K. Hebrews as Pseudepigraphon: The History and Significance of the Pauline Attribution of Hebrews. Tüb., 2009), другие отрицают к.-л. связь Послания с учением П. ( Grappe Ch. Hébreux et la tradition paulinienne//Receptions of Paul. 2018. P. 461-484). Допускается, что по образцу Посланий П. и под влиянием его учения было составлено 1-е Послание Петра ( Dassmann. 1979. S. 68-74; Lindemann. 1979. S. 252-261; ср.: Aejmelaeus A. Pauline Heritage in 1 Peter: A Study of Literary Dependence in 1 Peter 2. 13-25//The Early Reception. 2011. P. 125-147), однако мн. исследователи это отрицают (напр.: Herzer J. Petrus oder Paulus? Studien über das Verhältnis des Ersten Petrusbriefes zur paulinischen Tradition. Tüb., 1998; ср.: Lindemann. 2018. P. 43). Во 2-м Послании Петра упоминается «возлюбленный брат наш Павел», обладавший «премудростью»; автор предостерегает от ложного толкования его Посланий, в к-рых «есть нечто неудобовразумительное» (2 Петр 3. 15-16). Поскольку осуждается не учение апостола, а его ошибочная интерпретация, исследователи воспринимали эту фразу как апологию П. и утверждение его авторитета в церковной традиции ( Dassmann. 1979. S. 118-125; Lindemann. 1979. S. 91-97, 261-263; Idem. 2018. P. 43-46). Вопрос об отношении к учению П. в Послании Иакова остается предметом дискуссии. По одной версии, автор Послания отрицательно воспринимал учение апостола ( Lindemann. 1979. S. 240-252; Lüdemann . 1983. S. 194-205); по др. версии, он выступал против «ложного паулинизма» ( Dassmann. 1979. S. 108-118); согласно 3-й т. зр., автор Послания Иакова не был знаком с учением П. ( Konradt M. Antipauliner oder Zeugen eines nichtpaulinischen Christentums?//Receptions of Paul. 2018. P. 675-728). В кн. Деяний П. сопоставляется с ап. Петром, о к-ром речь идет в основном в 1-й части сочинения; затем место Петра в повествовании занимает П. (в Деян 13-28 описывается гл. обр. его служение). В совр. научной лит-ре по-прежнему преобладает т. зр., согласно которой параллели между деяниями обоих апостолов были призваны подчеркнуть их единство (Петр и П.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

1041 L. Duchesne, Origines du culte chretien, 3 ed., Paris, 1903, pp. 435–436 так описывает образ жизни кающихся IV и V вв. „Все время, пока продолжалось покаяние, они должны были жить в условиях почти тех же, что и совершенные аскеты. Не могли ни жениться, ни пользоваться уже заключенным браком; должны были отказаться от воинского звания, от публичных функций, от церковной карьеры, быть воздержными в питии, пище, одежде, в пользовании баней, быть усердными к храму, – одним словом, жить как монахи. Все отличии между положением монаха в мире и положением кающегося состояло в том, что монах принимал свой образ жизни добровольно, тогда как для кающегося это было условие восстановления“. Мы, однако, опасаемся, что некоторые черты этой картины подсказаны автору более поздними католическими правилами, руководившими поведение кающихся, а не почерпнуты ими из данных IV и V стол. 1042 Изложенное мнение о покаянных степенях разработано Функом. Его разделяют: К. Голль, о. с. 246. Вакандар., Le traitement des peccata leviora, p. 461. В пользу того, что институт покаянных степеней не везде существовал на Востоке, указывают, между прочим, на то, что о них не упоминают: Златоуст в своих многочисленных писаниях о покаянии, Апостольские Постановления. 1043 Эта часть Постановлений Апостольских (памятн. к. III или нач. IV в.) представляет из себя более древний памятник нач. III в. сирийского происхождения, наз. Didasgalia apostolorum. 1044 В XIV–XVI гл. II кн. Постановлений Апост. Вакандар усматривает действования епископа foro inmerno, частную исповедь средних грехов, которые по его толкованию XVI гл. отпускались без помощи разрешения. Le traitement des peccata leviora Recne de Clurge Fr. 1901, aout, pp. 458–459. 