царства, с Лахисом и Одолламом, перейдет к другим иноплеменным народам — владельцам и наследникам, хотя он и был славою для Иудейского царства. 25. Оброснися по греч. ξρισαι — обрейся, в знак траура. Втор. 14:1.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Верою перешли они (т. е. евреи) Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули» ( Евр.11:29 ). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне – сзади, море – впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тут-то и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила. д) Примеры веры после Моисея (Евр.11:30–40) «Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении» ( Евр.11:30 ; Нав.6:19 ). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труб стены Иерихонские пали сами собой. «Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это», – замечает свт. И. Златоуст. Апостол приводит в пример также веру Раав блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля ( Евр.11:31 ; Нав.2:1; 6, 24 ). «Обновление томной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона»,– замечает один из русских экзегетов ( А. Иванов , Цит. соч., стр. 467). По мысли свт. И. Златоуста, верой этой женщины Апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 329). Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего Мадианитян, Самсона – филистимлян, Варака – Сисару ( Суд.4:6, 11, 14 ); Давида – аммонитян, амаликитян и других ( 1Цар.7:9–11 ); Самуила – филистимлян (2Цар.). Другие выражения силы веры: ( Евр.11:34–35 ): «заграждали уста львов» – как Даниил ( Дан.6:16–23 ); «угашали силу огня» – Анания, Азария, Мисаил ( Дан.3:23–24 ); «избегали острия меча» – побеждали в войнах ( 1Мак.5:1–7 ); «жены получали умерших своих воскресшими» – это чуда великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой – сына соманитянки ( 3Цар.17:23 ; 4Цар.4:34 ). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит Апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» – как например, Елеазар, семь Маккавеев и их мать. Их терпение Апостол понимает как проявление их веры, ибо только в надежде на будущее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания ( 2Мак.6:18–7, 42 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

14), изрек пророчество о происхождении от Израиля скиптродержца – Мессии, как звезды воссиявающей, который сокрушит князей Моавитских и Эдома, а Израиля возвеличит и «пленит вся сыны Сифовы», т. е. сделает наследием Своего царства всех народов (ст. 15–19). Далее Валаам предрекает гибель Амаликитян, пленение Кенеев от Ассириян (ст. 20–22), и наконец пленение самих Ассириян и Евреев от Греков 106 , которые однако «и сами вкупе погибнуть» (ст. 23–24) от удара жезла Мессии. – «И встал Валаам и пошел обратно в свое место», давши вперед Валаку лукавый совет вовлечь Евреев в сладострастный богослужебные игрища с Моавитянками; «а Валак также пошел своею дорогою» (ст. 25). Чтение текста по Библии с изъяснением и на память ст. 17–19 гл. XXIV-oй. 1. Кто такой был Валаам: истинный ли чтитель Иеговы и пророк Его или нет? – Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии ( Чис.22:5–6 ), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным волхвованиям (см. Чис.24:1 ; Нав.13:22 ). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иегозы ( 2Пет.2:15–16 ). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Но это неведомое имя – имя бесовское (Четь-Минея 2 января, житие св. Селивестра; в брошюре Варакина «Исправление книг» стр. 41–42). Разбор: Из того, что волхв Замврий шептал какое-то (бесовское) имя в ухо волу и убил его этим шептанием, нельзя заключать, что и в Трифоновой молитве св. Церковь призывает такое же имя. Ведь в этой же молитве выше призывается имя св. Троицы. А если упоминается еще «великое имя», то надобно знать, что «имена Божии многоразличны» (Бол. Кат. гл. 57, л. 254 об.). Кирилл Иерусалимский пишет: «Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога... Бога многоименного и Всесильного» (оглас. поуч. 6, § 