Е.С. Марей Содержание Структура трактата Содержание трактата и его источники Аудитория «Дифференций» Принятые сокращения     Статья посвящена «Дифференциям» Исидора Севильского – грамматическому трактату в двух книгах, написанному с целью различения синонимов. В статье анализируется структура произведения, выявляется цель, которую ставил Исидор при написании трактата, его источники и методы работы с ними. Однако «Дифференции» гораздо глубже, чем простой грамматический трактат. Грамматика выступает у Исидора средством постижения мира. Установление точного значения слов дает возможность понять истинный смысл того или иного явления, в том числе и постичь замысел Божий. Среди всех так называемых романо-варварских королевств, образованных на территории Римской империи, Толедское королевство вестготов, возникшее в 567 г. на территории Пиренейского полуострова, занимает совершенно особое место в истории латинского Запада. Именно там сформировалась система постоянного сотрудничества Церкви и королевской власти, предопределившая всю его историю. Сложившаяся система во многом (хотя и не во всем) предвосхитила черты каролингской Reichskirche, сложившейся уже после падения королевства вестготов в 711–713 гг. Наиболее авторитетные представители епископата с самого начала играли весьма заметную роль в королевстве, а после исторического III Толедского собора 589 г. значение Церкви еще более возросло. До 589 г. вестготы в массе своей были арианами, что приводило к конфронтации между готами и испано-римлянами, исповедовавшими христианство никейского толка, а также между королевской властью и ортодоксальной Церковью. В 589 г. на соборе в Толедо король Реккаред, сам принявший Никейский символ за два года до этого, провозгласил отказ готов от арианства и их переход в лоно ортодоксальной Церкви. С этого момента началось тесное сотрудничество королевской власти и епископата, получившее название «вестготской симфонии». Наиболее образованные клирики получили возможность участвовать в управлении королевством, творить право, формировать образ власти, наконец, определять развитие интеллектуальной культуры и литературы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Isidori Differ. I – Isidoro de Sevilla. Diferencias/Introducción, edición crítica, traducción y notas por C. Codoñer Merino. P.: Les Belles Lettres, 1992. Isidori Differ. II – Isidorus Hispalensis. Liber Differentiarum sive de proprietate sermonum//Corpus Christianorum. Series Latina CCSL 111A/Ed. M.A. Andrés Sanz. Turnhout: Brepolis, 2006. Isidori Etym. – Isidori Hispalensis Episcopi. Etymologiarum sive Originum libri XX/Ed. by W.M. Lindsay. Oxford, 1911. 1 Подробнее о III Толедском соборе см.: Orlandis Rovira J. El significado del Concilio III de Toledo en la Historia Hispanica y Universal//Concilio III de Toledo: XIV Centenario. 589–1989: congreso. Toledo, 1989. P. 325–332; Stocking R. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589–633. Michigan, 2000; Castellanos S. Los godos y la cruz. Recaredo y la unidad de Spania. Madrid, 2007; etc. 2 Подробнее об Исидоре см.: Уколова В.И. Исидор Севильский как деятель культуры раннего Средневековья//Проблемы испанской истории. М., 1984. C. 176–190; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l&Espagne wisigothique. P., 1959: In 2 vol.; Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León, 1960; Díaz y Díaz M.C. Introducción general//San Isidoro de Sevilla. Etimologias. Edición bilingue preparada por J. Oroz Reta y M.-A. Marcos Casquero. T. 1–2. Madrid: Biblioteca de autores cristianos, 1993. T. 1. P. 7–257; Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l&Espagne catholique. P., 1994; Pérez de UrbelJ. San Isidoro de Sevilla. Su vida, su obra y su tiempo. 3-е ed. León, 1995; и др. 3 Isidori Etym. I.29.1: Etymologia est origo vocabulorum, cum vis verbi vel no-minis per interpretationem colligitur. 4 Подробнее см.: Уколова В.И. Указ. соч.; Velázquez Soriano I. Latine dicitur, vulgo vocant. Aspectos de la lengua escrita y hablada en las obras gramaticales de Isidoro de Sevilla. Logroño, 2003; etc. 5 Fontaine J. Théorie et practique du style chez Isidore de Séville//Vigiliae Christianae. 1960. Vol. 14. 2. P. 65–101; Idem. Isidore de Séville auteur «ascétique»: les énigmes des «Synonyma»//Idem. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. L.: Variorum reprints, 1988. P. VIII, 163–195; Elfassi J. La langue des Synonyma d&Isidore de Séville//Archivum Latinitatis Medii Aevi (Bulletin du Cange). 2004. Vol. 62. P. 59–100; Idem. Les Synonyma d&Isidore de Séville: un manuel de grammaire ou de morale? La réception médiévale de l&œuvre//Revue d&études augustiniennes et patristiques. 