Из краткого описания этого события мы можем извлечь для себя немало полезного. Ученики Христовы не должны быть привередливыми в выборе пищи, но довольствоваться тем, что есть. апостолы срывали колосья и ели, растирая руками, — их трапеза была предельно скромной, без всяких деликатесов. Многие склонны строго выговаривать другим за самые невинные и безобидные поступки. Фарисеи обличили учеников Христовых, когда они сделали то, что не должно делать в субботы, в то время как сами имели обыкновение, заранее приготовив пищу, роскошно пиршествовать в субботние дни. Обрядовые установления могут умеряться в случае необходимости. Так Давид и бывшие с ним решили вопрос субботы: «суббота для человека». Господь сказал фарисеям: «Разве вы не читали, что сделал Давид?» Разумеется, читали, но они никогда не задумывались, что это значит. Можно, оказывается, усердно читать Писание, знать его от корки до корки, быть способным наизусть процитировать любое место, — и всю жизнь проходить мимо его содержания — оттого что наш ум закрыт к познанию истины, и сердце не испытывает глубинной потребности в Боге. Если предписания Божии, касающиеся внешних установлений, могут быть иногда отставлены ради большего блага, что сказать о преданиях человеческих? Превыше всего всегда любовь. Так святитель Спиридон Тримифунтский, не имея чем угостить случайного путника во время Поста, поскольку он сам ничего не вкушал в эти дни, достал из старых запасов кусок соленой свинины, зажарил ее и, чтобы успокоить смутившегося гостя, первым приступил к трапезе. Но хотя Господь позволяет делать в субботу то, что диктует необходимость, тем не менее Он хочет, чтобы мы знали и помнили, что это Его день. «Сын Человеческий есть господин и субботы». В Царстве Искупителя, в Церкви Христовой день субботний становится днем Господним — воскресением. В знамение этого он не только обретает новое имя, но делается новым днем, первым днем недели. «Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить». Наш долг — освящать праздничные и воскресные дни посещением храма Божия. Мы не должны пропускать богослужения в эти дни без серьезной на то причины. В синагоге в субботу Господь учил. Он пользовался всякой возможностью учить — не только Своих учеников, но весь народ. Исцеленный Христом был одним из слушателей Его слова. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Кто желает исцелиться благодатью Христовой, должен желать узнать учение Христово. Однако среди слушающих Господа и свидетелей чуда были и те, кто пришел с единственной целью уловить Его. Книжники и фарисеи наблюдали за Ним, подстерегая Его как лев добычу, — не исцелит ли Он в субботу. Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости. «Он сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил».

http://pravoslavie.ru/3728.html

 Однако из того, что мы не должны судить других, вовсе не следует, что мы не должны обличать других. Это наша христианский долг, и, исполняя его, мы, как говорит апостол Иаков, можем спасти чью-то душу от смерти. Тем не менее, не каждому дано обличать. Те, кто виновен в тех же самых грехах, в которых они обвиняют других, или даже худших, будут посрамлены. И, конечно же, не будет никакой пользы от их обличений. Иные готовы затеять ссору из-за мелочей, в то время как сами позволяют себе серьезное отступничество от веры. Они зорко высматривают сучок в чужом глазу, а бревна в своем глазе не замечают. Степени грехов различны. Одни грехи могут быть как сучок, другие – как бревно. Одни – как комар, другие – как верблюд. Это не значит, что может быть грех, о котором позволительно сказать, что он слишком мал. Потому что всякий грех совершается против великого Бога. Наши собственные грехи должны восприниматься нами большими, чем те же самые грехи других, потому что они изнутри поражают нас. Гордость и отсутствие любви и сострадания к другим – самое большое бревно в нашем глазу, от которого происходит слепота лицемерия. «Лицемер! – говорит Христос. – Где же твоя ненависть ко греху, если собственный грех ты лелеешь?» «Как скажешь ты брату твоему – как ты скажешь ему не стыдясь: дай, я помогу тебе, в то время как сам погружаешься в бездну погибели?» Что же нам делать, если мы призваны вместе со всею Церковью обличать мир о грехе, о правде и о суде? Неужели мы должны замолчать от сознания собственной греховности? Господь предлагает нам единственное спасительное решение. «Вынь прежде, – говорит Он, – бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Наши собственные грехи не могут быть оправданием нашего молчания перед лицом торжествующего беззакония. Это молчание явилось бы только усугублением нашей греховности. Но мы должны перемениться сами, прежде всего, если на самом деле хотим помочь лежащему во зле миру. Проповедники истины и покаяния должны, в конце концов, по дару Христа, быть из чистого золота.

