Раздел первый. Изображение духа жизни христианской (12:1–2) Сознавая великие Божьи благодеяния к нам, посвятим на служение Ему тело, и наш дух. Таков образ жизни по духу Христову. А в чем выражается эта жизнь по духу Христову, Апостол говорит далее. Раздел второй. Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (12:3–21) I. Каждый должен занимать в Церкви то положение, какое ему указано даром веры, и проходить его со всякою осторожностью (12:3–8) II. Дух Христов должен выражаться в искренней взаимной любви христиан(12:9–21) A). Любовь – основа, сила ее – в пламенении (12:9–15) Нелицемерная – с отвращением от всякого зла (ст. 9), сама ищущая предмета своей любви (ст. 10), всегда пламенеющая в служении Богу (ст. 11), полная надежд и молитв (ст. 12), жаждущая духовного взаимообщения (ст. 13), сочувствующая даже врагам (ст. 14), а тем более своим, и притом без тени зависти (ст. 15). Б). Что препятствует горению любви (12:16–17) Препятствуют высокоумие, разномыслие и самонадеянность (ст. 16), ссоры, неприязни и месть (ст. 17). B). Как сохранять и возгревать любовь (12:18–21) Надо стараться со всеми иметь мир (ст. 18), даже избегать всех тяжебных дел, предоставив Богу судьбу обижающих, как Он и Сам того от нас требует (ст. 19). Единственная оборона против зла – добро, им и борись (ст. 20), в этом и будет твоя победа над злом (ст. 21). Раздел третий. Как христиане должны жить и действовать, как члены общества гражданского или государства, тогда еще языческого (13:1–14) I. Христиане должны подчиняться установленным властям (13:1–7) Раскрытие идеи власти и идея власти – от Бога (ст. 1), потому противник ее, противник самому Богу (ст. 2). Как выразители Божественной воли, начальники не страшны добрым (ст. 3–4), следовательно, повиноваться приходится не им, а Богу, то есть не за гнев только, а и за совесть (ст. 5). Оттого народы, видя во властях пользу, содержат на свой счет представителей власти – правительство, ибо видят в них свою защиту (ст. 6). И вы воздавайте им должное (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Общие положения об устройстве суда были доложены и приняты общим Собранием Предсоборного Совета (16 июня 1917 г.). Проект церковно-карательного устава общим собранием не был рассмотрен. Церковно-карательный, устав, отредактированный А.П. Пилкиным, включал в себя следующие разделы: Гл.1. О преступных деяниях и наказаниях церковных вообще. ст. 1-41 Отделение 1. Положения общие ст.1-2 Отделение 2. О пространстве действия церковно-карательного устава. ст. 3-4 Отделение 3. О церковных наказаниях. Ст. 5-19 Отделение 4. Об условиях вменения и преступности деяний ст.20-27 Отделение 5. О видах виновности ст.28-32 Отделение 6. О смягчении и замене наказаний. ст. 33-36 Отделение7. Об обстоятельствах, усиливающих ответственность ст. 37-38 Отделение8. Об обстоятельствах , устраняющих наказуемость. ст. 39-41 Гл. 2. Общие церковные преступления ст. 42-90 Отдел 1. Преступления церковные против веры и церкви. ст. 42-61 Отдел 2. Преступления церковные против ближнего и самого себя. Ст. 62-90 а) против жизни и телесной неприкосновенности б) против целомудрия и женской чести в) против брака г) против союза семейного д) против трезвости Гл.3. Особенные церковные преступления духовных лиц. ст. 91-180 Отдел 1. Преступления против иерархического порядка. ст. 91-108 Отдел 2. Преступления против пастырской службы. ст. 109-168 а) по нарушению обязанностей, возлагаемых принадлежностью к духовному званию. ст. 109-125 б) по нарушению обязанностей при отправлении богослужнения. ст. 126-138 в) по нарушению обязанностей, связанных с венчанием браков. си. 139-146 г) по нарушению обязанностей по должности.ст. 147-168 Отделение 3. Преступления против правил o монашестве. ст.169-180 . Документы, созданные Комиссией Предсоборного Совещания, были вынесены на Поместный Собор, начавший работу 28 августа 1917 г. Решением Собора был создан специальный Отдел о церковном суде. Отдел о церковном суде начал свою работу 29 августа 1917 г. Председателем Отдела был избран Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский. Заместитель - П.В.Цветков. Секретарь - И.И.Архангельский. В отдел записались 42 члена, в том числе члены Собора князь А.Г.Чагадаев и И.М.Бич-Лубенский, М.Г.Красножен, Ф.Г.Гаврилов, А.И.Синебрюхов, И.С.Стахиев, Н.И.Нифонтов, С.А.Глухота, Н.А.Вознесенский, П.Е.Крутиков, И.Н.Томилин.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