2006. Vol. 52. P. 167–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Улфил, бывший по этому случаю во главе готского посольства к Валенту, в угоду императору арианину, согласился распространять среди них христианство с арианским вероучением, которое, таким образом, и утвердилось у них. После удаления из пределов Римской империи, вестготы принесли арианское учение в Испанию, где основали (415 г). свое государство. Только в 589 году на соборе Толедском они отказались от арианства, и перешли к православию. От вестготов христианство с арианским же вероучением перешло к их соплеменникам, остготам , оставшимся позади них, во время великого переселения народов. Завладев (492 г). Италией, остготы, в свою очередь, принесли арианство и сюда. Хотя при Юстиниане I, владычество их в Италии кончилось (553 г.), но они сообщили арианское христианство язычникам лангобардам, и у которых оно только в конце 7 в. окончательно сменилось православием. От вестготов приняли арианское христианство вандалы и свевы , пришедшие еще раньше их в Испанию. Вандалы, перешедшие из Испании в Африку и завоевавшие (429 г). ее северные области, упорно держались арианства и страшно преследовали православных христиан карфагенской церкви; в 533 г. полководец Юстиниана, Велизарий, уничтожил владычество их в Африке, а вместе с тем и арианство. У свевов, окончательно поселившихся в Испании (в нынешней Португалии), арианство держалось до 560 года, когда они обратились к православию. Бургунды , поселившиеся в начале 5 в. в южной Галлии, частично принесли с собой арианское христианство с берегов Рейна, где приняли его от изгнанных из империи ариан, частично заимствовали его у вестготов, но в конце 5 и начале 6 века, под влиянием древних церквей южной Галлии, они присоединились к православию. 2. У франков. Франки, под предводительством своего короля Хлодвига , в конце 5 в. заняли северную Галлию и основали здесь свое государство. Все они были язычники. Христианство распространилось среди них при посредстве бургундской принцессы Клотильды , на которой женился Хлодвиг (493 г.). Долгое время Клотильда убеждала своего мужа принять христианство, но он не соглашался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Признание высокого положения короля вестготов не делало его персону неприкосновенной: из-за выборного характера королевской власти он всегда должен был учитывать интересы той части элиты, к-рая способствовала его избранию (как правило, это были коалиции влиятельных родов). В VII в. неоднократно возникали заговоры среди тех, кто занимали высшие дворцовые должности и входили в окружение короля. Многочисленные войны, к-рые пришлось вести преемнику Рекесвинта кор. Вамбе (672-680), дестабилизировали королевство. Введенные Вамбой законы, обязывавшие всех вестготов нести военную службу и ограничивавшие привилегии родовой аристократии, вызвали недовольство у знати и высшего церковного клира. В результате возник заговор, который возглавил дальний родственник кор. Вамбы Эрвиг; в мятеже, вероятно, принял участие и еп. Иулиан Толетский. Выпив не смертельный, но вызывающий тяжелое недомогание яд и думая, что умирает, Вамба отрекся от престола, к-рый занял Эрвиг (после отречения Вамба прожил еще неск. лет в мон-ре, † 688). В 683 г. на XIII Толедском Соборе приход к власти Эрвига был признан законным, но действия, с помощью к-рых король пришел к власти, впредь запрещались под страхом смерти. Эрвиг передал власть Эгике, своему зятю и племяннику Вамбы, получив в обмен обещание сохранить жизнь и имущество семьи. Несмотря на обещание, сразу после вступления на престол Эгика объявил брак с Сихилоной, дочерью Эрвига, незаконным и начал преследование тех, кто поддержали восстание против Вамбы. Эгике наследовал сын Витица (702-708/9), о его правлении сохранилось мало достоверных свидетельств. После его смерти произошел раскол среди дворцовой знати, участвовавшей в выборах нового короля. Часть из них выступала за передачу престола старшему сыну Витицы - Агиле. Другие, вероятно прежде всего те, кто пострадали от конфискаций Эгики, предложили кандидатуру правителя Бетики Родериха, к-рый и был провозглашен королем. Не признавшие нового короля магнаты вместе с Агилой укрепились в Тарраконе; вспыхнувший конфликт создал благоприятные условия для вторжения извне.