О том, что и Моисею существование злых духов было известно, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» ( Втор.32:17 ), т.е., как поясняет святой Иоанн Златоуст , приносили жертвы идолам, в которых сидят бесы. Каким изображается злой дух в книге Бытия, таким он описывается в книге Иова, т.е. клеветником. Там он клевещет на Бога, а здесь на Его праведника, которого «поразил гноем лютым от ног и до головы». Он поразил бы ненавистного ему праведника и смертию, если бы это не было запрещено ему Богом ( Иов.1:6–22; 2:1–7 ). Диавол попустил Давида, «да сочислит народ израильский ( 1Пар.21:1 ; 2Цар.24:1 ). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила, ( Тов.3:8 ); злой дух овладевал Саулом ( 1Цар.16:1–15 ). Святой Иоанн Богослов истину бытия злых духов тесно связывает с истиною пришествия в мир Сына Божия: «Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Из этих слов следует, что не зная кто такой диавол, мы не можем знать, что сделал для нас Иисус Христос , и отрицание злых духов ведет к отрицанию тайны падения, а, следовательно, и тайны искупления. В самом деле, для чего Христу нужно было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицание искупления необходимо должно привести к отрицанию всего христианства. Что Иисус Христос приходил для того, чтобы разрушить дела диавола, об этом свидетельствует вся евангельская история. «Ваш отец диавол, – говорит Иисус Христос иудеям, – и вы хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Затем Иисус Христос и в положительном учении, и в притчах, – в объяснительной их части, часто упоминает о диаволе и о ангелах его, и везде учит о них, как о злых духах, старающихся вредить людям, губить их, и блюдомых для вечного огня. Изображая последний страшный суд, Христос говорит: «Сын человеческий скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» ( Мф.25:41 ). Осуждение Свое Господь изрекает грешникам – существам действительным; не ясно ли из этого, что диавол и ангелы его также существа действительные, ибо для них прежде всех уготован огонь вечный, ожидающий и их последователей – грешников?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2.10. Или хотя бы ты можешь быть принятым в общение ангелом Рафаилом, отвечающим за врачевание (ср. Тов.3:16 ); и если, когда увидишь человека, раненного грехом и пораженного стрелами дьявола, приложишь снадобье речений и слов Божьих, то исцелишь его врачевством покаяния и исповеди. И если кто совершает в этом мире подобные дела, тот дает возможность Творцу в будущем веке соделать себя «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» ( 2Тим.2:21 ); если же будет поступать обратно этому, то представит себя Божественному промыслу «сосудом для низкого употребления» (ср. 2Тим.2:20 ). Поэтому, как мне видится, в Божественных книгах записаны и добрые, и злые совершенные дела, в Божественных Писаниях рассказано и о правых, и о неправых деяниях, чтобы поняли мы, что у Бога ничто не лежит без дела – ни добрые поступки, ни злые. А теперь, после долгого, но необходимого отступления, вернемся к нашей теме. 3.1. Валаам, как мы сказали выше, был прорицателем – иными словами, ему иногда удавалось с помощью демонов и магии предсказывать будущее (ср. Чис.22:6 ). Царь Валак просит его прийти и проклясть народ Израиля; к нему направляются послы, они несут в руках приспособления для гадания; пораженные и охваченные ужасом народы ждут, что ответит Валаам, будучи уверенными в том, что он достоин беседовать с Богом. Теперь посмотри, как премудрость Божья понуждает этот сосуд, приготовленный «для низкого употребления» (ср. 2Тим.2:20 ), служить во благо не только одного народа, но всего мира, и тому, перед кем обычно предстают демоны, является Бог, и Он удерживает его от этого злого пути (ср. Чис.22:12 ). Валаам поражен и восхищен силой удерживающего, ибо зло не имело обыкновения быть недовольным демонами. Между тем он отсылает послов обратно, сказав, что ничего не может сделать – только произнести слова, которые Бог вложил в уста его. Послы возвращаются, Валаам снова докучает своими просьбами, снова жаждет услышать ответ (ср. Чис.22:18,38 ); ибо нелегко жадному отказаться от вознаграждения. И что же он слышит от Бога во второй раз? Сказано: «Если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними» ( Чис.22:20 ). Бог уступает желанию, продиктованному алчностью, чтобы исполнилось написанное: «Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» ( Пс.80:13 ), что отнюдь не мешает исполнению Божьего замысла, ибо сказано Валааму: «Говори то, что Я буду говорить тебе» ( Чис.22:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

