Престол унаследовал его сын Витица. В самом начале своего правления, в 702 году, Витица созвал XVIII Толедский собор, оказавшийся последним в истории Вестготского королевства. Акты XVIII собора, в отличие от предшествовавших ему, не сохранились. Они могли впоследствии подвергнуться осуждению и быть намеренно уничтоженными. Известно, что на этом соборе рассматривались каноны, изданные Трулльским Собором, состоявшимся в Константинополе в 691–692 годах. Поскольку в ряде соборных правил отвергалась практика, сложившаяся в Римской Церкви, папа Сергий отверг эти каноны и не признал за самим Собором того статуса, который был усвоен ему на христианском Востоке – как продолжения, или своего рода второй сессии, VI Вселенского Собора, но XVIII Толедский собор одобрил каноны Трулльского Собора. И уже только после завоевания Испании маврами король Астурии Фруэла Жестокий отменил постановление XVIII Толедского собора о признании трулльских канонов. Гибель Вестготского королевства Арабское завоевание Испании В 709 году король Витица скончался. После его смерти государство вестготов приблизилось к своей гибели, прологом которой послужила междоусобная распря. Часть знати на избирательном собрании высказалась за возведение на престол старшего сына Витицы Агила. Брат Витицы епископ Оппа, естественно, поддерживал кандидатуру своего племянника, на стороне королевского сына был и новый примас Испании митрополит Толедский Синдеред, но большая часть участников избирательного собора высказалась за герцога Бетики Родериха (Родриго), сына ослепленного по приказу Витицы герцога Кордубы Теудофреда. Его миропомазание совершил Синдеред. В «Мозарабской хронике» возведение на трон Родериха представлено как результат мятежа, правда, совершенного при поддержке знати – сената: «В четвертый год правления Юстиниана и 92-й год по арабскому летосчислению, когда Валид правил королевством уже пятый год, Родерик поднял мятеж и вторгся в королевство готов по наущению сената. Он правил только один год» . Сторонники Агилы не признали законности поставления на престол Родериха. Агила вместе с матерью и младшим братом бежал из Толедо в Тарракону, туда же перебралась и часть готской знати. Мятежникам удалось овладеть Тарраконской провинцией. На их сторону встали и магнаты Септимании. Армия Родериха, однако, одержала победу над войсками сепаратистов, но они не были разгромлены и уничтожены. Гражданская война окончилась компромиссом. Агила признал своего противника королем, а тот, со своей стороны, оставил во владении сыновей Витицы колоссальные богатства – до 3 тысяч имений.

http://pravoslavie.ru/108026.html

Этим судебные полномочия епископов Толедского королевства не ограничивались. Как следует из тридцать первого канона, король часто приглашал их участвовать в процессах против совершивших преступление магнатов. 978 Вероятно, королевская власть нуждалась в одобрении приговора епископатом, потому что только авторитет Церкви помог бы избежать недовольства родственников и друзей осужденного, а значит, и волнений. Но участники собора распорядились, чтобы епископы участвовали лишь в тех процессах, где обвиняемых клятвенно обещали помиловать, и под страхом лишения сана не вмешивались в те, которые должны окончиться смертной казнью, поскольку главной заботой епископа является спасение грешников. Очевидно, что эта норма возникла под влиянием образа справедливого и милосердного судьи, сформулированного в «Синонимах» Исидора. Можно только догадываться, почему собор настоял на невмешательстве епископов в такого рода распри. Возможно, тем самым участники (прежде всего Исидор) стремились повлиять на короля и побудить к милосердию. В то же время, отцы Толедского собора вменили в обязанность епископу защищать бедных и незнатных от произвола судей. Ранее, на III Толедском соборе было решено, чтобы судьи и служащие фиска ежегодно отчитывались в своих действиях перед собором. Участники IV Толедского собора попытались усилить контроль епископата над должностными лицами. Так, провинциальным соборам было предписано рассматривать жалобы несправедливо обиженных (кан. 3) знатью или должностными лицами. Но даже без предъявления жалобы потерпевшим епископ должен был вмешаться в конфликт и постараться прекратить его. Если должностные лица или магнаты не слушали его увещеваний, он обязан был довести это до сведения короля. Епископы, не оказавшие помощи небогатым и незнатным, подвергались судебному преследованию на соборе. 