http://pravoslavie.ru/3364.html

«Сберегший душу свою – говорит Христос, – потеряет ее. А потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как это противоречит тому, что более всего ценит современный мир: сегодня высшая цель человека – «реализовать себя», раскрыть себя в полноте. А Христос предлагает потерять себя и погубить себя! Однако если мы немного задумаемся, мы увидим в этой заповеди Христа один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь – чтобы обрести ее! Слово Христа твердо и радостно. Речь идет о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. «Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком», – говорит Он (Ин. 10, 10). Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующей от нас самоотречения ради других, – это и есть высший расцвет человеческой личности. Не разрушение человека, а созидание его! Достаточно вспомнить нам о преподобном Серафиме Саровском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святой преподобномученице великой княгине Елисавете и других бесчисленных наших святых. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции – самый надежный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь. Быть крещеным, по слову Апостола, – быть распятым со Христом, чтобы жить с Ним. И каждая литургия напоминает нам, что Господь предал Себя за нас. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», – говорит Христос. Что бы с нами ни происходило, речь всегда идет о любви, и о любви в самом простом ее выражении – принять другого. Принимая Христовых служителей, иные, сами того не зная, принимали не ангелов только, но Самого Христа: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» Как бы ни были малы у нас возможности делания добра, Господь приемлет даже чашу холодной воды, поданную кому-то из малых сих. Добрые наши дела определяются не ценой дара, но любовью дарующего. По этой причине медная монета вдовы была не только принята, но поставлена выше всех других приношений.

http://pravoslavie.ru/3453.html

«Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – утверждает Господь. Эти слова абсолютно созвучны предыдущим. После отношения детей к родителям следуют отношения родителей к детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви к кому бы то ни было. Кто может иметь право на такое неприемлемое, непостижимое требование, кроме Бога? Из всех великих основателей мировых религий Христос – единственный, кто так говорит. Во всех других религиях Бог ставится превыше всего. А здесь Христос не перестает повторять тем, кто «не достоин Меня». Кто же Он? Обычно мы говорим, что, только любя друг друга, мы любим Бога. И это так. Бог хочет, чтобы наши отношения были основаны на любви. Было бы ужасно, если бы мы стали употреблять эти слова Спасителя для оправдания нашей нелюбви, нашей эгоистической неспособности заботиться о близких, нашей сосредоточенности на личных интересах. Любить отца своего и мать. Любить сына своего или дочь. Это касается не только узкого семейного круга. Здесь – основание наших наследственных, культурных, общечеловеческих связей. Хотим ли мы этого или нет, мы зависим друг от друга, и мы создаем эту зависимость. Мы – часть «среды», того целого, что составляет нашу жизнь. Но это единство, сколь бы ни было оно важным, не может быть для нас извинением, что мы не идем вслед Христу. Кто любит свою среду больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит своих друзей больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит то, что с ним происходит, дело своей жизни, больше Меня, не достоин Меня! «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня. Это третья ступень отвержения. Следует отвергнуться также и прежде всего – самого себя. Это слово о Кресте напоминает, что Христос не предлагает нам ничего, что Он Сам бы не исполнил. Всякий крест, который нам дается, всякая скорбь – приглашение следовать за Христом. Во времена земной жизни Христа Крест не был ни святыней, ни украшением – распятие на кресте было весьма распространенной, совершаемой на глазах любопытных толп жестокой казнью, предназначенной для рабов.