Собеседование 33 на псалом 85 Молитва Давиду 1. Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. «Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я... – нищ и убог» ( Пс.85:1 ). Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно. «Сохрани душу мою, ибо я – угоден (Тебе), спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» ( Пс.85:2 ). Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя». Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его роди надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности. «Помилуй меня, Господи, ибо я к Тебе взываю всякий день " ( Пс.85:3 ). Видишь, как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых тот же Давид сказал: «возненавидел я скопище лукавых» ( Пс.25:5 ). «Возвесели душу раба Твоего, ибо я к Тебе вознесся душою моею» ( Пс.85:4 ). Прошу, говорит, радости от Тебя, к которому вознес душу мою, восхитив ее от земли и возвысив надеждою на божественные блага, так что они уже не стремятся к земному. Итак, возвесели Ты, потому что ра­дости человеческой, как вредной и скоропреходящей, я не хочу. «Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс.85:5 ). Не напрасно я вознес к Тебе душу, а потому, что Ты, как благой, сострадателен, как кроткий – поддерживаешь падающих, и притом проявляешь Свое милосердие не одним каким-нибудь спосо­бом, а многими и различными: милуешь чрез нищелюбие, милуешь чрез слезы, милуешь чрез добродетели, милуешь чрез веру, и не некоторых, но всех, кто призывает Тебя. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. Из двух циклов «Бесед на Книгу Бытия» первый, состоящий из девяти бесед, произнесен в Антиохии в течение Великого поста 386 г. Второй цикл – 67 бесед – представляет собой полный комментарий на Книгу Бытия: св. Иоанн изъясняет текст с начала до конца, разделив его на части. Вероятнее всего, беседы были произнесены в 388 г. Некоторые фрагменты из обоих циклов текстуально идентичны, что заставляет предполагать позднейшую редакцию. 2. «Беседы на Псалмы» включают толкования псалмов 3–12, 41–49, 108–117, 119–150, произнесенные предположительно в конце антиохийского периода жизни святителя и сохранившиеся в разных редакциях. К этой серии толкований примыкают две «Беседы на Псалом 58», а также толкования отдельных стихов из псалмов, например «Беседа на начало Псалма 41», произнесенная в 387 г., и «На Пс.115:1–3 » (ее текст найден в 1907 г.) Комментируя тексты псалмов, святитель нередко возвращается к своим излюбленным темам: о добродетелях и пороках ( Пс.100 , Пс.142 , Пс.146 ), о молитве ( Пс.7 , Пс.9 , Пс.141 ), псалмопении ( Пс.41 , Пс.134 , Пс.150 ) и св. причащении ( Пс.133 ). Некоторые беседы содержат полемику с арианами ( Пс.46 , Пс.109 , Пс.148 ). В отличие от своих прочих ветхозаветных толкований св. Иоанн Златоуст в беседах на Псалмы использует не только текст Септуагинты, но ссылается также на еврейский оригинал и сирийскую версию, а также на греческие переводы «других», т. е. Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс.4 , Пс.55 и др.). К циклу «Бесед на Псалмы» примыкают две «Беседы на Пс.48 , Пс.17 и о гостеприимстве». 3. В греческой версии сохранилось шесть «Бесед на пророка Исаию», которые были произнесены частью в Антиохии, частью в Константинополе. Полный комментарий на пророка Исаию сохранился в армянской версии. Существуют также беседы на отдельные места из Книги Исаии, например «Беседа на Ис.6:1 ». 4. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пять «Бесед о св. Анне» и три «Беседы о Давиде и Сауле», произнесенные предположительно в 387 г. и содержащие комментарий отдельных глав из «Книг Царств». Две «Беседы о темноте пророческих речений» составлены в Антиохии в 386 г. Под именем Златоуста сохранились также фрагменты толкований на Иеремию, Даниила, Притчи и Иова в «Катенах на Священное Писание Ветхого Завета». Экзегетические элементы присутствуют в похвальных словах Златоуста, посвященных ветхозаветным праведникам (о них см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36). Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане (Пс. 91, 13). Праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него, и похвалятся все правые сердцем (Пс. 63, 11). Прокимен 1-й, гл. 4: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим, Господи, — к ним все желание мое. Стих: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он по правую сторону меня, не поколеблюсь (Пс. 15, 3,8). Прокимен 2-й, гл. 3: Возвеселится праведник о Господе и будет уповать на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой в молитве моей (Пс. 63, 11,2). Святителям Тропарь , гл. 4 Боже отцов наших, творящий нам всегда полезное по Твоей благости, не отклони от нас Своей милости, но по молитвам их к миру направь жизнь нашу. Величание см. 6 декабря. Стихи псалмов Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие по вселенной. Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего знание (Пс. 48, 2,4). Приидите, дети, послушайте меня; страху Господню научу вас (Пс. 33, 12). Я возвещал правду Твою в собрании великом (Пс. 39, 10). Возвещал верность Твою и спасение Твое (Пс. 39, 11). Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя (Пс. 21, 23). Чтобы возвещать голосом хвалы и поведать все чудеса Твои (Пс. 25, 5). Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей (Пс. 25, 8). Возненавидел я сборище злонамеренных и с нечестивыми не сяду (Пс. 25, 5).  Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим (Пс. 17, 22). Уста праведника изрекают премудрость и язык его произносит правду (Пс. 36, 30). Правда Его пребывает во век (Пс. 110, 3). Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются (Пс. 131, 9). Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя (Пс.83, 5). Священномученику Тропарь, гл. 4 (общий) Соучастник образа жизни апостолов и преемник их служения, ты достиг дара восхождения на высоту богопознания; поэтому изъясняя слово истины, ты ради веры пострадал до смерти, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Пс.78:9 . Помоги нам, Боже Спасителю наш. Ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и очисти грехи наши ради имени Твоего, Пс.78:10 . да никогда не говорят язычники: где есть Бог их, – и да ведомо будет между язычниками, пред очами нашими отмщение за кровь рабов Твоих пролитую. Пс.78:11 . Да станет пред Тобою воздыхание окованных. По величию мышцы Твоей снабди сынов (которые остались после) умерщвленных. Пс.78:12 . Вложи соседам нашим седмицею в лоно их то поношение их, которым они поносили Тебя, Господи. Пс.78:13 . А мы народ Твой и овцы пажити Твоей. За то прославим Тебя вечно. В род и род возвестим хвалу Твою. Стихов 29. Псалом 100 Давиду. Пс.100:1 . Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пс.100:2 . Воспою. И размыслю о пути непорочном: когда придешь ко мне? Ходил я в незлобии сердца моего посреди дома моего; Пс.100:3 . не полагал пред очами моими вещи незаконной; делающих преступления ненавидел. Пс.100:4 . Не прильнуло ко мне сердце непрямое. Переметнаго от меня лукаваго не привечал. Пс.100:5 . Клевещущаго тайно на ближняго своего – изгонял его. С смотрящим гордо и с ненасытимым по сердцу – не ел с ним. Пс.100:6 . Очи мои обращены на верных земли, чтобы они сидели со мною. Ходящий путем непорочным, сей мне служил. Пс.100:7 . Не жил среди дома моего выказывающий гордыню. Говорящий несправедливое не управлял пред глазами моими. Пс.100:8 . По утрам умерщвлял всех грешников земли, дабы искоренить от града Господня всех делающих беззаконие. Стихов 16. 3-й антифон. Стихов 71, так-что в 13 кафизме стиховъ 234. Псалом 122 Песнь восхождений. Пс.122:1 . К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Пс.122:2 . Вот: как глаза рабов обращены на руки господ их, как глаза рабыни – на руки госпожи ея: так очи наши – к Господу Богу нашему, пока не ущедрит нас. Пс.122:3 . Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Ибо много мы наполнены уничижением. Пс.122:4 . Очень много наполнена душа наша поношением от благополучных и уничижением от гордых. Стихов 8. Псалом 126 Песнь восхождений. Пс.126:1 . Если не Господь созиждет дом, напрасно трудились строители. Если не Господь сохранит город, напрасно бодрствовал страж.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Чтобы точнее узнать, не на стороне ли мы врагов Божиих, на коих грядет гнев Божий, обратимся к слову Господню, которое было для пророка Давида светильником и светом душе его (Ср. Пс.118:105 ). Господи! во свете Твоем узрим свет ( Пс.35:10 ), – взывал Давид. Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим верую ( Пс.118:66 ). Блажен будет тот, кому Господь отверзет ум к уразумлению писаний, как отверз своим ученикам (Ср. Лк.24:45 ). Блажен, кому откроет очи, чтобы мог видеть чудеса закона Его ( Пс.118:18 ). Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не постыди меня. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, хранить его всем сердцем ( Пс.118:31, 34 ), – так поступал и так умолял Господа пророк Давид. Блажен и тот из нас пребудет, кто уподобится в сем великому пророку. Прилепимся же всем разумением к откровению Господню, устремим очи души своей к сему свету и узрим свет Божественный – чудный и страшный. Во-первых, видим в этом свете через откровения Господни, что в начале Бог сотворил человека подобным Себе: по образу Божию сотворил его ( Быт.1:27 ). И хотя человек скоро обезобразил себя грехом, однако ж, возводя нас к первому совершенству, Спаситель говорит: будите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Каким же способом? – спросит кто. Будьте милосерды, – говорит Он, – как и Отец ваш милосерд ...любите врагов ваших: благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас... и будите сынами Вышняго: ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк.6:36,27, 28, 35 ). Итак, кто поступает по заповедям Господним, тот делается подобным Богу, становится сыном Вышнего. Теперь подумаем, что же делаем мы, которые не боимся поносить друг друга, в числе прочих и тех, которые носят на себе образ Божий, приходят в первообразное состояние? Если цари земные строго судят тех, которые ругаются над их портретами, то Бог ли не осудит того из нас, кто смел бесчестить живой образ Его? Не считаем ли мы и сами за грех , и притом великий и тяжкий, когда кто осмелился бы ругать Христов образ, живописную икону? Как же, значит, мало у нас разума, когда мы ругаем нерукописный образ Божий? Как у нас мало веры словам Господним! О, в какой мы сидим тьме погибельной и не сознаем, что всякое слово Господне истинно! Не уверяемся мы, бедные умом, что верен Господь во всех словах Своих ( Пс.144:13 ), что ни одна черта от закона Его не предана нам напрасно (Ср. Мф.5:18 ), что в откровении Своем явил Он истину непреложную (Ср. Пс.118:138 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ст. 6. ...восхождение... замыслил – речь идет, возможно, о человеке, который намерен отправиться в Иерусалим как паломник. Святые отцы называют восхождениями благочестивые помыслы, потому что по ним душа как бы восходит от земного к Небесному. Ст. 7. Неясно, о какой долине плача идет речь в этом стихе. В Израиле выжженная за лето земля покрывается зеленью после первого осеннего дождя; так и паломники, прибыв в храм после тягостного путешествия, обретают радость. Возможно, имеется в виду ветхозаветное святилище, скиния или храм, где в великий день очищения плакали о грехах (см.: Лев. 16:29–31 ). Ст. 10. ...помазанника – см. примеч. к пс. 2:2.   Псалом 84 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1. Псалом поется, быть может, от лица вернувшихся на родину из вавилонского плена в 537 г. до Рождества Христова. Ст. 2–4. Благодарение Богу за освобождение из плена. Ст. 2. ...земле Твоей – Псалмопевец ощущает неразрывную связь своего народа с Богом: земля, на которой живет народ, принадлежит Богу; ...Иакова – древнееврейского народа, именуемого так по имени своего прародителя (см.: Ис. 40:27; 41:14, 21; 42:24 ). Ст. 5–8. Плач и мольба обездоленного народа. Ст. 9–14. Ответ Господа Своему народу. Ст. 11–14. В этих стихах нарисована картина идеального благоденствия, когда жизнь всецело согласуется с нормами нравственности (милость, справедливость, мир) и не лишена материальных благ (земля приносит плод свой). Святые отцы прочитывают в этих стихах пророчество о спасении всех людей и о Господе нашем Иисусе Христе, ибо в Нем воплощены и соединены истина, мир, правда, в Нем земное примиряется с Небесным (ст. 12).   Псалом 85 Ст. 1. ...беден и убог – выражение, часто встречающееся в псалмах, и смысл его не столько в жалобе на материальную нужду, сколько в смирении и сознании своего ничтожества пред Богом (см.: Пс. 71:12–13; 73:21; 139:13 ), ибо Бог – Защитник обездоленных (см.: Ис. 14:32 ). Ст. 8. Этот стих перекликается с Исх. 15:11 ; Иер. 10:6 ; ...