979 В своих «Сентенциях» Исидор призывал епископов заботиться о своей пастве, особенно о людях бедных и незнатных. Настоящий пастырь не боится гнева власть имущих, но всегда готов прийти на помощь тем, кого они обидели. Исидор предлагает всяческими средствами исправлять недостойное поведение знати: отчитывать, увещевать, отлучать от Церкви. 980 Без сомнения, рассматриваемое постановление было принято под влиянием этого трактата. 981

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Помимо своих литературных штудий, Исидор очень много сделал для формирования канонического права. Он был председателем на двух провинциальных соборах в Севилье (619 и 624 гг.), а также на историческом общенациональном соборе в Толедо 633 г. II Севильский собор (619 г.), по сути, представлял собой заседание церковного суда уровня провинции. На нем был решен ряд конфликтов между епископами, касающихся территориальных и имущественных споров. На основе принятых решений и были изданы постановления собора. Несколько лет спустя Исидор председательствовал на III Севильском соборе (624 г.), где вынес несправедливое решение, осудив и лишив сана невиновного клирика. Очевидно, по этой причине он сознательно не включил постановления этого собора в составлявшийся им «Испанский канонический свод», поэтому они не сохранились. Главным же событием в жизни Исидора было председательство на IV общенациональном соборе в Толедо в 633 г. На этом соборе было принято семьдесят пять (рекордное число) постановлений, которые регламентировали статус Церкви и правоотношения внутри нее. Сравнив идеи, изложенные в произведениях Исидора, с соборными канонами, можно с уверенностью согласиться с рядом исследователей, считающих, что именно епископ Севильи был вдохновителем большинства принятых решений. Прежде всего Отцы IV Толедского собора унифицировали правила церковной службы, которая до того времени была неодинаковой в разных провинциях. С этого началось складывание единой т.н. мосарабской литургии. Затем был определен порядок и сроки проведения общенациональных соборов. Множество канонов было посвящено обязанностям и полномочиям клириков, до того регламентированным весьма условно. Кроме того, несколько канонов собора, основанных на «Монашеском уставе», были посвящены жизни братии и монастырскому хозяйству. Несколько постановлений касались статуса церковных вольноотпущенников: именно с IV Толедского собора начинается процесс превращения их в «вечных клиентов» Церкви. Наконец, последнюю группу постановлений составляют т.н. антииудейские каноны, автором которых, по всей видимости, также являлся епископ Севильи. Эти десять постановлений положили начало целенаправленной антииудейской политике вестготских правителей, которой они придерживались до конца истории королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

А. Кордочкин Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Святитель Исидор Севильский , безусловно, самая крупная фигура испанской церковной истории и культуры. После кончины своего брата свт. Леандра Севильского Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи). Святитель Исидор, как и Леандр, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 г. Святитель скончался 4 апреля 636 г., согласно мосарабскому «Календарю Рецемунда». Исидор оставил огромный корпус писаний. Главный труд святителя «Этимологии» считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора – «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 г., и «История царей готов, вандалов и свевов». «История» существует в двух версиях: краткой и пространной. Возможно, пространная версия была составлена около 624 г., через пять лет после завершения краткой 510 (некоторые историки считают, что, напротив, Исидор сократил длинную версия после того, как король Свинтила был осужден на IV Толедском соборе). 