http://pravoslavie.ru/3453.html

Христос предлагает две притчи подобия Царства Божия. Чему подобно Царство Божие? С чем его можно сравнить? Царство Божие будет совершенно отличным от того, что вы ожидаете. Вы думаете, что оно явится великим, сразу обнаружит свое совершенство. Вы ошибаетесь. «Оно подобно зерну горчичному», крошечному на вид и мало что обещающему. Но посаженное в землю, оно вырастает и становится большим деревом. Многие были настроены с предубеждением против христианства, потому что его начало было столь незначительным. Христос говорит, что хотя начало его малоприметное, в будущем оно процветет. Так что множество душ обретут покой под сенью его. «Вы хотите, чтобы оно было впечатляющим внешне, — говорит Господь, — но его действие будет тихим и незримым. Малая закваска квасит все тесто — так учение Христово таинственно распространится во всем человечестве. Но для этого требуется время. Вы увидите, какие оно совершает чудеса. Постепенно им будет проникнуто все. И вот, мы слышим новый вопрос ко Господу. Неизвестно, кто его задает — друг или враг. «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся?» Может быть, это был очередной вопрос-ловушка. Если Он скажет, что спасающихся много, Его можно будет обвинить в снисходительном отношении ко греху. Если скажет, что мало, — значит, его учение о Боге немилосердно. А может быть, это был род отвлеченного богословствования. Многие слишком интересуются, кто спасется, а кто нет, вместо того, чтобы задуматься, что они должны делать, чтобы спастись. А может быть, и то, что у кого-то просто вырвалось невольное изумление. Видя, как строг закон Христовой любви, и в каком ужасном состоянии находится мир, сопоставив все это, кто-то воскликнул: «Как мало спасающихся!» У нас есть основания удивляться, что столь немногие из тех, к кому обращено слово спасения, воспринимают его как поистине спасительное слово. И, может быть, кто-то с отчаянием спросил: «Если так мало спасающихся, то что тогда? На что такие, как я, могут рассчитывать?» Спаситель не дает прямого ответа на это вопрошание. Ибо Он пришел для того, чтобы пробудить совесть каждого человека, а не для того, чтобы удовлетворить чье-то любопытство. Господь ясно показывает, в каком направлении следует идти. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», — говорит Он. И это относится не только к тому, кто вопрошает его, но ко всем. Приложите все усилия. Всякий, кто хочет спастись, должен помнить, что узок путь, ведущий в жизнь, и от нас требуется строгое самоограничение. Кто хочет войти сквозь тесные врата, должен подвизаться ради этого. Причина, по которой многие лишаются благодати, — расслабленность и лень. Недостаточно желать вечного блаженства, высоко ценить святость, и даже предпринимать кое-какие усилия для достижения их. Требуется решимость, по слову преподобного Серафима Саровского, без которой наша вера может стать теплохладной и вялой.

http://pravoslavie.ru/3860.html

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью. «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих ( Числ. 15, 38 ) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия большими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех. Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

http://pravoslavie.ru/3584.html

Книжники и фарисеи, ревнители благочестия, не могут видеть, что жизнь его тотчас же переменилась. Напротив, они мрачнеют — оттого что этот Иисус приходит в дом к этому мытарю, который устраивает для Него и для своих друзей праздник. В те времена разделить с кем-либо трапезу означало почтение и дружбу. Почему ваш Учитель ест и пьет за одним столом с таким сбродом? Фарисеи искренне старались вести жизнь честную и благочестивую, идя ради этого порой на большие жертвы, в том числе и в материальном плане. Кому неясно, особенно в наши дни, как трудно соблюдать заповеди Божии тем, кто занимается коммерцией или политикой. Так что волнение фарисеев очень понятно. Ответ Господа им прост и ясен. Однако он требует великой перемены в мыслях: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Те, кто живет как Матфей, — душевно больны. И Господь хочет, чтобы они узнали, что жизнь заключается совсем не в том, чтобы положить в карман как можно больше денег. Хорошо вести честную и даже очень благочестивую жизнь. Но это не должно давать повода презирать других. Милости хочет Господь, а не гордой жертвы. Ибо кто из нас, какой бы честной ни была его жизнь, не зависит от милости Божией и милости других людей? Духовная проблема фарисеев — в том, что они полагают себя праведниками или теми, кто более или менее оправдан своими жертвами. Они не хотят признать, что милосердная любовь Божия — это совсем другое. Мы должны сделать выбор — либо наша праведность, либо милосердная любовь. Святые мученики и все святые сделали этот выбор, отдав себя милосердной любви. Существует ложное понимание милосердной любви, согласно которому люди думают, что могут жить как угодно. На самом деле милосердие более требовательно, чем все наши представления о правде. Исполняя свой долг, мы отдаем часть себя, а милосердие требует, чтобы мы отдавали себя целиком. Оно предполагает, что каждый день мы будем учиться отвечать на зов Христов — молитвой, слушанием слова Божия, покаянием, любовью. Только так человек может предстоять перед правдой Божией, ибо Бог пришел не судить мир, но спасти его. Милосердие зовет к покаянию. Чем больше нам будет дано узнавать милосердие Божие, тем глубже будет наше покаяние. Когда мы предстоим перед Крестом Христовым, нам открывается, как велика наша ответственность. В конце концов Бог не занимается подсчетами. Он хочет показать нам Своей любовью, что единственная наша подлинная вина — в том, что мы не умеем любить. Но Бог идет дальше. Он дает нам Свою любовь, чтобы научить нас любить. Он пришел к людям, чтобы дать благодать прощения и дар любви.

