Мир ненавидит учеников Христовых, потому что, говорит Христос, они не знают Пославшего Меня. Мир не узнает Бога, даже объединив все существующие духовности в одно, если он не узнает Бога во Христе. Во Христе Иисусе мир ненавидит Бога. Ненавидящий Меня ненавидит Отца. Неужели могут быть такие люди, которые ненавидят Бога? Неужели не сожжет их огонь стыда или ужас перед тем, что неминуемо последует за таким отступничеством? Говоря о великом противостоянии мира Его благовестию, Христос показывает, какая сила свидетельства Духа Святого и апостольской Церкви будет присутствовать в мире. Нам открывается здесь тайна Пресвятой Троицы. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Дух Святой – не только Утешитель, но Свидетель о Христе. Он – Дух истины, в Нем – полнота истины о Христе, и невозможно никакое человеческое свидетельство о Кресте и Воскресении без внутреннего Божественного просвещения, которое и будет дано Церкви в день Пятидесятницы. Дух Святой будет свидетельствовать и вы будете свидетельствовать, – говорит Христос апостолам. Может ли быть большее утешение и большая слава для них, может ли быть большая сила, чем присутствие Самого Бога в их противостоянии ненависти и презрению мира? Потому да не будет ни для кого из учеников Христовых Крест Его камнем преткновения и камнем соблазна – искушением повернуть назад. Мы не должны никогда ничего ожидать от мира. Среди неизбежных гонений, ожидающих нас в мире, лежащем во зле, самое великое испытание придет, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Не так ли было с самими христоубийцами? Дело диавола может, как показывает история, совершаться якобы во имя Божие. Это не уменьшает греха гонителей, но безмерно усиливает страдания гонимых верных, умирающих в глазах мира врагами Божиими. Так было, когда иудеи распинали Христа, так будет во времена «человека беззакония», которого Христос, явившись во славе, убьет дыханием уст Своих. Христос предложил Своим ученикам и доныне предлагает всем слушающим Его не путь облегчения их жизни, но путь славы.

http://pravoslavie.ru/3230.html

Господь далек от того, чтобы создавать атмосферу страха. Он хочет, чтобы мы бодрствовали, чтобы мы были теми, к кому за Божественной Литургией не напрасно взывает Церковь: «Встанем добре», чтобы мы вкусили, как благ Господь. Человек, который живет, не задумываясь о Боге, может потерпеть полное поражение в час Пришествия Господня. Потому, бодрствуйте! Ибо не знаете, в какой час ваш Господь приходит. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего». Не проспать свою жизнь! Тот, кто бдит, сделаем такое сравнение – как зверь настороже, – остается живым. Но бодрствовать не означает «обеспечить системы безопасности», забаррикадироваться в своем доме, чтобы избежать несчастного случая. Бодрствовать означает быть готовым – к любым испытаниям, чтобы встретить их лицом к лицу. Быть постоянно собранным духовно, чтобы действовать. Бодрствовать – это то, что противоположно беспечности, расслабленности, попустительству злу. В тот день бесполезно будет говорить: «Если бы я знал», ибо мы все основательно предупреждены. Если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, «то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего». В нашем представлении образ вора связан со страхом. Но бодрствование – означает ли состояние постоянного беспокойства и тревоги? Святые отцы предлагают другое прочтение этого образа. Что делает вор, согласно Евангелию? Он «подкапывает дом», он вскрывает то, что заперто. Нам дается внезапно иное чудесное значение этой притчи. Господь всегда приходит, чтобы открыть мир, замкнутый на себе. Когда Господь приближается к нашим дверям, Он входит к тем, кто бодрствует и потому может открыть Ему. Но у тех, кого Господь застает врасплох, Его вхождение не происходит без взлома. Единственный смысл нашего пребывания на земле – открыться Божественной жизни. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Христианин не должен связывать себя сроками, он должен быть всегда готовым. Ибо Сын Человеческий приходит к нам во всякой мгновение нашей жизни. Он приходит столь часто, Его приход так прост, что кажется нам всегда неожиданным.