511 «История» – гораздо больше, чем историческая хроника. Это, по сути, краеугольный камень, положенный в основу испанской государственности и его национального самосознания. Голос Исидора Севильского – голос пробуждающегося национального сознания, где Испания видится преемницей Рима. 512 Похвальное слово Испании, 513 с которого начинается «История», «голос патриарха, который склоняется над колыбелью новорожденной Испании, и запевает песню, убаюкивая ее, как дедушка, и предвозвещая, как пророк». 514 Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мосарабских календарей Х в., его имя встречается во французском «Мартирологии Усуарда» cep.IX b., литаниях Псалтыри Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IXXI вв. 515 Данте помещает Исидора в рай – на десятое небо. 516 Мощи святого Исидора с 1063 г. пребывают в базилике его имени в Леоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С чем связана эта тенденция? Рискну предположить, что с увеличением численности монастырей и количественным ростом братии. После обращения Реккареда появились монахи готского происхождения; наиболее известным из которых стал Фруктуоз Браккарский, выдающийся церковный деятель и составитель нового монашеского устава. 998 Из мира в обитель уходили люди из самых разных социальных слоев: аристократы, куриалы, колоны и вольноотпущенники. 999 Рассмотрим, в какой степени вопросы, касающиеся монахов, отшельников или дев и вдов, посвятивших себя Богу, регламентировались светским и соборным законодательством вплоть до IV Толедского собора. В Бревиарий Алариха не вошел титул, посвященный монахам (надо отметить, что и в Кодексе Феодосия он включал всего две конституции). На соборе в Эльвире в начале IV века из восьмидесяти одного канона их непосредственно затронул лишь один (сап. 13 De virginibus Deo sacratis si adulteraverint), столько же – на соборах в Сарагосе (380 г.) и Таррагоне (516 г.). Отцы I собора в Толедо (397–400 г.) и в Лериде (546 г.) коснулись этой темы дважды. Наконец, на III Толедском соборе было принято три постановления, касающихся вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся. 1000 Лишь один канон касался непосредственно монастыря как отдельного учреждения; согласно этому канону, епископ с согласия собора мог выделить для монастыря одну базилику и материальные средства, но с тем условием, чтобы это не нанесло ущерба епархии. 1001 В канонах IV Толедского собора число упоминаний монахов и монастырей резко возрастает. 1002 Отцам собора пришлось коснуться наиболее важных вопросов, касающихся статуса монастыря и его обитателей. Той же цели был подчинен и «Устав» Исидора. Этот интерес, на мой взгляд, можно объяснить лишь увеличением количества монастырей в епархиях и ростом влияния монахов и аббатов на духовную жизнь королевства. Рассмотрим, каких именно вопросов касались принятые на соборе постановления. Сорок девятый канон устанавливал общее правило принятия пострига. Монахами становились или в раннем возрасте по воле отца, или в зрелом, выразив собственное желание. 1003 В любом случае, став монахом, ни при каких обстоятельствах нельзя было вернуться в мир. 1004 Не совсем ясно, как это постановление соотносилось с «Уставом» Исидора, требовавшим, чтобы новообращенный дал письменное согласие на перемену в своей жизни 1005 и прошел трехмесячный «испытательный срок». 1006 Возможно, за сына подписывался его отец. Так как ребенок считался недееспособным, то согласие его отца приравнивалось к его собственной воле. 1007 Однако это объяснение нельзя признать полностью удовлетворительным, так как оно отчасти противоречит мысли Исидора. По мнению епископа, тот, кто не стремится всей душой к монашеской жизни, быстро впадает в грех. 1008 Следовательно, каждый новообращенный должен самостоятельно пожелать стать монахом и в дальнейшем отвечать за свой выбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Как замечают даже западные исследователи, книга «Quatuor Libri Carolini», написанная в 790 г., где систематизированы