1045 12 канон, в котором упоминаются все четыре степени, признается позднейшей прибавкой, см. Funk. 182–183. 1046 Голля о. с. 245–246; Funk, Busstationen im christichen Kirche (Kirch. – gesch. Abhandlungen und Untersuchungen) ss. 182–184. 1047 См. Суворова, о церк. наказаниях, 71–77. Объем дисц. суда, 127–130. Наиболее полный свод данных по вопросу о дисциплине покаянных степеней начиная с IV в. см. у Голля о. с. 273–301. Поправки к этому отделу у Суворова в рецензии (Виз. Врем. 1899, отд. отт. 42–45). По всему этому, нам кажется, несправедливо рассуждает Функ, о. с. 201–204, что на Востоке система покаянных степеней исчезла после известного распоряжения патр. Нектария.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Kult,), у Кейля (в его Археологии), у Куртца (Der Alttestam. Opf. Kult.) и у др. Эти ученые неминуемо должны были ознакомиться с мнениями отцов о символизме обрядов от своих предшественников, ученых XVI, XVII и отчасти XVIII вв., которыми эти мнения нередко очень тщательно собирались для установления или защиты библейских взглядов по известным вопросам об обрядовом законе Моисея. См. для прим. Cocceus’a (XVII в.) Scripta de Sabbato (Coccei oper. t. VII), а также Герм. Витзия De Aegyptic. sacror. cum Hebraic. collatione (помещ. в издан. Ugolin. Thesaurus antiquitat. sacr. Venet. 1744 an. t. I-mus). 461 В настоящее время вообще очень редко и только немногие ученые (напр. Заальшутц в Mos. Recht, I, 246б) повторяют мнения, господствовавшие в прошлом веке, по которым обрядовые предписания Моисея, например, об очищениях от осквернений, об обрезании, о пище преследуют медицинскую пользу, указывают будто бы на прямую задачу обрядового закона охранять народное здоровье. 463 Ученые прошлых веков (XVI-XVIII) делали частые попытки проникнуть в область ветхозаветных прообразов, но попытки эти или ограничивались кратким повторением отеческих толкований, чисто схоластическим набором отдельных выражений из них, или оканчивались неудачными, произвольными, не имеющими общей твердой почвы, предположениями и догадками. Сюда могут быть отнесены, например, сочинения Cocceus’a (XVII в.): «Commentar. in libr. Exodi Levitic.», «Summa theologiae ex scripluris reperita», «Scripta de Sabbata»; Thom. Godwinus’a (XVII в.) – «Moses et Aaron s. civiles et ecclestic. ritus antiqu. Hebraeor.» и Joach. Langius’a (XVII в.) – «Mysterium Christi ac Christianismi in fasciis typicis antiquitat biblicar. V. Т.». 464 Кто же должен заняться систематическим исследованием прообразов в обрядовом законе? Из всех богословских наук систематически этот закон в его целом и частях рассматривают, главным образом, Библейская история и Библейская археология. Но Библейская история ввиду обширности своих задач не может вдаваться в подробное рассмотрение обрядового закона со всех сторон и, в частности, с т.з.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

нет сюжета Распятия. Христиане избегали изображать Христа в позе страдания и унижения. Известное граффито 2 в., найденное свыше столетия назад на римском Палатине, изображает распятого человека с головой осла. Это изображение считают карикатурой на христиан – или, по более новому мнению, здесь представлено поклонение не Христу, а некоему египетскому божеству. Древнейшие изображения Распятия известны на т.н. «гностических» (магических) геммах. Одна из них, с надписью Jesus Christus, датирована 3 в., однако в подлинности гемм есть сомнения. С сер. 4 в. Распятие изображается только в прикровенно–символической форме. На некоторых саркофагах (Рим, Иерусалим, Палермо), т.