7. стр. 103. изд. 1). О этом «великом имени» указано в Апокалипсисе гл. 2, ст. 17 ( Откр.2:17 ): «побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, его же никтоже весть, токмо приемляй». Толк.: Сие получат, сказано, побеждающие диавола. Получат они и камень белый, т. е. победительный, удостоившись десной части, и новое имя неизвестное в настоящей жизни». Иероним ч. 17. стр. 208–209: «Для кого Он распят, и для такового уже наступила кончина мира, и он достойным нового неба, новой земли и нового завета, и поет новую песнь, и принимает новое имя, написанное на свитке, неведомое никому кроме того, кто его принял». Ипполит приводит слова Апокалипсиса гл. 19, ст. 11 и 12 ( Откр.19:11–12 ): «И видех небо отверсто, и се, конь был, и седяй на нем верен и истинен... имый имя написано, еже никтоже весть, токмо он сам» (у Иппол. в. 1, стр. 112). Волхв Замврий не назвал имя бесовское «великим именем», а говорил: «хощу явити силу имене бога нашего». Все св. отцы и все христиане «великим именем» называли одно только имя Божие. Иез.36:23 : «Освящу имя Мое великое». Иер.10:6 : «Господи великое имя Твое». Пс.98:3 : «Да исповедятся имени Твоему великому». Нав.7:9 : «Что сотворишь имени Твоему великому». Если в житии св. Трифона и не повествуется о таком чуде, что от призвания «великого имени» расселся камень, то из этого опять таки нельзя заключать, что чуда совсем не было и не может быть, а тем более делать такое странное заключение, что это имя не Божие, так как св. Трифон был великий чудотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   Такое понятие о канонических писаниях имеет для себя следующие основания. Греческое слово κανν происходит от евр. — трость, тростник, и имеет первоначально узко-материальное значение: палка, правило, прямая трость, которой что-либо измеряется, всякая мера, имеющая прямое направление, например отвес, шнур, столб, прямо поддерживающий кровлю (Иудифь 13, 6). Затем, с течением времени у александрийских греческих ученых это слово стало употребляться в переносном смысле: образец, правило; у грамматиков — правила склонений и других грамматических форм, или выдержки из древних греческих писателей; у летописцев: главные исторические моменты или эпохи; у композиторов — монохорд, по которому определялись все тоны; у юристов — нравственное или законное правило, предписание (Eurip. Нес. 602. Lycurg. 9. Dem. 18. 296...); у критиков древних произведений употреблялось в значении каталога или собрания классических произведений. У священных новозаветных писателей слово κανν употребляется в нравственном смысле: правило жизни: елицы правилом (κανν) сим жительствуют (т.е. верой во Христа), мир на них и милость (Гал.6:16; Флп.3:16; 2Кор.10:13—16). Это значение слова κανν было наиболее употребительно и в святоотеческих творениях (Ириней Лионский. Против ересей. III, 11. 1. Климент Алекс. Строматы. VI, 15; VII, 16...). Соборные веро- и нраво-определения посему обычно назывались в христианской письменности канонами, как правила веры и жизни. Принятое у александрийских ученых значение слова κανν в приложении к собранию книг у Отцов Церкви было употребляемо в приложении к собранию Священных книг, в коих «заключаются единственные нормы истины, источники спасения, единственное правило веры и жизни» (Ириней Лион. Против ересей. III, 11; IV, 35). Св. Исидор Пелусиот говорит: «каноном истины именуем Священное Писание» (Письма. IV, 14). «Кто возражает против Свящ. Писания, тот далек от канона,» говорит св. Златоуст (Беседы на Быт.58:3, — на Деян.33:4). Бл. Феодорит и Ориген часто замечают, что канон означает собрание Божественных писаний (Объясн. Песн. Песней. II, 1. 3. Ориген. Толк. на И.