писал книгу до плена. Почему же «ясно показывают»? Разве не мог в тех же чертах предсказывать о мессианском храме Товит и по разрушении храма Соломонова, как и по создании храма Зоровавеля? Разве мессианские предсказания пророков перестали быть верными по разрушении Иерусалима? Если составитель книги Товита мог и после плена предсказывать (или повторять предсказания) о вечном мессианском царстве под видом построения вечного Иерусалима и храма, то довод автора в пользу допленного происхождения книги теряет всякую силу. Если же не мог, как думает автор, то очевидно только потому, что вид разрушенного храма Соломона и «жалкого» храма Зоровавеля являлись как бы некоторым опровержением мессианских предсказаний. Очевидно, сам автор ставит в тесную связь пророчество о мессианском храме с историей вещественного храма. Весь ход рассуждений автора в его «Защите» показывает, что он выпустил из рук главную нить своих мыслей, изложенных им в своем исследовании. Чрез анализ указаний книги Товита относительно храма автор определяет время написания ее (стр. 621). Для него это первый и главный довод в пользу допленного происхождения книги Товита. Так как составитель книги Товита говорит о храме, что он будет построен 1) при всеобщей радости, 2) на вечные времена и 3) не такой, как прежний, но здание величественное, то ясно, что он не знал храма Зоровавеля. Посмотрим, однако, насколько это убедительно. В Тов.13:10 Товит приглашает Иерусалим славить Господа, чтобы снова сооружена была скиния Его с радостью (μετ χαρς). Прибавление «всеобщая» (радость), важное в виду того, что и при построении храма Зоровавеля была радость, хотя и не всеобщая, – присочинил от себя автор для усиления своей аргументации. Слова «всеобщая» нет в тексте. Повторяем, что радость была и при построении храма Зоровавеля. Если при основании его в то время, как одни радовались, некоторые плакали от огорчения ( Ездр.3:11–12 ), то по окончании храма, по словам книги Ездры (6:16): «совершили сыны израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью (ν εφροσν).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Премудрость обращается к людям (Притч 1:20–33) и открывает им тайны Божии (Притч 8:22–36), однако большинство людей не принимает ее. В ВЗ и в еврейской традиции мудрые принимают, а простецы и невежды отвергают дар Премудрости. Иисус переворачивает эту схему: Божия весть утаена он мудрых, но принимается простыми и неискушенными людьми, которые названы младенцами. Подобная мысль, впрочем, не совсем чужда письменности мудрых Израиля: Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным (Сир 3:19), Премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев (Прем 10:21) и встречается в кумранской литературе. Та же мысль подробно раскрывается у апостола Павла (1 Кор 1:18–31), и формальная близость слов eЩdok…a ‘благоволе­ние’ в 10:21 и eЩdTkhsen ‘благоугодно было’ в 1 Кор 1:21, может быть, означает, что Апостолу было известно это речение. Отче ( арам. ’abb„) — слово, с которым в эпоху ВЗ почти никто не обращался к Богу (см., однако, молитву Елеазара в 3 Мак 6:2: Призри, Отец, на семя Авраама) и которое открывает Богосыновство Самого Иисуса. Господи неба и земли — распространенное молитвенное обращение, сохраненное в еврейской традиции и опирающееся на Быт 14:19 (благословение Мелхиседека), 22 (клятва Авраама), см. еще Тов 7:17. Может быть, Иисус прямо благодарит Отца за то, что знание утаено от мудрых и разумных, и таким образом посрамляется их гордыня. Однако грамматическая конструкция допускает и другое понимание, при котором благодарение относится лишь к откровению Божественного знания младенцам: ‘благодарю за то, что Ты, скрыв от мудрых и разумных, открыл сие младенцам’. Тайный Божий замысел, обозначенный местоимением сие ( таата), в предустановленный срок открывается избранным людям как Благая Весть о спасении. Всё предано Мне Отцем Моим, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть — речение, восходящее к общему источнику Луки и Матфея; по конструкции и стилю оно напоминает речи Иисуса в Евангелии от Иоанна.