мысли Карла об иконах, по духу и содержанию – почти протестантская. Основные ее мысли таковы: только Бог является объектом поклонения и обожания (colendus et adorandus), а святых следует только почитать (venerandi). Иконам не следует поклоняться ни в каком случае; кланяться, становиться перед ними на колени – суть язычество и идолопоклонство. Рассказы о чудесах, «якобы» явленных иконами, – плод больного воображения или обман демонов. В крайнем случае допускается использование икон для украшения церквей, но не более того. Заблуждение Карла и франкских епископов было столь сильно, что даже в 825 г. на Парижском Соборе поклонение иконам было вновь отвергнуто, и копия соборного определения направлена папе, как некий укор в его адрес по поводу признания понтификом VII Вселенского Собора 252 . Но еще большее значение имеет впервые упоминаемый в публичных документах Западной церкви и политической власти Франкской державы термин Filioque (буквально – «от Сына»), внесенный в Никео-Цареградский Символ Веры твердой рукой Карла Великого. История этого нововведения, через два столетия ввергшего Кафолическую Церковь в раскол, довольно проста. Полагают, что впервые Filioque прозвучало на Толедском Соборе Испанской церкви в 589 г. Но, скорее всего, это добавление было вставлено позднее, на Толедском Соборе 653 г. Участники этих Соборов, руководствуясь вполне благими намерениями, утверждали, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Испания только-только отошла от арианства, и участникам этого Собора казалось очень важным лишний раз подчеркнуть Божество Христа. Ведь очевидно, что ссылка на исхождение Святого Духа от Него исключала реставрацию идей Ария, как умаляющих Спасителя. С тех пор это прибавление, не получившее признания в просвещенной Италии, ютилось на осколках западных границ Римской империи среди новообращенных варваров. Несколько позднее Filioque активно использовалось против секты адопционистов, согласно учению которых, очень близкому к несторианству, следует говорить об «усыновлении» Христа Богом-Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

799 Итаций (Ithacius Clarus), по-видимому, написал, кроме уже упомянутого доклада, сочинение об арианстве, где он опровергал арианского диакона Варимада (Migne, Р. L., t. LXII, p. 351). 800 По-видимому, дело разбиралось на Миланском соборе, собранном в 390 г. propter adventum Gallorum episcoporum (По причине приезда галльских епископов) Ambr. Ep. 51. 802 О Нимском соборе, кроме соборного послания (Hefele, Conciliengeschichte, t. II, 62), см. у Сульпиция Севера, Dial. I. 13. 804 В это время незаметно иных православных епископов, кроме Ортигия в Aquae Celaenae. Да и его выгнали сектанты. Он принимал участие в Толедском соборе 400 г., где его решили восстановить в его епархии. 805 Не следует смешивать этого нового сарагосского собора с прежним (380 г.); его настроение заставило Симпозия и Диктиния прибегнуть к св. Амвросию и к папе. Папой был тогда Сириций, а уже не Дамас; в числе условий, поставленных св. Амвросием обоим галисийским епископам, было – вычеркнуть Прискиллиана и его сотоварищей из числа мучеников. Все это указывает на время позже 385 года. 806 Памятником всего этого служит собор в Толедо в 400 г., от протоколов которого до нас дошли только отрывки, попавшие в протокол другого собора в 447 г. (Mansi, t. III, р. 1004). Ср. Хронику Идация, 399. 810 Такой взгляд проводится у M. E. Babut в его книге Priscillien et le Priscillianisme, 1909, в которой этот вопрос разработан с особенной обстоятельностью. 811 Тогда уже были в ходу так назыв. каноны Прискиллиана (Canones Priscilliani), нечто вроде изложения христианского учения в 90 статьях с указанием текстов из ап. Павла, которые их обосновывают. Но до нас дошло только православное переложение их, сделанное еп. Перегрином. 