н. «саркофагах Страстей» (или Анастасис), в центральной части длинной стороны представлен крест с удлиненной нижней ветвью, который увенчан хризмой в венке (рис. 51). Композиция часто дополняется изображениями симметрично расположенных птиц над перекладинами креста, а внизу, у его подножия – фигурками воинов, которые делят одежды Христа 1554 . Очевидно, что это символическая сцена триумфа («смертию смерть поправ»), а не историческая, следующая тексту Евангелия ( Мф. 27:31–50 ; Мк. 15:16–37 ; Лк. 23:26–46 ; Ин. 19:2–30 ). Триумфальная иконография этой группы саркофагов связана с теологией эпохи, с толкованием понимания божественной природы Христа, например, в трудах Ефрема Сирина (306–373) или в проповеди Льва Великого (440–461). В раннюю эпоху широко применялась и иная форма символизма – прообразовательная, когда событие Ветхого завета интерпретируется как провозвестие события новозаветной истории. Чаще всего это жертвоприношение Авраама, как на упомянутом саркофаге Юния Басса. Самые ранние изображения Распятого Христа в телесном виде появились в 5 в. От этого времени известно всего лишь два памятника. Во–первых, это – деревянные врата в римской церкви Св. Сабины 432 г., на переходе из нартекса в центральный неф базилики. Врата разделены на несколько панно, на одном из них – сцена Распятия. Археологические исследования показали, что эта знаменитая дверь действительно была предназначена для неоднократно перестраивавшейся базилики Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боборыкин с целью придать больше яркости и оригинальности своему герою производит его от отца, посвятившего свои силы на служение религиозным потребностям народного духа, ставшего вождём и руководителем сектантского движения и стяжавшего потому широкую известность среди сектантского мира и интеллигенции (Вестн. Ebp. I кн. 10, 22 стр. IV к. 461 стр.). В повести он выводит его уже вполне сформировавшимся, с определённым миросозерцанием и устоями, деятелем. Как питомец Петровско-Разумовской академии и как землевладелец, Булашов должен был бы „сеять“ на землю; но он этого не сделал только ради свободы. Эту любовь к свободе в практической жизни он перенёс и в область религиозного мировоззрения. Сам он об этом так говорит: „Выше всего для меня свобода моей совести. Она должна создать себе свой идеал, своё credo, свою вечную правду, насколько она доступна человеку. И эта свобода совести – мой культ не для меня одного, но для всех. Пускай всякий имеет своего Бога и свою правду, как он их разумеет; но, чтобы он волен был исповедовать их открыто всегда и везде“ (Вестн. Евр., I кн. 22 стр.). Вполне потому естественно и логично, что Булашов, держась точки зрения абсолютной свободы совести в деле веры, является необыкновенно отзывчивым ко всякого рода религиозным брожениям среди народа и все свои симпатии устремляет в эту именно сторону. При этом он с философским равнодушием одинаково относится ко всем сектантским обществам различных толков (штундистам и молоканам, пашковцам и толстовцам); те и другие для него – друзья; тем и другим он с одинаковой готовностью протягивает руку помощи. Правда, он не берёт на себя активной роли руководителя сектантского движения и стоит как бы в стороне; не принимая участия в пропаганде; но в нужде оказывает ему всяческую поддержку: то, мы видим, он в голодный год едет в глушь в сектантские районы и принимает деятельное участие в покупке хлеба, капусты и хрену; то он выступает ходатаем за сектантов перед представителями власти, суда и адвокатуры, аттестует перед ними сектантов, как лучших людей, при этом страждущих невинно, и старается косвенными и прямыми путями облегчить их участь. И всё это делает он бескорыстно, даже с немалыми с своей стороны материальными тратами!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