Нав.2:1...). «Канонические писания (Βιβλα κεκανονισμνα), по св. Афанасию, суть богодухновенные писания и тем отличаются от всех других «неопределенных (αρισα) книг» (39 пасх, посл.; срав. Лаодикийского собора 60 прав.; Евсевий. Церк. истор. VI, 25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Как известно, богодухновенные книги Ветхо-Заветной Библии, написанные на еврейском языке, составили из себя канон, или собрание священных книг числом 22, согласно числу букв еврейского алфавита 7 (в еврейском же предании Палестинских иудеев – 24) 8 . К ним никогда у евреев не приравнивались книги неканонические (числом 11), и нужно удивляться смелости католического предания, канонизавшего эти книги на Триденском и Ватиканском соборах. Все священные книги Библии, по свидетельству Св. Епифания Кипрского , родом еврея и учившегося у еврейских раввинов, лежали в ковчеге в храме (тоже читаем у Иоанна Дамаскина ). Этот обычай хранить священные книги в храме, очевидно, установлен самим Моисеем и продолжен Иисусом Навином, поддержан Самуилом и, как можно думать, сделался обычным порядком хранения священных книг в целях богослужебного их употребления. Так постепенно нарастал канон священных книг Ветхого Завета, как собрание книг руководственного характера в отношении к вере и жизни народа еврейского. Св. Иоанн Златоуст , исходя из значения греческого слова «Κανν» (трость, отвес, столбик, правило; каталог или собрание у критиков древних произведений), объясняет в применении к собранию священных книг это слово так: «Как обыкновенную меру длины или веса нельзя по произволу увеличивать или уменьшать, чтобы она не потеряла своего измерительного значения, так и собрание канонических богодухновенных писаний нельзя произвольно изменять прибавлением или отнятием чего-нибудь» (Толк. на посл. Фил.3:16 ). Канон или собрание свящ. книг у евреев составлялся постепенно. Моисей, первый священный писатель В. 3., написав свои книги, завещал положить их во святое святых, по правую сторону ковчега завета и через каждые семь лет, «в год оставления» (субботний) повелел левитам читать евреям закон в праздник Кущей для напоминания народу его упорства и жестоковыйности, проявленных еще во времена Моисея ( Втор.31, 9:26–7 ). В библейско-апологетической литературе одним из доказательств подлинности Пятикнижия Моисеева считается то обстоятельство, что у всех последующих священных писателей заметно близкое знакомство с ним, отразившееся в духе и языке их писаний. Поступок Моисея и заповедь его относительно чтения закона народу, вызвали подражание у следующих священных писателей. Иисус Навин «вписал свои речи и события своего времени в книгу закона Божия», лежавшую во святом святых, и, очевидно, также предполагал, что его речи будут читаться народу «во свидетельство верности сказанного», когда, поставив «камень велий под теревинеом», в виде свидетеля своих слов, говорил: «сей будет вам во свидение в последния дни, егда солжете Господеви Богу вашему» (И. Нав. 24:26–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

12. 589 Тв. Св. Ефр. Сир, т. VII, стр. 384, Толк. на кн. пр. Иерем., гл. VII, 21; – тоже см. Св. Ир. Лионс., Пр. ер., кн. IV, гл. XV, 3; – см. Памятн. др. хр. письм., стр. 449; – тоже Ibid., стр. 470, – кн. IV, гл. XIX. 591 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 454, Толк. на кн. Исх., гл. 31; тоже см. Ibid., стр. 458, Толк. на гл. 30. 593 Подробнее об обрядовой стороне религии Иудеев см. соч. г. Добросмыслова: „Мнения Оо. и Учит. Ц-ви о ветхоз. обрядовом законе Моисея“, Казань. 1893 г. – Здесь мы приведём лишь те немногие выдержки из Святоотеческой литературы, какие не вошли в указанный труд. 597 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 451. Толк. на кн. Исх., гл. 37, –Тоже см. Св. Ирин. Лион., Отрывки из утр. сочин., отр. 45, – см. пам. др. хр. письм., стр. 712–713. 603 Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 164, Толк. на кн. Лев., воп. 8; – тоже см. Тв. Св. Кир. Иерус., Слова таиновод., стр. 366, 3-е Тайн. слово. 604 Тв. Бл. Феод., т. I. стр. 115, Толк. на кн. Исх., вопр. 16; – тоже см. Ibid., 284–5 с., Толк. на кн. И. Нав, воп. 19; – Тв. Св. Еп. Кипр., I, 205–6, о назор., гл. 3. 609 Ibid., стр. 506, Толк. на гл. 33; – тоже см.: Тв. Бл. Феод., I, 226, Толк. на кн. Чис., воп. 50. 