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Архиепископ Юлиан Толедский Во II половине VII в. Испания оказалась в фактической изоляции. Ее связи с Вселенской Церковью и даже с Римом были эпизодическими. Подчинение Риму было сугубо номинальным, а желание самостоятельно богословствовать – непреодолимым. В результате увлечение августиновским богословием при отсутствии какой-либо альтернативы дало свои плоды. В 684 г. XIV Толедский собор хоть и признал постановления VI Вселенского собора 680-681 гг. об осуждении монофелитства, но председательствовавший на нем архиепископ Юлиан Толедский написал в Рим послание, в котором при рассуждении о двух волях Христа употребил выражение «воля порождает волю». Формулировка вызвала протест в Риме, однако Юлиан стоял на своем. Он был весьма образован и обладал практически неограниченной духовной и светской властью в Испании, полностью подчинив своему влиянию слабого короля Эрвига (680-687). В конечном счете, вопрос о подозрениях испанцев в монофелитстве был замят. Но дело этим не ограничилось. Тот же самый XIV Толедский собор отказался признать решения V Вселенского (II Константинопольского) собора 553 г., осудившего несторианские воззрения Феодора Мопсуестийского и иных . Мопсуестийский епископ, предвосхищая Нестория, учил о различии Бога-Слова и человека Иисуса Христа, в котором Слово лишь пребывало. В отличие от монофелитства, в несторианстве признавалась не только особая человеческая воля Христа, но и отдельная от Бога-Сына личность, что делало Его двухипостасным. Вопреки Халкидонскому собору единая Богочеловеческая ипостась рассекалась. Человечество Христа не было обожено и существовало как бы само по себе, хотя и было усыновлено Богом. V Вселенский Собор долго не признавался в разных частях Запада. В 649 г. на Латеранском соборе Рим даже повторно должен был анафематствовать всех не разделявших учение пяти Вселенских соборов. Однако Испанию это не убедило. Скорее всего, вплоть до арабского завоевания в начале VIII в. испанские богословы оставались на своей позиции. Возможно, это было связано с неприятием политики императора Юстиниана, при котором и состоялся V Вселенский Собор (вестготское королевство в Испании подверглось в это время удару со стороны византийцев), но в целом именно рационалистическая тенденция испанского богословия и стремление к полной интеллектуальной самостоятельности приводили к печальным последствиям. Испанцы подпадали под обвинение в монофелитстве и несторианстве – ересях, которые противоречили друг другу. Однако все же у них была общая логика, исходившая из представления об особой и частной человеческой природе Христа, принципиально отличающейся от нашей и с ней не единой. Таким образом, мы не соединяемся со Христом в Его Церкви, не становимся Его Телом и не спасаемся . Но чудо Воплощения заключается в том, что Бог принял на себя то же самое немощное тело, что и у нас, но не согрешил, чтобы и нас, соединенных с ним, избавить от грехов. Вне учения об обожении это не очевидно.

http://pravoslavie.ru/55401.html

В 680 году, когда началось правление Эрвига, Испанию, по свидетельству «Мозарабской хроники», «опустошил страшный голод» . Из той же хроники известно, что в 681 году «Эрвиг созвал двенадцатый Толедский собор, где присутствовали 35 епископов, бесчисленное множество клириков и прочих христиан», но на нем не было ни одного епископа из Септимании и Тарраконской Испании. Возможной причиной их отсутствия была опала, которой подверглось духовенство этих провинций в результате мятежа герцога Павла. Помимо епископов и аббатов соборные акты подписали 15 государственных сановников. «В то время, – пишет автор «Хроники», – епископ Юлиан, происходивший из еврейского рода, подобно цветку розы, взросшему меж шипов, сиял над миром своими познаниями в христианском учении» . Но председательствовал на соборе не он, а другой Юлиан – старейший епископ Испании митрополит Гиспальский (Севильский). Тон собору, однако, задавал Юлиан Толедский, и соборные решения принимались под его решающим влиянием, разумеется, при согласовании с его покровителем королем. XII собор постановил, что всякий, кто принял монашеский постриг, впредь уже не может брать в руки оружие и воевать, а следовательно, быть королем – верховным вождем войска. На этом основании Вамба, ставший монахом, не мог уже более оставаться королем. В связи с этим восшествие на трон Эрвига было признано правомерным. В обращении Эрвига к собору особый акцент сделан на опасности для государства со стороны иудеев. Собор и в этом поддержал короля, с особенным энтузиазмом – митрополит Толедский Юлиан, даром что сам имел иудейских предков. Собор настаивал на принятии мер, которые бы подталкивали иудеев к крещению, угрожая им в противном случае конфискацией имущества и даже изгнанием из страны. В прошлом, в 589 году, III Толедский собор, на котором арианские епископы и готская знать подписали православное исповедание, внес в него крайне неудачную формулу filioque – об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, хотя самый Символ веры в актах того собора не содержал этого искажения, и вот XII собор впервые включил злополучное filioque в самый Символ.