http://pravoslavie.ru/3624.html

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят». Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.

http://pravoslavie.ru/3343.html

И вот мы видим, что не радости, как весь народ, а ярости исполняются учителя Израильские, когда Христос совершает чудо исцеления. Они понимают, что это значит — разрушение религии, на страже которой они стоят. И это значит также, что чудом исцеления этот Врач подписал Себе смертный приговор. И Господь знал это, и мы должны знать, какою ценою совершает Господь наше исцеление: Крестом, страданием, смертью Своею. Бог стал человеком, чтобы мы узнали, что мы Богом любимы, чтобы «прощение от гроба нам воссияло». Чтобы мы все стали исцеленными людьми, хваля Бога и скача, как Богоотец Давид пред сенным ковчегом, среди Пасхи. И чтобы открылась нам глубина нашей жизни и наших скорбей. Дай Бог нам воспринимать все, что с нами происходит, на этой глубине! Что ты сетуешь: «Молюсь, молюсь, а все остается, как было! И не раз уже соборовал меня священник, а все болею». Если Господь не исцеляет, это потому, что Он хочет, чтобы молитва веры твоей достигла глубины Креста и Воскресения. Может, надо, чтобы ты не только о себе, но и о близких твоих, и о священнике твоем помолилась. Может быть, Господь через твою болезнь хочет спасти других. Сколько раз с самого детства слышала ты, как священник молится в Церкви о здравии и спасении, и сколько раз могла убедиться, как милостив Господь, но задумалась ли хоть один раз по-настоящему, что здравие означает спасение? Как часто мы стоим перед человеческим горем с бессильной нашей молитвой и понимаем: нет у нас силы помочь, исцеление — это дело Господне. Нельзя сказать, что нет у нас совсем сострадания, но надо быть сострадательными и милосердными до такой степени, чтобы действовало милосердие Божие через нас. Очень многие думают: как бы мне найти такого батюшку, чтобы подойти к нему и сказать: «Батюшка, исцели меня!» — и услышать в ответ: «Если веришь, радость моя, все возможно верующему». И чтобы как преподобный Серафим Саровский, батюшка вынес немного масла из лампадочки, которая всегда горит у него перед иконой Божией Матери, помазал больное место и сказал: «Благодатию Божиею я, грешный, исцеляю тебя».

http://pravoslavie.ru/3690.html

Сотник показывает себя человеком необычайного смирения. Он знает, что закон запрещает иудею входить в дом язычника (Деян. 10, 28), так же как язычнику входить в его дом. Потому он даже не идет ко Господу сам, а посылает к Нему своих друзей иудеев. Этот человек, привыкший командовать, являет удивительное смирение перед лицом подлинного величия. Нам раскрываются высокие человеческие и духовные качества сотника. Эти исключительные его качества — почва, в которой укореняется его вера. Эта вера есть абсолютное доверие могуществу Господа. Он исповедует ее, исходя из своего собственного опыта, — из того, как повинуются его приказам. Он знает, что одного слова Христова достаточно, чтобы исцелить его слугу на расстоянии. Он абсолютно верит в силу слова Господня, в Его власть над всеми болезнями. Он признает в Господе власть, не сравнимую ни с какой иной властью, действующей за пределами Его присутствия. Замечательно, что этот сотник лично не встречается со Христом. Его встреча со Христом происходит через посредников. Это два, одно за другим, посылаемые им посольства. Первое из них — иудейские старейшины, которые и дают нам характеристику сотника. Он — «боящийся Бога», один из тех многих язычников, которые веруют во Единого Бога Израиля. Господь немедленно отвечает на их просьбу и отправляется в путь. «И когда Он недалеко уже был от дома», сотник отправляет навстречу Ему других своих посланцев — он очень богат друзьями, — которые на этот раз передают его просьбу в первом лице единственного числа: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Как перекликаются эти слова с тем, что сказал больший из рожденных женами: «Я не достоин развязать ремень обуви Его» (Лк. 3, 16). Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10-й главе книги Деяний.