814 На том же соборе Симпозий отверг учение о двух началах и учение о Нерожденном Сыне, но признал, что такие воззрения вообще были приняты в секте. Не имеется строгого основания полагать, что все доктринальные осуждения, провозглашенные на Толедском соборе, вытекают из осуждения лишь этой именно одной формулы: Filius innascibilis. Выражения: doctrina, – secta Priscilliani, novae scienciae, quas Priscillianus composuerat (новые учения, составленные Прискиллианом), очевидно, имеют отношение к другим догматическим пунктам. Некоторые черты подвергшейся осуждению доктрины выступают во фрагментах (деяний) самого собора, фрагментах очень неполных. Но напрасно также утверждать, что формула: Filius innascibilis не могла подлежать осуждению, так как термин: innascibilis в одной из гомилий Прискиллиана (tr. VI, р. 74, 6. 13. ed Schepss) имеет православный смысл. Нет необходимости полагать, что термин Filius innascibilis (а не просто innascibilis) был найден (отцами собора) именно в цитированном трактате Прискиллиана, а не в другом, не дошедшем до нас. Т. Morin (Revue benedictine, 1909, р. 255–280) в описании одного Лаонского манускрипта отметил трактат о Троице, проникнутый, несомненно, савеллианским духом и вышедший из под пера прискиллианиста, если только не самого Прискиллиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Лев 3 -й не только отказался внести в Символ Веры «филиокве», прибавление «и от Сына», но и приказал начертать неповреждённый Символ на досках и выставить их в храме. Через 200 лет, папа Бенедикт 8-й внёс это прибавление в Символ Веры . Кто же из них был непогрешим? Из многочисленных случаев догматических заблуждений римских епископов, достаточно упомянуть о папе Гонорие (625–638 гг.), который впал в монофелитскую ересь (лжеучение, согласно которому у Христа только одна воля – Божеская) и 6-м Вселенским Собором был отлучён от Церкви. На этом соборе присутствовали и подписались под его определениями и делегаты римского епископа, Агафона. 2. «Филиокве» Издревле в своём учении о взаимоотношениях Лиц Святой Троицы Церковь учила, что Третье Лицо Св. Троицы, Святой Дух, предвечно исходит только от Первого Лица Святой Троицы – Бога Отца. Это учение было основано на словах Христовых, что Святой Дух «от Отца исходит» ( Ин. 15:26 ). Эта вероучительная формула была внесена в Символ Веры на Втором Вселенском Соборе (381 г.). Затем этот Собор, а также и Третий и Четвёртый Вселенские Соборы, подтвердив истинность Символа Веры , запретили делать какие-либо добавления к Никео-Цареградскому Символу Веры. Однако, в 589 году, на местном испанском соборе в Толедо было сделано добавление к Символу Веры, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына (qui а Patre Filioque procedit). Эта вставка стала известной, как «филиокве», и впоследствии стала одной из главных причин отхода западного христианства от Православия. Поводом к этому добавлению послужило то обстоятельство, что на Толедском соборе Испанской Церкви было решено присоединить к Церкви вестготов, которые исповедовали арианскую ересь. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына и Отца, то, настаивая на полном равенстве Сына и Отца, испанские богословы на толедском соборе решили поставить и Сына в то же отношение к Святому Духу, в каком находится к Нему Отец, то есть сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. В VII и VIII веках прибавка к Символу Веры филиокве распространилась во франкских церквях. Сначала римские папы отказывались признать филиокве. Так, в IX веке папа Лев III отверг просьбу императора Карла Великого внести эту добавку в Символ Веры . Более того, епископ Рима даже приказал вырезать текст Никео-Цареградского Символа Веры на двух серебряных досках и установить эти доски при гробнице Апостолов Петра и Павла с надписью: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для охранения её».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В период каролингских реформ (кон. VIII в.) начался процесс вытеснения И.-м. п. григорианским пением, затянувшийся на неск. веков. На Соборе в Бургосе (1080 или 1081), проходившем под рук. короля Кастилии и Леона Альфонса VI и папского легата аббата Рикарда Марсельского, староиспанские обряд и пение были запрещены на территории этого королевства. Быстрее всего рим. обряд и григорианское пение стали известны в сев.