http://pravoslavie.ru/108026.html

§ 23. Filioque Древние отцы Церкви, раскрывая учение о взаимном отношении Лиц Святой Троицы, утверждали, что Дух Святой исходит от Отца. В учении об этом личном свойстве Святого Духа они строго держались изречения Самого Спасителя: Иже от Отца исходит. Это изречение и внесено в Символ веры на Втором Вселенском соборе. Затем как II, так и III и IV Вселенские соборы запретили делать какие-либо прибавления к Никео-Цареградскому Символу. Но через несколько столетий на местном соборе частной испанской Церкви, именно Толедском (589 г.), сделано было прибавление к этому Символу в члене о Святом Духе: между словами «от Отца» и «исходящаго» вставлено слово «и Сына» (filioque). Поводом к такому прибавлению послужило следующее обстоятельство. На соборе Толедском решено было присоединение вест-готов-ариан к Православной Церкви. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве их, испанские богословы на Толедском соборе решились поставить и Сына в то же отношение к Святому Духу, в каком находится к Нему Отец, то есть сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и внесли в Символ слово «filioque». В VII и VIII веках это прибавление из испанских церквей распространилось в церквах франкских. Сам Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали «filioque», когда Восточная Церковь высказалась против этого прибавления. Карл Великий на соборе в Ахене (809 г.) даже подтвердил правильность и законность прибавления в Символе слова «filioque», несмотря на представления Восточной Церкви, и заключения собора отослал к папе Льву III на утверждение. Но папа решительно отказался признать «filioque». По его распоряжению Никео-Цареградский Символ, без слова «filioque», написан был на греческом и латинском языках на двух досках, и доски положены были в храме святого Петра для засвидетельствования верности Римской Церкви древнему Символу. Несмотря на это, в IX и X веках учение об исхождении Святого Духа и от Сына распространялось все более и более в западных Церквах, так что и Римская Церковь стала склоняться к нему. Восточная Церковь во второй половине IX века, при патриархе Фотие, на соборах (867 и 879 гг.) обличала и осуждала это нововведение Западной Церкви, как противное учению Церкви Вселенской, но Западная Церковь не принимала во внимание голоса Восточной Церкви, и папа Бенедикт VIII в 1014 году окончательно внес в Символ «filioque». С этого времени учение об исхождении Святого Духа и от Сына утвердилось навсегда в Римской и во всех западных Церквах. § 24. Евхиты (мессалиане)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Посему Св. Иоанн Дамаскин пишет: Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем: от Сына-же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем» (Богосл. кн. 1, гл. XI, ст. 4). Но западная церковь, как известно, сделала прибавление в символе, в учении об исхождении Духа Святого, ииенно между словами: от Отца и исходящего – вставила слово: и Сына (Filique), и таким образом, по учению западной церкви, Дух Святой исходит от Отца и Сына. В первый раз это прибавление к символу было сделано на поместном соборе испанской церкви, именно Толедском, в 589 году. Поводом к такому прибавлению послужило, как гласит история, следующее обстоятельство. На соборе Толедском решено было присоединение вестготов-ариан к православной церкви. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве Их, испанские богословы на Толедском соборе решились поставить и Сына в то-же отношение к Св. Духу, в каком находится к Вену Отец, т. е. сказали, что Дух Св. исходит от Отца и Сына, и внесли в символ слово: Filioque. Понятно таким образом, что первый повод ко внесению в Символ слова: Filioque не был хорошо обдуман осуществившими его, и прибавление было сделано чисто под влиянием одних внешних условий, без всякого отношения к существу дела. Тем не менее в VII и VIII веках это прибавление из испанских церквей распространилось в церквах франкских. Сам император франков Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали Filioque, когда восточная церковь высказалась против этого прибавления. В 809 г. в Ахене составился по этому предмету нарочито собор, под личным председательством самого императора, и хотя папа Лев III, к которому отправлены были на утверждение заключения собора, решительно отказался признать эти заключения законными и, для большего ограждения чистоты учения, приказал вырезать на двух серебряных досках, на одной по-гречески, а на другой по латыни, никео-цареградекий символ без всякой перемены и положить эти доски в храме