http://pravoslavie.ru/3709.html

Жених замедлил, то есть не пришел тогда, когда Его ожидали. Нам может порой казаться, что Христос медлит, но это не так. Хотя Он не спешит придти к нам по назначенному нами времени, Он не замедлит придти в назначенное Им время. «Все задремали и уснули» — как будто устали ждать Его. Не только те, кто лишь по имени принадлежит Церкви, но и многие благочестивые христиане могут ослабевать в ревности по Боге, когда нет с ними живого присутствия Христа. Нельзя сказать, что у них была потеряна вся любовь ко Христу, но все же они оставили первую любовь свою. Господь дает нам два важных предупреждения. Во-первых, нам необходимо постоянно трудиться над собой, опасаясь беспечности, потому что, когда придет Христос, может оказаться непоправимо поздно. И наша молитва: «Господи! Господи! отверзи нам» не будет услышана. Во-вторых, есть вещи, которые никто не может нам передать, если мы сами не позаботимся о том, чтобы приобрести их. Невозможно дать другому человеку свое смирение, свою чистоту, свою любовь, свою, Богом дарованную, благодать. Что пользы взывать к мудрым девам после нашей смерти и на Страшном Суде: «Дадите нам от елея вашего, яко светильницы наши угасают»? «Се, Жених грядет в полунощи» — среди наших ночей, среди нашего сна, нашей дремоты, нашей неготовности к встрече с Ним. Все богослужения Церкви от начала до конца устремлены к Тому, Кто грядет. К непрестанному приходу в нашу жизнь Бога, Который требует от нас бодрствования: «Бдите, ибо не знаете ни дня, ни часа». Обыкновенно эти слова относят к часу нашей смерти и ко Второму Пришествию Христову, в то время как Бог присутствует в бесчисленных встречах с нами в нашей каждодневной жизни. У Бога нет ни дня, ни часа, потому что Он всегда рядом с нами. Это нас нет, это мы отсутствуем. «Бодрствовать» на библейском языке — совсем не то, что «ждать». Оттого что Бог непрестанно приходит в нашу жизнь, мы должны быть внимательны к тому, что происходит сегодня и сейчас, поднимая будничное до уровня вечного. Первые христиане хорошо сознавали это, встречая друг друга приветствием: «Маранафа!» — «Господь грядет!» Несомненно, жить настоящим трудно.

http://pravoslavie.ru/3642.html

И вот в эту толпу вошли четыре человека, неся на носилках своего больного друга. Они никак не могли пробиться в дом через толпу, так как давка в дверях была особенно сильной. Тогда по наружной лестнице они взобрались на плоскую крышу дома, разобрали потолок и спустили носилки на веревках, прямо к ногам Христовым. И, видя веру их, Господь взглянул на этого человека и сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Ясно, что эти люди любили своего друга и верили, что только Христос может исцелить его. У них было чувство сострадания к своему другу, можно сказать, сильное, как природа: гони природу в дверь, она — в окно, нельзя в окно — она через крышу. И любовь у них была, крепкая, как смерть. Нет, о такой любви еще рано говорить: пусть любовь их настойчива и не знает преград, и не может остановиться на полпути — нельзя еще сказать об этих людях: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Человек не может быть исцелен, пока не прощены его грехи. Грех и страдание естественно и неизбежно связаны друг с другом, как грех и смерть. Чтобы исцелился больной, надо, чтобы были прощены его грехи, надо исцелить более глубокую болезнь — болезнь души, грех. И фарисеи и книжники, которые были ответственны за то, чтобы не допустить никаких лжепророков и лжеисцелений, это знали и стояли как бы на страже закона, внимательно наблюдая за Иисусом. Как гром среди ясного неба прозвучали для них слова, что грехи прощены. Совершенно понятно, что только Бог может прощать грехи. Когда такое берет на себя человек, это оскорбление Бога, богохульство, и наказанием за это богохульство, согласно книге Левит, была смерть. Они не сводили глаз с Господа, и было видно, в каком направлении заработала их мысль. Книжники и фарисеи — ревнители Писания (кто-то ведь должен наблюдать, чтобы все было по правилам). В чем же их вина? Высшее добро, оказывается, может представляться высшим злом там, где нет сострадания человеку. И Господь как бы хочет показать им, как велико значение сострадания и как велико значение милосердного слова. «Что легче, — спрашивает Он, — сказать человеку: " Прощены твои грехи " или " Встань и ходи? " » Всякий, легкомысленно относящийся к тайне слова, ответил бы в сердце своем, что легче сказать: «Твои грехи прощены». Кто узнает, действенны эти слова или нет, невозможно проверить. Но чтобы сказать: «Встань и ходи» мертвому почти человеку, надо обладать для этого нечеловеческой, сверхприродной силой жизни.

http://pravoslavie.ru/3690.html

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» ( Иак. 3, 1–2 ). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог. Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

http://pravoslavie.ru/3584.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010