http://pravoslavie.ru/3742.html

«Так будет и пришествие Сына Человеческого». Многие из нас склонны отодвигать это грозное событие на конец времен, полагая, что мы не доживем до этого. Господь предостерегает нас против такого ложного понимания жизни. Он говорит, что это может произойти во время наших самых обыденных занятий – на месте нашей работы, в наших домах, где мы едим и пьем, в наших деловых или интимных отношениях друг с другом. В любое мгновение мы должны быть готовы к Его Пришествию, потому что Он – здесь. «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». Это наша каждодневная жизнь. Господь приходит во время самых обыкновенных наших дел – среди работы на поле, и можно добавить, среди работы в конторе, на улице, или когда мы за рулем нашего автомобиля. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Господь советует нам бодрствовать – не подвергаться сну среди ночи этого мира. «Душе моя, восстани, что спиши». Вместо будущего «придет» можно перевести это слово в настоящем времени «приходит». Ибо пришествие Бога, присутствие Его среди нас совершается во все дни. Пришествие Христово производит некую выборку. Там, где люди не видят никакого различия, ибо ничто не различает этих двух людей на одном и том же поле, этих двух женщин у одной и той же мельницы. Но Бог видит разницу: один – готов, а другой – не готов! Один был с Богом, уже в свете, другой оказался без Бога во мраке. Здесь не может быть какой-либо несправедливости. Все Священное Писание повторяет нам без конца, что Бог спасает. И даже в самом событии Потопа надо видеть спасение. Когда человечество подошло к полной катастрофе, вмешательством Бога течение жизни повернулось – ради рождения нового человечества. Ной – это человек, спасенный Богом. Постараемся увидеть, что ковчег готов и сегодня – для каждого из нас – среди нового всемирного потопа греха. Христос Спаситель, войдя в воды смерти, влечет за Собой в Свою Церковь, в этот ковчег всех, кто хочет идти за Ним. И, обратите внимание, если во времена Ноя, согласно Писанию, исчезло практически все первое человечество, Господь говорит о половине спасающихся: один из двух, пять мудрых дев против пяти неразумных. И мы знаем с очевидностью, что речь идет не о математических исчислениях.

http://pravoslavie.ru/3624.html

В самом деле, речь идет не о том, чтобы из тактических соображений предпочесть второе или третье место, чтобы потом не пришлось со стыдом занять последнее. Речь идет о том, чтобы всегда и всюду, почти инстинктивно, искренне предпочитать последнее место. Чтобы достигнуть этого, никакого кодекса вежливости, никакого эгоистического расчета будет недостаточно. Господь зовет к совершенно другому. «Унижающий себя возвысится». Не может быть никаких сомнений — Господь говорит прежде всего о Самом Себе. Это Он, будучи Богом, уничижил Себя среди людей до последнего места среди них. Но от этого последнего места, от Креста и от ада среди умерших, Он возвысился, воскрес и стал Перворожденным из мертвых и Спасителем многих. Избрать последнее место, чтобы таинственно явиться на первом, возвысившись любовью Отчей, — вот путь Сына Божия и спасение мира. Путь, который отныне открывается в Нем для всех людей, чтобы все, следуя за Ним, могли избрать его. Быть вместе с самыми нищими, обнищать ради них — значит последовать за Христом по единственному пути, ведущему к Небесному Отцу. Именно в этом обычаи Божии нисколько не похожи на то, что принято у людей. Для верующего человека выбрать последнее место не есть благоразумный расчет, чтобы, невзирая ни на что и не подавая вида, достигнуть первого места, всегда самого желанного. Выбрать последнее место — значит, просто научиться нравам Божиим, оказаться под воздействием Его любви. Приобщая тайне Своей любви, Бог возносит смиренных, приемлет нищих и спасает грешников. По этой же самой причине Церковь Христова так мало напоминает любые, самые лучшие общества этого мира, которые тщательно отбирают и отсеивают своих членов. Ибо Церковь в свою очередь сочетается с обычаями и нравами Божиими. Она — знамение Его милосердия. Она причастна щедрости Бога. Она не ждет никакого воздаяния, кроме одного только Бога. За Божественной литургией каждый из нас занимает последнее место. Потому что Бог пришел спасти не праведников, а грешников, «от нихже первый есмь аз». «Никтоже да рыдает своего убожества», как говорит святой Иоанн Златоуст среди Пасхи. Каждый, кто сознает свою греховность и приходит с покаянием, оказывается достойным. И Сам Сын Божий сажает его рядом с Собой, и соединяется с тем, кто исполнен решимости следовать за Ним всюду, куда бы Он ни пошел.