при гробнице апостолов Петра и Павла, какы под защиту их ( На досках была сделана надпись: haec Leo posui атоге ет caumela orthodoxae religionis, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик был низложен и на его место поставлен св. Мефодий, ревностный иконопочитатель. Он собрал собор, на котором была подтверждена святость седьмого Вселенского собора, и иконопочитание было восстановлено. Затем, 19 февраля 842 г., в воскресение на первой неделе Великого Поста состоялась торжественая процессия по улицам города с иконами. Этот день остался навсегда днем торжества Церкви над всеми ересями — днем Православия. После этого иконоборческие епископы были низложены и их кафедры заняли православные. Теперь иконоборческая партия окончательно потеряла свою силу " . Древние отцы Церкви, раскрывая учение о взаимном отношении Лиц Святой Троицы, утверждали, что Дух Святой исходит от Отца. В учении об этом личном свойстве Св. Духа они строго придерживались изречения Самого Спасителя: Иже от Отца исходит. Это изречение внесено в Символ Веры на втором Вселенском соборе. Затем второй, третий и четвертый Вселенские соборы запретили делать какие-либо прибавления к Никео-Цареградскому символу. Но, через несколько столетий на местном соборе частной испанской церкви, именно Толедском (589 г.), было сделано прибавление к этому символу в члене о Св. Духе — между словами: от Отца и исходящаго было вставлено слово: И Сына (filioque). Поводом к такому прибавлению послужило следующее обстоятельствою На Толедском соборе было решено присоединить вестготов-ариан к православной Церкви. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве их, испанские богословы на Толедском соборе решили поставить Сына в то же отношение к Св. Духу, в котором находился к Нему Отец, т.е. сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и внесли в символ слово filioque. В 7 и 8 вв. это прибавление из испанских церквей распространилось во франкские церкви. Сам Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали filioque, когда восточная церковь высказалась против этого прибавления. Карл Великий на соборе в Ахене (809 г).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

42 В тексте spiritalis. Возможно, игра слов: Spiritussanctus – дух святой, т.е. постящиеся преисполняются Святого Духа. 43 В тексте sacrificium. По мнению Исидора Севильского , sacrificiumecmь всякого рода приношения, которые возлагаются на алтарь или сжигаются на нем, в отличие от donum– денежного дара. (Isidori. Etym. VI.19.29–30: Donum dicitur quidquid auro argentoque aut qualibet alia specie efficitur. Sacrificium autem est victima et quaecumque in ara cremantur seu ponuntur). Sacrificiummakжe обозначает таинство Евхаристии, совершаемое с помощью хлеба и вина в память о страстях Господних (Isidori.Etym. VI.19.38: Sacrificiumdictumquasisacrumfactum, undehoceoiubentecorpusChristiet sanguinemdicimus – «Приношение называется как бы от свершения таинства, потому что тайной молитвой посвящается памяти страданий Господа за нас; поэтому, как Он и заповедал, мы называем это Телом и Кровью Христовой»). 44 Эта идея Исидора чрезвычайно важна. Даже после принятия ортодоксального христианства в 589 г. церкви Толедского королевства не имели единой литургии, единого канона читаемых книг и т.д. Практически в каждой провинции богослужение совершалось по-своему, что подрывало единство испанской церкви (OrlandisJ., Ramos-LissynD. Historia de losconciliosde la Espacaromanay visigoda. Pamplona, 1986. Р. 268–269; StockingR. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589–633. Michigan, 2000. P. 156–158). Единый порядок богослужения стал складываться лишь с IV Толедского собора 633 г., проходившего под председательством Исидора Севильского (Conc. de ToledoIV (633). can. 2: unusmodusinmissarumsolemnitatibus, unusinuespertinismatutinisqueoificiis, necdiuersasitultrainnobisecclesiasticaconsuetudo, utunafidecontinemuret regno – «Итак, мы оставляем один порядок молитв и пения псалмов по всей Испании и в Галлии, одно правило для торжеств мессы, одно – для вечерних и утренних служб, и пусть более не будет у нас различных церковных обычаев, дабы мы соединялись единой верой и королевством»). На этом Соборе было принято 14 постановлений, в которых было регламентировано церковное песнопение, пасхальная литургия, ритуал крещения, а также был прописан единый канон священных книг, читаемых при богослужении. Следует, однако, заметить, что процесс унификации богослужения продолжался и после IV Толедского собора

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010