180 См.: Ефимов В. [vlad_efimov]. Ответ #48: 08.01.2013, 01:03:35//Тема: О всеведении Христа по человечеству [Электронный ресурс] – [форум]. – URL: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=615797.40 – (дата обращения: 07.11.2014). – Загл. с экрана. 182 Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Часть 2. С. 10–17 184 См.: Чэмпион Филипп. Почему Иисус Христос говорит, что знает меньше Бога-Отца? [Электронный ресурс] – URL: http://vk.com/topic-21081640_25240948 (дата обращения: 17.12.2018). – Загл. с экрана. 187 См.: «”Для чего ты пришел?” Вопрос, которым Иуде давалось последнее побуждение размыслить о всей великости его преступления». ( Михаил (Лузин) , еп. Толкование на Евангелие о Матфея. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 542.). 188 См.: Рубский Вячеслав, свящ. Пособие в разговоре с сектантами. Противосектантский блокнот. Почаев, 2003. С. 53–54. 192 Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь в 2 т./под ред. С.И. Соболевского. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. Т. 1. С. 460–461. 193 См.: Еврейско-русский и греческо-русский словарь-указатель на канонические книги Священного Писания с комментариями на основе словарей Джеймса Стронга/сост. Ю.А. Цыганков. – СПб.: Библия для всех, 2005. С.433. 194 См.: BibleWorks 8. [Электронный ресурс]/Разработчик: BibleWorks – Изд. 8-е. – Электрон. прогр. – 2009. – Системные требования: Windows® XP/Vista/7 Minimum; 1024x600 display; Internet Explorer® version 6; DVD or CD drive; Minimum of 128 MB RAM; 700 MB hard drive space free (7 GB for full installation). – Загл. с экрана. – Яз. англ. – Программа для углубленного изучения Библии с использованием оригинальных языков. 195 Византийский греческий текст преобладал в грекоязычном регионе Римской империи по крайней мере с IV века (возможно и ранее) до XVI века. 197 Ср.: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает (οδες πιγινσκει) Сына, кроме Отца; и Отца не знает (πιγινσκει) никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». ( Мф.11:27 ). πι-γνσκω – знать совершенно точно [по программе BibleWorks 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Основание ошибки было следующее: переписчик в имевшемся у него экземпляре встретил: ΔΙΟΝΥCΝΟΥΡΑΛΛΑ, просмотрел над буквой О маленькую линию, N, принадлежащее к последующему слову, отнес к предшествующему слову и написал Διονυσον Ουραλλα вместо правильного Διονυσον Νουραλλα. Через это мы получим совершенно правильное арабское nurallah – – «Свет Бога», т.е. солнце». См. Krehl, Ueber die Religion, etc. p. 40–41. 1541 Барон Розен считает также названием судьбы и метафорическое выражение, встречающееся в древней поэзии арабов – . См. Розен. Древне-арабская поэзия и её критика, стр. 14. Здесь, между прочим, указаны, как древние арабские доисламские стихотворения, так и мусульманские, в которых встречаются какие-либо мысли о судьбе. Вот указанные Розеном места, кроме приведённых нами в тексте. Хамаса, стр. 271, 279, 322, 375, 383, 389, 405, 406, 445, 446, 461, 471, 480. Альварата, Six poets, стр. 13, 18–20, ст. 22; ст. 7 и 13; 17, ст. 2; 4, ст. 3; 5, ст. 11 и след, 11, 8, ст. 3. Huds. Poems, 236, ст. 21, 244, 112, ст. 4; 74, ст. 5; 245, ст. 8 и 11; 7, ст. 25; 41, 4; 74, 5; 148, 1–3; 255, 12; 148, 1; Зугеир, Моалл, ст. 37, Альварад, Chalef’ alahmar’s kasside, 92. 1559 Коран делает намёк, что ангелы сотворены из огня (см. К7:11; 38:77). Это представление Корана, по всей вероятности, заимствовано у арабов-язычников, а к этим последним перешло от евреев-талмудистов, потому что талмуд полагает творение ангелов именно из огня, основываясь приэтом на не правильном толковании Псалма 103:4. См. Bereschith Rabba, 4, 4. 