среди богов – подразумеваются сильные земли, а также Небесные Силы, служащие Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о восьмом дне – см. примеч. к пс. 6, 1. Ст. 9. Повсюду находятся нечестивые люди и лукавые духи. Но Господь сохраняет верных от падения во грех.   Псалом 12 Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Бог по особенному Домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний (свтт. Василий Великий , Афанасий Великий ). Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1.   Псалом 13 В этом псалме царь Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и пророчествует о будущем Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 7. Сион – см. примеч. к пс. 2:6; 9:12.   Псалом 14 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Ст. 1. Пророк Давид спрашивает Самого Бога: «Кто может наследовать Царство Небесное?»   Псалом 15 Надпись на столпе – это надписание встречается также при пс. 55–59. Св. отцы (свтт. Василий Великий , Григорий Нисский ) полагают, что за глубину своих мыслей эти псалмы достойны быть выбитыми на столбах для будущих поколений. Из Второзакония мы знаем, что тексты исключительной важности высекались на камне (см.: Втор. 10:2–3 ). Ст. 4. В этом стихе – отказ от ритуальных кровавых жертвоприношений (ср.: Ис. 1:11 ). Ст. 7. ...ночью – ночь неоднократно упоминается в псалмах как время усиленной внутренней жизни (см.: Пс. 4:5; 6:7; 16:3 ); ...сердце (букв. «почки») – внутренний орган человека, который мыслится как вместилище чувств. Ст. 10. Этот стих в понимании свв. апостолов Петра (см.: Деян. 2:25–32 ) и Павла (см.: Деян. 13:35–37 ) заключает в себе пророчество о Господе нашем Иисусе Христе – на этом основании св. отцы рассматривали весь псалом как мессианский, то есть произносимый от лица Господа нашего Иисуса Христа.   Псалом 16 Ст. 1. Услышь, Господи, правду мою – под правдой подразумевается справедливое прошение человека, терпящего несправедливость. Ст. 4. ...путями трудными пророк Давид называет заповеди Божии, данные нам для благого устроения душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 4. Ср.: Притч. 1:10–15 ; ...предводителям – букв. «избранным». Ст. 5. Ср.: Притч. 12:1; 25:12; 27:6 ; ...И молитва моя да не будет в благоволении у них – букв. «но и молитва моя в благоволении их». Свт. Иоанн Златоуст толкует предлог «в» как «против»; при таком понимании фраза содержит отказ от благосклонности грешников. Ст. 6–7. Смысл этих стихов неясен; ...Поглотила земля среди скал судей их – свт. Иоанн Златоуст усматривает здесь намек на гибель вождей грешников подобно Корею, Дафану и Авирону (см.: Чис. 16 ). Образ непохороненных костей как символ бедствия см.: Иер. 8:1–2 .   Псалом 141 Ст. 1. Давид, спасаясь от Саула, прятался в пещере Одолламской (см.: 1Цар. 22:1 ) и в пещере пустыни Ен-Гадди (см.: 1Цар. 24:1–4 ). Ст. 5. ...близкого – букв. «знакомого». Ст. 8. ...из темницы – из трудных обстоятельств. Иносказательно темница понимается как чувственное тело, в котором томится душа.   Псалом 142 Седьмой покаянный псалом. В надписании упоминается восстание царевича Авессалома против отца, Давида (см.: 2Цар. 15–18 ). Аналогичную надпись имеет пс. 3. Псалом поется от лица человека притесняемого и гонимого, который молит Бога о защите, милости, назидании. Ст. 1. Ср.: Пс. 16:1 . Ст. 2. Ср.: Иов 9:2–3 . Ст. 5. В крайне мучительных обстоятельствах Псалмопевец не предается отчаянию, но вспоминает благодеяния Бога Своему народу и с надеждой обращается к Нему. Ср. с пс. 76. Ст. 7. Ср.: Пс. 27:1 . ...в гроб – букв. «в ров». Ст. 8. Возвести мне наутро милость Твою – быстро окажи помощь. Ст. 10. ...в землю правды – букв. «в землю прямую».   Псалом 143 ...о Голиафе – надписание указывает на повод составления псалма: победу Давида над филистимским богатырем Голиафом (см.: 1Цар. 17:1–58 ). Псалмопевец преисполнен чувства близости к Богу, он призывает Его на помощь в борьбе с врагами. Ст. 1. Псалмопевец приписывает Богу свои победы. Ср. с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:35 ). Ст. 4. ...суеты преисполнен – букв. «уподобился суете». Мотив суетности и тщетности человеческой жизни с особой силой звучит у Екклезиаста (см.: Еккл. 1:2–3, 14–17 ); ...дни его, точно тень – ср.: Иов 8:9; 14:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010