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Беседа 1. На слова «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» I. Но чем помянет меня Господь в Своем славном царствии? Хорошо разбойнику, страдавшему вместе с Богочеловеком и среди мучений крестных познавшему своего Спасителя, хорошо было ему говорить тогда: помяни мя, Господи! Не надеясь ни на какие прежние дела свои, не имея возможности и впредь совершить что-нибудь угодное Богу, кающийся на кресте мог в том находить отраду, что он страдает с Богочеловеком вместе, и мог так говорить к Нему: «Господи! не забудь меня, сострадальца Своего, хотя я страдаю по грехам моим, а Ты страждешь невинно. Обрати это самое в заслугу мне, что я, виновный, страдаю с Тобою Всесвятым!» Что же, душа моя, можешь сказать Господу? Разве ты страдаешь с Ним? Ты точно страдаешь, ты в ужасной болезни, но это страдание ты, бедная, мало чувствуешь, эту болезнь ты даже любишь. Нет! ты страдаешь без Господа, и как можешь сказать Ему: «Помяни мя во царствии Твоем». Чем и за что помянуть Тебя? Еще более имели права говорить молитву «Помяни мя, Господи» те, кои и жили и умирали для Господа , те, кои «во всем являли себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ), могли сказать: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Рим.8:36 ). Имеют право так молиться и те, кои много творили добра ближним своим , например, подобные Неемии, который, совершив подвиг любви к своему отечеству, говорил: «Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего!» ( Неем.5:19 ), или благодетельному Товиту, коего молитва: «Воспомяни меня и призри на меня» ( Тов.3:3 ) достойно услышана. Но что для Господа или что для своих ближних сделала ты, душа моя, за что бы и тебя помянул Господь в Своем царствии? Есть, точно есть у Господа памятные книги, в кои вписываются все наши дела, добрые и злые; по сим книгам будут некогда судить нас ( Откр.20:12 ). Но тебе, душа моя, не сотворившей ничего доброго, лучше молить не «помяни, Господи», а «забудь то, что совершено мною на земле, да изгладится из книги жизни моей все служащее к моему осуждению!» Проси себе блаженства тех, «кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» ( Пс.31:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Всякий,... кто не признает, что Иисус Христос пришел в плоти,... есть антихрист» ( 1Ин.4:3 ). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем «бодрствовать в молитвах» ( 1Пет.4:7 ), пребывать в постах; в молитвах будем просить всевидящего Бога «не ввести нас во искушение " ( Мф.6:13 ), как сказал Господь: «дух бодр, но плоть... немощна» ( Мф.26:41 ; Мк.14:38 ). Глава 8. Пребывайте в надежде и терпении. Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Который «грехи наши... вознес на Своем теле на древо " . Который «не сделал... греха» и в устах у Которого не было лжи ( 1Пет.2:22, 24 ), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому. Глава 9. Оказывайте терпение по примеру Игнатия и других. Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас, и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но Того, Кто за нас умер и для нас был воскрешен Богом. Глава 10. Увещание к добродетелям. Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти ( Тов.4:10, 12:9 ). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников ( 1Пет.2:12 ), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в котором, впрочем, вы и живете. Глава 11. Скорблю за Валента; остерегайтесь любостяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

Следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они с нами живут на земле, и тогда, когда чрез смерть переселяются в другой мир, ибо живём ли, или умираем, всегда Господни ( Рим.14:8 ) и умершие, как и живущие, равно у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Умершие знают о том, что происходит после них на земле, и, следовательно, слышат наши молитвы о них, как это видно из примера богача, знавшего о нуждах своих братьев, оставшихся после его смерти на земле ( Лк.16:22–31 ), и из слов апостола Петра, обещавшего верующим и после смерти своей позаботиться о них ( 2Пет.1:12–15 ). Во-вторых, отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей за гробом, как это видно из слов Христа Спасителя, что только хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем, всякий же другой грех и хула простятся ( Мф.12:31–32 ). Наконец, слово Божие учит, что не только в Ветхом Завете существовал обычай молиться за умерших