http://pravoslavie.ru/3877.html

Непостижимы и неисследимы замыслы Божии о человеке, и святость человека заключается в том, чтобы смиренно принять то, что Бог хочет сотворить с ним, приобщая его Своему Кресту и Воскресению. «Я не думаю об исцелении, — сказала тяжело больная женщина, которую недавно батюшка причащал на дому.— Я прошу Господа, чтобы иметь веру переносить мою болезнь. Я не могу сказать, что я не желаю исцеления, но я не прошу об этом. Господи, как Ты Сам желаешь, и как Сам знаешь, только спаси меня». Воистину, болезнь — Божие посещение. «Я ношу язвы Господа моего на теле моем», — говорит апостол Павел. И вся Церковь болезнями и страданиями своими до последнего дня несет на себе Христовы раны. Господь сподобляет такого болящего быть особым причастником Креста Своего. Он как бы дает ему нести вместе с Собою все немощи других людей. Он доверяет ему служение исцеления: своим страданием больной участвует во внутреннем исцелении их, его болезнь может быть проповедью, просвещением других. Тело иногда исцеляет Господь в знак исцеления души. Но настоящее чудо — не физическое исцеление. Чудо — избавление от ненависти и отчаяния, от этого ада, в котором все живут. Чтобы мог сказать человек: «Вот, что Он сделал с моим сердцем — в нем воссиял Свет несотворенный! И, полуживое, оно сделалось способным любить ближнего любовью Божией». Узнаем тайну молитвы, к которой призывает нас Святая Церковь, и об этом чуде, об этом свете милосердия будем Бога молить в мире, где за умножение грехов дается нам умножение болезней и бессердечия. Чтобы нашлись и у нас друзья, которые принесли бы нас ко Господу, когда придет к нам испытание тяжкой болезнью. Чтобы мы сами стали такими друзьями, которые исполнены решимости других на себе до конца нести. О, если бы Господь благодатью Своею научил нас на самом деле благодарить Его за скорби, которые Он нам посылает! Чтобы вся Церковь болезнями и страданиями своими принесла смертельно больную Россию ко Господу, и люди, еще вчера не знавшие Бога, могли воскликнуть: «Господи, не на грехи мои смотри, но на веру Церкви». Болезнями святых Твоих исцели наши болезни, Господи, и открой всем свет Креста Твоего и Воскресения!