702 Chgahiga 14, 1. 1563 Биографы Мухаммеда рассказывают, например, что о бегстве Мухаммеда в Медину принёс известие джинн, который явился в виде бедуина и произнёс перед собравшейся толпою стихотворение, в котором указал направление пути Мухаммеда. См. Ибн-Гишам, стр. 33. 1568 У мухаммедан сохранилось много преданий от Мухаммеда относительно различных видов джиннов. Так, например, по одному приданию Мухаммед будто бы сказал, что джиннов три рода: 1) джинны с крыльями, так, что они летают в воздухе; 2) джинны в роде змей; 3) в виде животных, одарённых ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

1191 Суворов, объем дисц. суда, 40–44; 87–95. Алмазов, Тайная испов. I, 40–43; 48; 55–64. Holl, Enthusiasmus... 247. Правда Созомен пишет: δ πρς τv κστου μαρταν τι χρ ποιησαι κτσαι πιτμιον θες πλυε ηαρ σφν τv δκηv εσπραξμενος. Но может быть это его, собственный домысл. В известии Сократа этой важной черты не находим. Притом же свидетельство это подвергается несходным толкованиями. Ср. Holl. S. 251, Суворов, Обем... 91–92, прим. 3. 1192 Как долго существовала в других церквах Востока кроме Константинопольской должность покаянного пресвитера, как она действовала и влияла на ход развития покаянной дисциплины, строго говоря, ничего неизвестно. Термины: π τς μετανοας πρεσβτερος, или π τν μετανοοντων τεταχμνος πρεσβτερος кроме разобранных свидетельств историков Сократа и Созомена не встречаются в древней христианской письменности. – Аббат Вакандар сначала предполагает (La discipline penetentielle. Le traitement des peccata leviora dans l» eglise primitive. Revue du clerge Francais 1901. t, 27, pp. 461–462, note 4) потом утверждает положительно (La penitence publique dans leglise primitive, p. 14. La confession sacramentelle dans Pegl. pr. pp. 8–9, 1 note, pp. 10, 14), что должность покаянного пресвитера существовала в Малой Азии, где он назывался „эконом покаяния“. Исследователь основывается главным образом на 7 правиле Григория Нис., где упоминается термин οικονομος; в приложении к совершителю покаяния. Но всего вероятнее этим термином здесь описательно называется епископ, как совершитель покаяния. 1193 Карл Голль помещает покаянного пресвитера как посредствующее звено между руководителем и духовным врачом Оригена и Климента с одной стороны, с другой между монастырским старцем, „духовным отцом“. Мы не разделяем этого воззрения, признавая покаянного пресвитера явлением совершенно другого порядка. Это подметил отчасти и абб. Вакандар, Le traitement des peccata leviora I, с. 460 р. Духовный врач Оригена , говорит он, есть покаянный пресвитер, признанный официально с специальными атрибутами. Это руководитель выбранный, самим кающимся“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Переходим к обозрению литературных трудов о. Н. А-ча по Священному Писанию ветхого завета, которые почти все тогда печатались им в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» и по содержанию своему были или экзегетическими или исагогическими в соответствии с самыми лекциями его. По своему, так сказать, происхождению они были или извлечениями из этих лекций, более других казавшимися ему обработанными и общедоступными, или представляли собою независимые от лекций такие или иные изыскания в области ветхозаветной экзегетики и исагогики, которые в курс лекций не входили, но появлялись не без связи с ними или по поводу их. Обозрение свое начнем с истолковательных трудов по библейскому распорядку истолкованных мест Библии. 