и приносить за них жертвы Богу ( Иер.16:6–7 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; Сир.3:30 ; 2Мак.12:39–45 ), но что и во времена апостолов было в обычае поминать умерших, ублажать их, молиться за них ( Евр.13:7 ; Иак.5:11 ). Для душ христианских нет вечной смерти. Смерть и жизнь за гробом есть лишь временное разлучение души и тела впредь до будущего воскресения. Христос, когда жил на земле, воскрешал мёртвых и молитвой Своей к Отцу небесному возвращал души обратно в их мёртвые тела ( Ин.11:41 ). Для нас верно слово Его: «Я есмь Первый и Последний, и Живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь, и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ). А если и жизнь и смерть во власти Христа, то в Его власти и спасение наше и в жизни и по смерти. Он, по учению Слова Божия, – как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:4:25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о молитве и милостыне за умерших Мф.12:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Загробное состояние души в Писании называется различно: то «домом Своим» ( Еккл.12:5 ), то «вечной обителью» ( Тов.3:6 ), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями: Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах – красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, – так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает, какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими представление о загробных душевных переживаниях – хороших, или тяжких. Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом. Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ). «Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Ветхозаветное Писание описываемыми видениями доказывает, что умершие жнвут в загробном мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме: Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. ( 1Цар.28:11–19 ). Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир.46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Итак, в этой истории можно видеть, во-первых, то благодеяние, творимое нам святыми Ангелами, Хранителями нашими, что они приносят молитвы наши, творимые с сокрушением сердечным, пред славой Вышнего Бога, к Божественному Престолу Его, о чем свидетельствует и святой Иоанн в Апокалипсисе, говоря: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед Престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Из этого можно видеть, что святые Ангелы возносят наши молитвы к Богу и делают их известными всем прочим предстоящим Богу небесным чинам. Идет молодой Товия, посланный старым, в мидийский город Раги, сопровождает его Ангел в образе человека-наемника. Благословил отец сына своего в путь, сказав: «Идите во благо, и да будет Господь с вами и Ангел Его да проведет вас». Обещает и Ангел неложно: «Я здорового веду и здорового приведу к тебе сына твоего» (см. Тов. 5 гл.). Мы же отсюда можем видеть, что святые Ангелы, Хранители наши, пребывают с нами неотступно в путях наших, невидимо сопутствуют нам, охраняя нас во всех путях наших по велению Человеколюбца Бога, в чем проявляется превеликая и неизреченная любовь и милость Его к нам, недостойным рабам Его, как из многих иных неизреченных благодеяний, постоянно являемых нам, так и из того, что Он заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших. Знать, любит нас Господь наш, если имеет о нас такое попечение, что ограждает нас святыми Своими Ангелами, «да ополчением их соблюдаемые и наставляемые достигнем» спасения (см. молитву на Часах). Достойные блюстители приставляются к достойным вещам. Знать, и мы достойны в очах Творца нашего, если Он приставил к нам таковых достойных блюстителей, бесплотных и бессмертных духов, жителей небесного града, предстоящих Престолу Божию. К малым детям обычно приставляются пестуны-хранители, чтобы носить их на руках. Мы малы в очах Владыки нашего, «умалены пред Ангелами» ( Пс. 8:6 ), однако мы возлюбленные дети Его: «Дал нам власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ); «Я буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», – говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор. 6:18 ). И как к малым детям, Он приставил к нам пестунов и хранителей – святых Ангелов, чтобы носить нас на руках: «На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень» ( Пс. 90:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010