http://pravoslavie.ru/3690.html

Надо, надо молить нам Господа, чтобы послал Он нам сегодня таких милостивых чудотворцев, как святой Иоанн Кронштадтский, как святой Иоанн Шанхайский, заступничеством которых исцелялись тысячи и тысячи, принося Господу глубокое покаяние. И болящие прежде всего могут умолить Господа о ниспослании нам этих «мужей силы и разума», и сострадания. Но при этом важнее понять, что дар исцеления у Господа предназначен не для одних великих святых. Каждый из нас во святом крещении принял его. Блаженный Августин вспоминает, как молодая девушка в его храме, выйдя из крещальной купели во время пасхальной всенощной, осенила крестным знамением стоящую там женщину, которая была безнадежно больна, и та тотчас получила исцеление. Так было в древней Церкви, и так происходит сейчас. Простая прихожанка рассказывала, как она была при смерти, врачи уже отказались от нее, и часы ее были сочтены. Но маленькие детки ее, четверо, между прочим, их было, всю ночь молились со слезами перед иконами, и под утро она почувствовала вдруг, что смерть отходит. Совсем начинающие христиане, еще не имеющие никакого духовного опыта, явились чудотворцами. Вот о чем, может быть, нужнее всего нам надо задуматься. Один священник рассказывал, как в его приходе были две женщины, больные раком. Одна — мать пятерых детей, за которую многие прихожане, несколько групп, молились об исцелении, непрерывно читая акафисты и псалтирь, и за каждой литургией священник не только вынимал за нее частицу, но и произносил особую молитву. И другая — молодая женщина двадцати двух лет, которой сделали уже две операции. Она вела нехорошую, нечистую жизнь, и многие знали об этом. И, хотя она была лишена причастия, тем не менее, продолжала почему-то постоянно ходить в храм, стоя подолгу перед иконой Спасителя. Однажды священник сказал в проповеди, что в их храме произошло чудо. Что Господь, как в древние времена, исцелил женщину, у которой был рак желудка. И все с удивлением увидели в храме исцеленную Господом блудницу, которая стояла, заливаясь слезами, на исповеди. Господь не исцелил ту, за которую молились все, но Сам посетил ту, о которой никто не думал и которую многие презирали. Добрый Пастырь исцелил овцу самую заблудшую и телом, и душой. Она шла вместе со всеми, не переставая плакать, к причастию. Сам Господь отменил для нее все епитимьи, и это был праздник всей Церкви.

http://pravoslavie.ru/3690.html

И еще сегодня нам хотелось бы остановиться на одной подробности этого чуда, которая может показаться после всего, что произошло, несколько прозаической. Когда все насытились, Христос сказал ученикам: «Соберите все, что осталось». Мы должны всегда заботиться о том, чтобы не было пустой траты того, что Бог нам дает. И научение этого предлагается нам с самого простого и насущного. Праведно будет со стороны Божией дать нам узнать недостаток того, что мы впустую истратили. Когда мы насытились, мы должны помнить, что было, например, во время войны и что и сегодня немало людей, которым недостает пищи. И нам может недоставать. Всегда неприятно видеть, как выбрасывается в помойку еда, где бы и в каких масштабах это ни происходило. В русском православном народе испокон веков не забывали, что существует закон: те, кто хотят иметь средства для благотворительности, не должны быть расточительными. Известно, что святой Царь-мученик Николай Александрович отличался необыкновенно щедрой благотворительностью, и при этом приучал своих детей к скромности и бережливости. Царские дети – младшие донашивали за старшими одежду, которую приходилось много раз штопать и подшивать. И еще здесь важная мысль. Христос не велел собирать оставшуюся пищу, пока все не насытились. И мы не должны собирать про запас, пока все не истрачено как полагается. Вера – это доверие Богу. Сколько гниет и пропадает добра вследствие этого недоверия! Скупость и расточительность – это явления одного порядка. Грех собирательства, накопительства «на черный день» уготовляет день, который может стать поистине черным для нас. Каждый из нас, наверное, знает массу ужасных примеров, и не только из литературы, когда человек, лежа на смертном одре среди накопленного за жизнь добра, говорил: «Я накопил, это мне принадлежит. Лучше пусть все будет уничтожено, чем кому-то достанется». Есть рассказ про одного купца, как он, уже умирая, стал заглатывать ассигнации. Только неверие тому, что Христос говорит, может привести к такому безумию и беснованию.

http://pravoslavie.ru/3498.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010