627 Св. Ирин. Лион., Отр. из утр. соч., Отр. 30, – см. Пам. др. хр. письм., стр. 706; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир, т. VIII, стр. 492, Толк. на кн. Числ., гл. 12; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 210, Толк. на кн. Чис., воп. 23. 639 Св. Иуст. Ф. и М., Разг. с Триф. Иуд., 94, – См. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Ф. и М., стр. 305; тоже см.: Ibid., стр. 331, Разг. с Триф., 112; – Ап. Варн., Посл., гл. XII: Другие ветх. прообр. о Кресте Хр., – См. свящ. П. Преобр., Пис. М. Апост., стр. 61–62; – Тв. Св. Вас. Вел., т. I, 308, Слово 12; – т. IV, 176, Слово 45, на Св. Пасху; Тв. Св. Гр. Нисск., I, 359–361, о ж. М. закон.; – Тв. Св. Кир. Иерус. Сл. Оглас., стр. 209, 13 Огл. Сл.; – Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 458, Обозр. кн. Числ; – Тв. Св. Ефр. Сир., IV, 179–182, О покаянии; – Тв. Бл. Феод., I, стр. 218, Толк. на кн. Чис., воп. 38. 644 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 502–503, Толк. на кн. Чис., гл. 95; – тоже см. Ibid., стр. 504, Толк. на. 31 гл. 659 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на Еван. от Матф., Бес. I; – Тв. Бл. Феод., I, Толк. на кн. Втор., вопр. 43. Читать далее Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

отцев и писателей Церкви. Простр. христ. катих. стр. 6. Москва, 1856 г. Макар. Введ. в прав. богосл. стр. 286–288. Спб. 1852 г. 127 Св. Григор. богосл. Слов. о богосл. 4: твор. ч. 3, стр. 89. Москваи 1844. г. Илар. поатьер. О Троице кн. 6: твор. стр. 33. Кельн, 1617 г. Св. Златоуст . Бесед. 37. 38. 40. 41 и 51 на еванг. Иоанна: ч. 2, стр. 17. 30. 35. 65–68. 69–71. 72–74. 76. 80–81. Спб. 1855 г. Бл. Август. Букв. изъясн. повеств. Моис. о твор. мира кн. 4, гл. 12 и Бесед. 17–20 и 23 на еванг. Иоанна: твор. т. 3, ч. 1, стр. 126, ч. 2, стр. 310. 315–316. 318. 325–326. 343. Антверпен, 1700 г. Св. Кирилл. алекс. Толк. на еванг. Иоанна: твор. т. 4, стр. 212–213. 215. 223–233. 243–245. 252–253. Париж, 1638 г. Бл. Феофилакт. болгарск. Толк. на еванг. Иоанна, стр. 623–636. Париж, 1631 г. 128 Изъяснение это совершенно согласно и с значением слова непорочный, – совершенный в такой мере, что обладает всем необходимым для него в том или другом отношении ( Лев. 23:15 и Нав. 10:13 по еврейск. тексту): ибо когда говорим, что надлежащее ведение о Создателе сообщает людям не естественный закон, но священное Писание, то с словом непорочный соединяем понятие о таком именно совершенстве свящ. Писания в отношении приведения им людей к богопознанию. 130 Так читалось это прежде и теперь читается в Вульгате. Бл. Иероним. твор. т. 1, стр. 1654. Париж, 1693 г. Св. Кирилл. алекс. Толк. на пр. Малахию: христ. чт. 1842 г. ч. 3, стр. 219. «Смотри, как они (книжники и фарисеи) и самым вопросом своим уловляются. Они не говорят, почему ученики твои преступают закон Моисеев, но почему нарушают предание старцев? Из сего видно, что священники (иудейские) много вводили нового; и хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им прилагать что-либо к закону, или отнимать от оного, говоря: да не приложите к словеси, еже аз заповедаю вам днесь, ниже да отъимете от него ( Втор. 4:2 ), тем не менее они вводили новые постановления, каково было и то, что не должно есть не умовенными руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться… Что же Христос?..

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

лат: Nave (Flavii losephi Opera ed. B. Niese, vol. I. pag. 167. lin. 26; pag. 219. lin. 12 и pagg. 258. 287. 292. 306. 