-вост. землях, в т. н. Испанской марке, вероятно, гл. обр. из-за раннего распространения в этом регионе влияния клюнийского движения. Нововведения быстро охватили весь северо-восток Пиренейского п-ова. В городах, находившихся под властью арабов, распространение григорианского пения происходило медленнее. Вступив в Толедо в 1085 г., кор. Кастилии и Леона Альфонсо VI назначил епископом клюнийца Бернарда с целью введения рим. обряда, но значительная часть клириков-мосарабов не приняла это нововведение. 18 дек. 1086 г. группе франк. священнослужителей, среди к-рых был Бернардо (впосл. епископ Сигуэнсы и Компостелы), было поручено ввести в Толедо григорианское пение. Тем не менее в неск. приходах Толедо было разрешено сохранить староиспанскую богослужебно-певч. традицию. На большей части остальной территории Испании И.-м. п. было заменено григорианским пением до кон. XI в. В кон. XV в. архиеп. Хименес де Сиснерос осуществил реформу испано-мосарабского богослужения, построив для мосарабских общин капеллу Тела Христова в толедском соборе; помимо издания Миссала (1500) и Бревиария (1502) были изготовлены рукописные певч. книги для мосарабских приходов Толедо. В кон. XVIII в. кард. Франсиско Антонио Лоренсана выпустил новое издание испано-мосарабских книг. Источники Рукописных источников по И.-м. п. намного меньше, чем источников по григорианскому пению. Известно более 20 полных нотированных кодексов и большое количество фрагментов. Из полных рукописей целиком нотирован только Леонский Антифонарий. На XI Толедском Соборе (675) месса была включена в число служб суточного круга, поэтому в испано-мосарабских певч.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Толедские Соборы представляли собой церковно-политические собрания, где присутствовали не только представители Церкви, но и светские лица. В 633 г. на IV Толедском Соборе был осужден любой насильственный захват власти. 5 канонов, принятых V Толедским Собором (636), были посвящены защите конунга и его семьи. Созванный в 638 г. VI Собор, рассматривая вопросы церковного управления, утвердил каноны, дававшие знати гарантии соблюдения ее прав. Наряду с внутрицерковными вопросами VII Толедский Собор (646) обсуждал проблемы, связанные с нарушением клятвы верности. Тесная связь Вестготской Церкви с королевской властью, внутреннее единство и сплоченность Церкви явились причинами ее отдаления от церковных событий вне королевства. Редкими стали контакты с др. Церквами, исключая визант. владения. Отношения с Римом также были сведены к минимуму. Почти все вопросы Вестготская Церковь решала самостоятельно, пользуясь поддержкой гос-ва. Среди насущных вопросов оставался вопрос престолонаследия. В VII в. Церковь прилагала значительные усилия для предотвращения узурпации королевской власти. Важной внутрицерковной проблемой королевства оставалось обращение в христианство евреев. Иудейский вопрос имел в Вестготском королевстве политическое значение. Консолидация королевства требовала ассимиляции евреев как единственной закрытой нехрист. группы населения. Конунги Сисебут (612–621) и Эрвиг (680–687) пытались насильно обратить евреев в христианство. Против иудейских общин последовал ряд гос. указов и церковных постановлений (IV и VI Толедские Соборы). Во 2-й пол. VII в. притеснения иудеев усилились, и это вынудило многих переселиться в Африку. Конунг Эгика обнародовал ряд законов, посвященных подчинению иудеев (Leges Visigothorum. XII 2. 18). Кульминации антииудейское законодательство достигло на XVII Толедском Соборе (694). Араб. завоевание Вестготского королевства освободило евреев от бесправного положения. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и опустошили прилегающие земли. 23 июля того же года вестготы потерпели сокрушительное поражение, погиб конунг Родерих. Население покинуло Толедо, а митр. Синдеред бежал в Рим. Немалую роль в падении Вестготского королевства сыграла и социальная напряженность. Оставшиеся в завоеванных областях приняли араб. культуру. Теодорих Амал и Остготское королевство

http://pravenc.ru/text/531505.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010