1) «Сотворение мира. (Опыт истолкования первой главы книги Бытия)» (1872, I, 104–124, 133–164). – 2). «История (порождения) небес и земли: Рай (Опыт истолкования второй главы книги Бытия)» (1872, II, 34–64). – 3). «История (порождения) небес и земли; грехопадение (Опыт истолкования третьей главы книги Бытия)» (1873, II, 9–35). Все эти три статьи составлены по комментариям Кейля, Делича, Ланге и др., поскольку они согласны с святоотеческими толкованиями. – 4) «Песнь о винограднике. Опыт истолкования 5-ой —717— главы книги пр. Исаии» (1879, I, 461–485). – 5) «Пророчество Исаии о Вавилоне. Опыт истолкования 13:14–23 книги пр. Исаии» (1878, I, 347–359). Обе эти небольшие статейки представляют собою обстоятельное объяснение указанных глав, чуждое нередкой в трудах такого рода отрывочности и отчетливо раскрывающее не только значение отдельных частных мыслей, а и взаимную связь их и отношение к целому. Конечно, отмеченные статьи ценны и в научном отношении; всё же главною отличительною чертой их нужно считать общедоступность и назидательность их содержания. Кроме них и еще больше их Н. А-чем написано было статей в строгом смысле научных, которые по предмету своему относятся к целым библейским книгам или даже ко всей Библии вообще и имеют своею задачею разбор и опровержение тех или иных отрицательных воззрений на неё.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

453 Неем. 4:2–3 : „И говорил (Санаваллат) при братьях своих и при самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие иудеи? Неужели им это дозволят? Неужели будут приносить они жертвы? Неужели они когда-либо кончат? Неужели они оживят камни из груд праха и притом пожженые? A Товия Аммовитянин, бывший после него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица и разрушит их каменную стену». 457 Должно отметит, что Мейер в языке арамейских документов 1. Ездры видит одно из главных доказательств их подлинности. Entstehung Judenthums S. 21–29 Ср. Nikel, Wiederherst. S. 132–136 460 Значение имени Бишлам не ясно. У LXX-mu оно передается: ν ερν, почему в слав. „написа в мире Мифридат“. В 2Ездр. 2имя передается, как Βλεμος или в Лук. Βελσιμος. В такой передаче имя может быть сближаемо с вавил. Belsumiskun, „Бел сделал имя», или Bel-saliim, „Бел есть мир“. Bertholeth, 97. Torrey, Esra Studies 172. В конце ст. 7-го писатель отмечает: „письмо же было написано буквами сирийскими (aramith, арамейскими) и на сирийском языке» (umethurgam aramith, и переведено на арамейский). В виду неясности указания его или считают глоссой или исправляют первое aramith в parsith (по-персидски, Meyer, S. 18) и в aschschurith (по-ассирийски, Клостерман) или второе в parsith (M аг quart, 63). По-видимому, писатель хотел отметить, что по-арамейски писали и другим шрифтом, отличным от употреблявшегося у иудеев. Riessel, 50. 461 Евр. с суф. ед. ч., должно передать „товарищи его». Как предполагает Мейер, kenavoth было оффициальным названием должности (S. 31). Но точное значение слова все-таки неизвестно. LXX его передают σνδουλοι (слав. „сослужители»), во 2Ездр. 2:15.21.25 ему соответствует ο τοτοις συντασσμενοτ, „согласившиеся с ним», в 2 χα ο πλοιπο τς βουλς ατν, “и прочие из совета их”. 462 1Ездр. 7и сл. По вопросу о времени прибытия Ездры в Иерусалим и хронологическом отношении его деятельности к деятельности Неемии мы держимся того традиционного мнения, что 1) Ездра прибыл ранее Неемш и 2) что деятельность их проходила в царствование одного и того же царя Артаксеркса 1 Лонгимана. Важнейшие данные в пользу этого мнения см. в нашем комментарии на 1 Ездры (Толков. Библия т. 3, стр. 223–225). Ср. Kuenen, Gesamm. Abhandlungen. 1894. S. 212 f. Riessel, Esra, Nehemia. S. 263 f. Hoonacker, Nehemie et Esdras. 1890. Nehemie en l’an 20 d’Artax. 1 Esdras en l’an 7 d. Artax. 1892. Nikel, Wiederherst. S. 120. В.Д.Попов, Ездра-Неемия или Неемия-Ездра. Христ. Чт. 1904, кн. 11 и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010