310 и 317. Но LXX читают иначе: τν Αο – Ιησον, – др: Σαυ, Ναυσ (см. Holmes и Swete); Тертуллиан : Auses filius Nave transfertur ...et incipit vocari Iesus (Adversus Iudaeos, cap. IX, ed. Oehler, t. II. pag. 724), – Евсевий: τον Ναυσν (Demonstr. Evang. IV. 17. Migne, Patrologia Graeca , t. XXII. col. 325. с), Феодорит: τον Ανσην (Quaest. in Num. 25 , – Opp. ed. Sirmondi, t. I. p. 154, – Pycc. 1:211) и Слав: Avcïa. (Острож: Осию?). Названные писатели в вышеуказанных местах толкуют эти переименования в смысле таинственного предуказания на Иисуса Христа, Спасителя-Бога, как св. Ефрем в толк. Рим.5:14 . Нужно однако же заметить, что в Сирском толк. Числ. 13 -й главы св. Ефрем хотя и принимает Иисуса Навина и Халева за типы пророков и учителей, ведших народ к евангелию, – а в несении грозда на жерди видит прообраз пророков и апостолов, как бы принесших на себе Еммануила, или также и креста и двоих разбойников: но о самом переименовании Навина и прооброзовательном значении его св. Отец не говорит ничего, – что можно объяснять или отрывочностью толковательных схолий на книгу Чисел, или, вероятнее, чтением Числ.13:17 , согласным Самарянскому тексту Библейскому и Армянскому переводу толкования св. Ефрема на послания св. Ап. Павла (S. Ephraemi Syri Орр. Syr. t. I. р. 258–259, Русск. 3-е изд. Ч. 6-я, стр. 555). Для древне-греч. и латин. начертаний и толкований имени ср. Lagarde, Onomastica Sacra, ed. 2-a, 1887: ησος σωτρ νιομενος, σζων, σζει, σωτηρα κνρου, σωστς 174, 87–88; 175, 16; 183, 21. 23–23; 192, 1; 202, 87, – Иерон. 61, 24–26; 13, 28; 77, 11; 78, 4; 80, 21, и ση – σζων φλαξ, σκιζων – 173, 63; 204, 50; 19, 27 и др. Ср. Еще Midrasch Bemidbar Rabba, parascha XVI (Wünsche, 418): «Что побудило Моисея к имени Осии прибавить иод? Халев получил награду свою от земли, как сказано у Иис. Нав.14:9 , – и Иисус между десятью соглядатаями получал в награду, что бы ему иод прибавлена была, а иод есть десять (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

85 О Гефе см. Нав. 13:3 ; 1Цар. 17и др. Ныне это только большой холм над развалинами, называемый Тел-ес Сафие, как указывает Портер в его „Handbook of Syria and Palestine“. В тексте LXX имя города Геф; у Фл. Иосифа Гитта; Вульгата и западные переводы пишут Gath. В Евр. две буквы: Гимел и Тет. 87 Если это имеет место в 14-м году Езекии, то Сеннахерим сын Саргона, действует еще как военачальник, если позже, то Сеннахерим царь. См. в толк. Спб. Академии разбор хронологии этого времени. (Стр. 551–556 книга пр. Исаии, в прилож. к Христ. Чтению 1885–1894 годов). 90 См. обширную превосходную статью об Иерусалиме с планами покойного Дж. Фергюссона в Smith’s Dictionary of the Bible – Ierusalem; и в особ. о водах Иерусалима в отд. III этой статьи. 92 См. в прилож. к 7 выпуску Трудов Правосл. Палестинского Общества ряд планов, из которых план XIII архитектора Шика и с ним ряд планчиков по другим авторитетам дают хорошее указание разных вместилищ вод древнего Иерусалима. См. также план Иерусалима, изданный тем же обществом в 1885 г. Ср. еще о водах Иерусалимских „Ветхозаветный храм“ Докт. Богосл. Олесницкого в XIII выпуске Труд. Пал. Общ. стр. 676–688. 93 Мы выше говорили, что указание, что оба раза царь Ассирии посылает своих посланных из Лахиса, ничего не доказывает, кроме того, что при всякой новой экспедиции против Египта Лахис был главной квартирой армии. 95 Menant: Annales des rois d’Apyrie (ed. de 1874) pp. 218–219; Prisme de Taylor col. II lignes 62 et 74; col. III, l. 2 et 29, в которых читаются имена: Казакиу (Езекия); Урсалимми (Иерусалим); Яудаф (Иуда); Мусури (Мицраим, т. е. Египет); Мильхухи (Мерое) и ми. др. См. еще Опперта: „Inscriptions des Sargonides pp. 45; Тальбота в Journ. of Asiatic Society vol. XIX, pp. 147 –149; см. в Nineveh and Babylon Лейарда ссылки его на Гинкса; и см. в Ancient Monarchies of Rawlinson v. II, pp. 161 sq. (ed. of 1871) связный рассказ обо всех этих событиях. 97 Мы рекомендуем в особенности собрание документов у Menant, Annales etc. См. надписи Саргона: Inscriptions des taureaux, р. 192, l. 26; Inscrpt. des pavés; p. 196, l. 3; Inscript. du baril, p. 200; l. 17; Inscr, de Nimrond, p, 205 (о Яуда). Надписи Сеннахерима: Prisme de Taylor, p. 215; Col. I, l. 19; p. 218–219; Col. III, ligne 1–2; 49 (о Мерод. Баладане, и о посажении на Вавил. престоле Ессархадона); р. 220; С. IV, l. 21; р. 221; ligne 35; р. 222–4; Col. V, lignes 5, 17, 40, Cylindre de Bellino, Col. VI, l. 6, 11 (p. 226); Inscript, de Nabi-yonus, p. 231 l. 6, 21; cm. заключ. слова на стр. 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010